HMS Фантом (1810 г.)
![]() призраки | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Призрак |
Владелец | Роберт Сюркуф |
Порт приписки | Св. Маленький |
Запущен | 1809 |
Судьба | Захвачен кораблями Королевского флота «Мелампус» и «Драйвер» 28 мая 1810 г. |
![]() | |
Имя | HMS Фантом |
Приобретенный | при взятии в плен, 28 мая 1810 г. |
Введен в эксплуатацию | 4 августа 1810 г. |
Почести и награды | Медаль за военно-морскую службу с застежкой «Лодочная служба апреля и мая 1813 г.» [1] |
Судьба | Разбит, 24 ноября 1814 г. |
Общие характеристики [2] | |
Тип | Бриг |
Тонны нагрузки | 380 6/94 ( тона bm ) |
Длина |
|
Луч | 30 футов 11 дюймов (9,4 м) |
Глубина захвата | 13 футов 0 дюймов (4,0 м) |
Дополнить | 74 |
Вооружение |
|
HMS Fantome — 18-пушечный бриг-шлюп Королевского флота . Первоначально это был французский каперский бриг «Фантом» , который британцы захватили в 1810 году и приняли на британскую службу. «Фантом» принимал активное участие в войне 1812 года, пока не погиб в результате кораблекрушения на Проспекте, Новая Шотландия , недалеко от Галифакса в 1814 году.
Строительство и французский сервис
[ редактировать ]Fantôme был построен в Сен-Мало , Франция, известным французским -капером капитаном Робером Сюркуфом в 1809 году как частный корвет-бриг. В свой первый рейс бриг отправился на остров-де-Франс ( Маврикий ) в Индийском океане в качестве вооруженного транспорта с лицензией на нападение на корабли противника. [3] «Фантом» был пробит 20 тяжелыми карронадами и имел экипаж из 74 человек. Она сделала три захвата. [4] Одним из них был Уильям Хьюз, капитан, который плыл из Белфаста в Бразилию. Фантом забрал доллары и товары, но затем сдал бриг, который отплыл в Пернамбуку. [5]
Захватывать
[ редактировать ]Фрегат «Мелампус» находился в компании со шлюпом « Драйвер» , когда они захватили «Фантом» в средней Атлантике во время обратного рейса брига из Индийского океана 28 мая 1810 года. Бриг был доставлен в вице-адмиралтейский суд Галифакса и осужден в июне 1810 года. [6] Королевский флот принял его на вооружение как HMS Fantome после ремонта на военно-морской верфи Галифакса для перевода на британскую службу. Он был введен в эксплуатацию на Бермудских островах в 1811 году под командованием командующего Джона Лоуренса. [7]
Начальная британская служба
[ редактировать ]Первоначально она служила на станции Северного моря. 12 ноября 1811 года он отплыл в Португалию. Фантоме задержала кантонскую Аллен-магистра и отправила ее в Лиссабон, куда она прибыла 19 июля 1812 года. [8]
4 декабря 1812 года «Фантом» отплыл в Северную Америку. [2]
Война 1812 года
[ редактировать ]В феврале 1813 года, во время войны 1812 года , «Фантом» присоединился к эскадре у американского побережья под командованием адмирала сэра Джона Борласа Уоррена , состоявшей из 74-пушечных кораблей «Сан-Доминго» , «Мальборо» и «Дракон» , а также фрегатов «Мейдстон» и «Статира» . «Фантом» был среди кораблей эскадры, захватившей вражеские суда «Густав» и «Стаунч» 24 февраля . Точно так же она участвовала в захвате Кристианы (3 марта) и Массасойта (14 марта). Однако призовые деньги были вручены только в мае 1818 года. [9]
4 марта 1813 года «Фантом» захватил и уничтожил американскую шхуну «Бетси Энн» . Она плыла из Александрии в Бостон с грузом муки. [10] «Фантом» был среди судов, которые разделили доходы от захвата « Генерал Нокса» 17 марта. [11] [а]
Операции в Чесапикском заливе
[ редактировать ]3 апреля 1813 года в Чесапикском заливе были замечены пять вражеских вооруженных судов . Лодки эскадры под командованием лейтенанта Пакингторна из Сан-Доминго проплыли 15 миль вверх по реке, где обнаружили выстроенные в линию четыре вооруженные шхуны. Люди с Статиры катера и Мейдстона катера поймали «Дельфина» . Атакующая группа потеряла двух человек убитыми и 11 ранеными. У Фантома потерь нет. [13] Окончательное распределение доходов для Lynx и Racer произошло в феврале 1817 года. [б]
Позже капитан Лоуренс посадил несколько коров, выставив владельцу счета офицеру по снабжению продовольствием. Увидев, как американцы стреляют с поднятого американского флага по недавно построенной батарее в Гавр-де-Грас , адмирал решил атаковать ее. Командовал операцией капитан Лоуренс . На рассвете 2 мая катера со 150 морскими пехотинцами и небольшой группой артиллеристов атаковали, отогнали защитников и захватили батарею. [15]
29 апреля лодки «Дельфин» , «Дракон» , «Фантом» , «Хайфлайер» , «Мейдстон » , «Мальборо» , «Могавк» , «Рейсер» и «Статира» поднялись по реке Элк в Чесапикском заливе под личным командованием контр-адмирала сэра Джорджа Кокберна . [15] Их целью было уничтожить пять американских кораблей и складов, а также, по некоторым сведениям, орудийный завод во Френч-Тауне . Это заняло до 3 мая 1813 года. По дороге, после того как с берега по ним обстреляла батарея у Гавр-де-Грас, десант уничтожил батарею и сжег большую часть города . В 1847 году Адмиралтейство разрешило выдать медаль за военно-морскую службу с застежкой «Лодочная служба апреля и мая 1813 года» всем выжившим претендентам на участие в акции; ВМФ выпустил 48 застежек.
