Османская Болгария
Османская Болгария Болгарские земли под властью Османской империи ( болгарский ) Булгарските земли под оттоманским владением | |
---|---|
1396–1878 | |
Общие языки | болгарский |
Религия | Суннитский ислам (официальный, меньшинство) Болгарская Православная Церковь (большинство) |
Демон(ы) | болгарский |
Правительство | |
Beylerbey , Pasha , Agha , Dey | |
История | |
1396 | |
1878 | |
Сегодня часть | Болгария |
История Османской Болгарии насчитывает почти 500 лет, начиная с конца 14 века, с завоевания Османской империей небольших королевств из распадающейся Второй Болгарской империи . В конце 19 века Болгария была освобождена от Османской империи , а к началу 20 века была объявлена независимой .
Жестокое подавление Апрельского восстания в Болгарии 1876 года и общественный резонанс, который оно вызвало по всей Европе, привели к Константинопольской конференции , на которой великие державы выдвинули совместное предложение о создании двух автономных болгарских вилайетов, во многом соответствующих этническим границам, проведенным за десятилетие. ранее с учреждением Болгарского экзархата .
Саботаж конференции со стороны Великобритании или Российской империи (в зависимости от теории) привел к русско-турецкой войне (1877–1878 гг.) , в результате которой возникло гораздо меньшее по размеру Княжество Болгария , самоуправляющееся, но функционально независимое Османское государство. было создано вассальное государство. В 1885 году османская автономная провинция Восточная Румелия посредством бескровного переворота объединилась с Княжеством Болгария .
Административная организация
[ редактировать ]Османы реорганизовали болгарские территории, разделив их на несколько вилайетов , каждый из которых управлялся Санджакбеем или Субаси, подотчетным бейлербею . Значительные части завоеванных земель были переданы последователям султана , которые владели ими в качестве бенефициаров или ленов (малый тимар , средний зеамет и большой хасс ) непосредственно от него или от бейлербеев. [ 1 ] Эта категория земель не могла быть продана или унаследована, а возвращалась султану после смерти феодала. Земли были организованы как частные владения султана или османской знати, называемые «мюльк», а также как экономическая база для религиозных фондов, называемых вакф , а также других людей. Система была призвана сделать армию самодостаточной и постоянно увеличивать количество османских кавалеристов, тем самым стимулируя новые завоевания и поставив завоеванные страны под прямой контроль Османской империи. [ 2 ]
С 14 по 19 век София была важным административным центром Османской империи. Он стал столицей бейлербейлика Румелии ( , Rumelia Eyalet ), провинции управлявшей османскими землями в Европе (на Балканах ), одной из двух вместе с бейлербейликом Анатолии . Это была также столица важного Санджака Софии , включая всю Фракию с Пловдивом и Эдирне , а также часть Македонии с Салониками и Скопье . [ 3 ]
Дунайский вилайет — административная единица (вилайет) первого уровня Османской империи с 1864 по 1878 год со столицей в Русе . Сообщается, что в конце 19 века его площадь составляла 34 120 квадратных миль (88 400 км²). 2 ) и включил Видин Эялет , Силистра Эялет и Ниш Эялет .
Правовой статус и налогообложение
[ редактировать ]Христиане платили непропорционально более высокие налоги, чем мусульмане, включая подушный налог, джизье , вместо военной службы. [ 4 ] По словам Иналджика, джизье был единственным наиболее важным источником дохода (48 процентов) в бюджет Османской империи, причем на Румелию приходилось львиная доля, или 81 процент доходов. [ 5 ] К началу 1600-х годов система тимаров была практически упразднена, и почти вся земля была разделена на поместья ( арпалики ), предоставленные высшим османским сановникам в качестве формы откупного земледелия , что создавало условия для жесткой эксплуатации налогоплательщиков со стороны недобросовестных землевладельцев. [ 6 ]
По словам Радищева, чрезмерное налогообложение стало особенно острой проблемой после того, как сбор джизье на большей части страны перешел в руки Шести кавалерийских дивизий . [ 7 ]
Болгары платили также ряд других налогов, в том числе десятину («юшур»), земельный налог («испенч»), сбор с торговли, а также различные нерегулярно взимаемые налоги, продукты и барщины («авариз»). В целом общее налоговое бремя для райятов (т.е. немусульман) было в два раза выше, чем для мусульман. [ 8 ]
Христиане столкнулись с рядом других ограничений: им было запрещено давать показания против мусульман в межконфессиональных юридических спорах. [ 9 ] Хотя они могли свободно совершать свои религиозные ритуалы, это должно было делаться незаметно для мусульман, т. е. запрещались громкие молитвы и звон колоколов. [ нужна ссылка ] Им было запрещено заниматься определенными профессиями, ездить на лошадях, носить определенные цвета или носить оружие. [ 10 ] [ 11 ]
Тем не менее, были определенные категории райев , которые были освобождены почти от всех подобных ограничений, например, Дервенджи , которые охраняли важные перевалы, дороги, мосты и т. д., поселения горнодобывающих предприятий, такие как Чипровцы и т. д. Некоторые из наиболее важных болгарских культурные и экономические центры в 19 веке обязаны своим развитием бывшему статусу дервенджи, например, Габрово , Дряново , Калофер , Панагюриште , Котел , Жеравна . Точно так же христиане, живущие на владениях вакфа , подвергались более низкому налоговому бремени и меньшим ограничениям.
Религия
[ редактировать ]Самое большое преимущество Османской империи по сравнению с другими колониальными державами, система миллета и автономия, которую каждая конфессия имела в юридических, конфессиональных, культурных и семейных вопросах, тем не менее, в значительной степени не распространялась на болгар и большинство других православных народов на Балканах, поскольку независимые Болгарский Патриархат был разрушен, а все Болгарские православные епархии были подчинены правлению Вселенского Патриарха в Константинополе и вошли в состав Ромового проса (греческого православного проса). Таким образом, вместо того, чтобы помочь болгарам-христианам сохранить свои обычаи и культурную самобытность, система проса фактически способствовала их ассимиляции.
Болгарский перестал быть литературным языком, высшее духовенство неизменно было греческим, а фанариоты начали предпринимать настойчивые усилия по эллинизации болгар еще в начале 1700-х годов. И только после борьбы за церковную автономию в середине 1800-х годов и особенно после того, как Болгарский экзархат в 1870 году был основан фирманом султана Абдулазиза , эта политика изменилась.
Немусульмане не служили в армии султана. Исключением были некоторые группы населения с особым статусом, обычно используемые для вспомогательных или тыловых служб, а также печально известный налог крови (кръвен данък), также известный как девширме , когда молодых болгарских мальчиков-христиан забирали из их семей, порабощали и принял ислам и позже работал либо в янычарском военном корпусе, либо в административной системе Османской империи. Мальчиков отбирали из каждого сорока домохозяйств. [ 12 ] Они не должны были состоять в браке, и после взятия им было приказано разорвать все связи со своей семьей. [ 13 ]
Хотя меньшинство авторов утверждает, что «некоторые родители часто хотели, чтобы их дети поступили на янычарскую службу, которая гарантировала им успешную карьеру и комфорт» , [ 14 ] Научный консенсус склоняется совсем в другую сторону. Сообщается, что родители-христиане возмущались принудительной вербовкой своих детей. [ 15 ] [ 16 ] и просили и пытались выкупить своих детей из сбора. Упоминается множество различных способов избежать девширме, в том числе: женитьба мальчиков в возрасте 12 лет, нанесение им увечий или обращение отца и сына в ислам. [ 17 ] В 1565 году эта практика привела к восстанию в Албании и Эпире, жители которого убили рекрутеров. [ 13 ]
Мальчики нередко пытались сохранить свою веру и хоть какую-то память о родине и своих семьях. Например, Штефан Герлах пишет: [ 18 ]
Они собираются вместе, и один рассказывает другому о своей родной земле и о том, что он слышал в церкви или чему научился там в школе, и они соглашаются между собой, что Мухаммад не пророк и что турецкая религия ложна. Если среди них есть кто-нибудь, у кого есть какая-нибудь книжка или кто-то может научить их чему-нибудь из мира Божия, они слушают его так же прилежно, как если бы он был их проповедником.
