Список операторов Дугласа А-4 Скайхок
В списке операторов Douglas A-4 Skyhawk перечислены страны и их воинские части, которые эксплуатируют или эксплуатировали Skyhawk.
Военные операторы
[ редактировать ]ВВС Аргентины использовали 50 A-4P (бывшие A-4B ВМС США) в составе V авиационной бригады и 25 A-4C в составе IV авиационной бригады с 1965 по 1999 год. 19 из них были потеряны во время Фолклендской войны ( испанский : Guerra de las Мальвины ). В 1999 году все они были заменены отремонтированными А-4М, получившими обозначение А-4AR Fightinghawk . Также в качестве запасных частей использовалось/используется неизвестное количество А-4Е, ТА-4J и А-4М.
3-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья ВМС Аргентины использовала 16 самолетов A-4Q (бывшие A-4B ВМС США) для действий с авианосца ARA Veinticinco de Mayo (V-2) с 1971 по 1988 год. Во время Фолклендской войны они действовали с сухопутных баз и три были потеряны.
В октябре 1965 года Австралия заказала десять самолетов A-4G Skyhawk для замены всех ВВС Королевского военно-морского флота Австралии истребителей de Havilland Venom , которые эксплуатировались с базы HMAS Melbourne , Королевского военно-морского флота Австралии единственного действующего авианосца . Австралийцы внедрили такие модификации, как возможность нести четыре ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder с тепловым наведением. Skyhawk был приобретен в первую очередь для выполнения функций противовоздушной обороны, поскольку это был единственный современный высокопроизводительный самолет, способный летать с палуба небольшого легкого авианосца времен Второй мировой войны «Мельбурн» , который не мог эксплуатировать другие более крупные истребители той эпохи. Эти самолеты сохранили ударные возможности своих американских аналогов и могли нести 250-фунтовые или 500-фунтовые бомбы, 2,75-дюймовые или 5-дюймовые ракетные блоки и другие запасы для использования в морских ударах, непосредственной авиационной поддержке или обороне флота. . Также были внесены изменения в установку авионики, и у самолета отсутствовал спинной «горб», как у А-4Ф. [ 1 ]
Первые два австралийских A-4G были переданы ВМС Австралии 26 июля 1967 года, а все десять самолетов были доставлены в Австралию из США на борту HMAS Melbourne в ноябре 1967 года. Заказ еще на восемь A4-G и два TA. -4G были размещены в марте 1970 года. Это бывшие самолеты USN A-4F и TA-4F, которые были модифицированы до стандарта A/TA-4G и прибыл в Австралию в августе 1971 года на борту военного транспорта HMAS Sydney . Все A-4G эксплуатировались с базы HMAS в Мельбурне и базировались на военно-морской аэродроме HMAS Albatross . TA-4G нельзя было эксплуатировать из Мельбурна , поскольку авианосец был слишком мал, чтобы обеспечить их безопасную эксплуатацию. [ 1 ] Австралийские «Скайхоки» постепенно выводились из эксплуатации с 1982 года после того, как HMAS Melbourne был выведен из эксплуатации без замены в июне 1982 года; последний полет состоялся 30 июня 1984 года. [ 2 ]
Две эскадрильи авиации флота были оснащены А-4Г:
- 805-я эскадрилья (восемь A-4G и ненадолго два TA-4G, за которыми следуют в общей сложности десять бывших USN A-4F и TA-4F, модифицированных до стандарта G. Выведены из эксплуатации в 1983 году). Десять самолетов погибли в результате крушения. В эпоху A-4G Skyhawk эскадрилья имела обозначение VF-805, что соответствовало обозначениям эскадрилий ВМС США. «VF» обозначал роль «Скайхока» в обороне флота. V = неподвижное крыло, F = истребитель. За время существования самолета было несколько различных схем окраски самолетов эскадрилий. [ 3 ]
