Лутичи
Лютикийская Федерация | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10 век – 1168 г. | |||||||||||||||||||||
Статус | Независимая федерация полабских славянских племен | ||||||||||||||||||||
Капитал | нет, только политический/религиозный центр:
| ||||||||||||||||||||
Общие языки | Полабский славянский | ||||||||||||||||||||
Религия | Полабский [ а ] Славянское язычество , известные основные культы:
| ||||||||||||||||||||
Правительство | Мелкие монархии и языческие теократии | ||||||||||||||||||||
нет единоличного правителя/лидера а | |||||||||||||||||||||
Законодательная власть | Народное собрание социальных элит | ||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||
• Сформированный | 10 век | ||||||||||||||||||||
• Завоевание Ретры , крах | 12 век | ||||||||||||||||||||
• Арконы датчанами Завоевание | 1168 | ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Сегодня часть | Германия | ||||||||||||||||||||
|
Лютичи или Лютизи [ 1 ] (известные по различным вариантам написания) были федерацией западнославянских полабских племен, которые между 10 и 12 веками жили на территории нынешней северо-восточной Германии . Ядро федерации составили четыре племени: редарийцы (редари, редарии), черципанцы (Circipani), кесинцы (кесини, кичини, киццини) и толленцы (толензи). По крайней мере частично, Лутичи были продолжением Велети . В отличие от первого и соседних народов, лютичи не возглавлялись христианским монархом или герцогом, а скорее власть утверждалась посредством консенсуса, сформированного в центральных собраниях социальных элит, а лютичи поклонялись природе и нескольким божествам. Политическим и религиозным центром был Радгоск (также известный под другими именами, например, Ридегост или Ретра).
Лютичи впервые были зафиксированы в письменных источниках в контексте восстания 983 года , которым они уничтожили господство Священной Римской империи в Биллунге и Северных марках . отношениях с империей ослабла, и в 1003 году Лютичи вступили в союз с императором против польского герцога Болеслава I. Военные действия продолжались до 997 года. После этого напряженность в Однако к 1033 году союз распался, и разразилась немецко-лютикийская война, продолжавшаяся до 1035 года, когда Лютичи снова стали данниками империи, но в остальном сохранили свою независимость. Гражданская война между основными племенами положила начало упадку Лютичей в 1056/57 году. Соседние ободриты вмешались и подчинили северо-западную фракцию.
В 1066 году Лютичи сумели поднять восстание против ободритовской элиты, в ходе которого Иоанн , епископ Мекленбурга, был схвачен и принесён в жертву в Радгоске. Как следствие, епископ Хальберштадта и император разграбили и разрушили Радгоск в последующих кампаниях, а его роль как ведущего места языческого культа взял на себя храм Свантевита в Арконе . Другая гражданская война в 1070-х годах привела к дальнейшему упадку Лютикийской федерации, которая в последующие десятилетия была неспособна противостоять завоеваниям и грабежам своих соседей.
В первой половине XII века территория расселения Лутичей была разделена между княжествами Ободритов, более поздним герцогством Мекленбург (запад), воссозданным Северным Марком , который стал маркграфством Бранденбург (юг), и герцогством Бранденбург . Померания (восток). Лютичи были обращены в христианство, а в 13 веке были ассимилированы немецкими поселенцами и стали частью немецкого народа во время Остсидлунга .
Происхождение Велети
[ редактировать ]По крайней мере частично, лутичи были продолжением велетов ( Вильци, Вильчи), которые в источниках конца VIII и первой половины IX веков упоминаются как населявшие тот же регион и, по мнению Баварского географа , были аналогичным образом организованы в четыре племени ( области ). [ 2 ] Были ли лутичи этнически идентичны велети, остается недоказанным. [ 2 ]
Современные хроники иногда связывают Лютичей с Велети. [ 2 ] например, Адам фон Бремен (Gesta 2,22) называет их «Леутициосами, которых называют другим именем Вильци», а Гельмольд фон Босау (Chronica Славорум 1,2) говорит: «Эти четыре человека называются Вильци или Лютичи из-за их храбрость». Современная наука иногда называет оба объекта двойным именем, например, «Вильцен-Лютизен» на немецком языке или «Велечи-Лучице» на польском языке. [ 2 ]
Во второй половине IX века велети исчезли из письменных источников. [ 3 ] Лютикийские племена впервые появляются в письменных источниках после этого пробела: редарии впервые упоминаются в 928 году Видукиндом Корвейским , [ 4 ] который перечислил их в контексте славянских племен, покоренных I. Генрихом [ 3 ] Между прочим, этот список также содержит первое упоминание о велети после вышеупомянутого пробела, а редарианцы указаны как отдельная от велетов сущность. [ 3 ] В 955 году толленцы и черципанцы впервые упоминаются в анналах Санкт-Галлена , [ 5 ] то же самое в дополнение к Велети, в контексте битвы при Рекнице (Ракса). [ 3 ]
Однако этот совместный список велетов с редарианцами, толленсианцами и/или черципанцами не был повторен в последующих записях, например, в оттоновских документах велети вообще не упоминаются, хотя неоднократно упоминаются редарцы, толленцы, цирципанцы и другие племена в соответствующей области. [ 6 ] Кроме того, в источниках X века очень мало упоминаний о велети: помимо вышеупомянутых записей, велети упоминаются только в анналах Санкт-Галлена в 995 году и в анналах Кведлинбурга в 995 и 997 годах. [ 3 ]
По мнению Фритце (1982), это отражает неопределенную номенклатуру после упадка Велети, по крайней мере, как политического образования, в середине 9 века. [ 6 ] Вариант обозначения «Лютичи» впервые был зафиксирован в анналах Хильдесхайма в 991 году, а начиная с восточной Саксонии это имя постепенно было перенято и другими летописцами. [ 7 ] Первое упоминание о кессинианах — это запись в «Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum» Адама фон Бремена , относящаяся к году [ 8 ]
Организация
[ редактировать ]Лютичи представляли собой федерацию нескольких более мелких племен между Варновом и Милденитцем на западе, Гавелом на юге и Одером на востоке. [ 9 ] ядро которого составляли четыре племени: редарийцы, толенцы, кесинианцы и цирципанцы. [ 2 ] [ 10 ] Внутри федерации власть утверждали представители кланов и поселенческих общин («старейшины»). [ 2 ] [ 11 ] Высшим политическим институтом как Велети, так и Лутичи было собрание свободных, однако, в отличие от Велети, которыми руководил принц, Лутичи были «племенем без правителя», то есть политическая власть утверждалась посредством дискурса в собрании. . [ 2 ] [ 11 ]
