Исторические системы наследования
Исторические системы наследования — это разные системы наследования среди разных людей.
Были проведены подробные антропологические и социологические исследования обычаев наследования по отцовской линии , при которых наследовать могут только дети мужского пола. В некоторых культурах также применяется наследование по материнской линии , при котором собственность может передаваться только по женской линии, чаще всего переходя к сыновьям сестры умершего; но также, в некоторых обществах, от матери к ее дочерям. В некоторых древних обществах и большинстве современных государств применяется эгалитарное наследование без дискриминации по признаку пола и/или порядка рождения.
Межкультурные исследования систем наследования
[ редактировать ]Наследование земли
[ редактировать ]Обычаи наследования земли сильно различаются в зависимости от культуры. Этнографический атлас дает следующие данные о распределении земли: первородство преобладает в 247 обществах, а ультимородство - в 16. В 19 обществах земля отдается исключительно или преимущественно тому, кто признан наиболее квалифицированным, а равенство преобладает в 301 обществе. [1] Что касается правил наследования земли, в 340 обществах наследуют сыновья, в 90 - другие наследники по отцовской линии (например, братья), в 31 - сын сестры, в 60 - другие наследники по материнской линии (например, дочери или братья), а в 98 - все дети. В 43 обществах земля предоставляется всем детям, но дочери получают меньше. В 472 обществах распределение унаследованной земли не подчиняется четким правилам или информация отсутствует, а в 436 обществах правила наследования недвижимого имущества не существуют или данные отсутствуют; отчасти это связано с тем, что во многих обществах мало или вообще нет земли для наследования, например, в обществах охотников-собирателей или скотоводческих обществах .
Первородство по отцовской линии, при котором наследует старший сын, было общепринятым во многих культурах мира. Наследование по отцовской линии, при котором наследует младший сын, было принято среди ряда культур, в том числе: фур , фали, саамов (также называемых саамами), башкир, чувашей, гагаузов , вепов, татар, ачангов, айи, атаял , качаев, биатэ, чинантеков. , Хмар, Мро, Ком , Пурум и Лушей или Лушай (иногда ошибочно принимаемые за весь народ Мизо, особенно в прошлом).
Среди английских крестьян не было явно распространенной модели наследования, в то время как испанские баски отдавали свою землю тому, кого считали наиболее подходящим, хотя они отдавали предпочтение сыновьям. Предоставление более или менее равных долей земли сыновьям, но исключенным дочерям, также было обычным явлением во многих группах населения, равно как и предоставление относительно равных долей как сыновьям, так и дочерям или немного меньших дочерей. Та же система преобладает в современном Египте и большинстве арабских групп (см. Шариат ). Большинство неарабских мусульман, за некоторыми исключениями (кавказцы, иранцы), исторически следовали своим собственным обычаям наследования, а не шариата. В Древнем Египте старший сын наследовал в два раза больше, чем другие сыновья, и в прежние времена он был единственным наследником. [2] [3]
У лаосцев , ачехов, гуанчей и минангкабау все дочери унаследовали равные доли земли. Чамы, джайнтиа , гаро и кхаси практиковали право наследования по женскому праву. Первородство, независимо от пола ребенка, было принято у пайваней , ифугао , чугачей , французских басков . В то время как у чувашей и марийцев ультрародство, независимо от пола ребенка, было принято.
