Jump to content

Мессалина

Валерия Мессалина
Статуя Мессалины с сыном Британником в Лувре , около 45 г. н.э. [ 1 ] [ 2 ]
Римская императрица
Срок владения 24 января 41 – 48
Рожденный 25 января 17 или 20 года нашей эры
Рим , Италия
Умер 48 (28 или 31 год)
Сады Лукулла , Рим, Италия
Супруг Клавдий
Проблема Клаудия Октавия
Британник
Отец Марк Валерий Мессалла Барбат (консул 20 лет)
Мать Домиция Лепида

Валерия Мессалина (англ. Латинский: [waˈlɛria mɛssaːˈliːna] ; в. 17/20–48 ) была третьей женой римского императора Клавдия . Она была двоюродной сестрой по отцовской линии императора Нерона , троюродной сестрой императора Калигулы и правнучной племянницей императора Августа . Влиятельная и влиятельная женщина с репутацией распущенной женщины , она якобы организовала заговор против своего мужа и была казнена после раскрытия заговора. Ее пресловутая репутация, вероятно, стала результатом политической предвзятости, но произведения искусства и литературы увековечили ее и в наше время.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мессалина была дочерью Домиции Лепиды и ее двоюродного брата Марка Валерия Мессаллы Барбата . [ 3 ] [ 4 ] Ее мать была младшим ребенком консула Луция Домиция Агенобарба и Антонии Майор . Брат ее матери, Гней Домиций Агенобарб , был первым мужем будущей императрицы Агриппины Младшей и биологическим отцом будущего императора Нерона , что делало Нерона Мессалину двоюродным братом, несмотря на семнадцатилетнюю разницу в возрасте. Бабушки Мессалины Клаудия Марселла Младшая и Антония Старшая были сводными сестрами по материнской линии. Клаудия Марселла Минор, бабушка Мессалины по отцовской линии, была дочерью Августа сестры Октавии Младшей . Антония Майор была старшей дочерью Октавии от брака с Марком Антонием и тетей Клавдия по материнской линии. Таким образом, в семье было большое количество инбридинга.

Мало что известно о жизни Мессалины до ее замужества в 38 году с Клавдием , ее двоюродным братом, когда-то удаленным, которому тогда было около 47 лет. В результате их союза родилось двое детей: дочь Клавдия Октавия (39 или 40 лет рождения), будущая императрица, сводная сестра и первая жена императора Нерона ; и сын Британник . Когда в 41 году был убит император Калигула , преторианская гвардия провозгласила Клавдия новым императором, а Мессалина стала императрицей.

История Мессалины

[ редактировать ]
Мессалина на монете, отчеканенной на Крите , ок. 42 год нашей эры

После прихода к власти Мессалина вошла в историю с репутацией безжалостной, хищной и сексуально ненасытной, в то время как Клавдий изображается легко управляемым ею и не подозревающим о ее многочисленных изменах. Историки, передавшие такие истории, в первую очередь Тацит и Светоний , писали примерно через 70 лет после событий в среде, враждебной имперской линии, к которой принадлежала Мессалина. Был также более поздний греческий отчет о Кассии Дионе , который, написав полтора века спустя после описываемого периода, зависел от сообщений, полученных от его предшественников. На протяжении всей его работы также было замечено, что он «подозрительно относился к женщинам». [ 5 ] Светония также нельзя считать заслуживающим доверия. Британская энциклопедия предполагает, что его вымышленный подход был «свободным от скандальных сплетен» и что «он использовал «характерный анекдот» без исчерпывающего расследования его подлинности». [ 6 ] Он манипулирует фактами в соответствии со своим тезисом. [ 7 ]

Сам Тацит утверждал, что передает «то, что слышали и писали мои старшие», но не называл иных источников, кроме мемуаров Агриппины Младшей , которая организовала смещение детей Мессалины в престолонаследии и поэтому была особенно заинтересована в том, чтобы запятнать имя своей предшественницы. . [ 8 ] Исследуя его стиль повествования и сравнивая его с сатирами Ювенала , другой критик отмечает, «как писатели манипулируют им, чтобы исказить восприятие Мессалины аудиторией». [ 9 ] Действительно, Тацит, кажется, хорошо осознает впечатление, которое он производит, когда признает, что его рассказ может показаться вымышленным, если не мелодраматичным ( fabulosus ). [ 10 ] Поэтому утверждалось, что хор осуждения Мессалины со стороны этих авторов во многом является результатом политических санкций, последовавших за ее смертью. [ 11 ] хотя некоторые авторы все же увидели «что-то существенное, выходящее за рамки простого изобретения». [ 12 ]

Жертвы Мессалины

[ редактировать ]

Обвинения против Мессалины в основном касаются трех областей: ее обращения с другими членами императорской семьи; ее обращение с членами сенаторского ордена ; и ее безудержное сексуальное поведение. Семья ее мужа, особенно женщины, казалось, была особой мишенью Мессалины. В течение первого года правления Клавдия его племянница Юлия Ливилла , лишь недавно отозванная из ссылки после смерти своего брата Калигулы , была снова сослана по обвинению в прелюбодеянии с Сенекой Младшим . Вскоре после этого Клавдий приказал казнить ее, а Сенеке разрешили вернуться через семь лет, после смерти Мессалины. [ 13 ] Другая племянница, Юлия Ливия , подверглась нападкам со стороны Мессалины за безнравственность и инцест в 43 году – возможно, потому, что она боялась сына Юлии Рубеллия Плавта как соперника, претендующего на престол императора. [ 13 ] – в результате чего Клавдий приказал ее казнить. [ 14 ]

В последние два года своей жизни она также усилила нападки на единственную выжившую племянницу мужа, Агриппину Младшую , и малолетнего сына Агриппины Луция Домиция Агенобарба (позднее императора Нерона). Общественность сочувствовала Агриппине, которая дважды была сослана и была единственной выжившей дочерью Германика после того, как Мессалина добилась казни Юлии Ливиллы. Агриппина была замешана в предполагаемых преступлениях Статилия Тельца , которого, как утверждается, она направила к участию в «магических и суеверных практиках». [ 15 ] Тавр покончил жизнь самоубийством, и, по мнению Тацита, Мессалине помешало дальнейшее преследование Агриппины только потому, что она была отвлечена своим новым возлюбленным, Гаем Силием . [ 16 ]

По словам Светония, Мессалина рано поняла, что юный Нерон может стать потенциальным соперником ее собственного сына, который был на три года младше. Он повторил историю о том, что Мессалина послала нескольких убийц в спальню Нерона, чтобы убить его, но они были напуганы тем, что, по их мнению, было змеей, выползшей из-под его кровати. [ 17 ] На Светских играх 48 года Нерон заслужил больше аплодисментов толпы, чем собственный сын Мессалины Британик, что, по предположению ученых, побудило Мессалину заговорить с целью уничтожить Нерона и его мать раз и навсегда. [ 18 ]

