Саламанка (локомотив)
Саламанка | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
|
Саламанка была первым коммерчески успешным паровозом , построенным в 1812 году Мэтью Мюрреем из Холбека для с краевыми рельсами железной дороги Миддлтон между Миддлтоном и Лидсом , Англия. [1] и он опередил «Ракету» Стивенсона на 17 лет. [2] Это был первый автомобиль с двумя цилиндрами. Он был назван в честь герцога Веллингтона победы в битве при Саламанке, которая произошла в том же году.
Саламанка также была первым реечным локомотивом, в котором использовалась Джона Бленкинсопа запатентованная конструкция для реечного привода . Единственная стойка выходила за пределы узкоколейных путей и зацеплялась за большое зубчатое колесо с левой стороны локомотива. Зубчатое колесо приводилось в движение двумя цилиндрами, встроенными в верхнюю часть котла с центральным дымоходом . Этот класс был описан как имеющий два цилиндра размером 8 × 20 дюймов, приводящие колеса в движение посредством шатунов. Поршневые крейцкопфы скользили по направляющим, а не управлялись механизмом параллельного движения, как у большинства ранних локомотивов. Двигатели прослужили до двадцати лет. [3]

Он изображен на акварели Джорджа Уокера (1781–1856), первой картине паровоза. [4] Для железной дороги было построено четыре таких локомотива. Саламанка была разрушена шесть лет спустя, когда взорвался ее котел . По словам Джорджа Стивенсона , дающего показания комитету парламента , водитель повредил предохранительный клапан котла. [5]
Саламанка , вероятно, является тем локомотивом, о котором говорится в сентябрьском издании 1814 года «Анналов философии» : «Некоторое время назад в Лидсе была установлена на колеса паровая машина, которую заставили двигаться по железной дороге с помощью зубчатого колеса, волоча за собой несколько повозок, нагруженных углем». В статье по-прежнему упоминается реечный локомотив примерно в миле к северу от Ньюкасла ( Блюхер в Киллингворте ) и локомотив без зубчатого колеса (вероятно, «Пыхтящий Билли» в Уайламе ). [6]
Модель локомотива, построенного Мюрреем в 1811 году, является частью коллекции, хранящейся в Промышленном музее Лидса . Это старейшая в мире модель локомотива. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гамильтон Эллис (1968). Иллюстрированная энциклопедия железных дорог . Издательская группа Хэмлин. п. 20.
- ^ «Письмо от Лейтона Дэлримпла, подполковника. Отчет о его визите в Уэйкфилд и Лидс, включая описание и эскиз паровоза Джона Бленкинсопа «Саламанка» | Коллекция группы Музея науки» . Collection.sciencemuseumgroup.org.uk . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ «Любопытства конструкции локомотивов» . Кэтскилл . Проверено 22 марта 2008 г.
- ^ Макканн, Мик (2010). Как Лидс изменил мир: Энциклопедия Лидса . Лидс: Арми Пресс. п. 227. ИСБН 0-9554699-3-7 .
- ^ Набарро, Джеральд (1972). Паровая ностальгия: сохранение локомотивов и железных дорог в Великобритании . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 139. ИСБН 0-7100-7391-7 .
- ^ Томсон, Томас, изд. (1814). Анналы философии . Том. IV. Роберт Болдуин. п. 232 . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ «Последняя остановка для антикварной супермодели Лидса на пути домой из Саламанки» . Новости городского совета Лидса . Проверено 8 сентября 2023 г.