Jump to content

Пожары в Парижской Коммуне

(Перенаправлено из «Пожары в Парижской Коммуне »)
Пожары в Париже во время Коммуны
Панорама пожаров в Париже с 23 по 25 мая - литография Огюста Виктора Деруа, Музей Карнавале, Париж.

Пожары Парижа во время Коммуны представляли собой преднамеренное разрушение памятников и жилых домов в Париже главным образом во время Кровавой недели — периода, когда Париж был отбит версальской армией с воскресенья 21 мая по воскресенье 28 мая 1871 года.

Большинство этих пожаров было устроено коммунарами (или федератами), особенно в период с 22 по 26 мая. Они подожгли основные парижские памятники, такие как дворец Тюильри , Пале-Рояль , Дворец правосудия и Отель де Виль , но пощадили другие, такие как Нотр-Дам де Пари . Они также поджигали частные дома, чтобы защитить свои баррикады от наступающих версальцев. Поджоги великих памятников Парижа были стратегией отчаяния, актом присвоения и очищения и своего рода апокалиптическим праздником, когда коммунары вели свои последние бои на улицах.

Несмотря на попытки организоваться, эти костры были зажжены в самые последние дни Коммуны, когда она находилась в полном упадке, а решения были отчасти местной инициативой, в то время, когда привычные ориентиры, в том числе сенсорные, были перевернуты с ног на голову. вниз. После своего поражения коммунары не все взяли на себя ответственность.

Эти пожары стали узловой точкой в ​​памяти Коммуны. В глазах версальцев они продемонстрировали варварство коммунаров, особенно женщин Коммуны, вокруг которых миф о нефти был построен . Образовавшиеся руины не были немедленно восстановлены и стали объектом романтического и туристического присвоения, включая многочисленные фотографии. Массовое исчезновение сгоревших в пожарах архивов лишило Париж части памяти.

Париж в осаде (сентябрь 1870 г. - май 1871 г.)

[ редактировать ]

Прусская бомбардировка и баррикада

[ редактировать ]
Официальный плакат пожарной безопасности, январь 1871 года. Музей Карнавале .

Франция объявила войну Пруссии 19 июля 1870. После Наполеона III армии капитуляции при Седане парижане провозгласили республику 4 сентября 1870 , но война продолжалась, и с 20 сентября 1870 Париж был осажден пруссаками . [1] Прусские пушки регулярно обстреливали Париж, разрушив множество домов, особенно на Левом берегу . Грохот канонады вселял страх в парижан. [2] Бои под Парижем осенью и зимой 1870–1871 годов привели к нескольким катастрофам. С сентября 1870 года обе армии сжигали здания, мосты, фермы, жернова и леса. В январе 1871 года Париж охватил вспышки пожаров, которые быстро удалось взять под контроль в результате бомбардировки пруссаками. [3]

Со времен Французской революции , которая была главным ориентиром для коммунаров, страх перед тем, как враг разрушит Париж, рос, и он пронизывал умы многих парижских революционеров на протяжении всего XIX века. Федераты должны были превратить этот страх в решимость разрушить и перестроить Париж, начиная с баррикад. [4] Действительно, баррикада, хотя и была основным элементом защиты парижских улиц во времена Коммуны, была также, прежде всего, попыткой контролировать пространство и разрушить городскую ткань, бриколаж из различных предметов, некоторые из которых исходили изнутри дома. устранение разницы между частным и общественным пространством. [5] [6] [4] Это было начало процесса, приведшего к сожжению коммунарами части города. [4]

Вторая осада Парижа , 2 апреля — 21 мая 1871 года. Карта Шарля Пролеса и Ружерона-Виньеро, 1892 год. BNF.

Осада Версальской армии

[ редактировать ]

После восстания 18 марта 1871 года, вызвавшего Парижскую Коммуну , Франция оказалась в ситуации гражданской войны, с одной стороны, правительство во главе с Адольфом Тьером , бежавшим в Версаль , где Национальное собрание также заседало в поддержку его, а с другой – Парижской Коммуны, которая единолично управляла Парижем, [7] несмотря на попытки повстанческих коммун в провинции. [8]

Вторую осаду Парижа вели версальские войска с 11 апреля по 21 мая 1871 года. Адольф Тьер принял осторожную стратегию постепенного инвестирования в столицу, поскольку она была защищена своими стенами (по иронии судьбы построенными по указанию самого Тьера тридцать лет назад). раньше) и считался крепостью. [4] Правительство Версаля не рисковало. Он стремился избежать любой неудачи, опасаясь свержения Национальным собранием, расформирования армии, восстаний в крупных городах или прусской интервенции. [9]

Версальская армия бомбардировала окрестности Парижа, в частности форты, защищавшие город, гораздо интенсивнее, чем это делали пруссаки, поскольку целью Версаля была нейтрализация фортов и городских стен. Это разрушение укрепило решимость коммунаров даже разрушить город самостоятельно, если они не смогут его защитить. [4]

Пожары вспыхнули в пригородах и к западу от Парижа, в Отёе , Пасси , Курбевуа , Аньере , Левалуа-Перре , Клиши , Женневилье и Монруже . Они были вызваны бомбардировками Версаля или пожарами, устроенными коммунарами. У федератов были подстрекательские планы относительно Банье и Ванва , но они не успели их реализовать из-за скорости завоевания Версаля. В целом в западном Париже было устроено несколько пожаров. [10]

Пожары Кровавой недели

[ редактировать ]

Во время Кровавой недели хронология разрушений огнем соответствует взятию Парижа версальскими войсками, с запада на восток, с воскресенья 21 мая по воскресенье 28 мая 1871 года. [11]

Запад, понедельник, 22 мая

[ редактировать ]
Карта Парижа с точным указанием сгоревших домов и памятников . А. Карсрё, Париж, 1871 г.

После первого пожара в казармах на Марсовом поле . [12] Пожар вспыхнул вечером в понедельник 22 мая на чердаке здания Министерства финансов, затем на улице Риволи . [12] [13] [11] подожженный снарядами Версаля. [12] [13] Он был потушен пожарной службой Коммуны. [12]

Ответственность за этот пожар в Министерстве финансов была важным вопросом в дебатах после Коммуны. Действительно, поскольку это был первый крупномасштабный пожар, лагерь, который его начал, был обвинен остальными в том, что он стал причиной последующих пожаров. Все ссыльные коммунары винили в этом снаряды версальских пушек. То же самое сделал и версальский Катюль Мендес . [14] По словам писателя-антикоммунара Максима Дюкана , в Министерстве финансов произошло два последовательных пожара: первый из них был вызван версальскими снарядами в понедельник, 22 мая, и его потушили федераты, затем второй на следующий день, который они устроили сами. [15] [16]

Первые крупные пожары, вторник, 23 мая.

[ редактировать ]

До 23 мая войска Версаля не встречали серьёзного сопротивления. Первые крупные пожары совпали с усилением обороны коммунаров. [17] После завершения подготовки около 18:00 23 мая следующей ночью коммунары сожгли несколько памятников: [18] Дворец Почетного легиона , Дворец Орсе (где находится Счетная палата ), Торговая палата , Дворец Тюильри и близлежащие улицы. [12] [11] [18] Рю де Лилль стала одной из улиц, наиболее пострадавших от пожаров. [16] Версальцы решили подождать до следующего дня, чтобы обойти пожары. [17]

Тюильри был штаб-квартирой повстанческого генерала Жюля Бержере, который руководил там боевыми действиями с шестью сотнями человек. Столкнувшись с наступлением версальцев, [16] он решил поджечь дворец вместе с Алексисом Дарделем, Этьеном Буденом и Виктором Бено. [19] [20] [21] Дардель был губернатором дворца Тюильри, назначенным Коммуной 22 марта 1871 года. [22] 23 мая огонь готовили возами с порохом, жидкой смолой, скипидаром и нефтью. [23] [21] Используя эти горючие вещества, федераты обрызгали портьеры, гардины и паркетные полы, а также расставили бочки с порохом. [24] в салоне маршо и у подножия Большой лестницы, в то время как Дардель организовал эвакуацию лошадей, упряжи и ценностей и приказал служащим уйти, объявив о скором взрыве. [22] Коммунары зажгли огонь большими пылающими шестами. [24] Позже Дардель и Бержере наблюдали за пламенем с террасы Лувра. [22] Тюильри горел до пятницы 26 мая. [17]

Эмиль Эд поджёг Дворец Почётного легиона . [19] [20] по приказу Комитета общественного спасения . [22] Приказ о поджоге Дворца Почетного легиона 23 мая на суде над ним в 1872 году также был приписан Эмилю Гуа. [25] но доказательств недостаточно. [26] В тот же день продвижение версальцев было замедлено также пожарами, зажженными в районе Мадлен и на перекрестке Круа-Руж. [примечания 1] защищают Эжен Варлен и Максим Лисбонн. [17]

Вокруг мэрии, среда, 24 мая.