Два очень видных сенатора, Аппий Силан и Валерий Азиатик , также встретили свою смерть по наущению Мессалины. Первый был женат на матери Мессалины Домиции Лепиде, но, по словам Диона и Тацита, Мессалина возжелала его себе. В 42 году Мессалина и вольноотпущенник Нарцисс разработали тщательно продуманную уловку, посредством которой каждый из них сообщил Клавдию, что ночью им снились одинаковые сны, предвещающие, что Силан убьет Клавдия. Когда Силан прибыл тем утром (после того, как его вызвали Мессалина или Нарцисс), он подтвердил их предзнаменование, и Клавдий казнил его. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]

Валерий Азиатик был одной из последних жертв Мессалины. Азиатик был чрезвычайно богат и навлек на себя гнев Мессалины, потому что ему принадлежали сады Лукулла , которые она желала себе, и потому, что он был любовником ее ненавистной соперницы Поппеи Сабины Старшей , с которой она вела ожесточенное соперничество из-за привязанностей актер Мнестер . [ 22 ] В 46 году она убедила Клавдия отдать приказ об аресте его по обвинению в несоблюдении дисциплины среди своих солдат, прелюбодеянии с Сабиной и в участии в гомосексуальных действиях. [ 23 ] [ 24 ] Хотя Клавдий не решался приговорить его к смерти, в конечном итоге он сделал это по рекомендации союзника Мессалины и партнера Клавдия по консульству в этом году Луция Вителлия . [ 25 ] Убийство Азиатика без уведомления сената и без суда вызвало большое возмущение среди сенаторов, которые обвинили и Мессалину, и Клавдия. [ 26 ] Несмотря на это, Мессалина продолжала нападать на Поппею Сабину, пока она не покончила жизнь самоубийством. [ 27 ]

В том же году, когда казнили Азиатика, Мессалина приказала отравить Марка Виниция – за то, что, по слухам, он отказался спать с ней. [ 28 ] Примерно в это же время она также организовала казнь одного из секретарей вольноотпущенников Клавдия, Полибия . По словам Дио, это убийство одного из них навсегда настроило других вольноотпущенников, ранее ее близких союзников, против Мессалины.

Бюст, предположительно Мессалины, в галерее Уффици во Флоренции.

В 48 году нашей эры Клавдий отправился в Остию, чтобы посетить новую гавань, которую он строил, и там ему сообщили, что Мессалина зашла так далеко, что вышла замуж за своего последнего любовника, сенатора Гая Силия в Риме. И только когда Мессалина устроила роскошный свадебный банкет в отсутствие Клавдия, вольноотпущенник Нарцисс решил сообщить ему об этом. [ 29 ] Точные мотивы действий Мессалины неизвестны - они были интерпретированы как попытка свергнуть Клавдия и сделать Силия императором, при этом Силиус усыновил Британника и тем самым обеспечил будущее воцарение ее сына. [ 30 ] Другие историки предполагают, что Силиус убедил Мессалину в том, что свержение Клавдия неизбежно, и что ее лучшие надежды на выживание связаны с союзом с ним. [ 31 ] [ 32 ] Тацит заявил, что Мессалина колебалась, хотя Силиус настаивал на браке, но в конечном итоге уступила, потому что «она жаждала имени жены», а также потому, что Силиус развелся со своей женой в прошлом году в ожидании союза с Мессалиной. [ 33 ] Другая теория состоит в том, что Мессалина и Силий просто приняли участие в фиктивном браке в рамках вакхического ритуала, когда они праздновали Виналию , праздник сбора винограда. [ 34 ]

Тацит и Дион заявляют, что Нарцисс убедил Клавдия, что это был шаг с целью его свержения. [ 29 ] и убедил его назначить Криспина Руфрия подвергалась руководителем гвардии заместителя префекта преторианца Лусия Гета, поскольку лояльность старшего префекта сомнению . [ 18 ] [ 35 ] [ 29 ] Клавдий поспешил обратно в Рим, где его встретила на дороге Мессалина со своими детьми. Ведущая весталка Вибидия пришла умолять Клавдия не спешить с осуждением Мессалины. Затем он посетил дом Силия, где нашел множество семейных реликвий его предков Клавдиев и Друзий , взятых из его дома и подаренных Силию Мессалиной. [ 36 ] Когда Мессалина попыталась получить доступ к мужу во дворце, Нарцисс оттолкнул ее и выкрикнул список ее различных проступков, составленный вольноотпущенником. Несмотря на растущее количество улик против нее, чувства Клавдия смягчились, и он попросил встретиться с ней утром для частной беседы. [ 37 ] Нарцисс, делая вид, что действует по указанию Клавдия, приказал офицеру преторианской гвардии казнить ее. Когда отряд стражи прибыл в сады Лукулла, где Мессалина укрылась со своей матерью, ей была предоставлена ​​почетная возможность покончить с собой. Не набравшись смелости перерезать себе горло, один из охранников пронзил ее мечом. [ 38 ] [ 37 ] Услышав эту новость, Император не отреагировал и просто попросил еще одну чашу вина. Затем римский сенат приказал Damnatio Memoriae, чтобы имя Мессалины было удалено из всех общественных и частных мест, а все ее статуи были сняты.

Стирание из памяти

[ редактировать ]

Во времена Мессалины осуждение Damnatio Memoriae было преступлением в контексте римского имперского культа . Культ направлялся сверху членами императорского круга через официальные инициативы внутри проимперской структуры власти. Однако среди широкой публики это было эффективно только в том случае, если было личное согласие. Теоретически приговор Damnatio Memoriae должен был стереть все упоминания о преступнике из публичной сферы. Имя человека выкололи из надписей и даже из чеканки монет. Скульптуры могли быть разбиты или, по крайней мере, демонтированы и спрятаны подальше от глаз.

Такие меры оказались не совсем эффективными, и по тем или иным причинам сохранилось несколько изображений Мессалины. [ 39 ] Одним из таких является сомнительно приписываемый бюст в галерее Уффици , который на самом деле может принадлежать Агриппине, преемнице Мессалины на посту жены Клавдия (см. Выше). Другая картина, находящаяся в Лувре , изображает Мессалину, держащую на руках своего ребенка Британника. Фактически он основан на знаменитой греческой скульптуре Кефизодота Старшего из Эйрены, несущей ребенка Плута , которому были и другие римские имитации. [ 40 ]

Мессалина ведет драконью колесницу во время триумфа Клавдия. Сардоникс Табличка с камеей в эмалированной рамке. ( Кабинет медалей )

