Jump to content

Аштаби

(Перенаправлено с Астаби )
Аштаби
бог войны
Рельеф Аштаби из Язылыкая.
Главный культовый центр возможный
Супруга Бараду-маду (в Эбле)
Эквиваленты
Месопотамский эквивалент Лугаль-Марада , Нинурта или Забаба
Угаритовый эквивалент Аттар

Аштаби ( угаритский : 𐎀𐎌𐎚𐎁 , аштб [ 1 ] ), также известный как Аштабил , был богом, которому поклонялись в третьем тысячелетии до нашей эры в Эбле , позже включенным в хурритские верования в таких местах, как Алалах и Угарит, и, в результате, также в религию Хеттской империи .

Имя и происхождение

[ редактировать ]

Засвидетельствованными написаниями имени являются Аштаби (в Алалахе и Хаттусе ), Аштабил/Ашдабиль (в Эбле и Мари ), аштб и, возможно, `ṭtpl и `ṭtpr (алфавитное написание из Угарита ). [ 2 ]

считают Аштаби одним из так называемых «сирийских субстратных Исследователи божеств». Хотя имена членов этой группы присутствуют в хурритском пантеоне и в более ранних документах из Эблы, предполагается, что имена членов этой группы имеют дохурритское и , скорее всего, пресемитское происхождение . [ 3 ]

Первоначально исследователи приписывали Аштаби хурритское происхождение. [ 4 ] основано на сходстве его имени с именами Кумарби и Набарби , но это больше не считается правдоподобным из-за существования более ранних форм, оканчивающихся на -бил, а не на -би . [ 5 ] Хотя также было предложено семитское происхождение имени с реконструированной гипотетической первоначальной формой Яштаби-Эль (« Эл удовлетворил себя»), оно считается неправдоподобным из-за того, что оно основано на присвоении в настоящее время неподтвержденных знаковых значений эблаитскому написанию имени. . [ 5 ]

В хурритском (и, как следствие, хеттском) пантеоне Аштаби был богом войны. [ 6 ] Этот аспект его характера также хорошо засвидетельствован в угаритских текстах . [ 5 ] Однако, несмотря на значительное количество упоминаний в известных документах, его первоначальная роль в пантеоне Эблы в настоящее время не может быть определена. Имеющиеся сведения не указывают на воинственный характер, известный из более поздних источников, поскольку в отличие от Адада он не получал в качестве подношения оружия. [ 7 ] хотя Альфонсо Арчи не считает совершенно невероятным, что теоретически он мог быть богом войны уже в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 8 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Поклонение Аштаби хорошо засвидетельствовано в документах из Эблы и было широко распространено на территории, находящейся под контролем города, при этом в записях фигурируют названия по крайней мере трех культовых центров этого бога: Ба-ше к , Ду-уб к (Земля Тубы), и мой Мир к . [ 7 ] Однако именно Эбла была основным местом, связанным с ним. [ 8 ]

В одном эблаитском документе упоминаются статуи Аштаби и Бараду-маду. [ 9 ] Оба они также участвуют в церемонии очищения, призванной вернуть здоровье принцу Ирак-Даму. [ 10 ]

По мнению Альфонсо Арчи, после падения Эблы Аштаби был в числе богов, не сохранивших прежних позиций в религии амореев , ставших доминирующей культурой в Сирии . [ 5 ] включают Адамму , Аммарик , Шанугару и Халабату. Другие подобные примеры [ 5 ] Он предполагает, что они были низведены до статуса божеств, в лучшем случае местного значения, и в результате были легко включены в религию хурритов , когда они прибыли в ту же область несколько столетий спустя. [ 11 ] В некоторых случаях прямое влияние более ранней эблаитской традиции, тем не менее, все еще присутствовало в более поздних традициях, например, «месяц Аштаби», известный из эблаитского календаря, все еще засвидетельствован в текстах из Алалаха второго тысячелетия до нашей эры. [ 12 ]

В Язиликае он представлен как один из богов, следующих в процессии Тешуба (рис. 33); перед ним стоит Шимиге , а за ним Нупатик. [ 13 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

