Модест Мусоргский
Modest Petrovich Mussorgsky (Russian: Модест Петрович Мусоргский [ а ] , латинизировано : Модест Петрович Мусоргский [ б ] , IPA: [mɐˈdɛst pʲɪˈtrovʲɪtɕ ˈmusərkskʲɪj] ; 21 марта [ OS 9 марта] 1839 — 28 марта [ OS 16 марта] 1881) — русский композитор, участник группы, известной как « Пятерка ». Он был новатором русской музыки эпохи романтизма . Он стремился достичь уникальной русской музыкальной идентичности, часто сознательно игнорируя устоявшиеся традиции западной музыки.
Многие из его работ были вдохновлены русской историей, русским фольклором и другими национальными темами. К таким произведениям относятся опера «Борис Годунов» , оркестровая тоновая поэма « Ночь на Лысой горе» , фортепианная сюита «Картинки с выставки» .
На протяжении многих лет произведения Мусоргского были известны преимущественно в версиях, переработанных или дополненных другими композиторами. Многие из его наиболее важных сочинений посмертно обрели свою первоначальную форму, а некоторые из оригинальных партитур теперь также доступны.
Имя
[ редактировать ]Написание и произношение имени композитора вызвало некоторую путаницу.
Фамилия происходит от предка 15-го или 16-го века, Романа Васильевича Монастырева, который фигурирует в Бархатной книге , генеалогии русских бояр 17-го века . Роман Васильевич носил прозвище «Мусорга» (от греческого: μουσουργός , латинизированного: musurgos , что означает «музыкальный создатель»). [ 4 ] ), и был дедушкой первого Мусоргского. Композитор мог проследить свою родословную от Рюрика , легендарного основателя государства Русь в IX веке. [ 5 ]
В документах семьи Мусоргских написание имени варьируется: «Мусарский», «Мусерский», «Мусерской», «Мусирской», «Мусорский», «Мусурский». В записи о крещении композитора указано имя «Музерский». [ 6 ]
В ранних (до 1858 года) письмах к Милию Балакиреву композитор подписывался своим именем «Мусорский» ( Мусорский ). [ 7 ] Буква «г» впервые появилась в письме Балакиреву в 1863 году. [ 8 ] Мусоргский использовал это новое написание ( Мусоргский , Мусоргский ) до конца своей жизни, но иногда возвращался к более раннему «Мусорскому». [ 9 ] [ 10 ] Добавление буквы «г» к имени, вероятно, было инициировано старшим братом композитора Филаретом, чтобы скрыть сходство корня имени с неприятным русским словом: [ 11 ]
- мусор (músor) — мусор , мусор, отбросы [ 12 ]
Мусоргский, видимо, не воспринял новую орфографию всерьез и играл на «мусорной» связи в письмах Владимиру Стасову и семье Стасова, обычно подписываясь именем Мусорянин , примерно «мусорщик» (ср. дворянин : «дворянин»). [ 10 ]
Первый слог имени изначально получил ударение (т. е. МУС-əр-ский), и так оно и есть по сей день в России, включая родной район композитора. Изменчивость гласной второго слога в упомянутых выше вариантах имени свидетельствует о том, что этот слог не получил ударения. [ 13 ]
Добавление буквы «г» и сопровождающее его смещение ударения на второй слог (т. е. Му-СОРК-ский), иногда описываемое как польский вариант, поддерживалось потомками Филарета Мусоргского до тех пор, пока его линия не закончилась в 20 веке. Их примеру последовали многие влиятельные россияне, такие как Федор Шаляпин , Николай Голованов и Тихон Хренников , которые, возможно, встревоженные тем, что имя великого композитора «напоминает мусор», поддержали ошибочное ударение на втором слоге, закрепившееся и в Запад. [ 14 ]
Западная традиция удвоения первой буквы "s", которая не наблюдается в научной литературе (например, в The Grove Dictionary of Music and Musicians ), вероятно, возникла потому, что во многих западноевропейских языках одиночный интервокальный звук /s/ часто становится звонким в /z. / (как в слове «музыка»), в отличие от славянских языков , где интервокальный звук /s/ всегда глухой. Таким образом, удвоение согласного усиливает его глухой свистящий звук /s/.
