вольфенштейн
Wolfenstein — серия об альтернативной истории видеоигр Второй мировой войны , первоначально разработанная Muse Software . [ 1 ] В большинстве игр рассказывается о Уильяме «Би Джей» Блазковиче , капитане американской армии, и его борьбе против держав Оси . Более ранние игры посвящены попыткам нацистов использовать сверхъестественные и оккультные силы, а действие более поздних игр происходит после того, как нацисты успешно внедрили различные научно-фантастические технологии для достижения победы во Второй мировой войне .
Первые две игры серии, Castle Wolfenstein и Beyond Castle Wolfenstein , были ориентированы на стелс-геймплей с точки зрения сверху вниз . Начиная с id Software от Wolfenstein 3D и помогли его популяризировать , они перешли к жанру шутеров от первого лица . После того, как ZeniMax Media приобрела id Software, включая франшизу Wolfenstein , разработчик MachineGames стал основным разработчиком серии.
История
[ редактировать ]1981–1992: Программное обеспечение Muse
[ редактировать ]
Castle Wolfenstein был разработан программистом Сайласом Уорнером вместе с Дейлом Греем и Джорджем Варнделлом и опубликован в 1981 году его компанией MUSE Inc. (позже известной как Muse Software). [ 2 ] Уорнера называют пионером ранней эпохи видеоигр, особенно в жанре стелс . [ 3 ] [ 4 ]
Замок Вольфенштейн был первоначально задуман Уорнером после того, как он увидел британско-американский военный фильм 1961 года «Пушки Навароне» , в котором рассказывается об усилиях союзников отряда коммандос , пытающихся разрушить, казалось бы, неприступную немецкую крепость . [ 5 ] [ 6 ] В тот же день Warner сыграла в многонаправленную аркадную игру - шутер Berzerk , в которой игрок перемещается по лабиринту с помощью роботов, стреляющих лазерами. [ 7 ] Поиграв в игру, Уорнер подумал о том, чтобы взять дизайн Берзерка и заменить роботов нацистами. [ 8 ] В конце концов он остановился на идее игры, основанной на жанре аркадной стрелялки , в которой игроки уворачиваются от врагов с намерением убить их, но вместо этого меняют цель, чтобы уйти от вражеской стражи и их замка, а не обязательно убивать и разрушать. их; это сделало атакующих защитников средством достижения цели, а не самоцелью. [ 6 ]
Castle Wolfenstein часто называют одной из первых видеоигр в жанре стелс, поскольку в ней больше внимания уделяется уклонению от врагов или их обезоружению, а их убийство считается крайней мерой. [ 9 ] Castle Wolfenstein была первой компьютерной игрой, в которой использовалась оцифрованная речь. [ 10 ] и повлиял на развитие других подобных игровых франшиз, таких как Metal Gear и Thief . [ 11 ] Muse Software выпустила продолжение Beyond Castle Wolfenstein в 1984 году, прежде чем компания была официально ликвидирована 7 октября 1987 года. [ 12 ]
1992–2001: id Software
[ редактировать ]В ноябре 1991 года недавно созданная компания по разработке видеоигр Id Software , основанная программистами Джоном Кармаком и Джоном Ромеро , игровым дизайнером Томом Холлом и художником Адрианом Кармаком , планировала свою следующую крупную игру после окончания контракта со своим бывшим работодателем Softdisk . [ 13 ] После первоначального предложения о научно-фантастической Холла игре под названием It's Green and Pissed о борьбе с мутантами в исследовательской лаборатории, Ромеро предложил 3D- римейк Castle Wolfenstein . Команда тяготела к этой идее, поскольку Холлу, Ромеро и Джону Кармаку нравилось играть в оригинальную Castle Wolfenstein 1981 года . [ 14 ] Первоначально команда считала, что не сможет использовать это название, но обнаружила, что к 1986 году срок действия товарного знака уже истек. [ 15 ]
