Jump to content

Морской патрульный самолет

P -3C Японской морской силы самообороны

Морской патрульный самолет ( MPA ), также известный как патрульный самолет , морские разведывательные самолеты , самолеты морского наблюдения , или старый американский патрульный бомбардировщик , представляет собой самолет с фиксированным крылом, предназначенным для работы на долгое время над водой в морских роли -В частности, анти-субмаренная война (ASW), анти-корабльская война (ASHW) и поиск и спасение (SAR).

Среди других морских ресурсов наблюдения, таких как спутники , корабли, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и вертолеты , MPA является важным активом. [ 1 ] Чтобы выполнить операции ASW, MPA обычно несут в себе буи сонар, а также торпеды , и обычно способны продлить продленный полет на низких высотах. [ 2 ]

SS Class Airship

Первая мировая война

[ редактировать ]

Первый самолет, который теперь будет идентифицирован как самолеты морского патруля, был доставлен Королевским военно-морским авиационным службой и французским Aéronautique Maritime во время Первой мировой войны , в первую очередь в антилокоренных патрулях. Франция, Италия и Австрия-Венгрия использовали большое количество небольших патрульных самолетов для Средиземноморья , Адриатики и других прибрежных районов, в то время как немцы и британцы сражались над Северным морем. Сначала Brimps и Zeppelins были единственным самолетом, способным оставаться на воздухе в течение более длинных десятичасовых патрулей, но и имели полезную полезную нагрузку, в то время как патрули с более коротким диапазоном были установлены с земельными сальнями, такими как Sopwith 1½-Stutter . [ 3 ] Был построен ряд специализированных патрульных воздушных шаров, особенно британцами, в том числе дирижабль класса SS , из которых 158 были построены, включая подтипы. [ 4 ] [ 5 ]

По мере продолжения конфликта были разработаны многочисленные самолеты специально для этой роли, включая небольшие летающие лодки, такие как тип FBA, тип C , [ 6 ] а также большие плавающие планеры, такие как короткие 184 , [ 7 ] или летающие лодки, такие как Felixstowe F.3 . [ 8 ] События Felixstowe служили с Королевскими ВВС до середины 20 -х годов, а военно -морской флот США в качестве Curtiss F5L и военно -морской фабрики самолетов PN, чьи разработки видят обслуживание до 1938 года. [ 9 ] Во время войны Дорнье проделал значительную новаторскую работу во всех алюминиевых авиационных сооружениях, работая на Луфтшиффбау-Зеппелин и построил четыре больших патрульных летающих лодке, последний из которых, Zeppelin-Lindau Rs.iv , [ 10 ] Повлияло на развитие в других местах, что приводит к замене деревянных корпусов на металлические, например, на коротком Сингапуре . [ 11 ] Успех долгосрочных патрульных самолетов привел к разработке бойцов, специально предназначенных для их перехвата, таких как Hansa-Brandenburg W.29 . [ 12 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Британский короткий Sunderland Maritime Reonnaissance Flying Boat

Многие из патрульных самолетов Второй мировой войны были преобразованы из бомбардировщиков или авиалайнеров , таких как Lockheed Hudson , который начинал как Super Electra Model 14 Lockheed Model 14 , [ 13 ] [ 14 ] а также более старые биплановые дизайны, такие как супермаренский Stranraer , который начал заменяться монопланами непосредственно перед началом войны. [ 15 ] Британцы, в частности, использовали устаревшие бомбардировщики для дополнения специально построенного самолета для морского патруля, таких как Виккерс Веллингтон и Армстронг-Уайтворт Уитли , [ 16 ] [ 17 ] В то время как США понизили боло Дугласа B-18 на той же роли, пока не стал лучшим самолетом. [ 18 ] Близки широко использовались военно -морским флотом Соединенных Штатов , особенно в более теплых и более спокойных широтах Карибского моря , Багамских островов , Бермудских островов , Мексиканского залива , Пуэрто -Рико , Тринидада , а затем в Азорских островах . [ 19 ] [ 20 ]

