Альт-саксофон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | Одноязычковый |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.212-71 ( с одним язычком Аэрофон и клавишами ) |
Изобретатель(и) | Адольф Сакс |
Развитый | 1840-е годы |
Диапазон игры | |
Альт-саксофон в E ♭ звучит на мажорную шестую ступень ниже, чем написано. Большинство профессиональных моделей имеют высокую тональность F♯, хотя можно использовать и более высокие ноты, используя аппликатуры альтиссимо. | |
Связанные инструменты | |
Размеры:
Оркестровые саксофоны: Специальные саксофоны: | |
Музыканты | |
Посмотреть список саксофонистов |
Альт -саксофон – представитель семейства инструментов саксофонов деревянных духовых . Саксофоны были изобретены бельгийским конструктором инструментов Адольфом Саксом в 1840-х годах и запатентованы в 1846 году. Саксофон-альт имеет тональность E ♭ , меньшую, чем B ♭ тенор B ♭ , но большую, чем сопрано . Это наиболее распространенный саксофон, который используется в популярной музыке , концертных группах , камерной музыке , сольном репертуаре , военных оркестрах , марширующих оркестрах , бодрых оркестрах , карнатической музыке и джазе (например, биг-бэнды , джазовые комбо , свинговая музыка ).
Альт-саксофон сыграл заметную роль в развитии джаза. Среди влиятельных джазовых музыкантов, внесших значительный вклад, - Дон Редман , Джимми Дорси , Джонни Ходжес , Бенни Картер , Чарли Паркер , Сонни Ститт , Ли Кониц , Джеки Маклин , Фил Вудс , Арт Пеппер , Пол Десмонд и Кэннонболл Эддерли .
Хотя роль альт-саксофона в оркестровой музыке была ограничена, среди влиятельных исполнителей можно назвать Марселя Мюля , Сигурда Рашера , Жана-Мари Лондэ , Эжена Руссо и Фредерика Л. Хемке .
Диапазон
[ редактировать ]Как и у большинства саксофонов, письменный диапазон альта от B ♭ 3 до F 6 (или F ♯ 6 ), [ 1 ] с более высоким регистром альтиссимо , начинающимся с F ♯ 6 (или G 6 ). Регистром альтиссимо саксофона управлять труднее, чем регистром других деревянных духовых инструментов, и его обычно ожидают только от опытных исполнителей.
Альт-саксофон — это транспонирующий инструмент , высота звука которого на большую шестую ступень ниже написанной. Что касается концертной высоты тона, диапазон альт-саксофона варьируется от концертного D ♭ 3 (D ♭ ниже среднего C - см. Научное обозначение высоты звука ) до концерта A ♭ 5 (или A 5 на альтах с высокой тональностью F ♯ ).
Некоторые редкие альт-саксофоны, такие как некоторые модели Selmer Mark VI , настроены так, чтобы достигать низкой ля, на полтона ниже, как в баритоновых саксофонах . [ 2 ] [ 3 ]
Альт-саксофонисты
[ редактировать ]Среди известных джазовых альт-саксофонистов Чарли Паркер , Кэннонболл Эддерли , Джонни Ходжес , Сонни Ститт , Пол Десмонд , Бенни Картер , Орнетт Коулман , Бобби Уотсон , Эрик Долфи , Маршалл Аллен , Арт Пеппер , Джулиус Хемфилл , Оливер Лейк , Энтони Брэкстон , Генри Тредгилл , Карлос Уорд , Дэвид Сэнборн , Дэйв Коз , Том Скотт , Пакито Д'Ривера , Джон Зорн , Тим Берн , Стив Уилсон , Стив Коулман , Грег Осби , Винсент Херринг , Марк Гросс , Кенни Гарретт и Джефф Коффин .
Среди известных классических альт-саксофонистов Тим Макаллистер , Жан-Ив Фурмо , Лоуренс Гвоздз , Дональд Синта , Харви Питтель , Ларри Тил , Кеннет Це , Арно Борнкамп , Гарри Уайт , Отис Мерфи , Клод Делангль .
Кадри Гопалнатх был пионером карнатической музыки для этого инструмента. Рудреш Махантаппа сочетает в себе элементы джаза и музыки Карнатика для альт-саксофона. [ 4 ]
Производители
[ редактировать ]Компании, которые в настоящее время производят саксофоны, включают Buffet Crampon , KHS / Jupiter , Conn-Selmer , Selmer Paris , Yamaha , Leblanc / Vito , Keilwerth , Cannonball и Yanagisawa .
