Власть

Autariatae Autariatai или Autariatai (альтернативно, Autariates ; древнегреческий : Αὐταριᾶται , , ; латинский : Autariatae были иллирийским народом , который жил между долинами Лима и Тары ) за Проклятыми горами и долиной Западной Моравы . Их территория располагалась в глубине страны от Ардиаев и озера Скодра , простираясь на восток до Дарданов и на север или северо-восток до Трибалли . [ 2 ]
Наряду с ардиаями и дарданами, автариаты упоминаются Страбоном в его «Географии» как один из трех сильнейших иллирийских народов на доримских Балканах . [ 3 ] [ 4 ] После поражения во время кельтского вторжения на Балканы в IV веке часть автариатов, оставшихся в Боснии, позже в своей истории переняла кельтскую культуру . [ 5 ] Другая часть двинулась на юг, и после соглашения с Королевством Македония 20 000 человек поселились в горном массиве Парорбелиан , на границе между современной юго-восточной Северной Македонией, северной Грецией и юго-западной Болгарией. [ 6 ]
Имя
[ редактировать ]Иллирийский народ по имени Αὐταριᾶται, аутариатаи был впервые зарегистрирован в Перипле Псевдо-Скилакса, датируемом серединой IV века до нашей эры. [ 7 ] Согласно мифологической традиции, сообщенной Аппианом (II век нашей эры), автариаты произошли от общего прародителя по имени Автарий , одного из сыновей Иллирия , одноименного предка всех иллирийских народов. [ 8 ] [ 9 ] Название Autariatae было связано с гидронимом и оронимом Тара . Считается, что река Тара и гора Тара находились на территории Аутариатана. [ 1 ] [ 10 ]
История
[ редактировать ]
Общины автариата в период VI – IV вв. до н.э. объединились в единое политическое образование, которое можно назвать собирательным названием Autariatae. [ 11 ] Они начали расширяться на восток на территории, контролируемые трибалли . Более того, они расширились на юг, где победили ардиаев , своих старых соперников. [ 12 ] в борьбе за контроль над пастбищами и солеными источниками. [ 13 ] Деятельность автариатов на рубеже VI и V веков до н. э. оказала глубокое влияние на народы, непосредственно затронутые их экспансией. Ардиаи — двинулись к побережью, а трибалли на восток. Экспансия автариатов позволила им добиться гегемонистского контроля над одной частью внутренних районов Балканского полуострова. Ведущий класс общества автариатов достиг пика своего политического и экономического развития, о чем свидетельствуют многочисленные роскошные царские курганы и могилы, созданные в V веке до нашей эры. Комментарий Страбона об автариатах как о «некогда величайшем и могущественном иллирийском народе», скорее всего, относится к этому периоду. За пиком их развития последовал постепенный упадок аутариатов, завершившийся в 310 г. до н.э. их внезапным исчезновением. [ 14 ] в результате миграции кельтов . [ 15 ]
Как сообщает древний историк Арриан , автариаты были одним из трех иллирийских племен, которые воевали против Александра Великого во время его кампании 335 г. до н.э. [ 16 ] Хотя современные историки обычно предполагают, что автариаты и южные иллирийцы предпринимали совместное нападение на македонцев, Арриан прямо не заявляет об этом. [ 17 ] Арриан сообщает, что Александр получил известие о восстании, предпринятом иллирийским вождем Клитом при поддержке Главкия , царя тавлантиев , в то время как автариаты готовились устроить засаду на основные силы Македонии во время отсутствия Александра. Союзник Македонии Лангар , царь агриан , с одобрения Александра вторгся на территорию автариатов, предотвратив их нападение на Македонию. Александр не стал дожидаться окончания конфликта Лангаруса, а вместо этого быстро двинулся на юг. [ 18 ] Лангар застал врасплох автариатов и разграбил их земли. После победы Лангарус вернулся в свое королевство с богатой добычей. Согласно современной интерпретации, рассказ Арриана о цели автариатов напасть на Македонию, вероятно, был записан в письменной форме как предлог для оправдания набега Лангару на автариатов. Требование агрианского царя совершить набег и разграбить автариатов было бы удовлетворено Александром, поскольку македонский царь считал его надежным союзником. [ 19 ] Арриан упоминает в своих отчетах, что автариат был племенем без царя. Он также утверждает, что Лангарус описал их как «наименее воинственные» люди. [ 17 ] с другой стороны, этому утверждению противоречат сообщения Страбона , в которых автариаты описываются как расширяющееся племя завоевателей. [ 20 ]
Аппиан (95–165) пишет, что ардиаи были уничтожены автариатами и что в отличие от автариатов они обладали морской державой. [ 21 ] Он также сообщает, что автариаты были наказаны Аполлоном за набег на Пифийский Оракул вместе с кельтскими кимврами , после чего переселились в земли гетов возле племени бастарнов . [ 22 ] По мнению Уилкса, это может быть объяснением того, почему автариаты «исчезают» после 310 г. до н.э. Древний географ Страбон называет автариатов одним из трех сильнейших племен (два других — ардиии и дардании) .