«Скромный» — русская форма имени «Модест», что на позднелатинском языке означает «умеренный» или «сдержанный» . [ 15 ] [ 16 ] Близкие друзья и родственники называли его «Модинка» ( Модинка ), уменьшительная форма с ударением О. [ 17 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Мусоргский родился в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии Российской империи, в 400 км (250 миль) к югу от Санкт-Петербурга . Его богатый и землевладельческий род, дворянский род Мусоргских , по общему мнению, ведет свой род от первого русинского правителя Рюрика через владетельных князей смоленских . Его мать Юлия Чирикова (1813–1865) была дочерью сравнительно небогатого дворянина. Бабушка Модеста по отцовской линии Ирина была крепостной , которую можно было продать без земли в имении деда. [ 18 ] [ с ] В шесть лет Мусоргский начал брать уроки игры на фортепиано у своей матери, которая сама была опытной пианисткой. Его прогресс был настолько быстрым, что три года спустя он смог исполнить концерт Джона Филда и произведения Ференца Листа для семьи и друзей. В 10 лет его с братом отвезли в Санкт-Петербург учиться в элитную школу немецкого языка Petrischule (Школа Святого Петра). Там Модест учился игре на Антона фортепиано В 1852 году 12-летний Мусоргский на средства своего отца опубликовал фортепианную пьесу «Полька Porte-enseigne».
Родители Мусоргского планировали переезд в Санкт-Петербург, чтобы оба сына возобновили семейную традицию военной службы. [ 21 ] С этой целью Мусоргский в 13 лет поступил в Гвардейское кадетское училище. Острые споры возникли по поводу образовательных установок в то время как этого института, так и его директора, генерала Гутгофа. [ 22 ] Все согласились, что Кадетская школа может быть жестоким местом, особенно для новобранцев. [ 23 ] Что еще более показательно для Мусоргского, вероятно, именно здесь он начал свой путь к алкоголизму. [ 23 ] По словам бывшего студента, певца и композитора Николая Компанейского, Сутгоф "был горд, когда курсант вернулся из отпуска пьяный с шампанским". [ 24 ]
Однако музыка оставалась для него важной. Дочь Гутгофа также была ученицей Герке, и Мусоргскому разрешили посещать с ней уроки. [ 22 ] Его навыки пианиста сделали его очень востребованным среди однокурсников; для них он играл танцы, перемежая их собственными импровизациями . [ 25 ] В 1856 году Мусоргский, проявлявший сильный интерес к истории и изучавший немецкую философию, окончил кадетское училище. Следуя семейной традиции, он был зачислен в Преображенский полк , передовой полк Российской Императорской Гвардии. [ 25 ]
Зрелость
[ редактировать ]В октябре 1856 года 17-летний Мусоргский встретил 22-летнего Александра Бородина , когда оба мужчины служили в военном госпитале в Санкт-Петербурге. Вскоре они стали в хороших отношениях. [ 26 ] Borodin later remembered,
Его маленькая униформа была опрятной и облегающей, ноги вывернуты наружу, волосы приглажены и смазаны, ногти идеально подстрижены, руки ухожены, как у лорда. Манеры его были изящны, аристократичны; речь его, произнесенная сквозь несколько сжатые зубы и перемежавшаяся французскими фразами, тоже была довольно драгоценной. Был оттенок, хотя и весьма умеренный, пижонства . Его вежливость и хорошие манеры были исключительными. Дамы над ним смеялись. Он сидел за роялем и, кокетливо вскидывая руки, играл с чрезвычайной сладостью и изяществом (и т. д.) отрывки из «Трубадура» , «Травиаты » и так далее, а вокруг него хором гудели: «Charmant, délicieux!» и тому подобное. Я встречал Модеста Петровича таким образом раза три или четыре у Попова, и на дежурстве, и в больнице». [ 27 ]
Более знаменательным было знакомство Мусоргского той зимой с Александром Даргомыжским , в то время самым значительным русским композитором после Михаила Глинки . Даргомыжский был впечатлен пианизмом Мусоргского. В результате Мусоргский стал постоянным участником вечеров Даргомыжского. Там, как позже вспоминал критик Владимир Стасов , он начал «свою настоящую музыкальную жизнь». [ 28 ]
В течение следующих двух лет у Даргомыжского Мусоргский встретился с несколькими важными фигурами в культурной жизни России, среди них Стасов, Сезар Кюи (сослуживец) и Милий Балакирев . Особенно сильное влияние оказал Балакирев. Через несколько дней он взял на себя задачу помочь определить судьбу Мусоргского как композитора. Он вспоминал Стасову: «Поскольку я не теоретик, я не мог научить его гармонии (как учит ее теперь, например, Римский-Корсаков )… [но] я объяснял ему форму композиций, и для этого мы играли и симфонии Бетховена [фортепианными дуэтами], и многое другое ( Шуман , Шуберт , Глинка и др.), анализируя форму». [ 29 ] До этого момента Мусоргский не знал ничего, кроме фортепианной музыки; его познания в более радикальной современной музыке практически отсутствовали. Балакирев начал восполнять эти пробелы в знаниях Мусоргского. [ 30 ]