Когда греческий ученый Янус Ласкарис посетил Константинополь в 1491 году, он встретил многих янычар, которые не только помнили свою прежнюю религию и родную землю, но и благосклонно относились к своим бывшим единоверцам. Один из них рассказал ему, что он сожалеет о том, что оставил религию своих отцов, и молился по ночам перед крестом, который тщательно скрывал. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Распространение ислама
[ редактировать ]Ислам в Болгарии распространился как за счет колонизации мусульманами из Малой Азии, так и за счет обращения коренных болгар. Массовое перемещение населения османов началось в конце 1300-х годов и продолжалось вплоть до 1500-х годов. Большинство из них, но далеко не все, были непроизвольными. Первая община, поселившаяся на территории современной Болгарии, состояла из татар, которые охотно прибыли сюда, чтобы начать оседлую жизнь в качестве земледельцев, вторая - из племени кочевников, столкнувшихся с османской администрацией. [ 24 ] [ 25 ] Обе группы поселились на Верхне-Фракийской равнине , в окрестностях Пловдива. последовало переселение более 1000 туркменских семей в Северо-Восточную Болгарию. Другая большая группа татар была переселена Мехмедом I во Фракию в 1418 году, после чего в 1490-х годах [ 26 ] [ 24 ] [ 27 ] В то же время имеются записи как минимум о двух насильственных переселениях болгар в Анатолию: одно сразу после падения Велико Тырново , а второе — в Измир в середине 1400-х годов. [ 28 ] [ 29 ] Целью этого «смешения народов» было подавление любых волнений в завоеванных балканских государствах и одновременное избавление от нарушителей спокойствия на задворках Османской империи в Анатолии.
Однако османы никогда не проводили и не практиковали насильственную исламизацию болгарского населения, как ранее утверждала коммунистическая болгарская историография. По мнению ученых, обращение в ислам было добровольным, поскольку оно приносило болгарам религиозные и экономические выгоды. [ 30 ] По мнению Томаса Уокера Арнольда , ислам не распространялся силой на территориях, находящихся под контролем османского султана . [ 14 ] Автор 17 века сказал:
Между тем он (турок) побеждает (обращает) скорее хитростью, чем силой, и обманом похищает Христа из сердец людей. Правда, в настоящее время турок не принуждает силой ни одну страну к отступничеству; но он пользуется другими средствами, которыми незаметно искореняет христианство... [ 14 ]
Таким образом, в ряде случаев переход в ислам можно назвать результатом налогового принуждения из-за гораздо более низкого налогового бремени на мусульман. Хотя некоторые авторы утверждают, что другие факторы, такие как желание сохранить социальный статус, имеют большее значение, турецкий писатель Халил Инналджик назвал желание прекратить платить джизью основным стимулом для обращения в ислам на Балканах, а болгарский исследователь Антон Миньков утверждал, что это был один из нескольких мотивирующих факторов. [ 31 ]
Два крупномасштабных исследования причин принятия ислама в Болгарии, одно из долины Чепино , проведенное голландским османистом Махиэлем Килем , и другое, проведенное Евгением Радушевым, о регионе Гоце Делчев в Западных Родопах, раскрывают сложный набор факторов, стоящих за этим явлением. процесс. К ним относятся: ранее существовавшая высокая плотность населения из-за позднего включения двух горных регионов в османскую систему налогообложения; иммиграция болгар-христиан из равнинных регионов, чтобы избежать налогов на протяжении 1400-х годов; относительная бедность регионов; раннее приобщение местных болгар-христиан к исламу через контакты с кочевыми йорюками ; почти постоянный конфликт Османской империи с Габсбургами с середины 1500-х до начала 1700-х годов; возникшие в результате огромные военные расходы, которые привели к шестикратному увеличению ставки джизьи с 1574 по 1691 год и введению налога авариз военного времени ; Малый ледниковый период 1600-х годов, вызвавший неурожаи и массовый голод; сильная коррупция и чрезмерное налогообложение местных землевладельцев — все это привело к медленному, но устойчивому процессу исламизации до середины 1600-х годов, когда налоговое бремя стало настолько невыносимым, что большинство оставшихся христиан либо массово обратились в христианство, либо уехали в равнинные районы. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Эти факторы оказали влияние на всю страну. Предполагается, что из-за них население Османской Болгарии сократилось вдвое с пикового значения ок. от 1,8 миллиона (1,2 миллиона христиан и 0,6 миллиона мусульман) в 1580-х годах до ок. 0,9 миллиона в 1680-х годах (450 000 христиан и 450 000 мусульман), после стабильного роста с базового уровня ок. 600 000 (450 000 христиан и 150 000 мусульман) в 1450-х годах. [ 35 ]
Первые восстания и великие державы
[ редактировать ]В то время как османы были на подъеме, существовала явная оппозиция их правлению. Первое восстание началось в то время, когда император Священной Римской империи Сигизмунд учредил рыцарский Орден Дракона , в 1408 году, когда два болгарских дворянина, Константин и Фружин , подняли восстание и на несколько лет освободили некоторые регионы. Самые ранние свидетельства продолжающегося местного сопротивления датируются периодом до 1450 года. Радик ( альтернативно Радич) был признан османами воеводой Софийской области в 1413 году, но позже он выступил против них и считается первым гайдуком в болгарской истории. Более чем через столетие произошли два Тырновских восстания — в 1598 году ( Первое Тырновское восстание ) и 1686 году ( Второе Тырновское восстание ) вокруг старой столицы Тырново .
За этим последовало католическое восстание Чипровцев в 1688 году и восстание в Македонии под предводительством Карпоша в 1689 году, оба спровоцированные австрийцами в рамках их долгой войны с османами. Все восстания не имели успеха и были жестоко подавлены. Большинство из них привело к массовым волнам изгнанников, часто насчитывавшим сотни тысяч человек. В 1739 году Белградский договор между Австрийской империей и Османской империей положил конец интересам Австрии на Балканах на столетие. Но к 18 веку растущая мощь России давала о себе знать в этом регионе. Русские, как православные славяне, могли апеллировать к болгарам так, как не могли австрийцы. 1774 Кучук-Кайнарджинский мирный договор года давал России право вмешиваться в дела Османской империи для защиты христианских подданных султана.
Болгарское национальное пробуждение и возрождение
[ редактировать ]Болгарское национальное возрождение было периодом социально-экономического развития и национальной интеграции болгар под властью Османской империи. Принято начинать с исторической книги «История Славяноболгарской» . [ 36 ] написанные в 1762 году Паисием , болгарским монахом монастыря Хиландар на Афоне , привели к Национальному пробуждению Болгарии и современному болгарскому национализму и продолжались до Освобождения Болгарии в 1878 году в результате русско-турецкой войны 1877 года. -78 .
Система Милле представляла собой совокупность конфессиональных общин в Османской империи . В нем упоминались отдельные суды, относящиеся к «личному праву», согласно которым религиозным общинам разрешалось управлять собой в рамках своей собственной системы. Султан считал Вселенского Патриарха Константинопольского Патриархата лидером православных христианских народов своей империи. После реформ Османского Танзимата (1839–76) в Империи возник национализм , и этот термин использовался для обозначения защищенных законом групп религиозных меньшинств , подобно тому, как другие страны используют слово « нация» . Новые проса были созданы в 1860 и 1870 годах.
Болгарский экзархат (де-факто автокефальная православная церковь) был создан как отдельная болгарская епархия на основе проголосованной этнической принадлежности . [ 37 ] Он был в одностороннем порядке (без благословения Вселенского Патриарха ) обнародован 23 мая [ OS 11 мая] 1872 года в Болгарской церкви в Константинополе во исполнение от 12 марта [ OS 28 февраля] 1870 года фирмана султана Абдулазиза Османской империи .
Основание Экзархата стало прямым результатом борьбы болгарского православного населения против господства Константинопольского греческого патриархата в 1850-1860-х годах. В 1872 году Патриархат обвинил Экзархат в том, что он внес этнонациональные особенности в религиозную организацию Православной Церкви, а выход из Патриархата был официально осужден Собором в Константинополе в сентябре 1872 года как раскольнический . Тем не менее, болгарские религиозные лидеры продолжали расширять границы Экзархата в Османской империи, проводя плебисциты на территориях, оспариваемых обеими церквями. [ 38 ]
Таким образом, в борьбе за признание отдельной Церкви была создана современная болгарская нация под названием Булгар Миллет . [ 39 ]
Также была создана Болгарская униатская церковь .
Вооруженное сопротивление османскому владычеству обострилось в третьей четверти XIX века и достигло апогея с Апрельским восстанием 1876 года, охватившим часть этнически болгарских территорий империи. Восстание, спровоцированное Константинопольской конференцией (1876-1877 гг.), и наряду со стратегическими интересами России на Балканах, стало причиной русско-турецкой войны 1877-1878 гг. , завершившейся восстановлением независимого Болгарского государства в 1878 г. хотя по Берлинскому договору болгары были разделены, и территория Княжества Болгария была намного меньше, чем надеялись болгары и что первоначально предлагалось в Сан-Стефанском договоре .