Некоторые из сохранившихся гравированных драгоценных камней с изображением Мессалины также обязаны древнегреческим моделям. В их число входит резной сардоникс Мессалины в сопровождении Клавдия на драконьей колеснице, посвященный его участию в римском завоевании Британии . Он был создан по образцу изображений Диониса и Ариадны после его победы в Индии и сейчас находится в Национальной библиотеке Франции (Cabinet des Médailles). [ 41 ] В римской адаптации Мессалина впереди ведет колесницу, а Клавдий стоит позади нее, поддерживая свое летающее одеяние. Когда-то это произведение находилось в коллекции Питера Пауля Рубенса , который сделал его тушью, хотя и ошибочно идентифицировал женщину как Агриппину. [ 42 ] Однако существует и другая версия этого празднования победы, известная как Гаагская камея, которая может быть более поздней имитацией. В колеснице, запряженной кентаврами , возлежала увенчанная лаврами Мессалина на почетном посту, неся атрибуты Цереры . Рядом с ней сидит Клавдий, одной рукой обхватив ее за шею, а в другой — молния Юпитера. Впереди стоит ребенок Британик в полном вооружении, рядом с ним его старшая сестра Октавия. [ 43 ] [ 44 ]

появляются головы ее сына и дочери Еще один резной сардоникс, хранящийся сейчас в национальной библиотеке Франции, представляет собой бюст удостоенной лавра Мессалины, по обе стороны от которого из рога изобилия . [ 45 ] Оно тоже когда-то принадлежало Рубенсу, и фламандская гравюра, сделанная им по его рисунку, находится в Британском музее . [ 46 ] Простой белый портретный бюст императрицы также хранится в Национальной библиотеке. [ 47 ] Овальный портрет из желтого сердолика когда-то был зарегистрирован как находящийся в коллекции лорда Монтегю; [ 48 ] другой в сардониксе когда-то принадлежал Antikensammlung Berlin . [ 49 ]

Мессалина работает в борделе: офорт Агостино Карраччи , конец 16 века

Два автора специально дополняли сплетни и официально диктовали версии, записанные более поздними историками и прибавлявшие известности Мессалине. Одной из таких историй является отчет о ее ночном сексуальном соревновании с проституткой в ​​Книге X « Старшего Плиния Естественной истории» , согласно которому соревнование длилось «день и ночь», и Мессалина победила со счетом 25 партнеров. [ 50 ]

Поэт Ювенал дважды упоминает Мессалину в своих сатирах. А также рассказ в его десятой сатире о том, что она вынудила Гая Силия развестись с женой и жениться на ней, [ 51 ] шестая сатира содержит пресловутое описание того, как Императрица всю ночь тайно работала в публичном доме под именем Волчицы. [ 52 ] В ходе этого рассказа Ювенал придумал фразу, которая впоследствии часто применялась к Мессалине: meretrix augusta (императорская шлюха). При этом он соединил ее репутацию с репутацией Клеопатры , еще одной жертвы убийства , направленного по приказу императора , которую поэт Проперций ранее описал как meretrix regina (царица-блудница). [ 53 ]

Более ранняя пропаганда против Клеопатры описывается как «уходящая корнями во враждебную римскую литературную традицию». [ 54 ] Подобная литературная тактика, включая наводящее на размышления смешение исторических фактов и сплетен в официально утвержденных анналах, также помогла продлить скандальную репутацию Мессалины.

Мессалина в искусстве

[ редактировать ]

Назвать женщину «Мессалиной» означает коварную и сексуально ненасытную личность. Историческая личность и ее судьба часто использовались в искусстве, чтобы подчеркнуть мораль, но часто присутствовало и похотливое восхищение ее сексуально раскрепощенным поведением. [ 55 ] В наше время это привело к появлению преувеличенных произведений, которые стали называть шумной игрой. [ 56 ]

Педер Северин Крёйер , Мессалина , 1881, Художественный музей Гетеборга.

Двойственное отношение к Мессалине можно увидеть в позднесредневековом французском прозаическом произведении в музее Дж. Поля Гетти, иллюстрированном Мастером Бусико : Тиберий, Мессалина и Калигула упрекают друг друга посреди пламени . В нем рассказывается диалог, происходящий в аду между тремя персонажами одной имперской линии. Мессалина побеждает в дебатах, демонстрируя, что их грехи были намного хуже, чем ее, и предлагает им покаяться в своих грехах, прежде чем упрекать ее, как они это сделали. [ 57 ]

В то время как злобному поведению Мессалины по отношению к другим уделяется полное внимание и даже преувеличивается в ранних произведениях, к ее сексуальной деятельности относятся с большим сочувствием. В 1524 иллюстрациях 16 сексуальных поз, известных как И Моди , каждая была названа в честь пары из классической истории или мифа, в том числе «Мессалина в будке Лисиски». Хотя ранние издания были уничтожены религиозной цензурой, более поздние копии Агостино Караччи сохранились (см. выше).

Другие художественные иллюстрации заявленной развращенности Мессалины, предположительно основанные на древних медалях и камеях, появляются в работах Пьера-Франсуа Хьюга д'Анкарвиля . Его основной отчет, дополненный более общими цитатами, осуждающими распущенность времени, занимает три главы его «Памятников частной жизни двенадцати цезарей» (1780). [ 58 ] Глава 29 посвящена публичному браку Мессалины с Гаем Силием. Следующие главы иллюстрированы камеями, приписываемыми некоему Пифодору Траллесскому. В первом Мессалина сидит обнаженная, пока служанка укладывает ей волосы, готовясь к роли куртизанки Лисисики; в другом она преподносит Приапу четырнадцать миртовых венков после своего триумфа, изнурившего как можно больше молодых мужчин в сексуальном состязании. Она также сидит перед частным храмом Приапа на иллюстрации к другой порнографической работе автора « Памятники тайного культа римских женщин» (1787). [ 59 ]

Позже живопись и скульптура

[ редактировать ]

Одним из способов извлечь моральный урок из истории Мессалины в живописи было изобразить ее жестокий конец. Ранним примером была Франческо Солимена » « Смерть Мессалины (1708). [ 60 ] В этой сцене энергичных действий римский солдат отводит руку, чтобы нанести удар императрице, отбиваясь от ее матери. Свидетель в доспехах спокойно наблюдает из тени на заднем плане. Картина Жоржа Рошгросса 1916 года представляет собой повторение той же сцены. [ 61 ] Скорбящая женщина, одетая в черные листья, с закрытым лицом, когда солдат оттаскивает голову Мессалины под наблюдением придворного с приказом о казни в руке. Однако датский королевский художник Николай Абильдгаард предпочитал изобразить «Умирающую Мессалину и ее мать» (1797) в более спокойной обстановке. Мать плачет рядом со своей дочерью, лежащей на земле в саду. [ 62 ]