Двустороннее первородство — более редкий обычай наследования, при котором старший сын наследует от отца, а старшая дочь — от матери. Эта практика была распространена среди классических майя, которые передавали домашнюю обстановку семьи от матери к старшей дочери, а семейную землю, дома и сельскохозяйственные орудия - от отца к старшему сыну. [4] Его также видели на греческом острове Карпатос, где семейный дом передавался от матери к старшей дочери, а семейная земля – от отца к старшему сыну. [5] У игорот землю отца наследует старший сын, а землю матери – старшая дочь. [6]
Обзор многочисленных исследований показал, что модель наследования земли, традиционно преобладающая среди английских, голландских и новоанглийских крестьян, представляла собой раздельное наследование . Схема наследования земли, традиционно преобладающая среди русских крестьян, оказалась близкой к первородству по отцовской линии, «поскольку старшие сыновья вполне могут наследовать больше». Выводы этого обзора противоречат предыдущим сообщениям о том, что русские практиковали равное наследование земли всеми сыновьями и что у англичан, голландцев и жителей Новой Англии не было определенной модели наследования. [7]
В самой восточной Европе у большинства тюркских народов преобладала ультимогенность по отцовской линии. Равное наследование имущества всеми сыновьями преобладало у большинства финно-угорских народов, а у эстонцев и балтов преобладало первородство по отцовской линии. [8]
Обычаи наследования иногда считаются культурно отличительным аспектом общества. Хотя часто думают, что мизо используют ультимородство, это происходит потому, что обычаи лушаев или лушеев путают с обычаями всех мизо; Мизо и Лушай иногда использовались как синонимы. Среди большинства нелушайских мизо преобладает первородство. [9] так же, как и у Кукисов. [10] В целом существует большая путаница в отношении этнической принадлежности многих северо-восточных индийских племен. [11] общий термин «Зоми» . Некоторые считают наиболее подходящим [ нужна ссылка ]
Наследование движимого имущества
[ редактировать ]Такое же неравенство наблюдается и в отношении наследования движимого имущества. Большинство кочевых народов из Азии, например халка-монголы , дают каждому сыну при женитьбе более или менее равную долю стада. Обычно самый младший остается заботиться о родителях и наследует палатку своего отца после их смерти в дополнение к своей доле в стаде. [12] Однако другие, например юкагиры и якуты, оставляют большую часть стада одному сыну (в приведенных примерах младшему и старшему соответственно). Некоторые скотоводческие народы из других географических регионов также практикуют неравную передачу богатства, хотя обычаи равного мужского наследования среди них более распространены, чем среди земледельцев.
Первородство по отцовской линии в отношении скота и земли практиковалось народом тсвана , основным источником богатства которого был домашний скот, хотя они также занимались сельским хозяйством. [13] [14] [15] Подобная практика наблюдалась и у других южных народов банту. [16] такие как Цонга , [17] или Венда . [18] Хотя у венда скот наследовал старший сын, земля не наследовалась внутри семьи, а передавалась каждому сыну деревенскими властями при его женитьбе. У тсонга большая часть земли использовалась только для животноводства. Первородство по отцовской линии преобладало и среди соседних народов кой, от которых остались только нама (среди которых также преобладало первородство по отцовской линии). [19]
Многие другие африканские народы также практиковали первородство по отцовской линии в отношении домашнего скота. В их число входили: Нгони , Гого, Мангбету, Рендилле, Сапо , Боран, Габра, Равнинный Покот , Хема, Бети-Пауин, Будума, Догоны , Дуала, Джафун и Кассена. . Согласно Этнографическому Атласу, фульбе или фулани, крупнейший скотоводческий народ Африки, делили свой скот поровну между всеми сыновьями. Однако, по некоторым другим источникам, у них практиковалось мужское первородство. [20]
У чукчей , коряков и кетов практиковалось ультимородство по мужскому роду. Утверждается, что остальные сибирские народы, такие как вогулы, самоеды или ханты, практиковали первородство по отцовской линии, хотя достоверных сведений о традиционных обычаях сибирских народов мало. Говорят, что гиляки делили свой скот поровну между всеми сыновьями. Первородство по отцовской линии также было традиционно распространено среди скотоводческих народов Австралии, таких как аранда , а также среди гималайских скотоводов, таких как чангпа. [21]
Первородство по отцовской линии традиционно было распространено среди некоторых скотоводческих народов Гренландии и северной Канады. Соседние коренные народы северо-западного побережья Тихого океана были организованы в общества, где старшие сыновья и их линии происхождения имели более высокий статус, чем младшие сыновья и их линии происхождения («конический клан»), хотя правило отцовского первородства не могло возникнуть. среди большинства из них, поскольку они были в основном охотниками-собирателями. Однако правило первородства по отцовской линии действительно развивалось среди некоторых коренных народов Канады, занимавшихся сельским хозяйством, таких как монтанье , катчины, пикангикумы, оджибва , клалламы и ацугеви. Коренные народы Канады находились под влиянием древней культуры Туле , о которой мало что известно с уверенностью.