- Эскадрилья VC-724 (шесть А-4Г плюс 4 ТА-4G, выведены из эксплуатации в 1982 г.). Эта эскадрилья представляла собой оперативную летную школу Skyhawk, где пилоты были переведены на A-4G и приобрели необходимые эксплуатационные навыки. Когда VF-805 прекратил полеты на А-4G, его самолеты были переведены в эскадрилью VC-724. [ 3 ]
После вывода A-4G из эксплуатации в Австралии восемь уцелевших A-4G и два TA-4G были проданы в Королевским ВВС Новой Зеландии 1984 году и впоследствии были модернизированы до спецификаций A-4K, а затем и в RNZAF. Программа «Каху» с HOTAS, ракетными возможностями Maverick и стеклянной кабиной. По иронии судьбы, RAN оплатило часть новозеландских самолетов для выполнения задач по буксировке целей и обучению нанесению морских ударов. [ 4 ]
A-4B 142871 был изменен, чтобы выглядеть как модели A-4G, используемые эскадрильей VF-805, и выставлен на обозрение с ноября 1999 года. Сначала отображался как A-4G 154906 (885), а затем с 2007 года как A-4G 154903 (882). . Был передан в аренду Музею авиации флота (Австралия) на авиабазе HMAS Albatross Министерством ВМС США. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
- Бразилия приобрела 20 кувейтских А-4КУ в 1997 году для эксплуатации у авианосца NAe São Paulo , купленного у Франции. ВМС Бразилии переименовали отремонтированные А-4КУ в AF-1. Три ТА-4КУ также были закуплены для обучения и переименованы в AF-1A. Двенадцать А-4 (9 А-4КУ и 3 ТА-4КУ) будут модернизированы компанией EMBRAER поставлены три самолета ВМС Бразилии . , которой по состоянию на 14.11.2012 [ 8 ]
См. также : Операция Альфа.
- 11-я авиационная эскадрилья
- 12-я авиационная эскадрилья
С 1980 по 2003 год Индонезия использовала 30 самолетов A-4E, два TA-4H и два TA-4J. Эти самолеты были получены от ВВС Израиля, а некоторые из них ранее служили в Америке во Вьетнаме. Первые самолеты взлетели в мае 1980 года с авиабазы Халим Пердана Кусума в Джакарте.
В 1970-х годах индонезийские ВВС закупили истребители Northrop F-5 Tiger, у США но им не разрешили использовать их в операциях, связанных с Восточным Тимором. В качестве решения Индонезии были предложены 14 бывших ВВС Израиля самолетов A-4E Skyhawk, которые можно было эксплуатировать без ограничений. Поскольку самолеты опасались быть замеченными в отношениях с Израилем, на самом деле они были куплены Сингапуром, чтобы отвлечь внимание. Первая партия индонезийских летных экипажей прошла обучение в Израиле, но вернулась в Индонезию через Соединенные Штаты, чтобы создать прикрытие о том, что они прошли подготовку в США. В рамках Operasi Alpha первые четыре самолета (два A-4E и два TA-4H) были отправлены через Сингапур и прибыли в Индонезию 4 мая 1980 года. Остальные самолеты отправлялись таким же образом каждые пять недель, причем последний самолет доставлялся таким же образом каждые пять недель. поставка - сентябрь 1980 года. Впервые самолеты были показаны публике во время Дня Вооруженных Сил 5 октября 1980 года. Еще шестнадцать А-4Е были получены в 1981 году и 1982 как Операси Альфа II. Самолеты Operasi Alpha I использовались для замены Lockheed T-33A в составе 11-й авиационной эскадрильи на базе ВВС Исвахьюди , и это подразделение первоначально использовалось в качестве переходной эскадрильи для обучения Skyhawk. Самолеты Operasi Alpha II были переданы в состав 12-й авиационной эскадрильи.
12-я авиационная эскадрилья была преобразована в BAe Hawk в 1990-х годах, но 11-я авиационная эскадрилья продолжала эксплуатировать Skyhawk до 2003 года, когда ее заменили два российских Су-27 СК и два Су-30 МК. Однако ВВС Индонезии планируют возобновить эксплуатацию самолетов A-4 Skyhawks путем покупки запасных частей после того, как Соединенные Штаты сняли эмбарго на продажу оружия и запасных частей. Свой последний рейс самолет совершил 5 августа 2005 года из Макассара (Сулавеси) в Мадиун (Ява).
