1999 г. Референдум Австралийской республики
![]() | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Предлагаемый закон: изменить Конституцию для создания Содружества Австралии как Республики, а королева и генерал-губернатор был заменен президентом, назначенным большинством в две трети членов парламента Содружества. Вы одобряете это предложенное изменение? | ||||||||||||||||||||||
Исход | Не пройден. Австралия остается конституционной монархией | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Веб -сайт | Официальные результаты | |||||||||||||||||||||
Результаты | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
![]() Результаты по штату и территории | ||||||||||||||||||||||
Примечание: насыщение цвета обозначает силу голоса |
| ||||||||||||||||||||||
Предлагаемый закон: изменить конституцию для вставки преамбулы. Вы одобряете это предложенное изменение? | ||||||||||||||||||||||
Исход | Не пройден | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Веб -сайт | Официальные результаты | |||||||||||||||||||||
Результаты | ||||||||||||||||||||||
|
Эта статья является частью серии на |
Политика Австралия |
---|
![]() |
Конституция |
![]() |
Референдум Австралийской Республики, по двум вопросам, состоявшийся 6 ноября 1999 года, был референдумом чтобы изменить Конституцию Австралии . Первый вопрос задал вопрос о том, должна ли Австралия стать республикой , в рамках двухпартийной модели назначения назначит президент , где парламент с большинством в две трети. Это была модель, которая была одобрена Конституционной конвенцией , состоявшейся в Канберре в феврале 1998 года. Второй вопрос, обычно считается гораздо менее важным политически, спросил, должна ли Австралия изменить Конституцию для вставки преамбулы . [ 3 ]
С начала 1990 -х годов опросы мнений предположили, что большинство избирателей в принципе предпочитали республику. [ 4 ] Тем не менее, референдум Республики был побежден.
Фон
[ редактировать ]Австралия является конституционной монархией в соответствии с Конституцией Австралии , принятой в 1901 году, причем обязанности монарха выполнены генерал -губернатором, отобранным правительством Австралии (хотя официально назначен монархом). Австралийский республиканизм существовал с колониальных времен, хотя в течение большей части 20 -го века монархия оставалась популярной. В начале 1990 -х годов республиканизм стал важной политической проблемой. Австралийской лейбористской партии Премьер -министр (ALP) Пол Китинг указал на желание спровоцировать республику вовремя к столетию федерации Австралии в 2001 году. Оппозиционная либеральная коалиция, возглавляемая Александра Даунера , хотя и менее поддерживает план Республики, пообещал созвать конституционную конвенцию для обсуждения этой проблемы. При Джоне Ховарде Коалиция выиграла федеральные выборы 1996 года и установила дату конвенции на февраль 1998 года. [ 5 ]
Австралийская конституционная конвенция 1998 года обсуждала необходимость изменения в Конституции Австралии, которая отменила бы австралийскую монархию. [ 6 ] Конвенция рассмотрела три категории модели для отбора главы государства в Австралийской республике: прямые выборы, парламентские выборы специальным большинством и назначение специальным советом после выдвижения премьер -министра.
Соглашение «в принципе» было достигнуто большинством делегатов для австралийской республики (хотя блок меньшинства монархистов не согласился). Кроме того, делегаты одобрили республику в соответствии с двухпартийной моделью назначения , которая предпочтительнее существующих конституционных соглашений (монархисты и некоторые республиканцы-изменение радикала воздерживались от голосования). [ 7 ] Конвенция также рекомендовала премьер -министру и парламенту Австралии , чтобы референдум для реализации конституционных изменений, необходимых для этой модели, состоятся в 1999 году. [ 6 ]
Отделение избирателей
[ редактировать ]В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( ноябрь 2020 г. ) |
Большая часть анализа выдвинула две основные причины поражения референдума:
Во -первых, австралийцы традиционно осторожны с предлагаемыми конституционными изменениями. Начиная с 1906 года, только восемь из 45 предложений, поставленных на референдум , [ 8 ] были одобрены конституционно необходимым двойным большинством , то есть (1) большинство в каждом из большинства из шести штатов и (2) большинством на национальном уровне. [ 9 ] Как объяснил сэр Роберт Мензис после его неспособности пройти референдум, чтобы запретить Коммунистическую партию , «чтобы получить утвердительное голосование от австралийского народа по предложению референдума, является одним из трудов Геркулеса ». [ 10 ] [ 11 ]
Во -вторых, общественное мнение сильно различалось по этому вопросу и не было простой положительной или негативной реакцией. Основными группами мнения были: [ Цитация необходима ]
- Традиционные монархисты, которые придерживались своих убеждений в основном в отношении принципиальной и/или сентиментальной привязанности к монархии , частично на основе традиционных ассоциаций с Великобританием, Содружества наций и личной идентификации с королевой Елизаветой II и ее семьей. Многие были старше или из сельских, а не городских районов.