Демография
[ редактировать ]Конец 1300-х - начало 1800-х годов
[ редактировать ]Влияние османского завоевания на болгарскую демографию неясно и является предметом многочисленных споров. Однако население современной Болгарии в 1450-х годах, по оценкам, достигло минимума в 600 000 человек, разделенных на ок. 450 000 христиан и 150 000 мусульман (или соотношение христиан к мусульманам 3:1 или 75 процентов к 25 процентам) после широкомасштабной миграции мусульман из Анатолии и эмиграции христиан в Валахию и т. д. [ 35 ] И христианское, и мусульманское население затем неуклонно росло до 1580-х годов, достигнув ок. 1,8 миллиона, или 1,2 миллиона христиан и 0,6 миллиона мусульман (или соотношение христиан к мусульманам 2:1, или 66 процентов к 33 процентам), где более высокий рост среди мусульман объясняется как обращением христиан, так и последние волны мусульманских мигрантов из Анатолии.
В результате почти постоянной войны, которую вел Османская империя с середины 1500-х до конца 1600-х годов, потребности в дополнительных налоговых поступлениях, шестикратного увеличения налоговых ставок джизье , что привело к обнищанию христианского населения, Малого ледникового периода в 1600-е годы, вызвавшие неурожаи и массовый голод, а также несколько важных болгарских восстаний, например, Первое Тырновское восстание , Чипровское восстание , Второе Тырновское восстание и восстание Карпоша , которые привели к массовому бегству болгар-христиан в Валахию и Австрийскую империю , Предполагается, что население современной Болгарии в 1680-х годах сократилось до ок. 0,9 миллиона в 1680-х годах, разделенные на 450 000 христиан и 450 000 мусульман (или соотношение 1:1). [ 35 ] Предполагается, что с начала 1700-х годов христианское население снова начало расти.
Османская перепись 1831 года
[ редактировать ]По данным Османской переписи 1831 года , мужское население в османских казах, попадающих в нынешние границы Республики Болгария , составляло 496 744 человека, в том числе 296 769 христиан, 181 455 мусульман, 17 474 цыгана , 702 еврея и 344 армянина . [ 40 ] [ 41 ] Перепись охватывала только здоровых налогоплательщиков в возрасте от 15 до 60 лет, не имеющих инвалидности.
Просо | Республики Болгария Границы | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Здоровые налогооблагаемые мужчины в возрасте 15–60 лет. | % | |||||||||
Ислам просо/Мусульмане | 181,455 | 36.5% | ||||||||
Рая / Православные христиане 1 | 296,769 | 59.7% | ||||||||
Цыгане/ цыгане | 17,474 | 3.5% | ||||||||
евреи | 702 | 0.1% | ||||||||
Армяне | 344 | 0.1% | ||||||||
ОБЩИЙ | 496,744 | 100.0% | ||||||||
1 Нет данных о христианском населении казах Сельви ( Севлиево ), Излади ( Златица ), Этриполу ( Етрополе ), Лофчи ( Ловеч ), Плевне ( Плевен ), Рахова ( Оряхово ), а также Тырновой ( Велико Тырново ) и трех ее конституция нахийас. [ 40 ] 2 Для цифр, сопоставимых с данными после 1878 года, Аркадьев предложил использовать формулу N=2 x (Y x 2,02), см. ниже: [ 41 ] [ 42 ] что даст общую численность населения в 2 006 845 человек , из которых 1 198 946 православных христиан, 733 078 мусульман, 70 595 цыган, 2 836 евреев и 1 390 армян. |
Используя первичные данные о населении Дунайского вилайета, болгарский статистик Димитар Аркадьев обнаружил, что мужчины в возрасте 15–60 лет составляют в среднем 49,5% всех мужчин и что коэффициент, позволяющий подсчитать все мужское население, составляет, следовательно, 2,02. . [ 41 ] Для расчета общей численности населения цифры мужского пола обычно удваиваются (болгарские авторы предложили коэффициент 1,956, но он не получил международного признания). [ 42 ] Используя этот метод расчета (N=2 x (Y x 2,02)) население современной Болгарии в 1831 году составило бы 2 006 845 человек. [ 41 ]
Отчеты о населении Османской империи (1860-1875 гг.) Будущего Княжества Болгария.
[ редактировать ]Княжество Болгария было основано 13 июля 1878 года и включало в себя пять санджаков, которые раньше были частью Османского Дунайского вилайета :
Санджаки Видина , Тырновы , Русчука , Софьи и Варны , с отдельными изменениями границ, ср. ниже. [ 43 ] [ 44 ] Два других санджака в Дунайском вилайете, Ниш и Тулча , были переданы Сербии и Румынии соответственно.
Согласно Регистру османского населения «Куюд-и Атик», мужское население пяти санджаков, которые в конечном итоге сформировали будущее Княжество Болгария, в 1865 году было разделено на следующие этноконфессиональные общины: [ 45 ]
Сообщество | Русский Санджак | Видин Санджак | Варна Санджак | Тырнова Санджак | София Санджак | Княжество Болгария 2 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ислам Нация | 138,017 ( 61%) | 14,835 ( 13%) | 38,230 ( 74%) | 77,539 ( 40%) | 20,612 ( 12%) | 289,233 ( 38%) | ||||
Римские мусульмане | 312 ( 0%) | 245 ( 0%) | 118 ( 0%) | 128 ( 0%) | 766 ( 0%) | 1,569 ( 0%) | ||||
Болгарская нация | 85,268 ( 38%) | 93,613 ( 80%) | 9,553 ( 18%) | 113,213 ( 59%) | 142,410 ( 86%) | 444,057 ( 59%) | ||||
Улла Миллет | 0 ( 0%) | 7,446 ( 6%) | 0 ( 0%) | 0 ( 0%) | 0 ( 0%) | 7,446 ( 1%) | ||||
Армянская нация | 926 ( 0%) | 0 ( 0%) | 368 ( 1%) | 0 ( 0%) | 0 ( 0%) | 1,294 ( 0%) | ||||
Ром Просо | 0 ( 0%) | 0 ( 0%) | 2,693 ( 5%) | 0 ( 0%) | 0 ( 0%) | 2,693 ( 0%) | ||||
Немусульманские цыгане | 145 ( 0%) | 130 ( 0%) | 999 ( 2%) | 1,455 ( 1%) | 786 ( 0%) | 3,515 ( 0%) | ||||
Еврейская нация | 1,101 ( 0%) | 630 ( 1%) | 14 ( 0%) | 0 ( 0%) | 1,790 ( 1%) | 3,535 ( 0%) | ||||
ОБЩИЙ | 225,769 ( 100%) | 116,899 ( 100%) | 51,975 ( 100%) | 192,335 ( 100%) | 166,364 ( 100%) | 753,342 ( 100%) | ||||
1 Агрегированные оценки мужчин и женщин для общей численности населения и всех этноконфессиональных сообществ можно рассчитать по формуле, предложенной Убичини и Майклом Палайретом (N x 2): [ 42 ] что дало бы общую численность населения на 1865 год в 1 506 684 человека, разделенную на 888 114 болгар, 578 466 мусульман, 14 892 валахов и т. д.