Израиль
[ редактировать ]- 102-я эскадрилья (Израиль)
- 109-я эскадрилья (Израиль)
- 110-я эскадрилья (Израиль)
- 115-я эскадрилья (Израиль)
- 116-я эскадрилья (Израиль)
- 140-я эскадрилья (Израиль)
- 147-я эскадрилья (Израиль)
- 149-я эскадрилья (Израиль)
ВВС Израиля когда-то эксплуатировали 278 самолетов А-4 (46 А-4Е, 90 А-4Н, 117 А-4Н, 25 ТА-4Н). A-4H/TA-4H поставлялись начиная с 1968 года и сразу же были приняты на вооружение в продолжающейся Войне на истощение . В мае 1970 года этот тип совершил единственное воздушное поражение вместе с ВВС США, когда Эзра Дотан сбил пару сирийских МиГ-17 , один из которых был сбит неуправляемыми ракетами класса «воздух-земля». [ 9 ] Всего за время Войны Судного дня самолеты совершили 4695 боевых вылетов, потеряв 53 самолета. Это побудило США начать операцию «Никель Грасс» , в ходе которой Израилю было предоставлено 46 самолетов А-4Е в качестве замены во время войны. В 1983 году А-4 также участвовал в необычном столкновении в воздухе с F-15 Eagle . «Орел» вернулся на базу и приземлился, несмотря на то, что потерял все правое крыло, а А-4 был уничтожен. Остальные 50 самолетов А-4Н в настоящее время используются для обучения пилотов. Они будут выведены из эксплуатации в 2015 году и заменены учебными самолетами Alenia Aermacchi M-346 Master . [ 10 ] [ 11 ]
Кувейт
[ редактировать ]Кувейт купил 30 А-4КУ и шесть ТА-4КУ в 1976 году и использовал их до 1997 года. Во время войны в Персидском заливе 1991 года один был потерян в бою, а двенадцать - по другим причинам. Выжившие в операции «Буря в пустыне» были заменены на F/A-18 Hornet и проданы в Бразилию .
Королевские ВВС Малайзии приобрели в общей сложности 88 самолетов A-4C и A-4L, хотя только 40 были переоборудованы по стандарту A-4PTM (свойственно для Малайзии), который включал новый компьютер для бомбардировок, модернизацию кузова и обновление проводки. Остальные 48 самолетов были отправлены на запасные части. Эти самолеты хранятся на базе ВВС Куантан/ аэропорту Султан Хаджи Ахмад Шах на восточном побережье Малайского полуострова.
На смену Skyhawk в роли штурмовика пришли более совершенные Boeing F/A-18D Night Strike Hornet (восемь приобретено), BAE Systems Hawk 200 (18 приобретено) и BAE Systems Hawk 100 (приобретено десять).
- 2-я эскадрилья РНЗАФ
- 14-я эскадрилья RNZAF - один А-4К и три ТА-4К были выделены в 14-ю эскадрилью в начале 1970-х годов для подготовки к ударной конверсии.
- 75-я эскадрилья РНЗАФ
Десять одноместных самолетов А-4К и четыре двухместных самолета ТА-4К были приобретены Королевскими ВВС Новой Зеландии в 1969 году в качестве замены English Electric Canberra и отправлены в Новую Зеландию на борту штурмового авианосца USS Okinawa в 1970 году. [ 12 ] A-4K во многом сопоставим с A-4F и G, хотя имеет дополнительную авионику в спинном «горбе», принятую на более поздних A-4F, изогнутый зонд дозаправки и другие незначительные изменения. В 1984 году было приобретено десять бывших австралийских самолетов A-4G. В рамках проекта Kahu все самолеты были обновлены до стандарта A-4K Kahu, по существу за счет принятия авионики от F-16 Fighting Falcon , что дало им возможность использовать бомбы с лазерным наведением, а также AGM-65 Maverick и AIM-9L. Ракеты Сайдвиндер . Каху языке маори на означает « ястреб » . [ 13 ] Миниатюризация позволила одновременно убрать горб со старого новозеландского самолета. А-4К действовали из Оакеи в Новой Зеландии и Науры в Австралии, оснащая 2-ю и 75-ю эскадрильи RNZAF.