[ редактировать ]
Париж подожжен в мае 1871 года . Парижский архив

В среду, 24 мая, днем ​​в Луврском дворце произошли поджоги. [11] - несмотря, как он позже утверждал, на сопротивление Бержере [20] — в домах на рю Сент-Оноре , рю де Риволи и рю Рояль , где от удушья умерло семь человек , в Пале-Рояле (лишь слегка поврежден), Отеле де Виль (разрушен), Дворце правосудия , Консьержери , Префектура полиции , Театр Порт Сен-Мартен (разрушен) [11] и Театр Лирик . [19] Группы поджигателей приготовили костры и бочки с порохом, а затем облили стены бензином, прежде чем поджечь огонь. [19] Пожар во Дворце правосудия произошел из-за обрушения большого водонагревателя, наполненного водой, используемой для отопления, а разрыв резервуара вызвал наводнение. [27] В наспех написанном отчете от 24 мая Эдуард Герспах, руководитель аппарата Министерства изящных искусств, дает подробный отчет о состоянии Тюильри и Лувра. [23]

Пожар во Дворце правосудия , фотография Ипполита Бланкара, Историческая библиотека города Парижа.

Приказ сжечь ратушу отдал Жан-Луи Пинди, который был ее губернатором с 31 марта. [28] в то время как приказ о поджоге Префектуры полиции и Дворца правосудия исходил от Теофиля Ферре . Оба приказа были отданы около 10 утра. [12] [29] [19] Виктор Бено сыграл главную роль в пожаре в Пале-Рояле. [20] и, как говорят, поджег библиотеку Лувра. [17] Пожар, устроенный в тот же день на площади Шато д'О, замедлил продвижение Версаля. [17] Днем, [29] Максим Лисбонн взорвал пороховой погреб в Люксембургском саду . [20]

Во вторник, 23 мая, и в среду, 24 мая, федералисты также подожгли многие дома, прилегающие к их баррикадам, на улице Сен-Флорентен , улице Фобур Сент-Оноре , улице дю Бак , улице Вавен, площади Отеля. де-Виль , бульвар Севастополь , [13] [30] и т. д. Помимо уже упомянутых зданий, пожар также полностью или частично уничтожил Архивы Сены, артиллерийский штаб на площади Арсенала, протестантский храм на улице Сен-Антуан и казармы на набережной Орсе . [19]

Восток Парижа, 25 и 26 мая.

[ редактировать ]

В четверг, 25 мая, пожар в отеле de Ville закончился, а пожар на продовольственном складе Greniers d'Abondance на бульваре Бурдон начался. [11] [31]

В пятницу, 26 мая, доки в Ла-Виллетте , где хранилось большое количество взрывчатки. [31] - горели, и Июльская колонна была окружена пламенем. зажглись пожары В субботу, 27 мая, в Бельвиле и Пер-Лашезе . [32]

Капсула на улице де л'Орм, Комический театр Делассе , церковь Нотр-Дам-де-ла-Нативите в Берси , ратуша 12-го округа — в 1873 году за эти два пожара был застрелен Жан Фенуйя. [33] - фабрика Гобеленов [19] и дома возле баррикад, улица де Бонди, бульвар Мазас, [примечания 2] бульвар Бомарше [13] [30] и т. д., также сгорели частично или полностью.

Пожары обычно ограничивались сожженными зданиями, и случайное распространение было редким. Широкие улицы Османа оказались эффективными противопожарными преградами. [17]

Тепло и свет, запахи и звуки

[ редактировать ]

В течение кровавой недели сотрудники Люксембургской обсерватории продолжали снимать показания погоды, за исключением среды, 24 мая, когда обсерватория находилась на линии фронта. Поэтому мы знаем погоду в Париже во время боев и пожаров. С воскресенья, 21 мая, по четверг, 25 мая, температура (измеренная в полдень) поднялась с 18 °C до 25 °C. Было не по сезону тепло. Погода была сухая, дул умеренный и слабый ветер. [34]

Многие парижане поднимались на верхний этаж или крышу своего здания, чтобы увидеть панораму происходящего. Это был единственный способ получить полную информацию о новой вспышке. Пожары были ужасающими, особенно ночью. Анонимный парижанин с улицы Сен-Дени описал: [35]

Небо было красным, и с каждым мгновением можно было видеть, что яркость увеличивается и распространяется. Именно в эту навеки обреченную ночь федераты подожгли все, не оставив победителям ничего, кроме руин [...] огненный, инфернальный горизонт.

Зрелище потрясло и напугало, о чем свидетельствовала эта молодая американка: «Во время Коммуны я часто боялась, но не помню ничего более ужасного, чем пожары». Страх и раздражение подогревали охоту версальских солдат за коммунарами. [36] Столкнувшись с пожарами, реакция парижан, настроенных против коммунаров, колебалась между двумя полюсами. В кварталах, отвоеванных версальской армией, разгневанные толпы нападали на пленных коммунаров, главным образом из-за пожаров. Другой реакцией была тишина и изумление. Как писал Людовик Галеви : «Мы не можем найти слов, чтобы сказать». [35]

В пятницу, 26 мая, погода изменилась. Ветер сменился, и температура упала до 17°C. [34] Небо стало пасмурным, и пошел дождь. Ливень промочил бойцов, но облегчил борьбу с пламенем. [37] Ветер унес дым на запад, но, поскольку бои теперь происходили на востоке Парижа, основные пожары горели позади бойцов, поэтому дым их не беспокоил. [35]

Следующий день, суббота, 27 мая, начался с тумана, за которым последовал сильный и продолжительный дождь. [38] Это помогло потушить пожары, и победа Версаля уже не вызывала сомнений. Некоторые увидели в этом божественный знак. В воскресенье, 28 мая, дождь прекратился, а температура поднялась до 20°C. Ветер сильно дул на восток, раздувая последние пожары, пока Коммуна вела свои последние бои. [34]

Памятники сохранены

[ редактировать ]
La Sainte Chapelle, чудом сохранившаяся при пожаре Дворца правосудия, 24 мая 1871 года . Литография Сабатье и Адама «Париж и его руины», 1873 год.

Примыкающая к Дворцу правосудия церковь Сент-Шапель уцелела от пожара. В Нотр-Даме де Пари федераты, возможно, устроили пожар со стульями и скамейками, который был быстро потушен местными жителями. [11] По крайней мере, именно такой сценарий описывают версальцы. Скорее всего, сами коммунары решили не сжигать собор, чтобы не причинять жертв среди раненых федералов, укрывшихся в соседнем Отель-Дьё , а также потому, что Нотр-Дам не был одной из их целей: он не был для них центральным памятником, в отличие от Отеля де Виль. [39] Вообще говоря, коммунары не поджигали церкви, что может показаться удивительным, учитывая их антиклерикализм. Точно неизвестно почему. [14] Что касается Hôtel-Dieu, то к моменту эвакуации больных поджигать его было уже поздно, поскольку территория перешла под контроль Версаля. [11]

Приказ гражданам Дебока и Алавуана предотвратить всеми средствами любую попытку поджога Национального архива . Архивы Парижа.

Банк Франции не был подожжен благодаря его заместителю управляющего маркизу де Плё и Шарлю Бесле , комиссару Коммуны, которые выступили против любой попытки. [40] Бесле, сосланный в Швейцарию, сделал свое заявление в «Фигаро» в 1873 году: «Я пришел в Банк, чтобы защитить его от любого насилия со стороны преувеличенной партии Коммуны, и я убежден, что я сохранил для своей страны институт, который составил нашу последнюю финансовый ресурс». [41] [42]

Третий список памятников, жилищ и учреждений, разрушенных или поврежденных поджогами Коммуны. Плакат, 1871 г., 54,5 х 35,2 см. Музей Карнавале , Париж.

, Национальный архив Библиотеку Мазарини и Библиотеку Люксембурга. Коммунары также спасли [19] Директору Национального архива Луи Фердинанду Альфреду Мори и Луи-Гийому Дебоку, делегату Коммуны в Национальной Импримерии, удалось противодействовать планам пожара. [43] Дебок отвечал за Imprimerie Nationale , расположенное по соседству с Национальными архивами, и следил за тем, чтобы последний не был подожжен или не пострадал от снарядов коммунаров. [44] Дебок зашел так далеко, что угрожал револьвером командиру, который планировал сжечь Импримери Нэшиональ в среду 24 мая. Назначенный Коммуной, Дебок был полон решимости выполнить свой мандат. Командир, который хотел поджечь здание, утверждал, что является членом Комитета общественного спасения. Этот эпизод раскрывает дезорганизацию Коммуны в ее последние дни. [14]

По словам историка Жан-Клода Карона, в результате пожара было разрушено или повреждено в общей сложности от 216 до 238 зданий. Так что не весь Париж был в огне, даже если сгоревшие здания имели символическое значение. Последние пожары были потушены 2 июня. За исключением семи задохнувшихся, сообщения прямых жертв пожаров не очень заслуживают доверия, поскольку они настроены антикоммунарски. [32] Дома обычно поджигались после эвакуации жителей. [14] На основании жалоб и компенсаций после кровавой недели Элен Левандовски насчитывает как минимум 581 здание, поврежденное в той или иной степени, в том числе 186 домов и 32 общественных здания в результате пожаров. [16]

Коммуна и огонь

[ редактировать ]
Правая сторона медали: Парижская Коммуна 1871 г.;
обратная сторона медали: Гражданин Паризель, руководитель научной делегации по порошкам и селитрам, 14 мая 1871 г.