В 1858 году, через несколько месяцев после начала учебы у Балакирева, Мусоргский оставил свой пост и полностью посвятил себя музыке. [ 31 ] В это время он также пережил болезненный кризис. Возможно, в этом была духовная составляющая (в письме к Балакиреву молодой человек упомянул о «мистицизме и циничных мыслях о Божестве»), но ее точная природа, вероятно, никогда не будет известна. В 1859 году 20-летний юноша приобрел ценный театральный опыт, участвуя в постановке оперы Глинки «Жизнь за царя» в имении Глебово бывшей певицы и ее богатого мужа; он также встретился с Константином Лядовым (отец Анатолия Лядова ) и совершил ознакомительный визит в Москву, после которого признался в любви ко «всему русскому». Мусоргский и его брат также вдохновлялись готической письменностью , они использовали личный знак «М» вместо фамильного герба , очень похожего на символы ранних Рюриковичей . [ 32 ]
Несмотря на это прозрение, музыка Мусоргского больше склонялась к зарубежным образцам; Соната для фортепиано в четыре руки, которую он написал в 1860 году, содержит его единственную часть в сонатной форме . Никакой «националистический» импульс не легко уловить и в музыке к Владислава Озерова пьесе «Эдип в Афинах» , над которой он работал в возрасте от 19 до 22 лет (а затем заброшенной незавершенной), или в Интермеццо в «Модо Классико» для фортепиано. соло (переработка и оркестровка 1867 г.). Последнее было единственным важным произведением, которое он написал в период с декабря 1860 по август 1863 года: причины этого, вероятно, кроются в болезненном возобновлении его субъективного кризиса в 1860 году и чисто объективных трудностях, возникших в результате освобождения крепостных в следующем году. – в результате чего семья лишилась половины имения, а Мусоргскому пришлось немало времени провести в Карево, безуспешно пытаясь предотвратить надвигающееся обнищание.
К этому времени Мусоргский освободился от влияния Балакирева и во многом преподавал сам. В 1863 году он начал оперу « Саламбо », над которой работал с 1863 по 1866 год, прежде чем потерял интерес к проекту. В этот период он вернулся в Санкт-Петербург и зарабатывал на жизнь в качестве мелкого государственного служащего, живя в «коммуне» из шести человек. В пьянящей художественной и интеллектуальной атмосфере он читал и обсуждал широкий спектр современных художественных и научных идей, в том числе идеи писателя-провокатора Чернышевского , известного своим смелым утверждением, что в искусстве «форма и содержание противоположны». Под таким влиянием он все больше и больше принимал идею художественного реализма и все, что с ней связано, касалось ли это ответственности изображать жизнь «такой, какая она есть на самом деле»; озабоченность низшими слоями общества; или отказ от повторяющихся симметричных музыкальных форм как недостаточно верных неповторимому и непредсказуемому ходу «реальной жизни».
«Действенная жизнь» болезненно повлияла на Мусоргского в 1865 году, когда умерла его мать; в этот момент у композитора случился первый серьезный приступ алкоголизма, который заставил его покинуть коммуну и остаться с братом. Однако 26-летний парень был на грани написания своих первых реалистичных песен (в том числе «Гопак» и «Милая Савишна», обе они были написаны в 1866 году и вошли в число его первых «настоящих» публикаций в следующем году). В 1867 году он закончил и оригинальную оркестровую версию своей « Ночи на Лысой горе» (которую, однако, Балакирев раскритиковал и отказался дирижировать, [ 33 ] в результате чего оно никогда не исполнялось при жизни Мусоргского. [ 34 ] ).
Пик
[ редактировать ]Карьера Мусоргского как государственного служащего ни в коем случае не была стабильной и безопасной: хотя в эти первые годы он был назначен на различные должности и даже получил повышение по службе, в 1867 году он был объявлен «сверхштатным» — оставаясь «на службе», но не получая заработной платы. . Однако в его творческой жизни происходили решающие события. Хотя именно в 1867 году Стасов впервые упомянул « кучку » (русский: кучка , букв . « кучка ») русских композиторов, свободно группировавшихся вокруг Балакирева, Мусоргский к тому времени перестал искать одобрения Балакирева и начал двигаться вперед. ближе к старшему Александру Даргомыжскому . В «Пятерке» и ее ближайших соратниках Мусоргского прозвали «Юмором», Балакирева «Силой», а Римского-Корсакова «Искренностью». [ 35 ]
С 1866 года Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость » — версией повести «Дон Жуан» с пушкинским текстом, который, как он заявил, будет поставлен «в таком виде, чтобы не искажать внутреннюю истину текста». и таким образом, что было отменено «нереалистичное» разделение между арией и речитативом в пользу непрерывного режима слоговой, но лирически усиленной декламации где-то между ними.