2 Относится к санджакам Видина , Тырнова , Русчука , Софьи и Варны , которые были объединены в Княжество Болгария решениями Берлинского конгресса 1878 года. |
Между 1855 и 1865 годами население Дунайского вилайета претерпело сейсмические изменения, поскольку османские власти поселили более 300 000 крымских татар и черкесов . на территории провинции [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] Заселение происходило в две волны: одна из 142 852 татар и ногайцев с меньшинством черкесов, поселившихся в Дунайском вилайете между 1855 и 1862 годами, и вторая из примерно 35 000 черкесских семей (140 000–175 000 поселенцев), прибывших в 1864 году. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ]
По мнению турецкого ученого Кемаля Карпата , татарская и черкесская колонизация вилайета не только компенсировала тяжелые потери мусульманского населения в начале века, но также противодействовала продолжающейся потере населения и привела к увеличению мусульманского населения. [ 52 ] В этой связи Карпат также ссылается на существенные различия между уровнями рождаемости среди мусульман и немусульман: рождаемость среди немусульман растет со скоростью 2% в год, а среди мусульман обычно составляет в среднем 0%. [ 53 ]
Коюнджу также отмечает гораздо более высокий естественный темп прироста населения среди немусульман. [ 54 ] и объясняет огромные темпы роста мусульманского населения пяти болгарских санджаков плюс санджака Тулчи на 84,23% (220 276 мужчин) против 53,29% (229 188 мужчин) для немусульман с 1860 по 1875 год колонизацией вилайета. с крымскими татарами и черкесами. [ 55 ]
Сообщество | Русский Санджак | Видин Санджак | Варна Санджак | Тырнова Санджак | София Санджак | Княжество Болгария 2 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ислам Нация | 164,455 ( 53%) | 20,492 ( 11%) | 52,742 ( 61%) | 88,445 ( 36%) | 27,001 ( 13%) | 353,135 ( 34%) | ||||
Черкесский мухацир | 16,588 ( 5%) | 6,522 ( 4%) | 4,307 ( 5%) | 0 ( 0%) | 202 ( 0%) | 27,589 ( 3%) | ||||
мусульмане Римские | 9,579 ( 3%) | 2,783 ( 2%) | 2,825 ( 3%) | 6,545 ( 3%) | 2,964 ( 1%) | 24,696 ( 2%) | ||||
Болгарская нация | 114,792 ( 37%) | 131,279 ( 73%) | 21,261 ( 25%) | 148,713 ( 60%) | 179,202 ( 84%) | 595,247 ( 58%) | ||||
Влахи , католики и т. д. | 500 ( 0%) | 14,690 ( 8%) | 0 ( 0%) | 0 ( 0%) | 0 ( 0%) | 15,190 ( 1%) | ||||
Ром Просо ( Греки ) | 0 ( 0%) | 0 ( 0%) | 3,421 ( 4%) | 494 ( 0%) | 0 ( 0%) | 3,915 ( 0%) | ||||
Немусульманские цыгане | 1,790 ( 1%) | 2,048 ( 1%) | 331 ( 0%) | 1,697 ( 1%) | 1,437 ( 1%) | 7,303 ( 1%) | ||||
Армянская нация | 991 ( 0%) | 0 ( 0%) | 808 ( 1%) | 0 ( 0%) | 0 ( 0%) | 1,799 ( 0%) | ||||
Еврейская нация | 1,102 ( 0%) | 1,009 ( 1%) | 110 ( 0%) | 0 ( 0%) | 2,374 ( 1%) | 4,595 ( 0%) | ||||
ОБЩИЙ | 309,797 ( 100%) | 178,823 ( 100%) | 85,805 ( 100%) | 245,894 ( 100%) | 213,180 ( 100%) | 1,033,499 ( 100%) | ||||
1 Агрегированные оценки мужчин и женщин для общей численности населения и всех этноконфессиональных сообществ можно рассчитать по формуле, предложенной Убичини и Майклом Палайретом (N x 2): [ 42 ] что дает общую численность населения на 1875 год в 2 066 998 человек , разделенную на 1 190 494 болгары, 706 270 официальных мусульман, 55 178 черкесов-мухациров, 49 392 цыган-мусульманина, 30 380 христиан разных стран, 14 606 цыган-христиан, 9 190 евреев , 7 830 греков . и 3598 армян .
2 Относится к санджакам Видина , Тырнова , Русчука , Софьи и Варны , которые были объединены в Княжество Болгария решениями Берлинского конгресса 1878 года. |
уступил Берлинский конгресс казы Джума-и Бала. [ 43 ] из Санджака Софии (2896 мужчин-мусульман и 8038 мужчин-немусульман) [ 57 ] в Османскую империю и каза Манкалья [ 43 ] [ 57 ] [ 58 ] от санджака Варны (мужское мусульманское население - 6675 человек и мужское немусульманское население - 499 человек) к Румынии и присоединил казы Изнебола (мужское мусульманское население - 149 человек, мужское немусульманское население - 7072 человека) от санджака Ниша к Княжество Болгария. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 44 ]
В то же время краткий обзор результатов переписи населения Дунайского вилайета, опубликованный в «Дунайском официальном вестнике» 18 октября 1874 года (также охватывающий санджака Тулчи ), дал вдвое больше мужского пола черкесов- мухациров , 64 398 против 30 573, и немного меньше. «устоявшихся мусульман», чем окончательные результаты, опубликованные в 1875 году. [ 62 ] [ 64 ] По данным турецкого османиста Коюнджу, 13 825 черкесов мужского пола были перенесены в колонну «устоявшихся мусульман», а еще 20 000 остались в стороне или просто потерялись при переносе. [ 56 ]
Разделение мусульман на «постоянных» и «мухациров» в переписи 1873–1874 годов и османском салнаме 1875 года было основано не на происхождении, как можно предположить из названия, а на «налогооблагаемости». Таким образом, колонисты, у которых истек срок освобождения от уплаты налогов и которые подлежали налогообложению (т. е. те из них, которые осели до 1862 года — крымские татары, ногайцы и т. д. и меньшинство черкесов), считались «постоянными», в то время как колонисты, которые все еще пользовавшиеся освобождением от налогов (как правило, черкесы, прибывшие в 1864 году или позже), считались «мухачирами». [ 63 ] Современные европейские географы, такие как немецко-английский Равенштейн , француз Бьянкони и немецкий Киперт, аналогичным образом считали крымских татар с турками в исламском просе. [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ]
В отличие от черкесской колонизации 1864 года и последующих лет, когда точные цифры неизвестны, расселение крымских татар, ногайцев и т. д. в 1855-1862 годах документально подтверждено подробно. Из 34 344 дворов, насчитывающих 142 852 членов (или в среднем 4,16 членов на домохозяйство), расселенных вдоль Дуная, в общей сложности 22 360 дворов, насчитывающих около 93 000 членов, получили землю в казахах, которые вошли в состав Княжества Болгария. [ 51 ]
С поправкой на территориальные изменения (чистая потеря 9 422 мужчин, или 18 844 человека, для восточных мусульман и 1 465 мужчин, или 2 930 человек, для болгар), неправильная запись или перенос Мухацира из переписи 73-74 годов ( чистая потеря 13 825 мужчин, или 27 650 человек, для восточных мусульман и чистый прирост 33 825 мужчин, или 67 650 человек, для мухасиров), отнесение первой волны беженцев к категории «Устоявшиеся» (чистая потеря и чистый прирост 93 000 человек). для официальных мусульман и мухасиров соответственно), и учитывая, что Est. По оценкам, категория мусульман включает около 20 000 помаков, в основном проживающих в районе Ловеча . [ 68 ] население, проживавшее в будущем Княжестве Болгария, в 1875 г. оценивалось в 2 085 224 человека, из них 1 187 564 были болгарами (56,96%); 546 776 турок (26,22%); 215 828 крымских и черкесских мухациров (10,35%); 49 392 цыгана-мусульманина (2,35%); 30 380 разных христиан (1,46%); 20 000 помаков (0,96%); 14 606 цыган-христиан (0,70%); 9190 евреев (0,44%); 7830 греков (0,38%); 3598 армян (0,17%).