22 апреля Коммуна сформировала научную делегацию во главе с фармацевтом Франсуа-Луи Паризелем. [45] [46] [47] По его предложению он должен был заниматься продуктами питания, аэростатами, ядами и средствами поражения. [45] Бухгалтерские книги Научной делегации показывают, что Паризель закупал материалы для экспериментов в небольших количествах, но больших запасов горючего материала у него не было. [47] Он призывал к изобретению оружия и устройств с химическими снарядами. [46] но проекты, представленные гражданами, были довольно нереалистичными. [47] 16 мая ему было предложено сформировать отряды «фюсенских артиллеристов». Через два дня их официально стало двадцать семь. [46]

Во вторник, 23 мая, во время боевых действий в Париже Комитет спасения общественности приказал муниципалитетам Парижа собрать «все химические, легковоспламеняющиеся и агрессивные продукты, обнаруженные в их округе, и сосредоточить их в 11-м округе». [20] На следующий день, в среду, 24 мая, он постановил создать бригады фюзенов численностью 400 человек под командованием Жана-Батиста Мильера, Луи-Симона Дерёра, Альфреда-Эдуара Бильоре и Пьера Весинье с задачей поджигать «подозрительные предметы». дома и общественные памятники». Хотя эти попытки организации были слишком запоздалыми, чтобы быть эффективными, [46] Коммуна тем не менее успела накопить запасы зажигательной продукции (бочки с бензином, зажигательные снаряды, запасы пороха) в восточном Париже, от Ла-Виллета до Шаронны , которые версальские войска восстановили после своей победы. [48]

Бои Коммуны велись в постоянном балансировании между организованностью и стихийностью. [49] Приказы Коммуны разжигать костры для боевых действий в городах поступили поздно и ограничивались конкретными местами, где велись боевые действия. В более общем плане было трудно отличить коллективную ответственность от индивидуальной инициативы, когда руководящие органы Коммуны больше не собирались в разгар боевых действий. [20] Общая дезорганизация и местная инициатива были правилом. Различные группы коммунаров, обычно насчитывавшие около ста человек, были изолированы, окружены и превосходили численностью. Только самые решительные федераты сражались. [50] Многие камины зажглись спонтанно, а местные боевики разлили керосин. [14]

Антикоммунарские сочинения отражают слухи, сравнивающие пожары с организованной преступностью: поджоги устраивали тысячи поджигателей, мужчин, женщин и детей; канализационная система была заминирована; На домах, подлежащих сожжению, прикреплялись ярлыки; яйца были наполнены нефтяными капсулами; свободные аэростаты были утяжелены зажигательными продуктами и т. д. Эти слухи опровергаются фактами, но применение огня здесь употребляется для дисквалификации войны, которую вели коммунары, как грязной войны, не соблюдающей законов войны. [48]

Версальская пресса описывала, как национальная гвардия привозила цистерны с нефтью и «нефтяных пожарных», особенно для тушения пожара в Пале-Рояле , но 117 пожарных, арестованных после кровавой недели, почти все были освобождены, и похоже, что они в подавляющем большинстве отказались использовать свои насосы для тушения пожара. облить здания нефтью. Некоторые даже пытались потушить пожары в разгар боя. [20] Сразу после кровавой недели эти слухи питались и питались атмосферой страха, описанной Эмилем Золя в его шестом письме, опубликованном газетой Le Sémaphore de Marseille 31 мая: [51]

«После красного террора в Париже теперь царит новый и особый террор, который я назову террором огня. Упрямое убеждение большинства состоит в том, что поджигатели не прекратятся даже после восстановления порядка, и что в течение многих месяцев пожары будут происходить во всех частях Парижа [...]. Пол Парижа боится другой половины [...] Если вы имеете несчастье остановиться перед стеной, вы немедленно. видеть темные глаза, устремленные на тебя и следящие за твоими движениями».

Коммунары и ответственность за пожары

[ редактировать ]
Виктор Бено, осужденный за поджог Тюильри и поджог на улице Лилль.
Луи Декамп, осужденный за поджог Тюильри и поджог на улице Лилль.

Взяв город под свой контроль, версальская армия устроила на улицах настоящую охоту за поджогами и запретила торговлю нефтью. [32] Судебные протоколы показывают, что 175 человек обвинены в поджогах. Из примерно 40 000 федератов, представших перед военными судами после Коммуны, только 41 был осужден за поджог. Из них 16 были приговорены к смертной казни (из них 5 были казнены, а остальным приговоры были заменены тюремным заключением или каторжными работами) и 24 - к каторжным работам. В их число входили Бодуэн, осужденный за поджог церкви Сен-Элуа, Виктор Бено за пожар в Тюильри и Луи Декамп за поджог на улице Лилль. К этому следует добавить заочные обвинительные приговоры, в результате чего общее число составляет около ста. Эта цифра не учитывает реальное количество поджигателей, которое значительно выше, поскольку их гораздо труднее задержать, чем боевиков, задержанных с оружием наготове. [52]

Сначала поджигатели были приравнены к обычным преступникам и как таковые были исключены из первого неудачного предложения Анри Бриссона об амнистии коммунаров в сентябре 1871 года. Полная амнистия, наконец принятая в 1880 году, не делала дальнейших различий. [53]

После своего поражения коммунары не все взяли на себя одинаковую ответственность. Весинье, например, утверждал, что единственной причиной возникновения пожара были снаряды Версаля; однако это максималистское утверждение не встретило большого отклика. С другой стороны, более успешными оказались утверждения Артура Арну , Гюстава Лефрансе и Жана Аллемана , которые указывают на ответственность бывших агентов Второй империи, которые были заинтересованы в исчезновении документов, доказывающих их причастность. [54]

Лефрансе признал ответственность Коммуны только за сожжение Тюильри и Гренье д'Абонданс, что он одобрил, но не за разрушение ратуши, которое он осудил. Личные обиды и сведение счетов также были инкриминированы: камины, зажженные в магазинах бывшими сотрудниками, по мнению Жюля Андрие, и поджоги домов, устроенные их владельцами, чтобы убрать доказательства банкротства или получить компенсацию, по словам Луизы Мишель . [54] Некоторые коммунары оправдывают или одобряют сожжение, например Эжен Вермерш, Викторина Броше , [54] Проспер-Оливье Лиссагаре или Гюстав Поль Клюзере . [55] Для них огонь был законным революционным средством. [54]

Тактический выбор, стратегия отчаяния и апокалиптическая партия суверенитета

[ редактировать ]

С конца кровавой недели важным политическим вопросом стало возложение ответственности за пожары между федерациями и версальцами. Если не считать пожаров в Министерстве финансов и Бельвиля, которые, несомненно, были начаты горячими ядрами, выпущенными из версальских пушек, подавляющее большинство пожаров, несомненно, было устроено коммунарами. [54]

На углу бульваров Вольтер и Ришар-Ленуар баррикада защищает ратушу 11-го округа Парижа, куда 25 мая отступила Коммуна. Фото Брюно Бракеэ, Историческая библиотека Парижа .