- Прагматические монархисты, которые утверждали, что, какими бы ни были предполагаемые или фактические слабости нынешней системы, также имели много предполагаемых или фактических сильных сторон. Мнение этой группы состояло в том, что конституционная монархия обеспечивает основу для стабильного демократического правительства, когда Генерал-губернатор (номинальный представитель монарха) выступает в качестве беспристрастного, неполитического судьи политического процесса. Многие не доверяли австралийским политическим классам и полагали, что предоставление исполнительных полномочий местному политику приведет к нежелательно партизанскому главе государств, нестабильности, диктатуре или возможным повторению конституционного кризиса Австралии 1975 года .
- Минимальные изменения республиканцев, которые стремились убрать монархию, но в противном случае сохраняют нынешнюю систему максимально неизменной, создавая тем самым парламентскую республику . В этой группе была небольшая группа сторонников ультра-минималистской модели Макгарви , но, как правило, предпочтительная модель этих групп была назначена на две трети большинства совместного заседания парламента.
- Прогрессивные республиканцы, которые хотели избранного главы государства.
- Радикальные республиканцы, которые считали вариант минимальных изменений как чисто косметический , и желаемый всесторонний пересмотр текущей системы в Вестминстере и, возможно, реализации президентской или полупреждающей системы . Это была легко самая маленькая крупная группа, но известная в дебатах.
- Тактические избиратели, которые приняли долгосрочное мнение и проголосовали против своих склонностей, чтобы избежать более радикальных изменений в будущем. Некоторые традиционные и прагматические монархисты воспринимали вес неизбежности и проголосовали за минималистскую республику, чтобы избежать более радикальной республики. Некоторые сентиментальные республиканцы проголосовали «нет» в надежде на более радикальное или популистское предложение, получившее будущее референдум.
- Несомненно. Как и на всех выборах, доля электората оставалась непривязанной по обе стороны. Несовершенные избиратели могут быть решающей силой в формировании результатов выборов и референдума, особенно в странах, где голосование является обязательным .
Альтернативные методы выбора президента
[ редактировать ]Процесс изменений рассматривается как важным фактором для возможного результата на референдуме. [ 12 ] Было несколько других предложений по выбору президента:
- Выборы
- федеральным парламентом только
- федеральными и государственными парламентами (как в Индии )
- Популярным голосованием (как в Ирландии )
- Выбор
- премьер -министром
- по консенсусу между правительством и оппозицией
- конституционным советом (известный как модель Макгарви )
Различные группы в республиканском причине выражали взгляды относительно того, какие модели предпочтительнее. Некоторые были привержены одним вариантом исключительно.