Под влиянием этого произведения (и идей Георга Готфрида Гервинуса , согласно которому «высшим естественным объектом музыкального подражания является эмоция, а методом подражания эмоции является подражание речи») Мусоргский в 1868 году быстро установил первые одиннадцать сцены Николая Гоголя пьесы «Женитьба » ( Женитба ), приоритетной задачей которого является передача в музыке естественных акцентов и закономерностей натуралистического и нарочито будничного диалога пьесы. Это произведение ознаменовало крайнюю позицию в стремлении Мусоргского к натуралистическому набору слов: он отказался от него без оркестровки после завершения своего «Акта 1», и хотя его характерно «мусоргская» декламация можно услышать во всей его более поздней вокальной музыке, натуралистический способ вокального письма все больше и больше становился лишь одним выразительным элементом среди многих.
Через несколько месяцев после ухода из «Женитбы» 29-летнему Мусоргскому предложили написать оперу по истории «Бориса Годунова» . Это он и сделал, собрав и оформив текст из пьесы Пушкина и . истории Карамзина В следующем году он завершил масштабную работу, живя с друзьями и работая в Департаменте лесного хозяйства. Однако в 1871 году законченная опера была отклонена для театрального исполнения, по-видимому, из-за отсутствия в ней какой-либо роли « примадонны ». Мусоргский приступил к работе над переработанной и дополненной «второй версией». В течение следующего года, который он провел в одной комнате с Римским-Корсаковым, он внес изменения, выходящие за рамки требований театра. В этом варианте опера была принята, вероятно, в мае 1872 года, а три отрывка были поставлены в Мариинском театре в 1873 году. Часто утверждают, что в 1872 году опера была отвергнута во второй раз, но конкретных доказательств этому не существует.
Ко времени первой постановки «Бориса Годунова» в феврале 1874 года Мусоргский принял участие в злополучном проекте «Млада» (в ходе которого он сделал хоровую версию своей « Ночи на Лысой горе» ) и начал «Хованщину» . Хотя это далеко не успех критиков - и несмотря на то, что он получил всего около дюжины представлений, - народная реакция в пользу Бориса сделала это пиком карьеры Мусоргского.
Отклонить
[ редактировать ]Начиная с этого пика, тенденция спада становилась все более очевидной. В этот момент балакиревский кружок распадался, что особенно огорчало Мусоргского. Он писал Владимиру Стасову : «Могучая кучка выродилась в бездушных предателей». [ 36 ] Было замечено, что, отдалившись от своих старых друзей, Мусоргский стал жертвой «приступов безумия», которые вполне могли быть связаны с алкоголизмом. Его друг Виктор Гартманн умер, а его родственник и недавний сосед по комнате Арсений Голенищев-Кутузов (который написал стихи для песенного цикла «Без солнца» , а затем написал стихи для «Песен и плясок смерти ») уехал, чтобы жениться. Около 1870 года Мусоргский нанял нового и выдающегося личного частного врача, доктора Джорджа Леона Каррика, бывшего секретарем, а затем президентом Общества петербургских врачей. [ 37 ] и двоюродный брат сэра Гарри Лаудера . [ 38 ]
Хотя Мусоргский лично страдал от алкоголизма, эта модель поведения также считалась типичной для представителей поколения Мусоргского, которые хотели противостоять истеблишменту и протестовать с помощью крайних форм поведения. [ 39 ] Один современник отмечает, что «интенсивное поклонение Вакху считалось почти обязательным для писателя того периода. Это было показухой, «позой» для лучших людей [восемнадцати-шестидесятых годов]». Другой пишет: «Талантливые люди в России, любящие простой народ, не могут не пить». [ 40 ] Мусоргский проводил дни и ночи в малоизвестной петербургской таверне «Малый Ярославец» в компании других богемных недоучок. Он и его коллеги-пьющие идеализировали свой алкоголизм, возможно, рассматривая его как этическую и эстетическую противоположность. [ 39 ]
На какое-то время Мусоргскому удалось сохранить свою творческую активность: среди его сочинений 1874 года — «Без солнца» , «Хованщина -Прелюдия», фортепианная сюита «Картинки с выставки » (памяти Гартмана); он также начал работу над другой оперой по Гоголю — «Ярмарка в Сорочинцах» (для которой поставил еще одну хоровую версию « Ночи на Лысой горе »).
В последующие годы падение Мусоргского становилось все более резким. Хотя теперь он стал частью нового круга выдающихся личностей, в который входили певцы, врачи и актеры, он все больше не мог сопротивляться пьянству, и череда смертей среди его ближайших соратников причиняла ему сильную боль. Однако временами кажется, что его алкоголизм находится под контролем, и среди самых сильных произведений, написанных за последние шесть лет, можно назвать «Четыре песни и пляски смерти» . Его карьера на государственной службе стала более нестабильной из-за его частых «болезней» и отсутствий, и ему посчастливилось добиться перевода на должность (в Управлении государственного контроля), где его любящий музыку начальник относился к нему с большой снисходительностью – даже позволяя ему провести три месяца в туре по двенадцати городам в качестве концертмейстера певца в 1879 году. [ нужна ссылка ]
Однако спад не удалось остановить. В 1880 году он был окончательно уволен с государственной службы. Зная о его нищете, одна группа друзей организовала стипендию, предназначенную для завершения « Хованщины» ; другая группа организовала аналогичный фонд, чтобы заплатить ему за завершение Ярмарки в Сорочинцах . Однако ни одно произведение не было завершено (хотя «Хованщина» в партитуре с двумя несочиненными номерами была близка к завершению).