В предыдущих революциях, например, в июле 1830 г. и феврале 1848 г. , поджоги устраивались, но они имели ограниченный масштаб из-за быстрых побед революционеров. [56] Война, которую вела Коммуна, была оборонительной войной в городской среде. В этом контексте поджоги были тактикой, дополнявшей защиту территории, построенной баррикадами. [46] Поджоги домов, поддерживающих баррикаду, были ответом на версальскую тактику «химинирования», которая заключалась в окружении баррикады путем продвижения через здания, пробивая стены. Как Луиза Мишель [39] Говоря словами, коммунары стремились «противопоставить захватчикам огненную преграду». [17] Когда версальцы собирались взять баррикаду, ее эвакуировали, сожгнув окружающие дома. [46]

Например, в среду, 24 мая, театр в Порт-Сен-Мартен был подожжен, чтобы защитить отход федератов к площади Бастилии и площади Шато-д'О . [примечания 3] На следующий день защитники баррикады на улице Тевено вызвали панику, подожгли магазин виноторговца. [57] Огонь был последним оружием, [12] даже если некоторые коммунары, такие как Жюль Андрие, осуждали это. [54]

Однако необходимость боя была лишь частью объяснения. [13] Для версальцев коммунары разожгли эти костры, проявив своего рода стратегию отчаяния, выраженную в лозунге, приписываемом Луи Шарлю Делеклюзу : « Москва, а не Седан». [54] [56] 17 мая в речи, произнесенной в церкви Сен-Сюльпис , Луиза Мишель заявила: «Да, клянусь, Париж будет нашим, или Парижа больше не будет!». [58] По мнению генерала Апперта, главы военной юстиции, осуждавшего коммунаров: «Ничто не указывает на общий план. Я полагаю, что только в конце повстанцы, потеряв всякую надежду, решили поджечь Париж». [59] [16]

На более глубоком уровне федераты атаковали здания, которые, по их мнению, символизировали власть: здание монархического государства, здание централизованного правительства, здание церкви, здание армии. [13] Сожжение символических памятников было фактически заключительным актом суверенитета, присвоения и очищения, формой революционного иконоборчества. [39] после сноса Вандомской колонны и таунхауса Адольфа Тьера, произошедшего перед Кровавой неделей. [50] Коммунар Поль Мартин в своей книге «Сувениры повстанцев» следующим образом описывает свое душевное состояние во время Кровавой недели: [19]

«Завтра бандиты Версаля восстановят абсолютную королевскую власть, белый флаг, правление джентльмена и священника. [...] Наше поражение знаменует собой смерть революции во всем мире. Ну нет! Они будут не имеем ничего от нашей радости и чести! Мы скорее сожжем наш флаг, чем отдадим его врагу. Ну да! Мы скорее сожжем Париж, чем вернем его оскверненным, побежденным, порабощенным пруссакам и Бурбонам!»

Во времена Коммуны Отель де Виль был главным местом коллективного правления, где располагался Совет Коммуны. Коммуна представляла собой проект универсальной федерации, основанной на масштабе каждого города. Мэрия Парижа символизировала эти амбиции. Коммунары подожгли его, потому что не позволили ему попасть в руки врагов этого проекта. [60] Для других федератов, таких как Жюль Андрие, Отель де Виль не имел особой ценности, поскольку это было место предательства, где у людей были отняты революции начиная с революции 1830 года. [55] [39]

Для коммунаров сожжение Тюильри было возможностью покончить с одним из символов Второй империи , [61] и пожар, безусловно, самый значительный из всех, что были устроены в течение кровавой недели, был частью своего рода апокалиптического празднования. [62] Это было продолжение торжеств, организованных Коммуной 20 мая в Тюильри, с огромным бесплатным концертом, собравшим большое количество людей. 24 мая парижане собрались в парке Бют-Шомон, чтобы посмотреть на пламя, пожирающее Тюильри, и выразить свою радость. Гюстав Лефрансе признался: «Да, я один из тех, кто подпрыгнул от радости, когда увидел, как этот зловещий дворец загорелся». [62] Парижане часто проводили параллели между разрушительным пламенем и праздничной иллюминацией. [35]

Короче говоря, коммунары подожгли Париж по трем основным причинам: чтобы лучше защитить себя в дезорганизованной ситуации, утвердить свою собственность на памятники и город и отомстить версальцам и дезертирам. По словам Жюля Андрие, поджог города был «приказом, данным никем и принятым всеми». [50]

Образы, воображение и память о пожарах

[ редактировать ]
Иллюстрация Л. Бретона для обложки книги Луи Эно «Париж, сожженный Коммуной», Париж, Анри Плон, 1871 год.

Дикое безумие, божественное наказание и пламя в ночи.

[ редактировать ]

С момента распада Коммуны она стала центром войны слов и образов. Яркость пожаров, зажженных во время кровавой недели, была центральной в описаниях версальцев, которые опирались на воображение оргии, дикой и иностранной, с напоминаниями о московском пожаре (1812 г.) . Огонь — оружие «негритянской мести», варваров , гуннов , Тамерлана … Коммуна описывается как Нерона . дитя [63] По словам Поля де Сен-Виктора : [64]

«В послесвечении парижского пожара мир увидел, насколько похожи тирания и демагогия. Нерон через века передал свой факел Бабефу».

В этих речах революционер в конечном счете не более чем варвар, враг красоты. [16] Он тоже сумасшедший, и пожар — доказательство этого безумия. Эту интерпретацию можно найти в произведениях писателей вплоть до 1890-х годов, будь то Эдмон де Гонкур в его журнале, Поль де Сен-Виктор в «Барбарах и бандитах» , Альфонс Доде в «Сказках дю Лунди» или Эмиль Золя в «Дебакле ». [21] Свидетели Версаля не понимали, что многие пожары можно объяснить острой необходимостью защитить баррикады, но они понимали, что это было празднование суверенитета, последняя демонстрация силы Коммуны. [65] За это коммунары заслуживают наказания. К лексическому полю ада и божественного наказания обращается, например, католический полемист Луи Вейо : [63]

Париж корчится в огне, зажженном идеями и руками его сынов: последнее слово Коммуны, само последнее слово Революции! [...] Ни Вавилон, ни его дочери, ни старый Содом, ни старая Гоморра не погибли так от своих рук. Огненный дождь, серный дождь, ливни жидкого огня, смерчи из горящего железа! [...] Бог хранил молчание перед разрушением, как и после богохульства. Иерусалим устарел. Со времен Христа ни один город не пал от этой смерти.

Гюстав Буланже , Ратуша сожжена, атакована версальскими войсками. 65,8 см × 80,5 см, 1871 г. Музей Карнавале , Париж.

В сочинениях Версаля нередки сравнения с библейским Апокалипсисом. Эта метафора демонстрирует ужас, навеянный Парижской Коммуной. [66] [67] в то же время подчеркивая способность Парижа двигаться вперед. [66]

Среди повторяющихся тем Версальских текстов злоупотребление нефтью коммунарами кажется настоящей навязчивой идеей. Описаны «обломки и струи нефти». Нефть, жидкость, добываемая из недр земли, приравнивается к аду. В частности, для католических писателей его использование коммунарами, кажется, демонстрирует связь между ошибочным техническим прогрессом и революцией, которая служит основой консервативного дискурса. Те же характеристики можно найти в мифе о Париже, которому грозит взрыв из-за сети мин, заложенных коммунарами. [68] В обоих случаях – нефти и шахтах – слухи питали негодование и страх версальских солдат и способствовали совершению насилия. [69]

Эмиль Херинг, известный как Numa fils, Париж в огне . Сфотографирована и ретуширована гравюра, около 1871 года. Рейксмузеум Амстердам .
Шарль Ледюк. Канонерская лодка «Ла Фарси» пришвартовалась напротив Тюильри во время пожара Парижа в ночь на 24 мая 1871 года. Полихромная литография, около 1871 года. Музей Карнавале , Париж.

В своих живописных работах, созданных сразу после Кровавой недели, такие художники, как Жюль Жирарде , Жорж Клерен , Эдуард Мане , Альфред Даржу , Гюстав Курбе , Гюстав Буланже и Альфред Филипп Ролл , стремились изобразить текущие события, чтобы задокументировать их. Эти художники обратились к натурализму, чтобы засвидетельствовать то, что они видели. [70]

Панорамные виды пожаров, такие как « Парижское зажигание » Шарля Ледюка » Нума-сына или «Канноньера Ла-Фарси , показывают Сену, освещенную и покрасневшую от отблесков пламени, как если бы река превращалась в лаву вулкана, к которому коммунар Парижа часто сравнивают. [71] Огни Коммуны чаще всего изображаются ночью, мрак отвечает предполагаемому мраку душ коммунаров. Париж изображен освещенным, словно средь бела дня, даже такой коммунар, как Пьер Весинье: [63]

«Длинная линия огня осветила Париж, словно средь бела дня, разделив и разделив его пополам на берегу Сены. Пламя было так высоко, что, казалось, касалось облаков и лизало небо. Оно было таким интенсивным, таким ярким, что рядом с ними солнечные лучи выглядели тенями. Очаги, из которых они вырывались, были более красно-белыми, более раскаленными, чем самые пылкие печи [...] и время от времени раздавался громадный взрыв, громадный; брызги пламени, пылающие шары, искры поднимались к небу, пронзая облака, гораздо выше других языков пламени; это были огромные букеты фейерверков. Мы никогда не видели ничего столь устрашающе возвышенного».

В романе «Дебакль» , опубликованном более чем через двадцать лет после Коммуны, Эмиль Золя также возвращается в эту ночь, смешанную с днем: [71]

«Уже три дня невозможно было отбросить тень без того, чтобы город как будто снова не загорелся, как будто тьма нахлынула на еще красные головешки, разжигая их, засеивая их по четырем углам горизонта. Ах! этот адский город, пылающий с сумерек, освещенный целую неделю, освещая ночи кровавой недели своими чудовищными факелами [...] В кровоточащем небе красные кварталы до бесконечности катили поток своего уголька! крыши».