В конфликте также использовался ряд специальных самолетов, в том числе американские , консолидированные с двумя двигателями, изготовленными в американском производстве. летающие лодки [ 21 ] [ 22 ] и крупные четырехмоторные британские короткие летающие лодки Сандерленда . [ 23 ] [ 24 ] В Тихоокеанском театре Каталина постепенно заменялась более длинной летающей лодкой Martin PBM Mariner . [ 25 ] Для держава в оси были летающие лодки с японскими каваниши H6K и Kawanishi H8K , [ 26 ] [ 27 ] и немецкая Blohm & Voss BV 138 дизельная летающая лодка [ 28 ] а также переоборудованный Focke-Wulf FW 200 Condor Airliner Landplane. [ 29 ] [ 30 ]

Наконец, закрыть пробел в середине Атлантики или «Черный разрыв», пространство, в котором подводные лодки оси могут охотиться на судоходство союзников, не досягаемое от МП, Королевских ВВС , Королевских канадских ВВС и ВВС армии США. представил американский Laberator B-24 консолидированный бомбардировщик , который имел очень большой дистанцию ​​для эпохи. [ 31 ] [ 32 ] B-24 также использовался на основе для PB4Y-2 Puiter , выделенного варианта MPA, принятого в больших количествах ВМС США, который поздно посещал обслуживание в Тихоокеанском театре. [ 33 ] [ 34 ]

Во время конфликта было несколько разработок в с воздушным сущностью радаре и сонобуаях , что повышало способность самолетов находить и уничтожать подводные лодки, особенно ночью и в плохую погоду. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Другой областью продвижения стало принятие все более эффективных схем камуфляжа , что привело к широкому распространению схем белой краски в Атлантике, чтобы уменьшить предупреждение, доступное для всплывающих подводных лодок , [ 39 ] В то время как ВМС США самолеты перешли от верхнего голубого серого и нижнего белого к все темно-голубому из-за растущей угрозы японских сил в ночное время. [ Цитация необходима ]

Эра холодной войны

[ редактировать ]

В течение десятилетий после Второй мировой войны миссии MPA были частично захвачены самолетами, полученными от гражданских авиалайнеров. Они имели диапазон и факторы производительности лучше, чем у большинства бомбардировщиков военного времени. Последние бомбардировщики с реактивным двигателем 1950-х годов не имели выносливости, необходимой в течение длительного, чрезмерного патрулирования, и у них не было низких скоростей, необходимых для антилосвязных операций. Основной угрозой для морского превосходства НАТО на протяжении 1960 -х, 1970 -х годов и 1980 -х годов были подводные лодки Советского флота и Варшавы . Их противостоял флотам НАТО, упомянутыми выше самолетами НАТО и сложными подводными системами прослушивания. Они охватывают так называемый «Гук-разрыв» в Северной Атлантике, который простирается от Гренландии до Исландии, до Фарерских островов , до Шотландии в Соединенном Королевстве . В этих районах также были расположены воздушные базы для самолетов НАТО и канадских самолетов, базирующихся в Гренландии, Исландии и Ньюфаундленде; Британские самолеты, базирующийся в Шотландии и Северная Ирландия ; и норвежские, голландские и немецкие самолеты, базирующиеся в их родных странах.

Интерьер французского флота Брегета Атлантика

В конце 1940 -х годов RAF представил Avro Shackleton - специализированное производное MPA бомбардировщика Avro Lancaster - в ожидании быстрого расширения подводных сил Советского флота . [ 40 ] [ 41 ] Была представлена ​​улучшенная модель Shackleton, MR 3 , с различными структурными улучшениями, [ 42 ] наряду с домашними торпедами и ядерными бомбами MK 101 Lulu . [ 43 ] В конце 1960-х годов замена реактивного питания в виде Hawker Siddeley Nimrod , вывода авиалайнера De Havilland Comet , начал вводить. [ 44 ] [ 45 ] В течение 2000-х годов улучшенная модель BAE Systems Nimrod MRA4 была в разработке, но была отменена и в конечном итоге заменена Boeing P-8 Poseidon . [ 46 ] [ 47 ]