Другие источники
[ редактировать ]Передача богатства между поколениями среди земледельцев, как правило, довольно неравномерна. [22] Лишь немногим более половины изученных обществ практикуют равное разделение недвижимости; обычаи сохранения земли в относительной неприкосновенности (чаще всего первородство) очень распространены. Передача богатства более эгалитарна среди скотоводов, но в некоторых из этих обществ также преобладают неравные обычаи наследования, и они строго патрилинейны. [23]
Исследование 39 незападных обществ выявило множество обычаев, которые различают детей в зависимости от их пола и порядка рождения. Первые сыновья, по сравнению с другими сыновьями, «скорее всего, унаследуют или иным образом получат контроль над большей частью семейной земли, скота или другого богатства». Первые сыновья унаследовали больше, чем другие сыновья в 11 изученных обществах. У Тода и первый, и последний сыновья унаследовали больше, чем другие сыновья. Последние сыновья унаследовали больше, чем другие сыновья у лоло и юкагиров, и меньше у луо . В ходе исследования выяснилось, что наибольшее количество обычаев, благоприятствующих первым сыновьям, имели тсвана, за которыми следовали азанде. Людьми с наибольшим количеством обычаев, благоприятствующих последним сыновьям в их изучении, были лоло. Это исследование подтвердило утверждения этнографов о том, что обычаи, благоприятные для первых сыновей, были распространены в Южной Азии, Австронезии и Африке к югу от Сахары, тогда как обычаи, благоприятные для последних сыновей, были распространены среди этнических меньшинств Юго-Западного Китая. [24]
Единственный обычай, который различал сыновей у дагорских монголов, заключался в том, что первые сыновья пользовались большим уважением со стороны своих братьев и сестер, а последние сыновья получали меньше уважения со стороны своих братьев и сестер. Это противоречит тем теориям, которые утверждают, что у народов азиатской степи существовали сильные обычаи, благоприятствующие первым или последним сыновьям. Фактически, у коренных американских народов было значительно больше обычаев, благоприятствующих первым сыновьям, чем у дагорских монголов. [24]
У арабских народов, таких как египетские феллахи, все сыновья наследовали одинаково и имели одинаковое богатство. Это также наблюдалось среди коренных народов Аляски, таких как эяк . [24]
Джек Гуди был влиятельным антропологом двадцатого века. Однако в последние десятилетия его теории в основном отвергались. [ нужна ссылка ] Он проводил различие между полной и предпочтительной формой первородства и ультимородства. В полной форме обоих обычаев остальные дети исключаются из наследства. Однако при преимущественной форме первородства старший сын выступает хранителем прав отца от имени своих братьев. При преимущественной форме ультимородства младший сын наследует остаток имущества своего отца после того, как старшие сыновья получили свои доли при жизни отца. Гуди назвал ультимогенитет «Английским районом», а первородство «Французским районом», потому что в Англии ультимогенитет был местным обычаем, а первородство было обычаем, принесенным норманнскими захватчиками. По мнению Гуди, в позднесредневековой Англии первородство по отцовской линии преобладало в феодальных владениях и среди крестьянства значительной части Мидлендса. ультимородство по отцовской линии («городской английский») преобладало в других частях страны-чемпиона. Раздельное наследование ( молоток ) преобладало в Кенте, Восточной Англии и кельтских областях. [25]
Как преимущественное первородство, так и преимущественное первородство практиковались в дореволюционной России, где старший сын становился главой семьи и унаследовал больше, чем другие сыновья. [26] «Младший сын, если он оставался с отцом, наследовал дом, а иногда и другое имущество» ( минорат ). [27] Однако доля земли и движимого имущества остальных сыновей была лишь немногим меньше, чем у старшего и младшего сына. Лишь в южной части страны дом унаследовал младший сын; на севере его унаследовал старший сын. [28]