Выжившие были отправлены в отставку в 2001 году и должны были быть проданы в 2005 году частной американской фирме по обучению летному делу по сделке на сумму 150 миллионов долларов. Эта сделка не состоялась, но впоследствии самолеты были приобретены в 2011/2012 году американским оборонным подрядчиком Draken International . В настоящее время самолеты базируются на базе в Лейкленде, штат Флорида.
Всего Сингапур закупил около 150 планеров, все A-4B и C. Первая партия поступила в ВВС Республики Сингапур (RSAF) в 1974 году. Некоторые из них были модифицированы в конце 1980-х годов до стандарта А-4СУ и ТА-4СУ с двигателями General Electric F404 и модернизированной авионикой. Некоторые из них использовались в качестве учебных самолетов и базировались на авиабазе BA 120 Cazaux во Франции.
Подразделения RSAF, летавшие на А-4 до выхода на пенсию:
- 142-я эскадрилья «Грифоны» – расформирована в 2004 году.
- 143-я эскадрилья «Феникс» - переоборудована в F-16C/D в 2003 г.
- 145-я эскадрилья «Хорнетс» - переоборудована в F-16D+ в 2004 г.
- 150-я эскадрилья «Соколы» - учебная эскадрилья Advance Jet Training (AJT), в настоящее время базирующаяся на авиабазе BA 120 Cazaux во Франции. [ 14 ]
Подразделения, летавшие на А-4 до выхода на пенсию:
ВМС США
[ редактировать ]- ВА-12 [ 15 ]
- ВА-15 [ 16 ]
- ВА-22 [ 17 ]
- ВА-23 [ 18 ]
- ВА-34 [ 19 ]
- ВА-36 [ 20 ]
- ВА-43 [ 21 ]
- ВА-44 [ 22 ]
- ВА-45 [ 23 ]
- ВА-46 [ 24 ]
- ВА-55 [ 25 ]
- ВА-56 [ 26 ]
- ВА-64 [ 27 ]
- ВА-66 [ 28 ]
- ВА-72 [ 29 ]
- ВА-76 [ 30 ]
- ВА-81 [ 31 ]
- ВА-83 [ 32 ]
- ВА-86 [ 33 ]
- ВА-93 [ 34 ]
- ВА-94 [ 35 ]
- ВА-95 [ 36 ]
- ВА-106 [ 37 ]
- ВА-112 [ 38 ]
- ВА-113 [ 39 ]
- ВА-125 [ 40 ]
- ВА-126 [ 41 ]
- ВА-127 [ 42 ]
- ВА-133 [ 43 ]
- ВА-134 [ 44 ]
- ВА-144 [ 45 ]
- ВА-146 [ 46 ]
- ВА-152 [ 47 ]
- ВА-153 [ 48 ]
- ВА-155 [ 49 ]
- ВА-163 [ 50 ]
- ВА-164 [ 51 ]
- ВА-172 [ 52 ]
- ВА-176
- ВА-192 [ 53 ]
- ВА-195 [ 54 ]
- ВА-212 [ 55 ]
- ВА-216 [ 56 ]
- ВАК-33
- ВК-1 [ 57 ]
- ВК-2 [ 58 ]
- ВК-5 [ 59 ]
- ВК-7 [ 60 ]
- ВК-8 [ 61 ]
- ВК-10 [ 62 ]
- ВК-12 [ 63 ]
- ВК-13 [ 64 ]
- ВФ-171 [ 65 ]
- ВФАВ-3 [ 66 ]
- ВСФ-1 [ 67 ]
- ВСФ-3 [ 68 ]
- ВСФ-76 [ 69 ]
- ВСФ-86 [ 70 ]
- ВТ-7
- ВТ-21
- ВТ-22
- ВТ-23
- ВТ-24
- ВТ-25
- VT-86 (NAS Pensacola до 1989 г.)