Особо следует отметить, что целых 10% общей численности населения и 25% всех мусульман в санджаках составляли некоренные беженцы/колонисты, прибывшие всего 10–20 лет назад и чья территория расселения был тщательно выбран османскими властями с целью: увеличения мусульманского населения на Балканах; [ 69 ] изолировать Болгарию от ее соседей и оказать помощь в борьбе с будущим российским вторжением, [ 70 ] действовать как противовес христианскому населению Румелии. [ 71 ]
По словам Нусрет-паши, самого главы комиссии по колонизации Силистра-Эйлата, в интервью Hürriyet 19 октября 1868 года, черкесы были расселены вдоль Дуная, чтобы служить живым укреплением и барьером против России. [ 69 ]
Записи османского населения (1876 г.) для будущей Восточной Румелии
[ редактировать ]Другой болгарской территорией, которая должна была быть отделена от Османской империи, была автономная провинция Восточная Румелия . В его состав входили санджак Ислимье , большая часть санджака Филибе (без каза Ахи Челеби/ Смолян и Султаньери/ Момчилград ), меньшая часть санджака Эдирне (каза Кызылагач/ Елхово и Каза Манастир/ Тополовград нахия), а также части Ускюдара и Чоке нахий, опять же из санджака Эдирне. [ 43 ] [ 72 ]
Ниже приведены данные о населении по районам на основе османского салнама 1876 года, основанные на переписи населения Адрианопольского вилайета 1875 года. [ 73 ] [ 74 ] Как это обычно бывает в османской статистике, цифры относятся только к мужчинам (цифры внизу представляют собой агрегированные оценки мужчин и женщин):
Каза (район) | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
исламская нация | % | Булгар и ромовое просо | % | Армянская нация | % | Римско-католический | % | еврейская нация | % | Римские мусульмане | % | Немусульманские цыгане | % | Общий | % | |
Пловдив/ Пловдив | 35,400 | 28.1 | 80,165 | 63.6 | 380 | 0.3 | 3,462 | 2.7 | 691 | 0.5 | 5,174 | 4.1 | 495 | 0.4 | 125,767 | 100.00 |
Пазарджик/ Пазарджик | 10,805 | 22.8 | 33,395 | 70.5 | 94 | 0.2 | - | 0.0 | 344 | 0.7 | 2,120 | 4.5 | 579 | 1.2 | 47,337 | 100.00 |
Хаскёй/ Хасково | 33,323 | 55.0 | 25,503 | 42.1 | 3 | 0.0 | - | 0.0 | 65 | 0.1 | 1,548 | 2.6 | 145 | 0.2 | 60,587 | 100.00 |
Загра-и Атик/ Стара Загора | 6,677 | 20.0 | 24,857 | 74.5 | - | 0.0 | - | 0.0 | 740 | 2.2 | 989 | 3.0 | 90 | 0.3 | 33,353 | 100.00 |
Сыпь / Котел | 14,365 | 46.5 | 14,906 | 48.2 | - | 0.0 | - | 0.0 | 219 | 0.7 | 1,384 | 4.5 | 24 | 0.0 | 30,898 | 100.00 |
Çırpan/Чирпан | 5,158 | 23.9 | 15,959 | 73.8 | - | 0.0 | - | 0.0 | - | 0.0 | 420 | 1.9 | 88 | 0.4 | 21,625 | 100.00 |
- | - | - | ||||||||||||||
- | - | 0.0 | - | 0.0 | 1.2 | - | 0.0 | |||||||||
Пловдив Санджак, итого | 105,728 | 33.07 | 194,785 | 60.92 | 477 | 0.15 | 3,642 | 1.14 | 2,059 | 0.64 | 11,635 | 3.64 | 1,421 | 0.44 | 319,747 | 100.00 |
Ислимье/ Сливен | 8,392 | 29.8 | 17,975 | 63.8 | 143 | 0.5 | - | 0.0 | 158 | 0.6 | 596 | 2.1 | 914 | 3.2 | 28,178 | 100.00 |
Янболу/ Ямбол | 4,084 | 30.4 | 8,107 | 60.4 | - | 0.0 | - | 0.0 | 396 | 3.0 | 459 | 3.4 | 377 | 3.2 | 13,423 | 100.00 |
Мисиври/ Несебр | 2,182 | 40.0 | 3,118 | 51.6 | - | 0.0 | - | 0.0 | - | 0.0 | 153 | 2.8 | - | 0.0 | 5,453 | 100.00 |
Каринабад/ Карнобат | 7,656 | 60.5 | 3,938 | 31.1 | - | 0.0 | - | 0.0 | 250 | 2.0 | 684 | 5.4 | 125 | 1.0 | 12,653 | 100.00 |
Айдос/ Айтос | 10,858 | 76.0 | 2,735 | 19.2 | 19 | 0.1 | - | 0.0 | 36 | 0.2 | 584 | 4.1 | 46 | 0.3 | 14,278 | 100.00 |
Загра-и-Джедид/ Нова-Загора | 5,310 | 29.4 | 11,777 | 65.2 | - | 0.0 | - | 0.0 | - | 0.0 | 880 | 4.9 | 103 | 0.6 | 18,070 | 100.00 |
Ахёлу/ Поморие | 1,772 | 33.7 | 3,113 | 59.2 | - | 0.0 | - | 0.0 | - | 0.0 | 378 | 7.2 | 2 | 0.0 | 5,265 | 100.00 |
Бургас | 4,262 | 22.1 | 14,179 | 73.6 | 46 | 0.2 | - | 0.0 | 4 | 0.0 | 448 | 2.3 | 320 | 1.6 | 19,259 | 100.00 |
Исламский промежуточный итог | 44,516 | 38.2 | 64,942 | 55.7 | 208 | 0.2 | - | 0.0 | 844 | 0.6 | 4,182 | 3.6 | 1,887 | 1.6 | 116,579 | 100.00 |
Мужское население Ислам и Филипп |
150,244 | 34.43 | 259,727 | 59.53 | 685 | 0.16 | 3,642 | 0.83 | 2,903 | 0.67 | 15,817 | 3.63 | 3,308 | 0.76 | 436,362 | 100.00 |
Общая численность населения 3 Об Исламе и Филиппах | 300,488 | 34.43 | 519,454 | 59.53 | 1,370 | 0.16 | 7,284 | 0.83 | 5,806 | 0.67 | 31,634 | 3.63 | 6,616 | 0.76 | 872,652 | 100.00 |
Кызылагач/ Елхово 2 [ 74 ] | 1,425 | 9.6 | 11,489 | 89.0 | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 12,914 | 100.00 |
Монастырь/ Тополовград 2 [ 74 ] | 409 | 1.5 | 26,139 | 98.5 | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 26,548 | 100.00 |
Восточная Румелия ВСЕГО 3 | 302,322 | 33.15 | 557,082 | 61.08 | 1,370 | 0.15 | 7,284 | 0.79 | 5,806 | 0.64 | 31,634 | 3.47 | 6,616 | 0.72 | 912,114 | 100.00 |
По данным британского дипломата Драммонда-Вольфа, помимо турок, в исламское просо входило также 25 000 болгар-мусульман, 10 000 татар и ногайцев и 10 000 черкесов. [ 75 ] [ 76 ] В то же время британский историк Р. Дж. Мур определил в санджаке Филибе 4000 греков мужского пола (или 8000 в общей сложности). [ 77 ] [ 75 ] и британская консульская служба дополнительно 22 000 в Санджаке Ислимье и 5 693 в Манастир Нахия, [ 74 ] или всего 35 693 грека, учтенных вместе с православными болгарами. В свою очередь, все католики были болгарскими павликианами.
Таким образом, общая численность населения Восточной Румелии, составлявшая 912 114 человек до русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), была разделена на 528 673 болгар-христиан (57,96%), 257 322 турка (28,21%), 35 693 грека (3,91%), 31 634 цыгана-мусульманина ( 3,47%), 25 000 помаков или болгар-мусульман (2,74%), 20 000 мухациров (2,19%), 6616 цыган-христиан (0,73%), 5806 евреев (0,64%) и 1370 армян (0,15%).
Галерея
[ редактировать ]-
Болгарский мужчина и женщина из Софии , из книги «Популярные костюмы Турции в 1873 году» , опубликованной под патронажем Османской императорской комиссии для Венской всемирной выставки 1873 года.
-
Болгарские мужчины из Коюнтепе и Ахи Челеби и мусульманин из Филибе из «Lescostumes populaires de la Turquie en 1873» , опубликованного под патронажем Османской императорской комиссии для Венской всемирной выставки 1873 года.
-
Болгарка из Ахы Челеби и гречанка из Хасково из книги «Популярные костюмы Турции в 1873 году» , опубликованной под патронажем Османской императорской комиссии для Венской всемирной выставки 1873 года.
См. также
[ редактировать ]- Османская Вардар Македония
- Болгарский Экзархат
- Апрельское восстание 1876 г.
- Константинопольская конференция
- Русско-турецкая война 1877–1878 гг.
- Сан-Стефанский договор
- Берлинский договор (1878 г.)
- Кресна – Причина восстания
- Ilinden–Preobrazhenie Uprising
Сноски
[ редактировать ]- ^ К. М. Вудхаус, Современная Греция: Краткая история , с. 101.
- ^ Озель, Октай (1992). «Границы Всемогущего: пересмотренная земельная реформа Мехмеда II». Журнал экономической и социальной истории Востока (42): 234.
- ^ Ежегодник . Общество историков Боснии и Герцеговины, Сараево. 1950 г. до н.э. 174. Архивировано из оригинала 18 августа 2020 года . Проверено 27 июня 2019 г.
Санджак София Этот санджак был основан вокруг г-на. 1393
- ^ Шарки, Хизер Дж (2017). История мусульман, христиан и евреев на Ближнем Востоке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 65–66. ISBN 978-1-139-02845-5 . OCLC 987671521 .
- ^ Иналджик, Халил (1994). Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1600 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 55–75. ISBN 0521343151 .
- ^ Сомель, Сельчук Аксинь (23 марта 2010 г.). Османская империя от А до Я. Пугало Пресс. п. 24. ISBN 978-1-4617-3176-4 .
- ^ Радушев, Евгений (2008), Христианство и ислам в Западных Родопах и долине реки Места с 1500-х по 1730-е годы (на болгарском языке), София, стр. 45–46, ISBN. 978-954-523-103-2
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Радушев, Евгений (2008), Христианство и ислам в Западных Родопах и долине реки Места с 1500-х по 1730-е годы (на болгарском языке), София, стр. 136 = 137, 313–314, ISBN. 978-954-523-103-2
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Куран, Восток; Люстиг, Скотт (2010). «Судебная предвзятость в Османской империи» (PDF) . стр. 3, 22.