Этот тип правления уходит корнями в период Велети: с середины 9 века не упоминается ни одного князя или короля Велети, а археология показала, что в этот период в этом районе было построено множество небольших крепостей, частично на руинах. из более ранних крупных крепостей. [ 10 ] Во время лютикийских ассамблей решения принимались на основе консенсуса. [ 10 ] [ 12 ] и как только решение было принято, оно исполнялось «суровым наказанием» за любые нарушения. [ 12 ] Хотя аналогичные типы правления постулировались для архаичных славянских обществ, это было необычно для современных обществ, которыми обычно руководил князь, герцог или король, утверждавший власть через феодальные зависимости. [ 2 ] [ 13 ]
Несмотря на отсутствие монарха, у Лютичей была социальная иерархия. [ 10 ] [ 12 ] Политическая власть принадлежала дворянам, священникам и свободным фермерам. [ 10 ] Ссылка на социальную дифференциацию сделана Титмаром (Chronicon VI, 25), который сообщил о прогрессивной системе штрафов, предусматривающей более высокие штрафы за правонарушения для лиц с более высоким социальным статусом. [ 12 ]
Имели ли лютикийские племена общую этническую идентичность, остается спекулятивным: [ 14 ] Культурные различия с соседними племенами ( ободриты , гевеллы , померанцы ) были незначительными, в то время как различия с саксонской и христианской культурой и военное давление, утверждаемое Священной Римской империей, скорее всего, привели к общей идентичности, очевидно, во взаимной солидарности. [ 15 ] выражается общими советами и совместными военными кампаниями. [ 16 ] Титмар (VIII/5) называет возникший в результате образ жизни libertas more Liuticio . [ 16 ]
Важнейшим оплотом Лютичей был Радгоск или Ридегост на территории Редариев . [ 17 ] После периода доминирования Хевелли , сосредоточенного в другом важном вендов оплоте Бренне (Бранденбург), редарии сами стали доминирующей региональной державой после 930-х годов. [ 18 ] Об этом свидетельствует сумма серебряной дани, которую редарии должны были заплатить Священной Римской империи , а также неспособность последней окончательно подчинить себе эту территорию, несмотря на многочисленные кампании. [ 18 ]
Имена и варианты написания
[ редактировать ]Имя Лутичи сохранилось во многих латинизированных вариантах написания, используемых современными летописцами, большинство из которых до сих пор используются в современной историографии в дополнение к их английским, немецким и польским переводам. Этимология этих терминов не ясна, предполагается, что они происходят от праславянского корня * лютъ , означающего «дикий», «свирепый», или от славянского корня * lutъ или его латинского эквивалента lutum, означающего «болото». ". [ 19 ] Полабский L' оригинал мог быть * utici . [ 20 ]
Латинизированная форма* | Англизированная форма | Германизированная форма | Полонизированная форма |
---|---|---|---|
Лутичи | Лютикиане | - | Лучице |
Леутичи | Лейтицианы | - | - |
Лютичи | Лютики | - | - |
Лютичи | - | - | - |
Лютиты | Лютицианы | - | - |
- | лютицианцы | - | - |
Лутиз | Лютицианцы | Лютизен | - |
Леутизи | Лейтицианцы | в Лойтицене | - |
Лютизи | Лютицианцы | Лютицен | - |
- * как заимствовано из современных латинских источников англосаксонской историографии.
Названия четырех подтриб относятся к соответствующим областям расселения: Кессини вокруг своей главной крепости Кессин в нижнем Варнове , [ 19 ] Чиркипаны были сосредоточены в верховьях Пене , [ 19 ] [ 21 ] толленцы на Толленсе , [ 19 ] [ 21 ] а редарианцы жили к югу от озера Толлензее , вокруг Радгоска. [ 19 ] [ 20 ] Однако в последнем случае неизвестно, является ли имя божества корнем названия крепости и названия племени или наоборот ( см. раздел о Радгоске ниже ), а альтернативные теории связывают их имя с гипотетическим именем. река «Рада» или предложите перевод как «рыжие люди». [ 20 ] Более ранние теории, переводящие «редариев» как «земледельцы», «пахари» или «воины», были опровергнуты. [ 20 ]
Названия этих племен также сохранились в различных вариантах написания, в том числе Толенсане и Толенци для толленсианцев; [ 21 ] Чирчипани , Зчиришпани и Зерезпани для черчипанцев; [ 21 ] а также Риадери , Редарии и Редери для редарианцев. [ 20 ]
История
[ редактировать ]История Бранденбурга и Пруссии |
---|
|
Подарок |
|
Восстание 983 года
[ редактировать ]В 983 году Лютичи инициировали открытое восстание, и в последовавшей за этим войне (983–995) им удалось лишить имперский контроль над большей частью Северных и Биллунгских маршей, где соответствующие епископства Бранденбурга и Хафельберга были де-факто уничтожены. [ 22 ] Восстание затронуло не только лютикийские территории, но и территории соседних ободритов (также Абодрити ) и гевеллов (также Стодорани ). [ 22 ] Стратегически важный гевелльский Бранденбург был разграблен лютикийскими войсками и успешно защищен от саксонских маркграфов и гевелльских князей. [ 22 ] Между прочим, язычники-лютикиа назначили командующим Бранденбургом Кизо, саксонского христианина. [ 23 ] Современный немецкий летописец Титмар (VI, 25) возлагает вину за восстание на жестокое обращение с Лютичи со стороны маркграфов: «воины, которые раньше были нашими слугами, теперь свободны вследствие наших несправедливостей [«беззаконников»]». [ 24 ]
В Ободритовском княжестве лютики инициировали восстание, направленное на отмену феодального правления и христианства. [ 22 ] опираясь на внимательную поддержку ободритов. [ 25 ] Отчасти восстание ободритов увенчалось успехом: княжеская семья, хотя и частично оставшаяся христианской, распустила христианские учреждения, и епископу Ольденбургскому пришлось отказаться от своего епископства. [ 25 ] Повстанцы-ободриты разрушили кафедру в Ольденбурге, а также кафедру епархии Гамбург . [ 26 ] Однако последовавшая за этим война с саксами завершилась разграблением ободритовской крепости Мекленбург Отто III, императором Священной Римской империи , в 995 году. [ 25 ] [ 27 ]
Восстание началось, когда Священная Римская империя была ослаблена поражением императора Оттона II от сарацин в битве при Стило (982 г.). [ 9 ] Отто II умер в Риме вскоре после начала восстания, а три недели спустя его трехлетний сын Отто III был коронован и помазан королем Германии архиепископами Майнца и Равенны в Аахене (Экс-ла-Шапель) Рождество 983. [ 26 ]
Коронация не была бесспорной: в империи сформировалась оппозиционная группа, поддерживающая королевский сан баварского герцога Генриха Сварливого христианских западнославянских герцогов Болеслава II Богемского и Мешко I Польского, а также христианского ободрита князя Мстивого. , а среди сторонники последнего. [ 28 ] Все они приняли притязания Генриха на престол на Кведлинбургском Хофтаге на Пасху 984 года. [ 29 ] и только на Кведлинбургском Хофтаге на Пасху 986 года Оттон III был признан королем оппозицией, включая чешских и польских герцогов. [ 30 ]
Хотя ни Мстивой (также Мистуй, умер между 992 и 995 годами), ни его сын и преемник Мстислав не присутствовали на встрече 986 года, они продолжали поддерживать тесные связи с империей. [ 30 ] несмотря на их участие в походах на Саксонскую Нордальбингию и Альтмарк на начальном этапе восстания. [ 29 ]