- РВАХ-3
- Школа истребительного вооружения ВМФ
- Центр развития военно-морской авиации
- Военно-морской авиационный испытательный центр
- Школа лётчиков-испытателей ВМФ
- Центр оценки военно-морского вооружения
- ВМА-124 Свистящая смерть
- ВМА-131 Алмазные спинки
- ВМА-133 Драконы
- VMA-211 Wake Island Avengers (сейчас летает на F-35B Lightning II)
- VMA-214 Black Sheep (сейчас летает на F-35B Lightning II)
- VMA-223 Bulldogs (сейчас летает AV-8B Harrier II)
- VMA-225 Vagabonds (сейчас VMFA-225 эксплуатирует F/A-18 Hornet )
- VMA-311 Tomcats (сейчас летает на F-35C Lightning II)
- VMA-322 Боевые геймкоки
- ВМА-324 Девилдоги
- ВМА-331 Шмели
- H&MS-12 Преступники (ОА-4М)
- MAG-42 Летающие аллигаторы
ВМА-121 «Зеленые рыцари» [ 71 ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]Техасская компания управляет четырьмя самолетами модели A-4L, базирующимися в региональном аэропорту Северного Техаса (бывшая авиабаза Перрин ). Самолеты в основном используются для летных испытаний, тренировок и демонстраций.
Канадская компания Top Aces (ранее известная как Advanced Training Systems International), базирующаяся в аэропорту Феникс-Меса Гейтвей, приобрела в Израиле десять самолетов A-4N и три TA-4J в 2000 году. Они доступны для различных задач обучения и испытаний. включая обучение разнородным воздушным боям , обучение пилотов (обеспечение начальной подготовки пилотов E/F Объединенных Арабских Эмиратов ) F-16 и предоставление высокоскоростной платформы для целей испытаний и оценки. Один самолет был уничтожен в результате крушения в 2003 году, еще два проданы в 2006 году. [ 72 ]
базирующаяся Массачусетсе, в Некоммерческая организация, использует один бывший самолет TA-4J N524CF ВМС США (ранее BuNo 153524) в рамках своей программы полетов « живой истории ». Она была приобретена у AMARC в 2004 году и сейчас базируется в Хьюстоне, штат Техас . Организация предлагает лицензированным пилотам возможность приобрести время двойного обучения в самолете.
эскадрилья Флориде Базирующаяся во «Агрессор» эксплуатирует одиннадцать самолетов А-4 «Скайхок», ранее входивших в состав Королевских ВВС Новой Зеландии .
BAE Systems предоставляет четыре бывших израильских A-4N в качестве буксиров-мишеней для ВВС Германии с 2001 года, заменив североамериканские F-100 Super Sabre . Skyhawks эксплуатируются дочерней компанией BAE EIS Aircraft GmbH в Витмунде , на базе Jagdgeschwader 71 . В 2007 году были добавлены еще два А-4Н.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уилсон 1993, с. 151.
- ^ Уилсон 1993, с. 171-172.
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон 1993, с. 161.
- ^ Уилсон 1993, с. 174-176.
- ^ «Дисплеи Skyhawk | Ассоциация A-4 Skyhawk» . Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ «142871 Музей авиации флота Калум Гибсон 640 | Ассоциация А-4 Скайхок» . Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ «McDonnell Douglas A4G Skyhawk | Королевский флот Австралии» . Архивировано из оригинала 21 января 2016 года . Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ «Модернизация А-4 ВМС Бразилии» (на португальском языке). Архивировано 26 апреля 2012 г. на Wayback Machine. Проверено: 23 декабря 2011 г.
- ^ Алони, Шломо (2009). Израильские подразделения A-4 Skyhawk в бою . Боевой самолет. Великобритания: Оспри. стр. 25–26. ISBN 978-1-84603-430-5 .
- ^ Арье Эгози. «Израиль выбирает Alenia Aermacchi M-346 в качестве учебно-тренировочного самолета» . Flightglobal.com . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Кац, Яаков (16 февраля 2012 г.). «Италия выиграла заявку IAF на учебно-боевой самолет» . JPost .