Производство Wolfenstein 3D началось 15 декабря 1991 года. [ 16 ] Ромеро представил идею как 3D-версию Castle Wolfenstein , и команда изначально планировала включить в нее многие из тех же функций, которые были представлены в Castle Wolfenstein и его сиквеле, такие как перетаскивание и обыск трупов, а также открытие ящиков. Они начали реализовывать другие идеи, вдохновленные скрытным аспектом Castle Wolfenstein, такие как замена униформы с охранниками и скрытное нападение на врагов; команде удалось заставить его работать, поэтому, если охранник видел труп, он пытался найти игрока. [ 8 ] [ 15 ] Однако функции, связанные со скрытностью, в конечном итоге были удалены, поскольку Ромеро обнаружил, что они мешают ходу игры; Ромеро заявил в интервью, что «проблема в том, что игра резко остановилась, когда вы делали эти вещи… мы не хотели замедлять ее, поэтому фактически удалили эти функции и оставили ее быстрой». Как далее объяснил Ромеро в другом интервью: «Игра была самой интересной, когда она представляла собой головокружительный бег по картам с тоннами уничтожения нацистов. Все, что замедляло игровой процесс, должно было быть удалено». [ 17 ]
от id Wolfenstein 3D была выпущена 5 мая 1992 года и опубликована Apogee Software . [ 15 ] Считается, что игре удалось создать жанр шутеров от первого лица . [ 11 ] [ 18 ] и обозначил новое направление для самой франшизы. 3D была первой игрой, в которой был вид от первого лица и 3D-графика , что позволило отойти от более сдержанного игрового процесса Castle Wolfenstein , в котором ценились скрытность и управление ресурсами . Вместо этого игра адаптировала стиль «беги и стреляй» , который станет образцом для жанра шутеров от первого лица . [ 11 ] Wolfenstein 3D была первой игрой, в которой фигурировал Уильям «Би Джей» Блажкович , американский шпион польского происхождения, который стал главным героем серии. [ 19 ]
id Software надеялась заработать на игре около 60 000 долларов после ее выпуска. [ 8 ] К концу 1993 года было продано более 100 000 копий игры, а также еще 100 000 копий ее приквела Wolfenstein 3D: Spear of Destiny . [ 17 ] [ 20 ]
Игры
[ редактировать ]1981 | Замок Вольфенштейн |
---|---|
1982–1983 | |
1984 | За пределами замка Вольфенштейн |
1985–1991 | |
1992 | Вольфенштейн 3D |
Копье Судьбы | |
1993–2000 | |
2001 | Возвращение в замок Вольфенштейн. |
2002 | |
2003 | Вольфенштейн: Вражеская территория |
2004–2007 | |
2008 | Вольфенштейн РПГ |
2009 | вольфенштейн |
2010–2013 | |
2014 | Вольфенштейн: Новый порядок |
2015 | Вольфенштейн: Старая кровь |
2016 | |
2017 | Wolfenstein II: Новый Колосс |
2018 | |
2019 | Вольфенштейн: Янгблад |
Вольфенштейн: Киберпилот |
Игра | Метакритик |
---|---|
Вольфенштейн 3D | (Получить) 57 [ 21 ] (ПС3) 77 [ 22 ] (X360) 66 [ 23 ] |
Возвращение в замок Вольфенштейн. | (ПК) 88 [ 24 ] (ПС2) 66 [ 25 ] (Иксбокс) 84 [ 26 ] |
Вольфенштейн: Вражеская территория | (ПК) 90 [ 27 ] |
вольфенштейн | (ПК) 74 [ 28 ] (ПС3) 71 [ 29 ] (X360) 72 [ 30 ] |
Вольфенштейн: Новый порядок | (ПК) 81 [ 31 ] (PS4) 79 [ 32 ] (ХОНЭ) [ 33 ] |
Вольфенштейн: Старая кровь | (ПК) 76 [ 34 ] (PS4) 77 [ 35 ] (ХОНЭ) [ 36 ] |
Wolfenstein II: Новый Колосс | (ПК) 86 [ 37 ] (PS4) 87 [ 38 ] (ХОНЭ) [ 39 ] (Н.С.) 79 [ 40 ] |
Вольфенштейн: Янгблад | (ПК) 69 [ 41 ] (PS4) 72 [ 42 ] (ХОНЭ) [ 43 ] (Н.С.) 67 [ 44 ] |
Замок Вольфенштейн (1981)
[ редактировать ]Приключенческая игра-невидимка, действие которой происходит во время Второй мировой войны, в которой игрок управляет неназванным американским военнопленным, который крадет немецкие файлы, содержащие секретные планы войны. Основная цель — сбежать из одноименного нацистского оплота, избегая, обезоруживая, а иногда и убивая враждебных охранников.
Первая игра франшизы была разработана и издана компанией MUSE Inc. в 1981 году.