Таким образом, подавление лютического восстания стало главной целью молодого короля, и почти каждый год его правления регистрируется несколько кампаний Лутичей и Ободрити в восточное герцогство Саксония и немецкие кампании наоборот. [ 26 ] Таким образом, саксы столкнулись с рядом трудностей, возникших из-за децентрализованной организации Лутичей. [ 31 ] Помимо попытки вернуть утраченные кафедры епископств, [ 32 ] саксонским армиям пришлось столкнуться с обширными пустошами, озерами и лесами, где не было целей, подходящих для решения исхода войны. [ 31 ] Согласно Annales Quedlinburgensis , первая саксонская кампания 985 года, таким образом, следовала тактике выжженной земли : «огнем и резней они опустошили весь регион» ( лат . totam terram illam incendiis et caedibus devastaverunt ), характеристика, которая применялась к а также последующие кампании. Согласно гипотезе, выдвинутой в современной историографии, например, Гердом Альтхоффом , эти кампании имели не основную цель завоевания, а, скорее, цель грабежа и мести. [ 31 ]
Первый такой поход, в котором участвовал Отто III, состоялся в 986 году, когда Отто было шесть лет. [ 26 ] В 991 году, в возрасте одиннадцати лет, он участвовал во временном отвоевании Бранденбурга, который вскоре был снова потерян из-за измены саксонского перебежчика. В 992 году он снова участвовал в последующей осаде Бранденбурга, где саксонская армия понесла тяжелые потери, прежде чем одержала победу в 993 году. [ 26 ] Однако в 994 году ход войны снова изменился. [ 31 ]
Таким образом, Оттон III организовал кампанию с участием множества князей империи, которая также была первой кампанией, которую он возглавил как независимый правитель, поскольку до 994/995 года он находился под опекой [ 33 ] своей матери Феофану , а после ее смерти — под опекой бабушки Аделаиды и Виллигиса , архиепископа Майнца . Среди участников похода были Бернард I Саксонский , его бывший соперник Генрих Сварливый Баварский вместе с сыном, а впоследствии императором Генрихом IV (II) , а также епископы Регенсбурга и Фрайзинга , архиепископ Магдебургский ( Гизельхер со своей суфражисткой Эйко), Мейсена , а также маркграфы Геро и Лютар , князя Мешко сын Болеслав I. Польский , сын князя Болеслава II Богемского и соперник последнего Собеслава , брата Адальберта Пражского . Хотя Генрих Сварливый умер до начала кампании в 995 году, [ 33 ] и его сын Генрих IV (II) после этого вернулся в Баварию, чтобы обеспечить свою преемственность. Список участников и собранные силы отличали эту кампанию от прежних в основном саксонских кампаний, предпринятых для подавления восстания. [ 29 ]
Кампания 995 года сыграла свою роль и в истории Чехии: Болеслав II, вопреки своим обещаниям, воспользовался отсутствием своего соперника Собеслава, двинулся на крепость последнего в Либице (Либиц-ан-дер-Цидлина) и убил членов своей семьи, противостоящие Славникидам . [ 34 ]
В начале 996 года Оттон III уехал в Рим, чтобы получить императорскую корону от папы Григория V. [ 35 ] В то же время Адальберт Пражский также был в Риме, и Отто и Адальберт уехали – разными маршрутами – в июне 996 года, чтобы снова встретиться в Ингельхайме и Майнце . осенью [ 35 ] Адальберт, который в Риме с согласия папы согласился отправиться с миссией на языческую территорию, [ 35 ] однако он все еще не решил, следует ли ему обратить в свою веру Лютичей или старых пруссаков . [ 36 ] В конце концов он согласился на миссию к пруссакам, которые убили его 23 апреля 997 года. [ 36 ] Также в 997 году Отто III провел последнюю кампанию на территориях, контролируемых Лутичи, нацеливаясь на Хевелли. После этого Отто III вместо этого сосредоточился на планах по реорганизации Священной Римской империи. [ 36 ]
Немецко-лютикийский союз против Польши
[ редактировать ]После того, как Лютичи обрели независимость, Отто III объединился против них с Мешко I из Польши , которого он хотел интегрировать в свою renovatio imperii Romani . [ 37 ] [ сомнительно – обсудить ] Преемник Мешко Болеслав I Хробрый, однако, расширил свои владения и отказал преемнику Отто Генриху II в дань уважения Богемии , завоеванной в 1003 году. [ 38 ] Более того, Болеслав поддерживал внутригерманскую оппозицию Генриху. [ 38 ] Это заставило Генриха отказаться от завоевания лютикийских территорий и вместо этого предложить им союз против Болеслава, впервые зафиксированный на встрече в Кведлинбурге 28 марта 1003 года. [ 38 ] [ 39 ] Поскольку Лутичи оставались язычниками, эта политика подвергалась широкой критике в империи, особенно со стороны духовенства. [ 38 ] К 1004 году Генрих изгнал Болеслава из Богемии и прилегающих территорий в Лужицах , а к 1005 году перешёл в контрнаступление. [ 40 ]
Лютичи, участвовавшие в походе, вызвали смятение среди христианской армии, неся с собой идолов своих божеств. [ 40 ] [ 41 ] Титмар Мерзебургский винит в задержках, которые помешали имперской армии решительно победить Болеслава на Лютициях, и очевидно, что не в интересах лютицианов было устранить угрозу Болеслава Генриху, поскольку это было основой немецко-лютического союза, предотвращающего возобновление немецких кампаний. на территорию Лютика. [ 40 ] С другой стороны, задержки были вызваны также коррумпированными гидами и несколькими саксонскими дворянами, которые также выступали против кампаний против христианина Болеслава и скорее поддерживали восстановление контроля и миссии язычника Лутичей. [ 42 ] Кампания была прервана под Познанью , когда послы Болеслава заключили мир. [ 42 ]
После этого Болеслав заключил антилютикийский союз «в Христо» с неизвестными дворянами в Магдебурге , одновременно «словами и деньгами» пытаясь спровоцировать лютикийские и чешские кампании против Генриха, согласно свидетельствам лютикийских и богемских посланников в Магдебурге. Регенсбург (Пасха 1007 г.). [ 41 ] [ 43 ] Лютикийские и чешские послы потребовали немедленного нападения на Болеслава, однако Генрих столкнулся со значительным противодействием нескольких дворян против возобновления войны. [ 44 ] Войну (1007–1013) тогда начал Болеслав, и в источниках не упоминается об участии лютикийцев. [ 44 ] Следующее упоминание Лутичей в источниках — о переговорах в Амберге в ноябре 1012 г., подтверждающих союз 1003 г. [ 45 ] Значительные силы лютиков участвовали в двух следующих кампаниях Генриха II против Болеслава в 1015 и 1017 годах. [ 46 ] [ 47 ]
Однако в 1017 году два инцидента привели к временному уходу Лутичей из кампании. [ 48 ] Сначала с близкого расстояния компаньон маркграфа Германа Биллунга повредил лютицианского идола, и Генриху II пришлось мирить их двенадцатью фунтами серебра. [ 48 ] [ 49 ] Во-вторых, они потеряли пятьдесят воинов и идол женского божества в наводнении при переправе через реку Мульде . [ 48 ] [ 49 ] недалеко от Вурцена . [ 48 ] Лутичи истолковали эти инциденты как плохое предзнаменование и ушли, решив разорвать союз с императором. [ 48 ] Тем не менее, было созвано собрание, на котором было решено вновь вступить в войну на стороне императора, и позже, в 1017 году, две лютикийские армии снова атаковали Болеслава. [ 48 ] Одна лютикийская армия присоединилась к силам императора при осаде Глогау (Титмар VII, 59), в то время как другая атаковала другую крепость Болеслава и опустошила окружающий регион, потеряв 100 человек в неудачной попытке взять ее (Титмар VII, 61). ). [ 48 ] Гюнтер, отшельник из Магдебурга, в том же году безуспешно пытался миссионерствовать в землях Лютика. [ 48 ] [ 49 ]