- ^ А́гостон, Га́бор; Алан Мастерс, Брюс (2010). Энциклопедия Османской империи . Издание информационной базы . стр. 185–6. ISBN 978-1-4381-1025-7 . Проверено 15 апреля 2016 г.
- ^ Балакян, Питер (2003). Пылающий Тигр: Геноцид армян и ответ Америки . Нью-Йорк: ХарперКоллинз . стр. 25, 445 . ISBN 978-0-06-019840-4 .
- ^ Ицковиц, Н. (2008). Османская империя и исламская традиция . Книга Феникс. Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-09801-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Кларенс-Смит, WG; Кларенс-Смит, WG (2006). Ислам и отмена рабства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-522151-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры Сэр Томас Уокер Арнольд, стр. 135-144
- ^ «Восточно-православная церковь» . Би-би-си . Проверено 26 июля 2015 г.
- ^ Мансель, П. (2011). Константинополь: город желаний мира, 1453–1924 гг . Джон Мюррей Пресс. п. 26. ISBN 978-1-84854-647-9 . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Детрез, Раймонд (18 декабря 2014 г.). Исторический словарь Болгарии . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-4180-0 .
- ^ Д. А. Закифенос (1976). Создание современной Греции: от Византии к независимости . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-87471-796-9 .
- ^ Легран, Эмиль (1885). «Греческая библиография» .
- ^ «История оккупированной Турцией Греции (Четыре тома)» .
- ^ Воплощение нравов турок, автор Бартоломео Георгиевиз, иностранец, автор . с Я. Торнезиусом. 1558 г.
- ^ Вакалопулос, Апостолос Э. (1961). «Istoria tou neou ellenismou: Tourkokratia 1453-1669. Oi Agones gia ten piste kai ten eleytheria» .
- ^ Вакалопулос, Апостолос Э. (1974). «История твоего нового эллинизма» .
- ^ Перейти обратно: а б Баркан, Омер Лютфи (1953–54), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в Османской империи стр , . 211–212
- ^ Баркан, Омер Лютфи (1951–52), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в Османской империи стр , . 69–76
- ^ Баркан, Омер Лютфи (1953–54), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в Османской империи стр , . 209–211
- ^ Баркан, Омер Лютфи (1953–54), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в Османской империи с , . 225
- ^ Баркан, Омер Лютфи (1951–52), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в Османской империи с , . 63
- ^ Узунчаршылы, Исмаил Хакки (1949), История Османской империи. От основания Османского государства до завоевания Стамбула с введением о сельджуках Анатолии и бейликах . Анатолии 1, Стамбул: Публикации Турецкого исторического общества, стр. 1. 181
- ^ Эминов 1987 , с. 289
- ^ Трамонтана, Феличита (2013). «Подушный налог и снижение христианского присутствия в палестинской деревне в 17 веке». Журнал экономической и социальной истории Востока . 56 (4–5): 631–652. дои : 10.1163/15685209-12341337 .
- ^ Радушев, Евгений (2008), Христианство и ислам в Западных Родопах и долине реки Места с 1500-х по 1730-е годы (на болгарском языке), София, стр. 72–73, 75–81, 89–93, 106. –108, 126, 137–138, 246, 303–304, 314–315, 323–326, 328, 337–338, 347, ISBN 978-954-523-103-2
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Чмиэль, Агата (2012). «Религиозное и демографическое развитие в Юго-Западных Родопах во второй половине пятнадцатого века» (PDF) . Анкара. стр. 42–43, 45, 77–78, 87.
- ^ Киль, Махиэль (1998), Распространение ислама в болгарской деревне в эпоху Османской империи (XV-XVIII вв.). В кн.: Мусульманская культура на болгарских землях. Исследования [ Распространение ислама в болгарских сельских районах в период Османской империи (15–18 вв.). В кн.: Исламская культура на болгарских землях. Исследования ], София, с. 75
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Бойков, Григор (2016). «Человеческая цена войны: потери населения во время османского завоевания и демографическая история Болгарии в эпоху позднего средневековья и раннего Нового времени» . В Шмитте, Оливер Йенс (ред.). Османское завоевание Балкан . Sitzungsberichte der Philosophisch-historischen Klasse. Издательство Австрийской академии наук. стр. 134, 143, 147.
- ^ Даскалов, Румыния (2004 г.). Создание нации на Балканах: историография болгарского возрождения . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 100-1 7–8 ISBN 963-9241-83-0 .
- ^ Хильдо Бос; Джим Форест, ред. (1999). За мир сверху: православный справочник по войне, миру и национализму . Синдесмос.
- ^ От ромового проса до греческих и болгарских народов: религиозные и национальные дебаты на приграничных территориях Османской империи, 1870–1913 гг., Теодора Драгостинова, Университет штата Огайо, Колумбус.
- ^ Краткая история Болгарии, Р. Дж. Крэмптон, издательство Кембриджского университета, 2005, ISBN 0521616379 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д Карпат, К.Х. (1985). Османское население, 1830-1914 гг.: демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Прес Университета Висконсина. стр. 109–115.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Аркадьев, Димитр. «ИЗМЕНЕНИЯ В ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БОЛГАРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ]» [ИЗМЕНЕНИЯ В ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БОЛГАРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ] (на болгарском языке). Национальный статистический институт. стр. 19–21. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Палайрет, Майкл (1997), Балканская экономика ок. 1800-1914: Эволюция без развития , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, стр. 25
- ^ Перейти обратно: а б с д и КОЮНЧУ, Ашкин (январь 2014 г.). «Tuna Vilâyeti'nde Nüfus Ve Demografi (1864-1877)» [Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877)]. Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 727–728. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
- ^ Перейти обратно: а б «Балканские этнические карты — Новая карта 13» .
- ^ Перейти обратно: а б с КОЮНЧУ, Ашкин (январь 2014 г.). «Tuna Vilâyeti'nde Nüfus Ve Demografi (1864-1877)» [Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877)]. Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 695. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
- ^ «Официальный вестник Дуная, III год». Дунав, Г. III (на болгарском языке). 7 мая 1867 г.
- ^ КОЮНЧУ, Ашкин (январь 2014 г.). «Tuna Vilâyeti'nde Nüfus Ve Demografi (1864-1877)» [Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877)]. Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 3 (4): 686–687. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
- ^ Мучинов, Венцислав (сентябрь 2016 г.). «Османская политика в отношении черкесских беженцев в Дунайском вилайете в 1860-х и 1870-х годах» . Журнал кавказских исследований (JOCAS) . 2 (3): 85–86. дои : 10.21488/jocas.50245 .
- ^ Пинсон, Марк (1973). «Османская колонизация крымских татар в Болгарии». Тюрк Тарихи Конгресси . 2 : 1047.
- ^ Каниц, Феликс (1875), 1875–1879: Дунайская Болгария и Балканы [ Дунайская Болгария и Балканы ] (на немецком языке), том. 1, Лейпциг, Х. Фрис, с. 313
- ^ Перейти обратно: а б с ЧЕТИНКАЯ, Мехмет (август 2022 г.). «Переселения из Крыма и Кавказа на Балканы 1860 1865» . Миграции из Крыма и Кавказа на Балканы (1860-1865) : 70, 91, 146.
- ^ Карпат, К.Х. (1985). Османское население, 1830-1914 гг.: демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. п. 70.
Оценка уровня рождаемости является абсолютной необходимостью для понимания темпов роста населения Османской империи. Принято считать, что в течение первых тридцати лет девятнадцатого века население Османской империи уменьшалось, начиная снова увеличиваться после 1850 года. Это предположение является односторонним и верным лишь отчасти, поскольку оно игнорирует различия в темпах роста между мусульманами и не-мусульманами. Мусульманские группы. На самом деле после 1830-х годов немусульманское население росло довольно быстрыми темпами — вероятно, на 2 процента в год; мусульманское население сократилось или осталось прежним. Однако есть признаки того, что уровень рождаемости среди мусульман начал расти после 1850 года. Причины непропорционального уровня рождаемости среди этих двух групп следует искать в особых экономических и социальных условиях, которые благоприятствовали немусульманам и наказывали мусульман. особенно турки. Турки-мужчины провели свой пик репродуктивного возраста на военной службе и не смогли жениться и остепениться, чтобы воспользоваться экономическими возможностями. Затем, когда в девятнадцатом веке Османское государство подверглось влиянию европейской капиталистической экономики и активизации внутренней и международной торговли, несколько немусульманских групп стали первыми получателями экономических выгод – а также и сторонниками – новая экономическая система.
- ^ Карпат, К.Х. (1985). Османское население, 1830-1914 гг.: демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. п. 70.