В 1870 году французский комитет Римской премии установил смерть Мессалины темой конкурса этого года. Победившая работа Фернана Лематта « Смерть Мессалины » основана на описании этого события Тацитом . После решения о том, что она должна умереть, «Эводу, одному из вольноотпущенников, было поручено наблюдать и завершить это дело. Поспешив прежде всего со всей скоростью в сады, он нашел Мессалину распростертой на земле, а рядом с ней сидела Лепида, ее мать, которая, хотя и отдалилась от дочери в достатке, теперь растаяла от жалости к ее неизбежной гибели и убеждала ее не ждать палача». [ 63 ] В руке Мессалины тонкий кинжал, которым она не осмеливается воспользоваться, в то время как Эвод угрожающе склоняется над ней, а Лепида пытается отбиться от него. В более ранней французской трактовке Виктора Бьеннури [ фр ] урок поэтической справедливости становится более ясным благодаря конкретному определению сцены смерти Мессалины как сада, который она получила, казнив его бывшего владельца по ложному обвинению. Теперь она приседает у подножия стены, на которой вырезано имя Лукулла, и посредник в темном осуждает ее, когда солдат приближается к ней, выхватывая свой меч. [ 64 ]

Два художника из Нидерландов подчеркнули поведение Мессалины, приведшее к ее кончине, изобразив ее свадьбу с Гаем Силием. Картина Николауса Кнюпфера , датированная примерно 1650 годом, настолько похожа на современные сцены борделя, что ее тема неоднозначна и вызывает споры. Богато одетый пьяница лежит на кровати между двумя женщинами, в то время как его товарищи с тревогой смотрят в окно, а другой изо всех сил пытается вытащить меч. [ 65 ] На более позднем «Пейзаже со свадьбой Мессалины» Виктора Оноре Янсенса изображена сидящая императрица, облаченная перед церемонией. [ 66 ] Ни одна из сцен не похожа на свадьбу, а скорее указывает на чувство морального возмущения того времени по поводу этой пародии на брак. Это было дополнительно подчеркнуто современной картой Таро , в которой карта 6, обычно называемая « Любовник(и) », была переименована в «Бесстыдный» ( impudique ) и изображает Мессалину, прислонившуюся к резному сундуку. Ниже поясняется, что «она дошла до такой дерзости, что по глупости мужа осмелилась публично выйти замуж за молодого римлянина в отсутствие императора». [ 67 ]

Дикие сцены после свадьбы, произошедшей в Риме, инсценированы Тацитом. «Мессалина тем временем, более дико расточительная, чем когда-либо, праздновала в середине осени представление урожая в своем новом доме. Прессы топтали; чаны были переполнены; женщины, подпоясанные шкурами, танцевали, как вакханки танцуют в своем поклонении. или их безумие Мессалина с распущенными волосами потрясла тирс , а рядом с ней Силий, увенчанный плющом и одетый в котурн . двигал головой под какой-то похотливый хор». [ 68 ] Такова была сцена пьяной наготы, написанная француженкой Гюставом Сюраном в 1905 году. [ 69 ]

Мессалина, Эжен Сирил Брюне (1884), Музей изящных искусств Ренна

Другие художники показывают подобные сцены разврата или, как итальянец А. Пигма в « Когда Клавдия нет, будет играть Мессалина» (1911), [ 70 ] намекнуть, что это скоро последует. То, что последовало за этим, описано в книге Федерико Фаруффини « Оргии Мессалины» (1867–1868). [ 71 ] Более частная связь рассматривается в Хоакина Сорольи ( «Мессалине в объятиях гладиатора» 1886). [ 72 ] Это происходит в интерьере, где императрица лежит с обнаженной грудью на коленях обнаженного гладиатора.

Обычно описывают рассказ Ювенала о ее ночах, проведенных в борделе. Гюстав Моро изобразил, как она ведет на кровать другого мужчину, а на заднем плане спит измученная проститутка. [ 73 ] а на картине Поля Руффио 1875 года она возлежит с обнаженной грудью, когда раб предлагает виноград. [ 74 ] Датчанин Педер Северин Крёйер изобразил ее стоящей, все ее тело было видно под тонкой тканью платья. Ряды ее клиентов едва видны за занавеской, на фоне которой она стоит (см. выше). Два рисунка Обри Бердслея были созданы для частной типографии сатир Жювенала (1897). Титулованная Мессалина и ее спутник показали ей дорогу в бордель, [ 75 ] а отвергнутый рисунок обычно озаглавлен «Мессалина, возвращающаяся из ванны» . [ 76 ] Примерно в этот же период римский житель Павел Сведомский переосмыслил историческую сцену. Там переодетая соблазнительница работает в залитом светом переулке, заманивая прохожего в бордель, из которого с тревогой выглядывает горничная. [ 77 ]

В качестве альтернативы художники использовали рассказ Плиния о ее сексуальном соревновании. Бразилец Энрике Бернарделли (1857–1936) впоследствии изобразил ее лежащей поперек кровати в момент изнеможения. [ 78 ] То же самое можно сказать и о впечатляющей мраморной скульптуре Эжена Сирилла Брюне , датируемой 1884 годом (см. выше), а в стоящей статуе чешского Яна Штурсы 1912 года она вначале держит рядом с собой последний предмет одежды. [ 79 ]

Драма и зрелище

[ редактировать ]

Одной из первых постановок, посвященных падению императрицы, была «Трагедия Мессалины» (1639) Натаниэля Ричардса . [ 80 ] где она изображена в виде монстра и используется в качестве препятствия для нападения на римско-католическую жену английского короля Карла I. [ 81 ] Столь же злодейкой она считается и в венецианца Пьетро Загури «Мессалине» (1656). Это была прозаическая трагедия в 4 действиях с четырьмя песнями, описанная как сценическая опера , которая вращалась вокруг романа с Гаем Силием , который привел к ее смерти. [ 82 ] Карло Паллавичино должен был последовать примеру полномасштабной венецианской оперы в 1679 году, в которой эротика сочеталась с моралью. [ 83 ] [ 84 ]

В последней четверти XIX века идея роковой женщины приобрела известность и способствовала появлению множества новых работ с участием Мессалины. В 1874 году вышла австрийская стихотворная трагедия «Аррия и Мессалина» . Адольфа Вильбрандта [ 85 ] который на протяжении многих лет с успехом шел по всей Европе. За ней в 1877 году последовала трагедия в итальянских стихах Пьетро Коссы , где Мессалина предстает совершенно безудержной женщиной, стремящейся к любви. [ 86 ] Еще одна стихотворная трагедия в 5 актах была опубликована в Филадельфии в 1890 году. [ 87 ] автор Алджернон Сидней Логан (1849–1925), имевший либеральные взгляды на секс. [ 88 ]