( Баутценский мир Лютичи напали на своих западных соседей, князей Ободритов . 1018 г.) положил конец войне между Генрихом и Болеславом, и в том же году [ 49 ] Они обосновали нападение тем, что ободриты не участвовали в войне. [ 49 ] Лютичей поддержала часть ободритов, и в результате восстания ободритовского князя Мстислава изгнали в Саксонию и разрушили кафедру в Ольденбурге. [ 50 ] Это заставило датского короля Канута Великого вмешаться в 1019 году, а герцог Саксонский и епископ Бременский, ранее участвовавшие в споре о влиянии в областях Ободрита, объединили свои силы в 1020 году и положили конец восстанию в 1021 году. [ 50 ]
Когда Генрих II умер, Болеслав I из Польши воспользовался вакуумом власти в империи, чтобы короновать себя королем в 1025 году. [ 51 ] Хотя он умер в том же году, его сын и преемник Мешко II также принял королевский титул, отказался отдавать дань уважения преемнику Генриха II, императору Конраду II , и жаждал территорий Лутичи. [ 51 ] Конрад возобновил германо-лютикийский союз. [ 51 ] В 1028 году Мешко вторгся и опустошил территорию к востоку от реки Заале в ходе кампании, которая также затронула лютикийское племя хевелли . [ 51 ] Так, в том же году лютицианские делегаты обратились к Конраду за помощью против «тирана Мешко» на синоде в Пёльде ; Однако ответ Конрада не записан. [ 51 ] С 1029 по 1032 год император предпринял несколько кампаний против Миеско II, полностью разгромив его и вынудив подписать невыгодный Мерзебургский мир в 1033 году. [ 52 ] Неизвестно, участвовали ли лютикийские войска в кампаниях. [ 52 ] Когда Польша потерпела поражение и распалась в гражданской войне, германо-лютикийский союз потерял свою основу, и началась новая война. [ 52 ]
Немецко-лютикийская война
[ редактировать ]В 1033 году лютикийская армия неоднократно атаковала крепость Вербен на Эльбе . [ 52 ] Саксонская армия помощи потерпела поражение, в результате чего 42 рыцаря были убиты. [ 52 ] Однако император Конрад II сосредоточился на обеспечении преемственности в Бургундии и поэтому воздержался от немедленного возмездия. [ 52 ] В 1035 году Лютичи разграбили Вербена после измены и убили большинство обвиняемых. [ 52 ] Конрад II , поддержанный Бретиславом Богемским , ответил крупномасштабной кампанией на лютикийские территории. [ 52 ] Результат оказался безрезультатным: обе стороны понесли тяжелые потери. [ 52 ]
Последующая кампания, организованная преимущественно саксонской знатью, привела к поражению Лютичей, которым пришлось согласиться на высокую дань и предоставить заложников. [ 52 ] Несмотря на поражение, Лютичи сохранили свою автономию, а епископства Бранденбурга и Хафельберга не были восстановлены. [ 52 ]
Гражданские войны и правление Ободрита
[ редактировать ]В 1056/1057 году Лютикийская федерация распалась в результате гражданской войны. [ 53 ] Кессини и Чирчипани сражались против толленсианцев и редарий. [ 10 ] Спор решился вмешательством ободритовского князя Готшалька , зятя датского ярла Свена Эстридсона . [ 54 ] После того, как правитель ободритов Ратибор и его сыновья были убиты в битве в 1043 году, Готшальк зарекомендовал себя как новый правитель ободритов и части королевства Лютиков при поддержке Свена Эстридсона и Бернарда II, герцога Саксонского . [ 54 ] По словам Адама Бременского ( Геста II, 79), Готшальк отправился в «славянские земли с могучей силой, напал на всех и навел великий страх среди язычников». [ 54 ] В 1057 году, снова при поддержке Бернарда II и Свена Эстридсона, Готшалк подчинил Кессини и Чирчипани и интегрировал их в свое царство. [ 54 ]
В 1066 году Лутичи были вовлечены в восстание ободритов. [ 10 ] в ходе которого Готшальк был убит, [ 54 ] его жена и ее служанки были изгнаны из Мекленбурга обнаженными, а монах Ансвар и другие были забиты камнями до смерти в Ратцебурге . [ 55 ] Адам Бременский (III, 51) далее записал о пленении пожилого мекленбургского епископа «Иоганна» (Иоганна, Иоанна Скота) , который был перенесен в Радгоск, где его отрубленная голова была принесена в жертву Редигосту. [ 55 ] [ 56 ] Однако зимой 1067/1068 года епископ Хальберштадта Бурхард разграбил Радгоска и в знак своей победы поехал домой на священном коне храма . [ 53 ] Зимой 1069 года король, а затем и император Генрих IV возглавил повторную кампанию на лютикийских территориях, грабя и разграбляя эту территорию. [ 53 ]
Однако в 1073 году Генрих IV стремился привлечь Лутичи в качестве союзников против саксонской оппозиции во главе с Отто Нортхаймским . [ 53 ] По словам Бруно Кверфуртского , Генрих IV предложил Лютичи возможность завоевать столько саксонских земель, сколько они пожелают. [ 53 ] Затем саксонская знать попыталась привлечь Лютичей в качестве союзников против Генриха IV: [ 53 ] Среди Лютичи вспыхнула еще одна гражданская война между фракциями, поддерживающими Отто или Генриха, что привело к большому числу погибших. [ 53 ] Как следствие, Лютичи не смогли атаковать ни Генриха, ни Отто. [ 53 ] Однако из-за возникшего спора об инвестициях Генриху IV пришлось отвлечься от лютицианских территорий, поэтому оставшиеся лютичи сохранили свою независимость. [ 53 ] В 1090 году ободритский принц Генрих объединил ободритовское королевство при поддержке Дании и Саксонии и убил своего соперника Круто . [ 57 ] После того, как восстание ободритов было подавлено в 1093 году, Генрих в нескольких кампаниях расширился на восток и подчинил все лютикийские территории к северу от реки Гавел . [ 58 ] В 1100/1101 году объединенные силы Генриха Ободрита и Саксонии осадили Хафельберг , чтобы подавить восстание Хевелли и Бризани , в то время как его сын Мистуэ разграбил территорию близлежащего Линони с 300 славянами и 200 саксами. [ 59 ]
Разделение и преобразование лютикийских территорий
[ редактировать ]В 1110 году, получив известие о поражении императора Священной Римской империи Генриха V в немецко-польской войне 1109 года, и доленжане редарцы восстали против немецкой власти. Восстание было подавлено Лотарем Супплинбургским недавно сделал герцогом Саксонии , которого Генрих . Однако Лотарь и Генрих вступили в собственную борьбу. [ 60 ] Когда в 1115 году Лотарь победил Генриха в битве при Вельфесхолце , влияние императора в Саксонии и на вендских территориях практически исчезло. [ 61 ] С другой стороны, Лотарь сам тогда проводил экспансионистскую политику. [ 61 ] Среди племен, против которых он вел кампанию, независимо от того, находились ли они в сфере интересов ободритов, были также кесини, чей принц Думар был покорен вместе со своими сыновьями в 1114 году. Эту кампанию поддержал (номинальный) маркграф Северный марш , армия которого включала 300 черкесских кавалеристов. [ 61 ] Несколько последующих кампаний Лотаря в области Лютика последовали между 1115 и 1127 годами. [ 62 ]