30 апреля компания Highflyer оказала поддержку лодкам Fantome и Mohawk , когда суда собирали скот для использования флотом, расплачиваясь по счетам Управления снабжения продовольствием. На следующий день суда захватили еще больше скота с острова Спесутие (Spesucie), расположенного к югу от Гавр-де-Грас. [15]
29 апреля «Фантом» отбил английский бриг «Индевор» водоизмещением 110 тонн и шестью людьми, который американский капер захватил, когда «Индевор» перевозил вино из Гернси в Гибралтар . Отбитый «Индевор» достиг Бермудских островов в конце июня. [16]
«Фантом» был среди судов, принимавших участие в захвате 18 мая «Пилигрима » водоизмещением 269 тонн (бм), JWBaker. Пилигрим плыл из Нового Орлеана в Кадис. [17]
Фантом разделил доходы от захвата Роллы и груза 29 мая. [18]
Спасение американских рабов
[ редактировать ]Действуя в Чесапике, Фантом спас несколько семей порабощенных афроамериканцев , сбежавших с плантаций в рамках миграции черных беженцев во время войны 1812 года. Фантом 30 мая 1813 года предоставил убежище семи беглым рабам, которые затем присоединились к Фантому . винт. Двое из них использовали Фантом как базу, с которой они могли вернуться на берег и спасти порабощенных жен и детей. [19]
Дальнейшие захваты
[ редактировать ]«Фантом» был среди судов, разделивших доходы от испанского брига «Сент-Яго» и груза, захваченного 11 июня. [с] американская шхуна Surveyor а на следующий день была захвачена . Эти же корабли участвовали в компромиссе по американским кораблям «Губернатор Стронг и груз» (12 июня), «Эмили и груз» (12 июня) и «Стар и груз» (14 июня). [11] [д] Суда, которые участвовали в захвате Роллы, также участвовали в захвате Протекторессы 18 июня. [18] Наконец, оно было среди судов, разделивших доходы от американского корабля Herman и груза (21 июня). [11] [и] 26 июня Фантоме захватил Сиду де Лейру , капитана Джей-Джея Клаудио. Бриг «Сида» водоизмещением 230 тонн (БМ) шел из Лиссабона в Бостон, когда был захвачен. она везла шерсть, соль, вино, ягоды можжевельника и 23 овцы -мериносы . [20]
«Фантом» отбил бриг «Сифлауэр » капитана Дж. Аткинсона. 9 июля [21] [22]
«Фантом» также отбил безымянный бриг, следовавший из Ньюфаундленда на Барбадос. [23]
5 октября Фантом и Эпервье отбили у острова Маунт-Дезерт , штат Мэн, бывшего новошотландского капера Liverpool Packet , который тогда плавал как американский капер под именем Portsmouth Packet . после 13-часовой погони [24] На момент захвата «Портсмут Пакет» был вооружен пятью орудиями, имел экипаж из 45 человек и отплыл из Портсмута, штат Нью-Гэмпшир, накануне. Это была шхуна водоизмещением 55 тонн (бм) под командованием капитана Дэвида Перкинса. [25] [26] Отбитая шхуна была доставлена в Галифакс 12 октября. [27] Там ее первоначальные владельцы выкупили ее и восстановили название Liverpool Packet .