Помимо пьес, история Мессалины была адаптирована для балета и оперы. Балет Луиджи Данези (1832–1908) 1878 года на музыку Джузеппе Джаквинто (ум. 1881) имел успех в Италии благодаря нескольким постановкам. [ 89 ] было устроено фантастическое зрелище По прибытии во Францию ​​в 1884 году в театре «Эден» со слонами, лошадьми, массовыми сценами и цирковыми играми, в которых шеренги босых женщин-гладиаторов предшествовали бойцам. [ 90 ] [ 91 ] Исидора де Лары Опера «Мессалина» , основанная на четырехактной стихотворной трагедии Армана Сильвестра и Эжена Морана, сосредоточена на любви императрицы к поэту, а затем к его брату-гладиатору. Он открылся в Монте-Карло в 1899 году и перешел в Ковент-Гарден . [ 92 ] Больной Анри де Тулуз-Лотрек увидел постановку в Бордо и вдохновился на написание шести сцен из нее, в том числе Мессалины, спускающейся по лестнице, сидящей в то время как бородатый персонаж в темной тунике стоит в стороне, или тот же персонаж стоит. [ 93 ] и преклоняет перед ней колени, [ 94 ] [ нужен лучший источник ] а также дополнительные услуги для отдыха. [ 95 ] Позже появилась и итальянская постановка оперы в переводе. [ 96 ]

В 2009 году эту тему обновил Бенджамин Аскью в его британской пьесе « В постели с Мессалиной» , в которой рассказывается о ее последних часах. [ 97 ]

Звезды сцены и экрана

[ редактировать ]

Начиная с последней четверти XIX века, роль Мессалины была связана как со славой тех, кто ее играл, так и с социальным посланием произведений, в которых она появлялась. [ 98 ] Имя звезды появилось крупным шрифтом на афишах произведений, в которых она играла. Она постоянно фигурировала в колонках светской хроники. Ее роль была запечатлена в фотографиях, копии которых она часто делала для своих поклонников. [ 99 ] Ее фотографии в роли Мессалины украшали театральные журналы и тысячами продавались в виде открыток. Это справедливо как для драмы и оперы, так и для тех, кто изображал императрицу в кино, телефильмах или мини-сериалах. Сама роль добавила или укрепила их репутацию. А с учетом растущей вседозволенности современности это может скорее означать известность тех фильмов для взрослых, в которых спортивная выносливость была более важным требованием, чем актерские способности.

Картина Ганса Макарта с изображением Шарлотты Вольтер в трагедии Адольфа Вильбрандта «Аррия и Мессалина» .

Вильбрандта «Аррия и Мессалина» была написана специально для Шарлотты Вольтер , которую в ее роли нарисовал Ганс Макарт в 1875 году. Там она возлежит в шезлонге, а на заднем плане горят огни Рима. А также предварительная фотография ее одетой, как на картине, [ 100 ] были также постановочные фотографии ее в более простом платье. [ 101 ] Другие звезды были задействованы, когда спектакль гастролировал в различных переводах. Лилла Булевскине (1833–1909) снялась в венгерской постановке 1878 года. [ 102 ] и Ирма Темешварине-Фаркас в 1883 году; [ 103 ] Луиза Фальман (1856–1918) играла в стокгольмской постановке 1887 года. [ 104 ] Мария Поспишилова (1862–1943) в чешской постановке 1895 года. [ 105 ]

В Италии разыгрывалась драма Коссы с Вирджинией Марини в роли Мессалины. [ 106 ]

Обе парижские партии балета Данези были сфотографированы Надаром : Елена Корнальба в 1885 году. [ 107 ] и мадемуазель Джагер позже. [ 108 ] Во время постановки 1898 года в Турине главную роль играла Анита Грасси. [ 109 ]

Де Лары Мейриан Эглон снялась в Монте-Карло и последующих лондонских постановках «Мессалины» . [ 110 ] в то время как Эмма Кальве играла главную роль в парижской постановке 1902 года, [ 111 ] [ 112 ] где ее сменила Сесиль Тевене . [ 113 ] Другими исполнителями этой роли были Мария Ненчони в 1903 году. [ 114 ] Жанна Дасти в постановках «Нэнси» (1903) и «Алжир» (1907), [ 115 ] Шарлотта Винс (1868– ок. 1917 ) в постановке Экс-ле-Бен 1904 года, [ 116 ] и Клэр Круаза , дебютировавшая в постановках 1905 года в Нанси и Лилле. [ 117 ]

После медленного старта в первой половине 20-го века, количество фильмов о Мессалине или с ее участием увеличилось по мере упадка цензуры . В ее роли снялись:

Ранняя художественная литература об императрице, «Мессалина » Франческо Поны , появилась в Венеции в 1633 году. В ней удалось совместить высокую степень эротизма с демонстрацией того, как частное поведение оказывает глубокое влияние на общественные дела. Тем не менее, такой отрывок, как

Мессалина металась в суматохе своих мыслей, не спала по ночам; а если она и спала, Морфеус спал рядом с ней, вызывая в ней волнение, облачая и раздевая тысячи образов, которые наталкивали ее сексуальные фантазии в течение дня.

помогает объяснить, как роман оказался одновременно одной из самых популярных и наиболее часто запрещаемых книг века, несмотря на его моральные претензии. [ 143 ]

Примерно то же самое о катастрофическом влиянии сексуальности было сказано в Грегорио Лети политической брошюре «Любовь Мессалины, покойной королевы Альбиона», в которой кратко изложены тайны обмана кембрионского принца, готской лиги, и другие придворные интриги последних четырех лет правления, еще не обнародованные (1689 г.). [ 144 ] Это была еще одна сатира на королеву Стюартов, в данном случае Марию Моденскую , замаскированную под образ Мессалины.

Очень раннее описание на английском языке связи Мессалины с Гаем Силием и ее последующей смерти появилось в беллетризованной истории, включенной в книгу американского писателя Эдварда Мэтьюрина « Сеян и другие римские рассказы» (1839). [ 145 ] Но более известна роль, которую она играет в Роберта Грейвса романах « Я, Клавдий и Клавдий-Бог» (1934–35). В нем она изображена подростком во время замужества, но ей приписывают все действия, упомянутые в древних источниках. Попытка создать по ним фильм в 1937 году провалилась. [ 146 ] но в 1976 году они были адаптированы в очень успешный сериал .

Во Франции XIX века история Мессалины подверглась литературной трансформации. Он лег в основу « Жена романа Александра Дюма-сына Клода» (1873) , где героем является Клод Рупер, олицетворение французского патриотического сознания после поражения страны во франко-прусской войне . Напротив, его жена Сезарин (женщина-Цезарь) — существо, полностью коррумпированное на всех уровнях, которая продает работу своего мужа врагу и в конечном итоге застрелена им. [ 147 ] Альфреда Жарри « «Патафизический» роман Мессалин » 1901 года (названный «Сад Приапа» в английском переводе Луи Колмана), хотя и слегка основан на историческом описании, в основном является продуктом причудливого и экстравагантного воображения автора, и его сравнивают с трактовкой классических тем художников модерна . [ 148 ]