В 3-м тысячелетии до нашей эры Эбла его иногда ассоциировали с д Ба-ра-ду ма-ду , [ 14 ] возможно читать /BarD-u(m)/, [ 10 ] которая, возможно, была его супругой. [ 8 ] Она редко упоминается в известных текстах, но Альфонсо Арчи отмечает, что это справедливо и для супругов других богов: Барама, связанного с Курой , и Халабаду (Хебат), связанного с Ададом. [ 10 ] Хотя ее характер неизвестен, вполне возможно, что она была божественным изображением реки, текущей недалеко от города Эбла, возможно, Кейка . [ 8 ]

В хурритских источниках он иногда образовывал триаду с Угуром (который в этом контексте фигурирует под эпитетом «Шуматар») и Нупатиком , согласно Фолькерту Хаасу, на основании их общей связи с войной. [ 15 ] Характер Нупатика обычно считается неопределенным. [ 16 ] хотя Хаас - не единственный автор, приписывающий ему роль бога-воина, и особенно тот факт, что он получал в качестве подношений предметы, связанные со стрельбой из лука , считается возможным доказательством, подтверждающим эту теорию. [ 17 ]

В списках богов Аштаби приравнивался к множеству других божеств подобных персонажей. Угаритский Марад список «полиглотов» приравнивал его к местному богу Аттару и месопотамскому Лугал-Мараде (богу войны, культовым центром которого был , частично аналогичный как Нергалу , так и Нинурте ), [ 5 ] в то время как в вавилонском списке богов «Аштабину» приравнивалось к богу войны Забабе . [ 18 ] В Язиликае его идентифицируют по логограмме «НИН.УРТА». [ 13 ]

По словам Мейндерта Дейкстры, в хеттских источниках его иногда приравнивали к Ташмишу , старшему брату и суккалу Тешуба. [ 19 ] Однако оба появляются в процессии божеств в Язиликая. [ 13 ]

Альфонсо Арчи считает возможным, что Нергала имя , встречающееся в ранних хурритских надписях из Уркеша , могло быть идеографическим заменителем имени Аштаби (аналогично тому, как имя Шаушки идеографически изображалось как д ИШТАР и Тешуб как д ИШКУР), хотя он отмечает, что также предполагалось, что бог, представленный им, мог быть Кумарби, и что нельзя исключать, что месопотамский бог мог быть не просто логограммой, о чем хорошо свидетельствует его суккал Угур в хурритском пантеоне. что делает это правдоподобным, что хурриты поклонялись ему самому. [ 20 ]

В ряде ритуальных текстов из Угарита фигурируют как Аттар, так и бог, носящий имя ṭtpl или ṭtpr, которого исследователи обычно идентифицируют как Аштаби. [ 5 ] Было высказано предположение, что их происхождение не обязательно хурритское, а скорее семитское, и что они ответственны за приравнивание этих двух божеств в списках богов. [ 2 ]

Мифология

[ редактировать ]

Аштаби появляется только в одном хурро-хеттском мифе, так называемой «Песне об Улликумми» , части цикла мифов, посвященных борьбе между Тешубом и Кумарби. [ 21 ] После первоначального поражения Тешуба в бою с одноименным каменным монстром другие боги снабжают Аштаби колесницами. Вместе со своими 70 неназванными союзниками он противостоит монстру, но терпит неудачу и в результате падает в море, в то время как его противник продолжает расти, пока не достигнет города бога бури Куммии. В конце концов Тешуб, а не бог войны, побеждает Улликумми. [ 21 ] Упоминание о «семидесяти богах» уникально в свете известных хурритских и хеттских источников и, согласно Ноге Аяли-Даршану, скорее всего, представляет собой заимствование из западной семитской литературы, поскольку аналогичные термины известны из Угарита («семьдесят сыновей Атирата »). и Эмар («семьдесят богов Эмара»). [ 22 ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23ad88a59af53ee14feedef715e94ebe__1685431980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/be/23ad88a59af53ee14feedef715e94ebe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aštabi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)