Художников и писателей объединяет общая тема: лексика, которой писатели описывают пожары Кровавой недели, требует ярких, сочных красок, которые встречаются и в палитре художников, изображавших эти события. [71]

В учебниках истории, изданных в XX веке, изображения пожаров Кровавой недели, за которые полностью отвечали коммунары, составляли большую часть иконографии страниц, посвященных Коммуне. Баррикады и пожары олицетворяли насилие Коммуны, особенно до 1960-х годов, когда больше внимания уделялось изображениям расстрелянных. [72]

Миф о Петролеузех

[ редактировать ]
Нефтяники предместья Сен-Жермен на 4-м военном совете , гравюра Гюстава Фромана по рисунку мэтра Герена, иллюстрировано L'Univers , 16 сентября 1871 года.

С момента своей победы версальцы создали миф о нефти , освещенный в 1963 году в Эдит Томас . новаторской одноименной книге [73] Основываясь на нескольких примерах участия женщин в пожарах, [74] Версальская пресса рассказала многочисленные истории о женщинах, арестованных непосредственно перед поджогом. [75] Для их описания было придумано слово, и Теофиль Готье оправдал его изобретение: «Pétroleuse, отвратительное слово, которого словарь не предвидел: но неизвестные ужасы требуют ужасающих неологизмов». [76] Но факты не подтверждали эту линию аргументации. Женщин-коммунаров арестовывали как работниц столовой, водителей машин скорой помощи, печей или больниц или осведомителей, но очень немногие были арестованы как поджигатели. Около 130 женщин были осуждены за участие в Коммуне, но в основном как бойцы на баррикадах. [74] в разрозненной форме, поскольку женская баррикада у подножия Монмартра – очередной миф. [77]

4 сентября 1871 года пять женщин, обвиненных в поджоге Дворца Почетного легиона, предстали перед судом. Трое были приговорены к смертной казни (позже их приговоры были смягчены), несмотря на весьма неубедительные доказательства. Описание этих женщин особенно унизительно. Нос женщины Ретифф «слегка выпуклый, что свидетельствует о плохом темпераменте». Отметим «дерзкий и циничный взгляд» суэтанской женщины. Что касается женщины Бокен, то ее описывают с «болезненным, коварным аспектом, одновременно пугающим и жалким». [74]

Коммунары отрицали существование нефти. Луиза Мишель утверждала: «О нефти ходили самые дикие легенды. Нефтяников не было». Карл Маркс утверждал, что пожары устроили действительно мужчины. [74] Для версальцев коммунары считались хуже коммунаров, которым, по крайней мере, давали оправдание алкоголизмом: «Более безжалостные, чем мужчины, они действовали с большим цинизмом; в то время как первые часто черпали стимул для своей энергии из злоупотребления алкоголем, версальцы действовали с большим цинизмом; последние нашли этот стимулятор в своем возбуждении». [78]

Миф о петролеях соответствует уже существовавшему представлению о женском насилии. [74] Женщина-бунтовщица, более опасная, чем мужчина, была фигурой народных эмоций с момента падения «Старого режима». Таким образом, фигура петрольузы представляет собой реактивацию, напоминающую вязальщиц 1793 года. Для версальцев она представляет собой серьезное нарушение женской фигуры посредством инверсии сексуальных ролей. [64] Вместо того, чтобы узнавать отважных бойцов, легче представить себе разъяренных женщин с факелами в руках, где огонь является оружием слабых и безумных. В результате образы коммунарки колеблются между двумя полюсами: кантиньерой и петрольезой. Миф распространился через средства массовой информации: прессу, популярные песни, печатные изображения и т. д. Нефтяники изображаются уродливыми, одетыми в лохмотья и образующими небольшие тревожные группы, «бригады нефтяников». [74]

Настойчивое внимание в иконографии к наполненным нефтью молочным бидонам нефтяников отражает версальскую фобию превращения матерей в зажигательных сумасшедших. [64] Женщины Коммуны показаны проститутками или истеричными и глупыми. От аллегорий Свободы гравюры переходят к изображениям, которые считаются вульгарными, поскольку изображают свободных женщин из народа. Нефтяник с факелом в руке — антитеза знания или Свободы, чей факел освещает мир. [79]

Сгоревшая память

[ редактировать ]
Документ 1795 года, спасенный от пожара в парижской ратуше в мае 1871 года. Archives de Paris.

Эти пожары также стали причиной потери ценных архивов как города Парижа, так и Дворца правосудия. [80] Уничтожение архивов Дворца правосудия было массовым, особенно архивов гражданского реестра (с самого начала) и Кассационного суда . Вместе с ратушей сгорели и записи актов гражданского состояния парижан, остались только записи, хранившиеся в ратушах округа с 1860 года. [43] Так исчезли приходские книги XVI века и записи актов гражданского состояния с 1792 года по 31 декабря 1859 года. Дубликаты этих книг существовали, но они хранились во Дворце правосудия и были уничтожены пожаром. Между 1872 и 1897 годами была создана комиссия по восстановлению записей актов гражданского состояния парижан, восстановившая более 2,5 миллионов записей — треть исчезнувших. [81] Комиссия использовала семейные документы, представленные частными лицами, католические реестры, хранившиеся в парижских приходах со времен революции, таблицы смертей из ЗАГСа и т. д. [82]

Большая часть архивов Assistance publique исчезла, когда ее здания, расположенные недалеко от ратуши де Виль, были охвачены пламенем. То же самое можно сказать и о части финансовых архивов Франции. [43] а также большая часть архивов парижской полицейской префектуры , лишь часть которых сохранилась вместе с Венерой Милосской в ​​хранилище, установленном на улице Иерусалима для защиты знаменитой статуи во время осады Парижа пруссаками. [83] [84] [85]

Сгорели также богатые библиотеки, в том числе Лувр, Отель де Виль и Коллегия адвокатов. [80] В разрушенной библиотеке Лувра насчитывалось почти 100 000 томов, а в библиотеке Отель де Виль — около 150 000. множество старинных рукописей, относящихся к Карлу Лысому В кабинете Лувра затерялось . Вместе с сожженными памятниками ушли работы таких великих художников, как Шарль Лебрен , Антуан Куасевокс , Энгр , Эжен Делакруа и др. [43] В Мануфактуре гобеленов сгорело семьдесят пять гобеленов XV–XVIII веков, в том числе некоторые крупные произведения. [86] Эти пожары памяти были основным элементом критики Коммуны. [43]

Руины и реконструкция

[ редактировать ]

Руинный туризм

[ редактировать ]
Любопытство. Иностранцы осматривают руины Парижа. Гравюра Даниэля Виржини , Le Monde Illustré , 24 июня 1871 года. Историческая библиотека города Парижа .

К июню 1871 года парижские руины стали популярным местом прогулок. Толпы парижан с семьями и друзьями стекались к этому месту, несмотря на риск падения камней и нестабильные фасады. Английские туристы также сделали руины своим пунктом назначения. [87]

Париж, его памятники и руины . Карта-путеводитель 1871 года, изданная Боделем.

Издатели предоставили иллюстрированные карты, такие как «Париж, ses памятники и ses руины», 1870-71 гг . [16] Туристические гиды, такие как «Путеводитель по руинам» или «Маршрут по руинам Парижа» , предлагали туры, продолжавшиеся несколько дней, с места на место. [88] [89] Сравнений с природными объектами или другими городами множество. [88]

Эти книги дают представление о разрушенном, но возродившемся городе. Они сосредоточены на центре Парижа, от Триумфальной арки до Бастилии . Руины, которые посещали парижане, в основном ограничивались территорией между Вандомской площадью и Бастилией, на правом берегу. Тексты и фотографии посвящены прежде всего Тюильри и ратуше. [90] Посетители собирали фрагменты снарядов и, прежде всего, памятники. [91]

Начиная с 1871 года были опубликованы многочисленные коллекции фотографий, которые отвечали и стимулировали общественное любопытство. [88] Эти коллекции претендуют на то, чтобы показать реальность, но они являются результатом выбора, как и все фотографии, сделанные в связи с Коммуной. [92] Изображения, показывающие Кровавую неделю, сосредоточены на двух темах: резне и руинах, стремясь продемонстрировать, согласно манихейскому видению, что Коммуна - это тупик, и, таким образом, стирают ее хронологию и возможности. [93] По словам Элен Левандовски, фотографическое изображение руин ограничивает «Коммуну рамками Кровавой недели и [обрекает] ее на репутацию зажигательной и иконоборческой революции». [94]

Третья осада. - Нашествие фотографов. Альберт Робида карикатурно изображает моду на снимки Парижа после Коммуны. Журнал amusant , 1 июля 1871 года.