За пределами замка Вольфенштейн (1984)
[ редактировать ]Продолжение Castle Wolfenstein, действие которого происходит во время Второй мировой войны, во время правления Адольфа Гитлера на посту канцлера Германии. Цель игры — пройти все уровни секретного берлинского бункера, где Гитлер проводит секретные встречи со своим высшим руководством. Игрок должен найти бомбу, которую оперативники поместили в бункер, и поместить ее за дверью комнаты, где Гитлер проводит свою встречу. Этот сценарий имеет мимолетное сходство с « Заговором 20 июля» .
Beyond Castle Wolfenstein была второй и последней игрой, разработанной и опубликованной Muse Software и выпущенной в 1984 году. После смерти первоначального разработчика программы, [ 45 ] вдова Сайласа Уорнера выпустила в его честь портированную версию игры, а также ее реконструированный исходный код в 2004 году.
Вольфенштейн 3D (1992)
[ редактировать ]После того, как нацисты задержали американского шпиона Уильяма «Би Джей» Блазковича, которого послали саботировать вражеский режим и сорвать их планы, они заключают его в тюрьму на территории замка Вольфенштейн. Найдя способ вывести из строя тюремного охранника, Би Джей умудряется вооружиться украденным пистолетом и пройти через подземные этажи замка, на пути к выполнению своей миссии, раскрывая правду об «Операции Эйзенфауст» и уничтожая ее.
Wolfenstein 3D была первой игрой в серии, разработанной id Software и изданной Apogee Software . Это ознаменовало переход серии к жанру шутеров от первого лица , жанру, который игра впоследствии популяризировала.
Копье Судьбы
[ редактировать ]Spear of Destiny — это отдельный пакет расширения для Wolfenstein 3D , разработанный id Software и опубликованный корпорацией FormGen . Действие происходит до событий Wolfenstein 3D . Игрок берет на себя роль Уильяма «Би Джей» Блажковича, который собирается вернуть Копье Судьбы у нацистов после того, как оно было украдено из Версаля. У Spear of Destiny было два пакета расширения, разработанные FormGen: «Return to Danger» и «Ultimate Challenge».
Возвращение в замок Вольфенштейн (2001)
[ редактировать ]Два сотрудника союзного шпионского агентства, Уильям «Би-Джей» Блажкович и Агент Один, схвачены нацистами и заключены в тюрьму в замке Вольфенштейн во время попытки расследовать слухи, окружающие один из Генриха Гиммлера личных проектов — Паранормальное подразделение СС . Агент Один убит во время допроса, а Блажкович сбегает из-под стражи, пробиваясь из замка. Поскольку задача все еще продолжается, Блажкович обнаруживает, что нацисты разрабатывают план под названием «Операция «Воскресение», который предусматривает воскрешение мертвых, а также борьбу со сверхъестественными элементами, используя их в своих целях, чтобы выиграть Вторую мировую войну против союзных держав. .
Игра была разработана Gray Matter Studios , опубликована Activision и выпущена в 2001 году для Microsoft Windows. Через два года игра будет портирована на консоли.
Вольфенштейн: Вражеская территория (2003)
[ редактировать ]Первоначально планировалось выпустить как дополнение к Return to Castle Wolfenstein , но вместо этого Enemy Territory была выпущена как отдельная бесплатная многопользовательская игра. Вместо режима одиночной кампании и сюжетной линии в игре присутствует расширенная версия многопользовательской игры из предыдущей игры. Игра была разработана Splash Damage и издана Activision .
Коммерческое продолжение под названием Enemy Territory: Quake Wars было выпущено позже, в 2007 году.
Ролевая игра Вольфенштейн (2008)
[ редактировать ]В ходе миссии по расследованию деятельности паранормального подразделения вооруженных сил Оси Уильям «Би Джей» Блажкович попадает в плен и содержится в Тауэре. Он убегает от вражеских сил и намеревается раз и навсегда остановить их и их операцию, включающую сверхъестественные действия, проникая в Замок Вольфенштейн, чтобы продолжить свою авантюру глубоко внутри.
Это игра для мобильных телефонов , разработанная Fountainhead Entertainment и изданная EA Mobile в 2008 году. Джон Кармак , один из ключевых людей Wolfenstein 3D , повторил свою роль единственного программиста.