Военно-морской флот США пролетел в смеси MPA, в том числе наземный Lockheed P2V Neptune (P2V) и на основе несущей трекер Grumman . [ 48 ] [ 49 ] В течение 1970-х годов P2V был полностью заменен Lockheed P-3 Orion , который оставался на службе в начале двадцати первого века. [ 50 ] [ 51 ]

P-3, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями, получен из эпохи эпохи 1950-х годов Airliner . В дополнение к их возможностям ASW и SAR, большинство P-3C были модифицированы для перевозки гарпуна и индивидуальных ракет для атакования поверхностных кораблей. Американские P-3 были ранее вооружены Lulu ядерным зарядом для ASW, но они были удалены из арсенала и отменили десятилетия назад. [ 52 ] Произведенный в Соединенных Штатах , Японии и Канаде , P-3 управлялся ВВС и военно-морскими силами США, Японии, Канады, Австралии, Ирана, Бразилии, Германии, Нидерландов, Новой Зеландии , Норвегии , Испании и Тайваня Полем Канадская версия называется CP-140 Aurora . [ 53 ] [ 54 ]

В течение 1960-х годов, в ответ на организацию Северной Атлантического договора (НАТО), выдающую запрос предложений (RFP) для нового MPA, Breguet 1150 Atlantic был разработан французским многонациональным консорциум Атлантика (Secbat). [ 55 ] Операторы этого типа включают военно -морской флот Франции , ВМС Германии , ВВС Италии , ВМС Пакистана и военно -морской флот Королевского Нидерланда . В течение 1980-х годов была введена обновленная версия Atlantic Nouvelle Génération Or Atlantique 2 с новым оборудованием и авионикой, которая включала новый радар, сонарский процессор, перспективная инфракрасная камера и возможность экзосет нести ракета. [ 56 ] [ 57 ] К 2005 году французский производитель Dassault Aviation решил прекратить маркетинговые усилия для Атлантики, вместо этого продвигая вариант MPA корпоративного самолета Dassault Falcon 900 . [ 58 ]

В течение этого периода Япония разработала несколько специально разработанных MPA. Летающая лодка Shin Meiwa PS-1 была разработана, чтобы удовлетворить японское требование для новой платформы ASW. Модернизированная производная PS-1, Amphibian Shinmaywa US-2 , была введена в начале двадцати первого века, чтобы сменить PS-1. [ 59 ] [ 60 ] Земельный кавасаки P-1 был представлен в течение 2010-х годов Японской силой самообороны (JMSDF) в качестве замены стареющего P-3C Orion . [ 61 ] [ 62 ]

И ВВС Королевского австралийского и Королевского австралийского флота удовлетворяли свои ранние потребности послевоенного MPA посредством растянутой фюзеляционной модификации бомбардировщика Avro Lincoln . Тем не менее, тип был вскоре дополнен и в конечном итоге заменен новым самолетом, такими как P2V, а затем P-3C, который впоследствии стал единственным типом ASW, управляемым Сервисом.

Советский Союз разработал Ильюшин Иль-38 от гражданского авиалайнера. Аналогичным образом, Королевские канадские ВВС получили Аргус Canadair CP-107 от британского авиалайнера, Бристоль Бристон . Аргус был заменен Aurora CP-140, полученным из Lockheed Electra.

С момента окончания холодной войны угроза крупномасштабной подводной атаки является отдаленной, и многие из военно-воздушных сил и флотов сокращают свои флоты патрульных самолетов. Те, кто все еще находится на службе, все еще используются для поиска и спасения, контрабанды, анти- пиратства , противопороцев морской жизни, соблюдения исключительных экономических зон и соблюдения законов морей .

Вооружение и контрмеры

[ редактировать ]
Catalin Консолидированная PBY Catalina Pry Catalina

Самые ранние патрульные самолеты несли бомбы и пулеметы. Между войнами британцы экспериментировали с оснащением своих патрульных самолетов пистолетом Cow 37 мм . Во время Второй мировой войны заряды на глубину , которые можно было бы взорвать на определенных глубинах, а затем, когда в непосредственной близости от больших металлических объектов заменили анти-субмаренные бомбы, которые взорвались при контакте. Патрульные самолеты также несли оборонительное вооружение, которое было необходимо, когда патрулировали районы, близкие к территории противника, такие как союзные операции в заливе Бискай, нацеленные на подводные лодки, начинающиеся с их базы.