В 1871–1872 годах половина фотографий обязательного экземпляра была связана с Коммуной. Две трети из них изображают руины Парижа. [95] Всего из них было сделано 735 кадров. [96] Начиная со Второй империи, фотографы были мобилизованы для официальной пропаганды, и в 1871 году власти возобновили эту функцию: фотографы должны были показывать очень разрушенный Париж. [39] Во время Коммуны многие фотографы, такие как Андре-Адольф-Эжен Дисдери , остались не у дел. Они либо отсутствовали в Париже, либо скрывались. Как только Кровавая неделя закончилась, они сделали и опубликовали множество фотографий, удовлетворяя потребность в развитии руинного туризма. [97]

Плотное обрамление сильно поврежденных зданий, лишенных вида на окрестности, усиливает ложное впечатление сильно разрушенного города. [95] Но хотя эти фотографии подтверждают версальские тексты, показывая разрушенный Париж, они также являются выражением эстетики разрушения. Grenier d'Abondance, утилитарное здание без символической нагрузки, раскрывается как пейзаж, расположение аркад и колонн которого напоминает остатки античности и приобретает эстетическую ценность. Этому эстетизму соответствуют и фасады . Ратуши и Министерства финансов Фотографы настаивают на живописности этих останков. [96] Они отважились проникнуть в разрушенные здания в поисках деталей, которые превратили развалины в руины, какими их видели и определяли в их время. [98] Коммерческий успех этих коллекций фотографий можно объяснить двойной целью: задокументировать результаты пожаров Коммуны и в то же время бросить взгляд, который преображает руины, превращая их в руины и пейзажи. [70]

Красота и экзотика парижских руин

[ редактировать ]
Руины Тюильри после пожара 1871 года , холст, масло, Эжен Белланже, Париж, Музей Карнавале .

XIX век был веком развалин: их поэтика пронизывала современников, особенно чувствительных к ним. [99] Памятники, сгоревшие в 1871 году, не были сразу восстановлены. Таким образом, руины на долгие годы стали отличительной чертой парижского пейзажа. На них смотрели романтическим взглядом, и многие подчеркивали их красоту. [88] Еще 3 июня поэтесса Августина-Мальвина Бланшкотт отметила в «Скрижалях женщины во время Коммуны» : [100]

«Ратуша. Какие великолепные руины! Осмелюсь ли я сказать это? Я люблю руины. Эти красивые открытые окна в полном небе, эти великолепные воздушные арки, где так много тайн и так много неведомого ветра должны любить проводить вечера; эти двери без комнат, фантастические; эти головокружительные лестницы, безумные, без причины, зависшие в жизни, без выхода из этого пространства [...] были совсем мечтой».

Эдмон де Гонкур с энтузиазмом описывал красочные развалины ратуши: [100] [88]

«Руины великолепны, великолепны. Руины с их розовыми тонами, с их пепельными тонами, с их зелеными тонами, с их бело-красными железными тонами, сияющими руинами агатизации, которые принял обожженный нефтью камень, напоминает руины итальянского дворца, окрашенные солнцем нескольких столетий, или, еще лучше, руины волшебного дворца, окутанного оперой электрических сияний и отражений».

Эта параллель с остатками, которые созерцают в Италии богатые туристы, широко используется. Сэр Уильям Эрскин в письме от 7 июня 1871 года сравнивает: [101]

«Я только что видел парижскую ратушу в ее руинах, любовно ласкаемую великолепным заходящим солнцем; я никогда не представлял себе ничего прекраснее; это великолепно. Люди Коммуны — ужасные негодяи, я не отрицаю, но какие художники! [...] Я видел руины Амальфи, омываемые лазурными волнами Средиземного моря, руины храмов Тунг-Хура в Пенджабе, я видел Рим и многое другое: ничто не может; сравните с тем, что было у меня перед глазами сегодня вечером.

Вспоминаются и другие археологические находки, такие как Баальбек или Пальмира . [88] В другом регистре Луиза Мишель также была чувствительна к неопределенной красоте руин: [100]

«Руины огня отчаяния отмечены странной печатью. Мэрия из своих пустых окон, как глаза мертвых, десять лет наблюдала, как пришла месть народов; великий мир во всем мире, который мы все еще подождите, он бы все равно наблюдал, даже если бы руины снесли».

Тюильри (май 1871 г.) . Холст, масло, Эрнест Мейсонье , начато в 1871 году и завершено в 1883 году. Замок Компьень .

Министерство финансов, считавшееся недавним неинтересным зданием, приобрело эстетическую ценность, поскольку его остатки напоминали древние руины. Но больше всего восхищались руинами ратуши за живописность этого зубчатого ансамбля, элементы которого находились в нестабильном равновесии. [102] Йорис-Карл Йорис-Карл Гюисманс заходит так далеко, что с юмором предлагает сжигать памятники ( Биржу , Мадлен , Оперу и т. д.) для их украшения, потому что, по его словам: «Огонь — главный художник нашего времени». . [100] Тем не менее, в описаниях руин отмечается отсутствие растительности, что делало парижские руины менее красивыми, чем их древние аналоги, а огонь создал иллюзию древних остатков. [103] Искусственно состарив здания, пожар создал археологическую фикцию. [104]

Непристойность этого эстетизма не ускользает от внимания таких комментаторов, как Луи Эно , который признается: «Художник убил во мне гражданина, и я не мог не сказать себе: «Это ужасно, но это прекрасно!». [103]

В картине, возможно, вдохновленной современными фотографиями и озаглавленной «Тюильри» (май 1871 г.) , Эрнест Мейсонье жестоко помещает зрителя в самое сердце руин, в Зал Марешо в центре Тюильри. [105] На переднем плане груда обломков, остатки парадной лестницы. [106] В перспективе видна Триумфальная арка Каррусели , напоминание о Первой Империи . Эта картина представляет собой политическую критику Коммуны, которая не нравилась Мейсонье. Однако, когда Мейссонье завершил картину и выставил ее в 1883 году, работа приобрела новый смысл. Она становится напоминанием о руинах, снесенных в 1883 году, и выражением ностальгии, подкрепленной латинским выражением в нижней части картины, которое связывает Вторую империю с римскими руинами: [105] Пусть слава предков переживёт пламя, Майус 1871. [106]

Здания, сгоревшие в 1871 году, также питали ностальгическое воображение вокруг вымышленных руин французской столицы — литературного жанра, существовавшего до Коммуны. [107]

Восстановление?

[ редактировать ]

27 мая 1871 года, когда бои еще продолжались, Адольф Тьер назначил Жана-Шарля Адольфа Альфана , который работал с префектом Жоржем-Эженом Османом , директором работ в Париже. Многие архитекторы, работавшие во времена Второй империи, некоторые из которых строили памятники, которые сгорели, продолжили свою карьеру во время зарождающейся Третьей республики: Теодор Балю , Габриэль Давиуд , Поль Абади , Гектор-Мартен Лефуэль ... В пределах нескольких лет государство и город Париж вернули себе финансовые средства для финансирования работ. [108] Уже в июне 1871 года начались работы по восстановлению слегка поврежденных памятников и расчистке руин. [109]

Половина из тридцати или около того общественных памятников, более или менее пострадавших от пожара, были построены недавно, во времена Второй империи: поэтому эти здания не были заряжены историей и символизмом, и для многих их исчезновение не считалось настоящей потерей. даже Эжен Виолле-ле-Дюк . [110] [16] Состоялись дискуссии о будущем этих останков. Le Figaro получила письма с призывом сохранить руины Hôtel de Ville. [111] Этьен Араго поддерживал ту же точку зрения во имя исторической педагогики: [112]

«Дикая красота сгоревшего ратуши де Виль, которую я видел днем ​​и ночью, возможно, уступает по поразительному эффекту любому другому сохранившемуся фрагменту древнего памятника. [...] Окружая этих дорогих, темные развалины с общественным садом, Париж мог бы предложить иностранцам удивительный исторический интерес и, что еще лучше, увековечить память, которая стала бы великим уроком для его населения».

Но потребность в административной преемственности преобладала. [111] Новый Отель де Виль, перестроенный по идентичному принципу, был построен спустя десять лет, в 1882 году. [39] [113]

Ратуша на реконструкции , холст, масло Поля-Жозефа-Виктора Дарго, Музей Карнавале, Париж, 1880 год.