В начале 1881 года отчаявшийся Мусоргский заявил другу, что «не осталось ничего, кроме попрошайничества», и перенес четыре припадка подряд. также страдал белой горячкой . Мусоргский в этот период [ 41 ] Хотя он нашел удобную палату в хорошей больнице – и в течение нескольких недель даже казалось, что он поправляется – ситуация была безнадежной. Знаменитый портрет красноносого Репин написал в последние дни жизни композитора: через неделю после своего 42-летия он умер. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро -Невской лавры в Санкт-Петербурге . [ 42 ]
Мусоргский, как и другие члены «Пятерки», воспринимался императором и большей частью его двора как экстремист. [ д ] Возможно, именно по этой причине царь Александр III лично вычеркнул «Бориса Годунова» из списка предложенных пьес для Императорской оперы в 1888 году. [ 44 ]
Работает
[ редактировать ]Произведения Мусоргского, хотя и поразительно новы, стилистически романтичны и во многом опираются на русские музыкальные темы. Он был источником вдохновения для многих русских композиторов, в том числе для Дмитрия Шостаковича (в его поздних симфониях) и Сергея Прокофьева (в его операх).
В 1868/1869 написал оперу «Борис Годунов » о жизни русского царя , но она была отвергнута Мариинской оперой . Таким образом, Мусоргский отредактировал работу, сделав окончательную версию в 1874 году. Ранняя версия считается более мрачной и краткой, чем более поздняя, но также и более грубой. Николай Римский-Корсаков заново оркестровал оперу в 1896 году и отредактировал ее в 1908 году. Опера также была переработана другими композиторами, в частности Шостаковичем, который сделал две версии: одну для кино и одну для сцены.
Опера «Хованщина» осталась незавершенной и невыполненной, когда умер Мусоргский, но была завершена Римским-Корсаковым и состоялась премьера в 1886 году в Санкт-Петербурге . Эту оперу тоже переработал Шостакович. Еще одна опера «Ярмарка в Сорочинцах» осталась незавершенной после его смерти, но танцевальный отрывок «Гопак часто исполняется ».
Самым образным и часто исполняемым произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес, описывающих картины в звуке, под названием «Картинки с выставки» . Эта композиция, наиболее известная благодаря оркестровой аранжировке Мориса Равеля , была написана в память о его друге, архитекторе Викторе Гартманне .
Одночастное оркестровое произведение Мусоргского « Ночь на Лысой горе» пользовалось широким признанием в 1940-х годах, когда оно было показано вместе с » Шуберта « Аве Мария в Уолта Диснея анимационном фильме 1940 года «Фантазия» .
Среди других произведений композитора — ряд песен, в том числе три песенных цикла : «Детская» (1872), «Бессолнечная» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1877); плюс «Песнь о блохе» Мефистофеля и многие другие. Важные ранние записи песен Мусоргского были сделаны тенором Владимиром Розингом в 1920-х и 1930-х годах. [ 45 ] Другие записи были сделаны Борисом Христовым в период с 1951 по 1957 год и Сергеем Лейферкусом в 1993 году. [ 46 ]
Репутация
[ редактировать ]Современные мнения о Мусоргском как композиторе и человеке варьировались от положительных до неоднозначных и отрицательных. Возможные сторонники Мусоргского, Владимир Стасов и Милий Балакирев , поначалу высказали резко негативное впечатление о композиторе. Стасов писал Балакиреву в письме 1863 года: «Мусоргский мне не нужен. Его взгляды, возможно, совпадают с моими, но я никогда не слышал, чтобы он высказывал умную идею. я полный идиот», и Балакирев согласился: «Да, Мусоргский чуть ли не идиот». [ 47 ]
Неоднозначные впечатления фиксируют Римский-Корсаков и Чайковский , коллеги Мусоргского, которые, в отличие от него, зарабатывали на жизнь композиторами. Оба высоко оценили его талант, но выразили разочарование его техникой. Римский-Корсаков писал, что партитуры Мусоргского включали:
абсурдная, бессвязная гармония, безобразное написание партий , иногда поразительно нелогичная модуляция , иногда удручающее ее отсутствие, неудачное озвучивание оркестровых вещей... то, что было нужно в данный момент, - это издание для исполнения, для практических художественных целей, для ознакомления с его огромного таланта, а не для изучения его личности и художественных проступков. [ 48 ]
Готовя издание «Сорочинской ярмарки» , Анатолий Лядов заметил: «Исправить неточности Мусоргского достаточно легко. Беда только в том, что при этом исчезают характер и своеобразие музыки, исчезает индивидуальность композитора. " [ 49 ]
Чайковский в письме своей покровительнице Надежде фон Мекк также критиковал Мусоргского:
Мусоргского вы совершенно справедливо называете делом безнадежным. Талантом он, пожалуй, превосходит всех [других членов «Пятерки »,] но натура его ограниченна, лишена всякого стремления к самосовершенствованию, слепо верит в нелепые теории своего круга и в собственную гениальность. Кроме того, в его натуре есть некая низменная сторона, которая любит грубость, неотесанность, грубость. Он выставляет напоказ свою неграмотность, гордится своим невежеством, все равно бездельничает, слепо веря в непогрешимость своего гения. Однако у него есть вспышки таланта, притом не лишенные оригинальности. [ 50 ]
Западное восприятие Мусоргского изменилось после европейской премьеры «Бориса Годунова» в 1908 году. До премьеры на Западе его считали чудаком. Критик Эдвард Данройтер в издании « Оксфордской истории музыки» 1905 года писал : «Мусоргский в своих вокальных усилиях кажется намеренно эксцентричным. Его стиль производит впечатление на западный слух как варварски уродливый». [ 51 ] Однако после премьеры взгляды на музыку Мусоргского кардинально изменились. Джеральд Абрахам , музыковед и знаток Мусоргского: «Как музыкальный переводчик слов и всего того, что можно выразить словами, психологических состояний и даже физических движений, он непревзойден; как абсолютный музыкант он был безнадежно ограничен, с удивительно малой способностью создавать чистую музыку или даже чисто музыкальную текстуру». [ 52 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Тональная поэма Мусоргского « Ночь на Лысой горе» была использована в анимационном фильме 1940 года «Фантазия» в сопровождении анимации Чернобога , вызывающего злых духов на горе. Оно переходит в «Аве Марию» Франца Шуберта . [ 53 ]
Прогрессив -рок- группа Emerson, Lake & Palmer исполнила и записала аранжировку « Картинок с выставки» Мусоргского в 1971 году с текстами Грега Лейка и выпустила ее как одноимённый концертный альбом . [ 54 ]
Первые 20 секунд песни Майкла Джексона » 1995 года « HIStory основаны на оркестровой версии фрагмента «Богатырские ворота (В столице в Киеве)» из « Картинок с выставки » . [ 55 ]
В фильме «Евровидение 2020 года: Сага об огне» с Дэном Стивенсом в главной роли в роли Александра Лемтова, яркого певца, представляющего Россию, было нетипичное развитие русского характера, что является очевидной культурной отсылкой к Модесту Мусоргскому, также известному внутри страны своим поощрением женской оперы. певица Дарья Леонова сочинит классическую песню «Письмо после бала». [ 56 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ In his day, the name was written Модестъ Петровичъ Мусоргскій.
- ^ BGN/PCGN русская транслитерация Здесь для его имени используется . Система ALA-LC: Модест Петрович Мусоргский . ISO 9: Модест Петрович Мусоргский . [ 1 ]
- ↑ Отец Модеста Мусоргского Петр был в конце концов усыновлен своим биологическим отцом Алексеем, дедом Мусоргского, после официального брака Алексея и его домашней крепостной Ирины после ее освобождения (это было задолго до эмансипационной реформы 1861 года ). Ирина была необыкновенной женщиной, лучшей танцовщицей-певицей в поместье. Ее сильный характер позволил ей занять должность «распорядителя всех ключей» и стать законной женой владельца поместья. К сожалению, первоначальный незаконнорожденный статус Петра (дата его рождения утеряна, узаконен 9 мая 1820 г., умер в 1854 г.) [ 19 ] ) считалось позором, помешавшим ему сделать успешную военную карьеру согласно семейной традиции Мусоргских. [ 20 ]
- ↑ При [правлении] Александра II сохранялось господство балтийских немцев . Сотрудник Михаила Каткова , латыш Кришьянис Вальдемар, в статье "Кто правит Россией: сами русские или немцы?" собрал статистику: «Среди министров – 15% немцев, среди членов Государственного совета – 25%, среди сенаторов – 40%, генералов – 50%, губернаторов – 60%. А поскольку губернаторы управляют Россией, то это и будет ответ на поставленный вопрос.Поскольку все императрицы [супруги] немцы, то естественно, что под их покровительством немцы проникли в высшую администрацию. Катков, прочитав статью с изумлением, не поверил цифрам. секретарю проверить. Результаты проверки оказались еще более поразительными: немецких сенаторов было не 40, а 63%. Но Катков опубликовал статью Вальдемара, заменив только слова об императрицах на «высокие чиновники»». [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Русский язык – система транслитерации BGN/PCGN» . transliteration.com . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «Наследие Псковской земли» . Culture.pskov.ru (на русском языке). Администрация Псковской области . Проверено 13 августа 2020 г. .