В результате успехов союзников с патрульными самолетами против подводных лодок, немцы представили Uflak (подводные лодки, оснащенные большим количеством зенитного оружия) , чтобы сопровождать подводные лод вместо того, чтобы пытаться сбежать, дайвинг. Тем не менее, U-Flak был недолгим, так как противоборствующие пилоты адаптировали свою тактику. Оснащение подводных лодок с помощью радарных предупреждений и сноркелей затрудняло их поиск.

Чтобы противостоять немецкому дальновидному патрульному самолетам, который нацелился на торговые конвои, Королевский флот представил « кулачок », который был торговым судом, оснащенным одиноким истребителем, который можно было запустить один раз, чтобы вовлечь самолеты противника. Позже маленькие эскортные перевозчики Второй мировой войны стали доступны для покрытия глубоких океанов, и базы наземного воздуха в Азорских островах стали доступны в середине 1943 года из Португалии .

По мере развития технологии бомбы и глубины были дополнены акустическими торпедами , которые могли обнаружить, следовать, а затем взрываться против вражеской подводной лодки. Военно -морской флот США начал выставлять шахту Mark 24 в 1943 году, помеченный как шахту как мера безопасности. Он затонул 37 подводных лодок во время войны.

Эпоха холодной войны увидела введение бомбы ядерной глубины , глубинную заряд с ядерной боеголовкой , которая повысила вероятность убийства против подводной лодки до почти достоверности, когда произошла детонация.

В то время как анти-субмаренная война является основной ролью патрульных самолетов, их большая возможность полезной нагрузки привела к тому, что они были установлены для различного оружия вне их номинальной роли. Lockheed P-3 Orion был оснащен пилонами под переплетением, которые могли нести разнообразное американское оружие, в том числе AGM-84 анти-коорственная ракета , а также Maverick Agm-65 AGM-65 , целых десять из CBU. -100 кластерная бомба , ракетные стручки, морские шахты и стандартные бомбы общего назначения Mark 80 .

борт Королевских ВВС Совместный Сиддели Нимрод был оснащен ракетами Sidewinder AIM-9 в 1982 году во время войны с Фолклендами , чтобы он мог атаковать любые патрульные самолеты Аргентинских ВВС, с которыми они могли бы столкнуться.

Последним в морском самолете является P-8 P-8 ВМС США .

Морские патрульные самолеты обычно оснащены широким спектром датчиков: [ 63 ]

  • Радар для обнаружения поверхностных движений. Радар также может обнаружить подводную сноркелу или перископ, а также след, который он создает.
  • Магнитный детектор аномалий (MAD) для обнаружения железа в корпусе подводной лодки. Безумный датчик обычно монтируется на удлинителе от хвоста или тянется за самолетом на кабеле, чтобы минимизировать помехи от металла в остальной части самолета;
  • Sonobuoys - автономные передатчики/приемники сонара упали в воду, чтобы передавать данные обратно в самолет для анализа;
  • Элинт датчики для мониторинга связи и радиолокационных выбросов;
  • Инфракрасные камеры (иногда называемые FLIR для инфракрасной формы ) для обнаружения потоков выхлопных газов и других источников тепла и полезны для мониторинга движений судоходства и рыболовной активности.
  • Визуальный осмотр с использованием глаз экипажа, в некоторых случаях, помогая прожекторам или вспышкам .

Современный военный патрульный самолет, как правило, несет дюжину или около того членов экипажа, в том числе полетные экипажи, чтобы эффективно управлять оборудованием в течение 12 часов или более за раз. [ Цитация необходима ]