Остатки Тюильри были снесены одновременно, в 1883 и 1884 годах. [114] [88] после дебатов между восстановлением дворца и сохранением останков. [115] [111] [116] Было предложено множество проектов, показывающих, что возрожденная Республика не хотела окончательно уничтожать эти символические остатки Второй Империи. [117] Этой работе предшествовала быстрая реконструкция Дворца Почетного легиона, профинансированная членами национального ордена Почетного легиона и завершенная в 1874 году. [118]

Существовала определенная степень преемственности между османизацией Второй империи и работами, проводившимися в Париже в 1870-х годах, которые часто завершали проекты, начатые до войны и Коммуны. [119] за исключением того, что Третья республика построила больше утилитарных зданий, связанных с промышленной революцией, чем дворцов. [16] Элен Левандовски считает, что пожары «предложили новому правящему классу возможность продвигать более трезвые и функциональные проекты». [120] Таким образом, руины Дворца Орсе, где располагалась Счетная палата, оставались самыми долгоживущими, пока в 1897 году они не были приобретены в 1897 году компанией Compagnie du Chemin de Fer de Paris в Орлеане для строительства вокзала Орсе для Экспозиция Universelle (1900 г.) . [111] [118]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Карон, Жан-Клод (2006). Пожары раздора: Конфликты и пожары во Франции XIX века (на французском языке). Париж: Литература Hachette. ISBN  978-2-01-235683-2 . Архивировано из оригинала 01 декабря 2023 г. Проверено 15 марта 2024 г. {{cite book}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  • Фурнье, Эрик (2008). Париж в руинах: от Османовского Парижа до Коммунарского Парижа (на французском языке). Париж: Имаго. ISBN  978-2-84952-051-2 .
  • Жакен, Эммануэль (1990). Направление изобразительного искусства и пожары мая 1871 года . Бюллетень Общества истории Парижа и Иль-де-Франс.
  • Левандовски, Элен (2018). Скрытое лицо Коммуны (на французском языке). Париж: Editions du Cerf. ISBN  978-2-204-12164-4 .
  • Левандовски, Элен (2021). «Дымовая завеса от пожаров Коммуны 1871 года» . Тетради по истории (148): 125–142. дои : 10.4000/chrhc.15866 . ISSN   1271-6669 .
  • Ноэль, Бернар (1978). Словарь Коммуны (на французском языке). Париж: Фламмарион.
  • Серман, Уильям (1986). Парижская Коммуна (1871 г.) (на французском языке). Париж: Файард. ISBN  978-2-213-01354-1 .
  • Томас, Эдит (1986). Les Pétroleuses (на французском языке). Париж: Галлимар.
  • Тилье, Бертран (2004). Парижская Коммуна, революция без образа?: Политика и представительства в республиканской Франции, 1871-1914 гг . Валлонское поле. дои : 10.3917/ср.017.0373 . ISBN  978-2-87673-390-9 .
  • Могилы, Роберт (1997). Война против Парижа 1871 года [ Жан-Пьер ]. Перевод Рикарда. Париж: Заболонь. ISBN  978-2-7007-0248-4 .
  1. ^ Серман (1986 , стр. 105–113)
  2. ^ Фурнье (2008 , стр. 39–53)
  3. ^ Кэрон (2006 , стр. 105–109)
  4. ^ Jump up to: а б с д и Фурнье (2008 , стр. 55–64)
  5. ^ Корбен, Ален (1997), Майер, Жан-Мари (редактор), «Предисловие» , Баррикада , История Франции в 19 и 20 веках (на французском языке), Париж: Éditions de la Sorbonne, doi : 10.4000/книги .psorbonne.1147 , ISBN  978-2-85944-851-6 , получено 11 марта 2024 г.
  6. ^ Чарльз, Дэвид (1997), Корбин, Ален; Майер, Жан-Мари (ред.), «Трогньон и омнибус: сделать «его страдания своей баррикадой» » , Баррикада , История Франции в 19 и 20 веках (на французском языке), Париж: Éditions de la Sorbonne, стр. 137–149, ISBN  978-2-85944-851-6 , получено 11 марта 2024 г.
  7. ^ Серман (1986 , стр. 201–211)
  8. ^ Азема, Жан-Пьер (1972). «Жанна Гайяр, Провинциальные коммуны, Парижская коммуна 1870-1871» . Анналы . 27 (2): 503–504.
  9. ^ Гробницы (1997 , стр. 210–211)
  10. ^ Кэрон (2006 , стр. 60–61)
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кэрон (2006 , стр. 63)
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г Рождество (1978 , стр. 16–17)
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Серман (1986 , стр. 502)
  14. ^ Jump up to: а б с д и Фурнье (2008 , стр. 98–102)
  15. ^ Левандовски (2018 , стр. 87)
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Левандовски, Элен (01 марта 2021 г.). «Дымовая завеса от пожаров Коммуны 1871 года» . Тетради по истории. Критический обзор истории (на французском языке) (148): 125–142. дои : 10.4000/chrhc.15866 . ISSN   1271-6669 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фурнье (2008 , стр. 90–92)
  18. ^ Jump up to: а б Левандовски (2018 , стр. 66)
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Серман (1986 , стр. 503)
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кэрон (2006 , стр. 72–75)
  21. ^ Jump up to: а б с Тилье (2004 , стр. 341–342)
  22. ^ Jump up to: а б с д «ДАРДЕЛЛ Алексис» , Теодор, Алексис, дит Сальватор (на французском языке), Париж: Maitron/Editions de l'Atelier, 17 августа 2021 г. , получено 11 марта 2024 г.
  23. ^ Jump up to: а б текст, Общество истории Парижа и Иль-де-Франс, автор (1990). «Бюллетень Общества истории Парижа и Иль-де-Франс» . Галлика . Проверено 11 марта 2024 г.
  24. ^ Jump up to: а б Булан, Антуан (2 июня 2016 г.). Тюильри: Замок королей, дворец революций (на французском языке). Талландье. ISBN  979-10-210-1987-4 .
  25. ^ "GOIS Émile, Charles, dit Degrin" , Le Maitron (на французском языке), Париж: Maitron/Editions de l'Atelier, 22 октября 2022 г. , получено 11 марта 2024 г.
  26. ^ Рождество (1978 , стр. 316)
  27. ^ Левандовски (2018 , стр. 82)
  28. ^ Рождество (1978 , стр. 160)
  29. ^ Jump up to: а б Рождество (1978 , стр. 231)
  30. ^ Jump up to: а б Кэрон (2006 , стр. 62)
  31. ^ Jump up to: а б Левандовски (2018 , стр. 67)
  32. ^ Jump up to: а б с Кэрон (2006 , стр. 64)
  33. ^ Рождество (1978 , стр. 278)
  34. ^ Jump up to: а б с Фурнье (2008 , стр. 92–95)
  35. ^ Jump up to: а б с д Фурнье (2008 , стр. 111–130)
  36. ^ Гробницы (1997 , стр. 289–293)
  37. ^ Серман (1986 , стр. 508)
  38. ^ Серман (1986 , стр. 509)
  39. ^ Jump up to: а б с д и ж Комитет истории города Парижа, изд. (2016). Собор Парижской Богоматери и Ратуша: воплощение Парижа от Средневековья до наших дней . Человек и общество. Париж: Публикации Исторического комитета Сорбонны города Парижа. ISBN  978-2-85944-921-6 .
  40. ^ Кэрон (2006 , стр. 70)
  41. ^ Рождество (1978 , стр. 74)
  42. ^ "BESLAY Charles, Victor" , Le Maitron (на французском языке), Париж: Maitron/Editions de l'Atelier, 28 января 2020 г. , получено 12 марта 2024 г.
  43. ^ Jump up to: а б с д и Кэрон (2006 , стр. 98–103.)
  44. ^ Буржен, Жорж (1938). «Как в мае 1871 года был спасен Национальный архив» . Библиотека Школы Чартеров . 99 (1): 425–427.
  45. ^ Jump up to: а б Рождество (1978 , стр. 140)
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж Кэрон (2006 , стр. 65–66)
  47. ^ Jump up to: а б с Фурнье (2008 , стр. 83–86)
  48. ^ Jump up to: а б Кэрон (2006 , стр. 67–68.)
  49. ^ Гробницы (1997 , стр. 254)
  50. ^ Jump up to: а б с Фурнье (2008 , стр. 95–98)
  51. ^ Левандовски (2018 , стр. 110–111)
  52. ^ Кэрон (2006 , стр. 76–79)
  53. ^ Гакон, Стефан (2002). Амнистия: от Коммуны до алжирской войны . Историческая вселенная. Париж: Порог. ISBN  978-2-02-049368-0 .
  54. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кэрон (2006 , стр. 69–72)
  55. ^ Jump up to: а б Фурнье (2008 , стр. 259–267)
  56. ^ Jump up to: а б Левандовски (2018 , стр. 77–79)
  57. ^ Гробницы (1997 , стр. 264)