Считается, что автариаты и кельтские скордиски объединились в одно племя в долине Нижней Моравы после 313 г. до н.э., поскольку раскопки показывают, что обе группы совершали захоронения на одном и том же могильном поле в Печине , недалеко от Костолаца . [ 23 ] Девять могил аутариатов, датируемых 4 веком до нашей эры, а также разбросанные аутариаты и кельтские могилы вокруг этих более ранних могил показывают, что эти две группы скорее смешивались, чем вели войну. [ 24 ] и это привело к тому, что нижняя Моравская долина стала зоной взаимодействия кельто - фрако -иллирийцев. [ 25 ]
Культура
[ редактировать ]Стандартная практика автариатов заключалась в убийстве слабых и раненых. Это было сделано для того, чтобы не дать кротким людям попасть в руки врагов. [ 26 ] Эта практика, возможно, была мотивирована суеверной верой в то, что враг, выпивая кровь пленников и поедая части их тел, содержащие их добродетели, станет еще сильнее и приобретет особую власть над всем сообществом автариатов. [ 27 ]
Автариаты оставили в наследство материальное богатство. На данный момент более 100 [ нужна ссылка ] Было установлено, что руины замка были населены автариатами, а также тысячами [ нужна ссылка ] курганов, в которых они были похоронены. Движимые материалы (преимущественно украшения и оружие) раскрывают все особенности, связанные с этнокультурным своеобразием автариатов. Автариаты установили непрерывную традицию производства изделий из металла и керамики. Артефакты, состоящие из металлических листов с роскошными золотыми и серебряными поясами Мрамораца. [ нужна ссылка ] тип указывает на сложность этой традиции. [ нужна ссылка ]
Аутариаты являются классическим примером «горного» народа, который также демонстрирует все характеристики «горского» менталитета (т.е. сохранения старых верований). [ нужна ссылка ] Показательным примером является то, что автариаты твердо сохранили свои погребальные обычаи сжигания мертвых в курганах, которые не менялись до конца гласинацкой культуры . [ нужна ссылка ] Археологические находки указывают на то, что на религиозную жизнь автариатов повлиял как культ их предков, так и культ их солнечного бога. [ нужна ссылка ] Многочисленные свидетельства солнечного культа можно найти на территориях, когда-то контролируемых автариатами. [ нужна ссылка ] Экономика автариатов основывалась на скотоводстве, металлообработке, ремесле и торговле. Из-за своей потребности в греческих и италийских товарах это иллирийское племя было одним из крупнейших торговых партнеров западных и центральных Балкан как для греческих, так и для италийских торговцев между VII и VI веками до нашей эры. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Папазоглу 1978 , стр. 106, 127
- ^ Уилкс 1992 , стр. 99, 139.
- ^ Хаммонд 1966 , стр. 239–241.
- ^ Папазоглу 1978 , с. 110: «По словам Страбона, «автариаты были когда-то величайшим и могущественным иллирийским народом»»
- ^ Далмация Том 2 «Истории провинций Римской империи» Дж. Дж. Уилкса, 1969, стр. 400
- ^ Ярдли, Уитли и Хекель 2011 , с. 233.
- ^ Шашель Кос 2013 , с. 247
- ^ Уилкс 1992 , с. 92.
- ^ Месихович и Шачич 2015 , стр. 23–24.
- ^ Месихович 2014 , с. 28
- ^ Месихович 2014 , с. 7
- ^ Уилкс 1992 , с. 223: «Источником соли, который стал причиной конфликта между иллирийскими ардиаями и автариатами, может быть источник в Ораховице в верхней долине Неретвы недалеко от Коница».