  1. ^ Комитет обороны, Джеймс Арбутно, Великобритания: Парламент: Палата общин (2012). Будущее морское наблюдение . Управление Палаты общин Лондон: канцелярские товары Limited. п. 11. ISBN  9780215048479 Полем «Пятый отчет о сессии 2012-13, том 1» , Google Books .
  2. ^ Panayirci, E.; Isik, C.; Ince, An; Topuz, E. (2012). "5: датчики платформы". Принципы интегрированных систем наблюдения на морском виде . Соединенные Штаты: Springer US. п. 188. ISBN  9781461552710 Полем [1] , Google Books .
  3. ^ Jarrett 2009, p. 59
  4. ^ SS Class Airship. Доверие эфирного корабля. Получено 18 марта 2009 года.
  5. ^ Британский дизайн дирижабля. Архивировано 15 июня 2011 года на машине Wayback Charles Vivian, E., История аэронавтики Pt.3, Ch.V. Получено 28 марта 2009 года.
  6. ^ Enzo, Angelucci (1983). Рэнд МакНалли Энциклопедия военных самолетов, 1914-1980 . Сан -Диего: военная пресса. п. 88. ISBN  0-517-41021-4 .
  7. ^ Гиннеса книга воздушных фактов и подвигов (3 -е изд.). 1977. выпущенной самолетом торпедо , воздушная атака с использованием Первая Мармара . Несмотря на то, что вражеский корабль был ударен и потоплен, капитан британской подводной лодки утверждал, что выстрелил торпеду одновременно и потопил корабль. Далее было заявлено, что британская подводная лодка E14 атаковала и обездвижила корабль четыре дня назад.
  8. ^ Thetford 1978, p. 198.
  9. ^ Брюс, JM « Феликстоу-летающие лодки: исторический военный самолет № 11 Часть 1». Полет , 2 декабря 1955 года, с. 842–846.
  10. ^ Haddow, GW; Peterm Grosz (1988). Немецкие гиганты, история R-Planes 1914-1919 (3-е изд.). Лондон: Путнэм. С. 124–129. ISBN  0-85177-812-7 .
  11. ^ Барнс 1967 , с. 198
  12. ^ Грей, Питер; Тетфорд, Оуэн (1970). Немецкий самолет Первой мировой войны (2 -е изд.). Лондон: Путнэм. С. 75–78 . ISBN  0-370-00103-6 .
  13. ^ Bonnier Corporation (ноябрь 1937 г.). «Новая транспортная плоскость может быть преобразована в бомбардировщик» . Популярная наука ежемесячно . Корпорация Боннье. п. 64
  14. ^ Francillon 1987 , p. 146
  15. ^ Септер 2001, стр. 60-61.
  16. ^ Эндрюс 1967, с. 14
  17. ^ Мойс 1967, с. 13
  18. ^ Конауэй, Уильям. «Подтвержденные погружения немецких подводных лодок VI Bomber Command Bombardment самолеты». Самолеты и пилоты Второй мировой войны 2000 года. Получено 4 августа 2011 года.
  19. ^ André., Baptiste, Fitzroy (1988). Война, сотрудничество и конфликт: европейские владения в Карибском бассейне, 1939–1945 . Нью -Йорк: Greenwood Press. с. 161 . ISBN  9780313254727 Полем OCLC   650310469 . {{cite book}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Kline, RC и Kubarych, SJ, Blimpron 14 за рубежом, 1944 год. Военно -морской исторический центр, военно -морской двор, Вашингтон, округ Колумбия
  21. ^ Хофманн, Маркус. " U 347 " . Deutsche U-Boote 1935–1945-U-boot-archiv.de (на немецком языке) . Получено 26 декабря 2014 года .
  22. ^ «Скаутирование и ранние атаки с Мидуэй, 3–4 июня 1942 года». Архивировано 13 апреля 2010 года в Библиотеке Конгресса Веб -архив Соединенных Штатов Военно -морской исторический центр , 1999 год. Получено: 18 июня 2010 года.
  23. ^ Норрис 1967, с. 7, 10–11.
  24. ^ Джонсон 1978, с. 229
  25. ^ Дорр 1987, с. 116
  26. ^ Francillon 1979 , стр. 306-307.
  27. ^ Van der Klaauw 1977 , p. 86
  28. ^ Грин, Уильям (2010). Самолет Третьего рейха: Том первый (1 -е изд.). Лондон: Креци. С. 124–129. ISBN  9781900732062 .