- ^ Тревик, Филипп. «Макдоннелл Дуглас (Т)А-4К Скайхок: Предыстория» . kiwiaircraftimages.com . Проверено 23 марта 2010 г.
- ^ «Словарь маори» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2009 года . Проверено 26 февраля 2008 г.
- ^ Предыдущий выпуск CyberPioneer. Архивировано 25 июня 2007 года в журнале Wayback Machine MINDEF 's Pioneer, сентябрь 2002 года.
- ↑ VA-12 Flying Ubangis. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-15 Valions. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-22 Fighting Redcocks. Архивировано 4 декабря 2002 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-23 Black Knights. Архивировано 4 декабря 2002 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-34 Blue Blasters. Архивировано 26 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-36 Roadrunners. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-43 (VF-43) Challengers. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ ВА-44 (VF-44) Hornets. Архивировано 15 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-45 (VF-45) Blackbirds. Архивировано 14 августа 2002 г. в Wayback Machine.
- ↑ Члены клана VA-46. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-55 Warhorses. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ Чемпионы VA-56. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-64 Black Lancers. Архивировано 14 июня 2002 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-66 Waldos. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-72 Blue Hawks. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-76 Spirits. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-81 Sunliners. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-83 Rampagers. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-86 Sidewinders. Архивировано 4 декабря 2002 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-93 Blue Blazers. Архивировано 4 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-94 Mighty Shrikes. Архивировано 22 мая 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-95 Green Lizards. Архивировано 11 января 2003 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-106 Gladiators. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-112 Broncos. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-113 Stingers. Архивировано 25 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ VA-125 Rough Raiders. Архивировано 25 октября 2002 г. в Wayback Machine.
- ↑ ВА-126 (VF-126) Бандиты. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ ВА-127 (VF-127) Бэтмен. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-133 Blue Knights. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ VA-134 Скорпионы. Архивировано 5 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-144 Roadrunners. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-146 Blue Diamonds. Архивировано 27 февраля 2003 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-152 Fighting Aces. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-153 Blue Tail Flies. Архивировано 23 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-155 Silver Fox. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-163 Saints. Архивировано 9 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-164 Ghost Riders. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-172 Blue Bolts. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-192 Golden Dragons. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ Dambusters VA-195. Архивировано 28 июня 2003 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-212 Rampant Raiders. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VA-216 Black Diamonds. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VC-1 Blue Alii (Warriors). Архивировано 4 августа 2003 г. в Wayback Machine.
- ↑ VC-2 Falcons. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ Клетчатые хвосты VC-5. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VC-7 Redtails. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VC-8 Redtails. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Претенденты VC-10. Архивировано 12 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VC-12 (VFC-12) Fighting Omars. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ VC-13 (VFC-13) Saints. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VF-171 Aces (отряд Ки-Уэст). Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ A-4 Skyhawk.org Эскадрилья VFAW-3. Архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ↑ VSF-1 Warhawks. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ Шахматные фигуры VSF-3. Архивировано 19 февраля 2003 г. в Wayback Machine.
- ↑ VSF-76 Saints. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ VSF-86 Gators. Архивировано 21 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «ВМА-121 | Ассоциация А-4 Скайхок» . Архивировано из оригинала 13 июня 2015 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ Каррара 2008, стр. 50–53.
Ссылки
[ редактировать ]- Алони, Шломо. Израильские подразделения A-4 Skyhawk в бою (боевой самолет Osprey № 81) . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2009. ISBN 978-1-84603-430-5 .
- Каррара, Дино. «ATSI — Прокат А-4 Скайхоки». Air International , Том 75, № 1. 6 декабря 2008 г. Стэмфорд, Линкс, Великобритания: Key Publishing. стр. 50–53.
- Чант, Крис. Воздушная война на Фолклендских островах 1982 г. (боевой самолет Osprey № 28) . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2001. ISBN 978-1-84176-293-7 .
- Уилсон, Стюарт. Phantom, Hornet и Skyhawk на вооружении Австралии . Уэстон-Крик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications, 1993. ISBN 9781875671038