В 1121 году Лотарь предпринял еще одну успешную кампанию против Кессини, на этот раз разграбив их главную крепость Кессин и покорив их принца Свентиполка. [ 61 ] В том же году Болеслав III Кримут продвинулся из региона нижнего Одера вглубь территории Лютика, достигнув и опустошив регион Мюриц . [ 63 ] Согласно Малечинскому (1939), Болеслав тем самым «скорее всего взял Деммин и Гюцков » и, ссылаясь на кампанию 1121 года Лотаря Супплинбургского , «германская и польская экспансия встретились у озера Мюриц и в верховьях реки Пене , и, вероятно, в окрестностях сегодняшнего Штральзунда ». [ 64 ] Эндерс (1986) говорит, что во время той же кампании Болеслав разрушил украинскую цитадель Надам, следуя тезису о том, что Надам находился недалеко от сегодняшнего Нидена . [ 65 ]
Херрманн (1968) предположил, что кампания Болеслава проходила по развилке маршрута Магдебург - Мальхов , который пролегал от озера Мюриц до Штеттина/ Щецина через Ниден. [ 66 ] В 1127 году кампания Лотаря также была нацелена на область Гюцкова . [ 62 ] Своими кампаниями Лотарь возобновил притязания Германии на территории, утраченные в 983 году. [ 62 ]
В 1127 году Кессин снова был разграблен вместе с Верле , на этот раз ободритовским князем Свентиполком. [ 67 ] Сын Генриха (умер в 1125 г.), Свентиполк боролся за наследство своего отца против своего брата Кнуда. [ 67 ] В его кампании против Кессини его поддержал Адольф I, граф Шауэнбург . [ 67 ] Однако Свентиполк, его сын Свинике и его брат Кнуд были убиты в 1128 году, а в 1129 году Лотарь ( король германцев с 1125 года) передал «королевство ободритов» датчанину Кнуду Лаварду , который, однако, был убит родственником в 1131. [ 68 ] Его преемником в восточном ободритовском царстве, вплоть до реки Пене , был Никлот . [ 68 ]
Восточные территории Лютика между реками Пене , Толленсе , Иккер и Одер к тому времени были покорены герцогом Вартиславом I. померанским [ 69 ] и лютикийские первобытные люди этой области обратились в христианство в 1128 году . [ 70 ] Отсюда померанские герцоги иногда называли себя dux Liuticiorum . [ 71 ] Обращение Лутичей было осуществлено Отто Бамбергским , который также отправил с миссией померанцев (славянское племя) и племена нижнего Одера ( приссани и волинцы , все под властью Вартислава) в 1124/25 году. [ 62 ] Болеслав III из Польши подчинил Вартислава после вышеупомянутой Лютицианской кампании, а в 1127 году был на грани повторного нападения на Вартислава из-за лютицианских завоеваний последнего, которые значительно укрепили позиции Вартислава. Когда Отто Бамбергский ждал Вартислава I в Деммине в 1128 году, чтобы обратить Лутичей, померанский герцог появился с двумя армиями, и, по словам биографа Отто, Гербод разграбил и сжег прилегающие территории, прежде чем провести переговоры с Отто об обращении. [ 62 ]
Вартислав также созвал собрание лютикийской знати в Узедоме , где они приняли христианство после появления Отто и Вартислава. [ 72 ] Затем Отто разрушил языческие храмы в Вольгасте и Гюцкове , прежде чем он выступил посредником в споре между Вартиславом I и Болеславом III. [ 73 ] Болеслав прервал подготовку к войне, и, в свою очередь, Вартислав признал превосходство Болеслава на своих территориях к востоку от Одера , в то время как в лютикийских областях его начальником был Лотарь. [ 73 ] Когда папа короновал Лотаря императором Священной Римской империи в Риме 6 июня 1133 года, он также издал документ, адресованный епископу Норберту Магдебургскому, в котором перечислялось «штеттинское епископство» для лютикийских территорий между Эльбой и Одером и поморское епископство для восточных территорий. Одера. [ 73 ] Однако эти епископства так и не были реализованы, вместо этого в 1140 году было основано епископство Воллин на территориях, которыми тогда управлял Вартислав. [ 74 ]
В 1134 году Лотарь устроил Северный марш. [ 67 ] т.е. территория к югу от реки Пене , [ 61 ] Альбрехту Медведю из Дома Аскании . [ 67 ] Вендский крестовый поход 1147 года был нацелен на области Ободрита и Лютика. [ 75 ] После периода датского правления в северной части Священной Римской империи герцогства Померания и Мекленбург (преемник государства Ободритов), а также маркграфство Бранденбург (преемник Северной Марки) объединились на бывших лютикийских территориях. . [ 75 ] В ходе Остсидлунга в 13 веке лютичи были ассимилированы немецкими поселенцами. [ 75 ] в конечном итоге становясь частью немецкого народа . [ 56 ]
Религия
[ редактировать ]Традиционно Лутичи поклонялись природе в священных рощах или у источников, озер и рек. [ 23 ] Там богослужения и жертвоприношения совершались открыто, без поддержки священников. [ 23 ] Кроме того, Лютичи содержали несколько культовых объектов. [ 23 ] Плотность лютикийских храмов была самой высокой на всей территории славянского расселения. [ 23 ] По состоянию на 2002 год выявлено около двадцати таких культовых объектов. [ 76 ] причем Радгоск был самым важным до того, как храм Свантевит в Арконе взял на себя ведущую роль после разрушения Радгоска. [ 56 ] [ 76 ] Культовые объекты, такие как Радгоск, содержались священниками, а поскольку в лютикийском обществе политика была тесно связана с религиозными верованиями и не управлялась светским монархом, священники Радгоска пользовались огромным влиянием. [ 56 ] По словам Титмара (VI, 25), в каждом лютикийском регионе был свой храм, в каждом из которых обитал особый идол. [ 12 ]
Сохранение храмовых объектов знаменует собой переход от поклонения природе к поклонению идолам, представляющим персонализированные божества, - тенденция, которая в историографии интерпретируется как результат контактов с христианством. [ 76 ] был найден идол, датируемый 7-8 веками В то время как возведение культовых объектов процветало с 10 века, в Фельдберге , а в крепости Гросс-Раден было обнаружено культовое место, окруженное досками , датируемое второй половиной 9 век. [ 23 ]
Радгоск (Ретра)
[ редактировать ]Главное божество, которому поклонялись в Радгоске, упоминалось как Зуарашичи Титмаром (VI, 23) и как Редигост ( Redigast, Riedegost ) Адамом Бременским (II, 21; III, 51) и Гельмольдом (I, 2). [ 76 ] Историками и лингвистами это интерпретируется по-разному: вероятно, разные имена отмечают переход от аппеллятивума, связанного с иранским корнем xvar , «солнце», к отдельному персонализированному божеству с именем Ридегост. [ 76 ] Тогда это могло быть принято как название храма (Радгоск) и как название поселившегося там племени (Редарии). [ 76 ] Следуя альтернативной гипотезе, все было наоборот: Адам Бременский и Гельмольд ошибочно приняли название места храма за имя божества, которое было правильно идентифицировано Титмаром и соответствует Сварожичу или Сварогу . Согласно третьей теории, Ридегост был вторым именем Зуарасичи Титмара. [ 76 ]