Две стороны
[ редактировать ]Сторона "да"
[ редактировать ]
Кампания «Да» возглавляла Малкольм Тернбулл . Он был подробно разделен, но, тем не менее, сумел представить довольно объединенное и последовательное послание и было известно маловероятным альянсам между традиционными противниками, например, бывшим лейбористов премьер -министром Гоф Уитлам и бывшим Либерала премьер -министром Малкольм Фрейзер дали совместные заявления. Многие другие выдающиеся австралийцы также одобрили голосование «да», что привело к утверждениям о том, что движение было «элитарным» в настроениях и поддерживалось политиками, а не общественностью в целом. Просматривая дело о республике, столь же самоочевидной и широко поддерживаемой австралийским населением, их реклама сосредоточена главным образом на позитивной символике республиканского дела. Кампания «Да» также считалась поддержкой популярных австралийских СМИ британским политиком и журналистом Биллом Биллом, которые сказали в Daily Telegraph в 1999 году: «Я редко посещал выборы в любой стране, безусловно, не демократический, в которые газеты продемонстрировали более бесстыдную предвзятость. [ 13 ]
Сторона "нет"
[ редактировать ]Организованная кампания «Нет» представляла собой смесь монархистских групп. Кроме того, в него входили некоторые республиканские группы, которые не чувствовали, что предлагаемая модель была удовлетворительной; В частности, они думали, что люди должны избрать президента. Во главе с Керри Джонсом , кампания «Нет», сосредоточенная на воспринимаемых недостатках предлагаемой модели, утверждая, что те, кто поддерживал толчок «да», были «элиты» (хотя многие ведущие фигуры на монархистской стороне также имели «элитные» фоны ), и умело удалось привлечь как к тем, кто опасается изменений, так и тем, кто чувствует, что модель не зашла достаточно далеко. Их реклама подчеркивала голосование «нет» для «этой республики», подразумевая сторонникам прямых выборов, что модель больше для их предпочтений, вероятно, будет поставлена в будущем.
Общие элементы в рамках кампании «Нет» были мнением, которую предложенная модель была недемократичной и приведет к «республике политика», играя в общее недоверие к политикам. «Нет»,-представлял кампании, призывая к дальнейшей консультации, оставаясь неспецифическим в отношении того, какие шаги необходимы для этого.
Конституционная конвенция
[ редактировать ]Модель с назначенным главой государства была той, которая одобрена Конституционной конвенцией и выдвинута на референдуме. Это было в целом поддержано как минималистскими, так и республиканцами для истеблишмента, в том числе почти весь труд и некоторые консервативные политики. [ 14 ] Прогрессивные республиканцы в общем сообществе выступили против косвенной избранной модели, призывая людей голосовать против референдума. Это против монархистов обоих видов.
Голосование на съезде было открыто и было записано в Хансарде. [ 15 ] Хансард показывает, что 73 делегата проголосовали за 57 против и 22 воздержания. Ни один конституционный монархистский делегат не проголосовал за. Политика ACM и других монархистских групп заключалась в том, чтобы противостоять всем республиканским моделям, включая минималистскую модель McGarvie. Некоторые консерваторы утверждали, что это будет самой простой моделью для победы над референдумом и, следовательно, должна быть поддержана на Конвенции. Если бы монархисты последовали этому совету, модель Макгарви преобладала бы на съезде. Ряд республиканцев, которые поддержали прямые выборы, воздержались от голосования (например , Тед Мак , Фил Клири , Клем Джонс и Эндрю Гюнтер ), что позволило бипартизанской модели добиться успеха. Они рассуждали, что модель будет побеждена на референдуме, а затем второй референдум, вызванный прямыми выборами в качестве модели. [ 16 ]
Хотя предложение было принято путем игнорирования тех, кто воздержался, модель референдума не пользовалась поддержкой большинства делегатов, условие, которое премьер -министр указал на референдум. Поскольку модель была в подавляющем большинстве поддерживается республиканскими делегатами, премьер -министр решил [ 15 ] Чтобы поместить эту модель на референдум, решение, признанное делегатами ARM и средствами массовой информации. [ 14 ]
Вопросы и результаты
[ редактировать ]Республика Вопрос
[ редактировать ]Избирателей спросили, одобрены ли они:
Предлагаемый закон: изменить Конституцию для создания Содружества Австралии как Республики, а королева и генерал-губернатор был заменен президентом, назначенным большинством в две трети членов парламента Содружества.
Вопрос о преамбуле
[ редактировать ]Избирателей также попросили проголосовать по второму вопросу на референдуме 1999 года, в котором спросили, одобрили ли они:
Предлагаемый закон: изменить конституцию для вставки преамбулы
Преамбула была бы:
С надеждой в Боге Содружество Австралии состоит из демократии с федеральной системой правления, чтобы служить общему блага.