  58. ^ Серман (1986 , стр. 312–313)
  59. ^ Левандовски (2018 , стр. 113–114)
  60. ^ Рождество (1978 , стр. 7)
  61. ^ Рождество (1978 , стр. 262)
  62. ^ Jump up to: а б Фурнье (2008 , стр. 102–105)
  63. ^ Jump up to: а б с Кэрон (2006 , стр. 87–93)
  64. ^ Jump up to: а б с Фурнье (2008 , стр. 142–150)
  65. ^ Фурнье (2008 , стр. 150–152)
  66. ^ Jump up to: а б Фурнье, Эрик (08 октября 2015 г.). «Времена парижского апокалипсиса 1871 года» . Пишите историю. История, литература, эстетика (на французском языке) (15): 159–166. дои : 10.4000/эл.616 . ISSN   1967-7499 .
  67. ^ Делуэрмоз, Квентин (2020). Коммуна(ы), 1870-1871: пересечение миров в XIX веке . Историческая вселенная. Париж: Éditions du Seuil. ISBN  978-2-02-139372-9 .
  68. ^ Фурнье (2008 , стр. 153–159)
  69. ^ Гробницы (1997 , стр. 318)
  70. ^ Jump up to: а б Тилье (2004 , стр. 350–356)
  71. ^ Jump up to: а б с Тилье (2004 , стр. 335–340)
  72. ^ Перро, Мишель; Ружери, Жак; Латта, Клод (1 января 2004 г.). Коммуна 1871 года: событие, люди и память: материалы конференции, организованной в Пресье и Монбризоне 15 и 16 марта 2003 г. (на французском языке). Университет Сент-Этьена. ISBN  978-2-86272-314-3 .
  73. ^ «Нефтяники » . Фолио (на французском языке). 04.03.2021 . Проверено 13 марта 2024 г.
  74. ^ Jump up to: а б с д и ж Кэрон (2006 , стр. 81–87)
  75. ^ Рождество (1978 , стр. 156)
  76. ^ Бенсаад, Анаис (16 октября 2014 г.). ««Изображение коммунаров во французском романе с 1871 по 1900 годы», Магистр 1, под руководством Изабель Турнье, Парижский университет 8, 2013 г.» . Гендер и история (на французском языке) . Проверено 13 марта 2024 г.
  77. ^ Далотель, Ален (1997), Корбин, Ален; Майер, Жан-Мари (ред.), «Женская баррикада» , Баррикада , История Франции в 19 и 20 веках (на французском языке), Париж: Éditions de la Sorbonne, стр. 341–355, doi : 10.4000/books.psorbonne.1199 , ISBN  978-2-85944-851-6 , получено 13 марта 2024 г.
  78. ^ Левандовски (2018 , стр. 109–110)
  79. ^ Шапира, Мари Клод (1996), Ренье, Филипп; Рюттен, Раймунд; Юнг, Рут; Шнайдер, Герхард (ред.), «Женщина-знаменосец в иконографии Коммуны» , Карикатура между республикой и цензурой: Сатирические образы во Франции с 1830 по 1880 год: дискурс сопротивления? , Литература и идеологии (на французском языке), Лион: Presses universitaire de Lyon, стр. 423–434, ISBN  978-2-7297-1051-4 , получено 13 марта 2024 г.
  80. ^ Jump up to: а б Серман (1986 , стр. 504)
  81. ^ Шармассон, Тереза ​​(1984). «Кристиан Демёленэр-Дуйер, Парижские архивы, Путеводитель по парижским источникам гражданского состояния, Париж, Муниципальная империя, 1982» . История образования . 21 (1): 140–141.
  82. ^ Дюкудре, Эмиль (1983). «Справочник по парижским источникам гражданского состояния» . Исторические анналы Французской революции . 254 (1): 634–635. дои : 10.3406/ahrf.1983.1080 .
  83. ^ Крессон, Эрнест (1824–1902) Автор текста (1901). Сто дней от осады до полицейского управления: 2 ноября 1870 г. — 11 февраля 1871 г. / Э. Крессон . {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  84. ^ «Посредник исследователей и любопытных людей: французские заметки и запросы: вопросы и ответы, различные сообщения для использования всеми, писателями и людьми мира, художниками, библиофилами, археологами, специалистами по генеалогии и т. д. / г-н Карл де Раш, режиссёр..." Галлика . 01.07.1901 . Проверено 13 марта 2024 г.
  85. ^ Франция, Круг книжных магазинов (1871 г.). «Библиография Франции: или Общий журнал печати и книготорговли» . Галлика . Проверено 13 марта 2024 г.
  86. ^ Тилье (2004 , стр. 42)
  87. ^ Фурнье (2008 , стр. 219–227)
  88. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кэрон (2006 , стр. 93–98)
  89. ^ Левандовски (2018 , стр. 116–118)
  90. ^ Фурнье (2008 , стр. 228–236)
  91. ^ Фурнье (2008 , стр. 241–247)
  92. ^ Лапостолль, Кристина (1988). «Более реальна, чем настоящая вещь. Фотостратегия и Парижская Коммуна» . Труды исследований в области социальных наук . 73 (1): 67–76. дои : 10.3406/arss.1988.2421 .
  93. ^ Карон, Жан-Клод; Априле, Сильви, ред. (2014). Париж, столица восстания . Эпохи. Сейсель: Шамп Валлон. ISBN  978-2-87673-997-0 .
  94. ^ Левандовски (2018 , стр. 108)
  95. ^ Jump up to: а б Фурнье, Эрик (07 ноября 2018 г.). «Коммуна 1871 года: сфинкс перед своими изображениями» . Компании и представительства (на французском языке). 46 (2): 245–257. дои : 10.3917/ср.046.0245 . ISSN   1262-2966 .
  96. ^ Jump up to: а б Фурнье (2008 , стр. 196–202)
  97. ^ Лаво, Мартин (2008), Молье, Жан-Ив; Ренье, Филипп; Вайан, Ален (ред.), «Фотоиндустрия и литературное «производство» во время Парижской Коммуны» , Производство нематериального: теории, репрезентации и практики культуры в 19 веке , 19 век в репрезентациях (в Французский), Сент-Этьен: Presses universitaire de Saint-Étienne, стр. 377–390, ISBN  978-2-86272-757-8 , получено 13 марта 2024 г.
  98. ^ Фурнье, Эрик (1 июня 2006 г.). «Фотографии руин Парижа 1871 года или притворство изображения» . Обзор истории XIX века. Историческое общество революции 1848 года и революций XIX века (на французском языке) (32): 137–151. дои : 10.4000/rh19.1101 . ISSN   1265-1354 .
  99. ^ Фурнье (2008 , стр. 167–190)
  100. ^ Jump up to: а б с д Тилье (2004 , стр. 344–347)
  101. ^ Левандовски (2018 , стр. 120)
  102. ^ Фурнье (2008 , стр. 210–213)
  103. ^ Jump up to: а б Фурнье (2008 , стр. 202–210)
  104. ^ Тилье (2004 , стр. 348–350)
  105. ^ Jump up to: а б Тилье (2004 , стр. 357–360)
  106. ^ Jump up to: а б «Руины дворца Тюильри — 1871 год — история, анализируемая в изображениях и произведениях искусства» . История через изображения (на французском языке) . Проверено 14 марта 2024 г.
  107. ^ Руссье, Марианна (9 марта 2019 г.). «Путешествие к руинам Парижа: эрудированный, причудливый и сатирический топос в антиципальной фантастике XIX и XX веков» . Бельфегор. Популярная литература и медиакультура (на французском языке) (17). дои : 10.4000/belphegor.1953 . ISSN   1499-7185 .
  108. ^ Левандовски (2018 , стр. 143–150)
  109. ^ Левандовски (2018 , стр. 152–153)
  110. ^ Левандовски (2018 , стр. 137–143)
  111. ^ Jump up to: а б с д Фурнье (2008 , стр. 248–257)
  112. ^ Левандовски (2018 , стр. 151–152)
  113. ^ Левандовски (2018 , стр. 159–166)
  114. ^ Тилье (2004 , стр. 360–362)
  115. ^ Булан, Антуан (2 июня 2016 г.). Тюильри: Королевский замок, Дворец Революций (на французском языке). Талландье. ISBN  979-10-210-1987-4 .
  116. ^ Левандовски (2018 , стр. 166–174)
  117. ^ Лемир, Винсент; Потин, Янн (10 декабря 2011 г.). «Реконструкция Дворца Тюильри. «Остаточное» наследие и политические эмоции? (1871-2011)» . Издание истории архитектуры (на французском языке) (22): 87–108. дои : 10.4000/lha.293 . ISSN   1627-4970 .
  118. ^ Jump up to: а б Левандовски (2018 , стр. 156–159)
  119. ^ Левандовски (2018 , стр. 175–182)
  120. ^ Левандовски (2018 , стр. 190, 194–195)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Carrefour de la Croix-Rouge теперь является площадью Мишеля-Дебре.
  2. ^ Бульвар Мазас теперь является бульваром Дидро.
  3. ^ Площадь Шато-д'О теперь является площадью Республики.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1349c617dba4f5b35d2e3f6d0d929547__1718872920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/47/1349c617dba4f5b35d2e3f6d0d929547.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fires in the Paris Commune - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)