- ^ «Музей-усадьба М.П. Муссогрского» . Culture.pskov.ru (на русском языке). Администрация Псковской области . Проверено 13 августа 2020 г. .
- ^ Лукьяненко, Павел (26 июня 2020 г.). «Визитка Модеста Мусоргского: куда делся Г?» . Труд.ру (на русском языке). Труд . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ Тарускин (1993: стр. xxx, 384)
- ^ Тарускин (1993: стр. xxvii – xxviii)
- ^ Musorgskiy (1984: pp. 10–12)
- ^ Musorgskiy (1984: p. 44)
- ^ Musorgskiy (1984: p. 238)
- ^ Jump up to: а б Тарускин (1993: стр. xxviii)
- ^ Тарускин (1993: стр. xxx)
- ↑ Смирницкий (1985: с. 300).
- ^ Тарускин (1993: стр. xxviii, xxx)
- ^ Тарускин (1993: стр. xxvii–xxxi)
- ^ Кэмпбелл, Майк. «Значение, происхождение и история имени Модест» . За именем . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Кэмпбелл, Майк. «Значение, происхождение и история имени Модест» . За именем . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ «Модест Петрович Мусоргский» . Культура.ру (на русском языке). Министерство культуры (Россия) . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Smirnova, Esther (2001). "Modest Petrovich Mussorgsky : Boris Godunov". Русская музыкальная литература: Для VI—VII кл. ДМШ: Учебник [ Russian Music Literature: For VI-VII grades (12-13-year-old children). Children's Music School : Textbook ] (PDF) (in Russian). Moscow: Muzyka (publisher) . p. 56. ISBN 978-5-7140-0142-0 .
- ^ «Семья Мусоргских» . 62info.ru (на русском языке). История, культура и традиции Рязанского края . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ «Мусоргский. Детство. Семья. Места» . mussorgsky.ru (на русском языке) . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ Браун (2002: стр. 3).
- ^ Jump up to: а б Браун, 4. [ неполная короткая цитата ]
- ^ Jump up to: а б Браун, 5.
- ^ Цитируется в Brown, 4.
- ^ Jump up to: а б Браун (2002: стр. 6).
- ^ Браун (2002: стр. 8).
- ^ Gordeyva (1989: pp. 86–87).
- ^ Браун, 10.
- ^ Браун, 12–13.
- ^ Браун, 12.
- ^ Браун, 14.
- ^ «Его знак» (PDF) . mus.academy (на русском языке). Музыкальная Академия . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Эмерсон, Кэрил (1999). Жизнь Мусоргского (1-е изд.). Кембридж [ua]: Cambridge Univ. Нажимать. п. 34 . ISBN 978-0-521-48507-4 .
- ^ Крамер, Джонатан Д. (1991). Прослушивание музыки: основное руководство по классическому репертуару . Лондон, Великобритания: Random House UK Ltd (подразделение Random House Group). п. 484. ИСБН 978-0-413-45331-0 .
- ^ "Искренность и золотая рыбка" [Sincerity and Golden Fish] (PDF) . mopargolovo.ru (in Russian). Pargolovo Official CIte. 29 April 2019. p. 8. Archived (PDF) from the original on 19 August 2019 . Retrieved 4 January 2021 .
- ^ Письмо Владимиру Стасову, 9 октября 1875 г. Цитируется у Римского-Корсакова (1923: стр. 154–55, сноска 24).
- ^ Эшби, Ф., «Каррики Санкт-Петербурга» в книге «Каледонская фаланга - шотландцы в России» , Эдинбург, 1987, с. 96.
- ^ «Происхождение сэра Гарри Лаудера» Грегори Лаудер-Фроста, FSA Шотландии, в «Шотландском специалисте по генеалогии» . том. ЛИИ, № 2, июнь 2006 г., ISSN 0300-337X , стр. 74–87, где мать доктора Кэррика указана как сестра дедушки Гарри Лаудера, Джона Лаудера.
- ^ Jump up to: а б Volkov (1995: p. 87).
- ↑ Цитируется по музыка « Советская » 9 (1980), 104. Цитируется по Волкову (1995: стр. 87).
- ^ «Модест Мусоргский – обзор композитора-классика, его жизни и музыки» . www.mfiles.co.uk .
- ^ Уилсон, Скотт. Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей , 3-е изд.: 2 (места Kindle 34064–65). McFarland & Company, Inc., Издательства. Киндл издание.