Вольфенштейн (2009)
[ редактировать ]Блажкович обнаруживает неестественный медальон, содержащий сверхъестественные силы, во время выполнения задания на немецком линкоре. Узнав, что нацисты начали глубоко копать кристаллические шахты, чтобы получить больше материала, OSA отправляет своего сотрудника в вымышленный город Изенштадт, который нацисты взяли под полный контроль, чтобы добыть редкие кристаллы Нахтсонне, необходимые для доступа к «Черному «Солнце» измерение.
Игра 2009 года была свободным продолжением Return to Castle Wolfenstein , разработанным Raven Software , произведенным id Software и опубликованным Activision .
Вольфенштейн: Новый порядок (2014)
[ редактировать ]Действие «Нового порядка» происходит после окончания Второй мировой войны, в альтернативной вселенной, где державы Оси выиграли Вторую мировую войну. В 1946 году, когда нацисты распространяют свой режим по всему миру, агента OSA Уильяма «Би-Джея» Блазковича отправляют убить генерала Смертельную Голову в рамках последней тотальной попытки воздушно-десантных сил союзников и коммандос. Миссия провалилась, и после того, как подразделение было уничтожено нацистскими войсками, Блажкович едва сбегает с территории, получив тяжелую травму головы, в результате которой он потерял сознание, а затем впал в кому.
В 1960 году, четырнадцать лет спустя, Би Джей оказывается в приюте, не подозревая о событиях, произошедших во время его комы, и его собираются казнить нацисты, которые приказали ликвидировать приют. Проснувшись в полную силу, Блажкович пробивается из здания, спасаясь с раненой медсестрой Аней. Би Джей обнаруживает Сопротивление и помогает ему бороться с нацистами, уничтожая их и в конечном итоге подрывая их господство во всем мире.
После того, как права на публикацию были переданы от Activision к Bethesda Softworks , начала разработку The New Order в 2010 году компания MachineGames .
Вольфенштейн: Старая кровь (2015)
[ редактировать ]Приквел к «Новому порядку» , «Старая кровь» повествует о Уильяме «Би Джей» Блажковице и Ричарде Уэсли, также известном как Агент Один, которых отправляют проникнуть в Замок Вольфенштейн и получить сверхсекретную папку, в которой содержится информация о местонахождении генерала Смертельной Головы. Миссия проваливается, поскольку они обнаруживаются нацистскими солдатами и попадают в плен. Во время жестокого допроса Агент Один убит, но Бласковичу удается уклониться от нацистских войск и сбежать из замка. С помощью Кесслера, лидера местной группы сопротивления, он обнаруживает, что папка принадлежит Хельге фон Шаббс, нацистскому неврологу, только что прибывшей в деревню Вульфбург. Начинают появляться доказательства сверхъестественной деятельности, происходящей под командованием фон Шаббса, который проводит археологические раскопки в попытке найти скрытое подземное хранилище, содержащее оккультные знания, ранее принадлежавшие немецкому королю Оттону I.
Игра представляет собой вольный ремейк Return to Castle Wolfenstein со сходством сюжетных линий двух игр, а также наличием различных персонажей как дань уважения персонажам из старой игры. Игра, разработанная MachineGames и изданная Bethesda Softworks, представляет собой отдельное расширение для The New Order и была выпущена в 2015 году.
Вольфенштейн II: Новый Колосс (2017)
[ редактировать ]Действие происходит через пять месяцев после событий «Нового порядка» , «Би Джей» Блажкович выходит из комы, в которой он скончался после того, как пережил почти смертельный взрыв, находясь на украденной нацистской подводной лодке, захваченной Визенау Крайс. После нападения на базу, организованного фрау Энгель , многие участники сопротивления попадают в плен, а лидер группы убит. Вырвавшись из тисков нацистских сил вместе с остальной частью команды, Блажкович берет на себя руководство Сопротивлением и приступает к тому, что должно было стать следующим шагом в плане освобождения Америки от нацистов и использования страны в качестве центральной базы для освобождения Америки. остальной мир от их чудовищного режима. Попутно вербуя новых членов сопротивления, Блажкович и группа намереваются убить видных лидеров нацистского режима, чтобы привлечь общественное сознание к идее свободы и свободы, тем самым призывая всех восстать против огромных сил, которые управляют правительством. . Но прежде чем они начнут операцию, сопротивление должно атаковать и захватить дирижабль Энгеля «Аусмерцер», чтобы запретить нацистам использовать его против своих собственных, и захватить его системы управления, чтобы начать революцию, тем самым вернув себе землю свободы. когда-то это было их.