Фактически, «Джарри» был лишь одним из пяти современных французских романов, в которых Мессалина изображалась в типичной манере конца века . Проспера Кастанье Среди них также были «Римская оргия» (Римская оргия, 1897), « Мессалина», «Роман имперского Рима» Нонсе Казановой («Месалина», роман об имперском Риме, 1902) и «Химера», «Страницы декаданса » Луи Дюмона. Декадентские страницы, 1902). Однако наиболее удачным и изобретательным в стилистическом отношении оказался Фелисьена Шампсаура роман «Латинская оргия» (1903). [ 149 ] Хотя Мессалина упоминается во всех эпизодах, освещающих времена упадка, она особенно фигурирует в третьем разделе «Обнаженная императрица» ( L'impératice nue ), посвященном ее деятельности в борделе, и в шестом разделе «Конец Мессалины», начиная с с ее свадьбой с Силиусом и окончанием ее насильственной смерти. [ 150 ]

Сохранились сенсационные художественные трактовки, как, например, в «Мессалине, самой злой женщине Рима» Вивиан Крокетт (1924), Альфреда Широкауэра « Мессалина – Die Frau des Kaisers» (жена Цезаря, 1928), [ 151 ] Маризы Керлен «Мессалина, impératrice du feu» («Пылающая императрица», 1955), Джека Олека « Мессалина : роман об императорском Риме» (1959) и Обермайера Зигфрида «Мессалина, die Lasterhafte Kaiserin» («Императрица без принципов», 2002). Роман Олека выдержал множество изданий, а позже к нему присоединилась «Языческая императрица » Кевина Мэтьюза (1964). Оба с тех пор были включены в жанр «тога-порно». [ 152 ] С ними конкурируют итальянские и французские комиксы для взрослых, иногда эпических масштабов, например, 59 эпизодов, посвященных Мессалине, в итальянском сериале «Венера Римская» (1967–74). [ 153 ] Более свежие примеры включают серию из четырех частей Жан-Ива Миттона во Франции (2011–2013 гг.). [ 154 ] Томаса Мосди и «Мессалина» из серии «Суккуб» (№ 4, 2014 г.), в которой «женщина без табу и угрызений совести проливает свет на безжалостный древний Рим». [ 155 ]