Почти месяц спустя, 3 ноября, Эпервье и Фантом захватили Пегги водоизмещением 91 тонна (бм), У. О. Фуллер, капитан. она плыла из реки Джордж в Бостон с грузом древесины и древесины. [28]
За свои заслуги капитан Лоуренс был удостоен звания товарища Бани . [29] В ноябре 1813 года «Фантом» перешел под командование командира Томаса Сайкса. [2]
Канадский поход
[ редактировать ]21 января 1814 года лейтенант Генри Кент из Фантома вызвался служить на Великих озерах и присоединился к 210 морякам-добровольцам из Фантома , Мэнли и Тистла . Семьдесят человек покинули Галифакс в Фантоме 22 января и направились в Сент-Джон, Нью-Брансуик , а затем отправились на санях во Фредериктон , на расстояние 80 миль. Оттуда они путешествовали по льду реки Сент-Джон . Через восемьдесят две мили, у Преск-Айла, они сменили сани на санки и получили снегоступы и мокасины . Отправившись 8 февраля, они проходили от 15 до 22 миль в день по снегу глубиной по колено вдоль реки Святого Лаврентия , достигнув Квебека 28-го числа, укрывшись на фрегате «Эол» и шлюпе « Индиан» , замерзшем в бухте Вулфа . они достигли Кингстона, Онтарио . Наконец , 22 марта [30] Через несколько дней лейтенант Кент присоединился к 42-пушечному фрегату «Принцесса Шарлотта» . [30]
9 мая 1814 года «Фантом» захватил испанский бриг «Данцич» . [31] Бриг «Данцич» , капитан Дж. Рид, шел из Бата на Бермудские острова с грузом пиломатериалов, досок, клепок и черепицы. Ее отправили в Сент-Джонс, Нью-Брансуик. [32]
Потеря
[ редактировать ]

«Фантом» сел на мель в заливе Шад недалеко от деревни Проспект, Новая Шотландия , 24 ноября 1814 года. Бриг сопровождал конвой из оккупированного британцами Кастина, штат Мэн , в Галифакс, Новая Шотландия . Вечером 23 ноября Сайкс приказал взять курс на « Самбро Лайт» . На следующее утро в 2 часа ночи он приказал провести промер глубины и, когда оно показало всего 35 саженей , приказал изменить курс. Час спустя, вернувшись на палубу, он обнаружил, что пилот отменил свой приказ. Вскоре после этого она нанесла удар. Сайкс приказал срезать мачты и поднять лодки через борт, но «Фантом» быстро наполнился водой. Экипаж организованно разошелся по шлюпкам и все благополучно добрались до берега. [33]
Последующий военный трибунал объявил Сайксу выговор за то, что он не распорядился о частом зондировании и слишком сильно полагался на пилота. Он приказал вахтенному офицеру лейтенанту Джону Фишеру в будущем быть более осторожным, особенно информируя капитана о ситуации на его корабле. Он сделал строгий выговор капитану Джозефу Форстеру за то, что он не принял непрерывного зондирования и не сообщил капитану о своих замечаниях относительно проводимого курса. Наконец, военный трибунал сделал строгий выговор пилоту Томасу Робинсону за отмену приказа капитана, а также за то, что он плыл слишком близко к берегу и не провел промеры. Он приказал пилоту потерять всю причитающуюся ему зарплату. [33]
две шхуны конвоя, «Индустрия» и «Настойчивость» В том же месте погибли . В ту же ночь транспортный бриг конвоя сел на мель в другом месте, но позже его высадили. Когда корабли затонули, погибших не было. [34]
Постскриптум
[ редактировать ]Некоторые охотники за сокровищами утверждали, что конвой, который Фантом, сопровождал был нагружен товарами, взятыми из Белого дома во время британского рейда на Вашингтон, округ Колумбия . [35] Однако Фантом не принимал участия в рейде в Вашингтоне, и историки сходятся во мнении, что конвой вез товары и таможенные сборы из Кастина. [36] Место гибели «Фантома» сегодня отмечено надписью на большом гранитном валуне возле места крушения на Проспекте. [6]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Первоклассная акция стоила 22 фунта стерлингов 6 шиллингов 8 пенсов ; доля шестого класса, доставшаяся обычному матросу, стоила 3 шиллинга 4 пенса. [12]
- ^ Первоклассная акция стоила 14 фунтов стерлингов 2 шиллинга 4¼ дня ; доля шестого класса, то есть рядового матроса, стоила 2 шиллинга 3 пенса, или около двухдневного заработка. [14]
- ^ Первоклассная акция стоила 49 фунтов 11 шиллингов 1 пенни; акция шестого класса стоила 9 шиллингов 10 пенсов. [12]
- ^ Первоклассная акция стоила 282 фунта стерлингов 12 шиллингов 11 пенсов; акция шестого класса стоила 2 фунта 15 шиллингов 11 пенсов. [12]
- ^ Первоклассная акция стоила 47 фунтов 13 шиллингов 4 пенни; акция шестого класса стоила 7 шиллингов 6 пенсов. [12]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г. с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б с Уинфилд (2008) , с. 320.