Процент мусульманского населения в Румили существенно увеличился после 1860 года. Нет сомнений в том, что этот рост стал результатом иммиграции татар и черкесов. Иммиграция не только компенсировала тяжелые потери, понесенные в различных войнах, которые велись с 1812 года, но и увеличила долю мусульман в этом районе.
- ^ КОЮНЧУ, Ашкин (январь 2014 г.). «Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877)». Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 720. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
Однако наиболее поразительным моментом является то, что, хотя были добавлены иммигранты, которые не были зарегистрированы в Куюд-и-Аике, процент мусульманско-немусульманского населения в Тахрир-и-Седид (42,22%-57,78%) и населения в Куюд-и-Седид ı Aîk были Проценты (40,51%-59,49%) близки друг к другу. Эта ситуация показывает, что уровень рождаемости и темпы роста населения среди болгар и немусульманского населения выше, чем у турецких и других мусульманских элементов; Несмотря на это, благодаря поселившимся в крае крымским и кавказским переселенцам, процентная численность населения сохранилась, а доля мусульманского населения несколько увеличилась. Этот вопрос можно будет понять более ясно, если мы посмотрим на данные 1859-1860 годов.
[Однако, что наиболее поразительно, так это соотношение мусульман и немусульман в Салнаме 1875 года (42,22% против 57,78%) и в реестре населения Куйуд-и Атик 1865 года. (включая Тулсу) (40,51% против 59,49%) близки друг к другу, хотя ряд иммигрантов не был включен в реестр 1865 года. Это указывает на то, что уровень рождаемости и темпы прироста населения среди болгар и другого немусульманского населения выше, чем среди турок и других мусульман. Несмотря на это, относительное соотношение населения сохраняется благодаря поселившимся в крае крымским и кавказским переселенцам, а доля мусульман даже несколько увеличилась. Если обратиться к данным 1859-1860 годов, то этот вопрос становится понятнее.] - ^ КОЮНЧУ, Ашкин (январь 2014 г.). «Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877)». Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 720. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
Чтобы определить демографическую мобильность и понять влияние крымских и кавказских переселенцев, за основу следует взять сводные данные о населении 1859-1860 гг. заселены, не были учтены, в области в 1859-1860 гг. насчитывалось 284 934 мусульманского и 536 748 немусульманского населения. Напомним, что оно зафиксировано. С 1859–1860 по 1874 год мусульманское население в регионе, за исключением санджака Ниша, увеличилось с 261 522 до 481 798 человек, увеличившись на 84,23% (220 276 человек); Немусульманское население увеличилось на 53,29% (229 188 человек), с 430 065 до 659 253, а общая численность населения увеличилась на 65,02%, с 691 587 до 1 141 051 человек. За этот период доля мусульманского населения увеличилась с 37,81% до 42,22%, а доля немусульманского населения снизилась с 62,19% до 57,88%. Таким образом, за период с 1859-1860 по 1874 год население региона, включая женщин, увеличилось на 898 928 человек, из них 440 552 были мусульманами и 458 376 - немусульманами. Согласно этим данным, крымских и кавказских иммигрантов, поселившихся в Придунайском районе за пределами Санджака Ниша, следует искать среди рассматриваемого мусульманского населения в 440 552 человека с учетом естественного прироста мусульманского населения.
[Чтобы определить демографическую мобильность и понять влияние крымской и кавказской иммиграции, нам следует взять за основу сводные данные о численности населения за 1859-1860 годы... И надо иметь в виду, что хотя Силистринский и Меджидийский казары были сильно урегулированы, они не были включены в результаты. В период с 1859-1860 по 1874 год мусульманское население края, не считая ниш-санджака, увеличилось с 261 522 до 481 798 мужчин, прирост составил 84,23% (220 276 мужчин); в то время как немусульманское население выросло с 430 065 до 659 253 мужчин, или на 53,29% (229 188 мужчин), что привело к увеличению общей численности населения с 691 587 до 1 141 051, или 65,02%. При этом процент мусульман увеличился с 37,81% до 42,22%, а немусульман снизился с 62,19% до 57,88%. Таким образом, между 1859-1860 и 1874 годами совокупное мужское и женское население региона увеличилось на 898 928 человек, из которых 440 552 были мусульманами и 458 376 - немусульманами. По этим данным, крымских и кавказских переселенцев, расселенных в Дунайском вилайете, кроме Нис-Санджака, следует искать среди этих 440 552 мусульман, принимая во внимание естественный прирост мусульманского населения.] - ^ Перейти обратно: а б с д КОЮНЧУ, Ашкин (январь 2014 г.). «Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877) / Tuna Vilâyeti'nde Nüfus Ve Demografi (1864-1877)» . Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 717. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
- ^ Перейти обратно: а б КОЮНЧУ, Ашкин (январь 2014 г.). «Tuna Vilâyeti'nde Nüfus Ve Demografi (1864-1877)» [Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877)]. Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 708–709. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
- ^ «Вплоть до Берлинского договора регион Добрука, в котором проживало мусульманское население в центре этого исследования, состоял из всего санджака (района) Тулчи (с казами Бабадаги, Хиршова, Сюнне, Кестенце, Мачин, и Меджидие) и один из четырех казаков санчака Варны (Манкалья)». Подробнее см.: Каталина Хант (2015) Изменение идентичности на окраинах поздней Османской империи: мусульмане Добруджи, с. 33, URL: https://etd.ohiolink.edu/apexprod/rws_etd/send_file/send?accession=osu1429644189&disposition=inline . Архивировано 3 мая 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ КОЮНЧУ (январь 2014 г.). «Tuna Vilâyeti'nde Nüfus Ve Demografi (1864-1877)» [Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877)]. Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 711–712. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
- ^ Перейти обратно: а б ОСМАНИ, Мид (28 мая 2018 г.). «Санджак из архивов Ниша (1839-1878)» [Санджак из архивов Ниша (1839-1878)] (PDF) (на турецком языке). п. 55.
- ^ Гульбудак, Фатих. « Санджак Ниша» (на турецком языке). п. 13.
- ^ Перейти обратно: а б КОЮНЧУ (январь 2014 г.). «Tuna Vilâyeti'nde Nüfus Ve Demografi (1864-1877)» [Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877)]. Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 714–716. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
- ^ Перейти обратно: а б КОЮНЧУ (январь 2014 г.). «Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877)». Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 715–716. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
Однако на первый взгляд удивительно, что число оседлых иммигрантов в провинции Тунец, исключая санджаков из Ниша, составляет всего 64 398 человек (128 796 человек, включая женщин). Потому что это число намного отстает даже от количества иммигрантов, определенного османскими властями в 1861-1862 годах. На наш взгляд, проблема здесь связана с терминологией, а не с результатами переписи населения, а численность древнего народа, приведенная в результатах Тахрир-и Джедид, не отражает численность турецких и других мусульманских элементов до заселения крымских и кавказских переселенцев. в регионе, но в состав населения после истечения десятилетнего льготного периода входят и крымские переселенцы, считающиеся древними. А именно, Мидхат-паша решил, что налог, который будет начисляться и распределяться среди переселенцев, будет заранее определен, поскольку период освобождения крымских переселенцев, поселившихся в Тульча-Санджаке (Меджидие) в 1271 году, истечет в конце 1281 года, а десятина и налоги будут собраны у них по состоянию на март 1282 года. По его заявлению в Великом визире 2 сентября 1865 года о принятии решения, иммигранты, проживающие в Тулса Санджаке, были переведены в ряды древнего народа 1 марта 1282 года (13 март 1866 г.), «на время предоставленного им освобождения они находились теперь среди древнего народа и поэтому решено, что «пришло время оценить и распределить запятые с учетом положения и власти этих людей, как и их прецеденты». Аналогичным образом, после того, как крымские иммигранты, проживавшие в селе Раховиче-и Кебир в Адлийском районе Видина, в 1873 году потребовали, чтобы в их деревне из десятинного имущества иммигрантов была построена мечеть, комиссия иммигрантов Лива решила принять " община», поскольку срок их освобождения истек в конце 1287 года (12 марта 1872 года). Он постановил, что им не могут быть переданы никакие деньги из десятины мухаджиров, поскольку они находились под властью кадиме. Кроме того, как упоминалось выше, иммигранты, у которых истек десятилетний срок освобождения от налогов, облагались налогом «как древние люди». Эти примеры показывают, что крымские иммигранты, у которых истек срок освобождения от налогов, перешли в класс стариков. Другой пример на эту тему таков: В таблице, отражающей результаты Тахрир-и Джедид в деревнях Видин Санджак, о которых речь пойдет ниже, мусульманские элементы были записаны как исламская нация (11 048) и Ашаир (черкес) (6 522). . В таблице отмечено, что налоговые льготы черкесских иммигрантов не истекли. Однако нет никаких упоминаний о татарских и ногайских иммигрантах.213 Здесь также подразумевается, что крымские иммигранты зафиксированы в составе исламской нации, как и в Куйуд-у Атике. Следовательно, число иммигрантов, указанное в «Тахрир-и Джедид», должно указывать на черкесских иммигрантов, прибывших в 1863–1864 годах и чей иммигрантский статус сохранялся.214 Тот факт, что в ежегоднике за 1292 год упоминаются, хотя и не полностью, только черкесские иммигранты, усиливает эту возможность.