The New Colossus — третья игра в серии, разработанная MachineGames и изданная Bethesda Softworks . Он был выпущен на нескольких платформах в 2017 году. [ 46 ]
Вольфенштейн: Янгблад (2019)
[ редактировать ]Спустя два десятилетия после освобождения Соединенных Штатов от нацистской оккупации во время Второй американской революции в 1961 году, новейшие члены Глобального сопротивления, сестры-близнецы Джесси и Зофия Блазкович, отправляются с поисковой миссией во Францию, в столицу Парижа, когда Би Джей, их отец, пропадает без вести. Поскольку они ставят перед собой задачу найти и вернуть Би Джей, они также должны бороться с нацистским режимом в Европе, который все еще существует.
Youngblood была разработана MachineGames в сотрудничестве с Arkane Studios и опубликована Bethesda Softworks 26 июля 2019 года. В игру можно играть как в одиночном , так и в многопользовательском режимах сюжетной кампании. [ 47 ] Те, кто приобретет издание Deluxe игры, смогут приглашать других игроков на свои сеансы независимо от того, является ли приглашенный владельцем игры. [ 48 ]
Вольфенштейн: Киберпилот (2019)
[ редактировать ]Действие происходит через двадцать лет после событий «Нового колосса» . Главный герой изображен как компьютерный хакер, известный как Киберпилот, который работает на французское Сопротивление против нацистского режима.
Киберпилот — это побочная история, действие которой происходит в хронологическом порядке за неделю до событий Youngblood . В отличие от предыдущих записей, Cyberpilot — это опыт виртуальной реальности . [ 49 ] Игра была разработана MachineGames и Arkane Lyon и издана Bethesda. [ 50 ] Игра была выпущена вместе с Youngblood в тот же день и получила неоднозначные отзывы. [ 51 ]
Планы фильмов
[ редактировать ]В 2012 году кинопродюсер Сэмюэл Хадида и Panorama Media объявили о планах снять экранизацию Wolfenstein , а Роджер Эвери . сценаристом и режиссером будет назначен [ 52 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Холтер, Эд (2006). От Сунь Цзы до Xbox: война и видеоигры . Общественные дела. п. 155. ИСБН 978-1-56025-681-6 .
- ^ Castle Wolfenstein (1989) (MUSE Software) . 1989. с. 10.
- ^ «Сайлас Уорнер» . games.greggman.com .
- ^ Морфеус. «Замок Вольфенштейн (DOS) — онлайн-игра» . RetroGames.cz .
- ^ «История Вольфенштейна» . SAPPHIRE Nation — блог сообщества SAPPHIRE Technology . 27 сентября 2017 г. Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Электронные игры - Том 01, номер 04 (1982-06) (Reese Communications) (США) . Июнь 1982 г., стр. 22–23.
- ^ Дом, © Future Publishing Limited Quay; Амбери, The; Англия, Бат BA1 1UA Все права защищены; номер 2008885, регистрация компании в Уэльсе. «Создание Берзерка | Ретро-геймер» . www.retrogamer.net . Проверено 13 августа 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Дрансфилд, Ян (29 апреля 2018 г.). «История Wolfenstein | PC Gamer» . ПК-геймер . Архивировано из оригинала 29 апреля 2018 г. Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Февраль 2009 г., Шейн_Паттерсон 03 (3 февраля 2009 г.). «Тайная история стелс-игр» . игровой радар .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Кэмпбелл, Колин (24 декабря 2019 г.). «Человек, создавший Wolfenstein» . Полигон . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Персонал, Xbox Wire (20 мая 2014 г.). «30 лет надрачивания задниц: история Wolfenstein» . Xbox-провод . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ «Муза Софтвер (Компания)» . Гигантская бомба . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Санглар, Фабьен (24 июня 2019 г.). «Как id создала Wolfenstein 3D, используя технологию Commander Keen» . www.gamasutra.com . Проверено 15 августа 2021 г.