- ^ Янг, GFW «HMS Fantome и британский рейд на Вашингтон в августе 1814 года». Журнал Королевского исторического общества Новой Шотландии . 10 : 135.
- ^ «№16401» . Лондонская газета . 1 сентября 1810 г. с. 1326.
- ^ Список Ллойда №4489.
- ^ Перейти обратно: а б «Музей Новой Шотландии в базе данных о кораблекрушениях скал» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года . Проверено 30 марта 2008 г.
- ^ «НММ, номер судна 3666665» (PDF) . Истории военных кораблей, том i . Национальный морской музей . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2011 года . Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ Список Ллойда №4701.
- ^ «№17360» . Лондонская газета . 16 мая 1818 г. с. 892.
- ^ «№16728» . Лондонская газета . 11 мая 1813 г. с. 918.
- ^ Перейти обратно: а б с «№17399» . Лондонская газета . 19 сентября 1818 г. с. 1668.
- ^ Перейти обратно: а б с д «№17419» . Лондонская газета . 17 ноября 1818 г. с. 2051.
- ^ «№16732» . Лондонская газета . 22 мая 1813 г. с. 995.
- ^ «№17223» . Лондонская газета . 25 февраля 1817 г. с. 456.
- ^ Перейти обратно: а б с «№16750» . Лондонская газета . 6 июля 1813 г., стр. 1330–1333.
- ^ Список морской пехоты Ллойда № 4791.
- ^ Вице-адмиралтейский суд (1911) , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б «№17416» . Лондонская газета . 7 ноября 1818 г. с. 1985.
- ^ Малкольмсон (2012) , с. 366.
- ^ Вице-адмиралтейский суд (1911) , с. 106.
- ^ «№16837» . Лондонская газета . 1 января 1814 г. с. 20.
- ^ Вице-адмиралтейский суд (1911) , с. 155.
- ^ Список морской пехоты Ллойда № 4803.
- ^ «№16992» . Лондонская газета . 11 марта 1815 г. с. 459.
- ^ Вице-адмиралтейский суд (1911) , с. 148.
- ^ Керт (2015) , Приложение 1 № 431.
- ^ Список морской пехоты Ллойда № 4821.
- ^ Вице-адмиралтейский суд (1911) , с. 145.
- ^ Маршалл (1830) , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Военно-морская хроника , Том. 33, стр. 123-7.
- ^ «№16941» . Лондонская газета . 1 октября 1814 г. с. 1964.
- ^ Вице-адмиралтейский суд (1911) , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Хеппер (2023) , стр. 309.
- ^ Список Ллойда , вып. 4935, [1] - по состоянию на 20 мая 2014 г.
- ^ Асборн, Дэвид (27 ноября 2005 г.). «Британский военный корабль, затонувший во время войны с США, может содержать утраченные сокровища Белого дома» . Независимый . Проверено 29 марта 2010 г.
- ^ Янг, GFW «HMS Fantome и британский рейд на Вашингтон в августе 1814 года». Журнал Королевского исторического общества Новой Шотландии . 10 : 132–145.
Ссылки
[ редактировать ]- Хеппер, Дэвид Дж. (2023). Потери британских военных кораблей в эпоху парусного спорта, 1649–1860 гг . Сифорт. ISBN 9781399031028 .
- Керт, Фэй М. (2015). Каперство: патриоты и прибыли в войне 1812 года . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9781421417479 .
- Малкольмсон, Томас (2012). «Свобода через достижение деревянного мира: американские рабы и британский флот во время войны 1812 года». Северный моряк . 22 (4): 366.
- Маршалл, Джон (1830). . Королевская военно-морская биография . Том. суп, часть 4. Лондон: Лонгман и компания. стр. 123–126.
- Вице-адмиралтейский суд, Галифакс (1911 г.). Американские суда, захваченные англичанами во время революции и войны 1812 года . Салем, Массачусетс: Институт Эссекса.
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .
- Янг, GFW «HMS Fantome и британский рейд на Вашингтон в августе 1814 года», Журнал Королевского исторического общества Новой Шотландии, том. 10 (2007), стр. 132–145.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «ФАНТОМ (18), 1810» . ageofnelson.org . Проверено 29 марта 2010 г.
в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported UK: England & Wales В эту статью включены данные, опубликованные Национальным морским музеем в рамках проекта Warship Histories .