  29. ^ Seifert, Karl-Dieter. «Немецкий воздушный транспорт 1926 - 1945 год». Bernard & Graefe Verlag, Bonn, 1996. ISBN   3-7637-6118-7 . (на немецком языке) с. 303-304.
  30. ^ «Краткое руководство по самолетам Второй мировой войны». Компилятор: Дэвид Монди, Temple Press Aerospace. 1984. ISBN   0 600 35027 4 . стр. 73-74.
  31. ^ Зеленый 1975, с. 85
  32. ^ Винчестер 2004, с. 57
  33. ^ Bridgeman 1946, с. 217–218.
  34. ^ Swanborough and Bowers 1990, p. 106
  35. ^ Lovell 1991 , p. 163.
  36. ^ Кэмпбелл 2000 , с. XVII-10.
  37. ^ Празднование 200 лет.
  38. ^ Анонимная, «Глубина океана, измеренная радиоподъемником», «Популярная механика» , декабрь 1938, с. 828-830.
  39. ^ Тинберген, Нико (1953). Мир мучика сельди . Коллинз. п. 14. ISBN  978-0-00-219444-0 Полем Белый оказался наиболее эффективной окрашиванием для самолетов на анти-подключенном патруле
  40. ^ Джонс 2002, с. 43
  41. ^ Биллингс, Билл. «История Шеклтона». Архивировано 5 июля 2008 года в машине Wayback The Shackleton Association . Получено: 10 июля 2008 года.
  42. ^ Джонс 2002, с. 93, 95–96.
  43. ^ Информационные файлы World Aircraft 1997.
  44. ^ «Решения самолета: заявление г -на Уилсона» . Flight International . Тол. 87, нет. 2918. 11 февраля 1965 г. с. 224. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года.
  45. ^ «Морская комета» . Flight International . Тол. 87, нет. 2924. 25 марта 1965 г. с. 465–466. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года.
  46. ^ «Будущее морское наблюдение» (PDF) . Комитет по обороне палаты общин. 19 сентября 2012 года . Получено 2020-05-28 . Полем
  47. ^ «Мод заключает сделку на девяти новых самолетах морского патруля, чтобы обеспечить безопасность Великобритании» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года . Получено 9 февраля 2017 года .
  48. ^ «Большой военно -морской бомбардировщик летит с корабля» . Spokane Daily Chronicle . (Вашингтон). Ассошиэйтед Пресс. 19 марта 1949 г. с. 2
  49. ^ «Семьдесятые». Архивированный 2013-05-13 в The Wayback Machine ystory.navy.mil . Получено: 15 июня 2010 года.
  50. ^ Барбур, Джон (14 июля 1990 г.). «Переоснащение военной машины» . Айдахонян . (Москва). Ассошиэйтед Пресс. п. 6C.
  51. ^ «Lockheed Martin заключил контракт на строительство внешних наборов крыльев для флота P-3 Orion от флота США». Архивировано 18 сентября 2011 года на машине Wayback Deagel.com, 4 сентября 2008 года.
  52. ^ "P-3C." Архивировано 28 июля 2010 г. В Hayback Machine ystory.navy.mil. Получено: 14 июля 2010 года.
  53. ^ "Lockheed CP-140 Aurora". rcaf.com. Получено: 30 июня 2011 года.
  54. ^ "CP-140 Aurora Modernization". Архивировал 2009-01-13 в The Wayback Machine Canadian Naval Review. Получено: 18 августа 2010 года.
  55. ^ Элверт, Ширманн и Ланг 2008, с. 182.
  56. ^ "Морская мышца". Flight International , 27 июня 1981 года. С. 2014.
  57. ^ Пенни, Стюарт. « Военный авиационный каталог, часть 1 ». Flight International , 4 августа 1999 года.
  58. ^ «Dassault предлагает Falcon 900 для морского патруля». Flight International , 28 июня 2005 года.
  59. ^ Симпсон, Джеймс. «Оборонная индустрия Японии очень взволнована этим амфибийным самолетом». Неделя , 10 сентября 2015 года.
  60. ^ Райт, Тим. «Гигантская амфибия - Япония имеет одну годзиллу из гидросамолета». Журнал Air & Space , январь 2003 года.
  61. ^ «Высокие ожидания в отношении японских самолетов PX и CX». Архивировал 2011-06-05 в Machine Wayback Machine Kawasaki Heavy Industries Quarterly Enwargle , № 73. Октябрь 2007 г.