Противоположные точки зрения недавно были представлены в двух французских биографиях. Жаклин Досуа дает традиционную картину в своей мрачной биографии в сериале «Легендарные королевы Пигмалиона» (2013): [ 156 ] в то время как историк Жан-Ноэль Касторио (род. 1971) пытается раскрыть истинные факты о женщине, стоящей за шестой сатирой Ювенала в своей ревизионистской « Мессалине, la putain emperiale» («Императорская шлюха», 2015). [ 157 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сьюзан Вуд, «Мессалина, жена Клавдия: успехи и неудачи пропаганды его правления», Журнал римской археологии , том 5, 1992, стр. 334, предполагает, что группа была сохранена от разрушения после ее Damnatio Memoriae сторонником, который хранил ее в своем доме.
  2. ^ Эрик Р. Варнер, Увечье и трансформация, Damnatio Memoriae и портретная живопись Римской Империи , Лейден, Брилл, 2004., стр. 96, пишет, что группа была складирована после ее Damnatio Memoria.
  3. ^ Prosopographia Imperii Romani V 88
  4. Светоний, Жизнь Клавдия , 26.29.
  5. Адам Кемезис, The Bryn Mawr Classical Review , 7 марта 2005 г.
  6. ^ «Светоний | Римский автор» . энциклопедия Британская
  7. ^ Эндрю Уоллес-Хэдрил, «Светоний как историк», Новая серия Classical Review , Vol. 36.2 (1986), стр. 243–245.
  8. ^ К.А. Хосак, «Можно ли верить древним источникам, описывающим Мессалину?», Constructing the Past 12.1, 2011]
  9. ^ Николас Реймонд, Меретрикс Августа: Лечение Мессалины у Тацита и Ювенала , Университет Макмастера, 2000 г.
  10. ^ Кэтрин Т. фон Штакельберг, «Перформативное пространство и садовые нарушения в смерти Мессалины Тацита», Американский филологический журнал 130.4 (зима, 2009 г.), стр. 595–624
  11. ^ Гарриет И. Флауэр, Искусство забывания: позор и забвение в римской политической культуре , Университет Северной Каролины, 2011 г., стр. 182–189.
  12. ^ Томас А. Дж. Макгинн, Проституция, сексуальность и закон в Древнем Риме , Оксфордский университет, 1998, стр. 170
  13. ^ Перейти обратно: а б Барбара Левик (1990). Клавдий . Издательство Йельского университета. п. 56.
  14. ^ Энтони Барретт (1996). Агриппина: Секс, власть и политика в ранней Римской империи . Издательство Йельского университета. стр. 87, 104.
  15. ^ Тацит, Анналы XII.59.1
  16. ^ Тацит, Анналы , XI.10.
  17. ^ Светоний. Жития цезарей: Клавдий I.VI.
  18. ^ Перейти обратно: а б Барбара Левик (1990). Клавдий . Издательство Йельского университета. п. 65.
  19. ^ Тацит, Анналы , iv. 68, в. 9, xi. 29.
  20. ^ Светоний, «Жизнь Клавдия», 29, 37.
  21. ^ Кассий Дион, ix. 14.
  22. ^ Тацит, Анналы, 11.2.
  23. ^ Барбара Левик (1990). Клавдий . Издательство Йельского университета. п. 62.
  24. ^ Олстон, Аспекты римской истории 14–117 гг. Н. Э. , стр. 95
  25. ^ Барбара Левик (1990). Клавдий . Издательство Йельского университета. стр. 61–62.
  26. ^ Барбара Левик (1990). Клавдий . Издательство Йельского университета. п. 64.
  27. ^ Тацит, Анналы , XI.1–3.
  28. ^ Кассий Дион 60, 27, 4
  29. ^ Перейти обратно: а б с Кассий Дион, Римская история. Книга LXI.31
  30. ^ Барбара Левик (1990). Клавдий . Издательство Йельского университета. стр. 64–67.
  31. ^ Арнольдо Момильяно (1934). Клавдий: Император и его достижения . В. Хеффер и сыновья. стр. 6–7.
  32. ^ Винсент Скрамуцца (1940). Император Клавдий . Издательство Гарвардского университета. п. 90.
  33. ^ Тацит. Анналы . п. Книга XI.XXVI.
  34. ^ Барбара Левик (1990). Клавдий . Издательство Йельского университета. п. 67.
  35. ^ Тацит. Анналы . п. Книга XI.XXVII.
  36. ^ Тацит. Анналы . п. Книга XI.XXXV.
  37. ^ Перейти обратно: а б Тацит. Анналы . п. Книга XI.XXXVI.
  38. ^ Том Холланд (2015). Династия: Взлет и падение дома Цезаря . п. 334.
  39. ^ Эрик Р. Варнер, «Портреты, сюжеты и политика: «Damnatio memoriae» и образы императорских женщин», Мемуары Американской академии в Риме , Vol. 46 (2001), стр. 41–93.
  40. ^ Викимедиа
  41. ^ Галерея древнего искусства
  42. ^ Фото на Flickr
  43. ^ CWKing, Справочник по гравированным драгоценным камням (Лондон, 1885 г.), стр.57
  44. ^ Камео в Гааге
  45. ^ Парижская камея
  46. ^ Музей БМ, номер 1891,0414.1238.
  47. ^ Камеи-драгоценности Древнего Рима
  48. ^ Гравюра на меди Томаса Уорлиджа из книги Джеймса Валлентина « Сто восемь гравюр с античных драгоценных камней» , 1863, № 65.
  49. ^ Коллекция древностей, Государственные музеи Берлина.
  50. ^ Онлайн-перевод, X гл.83
  51. ^ Сатира X, перевод А. С. Клайна, строки 329–336.
  52. ^ «Ювенал (55–140) – Сатиры: Сатира VI» . сайт поэтического перевода .
  53. ^ Гилмор, Джон Т. (2017). Сатира . Рутледж. ISBN  978-1134106332 – через Google Книги.
  54. ^ Маргарет М. Майлз, «Клеопатра в Египте, Европе и Нью-Йорке» в книге «Клеопатра: возвращение к сфинксу» , Калифорнийский университет, 2011 г., стр. 17
  55. ^ Питер Максвелл Крайл, Рассказ о поступке: сексуальность как повествование во Франции восемнадцатого и девятнадцатого веков , Университет Делавэра, 2001. Глава Мессалины, стр. 281 и далее.
  56. ^ Джека Олека « Мессалина - это полноценная игра в непристойном мире Имперского Рима» ; Мои ночи с Мессалиной — это глупая маленькая возня, и у меня это тоже неплохо получается».
  57. ^ «Вики-Коммонс» .
  58. ^ Памятники частной жизни двенадцати цезарей , Chez Sabellus, Капри, главы 29-31
  59. ^ Памятники тайного культа римских женщин , Сабелл, Капри (Леклерк, Нанси), иллюстрация 32
  60. ^ «Смерть Мессалины (Музей Гетти)» . Дж. Пол Гетти в Лос-Анджелесе .
  61. ^ «Смерть Мессалины :: Жорж Антуан Рошгросс – Сцены античного мира» . Fineartlib.info .
  62. ^ Вики-Медиа
  63. ^ Анналы 11.37
  64. ^ Вики-Коммонс
  65. ^ Вики-Коммонс
  66. ^ Вики-Коммонс
  67. ^ «Валерия Мессалина; Мессалина; Карточная игра с прославленными правителями; Прославленная игра с королевами» . Европейские коллекции .
  68. ^ Анналы 11.31
  69. ^ Викимедиа
  70. ^ Ограниченная, Алами. «Фото со стока – Когда Клавдия не будет, Мессалина сыграет А.Пигму (1911)» . Алами . {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  71. ^ Вики-Коммонс
  72. ^ Вики-Медиа
  73. ^ «Мессалина: Гюстав Моро: Образы музейного искусства: Museuma» . 4 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
  74. ^ «Художественная ценность» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 14 июня 2013 г.
  75. ^ « Мессалина и ее спутница», Обри Бердслей, 1895 год . Тейт .
  76. ^ Музей Виктории и Альберта
  77. ^ Мессалина в AKG Images
  78. ^ Вики-Коммонс
  79. ^ Стурса, Ян. «Французский: Мессалин» - через Wikimedia Commons.
  80. ^ Онлайн-текст
  81. ^ Лиза Хопкинс, Культурное использование Цезарей на сцене английского Возрождения , 2008, стр. 135–137.
  82. ^ Текст в Интернет-архиве
  83. ^ Венди Хеллер, Эмблемы красноречия: опера и женские голоса в Венеции семнадцатого века , Калифорнийский университет, 2003 г., стр. 277–297.
  84. ^ Текст в Интернет-архиве
  85. ^ Вильбрандт, Адольф «фон» (21 октября 1874 г.). «Аррия и Мессалина: трагедия в 5 сериях» . Рознер – через Google Книги.
  86. ^ Косса, Пьетро (21 октября 1877 г.). «Мессалина: комедия в 5 действиях в стихах, с прологом» . Ф. Казанова – через Google Книги.
  87. ^ «Мессалина: Трагедия в пяти действиях» . Компания JB Lippincott. 21 октября 1890 г. - из Интернет-архива.
  88. ^ «Коллекционирование книг Делавэра - виды ручья округа Кент» . jnjreid.com .
  89. ^ Программа и резюме туринской постановки 1898 года в Интернет-архиве.
  90. ^ Сара Гучче-Миллер, Пантомима-балет на сцене мюзик-холла, диссертация Университета Макгилла, 2010, с. 36
  91. ^ «Журнальная иллюстрация» . [ постоянная мертвая ссылка ]
  92. ^ «Мессалин, пластина 187 «Maitres de l'Affiche» | Ограниченный тираж» . www.limitedruns.com .