- ^ Мэтт Чат 52: Wolfenstein 3D с Джоном Ромеро , 6 марта 2010 г., заархивировано из оригинала 20 сентября 2021 г. , получено 16 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Рассвет шутеров от первого лица: история создания Wolfenstein 3D» . PCGamesN . 21 сентября 2012 года . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Росс Эриксон (1992), выпуск журнала Game Bytes Magazine № 4 [с графикой] , получено 16 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кассерли, Мартин. «Wolfenstein 3D: переиграйте игру, которая проложила путь Doom, Quake, Call of Duty и другим» . Технический советник . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ «Зал славы CGW от 1UP.com» . архив.ph . 16 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2016 г. Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ «Уильям «Би Джей» Блажкович — IGN» . архив.ph . 11 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 г. Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Персонал, Xbox Wire (30 июля 2015 г.). «Знай свои жанры: шутеры от первого лица» . Xbox-провод . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ « Wolfenstein 3D Обзоры » . Метакритик . Архивировано из оригинала 3 декабря 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Wolfenstein 3D Обзоры » . Метакритик . Архивировано из оригинала 9 декабря 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Wolfenstein 3D Обзоры » . Метакритик . Архивировано из оригинала 29 января 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Wolfenstein Возвращение в замок. Обзоры » . Метакритик . Архивировано из оригинала 13 мая 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Возвращение в замок Вольфенштейн: Обзоры операции «Воскрешение»» . Метакритик . Архивировано из оригинала 22 октября 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Tides of War Возвращение в замок Wolfenstein: Обзоры » . Метакритик . Архивировано из оригинала 1 февраля 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Вольфенштейн: Обзоры вражеской территории » . Метакритик . Архивировано из оригинала 19 апреля 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Вольфенштейна Обзоры » . Метакритик . Архивировано из оригинала 2 марта 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Вольфенштейна Обзоры » . Метакритик . Архивировано из оригинала 16 марта 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Вольфенштейна Обзоры » . Метакритик . Архивировано из оригинала 2 мая 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Вольфенштейн: Обзоры нового порядка » . Метакритик . Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Вольфенштейн: Обзоры нового порядка » . Метакритик . Архивировано из оригинала 31 июля 2014 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Вольфенштейн: Обзоры нового порядка » . Метакритик . Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Вольфенштейн: Рецензии на старую кровь » . Метакритик . Архивировано из оригинала 26 мая 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Вольфенштейн: Рецензии на старую кровь » . Метакритик . Архивировано из оригинала 12 марта 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Вольфенштейн: Рецензии на старую кровь » . Метакритик . Архивировано из оригинала 11 марта 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ « Рецензии на Wolfenstein II: The New Colossus » . Метакритик . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ « Рецензии на Wolfenstein II: The New Colossus » . Метакритик . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ « Рецензии на Wolfenstein II: The New Colossus » . Метакритик . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ « Рецензии на Wolfenstein II: The New Colossus » . Метакритик . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ « Вольфенштейн: Обзоры Янгблада» . Метакритик . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ « Вольфенштейн: Обзоры Янгблада» . Метакритик . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ « Вольфенштейн: Обзоры Янгблада» . Метакритик . Проверено 30 июля 2019 г.
- ^ «Wolfenstein: Youngblood для обзоров Switch» . Метакритик . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ «Умер пионер программирования Сайлас Уорнер» . Игровой центр. 18 марта 2004 г.
- ^ Отеро, Хосе (11 июня 2017 г.). «E3 2017: Wolfenstein 2: The New Colossus объявлена дата выхода» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 12 июня 2017 года . Проверено 12 июня 2017 г.
- ^ «Wolfenstein: Youngblood играет дочерей-близнецов Би Джей Блажковича, убивающих нацистов в Париже 1980-х» . Грань . Проверено 11 июня 2018 г.
- ^ «Wolfenstein: Youngblood доступен для предзаказа на Xbox и ПК» . Центр Windows . 27 марта 2019 г.
- ^ «E3 2018: раскрыты впечатления от виртуальной реальности Prey и Wolfenstein» . ИГН . Зифф Дэвис . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ Льюис, Энн (25 июля 2019 г.). «Все, что вам нужно знать о Wolfenstein: Cyberpilot, выйдет завтра для PlayStation VR» . Блог PlayStation . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Миучин, Филип (14 июня 2018 г.). «E3 2018: Wolfenstein VR упускает из виду все, что нам нравится в этой серии» . ИГН . Зифф Дэвис . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Вейвода, Джим (1 ноября 2012 г.). Анонсирован фильм «Замок Вольфенштейн» . ИГН . Архивировано из оригинала 9 марта 2014 года . Проверено 7 июня 2014 г.