- ^ Уилкс 1992 , с. 139: «...описывает давнюю вражду между автариатами и ардиаями из-за владения соляным источником недалеко от их общей границы».
- ^ Уилкс 1992 , с. 145: «В то время как некогда грозные автариаты исчезли задолго до римского завоевания, а трибаллы, скордиски и мёзы превратились в незначительные остатки, дарданы...»
- ^ Уилкс 1992 , с. 75: «Альфёлди предполагает, что этот кельтский компонент может возникнуть в результате воздействия мигрирующих кельтов на иллирийских автариатов, но теперь кажется, что они жили не там, а южнее, между «настоящими иллирийцами» вокруг озера...»
- ^ Вуйчич 2021 , стр. 486–497.
- ^ Jump up to: а б Вуйчич 2021 , с. 499.
- ^ Вуйчич 2021 , с. 497.
- ^ Вуйчич 2021 , с. 500.
- ^ Вуйчич 2021 , стр. 499–500.
- ^ Приложение. Илл. 1 : «Подобным образом ардии, которые отличались своей морской мощью, были окончательно уничтожены автариенсами, чьи сухопутные силы были сильнее, но которых они часто побеждали».
- ^ Приложение. Илл. 1.4 : «Автариенсы были охвачены разрушением из-за мести Аполлона. Присоединившись к Молостиму и кельтскому народу, называемому кимврами, в походе против храма в Дельфах, большая часть их была уничтожена бурей, ураганом и молнией только что. еще до того, как было совершено святотатство… Наконец они убежали из своих домов, и, поскольку чума все еще цеплялась за них (и из страха перед ней никто их не принял), они пришли, после двадцатитрехдневного путешествия в болотистую и необитаемую местность гетов, где они поселились недалеко от Бастарн».
- ^ Йованович 1984, 1985, 1991; Феодосьев 2000: 120-121, кат. нет. 113 с полной библиографией
- ^ Йованович 1985, 1992
- ^ «CAORC | Программы» (PDF) .
- ^ Уилкс 1992 , с. 243: «...череп врага как кружка для питья. Практика нанесения увечий пленным может быть причиной того, что автариаты убивали своих слабых и раненых, чтобы они не попали в руки врага живыми и. .."
- ^ Папазоглу 1978 , с. 515.
Библиография
[ редактировать ]- Беарзот, Чинция (2004). «Кельты в Иллирии. О фрг. 40 Феопомпа». В Урсо, Джанпаоло (ред.). От Адриатики до Дуная: Иллирик в греческую и римскую эпоху: материалы международной конференции Cividale del Friuli, 25-27 сентября 2003 г. Конференции Фонда Никколо Кануссио (на итальянском языке). ЭТС. стр. 63–78. ISBN 884671069X .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1966). «Королевства в Иллирии около 400–167 гг. До н.э.». Ежегодник Британской школы в Афинах . 61 . Британская школа в Афинах: 239–253. дои : 10.1017/S0068245400019043 . JSTOR 30103175 . S2CID 164155370 .
- Месихович, Салмедин (2014). ΙΛΛΥΡΙΚΗ (Illyricum) (на боснийском языке). Сараево: Философский факультет в Сараево. ISBN 978-9958-0311-0-6 .
- Месихович, Салмедин ; Сачич, Амра (2015). История ( иллирийцев на боснийском языке). Сараево: Сараевский университет [Университет Сараево]. ISBN 978-9958-600-65-4 .
- Папазоглу, Фанула (1978). Племена Центральных Балкан в доримские времена: трибалы, автариаты, дарданцы, скордиски и мезийцы . Амстердам: Хаккерт. ISBN 9789025607937 .
- Шашель Кос, Марьета (2013). «Великое озеро» и аутариатаи в Псевдо-Скилаксе» . Смеси французской Римской школы: Античность . 125 (1): 247–257. дои : 10.4000/mefra.1376 .
- Вуйчич, Неманья (2021). «Город Пелион и Иллирийская война Александра» . Греческие, римские и византийские исследования . 61 .
- Уилкс, Джон Дж. (1992). Иллирийцы . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-19807-5 .
- Ярдли, Джей Си; Уитли, Пэт; Хекель, Вальдемар (2011). Юстин: Краткое изложение филиппийской истории Помпея Трога: Том II: Книги 13–15: Преемники Александра Великого . Кларендон Пресс. ISBN 978-0199277599 .