  93. ^ [ https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Special:Search&limit=100&offset=0&profile=default&search=File%3AMessalina&ns0=1#/media/File:Toulouse-Lautrec_-_Messalina,_1900.jpg Вики-Медиа
  94. ^ Медиахранилище
  95. ^ Медиахранилище
  96. ^ Опубликовано в Пьяченце, 1904 г.
  97. ^ «Театральный обзор: В постели с Мессалиной в театре Кортъярд, Хокстон» . Путеводитель по британскому театру .
  98. ^ Вайк, Мария (2007). Римская любовница: древние и современные представления . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199228331 – через Google Книги.
  99. ^ Томас Ф. Коннолли, Родовая зависть: национальности, идентичности и выполняемая работа, Cambria Press 2010, стр. 102–103.
  100. ^ Ограниченная, Алами. «Фото со стока – Шарлотта Вольтер, австрийская актриса, в костюме Мессалины, отдыхающая в шезлонге» . Алами . {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  101. ^ «Австрийский фотоархив» .
  102. ^ «Пьеса печали Аррии и Мессалины в 5 действиях, написанная Уиллбрантом, в переводе доктора Антала Варади» . Европейские коллекции .
  103. ^ «Скорбная пьеса Аррии и Мессалины в 5 действиях, написанная Уилбрандом, в переводе доктора Антала Варади» . Европейские коллекции .
  104. ^ фотографические портреты на Wiki-Commons и Alamy
  105. ^ «Поспишилова, Мария» . Европейские коллекции .
  106. ^ «Мессалина – Цифровой архив Фонда Джорджио Чини Онлус» . archivei.cini.it .
  107. ^ Фотограф, Ателье Надар (21 октября 1885 г.). «Корнальба. Эдем. [Мессалина]: [фотография, демонстрационная печать] / [Ателье Надар]» . Галлика .
  108. ^ Фотограф, Ателье Надар (21 октября 1885 г.). «Ягер [т.е. Ягер]. Эдем. Мессалина: [фотография, демонстрационная печать] / [Ателье Надар]» . Галлика .
  109. ^ Джаквинто, Джузеппе; Данези, Луиджи (21 октября 1898 г.). «Месслина: историческое хореографическое действо в 8 картинах» . Турин: Совет. М. Артале - через Интернет-архив.
  110. ^ «Мейриан Хеглон» . безразличие .
  111. ^ Архив партитуры .
  112. ^ «Отсутствует аккаунт | Piwigo» . piwigo.com . Архивировано из оригинала 21 октября 2019 года . Проверено 21 октября 2019 г.
  113. ^ Ройтлингер, Жан (21 октября 1903 г.). «[Альбом Reutlinger de Portraits Divers, том 29]: [фотография позитивная]: Thévenet dans Messaline»; – через Викисклад.
  114. ^ Открытка ,
  115. ^ «Открытка» .
  116. ^ «Винс Шарлотта» . Архивировано из оригинала 11 августа 2018 года . Проверено 19 августа 2018 г.
  117. ^ Фотография на Wiki-Commons.
  118. ^ Фредерик Зарк, Каталог фильмов, показанных в Сент-Этьене перед Первой мировой войной , Университет Сент-Этьена, 2000, стр.209.
  119. ^ Плакат
  120. ^ «Мессалина (1910)» . IMDB .
  121. ^ «Мессалина – фото на Flickriver» . flickriver.com . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года.
  122. ^ Плакат и все еще в Film Affinity
  123. ^ Баррос, Луис де (21 апреля 1930 г.), Мессалина (Драма), Виченцо Кайаффа, Ремо Чезарини, Нельсон де Оливейра, Syncrocinex , получено 15 августа 2024 г.
  124. ^ «Мерл Оберон в роли Мессалины в лондонском фильме «Я Клавдий» . 16 января 2011 г. – через Flickr.
  125. ^ «Мессалина Римская императрица» . фильмплакатер . 15 мая 2012 г.
  126. ^ «Плакат» .
  127. ^ «Архив истории кино» . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 года.
  128. ^ «Плакат с Хейвордом на переднем плане» .
  129. ^ Мартин М. Винклер, Кино и классические тексты: Новый свет Аполлона , Кембриджский университет, 2009, с. 232
  130. ^ «Немецкий плакат» .
  131. ^ Скриншот и постер в World Cult Cinema.
  132. ^ Студия Канал
  133. ^ «Наверху, внизу – Без костюма – Перед UpDown 2» . updown.org.uk .
  134. ^ «Мессалина – Я, Клавдий (Великобритания) Персонажи» . ShareTV.com . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 года . Проверено 19 августа 2018 г.
  135. ^ «Мессалина, Мессалина » IMDb.
  136. ^ Гэри Аллен Смит, Эпические фильмы: актеры, авторы и комментарии, McFardland 2004, стр. 168
  137. ^ Плакат
  138. ^ «Плакат на Pinterest» .
  139. ^ Суни, Джетро «fixgalleria.net» . fixgalleria.net
  140. ^ «Дженнифер О'Нил в роли красивого портрета Мессалины AD, оригинальная фотография NBC TV 1985 года» . ебэй . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 года . Проверено 19 августа 2018 г.
  141. ^ «Рекламное фото» .
  142. ^ «Нимфоманка, том II - Полные титры» . IMDB .
  143. ^ Венди Хеллер, Эмблемы красноречия: опера и женские голоса в Венеции семнадцатого века , Калифорнийский университет, 2003 г., стр. 273–275.
  144. ^ Лети, Грегорио (21 октября 1689 г.). «Любовь Мессалины, покойной королевы Альбиона: в которых кратко излагаются тайны обмана Камбрионского принца, Готической лиги и других придворных интриг четырех последних тылов, еще не обнародованных» . Лайфорд – через Google Книги.
  145. ^ Мэтьюрин, Эдвард (21 октября 1839 г.). «Сеян: и другие римские сказки» . Ф. Сондерс – через Google Книги.
  146. ^ Уильям Хоуз, Калигула и борьба за свободу творчества , Джефферсон, Северная Каролина, 2009, стр. 14–16.
  147. ^ «Жена Клода, сын Александра Дюма» . epelorient.free.fr .
  148. ^ Девятнадцатый век в двух частях , Сиракузский университет, 1994 г., с. 1214
  149. ^ Архивировано в Интернете ; был также недавний перевод как «Латинская оргия» .
  150. ^ Мари-Франс Давид-де Паласио, Римские возрождения: латинизм в зеркале духа конца века , Питер Ланг, 2005, с. 232
  151. ^ «Глава 2 книги: Мессалина Альфреда Широкауэра | Проект Гутенберг» . Гутенберг.spiegel.de . Гамбург, Германия: Spiegel Online.
  152. ^ Жоан Рено, в журнале Astonishing Adventures Magazine 5, 2009, стр. 52–55.
  153. ^ «Мессалина (Том)» . Комическая лоза .
  154. ^ «Кафе Comib Strips, книжный магазин портала CANAL BD» . www.canalbd.net .
  155. ^ «Суккуб, том 4: Мессалин — Томас Мосди» . Вавилон
  156. ^ «Мессалина» . Останови свой танк .
  157. ^ «Мессалина, имперская путэн (Ж.-Н. Касторио)» . histoire-pour-tous.fr . Архивировано из оригинала 13 августа 2018 года . Проверено 13 августа 2018 г.
  • Холланд, Том (1990). Династия: Взлет и падение дома Цезаря . Даблдэй.
  • (на французском языке) Мино, Жерар, Жизнь 12 жен римского императора – Обязанности, интриги и сладострастия , Париж, L'Harmattan, 2012, гл. 2, Жизнь Мессалины, жены Клавдия , с. 39–64.
  • Татум, В. Джеффри; Патрицианская трибуна: Публий Клодий Пульхер (Издательство Университета Северной Каролины, 1999).
  • Мадд, Мэри; Я, Ливия: Фальшивый преступник. История очень оклеветанной женщины (Trafford Publishing, 2012).
  • Барретт, Энтони А. (1996). Агриппина: Секс, власть и политика в ранней Римской империи . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  • Клебс, Э. (1897–1898). Х. Дессау, П. Фон Роден (ред.). Просопография Римской империи . Берлин. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Левик, Барбара (1990). Клавдий . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  • Момильяно, Арнольдо (1934). Клавдий: Император и его достижения . Кембридж: В. Хеффер и сыновья.
  • Дина Сахьюни, «Критическая сила женских моделей в « Секретных мемуарах : случай Мессалины», в книге «Царство критики». Культурное воображение тайных воспоминаний под руководством Кристофа Кейва, Париж, Оноре Чемпион, 2010, стр. 151–160.
  • Скрамуцца, Винсент (1940). Император Клавдий . Издательство Гарвардского университета.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf5c8b5ec65ff3e5d2f3d003940098b1__1723674060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/b1/bf5c8b5ec65ff3e5d2f3d003940098b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Messalina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)