[Однако удивительно видеть, что число оседлых мухациров в Дунайском вилайете составляет всего 64 398 человек (128 796, включая женщин), не считая ниш-санджаков. Потому что это число намного ниже даже числа мухациров, определенного османскими властями в 1861-1862 годах. По нашему мнению, проблема здесь связана с терминологией, а не с результатами переписи населения, и число «устоявшихся мусульман», указанное в результатах Тахрир-и Джедид, не отражает количество турок и других мусульман, проживавших в вилайете до заселения. крымских и кавказских мухациров, а население, у которого истек десятилетний период освобождения от налогов. Таким образом, в подсчет также включены крымские поселенцы, которые считаются «устоявшимися». Мидхат-паша, в частности, заявил, что налог, который взимается и распределяется среди мухациров, был уплачен заранее, поскольку период освобождения крымских мухациров, поселившихся в Тулче Санджаке (Меджидие) в 1271 году, истечет в конце 1281 года, и что они будут нести ответственность о сборе десятины и налогообложении с марта 1282 года…. Аналогичным образом, когда крымские поселенцы, проживавшие в селе Раховице-и-Кебир в Адлийском районе Видина, в 1873 году потребовали, чтобы в их селе была построена мечеть на десятину Мухаджира, колонизационная комиссия вилайета решила, что льготный период срок действия истек в конце 1287 г. (12 марта 1872 г.). Они постановили, что деньги от десятины Мухасира не могут быть им выделены, поскольку они вошли в группу «устоявшихся мусульман». Кроме того, как упоминалось выше, Мухаджир, чье десятилетнее освобождение от налогов истекло, облагался налогом как «устоявшиеся мусульмане». Эти примеры показывают, что крымские переселенцы, у которых истек срок освобождения от налогов, перешли в группу «устоявшихся мусульман». Другой пример в этом отношении таков: В таблице, отражающей результаты Тахрир-и Джедид в деревнях Видин Санджак, о которых речь пойдет ниже, мусульмане записаны как «Устоявшиеся» (11 048) и «Мухациры». (черкесский) (6522). В схеме отмечено, что налоговые льготы черкесского мухаджира не истекли. Однако никаких упоминаний о татарских и ногайских поселенцах нет. Следовательно, число поселенцев (мухациров), указанное в «Тахрир-и Джедид», должно указывать на черкесских иммигрантов, прибывших в 1863-1864 годах и чей статус мухасира сохраняется.] - ^ Перейти обратно: а б Аркадьев, Димитр. «ИЗМЕНЕНИЯ В ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БОЛГАРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ]» [ИЗМЕНЕНИЯ В ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БОЛГАРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ] (на болгарском языке). Национальный статистический институт. стр. 25–26. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- ^ Равенштейн, Эрнст (октябрь 1876 г.). «Распределение населения в захваченной турками части Европы». Географический журнал . 3 : 259–261.
- ^ Бьянкони, Ф. (1877), Этнография и статистика Турции Греции, стр в Европе, а также . 50–51
- ^ Киперт, Генрих (20 мая 1878 г.). «Х». Чужая страна . 20 :393-416.
- ^ Мошин, А. (1877) Придунайская Болгария (Дунайский вилает). Статистико-экономический очерк. В: Славянский сборник, т. ІІ. Санкт Петербург,
- ^ Перейти обратно: а б ЧЕТИНКАЯ, Мехмет (август 2022 г.). «Переселения из Крыма и Кавказа на Балканы 1860 1865» . Миграции из Крыма и Кавказа на Балканы (1860-1865) : 107.
- ^ Пинсон, Марк (1971). «Османская колонизация черкесов в Румили после Крымской войны». Балканские исследования (3): 71–75.
- ^ Айдемир, Иззет (1988). Миграция: История миграции с Северного Кавказа (на турецком языке). Анкара: Типография «Гелишим». п. 52.
- ^ «Визуализации | Университет Коча» .
- ^ Перейти обратно: а б с Коюнджу, Ашкин (1 декабря 2013 г.). «Население Восточной Румелии перед русско-турецкой войной 1877–1878 годов» . Евразийские исследования (на турецком языке). 19 (44): 191.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кёсе, Мухаммед. «Демографическая структура Турции в Европе в 1878 году в отчетах британского консульства *] (PDF) (на турецком языке). стр. 158, 161.
- ^ Перейти обратно: а б с Деметра, Габор. «Этнические карты как политическая реклама и инструменты символического национального строительства и их роль во влиянии на принятие решений от Берлина (1877-1881) до Бухареста (1913)» . п. 28.
- ^ Карпат, К.Х. (1985). Османское население, 1830-1914 гг.: демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета.
- ^ Подробнее, RJ , Под Балканами. Записи о посещении района Филиппополиса в 1876 году. Лондон, 1877 год.
Ссылки
[ редактировать ]- Аркадьев, Димитр. «ИЗМЕНЕНИЯ В ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БОЛГАРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ]» [ИЗМЕНЕНИЯ В ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БОЛГАРСКИХ ЗЕМЕЛЬ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ] (на болгарском языке). Национальный статистический институт. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- Баркан, Омер Лютфи (1951–52), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в империи Османской .
- Баркан, Омер Лютфи (1953–54), Перемещение населения как метод расселения и колонизации в империи Османской .
- Бойков, Григор (2016). «Человеческая цена войны: потери населения во время османского завоевания и демографическая история Болгарии в эпоху позднего средневековья и раннего Нового времени». В Шмитте, Оливер Йенс (ред.). Османское завоевание Балкан . Sitzungsberichte der Philosophisch-historischen Klasse. Издательство Австрийской академии наук.
- Кларенс-Смит, WG (2006). Ислам и отмена рабства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-522151-0 .
- Четинкая, Мехмет (август 2022 г.), «Миграции из Крыма и Кавказа на Балканы 1860-1865 гг.» , Миграции из Крыма и Кавказа на Балканы (1860-1865 гг.)
- Даскалов, Румен (2004). Создание нации на Балканах: историография болгарского возрождения . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 963-9241-83-0 .
- Иналджик, Халил (1994). Экономическая и социальная история Османской империи, 1300-1600 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521343151 .
- Карпат, К.Х. (1985). Османское население, 1830-1914 гг.: Демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Прес Университета Висконсина.
- Коюнджу, Ашкин (январь 2014 г.). «Tuna Vilâyeti'nde Nüfus Ve Demografi (1864-1877)» [Население и демография Дунайского вилайета (1864-1877)]. Турецкие исследования - международное периодическое издание по языкам, литературе и истории турецкого или тюркского языков (на турецком языке). 9 (4): 675. doi : 10.7827/TurkishStudies.7023 .
- Коюнджу, Ашкин (1 декабря 2013 г.). «Население Восточной Румелии перед русско-турецкой войной 1877–1878 годов» (на турецком языке).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Мучинов, Венцислав (сентябрь 2016 г.). «Османская политика в отношении черкесских беженцев в Дунайском вилайете в 1860-х и 1870-х годах» . Журнал кавказских исследований (JOCAS) . 2 (3). дои : 10.21488/jocas.50245 .
- Мансель, Филипп (15 апреля 1998 г.). Константинополь: город желаний мира, 1453-1924 гг . Грифон Святого Мартина. ISBN 0312187084 .
- Папулия, Базилике (1965). » в Османской империи . мальчишеской жатвы Происхождение и природа «
- Радушев, Евгений (2008). Христианство и ислам в Западных Родопах и долине реки Места с 1500-х по 1730-е годы (на болгарском языке). София. ISBN 978-954-523-103-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шарки, Хизер (2017). История мусульман, христиан и евреев на Ближнем Востоке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781139028455 . ISBN 9781139028455 .
- Транькова, Димана; Георгиев, Энтони; Матанов, Христо (2012). Путеводитель по Османской Болгарии [ Путеводитель по Османской Болгарии ]. София. ISBN 9789549230666 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - «ДЕВШИРМЕ МЕТОД – ЦЕНТР ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ МАЛЬЧИКОВ» (на турецком языке). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 4 сентября 2006 г.
- «Девсирме» . Энциклопедия Востока. 11 февраля 2022 г.