Мы, австралийский народ, причитаем себя этой конституции:
- Горжусь, что наше национальное единство было создано австралийцами из многих предков;
- Никогда не забывая о жертвах всех, кто защищал нашу страну и нашу свободу во время войны;
- поддерживая свободу, терпимость, индивидуальное достоинство и верховенство закона;
- честь аборигенов и островитян Торресова пролива, первых людей страны, за их глубокое родство с их землями и за их древние и продолжающиеся культуры, которые обогащают жизнь нашей страны;
- признание национального вклада поколений иммигрантов;
- помните о нашей ответственности за защиту нашей уникальной природной среды;
- поддерживает достижения, а также равенство возможностей для всех;
- и оценка независимости так же дорого, как и национальный дух, который связывает нас вместе как в невзгодах, так и в успехе.
Результаты
[ редактировать ]Раздел 128 Конституции требует «двойного большинства» на референдуме для утверждения конституционной поправки - большинства голосов в каждом из большинства штатов (т.е. не менее четырех из шести), и большинство всех избирателей голосуют Полем [ 9 ] Избиратели на территориях учитываются только вторым из этих большинства.
Было подано 11 785 000 голосов, представляющих явку избирателей 95,10%. Из них приблизительно 100 000 (0,9%) были неформальными. [ 1 ]
Республика
[ редактировать ]Состояние | Избирательный бросок | Выпущены бюллетени | Для | Против | Неофициальный | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Голосование | % | Голосование | % | |||||
Новый Южный Уэльс | 4,146,653 | 3,948,714 | 1,817,380 | 46.43 | 2,096,562 | 53.57 | 34,772 | |
Виктория | 3,164,843 | 3,016,737 | 1,489,536 | 49.84 | 1,499,138 | 50.16 | 28,063 | |
Квинсленд | 2,228,377 | 2,108,694 | 784,060 | 37.44 | 1,309,992 | 62.56 | 14,642 | |
Западная Австралия | 1,176,311 | 1,114,326 | 458,306 | 41.48 | 646,520 | 58.52 | 9,500 | |
Южная Австралия | 1,027,392 | 986,394 | 425,869 | 43.57 | 551,575 | 56.43 | 8,950 | |
Тасмания | 327,729 | 315,641 | 126,271 | 40.37 | 186,513 | 59.63 | 2,857 | |
Австралийская столичная территория [ 17 ] | 212,586 | 202,614 | 127,211 | 63.27 | 73,850 | 36.73 | 1,553 | |
Северная территория [ 17 ] | 108,149 | 91,880 | 44,391 | 48.77 | 46,637 | 51.23 | 852 | |
Всего для Содружества | 12,392,040 | 11,785,000 | 5,273,024 | 45.13 | 6,410,787 | 54.87 | 101,189 | |
Результаты | Получило большинство в любом штате и в общем меньшинстве в 1137 763 голоса. Не переносятся |
Преамбула
[ редактировать ]Состояние | Избирательный бросок | Выпущены бюллетени | Для | Против | Неофициальный | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Голосование | % | Голосование | % | |||||
Новый Южный Уэльс | 4,146,653 | 3,948,482 | 1,647,378 | 42.14 | 2,261,960 | 57.86 | 39,144 | |
Виктория | 3,164,843 | 3,016,716 | 1,268,044 | 42.46 | 1,718,331 | 57.54 | 30,341 | |
Квинсленд | 2,228,377 | 2,108,659 | 686,644 | 32.81 | 1,405,841 | 67.19 | 16,174 | |
Западная Австралия | 1,176,311 | 1,114,455 | 383,477 | 34.73 | 720,542 | 65.27 | 10,436 | |
Южная Австралия | 1,027,392 | 986,535 | 371,965 | 38.10 | 604,245 | 61.90 | 10,325 | |
Тасмания | 327,729 | 315,664 | 111,415 | 35.67 | 200,906 | 64.33 | 3,343 | |
Австралийская столичная территория [ 17 ] | 212,586 | 202,618 | 87,629 | 43.61 | 113,293 | 56.39 | 1,696 | |
Северная территория [ 17 ] | 108,149 | 91,906 | 35,011 | 38.52 | 55,880 | 61.48 | 1,015 | |
Всего для Содружества | 12,392,040 | 11,785,035 | 4,591,563 | 39.34 | 7,080,998 | 60.66 | 112,474 | |