Титмар (VI, 25) так описывает возвышенное положение Радгоска: «С [Ретрой] они прощаются, когда отправляются на войну, [Ретра] удостаивается должного подарка по их счастливому возвращению, и это тщательно определяется [... ] по жребию и коню [оракулу], какие жертвы должны приносить жрецы божествам, когда в своем невыразимом гневе они утешаются кровью животных и людей». [ 12 ]
По мнению Гельмольда Босауского, восстание 983 года началось после собрания в civitas Rethre , а успешное начало восстания 1066 года, по мнению Адама Бременского, было отмечено в Радгоске ритуальным обезглавливанием пленного епископа Иоганна Мекленбургского и свою голову, воткнутую в копье принес в жертву Ридегосту . [ 56 ] Последнее историческое упоминание о « Реде » — это запись в Аугсбургских Анналах за 1068 год. [ 77 ] описывающий его захват епископом Бурхардом и похищение священного коня. [ 56 ] Предполагается, что Радгоск был разрушен либо в этой, либо в одной из следующих кампаний, вероятно, он был разрушен и перестроен несколько раз, поскольку в Vita Ottonis episcopi Bambergensis Эбо (III, 5) упоминается разрушение «лютикийского civitas и храма» королем Лотарем. Супплинбурга в 1126/27 г., без указания его названия. [ 77 ]
Титмар (VI, 23) описывал Радгоск как замок ( urbs ) с тремя рогами ( tricornis ) и тремя воротами ( tres in se continens portas ), к двум из которых можно было добраться по суше, а третий, самый маленький, выходил на озеро ( кобыла ) на востоке, якобы ужасающее зрелище ( horribile visu ). Замок был окружен лесом ( сильва ). [ 77 ] Внутри замка находился деревянный храм, основанный на рогах животных, и в этом храме находились идолы нескольких божеств, каждый из которых имел выгравированное имя и носил шлем и доспехи, причем Зуарасичи был высшим божеством. [ 78 ] Гуидоны ( вексиллы ) этих божеств хранились внутри храма и должны были покидать помещение только во время войны. [ 78 ] Титмар написал это, когда Лютичи были союзниками императора, против союза, против которого он выступал, и включил свой отчет Радгоска с целью отговорить немцев от этого. [ 78 ] Он также открыто обратился к читателям и посоветовал им не следовать лютикийскому культу, а вместо этого придерживаться Библии. [ 24 ]
Адам Бременский написал свою Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum , когда Радгоск уже находился в упадке, и дал несколько иное описание: по его словам, Радгоск, «место идолов» ( sedes ydolatriae ), было окружено глубоким озером и имело девять ворот. Он описал Редигаста как высшее божество в большом демоническом храме ( templum ibi magnum constructum est Demonibus, Princeps est Redigast ), куда могли попасть по деревянному мосту те, кто хотел принести жертву или попросить оракула. [ 79 ] Летописец XII века Гельмольд во многом следовал версии Адама. [ 79 ] Разницу в числах, используемых Титмаром («три», tricornis ) и Адамом («девять»), можно объяснить символическим использованием этих чисел, предназначенным не для точного описания Радгоска, а скорее для связи его с подземным миром. [ 80 ] Кабан, который, по словам Титмара, вышел из озера перед войной, чтобы насладиться грязью, тем самым «ужасно трясясь и казавшись многим», также может быть символом, который Титмар использовал для обозначения дьявола, а не настоящим оракулом, в в отличие от конского оракула. [ 81 ]
Местоположение бывшего храма Радгоска до сих пор неизвестно. [ 82 ] Теории о том, что Радгоск мог находиться в Фельдберге , аббатстве Ванцка или Гнойене , были опровергнуты. Большинство теорий сосредоточено на районе Мекленбург-Стрелиц и, в частности, на Толлензее . [ 82 ]
Захоронение XII века в Санцкове
[ редактировать ]Археологические данные предполагают, что средняя продолжительность жизни составляет от 20 до 30 лет, в первую очередь из-за высокой младенческой и детской смертности. [ 83 ] Раскопки на Санцков захоронении недалеко от Деммина показали, что 25,8% похороненных детей были в возрасте до 6 лет, еще 4,4% - в возрасте до 12 лет, что, по оценкам, привело к детской смертности в 20%. [ 83 ] Для достигших совершеннолетия средний возраст смерти составил 40,7 года (мужчины) и 34,1 года (женщины). [ 83 ] и только 4,4%, преимущественно мужчины, достигли возраста 60 лет. [ 84 ] Более низкая продолжительность жизни женщин обусловлена послеродовой смертностью: в среднем женщина рожает от трех до четырех детей с интервалом в три-четыре года. [ 84 ] Средний рост взрослых мужчин составлял 1,70 м (5 футов 7 дюймов) и 1,60 м (5 футов 3 дюйма) для взрослых женщин. [ 85 ] Медицинские исследования зубов выявили здоровое питание с достаточным содержанием белка и низким содержанием углеводов и двухлетний период грудного вскармливания. [ 86 ] Серьезные патологические деформации костей обнаружены у 28% скелетов Санцкова взрослых, менее серьезные - у 44%. [ 87 ] Большинство взрослых страдают деформирующим спондилезом , особенно мужчины старше двадцати лет, а также женщины старше тридцати лет. [ 86 ] В сочетании с высоким уровнем заболеваемости остеоартритом , который также поражает преимущественно мужчин, [ 88 ] и другие деформации скелета, это указывает на высокую физическую нагрузку, особенно мужского населения. [ 89 ] Чрезвычайно высокий уровень переломов костей (15% взрослого населения, преимущественно мужчин) свидетельствует о массовом участии в боях и несчастных случаях. [ 88 ] Травмы черепа от ударов мечами и стрелами также были обычным явлением. [ 88 ] Два тела в Санцкове были похоронены как вампиры . [ 90 ] У одного из них есть доказательства травмы головы, которая могла привести к дисфункции головного мозга: этого человека похоронили с тремя большими камнями, приложенными к его лицу, груди и ногам. [ 91 ] У одной женщины был установлен зубной протез , также есть данные о трепанации . [ 92 ]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ По сравнению с первоначальной старославянской религией , языческая религия полабских славян была «реформирована» (улучшена) деревянными храмами и жречеством как высокий социальный класс с политическим влиянием. Почти каждое полабское племя имело свой языческий культ божества военного назначения или какой-либо версии верховного бога, первосвященники которого иногда имели военную свиту и были равны вождям или политически сильнее. Это сделало языческие культы более организованными, а полабских славян — более устойчивыми к христианизации, чем другие славянские народы, у которых было менее организованное язычество и практиковалось как народная религия . Это также стало причиной создания местной теократии .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уорнер, Дэвид А. (1 января 2013 г.). «Хроникон Титмара Мерзебургского». Оттонская Германия . Издательство Манчестерского университета. дои : 10.7765/9781526112774.00008 . ISBN 978-1-5261-1277-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Любке (2001), РГА XIX с. 51
- ^ Jump up to: а б с д и Фрице (1982), с. 138.