Русская семья примерно 1900 года считала такое имущество, как дом, сельскохозяйственные орудия, скот и продукты, принадлежащими всем членам семьи. Когда отец умер, его роль главы семьи (известного как Хозаин или Большак) перешла к самому старшему человеку в доме. В некоторых областях это был старший сын. В других случаях это был старший брат умершего, пока он жил в том же доме. В некоторых районах новый глава избирался членами семьи. Если бы все оставшиеся в живых члены семьи были несовершеннолетними, совладельцем становился бы родственник. Если имущество делилось после смерти, каждый взрослый мужчина в доме получал равную долю. Сыновья, покинувшие дом, не имели права наследования. Женщины оставались в семье и получали долю наследства при вступлении в брак. На севере России дом унаследовал старший сын. На юге старший сын должен был построить отдельный дом, пока отец был еще жив, поэтому младший унаследовал дом отца после его смерти. [28]
Системы наследования у разных людей
[ редактировать ]На протяжении всей истории создавались творческие системы наследования, наилучшим образом отвечающие потребностям различных людей в соответствии с их уникальной средой и задачами.
Обычаи наследования как культурное измерение
[ редактировать ]Обычаи наследования не следуют четким этническим, языковым или географическим закономерностям. Равенство между всеми сыновьями и подчиненное положение женщин, исключающее дочерей из права наследования, являются важными аспектами венгерского права. [29] Албанский, [30] Румынский, [31] Армянский и самый славянский [32] [33] [34] или латиноамериканские культуры. [35] Хотя многие исследования показывают привилегированное положение, которым традиционно пользовался старший сын в Словении, [36] финский [37] или тибетской культуры. [38] Джаинтия . , Гаро и Кхаси, с другой стороны, традиционно отдавали предпочтение младшей дочери Некоторые народы, например динка, [39] араканцы , [40] чины , Мьянмы [41] или Карен , часто демонстрируют компромисс между первородством и ультимородством в своих моделях наследования. Хотя среди многих чинов Мьянмы преимущество старшего и младшего сына над другими сыновьями действительно невелико, поэтому говорить об истинной модели смешанного первородства и ультимородства неверно. Преимущество старшего и младшего сына несколько более широко распространено у динка и араканцев. Компромисс между первородством и ультимородством был также обнаружен среди качинов и диллингов, а также среди шерпов в некоторой степени . Такая модель наследования также наблюдается во многих деревнях фульбе в Гвинейской Республике. [42] хотя кажется, что в былые времена старший сын наследовал все в Гвинее. [43]
Иногда обычаи наследования не совсем отражают социальные традиции. Римляне ценили сыновей больше, чем дочерей, а Таис и Шан продемонстрировали обратную картину, хотя все они практиковали равное наследование земли между всеми детьми. Народ Шан , проживающий в основном на севере Таиланда и северо-востоке Мьянмы, явно матрилокален. [44] [45]
В ханьской китайской традиции старший сын имел особое значение. Закон карал более сурово за проступки младшего брата по отношению к старшему, чем наоборот. [46] Старший сын получал семейное главенство в случаях, когда семья держалась как единое целое, и наибольшую долю в случаях разделения семьи, поскольку он также унаследовал культ от семейных предков. [47] Это до сих пор практикуется на Тайване. [48] хотя китайские крестьяне практиковали раздельное наследование со времен династий Цинь и Хань , когда прежняя система мужского первородства была отменена. [49] В некоторых случаях предпочтение отдавалось старшему сыну старшего сына, а не старшему сыну. [50] Ритуальному первородству придавалось особое значение в родословных организациях Северного Китая. [51] В период культуры Луншань и в период трёх династий ( Ся , Чжоу и Шан ) преобладало первородство по отцовской линии. [52]