Результаты | Получило большинство в любом штате и в общем меньшинстве в 2489 435 голосов. Не переносятся |
Анализ результатов
[ редактировать ]Оба предложения потерпели неудачу по обоим требованиям голосования. В любом штате не было никакого большинства для «да», где голосование «да» за республику варьировалось от 37,44% в Квинсленде до 49,84% в Виктории, а для преамбулы варьировалась от 32,81% в Квинсленде до 42,46% в Виктории. В целом, 54,87% проголосовали за республику «нет» и 60,66% до преамбулы. [ 1 ]
Самый высокий голос "да" за республику приходилось из внутренних столичных районов. Из 148 дивизий Австралии 42 проголосовали «Да», с Мельбурн (70,92%), Сидней (67,85%), порты Мельбурна (65,90%), Грейндлер (64,77%) и Фрейзер (64,46%) зарегистрировали высочайшие «да» в голосе Уровень деления. [ 18 ] Сидней , Мельбурн и Хобарт проголосовали за предложение, чтобы Австралия стала республикой, в отличие от голосов «нет» в Аделаиде , Брисбене , Голд -Кост , Перте , Ньюкасле и Таунсвилле . [ 18 ] Голоса в противодействии этому предложению поступили преимущественно из сельских и отдаленных подразделений, а также многих внешних пригородных районов. [ 18 ] Четыре подразделения, регистрирующие самые высокие голосования «нет» в Квинсленде: Мараноа 77,16%, Блэр 74,64%, Wide Bay 74,33%и жених 72,58%. Гвидир в сельской местности Нового Южного Уэльса зафиксировал пятое по величине голосование против Республики, с 72,21%.
Последствия
[ редактировать ]Как я уже говорил, я уважаю и принимаю результаты референдума. В свете результата в ноябре прошлого года я буду постоянно продолжать служить королевой Австралии в соответствии с Конституцией до самого лучшего в моих способностях, как я пытался сделать в течение этих прошлых сорок восемь лет. Я обязан стремиться оставаться верным интересам Австралии и всех австралийцев, когда мы вступаем в двадцать первого века. [ 19 ]
- Королева Елизавета II из Австралии , 2000
С республиканскими моделями той или другой, выигравшей большинство в опросах мнения до референдума, ожидалось, что референдум республиканцев пройдет. [ 20 ] Тем не менее, вопрос был для конкретной модели республики с главой государства, назначенным парламентом. Это против некоторых сторонников республики, которые предпочитали непосредственно избранного главы государства. Некоторые из них, такие как Фил Клири , утверждали, что сторонники Республики голосуют «нет», чтобы будущий референдум в будущем выбранной модели. Некоторые комментаторы, в том числе президент австралийского республиканского движения, Малкольм Тернбулл , определили этот раскол в лагере республиканцев как ключевую причину провала референдума. [ 21 ] [ 14 ] [ 22 ]
После референдума Малкольм Тернбулл обвинил премьер -министра Говарда, в частности, в поражении и заявил: «Что бы он ни достигла, история вспомнит его только за одну вещь. Он был премьер -министром, который разбил сердце нации». [ 23 ] Тем временем лидер австралийцев за конституционную монархию Керри Джонс призвал граждан принять результат и пойти вперед «как объединенная нация». [ 24 ] Позже, в 2006 году, Тернбулл заявил, что рука в конечном итоге сделала правильный выбор, но что референдум потерпел неудачу, потому что австралийцы не поддерживали косвенные выборы, и для руки было бы безответственно поддержать модель прямых выборов. [ 25 ] Несмотря на надежды на более радикальные республиканцы, такие как Фил Клири , поражение референдума, как правило, рассматривалось как неудача для республиканского дела, и призывы к другому референдуму было проигнорировано правительством Говарда .