- ^ Фрице (1982), стр. 135-36.
- ^ Фрице (1982), с. 136.
- ^ Jump up to: а б Фрице (1982), с. 139.
- ^ Фрице (1982), с. 140.
- ^ Фрице (1982), с. 135.
- ^ Jump up to: а б Петерсон (2003), с. 101
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Херрманн (1985), с. 261
- ^ Jump up to: а б Гарипзанов (2008), с. 198
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хенгст (2005), с. 500
- ^ Гарипзанов (2008), с. 200
- ^ Любке (2002), стр. 105f.
- ^ Любке (2002), с. 106
- ^ Jump up to: а б Любке (2002), с. 107
- ^ Любке (2002), стр. 98-99.
- ^ Jump up to: а б Любке (2002), с. 98
- ^ Jump up to: а б с д и Любке (2001), с. 51
- ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 14
- ^ Jump up to: а б с д Херрманн (1985), с. 13
- ^ Jump up to: а б с д Любке (2002), с. 99
- ^ Jump up to: а б с д и ж Любке (2002), с. 103
- ^ Jump up to: а б Хенгст (2005), с. 501
- ^ Jump up to: а б с Любке (2002), с. 97
- ^ Jump up to: а б с д и Петерсон (2003), с. 102
- ^ Петерсон (2003), с. 136
- ^ Петерсон (2003), стр. 108, 111.
- ^ Jump up to: а б с Петерсон (2003), с. 108
- ^ Jump up to: а б Петерсон (2003), с. 109
- ^ Jump up to: а б с д Петерсон (2003), с. 103
- ^ Петерсон (2003), стр. 101 и далее.
- ^ Jump up to: а б Петерсон (2003), с. 107
- ^ Петерсон (2003), стр. 121-122.
- ^ Jump up to: а б с Петерсон (2003), с. 137
- ^ Jump up to: а б с Петерсон (2003), с. 138
- ^ Херрманн (1985), стр. 356, 358.
- ^ Jump up to: а б с д Херрманн (1985), с. 356
- ^ Хенгст (2005), с. 495
- ^ Jump up to: а б с Херрманн (1985), с. 357
- ^ Jump up to: а б Хенгст (2005), с. 496
- ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 358
- ^ Херрманн (1985), стр. 358, 359.
- ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 359
- ^ Херрманн (1985), стр. 359, 360.
- ^ Херрманн (1985), с. 360
- ^ Хенгст (2005), стр. 496, 497.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хенгст (2005), с. 497
- ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 361
- ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 362
- ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 363
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Херрманн (1985), с. 364
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Херрманн (1985), с. 366
- ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 365
- ^ Jump up to: а б Мюллер-Вилле (1991), с. 94
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шмидт (2009), с. 75
- ^ Херрманн (1985), стр. 366-367.
- ^ Херрманн (1985), с. 367
- ^ Херрманн (1985), с. 379
- ^ Jump up to: а б Анджей Михалек (2007). Западные славяне. Раннефеодальные монархии . Беллона. стр. 102. ISBN 978-83-11-10737-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 380
- ^ Jump up to: а б с д и Шмидт (2009), с. 105
- ^ Первоисточник: Ebo III.4 (в MGH SS 12 ). Во вторичной литературе: Брюске, Вольфганг: Исследования истории лютикийской федерации... (Central German Research, т. 3), Мюнстер/Кёльн, 1955, стр. 3. 94 : «[В 1121 году] Болеслав проник глубоко на территорию Лютиции. Он продвинулся к озеру Мюриц и опустошил эту территорию настолько тщательно, что, как сообщает Эбо, она была почти лишена людей». Аналогично, со ссылкой на Эбо: Шульце, Йоханнес: Die Mark Brandenburg, vol. 1, Берлин, 1961, с. 59 ; Эггерт, Оскар: История Померании, том. 1, Гамбург, 1974, с. 41; Херрманн, Иоахим и др.: Славяне в Германии. История и культура славянских племен к западу от Одера и Нейсе с 6 по 12 века, Берлин, 1985, стр. 385, 552 (сноска 15); Гетке, Ганс-Отто: Бои и правление Генриха (Старого) Любека и Лотара Супплингенбурга в славянской земле 1093/1106–1125 , в: Журнал Ассоциации истории и археологии Любека (ZVLGA), том. 80 (2000), стр. 63-163, здесь стр. 126 , 136 .