У монголов обычно считалось, что младший сын занимал особое положение, поскольку заботился о своих родителях в старости. После их смерти он унаследовал родительский шатер, что было связано с религиозным культом в монгольских традициях, хотя при женитьбе все сыновья получали более или менее равные доли скота. Однако, в отличие от этого широко распространенного представления, более строгие и обоснованные антропологические исследования родства и семьи у народов Центральной Азии убедительно показывают, что в этих обществах старшие сыновья и их линии происхождения имели более высокий статус, чем младшие сыновья и их линии происхождения. В Центральной Азии все члены одной линии терминологически различались по поколению и возрасту: старшие превосходили младших. Родословная структура Центральной Азии имела три различных режима: генеалогическую дистанцию или близость людей друг к другу на графике родства; поколенческая дистанция, или ранг поколения по отношению к общему предку; и порядок рождения, ранг братьев по отношению друг к другу. [53] Линии отцовского происхождения ранжировались в соответствии с рождением их основателей и, таким образом, считались старшими и младшими по отношению друг к другу. Из различных побочных отцов наиболее благородной была линия старших сыновей по происхождению от предка-основателя. В степи никто не имел себе равных; каждый нашел свое место в системе взаимно ранжированных линий происхождения от общего предка. [54] Именно в соответствии с этой идиомой превосходства и неполноценности родословных, происходящих от порядка рождения, были сформулированы юридические претензии на высший ранг. [55] Более того, по крайней мере среди монголов, старший сын унаследовал больше, чем младший сын, и это предписано кодексами законов, такими как Ясса , созданная Чингисханом . [56]
Среди арабских народов иногда утверждают, что распространение ислама положило конец резкому различию между первенцами и другими сыновьями, столь характерному для древних семитских народов . [55] [57] [58] Однако многие народы, частично или полностью принявшие ислам, также установили неравенство между сыновьями, например, оромо Восточной Африки, имевшие первородство по отцовской линии в наследовании, несмотря на то, что некоторые из них были мусульманами. [59] Другие мусульманские народы, такие как минангкабау и яванцы в Индонезии, турки или фур в Судане, также имеют практику наследования, которая противоречит их исламским верованиям. Большинство мусульман неарабского происхождения исторически следовали своим собственным обычаям наследования, а не шариата.
В Индии обычаи наследования были (и остаются) очень разнообразными. В древности преобладало первородство по отцовской линии. Законы Ману гласят, что старший сын наследует все имущество отца. [60] Поскольку в средние века равное наследование по отцовской линии преобладало, пожалуй, в большинстве групп, [61] хотя старший сын часто получал дополнительную долю. [62] В соответствии с этой системой имущество делилось между всеми сыновьями, но они часто оставались вместе со своими семьями под главой карты или главы семьи, который обычно был старшим сыном предыдущего главы семьи. [63] Однако среди некоторых южноазиатских народов, таких как западные пенджабцы , мужское первородство продолжало преобладать. [64]
Стратегии рождаемости и брака в различных обществах
[ редактировать ]Межкультурные сравнения
[ редактировать ]Практика наследования вдов младшими братьями наблюдалась во многих частях Африки и азиатских степей, а также в небольших зонах Южной Азии. Эта практика вынуждает младших братьев жениться на женщинах постарше. [65] С другой стороны, восточноевропейские культуры характеризуются ранним, универсальным и равным доступом к браку и воспроизводству благодаря своим системам равного наследования земли и движимого имущества всеми сыновьями. [66] исследования доиндустриальной российской Карелии показывают, что младшие братья часто оставались холостыми. Однако [67] и совместное семейное хозяйство, характеризующееся равным наследованием земли и движимого имущества всеми сыновьями и патриархальными властными отношениями, не было повсеместным в России.