Судья Высокого суда Майкл Кирби , конституционный монархист, приписал провал референдума Республики десяти факторам: отсутствие двухпартийности; неоправданная спешка; восприятие того, что республика была поддержана элитами Big City; «клевета» монархистов как «непатриотично» республиканцами; принятие негибкой республиканской модели конвенцией; Беспокойство по поводу предложенной конкретной модели (в основном той легкость, с которой премьер -министр может уволить президента); Республиканская стратегия использования больших «имен», прикрепленная к эпохе Уитлай , для продвижения их причины; сильное противодействие предложению в меньших штатах; контрпродуктивный про-республиканский предвзятость в средствах массовой информации; и инстинктивная осторожность среди австралийского электората относительно конституционных изменений. [ 5 ]
Правительство лейбористской партии Гилларда , которое приняло власть в подвешенном парламенте после выборов в августе 2010 года, указало на намерение не вернуться к вопросу о голосовании за австралийскую республику во время правления королевы Елизаветы II . [ 26 ] Правительство либерально-национальной коалиции, находящееся в власти после федеральных выборов в сентябре 2013 года, проводил Тони Эбботт , сторонник конституционной монархии. В течение срока полномочий Эбботта в качестве премьер -министра, лидер оппозиции лейбористов Билл Шортен заявил, что, по его мнению, пришло время «вдохнуть новую жизнь в мечту об австралийской республике». [ 27 ]
15 сентября 2015 года Малкольм Тернбулл , который был председателем австралийского республиканского движения с 1993 по 2000 год, сменил Тони Эбботт в качестве лидера Либеральной партии, чтобы стать премьер -министром Австралии . Впервые премьер-министр и федеральный лидер оппозиции, а также восьми государственных и территорий-премьер и главных министров были самообеспеченными республиканцами. Тернбулл заявил, что, по его мнению, Австралия должна стать республикой после правления королевы Елизаветы II . [ 28 ] Позже Тернбулл был сменен 24 августа 2018 года Скоттом Моррисоном , который впоследствии объявил себя конституционным монархистом и переиграл портрет королевы в кабинете премьер-министра, который ударил Тернбулл. [ 29 ] Энтони Альбанезе , который был приведен к присяге в качестве премьер -министра в мае 2022 года, является убежденным республиканцем, уходящим так далеко, чтобы назначить помощника министра Республики . Однако, после смерти королевы Елизаветы II в сентябре 2022 года, Альбанезе объявил, что не будет организовать референдум во время своего первого срока полномочий, из уважения к покойной королеве. [ 30 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Республиканство в Австралии
- Монархия Австралии
- 1980 Квебек референдум
- 1995 Квебек референдум
- 1995 г. референдум о независимости Бермудского острова
- 2002 г. Гибралтарский референдум суверенитета
- 2008 конституционный референдум Tuvaluan
- 2009 Святой Винсент и конституционный референдум Гренадины
- Референдум по суверенитету Фолклендских островов 2013 года
- Референдум 2014 года на независимость Шотландии 2014 года
- 2015–2016 гг. Референдумы на флагах Новой Зеландии
- 2016 г. Референдум по членству в Европейском союзе Великобритании
- 2023 Австралийский референдум по голосу в австралийском языке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в «Отчет и статистика референдума 1999 года - ключевые результаты» . Австралийская избирательная комиссия . 8 июня 2007 г.
- ^ Таблица 4.21 (данные) на Австралийская избирательная комиссия (2000). Австралийские референдумы 1906–1999 гг. (CDROM). Австралийская избирательная комиссия. ISBN 0-642-76007-1 .
- ^ Парламент Содружества Австралии (1999). «График - ПРИМЕРНАЯ КОНСТИЦИИ» . Парламент Австралии .
- ^ «Newspoll: январь 2007 г. Республиканский опрос (PDF)» (PDF ) Архивировано из оригинала (PDF) сентября 27 Получено 18 февраля
- ^ Jump up to: а беременный Майкл Кирби (2000). «Австралийский республиканский референдум 1999 - десять уроков» . Фонд права и юстиции Нового Южного Уэльса. Архивировано с оригинала 24 марта 2015 года . Получено 12 ноября 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный Конституционная конвенция (окончательное коммюнике) (14 февраля 1998 г.). «Конституционная конвенция - окончательный вердикт» . Австралийский веб -архив . Национальная библиотека Австралии. Архивировано из оригинала 10 декабря 1999 года . Получено 12 ноября 2011 года .