- ^ Малечинский, Кароль: Болеслав III Кшивоусты, Львов 1939 (переиздание Вроцлав 1975), стр. 154: «На западе польское завоевание, вероятно, снова охватило города Коцкув и Дымин» (превью) и «Польская и немецкая экспансия будет соприкасаются таким образом по верхнему течению Пьяны от Моржицкого озера, возможно, до современной территории Штральзунд». (предварительный просмотр)
- ^ Первоисточник: Herbord II.5 (в MGH SS 20 , где Надам/Наклам идентифицируется как Накел/ Накло ). Рихтер, Фридрих: Деревня Ниден. Попытка местной хроники, в: Местный календарь округа Пренцлау, 8/1933, с. 128 предположил, что Надам, разрушенный Болеславом в 1121 году, находился недалеко от Нидена, деревни Укермарк . Херрманн, Иоахим: Расселение, экономика и социальные условия славянских племен между Одером/Нейсе и Эльбой (труды Отдела предыстории и ранней истории / Немецкой академии наук в Берлине, том 23), Берлин 1968, стр. 122. и Эндерс, Лизелотт: Исторический местный лексикон Бранденбурга, том. 8/2 (Укермарк), Веймар, 1986 г., с. 710 соглашаются и связывают Нидена с кампанией Болеслава на Мюриц в 1121 году. Кирш, Керстин: Славяне и немцы в Уккермарке. Сравнительные исследования развития поселений с 11 по 14 века . Исследования по истории и культуре Восточной Европы, вып. 21, Штутгарт 2004, с. 75 , со ссылкой на Эндерса, говорится, что «высказывалось предположение, что Болеслав по пути к Мюрицу разрушил украинскую крепость Ниден на реке Уккер на севере позднего Уккермарка».
- ^ Херрманн, Иоахим: Поселение, экономика и социальные условия славянских племен между Одером/Нейсе и Эльбой (труды Отдела предыстории и ранней истории / Немецкой академии наук в Берлине, том 23), Берлин 1968, стр. 122.
- ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 381
- ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 382
- ^ Херрманн (1985), с. 384
- ^ Херрманн (1985), с. 385
- ^ Шульце (1964), с. 142
- ^ Шмидт (2009), с. 106
- ^ Jump up to: а б с Шмидт (2009), с. 107
- ^ Шмидт (2009), стр. 267–268.
- ^ Jump up to: а б с Брат (2001), с. 85
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Любке (2002), с. 104
- ^ Jump up to: а б с Шмидт (2009), с. 76
- ^ Jump up to: а б с Шмидт (2009), с. 77
- ^ Jump up to: а б Шмидт (2009), с. 78
- ^ Шмидт (2009), стр. 85-98.
- ^ Шмидт (2009), с. 98
- ^ Jump up to: а б Шмидт (2009), с. 79, с подробным анализом на следующих страницах.
- ^ Jump up to: а б с Херрманн (1985), с. 55
- ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 56
- ^ Херрманн (1985), с. 57
- ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 60
- ^ Херрманн (1985), с. 64
- ^ Jump up to: а б с Херрманн (1985), с. 61
- ^ Херрманн (1985), стр. 60, 61.
- ^ Херрманн (1985), с. 62
- ^ Штюльцебах (1998), с. 108
- ^ Херрманн (1985), с. 63
Библиография
[ редактировать ]- Брат, Себастьян (2001). Археология западных славян. Поселение, экономика и общество в раннем и высоком средневековье в Восточной и Центральной Европе . Дополнительные тома к реальному лексикону германской древности (на немецком языке). Том 30. Вальтер де Грюйтер. ISBN 3-11-017061-2 .
- Фрице, Вольфганг Х. (1982). «Наблюдения о происхождении и природе Лютизенской лиги». В Кухенбухе, Людольф; Ших, Винфрид (ред.). Ранний период между Балтийским морем и Дунаем . Germania Славика III (на немецком языке). Том 6. Институт Фридриха Майнеке Свободного университета Берлина. стр. 130–166. ISBN 3-428-05151-3 .
- Гарипзанов, Ильдар Г. (2008). Франки, северяне и славяне. Идентичность и государственное формирование в раннесредневековой Европе . Курсор мира. Том. 5. Гири, Патрик Дж.; Урбанчик, Пшемыслав. Бреполи. ISBN 978-2-503-52615-7 .
- Хенгст, Карлхайнц (2005). " "Нет злых народов - есть злые люди". Наблюдения над образом славян в средние века. Славяне как соседи германцев с точки зрения епископа в Центральной Германии 1000 лет назад". В Керстене, Сандра (ред.). Размышления. Проекты на идентичность и инаковость. Festschrift для Эльке Менерт (на немецком языке). Фрэнк и Тимм. стр. 453–514. ISBN 3-86596-015-4 .
- Херрманн, Иоахим (1985). Славяне в Германии: история и культура славянских племен к западу от Одера и Нейсе с VI по XII век . Берлин: Издательство Академии. ISBN 978-0-376-08338-8 .
- Любке, Кристиан (2001). «Лютизен. Исторический». В Беке, Генрих; и др. (ред.). РГА (на немецком языке). Том 19 (2-е изд.). де Грюйтер. стр. 51–53. ISBN 3-11-017163-5 .
- Любке, Кристиан (2002). «Между Польшей и Империей. Эльбские славяне и родовая религия». В Боргольте, Майкл (ред.). Польша и Германия 1000 лет назад. Берлинская конференция по «Акту Гнесена» . Европа в средние века. Трактаты и вклады в историческую сравнительную литературу (на немецком языке). Том 5. Берлин: Академия Верлаг. стр. 91–110. ISBN 3-05-003749-0 .
- Мюллер-Вилле, Михаэль (1991). Старигард/Ольденбург. Резиденция славянского правителя раннего средневековья в Остгольштейне (на немецком языке). Вахгольц.
- Петерсон, Юрген (2003). «Король Оттон III и славяне на Балтийском море, Одере и Эльбе около 995 года». Исследования раннего средневековья (на немецком языке). 37 (37). Мюнстер/Берлин: Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110179149.99 . ISSN 0071-9706 . S2CID 184121112 .
- Шмидт, Родерих (2009). Историческое Померание. Люди, места, события . Публикации Исторической комиссии Померании (на немецком языке). Том 41 (2-е изд.). Кельн/Веймар: Бёлау. ISBN 978-3-412-20436-5 .
- Шульце, Йоханнес (1964). Исследования по истории Бранденбурга и Пруссии . Публикации Исторической комиссии Берлина Института Фридриха Майнеке Свободного университета Берлина (на немецком языке). Том 13. Вальтер де Грюйтер. ISBN 3-11-000457-7 .
- Штюльцебах, Аннетт (1998). «Призраки вампиров и призраков с фольклорной и археологической точки зрения» (PDF) . Concilium Medii Aevi (на немецком языке) (1): 97–121.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- MGH Scriptores Rerum Germanicarum New Series (SS rer. Germ. NS) IX. Епископ Титмар Мерзебургский. Хроника (Скан)
- MGH Scriptores rerum Germanicarum для использования в школах издается отдельно (SS rer. Germ.) II. Мировыми судьями был Адам Бременский. Деяния Папской церкви Гаммабурга (скан)
- MGH Scriptores rerum Germanicarum для использования в школах публикуется отдельно (SS rer. Germ.) 32 Гельмольд, пресвитер Бозовийский. Летопись славян (Скан)
- MGH Scriptores rerum Germanicarum для использования в школах опубликовано отдельно (SS rer. Germ.) 772 Annales Quedlinburgenses (Скан)
- МГХ V Скрипторум III Annales Augustani (скан страницы 128, содержащей кампанию Бурхарда 1068 года в Ретре)