  62. ^ Минник, Венделл. «Honeywell, чтобы набрать Японию Морской самолет P-1». Новости обороны , 16 февраля 2016 года.
  63. ^ Global Security.com - ASW Sensors Accessdate: март 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эндрюс, CF The Vickers Wellington I & II (самолет в профиле 125) . Leatherhead, Surrey: Profile Publications Ltd., 1967.
  • Барнс, Ч. (1967). Шорты самолеты с 1900 года . Лондон: Путнэм. Полем
  • Бриджмен, Леонард. «Консолидированный капер -Vultee». Боевой самолет Джейн во Второй мировой войне. Лондон: студия, 1946. ISBN   1-85170-493-0 .
  • Кэмпбелл, WP (2000). «Радар H2S в командовании бомбардировщика и радар ASV в прибрежном командовании» (PDF) . В Гранде, Джордж (ред.). Канадцы на радаре: Королевские канадские ВВС 1940 - 1945 . ISBN  9780968759608 Полем Архивировано из оригинала (PDF) на 2021-10-10 . Получено 2020-09-11 . Полем
  • Дорр, Роберт Ф. «Брифинг варианта: Мартин Летающие лодки: моряк, Марс и Марлин». Крылья славы , том 7, 1997, с. 114–133. Лондон: аэрокосмическая публикация, ISBN   1-874023-97-2 .
  • Francillon, René J. (1987). Lockheed Aircraft с 1913 года (Rev. и расширенное 2 -е изд.). Лондон: Путнэм. ISBN  0-85177-805-4 Полем OCLC   30736593 .
  • Francillon, René J. (1979). Японские самолеты Тихоокеанской войны . Лондон: Путнэм. ISBN  0-370-30251-6 Полем OCLC   6124909 . (New Edition 1987 Putnam Aeronautical Books, ISBN   0-85177-801-1 .)
  • Ловелл, Бернард (1991). Эхо войны: история H2S радар . CRC Press. ISBN  9780852743171 .
  • Сванборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года. Военно -морской институт Пресс, Аннаполис, Мэриленд (США) 1990, ISBN   0-87021-792-5 .
  • Грин, Уильям. Известные бомбардировщики Второй мировой войны . Гарден Сити, Нью -Йорк: Doubleday & Company, 1975. ISBN   0-385-12467-8 .
  • Джаррет, Филипп. «База данных: Sopwith 1½ -Stutter». Самолет , вып. 37, № 12, выпуск № 440, декабрь 2009 г., с. 55–70. Лондон: МПК. ISSN 0143-7240.
  • Джонс, Барри. AVRO Shackleton . Crowood Press, 2002. ISBN   1-86126-449-6 .
  • Джонсон, Брайан. Тайная война . Лондон: BBC (British Broadcasting Corporation), 1978. ISBN   0-563-17769-1 .
  • Мойес, Филипп младший Армстронг Уитворт Уитли . Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications, 1967.
  • Норрис, Джеффри. Короткий Сандерленд (самолет в профиле № 189). Лондон: публикации профиля, 1967.
  • Септер, Дирк. «Канада Stranraers». Самолет , том 29, нет. 4, выпуск 235, апрель 2001 г.
  • Тетфорд, Оуэн. Британские военно -морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, четвертое издание, 1978. ISBN   0-370-30021-1 .
  • Van der Klaauw, B. (1977). Вода и транспортные самолеты Вторая мировая война . Alkmaar: de alk. ISBN  90-6013-677-2 Полем OCLC   63363268 .
  • Информационные файлы World Aircraft, файл № 023. Лондон: Bright Star Publishing Ltd, 1997.
  • Винчестер, Джим. «Консолидированный Liberator B-24». Самолет Второй мировой войны: авиационный факт . Ху, Кент, Великобритания: Grange Books Plc, 2004. ISBN   1-84013-639-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 061764721e4417d565e1183928b746a0__1722698700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/a0/061764721e4417d565e1183928b746a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maritime patrol aircraft - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)