Репертуар классической музыки
[ редактировать ]Альт-саксофон имеет большой классический сольный репертуар, включающий соло с оркестром , фортепиано и духовую симфонию . Двумя важными сольными произведениями являются » Жака Ибера « Концертино да Камера и » Александра Глазунова « Концерт ми-бемоль мажор .
Альт-саксофон входит в стандартный инструментарий концертных коллективов и саксофонных квартетов . В 1932 году Александр Глазунов сочинил свой квартет саксофонов си-бемоль мажор.
Альт-саксофон иногда используется в оркестровой музыке. Некоторые из композиций, в которых он появляется, перечислены ниже.
- Жорж Бизе использует его в «Интермеццо» и «Менуэте» из второй сюиты из «Арлезианки» .
- К этому призывал Рихард Штраус в своей «Доместичной симфонии» , которая включает партии для четырех саксофонов, включая саксофон-альт в оркестре Ф.
- Дмитрий Шостакович использует альт в своей Сюите для эстрадного оркестра , и у него есть заметное соло в разделе «Вальс № 2». Он также включает ее в свои Сюиту № 1 и Сюиту № 2 .
- Морис Равель широко использует саксофон в оркестровке « » Модеста Мусоргского , Картинок с выставки особенно в качестве солиста в «Вечернем замке».
- Альбан Берг использует саксофон в своих поздних оркестровых произведениях, в первую очередь в « Der Wein », «Лулу » и Скрипичном концерте .
- Сергей Рахманинов использует саксофон в своих «Симфонических танцах» в качестве солиста в первой части.
- Джордж Гершвин включает его в несколько частей; такие как «Рапсодия в стиле блюз» и «Американец в Париже» .
- Пьер Булез написал для двух альт-саксофонов свою композицию Pli selon pli («Сложить за складкой»).
- Бенджамин Бриттен призывает к использованию альта в своих «Симфонии да Реквиема» и «Принце пагод» .
- Леонард Бернстайн включает альт-саксофон в свои «Симфонические танцы из Вестсайдской истории» .
- Винсент д'Инди задействует два альта в своей опере «Фервааль» .
- Дариус Мийо пишет для альта в «Сотворении мира» и помещает его в партитуру там, где можно было бы ожидать увидеть альт.
- Аллан Петтерссон использует альт в своей 16-й симфонии.
- Кшиштоф Пендерецкий пишет партитуры для двух альтов в своей опере «Дьяволы Лаудона » («Die Teufel von Loudon»).
- Арам Хачатурян » альт включает в свой балет «Гаяне .
- Пол Рудерс включает значительное соло для альт-саксофона в свою оркестровую сюиту «Концерт в пьесах».
- Эрик Коутс написал для альта свою «Саксо-рапсодию» 1936 года .
- Клод Дебюсси использует альт в своей «Рапсодии для саксофона с оркестром» .
- Пол Крестон написал концерт для альта, сонату для фортепиано и рапсодию для органа. Он также включил ее в сюиту для квартета саксофонистов.
- Рональд Бинге написал концерт для саксофона-альта ми-бемоль мажор (1956).
- Алан Ховханесс включает альт в свой балет «Is There Survival » (также известный как «King Vahaken ») и как часть музыки, которую он написал для сопровождения пьесы «Цветущий персик» .
- Бела Барток использует альт в своем балете «Деревянный принц» (а также саксофоны тенора и баритонов).
- Майкл Типпетт использует альт в своей опере «Новый год» 1989 года (а также саксофоны сопрано, тенор и баритон).
- Тони Бэнкс написал партию альта для первого трека своего альбома 2012 года Six Pieces for Orchestra .
- Игорь Стравинский требует двух альтов в своем Эбеновом концерте (а также двух теноров и баритона).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Диапазон альт-саксофона» . Library.thinkquest.org. Архивировано из оригинала 17 марта 2009 года . Проверено 18 января 2011 г.
- ^ «Зельмер Марк VI» . СаксПикс . США Vintage Horn Corp. Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ «Куэннон Низкий А-альт, ДРУГОЙ низкий А-альт» . Шторер Музыка . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ «Рудреш Махантхаппа: Знакомство с тем, кто я» . Шторер Музыка . Проверено 6 января 2024 г.