- ^ Поляков Владимир. «Трагедия забвения» . историяак.рф . Историк (Российский журнал) . Архивировано из оригинала 25 апреля 2019 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Volkov (1995: pp. 106–07).
- ^ Джуйнболл (1991: стр. 194–96).
- ^ Козинн (2004: стр. 143–47).
- ^ Кальвокоресси (1934: стр. 6).
- ^ Браун и Авраам (1997: стр. 125).
- ^ Кальвокоресси (1956: стр. 219)
- ^ Браун (2010: стр. 212).
- ^ Кальвокоресси (1956: стр. 224)
- ^ Гроув, Джордж (1 января 1954 г.). Словарь музыки и музыкантов Гроува. Том. 5: Л–М . Макмиллан. ISBN 978-0-333-19178-1 .
- ^ Габлер, Джей (13 ноября 2015 г.). «От «Лысой горы» до «Аве Марии»: кульминация «Фантазии» из ада в рай» . www.classicalmpr.org .
- ^ «Эмерсон Лейк и Палмер: картинки с выставки» . ПопМатерс . 11 сентября 2007 г.
- ^ Фогель, Джозеф (2011). Человек в музыке: творческая жизнь и творчество Майкла Джексона . Стерлинг . стр. 223–224. ISBN 978-1-4027-7938-1 . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «Леонова или Мусоргский? Авторство романса «Письмо после бала» как источник изучения историко-культурной проблемы» . academia.edu (на русском языке). Государственный институт искусствоведения . 2018 . Проверено 14 сентября 2020 г.
Источники
- Браун, Дэвид. Мусоргский: его жизнь и творчество . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2002. ISBN 978-0-19-816587-3 .
- Браун, Дэвид. Чайковский: Человек и его музыка . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер, 2010. ISBN 978-0-571-26093-5 (по состоянию на 29 июня 2015 г.).
- Браун, Дэвид и Джеральд Э. Абрахам. Русские Мастера 1: Глинка, Бородин, Балакирев, Мусоргский, Чайковский . Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1997. ISBN 978-0-393-31585-1 .
- Кальвокоресси, доктор медицинских наук , Модест Мусоргский: его жизнь и творчество , Лондон: Роклифф, 1956.
- Кальвокоресси, доктор медицинских наук «Юность Мусоргского: в свете новейшей информации». Музыкальный ежеквартальный журнал 20, вып. 1 (январь 1934 г.): 1–14. JSTOR 738707 ISSN 0027-4631 (по состоянию на 29 июня 2015 г.). (требуется подписка)
- Джуйнболл, Флорис. «Владимир Розинг». Коллекционер пластинок 36, вып. 3 (июль, август, сентябрь 1991 г.). стр. 194–96.
- Козинн, Аллан . « Основная библиотека New York Times: Классическая музыка: Путеводитель по 100 самым важным записям для критиков ». Нью-Йорк: Times Books, 2004. ISBN 978-0-8050-7070-5 .
- Musorgskiy, M., M. P. Musorgskiy: Letters , Gordeyeva, Ye. (editor), 2nd edition, Moscow: Music (publisher), 1984 [Мусоргский, М.П., М.П. Мусоргский: Письма , Гордеева, Е., Москва: Музыка, 1984]
- Римский-Корсаков Николай. «Моя музыкальная жизнь » под редакцией Надежды Николаевны Римской-Корсаковой, в переводе со второго русского издания Иуды А. Иоффе и под редакцией Карла Ван Вехтена с предисловием. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1923.
- Smirnitsky, A., Russian-English Dictionary , Moscow: The Russian Language (publisher), 1985 [Смирницкий, А.И., Русско-английский словарь , Москва: Русский язык, 1985].
- Тарускин, Р. , Мусоргский: восемь эссе и эпилог , Нью-Джерси: Princeton University Press, 1993.
- Волков, Соломон , тр. Буи, Антонина В. , Санкт-Петербург: история культуры . Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Gordeyeva, E. (ed.). M.P. Musorgsky v vospominaniyakh sovremennikov [Mussorgsky in the recollections of contemporaries] Moscow: s.n., 1989.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Мусоргского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- В проекте «Мутопия» есть композиции Модеста Мусоргского.
- Тургенев и Мусоргский (с музыкальными образцами)
- Модест Мусоргский
- 1839 рождений
- 1881 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Смертность от алкоголя в России
- Похороны на Тихвинском кладбище.
- Композиторы для фортепиано
- Русские классические пианисты-мужчины
- Российские оперные композиторы-мужчины
- Оперные композиторы Российской империи.
- Жители Псковской области.
- Жители Торопецкого уезда.
- Пианисты Российской Империи.
- Композиторы-романтики Российской империи.
- Rostislavichi family (Smolensk)
- Пятёрка (композиторы)