- ^ «Конституционная конвенция Хансард, 13 февраля» (PDF) . Парламент Австралии . 13 февраля 1998 года. С. 965–84. Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2011 года . Получено 6 мая 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Справочник 44 -го парламента (2014) «Часть 5 - референдумы и плебисциты - результаты референдума» . Парламентская библиотека Австралии .
- ^ Jump up to: а беременный Закон о конституции Содружества Австралии (CTH) S 128 Режим изменения конституции.
- ^ «Конституционная конвенция: стенограмма разбирательства. Старый парламентский дом, Канберра. Стр.51 (PDF)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 июня 2009 года . Получено 27 апреля 2009 года .
- ^ «Перспектива Гриммер, говорит премьер -министр» Брисбен Телеграф . Квинсленд, Австралия. 19 ноября 1951 г. с. 9 - через Национальную библиотеку Австралии ( Trove ).
- ^ Джордж Уильямс; Дэвид Хьюм (сентябрь 2010 г.). Люди власть: история и будущее референдума в Австралии . Университет Нового Южного Уэльса Пресс. ISBN 978-1-74223-215-7 .
- ^ Делу, Билл; Ежедневный телеграф ; 8 ноября 1999 года
- ^ Jump up to: а беременный в Стив Визард (1998). Две недели в Лилипуте: Медведь приманка и заповедник на конституционной конвенции . Рингвуд (Вик): Пингвин. ISBN 0-14-027983-0 .
- ^ Jump up to: а беременный «Конституционная конвенция Хансард, 13 февраля» (PDF) . Парламент Австралии . 13 февраля 1998 года. Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2011 года . Получено 6 мая 2011 года .
- ^ Turnbull (1999) , p. 32
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый После референдума 1977 года голоса, отданные на территориях, учитываются в общей сумме национальной, но не учитываются ни в одном государстве.
- ^ Jump up to: а беременный в «Отчет и статистика референдума 1999 года - подразделения» . Австралийская избирательная комиссия .
- ^ «Исторические речи> речь королевы в Сиднее в 2000 году» . 6 сентября 2008 года. Архивировано с оригинала 6 сентября 2008 года . Получено 9 апреля 2023 года .
{{cite web}}
: CS1 Maint: Bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Тернбулл, Малкольм (1999). Сражаясь за республику . Харди Грант Книги.
- ^ Turnbull (1999) , p. 250
- ^ Хигли, Джон; Дело, Ронда (июль 2000 г.). «Австралия: политика стать республикой». Журнал демократии . 11 (3): 136–150. doi : 10.1353/jod.2000.0058 . ISSN 1045-5736 . S2CID 153786108 .
- ^ Turnbull (1999) , p. 245: ссылаясь на его речь вечером результата.
- ^ Сэр Дэвид Смит (2001). «Глава Седемка: Референдум: посмертный» . Труды Двенадцатой конференции Общества Сэмюэля Гриффита . Архивировано с оригинала 16 марта 2018 года . Получено 29 января 2018 года .
- ^ Макдональд, Эндрю (2021). Изменяющиеся государства, меняющиеся страны: конституционная реформа и национальная идентичность в конце двадцатого века . Харт. п. 188. ISBN 978-1-5099-2872-9 .
- ^ Эндрю Драммонд; Том Уолд (30 апреля 2011 г.). «Гиллард передал королевскую аудиторию» . Сиднейский утренний геральд . Получено 12 ноября 2011 года .
- ^ Марк Кенни (17 марта 2015 г.). «Австралийская республика: Билл Шортен дебаты на дебаты, поставив под сомнение актуальность членов королевской семьи» . Сиднейский утренний геральд . Получено 15 мая 2015 года .
- ^ «Король Чарльз? Большинство австралийцев поддерживают республику вместо преемника королевы Елизаветы» . Сиднейский утренний геральд . 11 ноября 2015 года . Получено 9 января 2016 года .
- ^ «Скотт Моррисон объявляет себя конституционным монархистом» . Австралийский . 12 октября 2018 года . Получено 20 декабря 2019 года .
- ^ Дева, Саманта (11 сентября 2022 года). «Большая республика Альбо клятву после смерти королевы» . news.com.au. Получено 9 апреля 2023 года .