Патрилинейные системы совместной семьи и более или менее равное наследование для всех сыновей в Индии и Китае означали, что не было различий в браке и воспроизводстве из-за порядка рождения. Однако в системах родовых семей Северо-Западной Европы доступ к браку и воспроизводству не был равным для всех сыновей, поскольку только один из них унаследовал большую часть или всю землю. [68]
На выживание и благополучие детей в Индии и Китае положительно влияет количество старших братьев и сестер противоположного пола и отрицательно – количество старших братьев и сестер того же пола. [69] [70] Однако окончательное безбрачие исторически было сравнительно редко в Индии и Китае, но относительно распространено во многих европейских обществах, где наследование было неприкосновенным. Первые сыновья ханьских китайцев, исторически вышедшие замуж раньше, имели более низкие показатели окончательного безбрачия и больше детей (особенно мальчиков), чем их младшие братья. Однако у них был более высокий уровень смертности. Это объяснялось тем фактом, что старшим сыновьям нужно было иметь больше детей, чтобы стать их преемниками на посту главы, и они были готовы идти на больший риск и страдать от большего истощения ресурсов для достижения этой цели. [47] Китайская совместная семейная система имела ярко выраженные негалитарные черты, которые делали ее демографически более похожей на базовую семейную систему. По мнению Эммануэля Тодда и других, это напоминает систему первородства по отцовской линии, преобладавшую в период культуры Луншань и период Трех династий . [52]
Вариации в зависимости от класса и контекста
[ редактировать ]Существует сильная связь между рождаемостью и наследственностью в «мальтузианском» контексте нехватки ресурсов. В условиях изобилия ресурсов взаимосвязь между наследованием и социальными результатами может быть иной. На Среднем Западе и Северо-Востоке Соединенных Штатов в период с 1775 по 1875 год, где ресурсов было много, роль первого сына положительно коррелировала с богатством и рождаемостью. Как и в других западных культурах, но в отличие от европейских обществ, где ресурсы были ограничены, здесь имеется сложная связь с наследственностью. [71]
Практика наследования и старшинство отцовской линии, а также важность самого наследства со временем менялись среди лису . В основном это произошло в ответ на изменения в наличии ресурсов и выращивании мака. [72]
В Соединенных Штатах дочери в настоящее время наследуют в среднем больше, чем сыновья. [73] Однако в прошлом в вопросах наследования земли предпочтение отдавалось старшему сыну. В колониальный период старший сын наследовал в два раза больше, чем другие сыновья в северных колониях (эти законы о наследовании были созданы по образцу Моисеева закона ), а в южных колониях действовало правило мужского первородства. [74]
В северной Гане, регионе, где преобладает мужское первородство, богатые семьи отдавали предпочтение сыновьям, а не дочерям. Вполне вероятно, что предпочтение отдавалось бы сыновьям-первенцам, поскольку они унаследовали бы богатство и, следовательно, имели бы более высокие репродуктивные перспективы. [75]
Культурные модели предпочтений детей
[ редактировать ]В последнее время наследование в западном мире в целом было эгалитарным, несмотря на то, что родители проявляли фаворитизм по отношению к дочерям и сыновьям, рожденным позже. [76] В отношениях между родителями и сыном матери обычно проявляют фаворитизм по отношению к первому сыну, а отцы - к сыновьям, родившимся позже, однако эти тенденции потеряли большую часть своего значения в отношении наследования.
Обычаи ультимородства среди фермеров объясняются отсрочкой выхода на пенсию, чтобы они не чувствовали себя «свергнутыми» рано своим старшим сыном. Этот образ мышления связан с преобладанием последних родившихся братьев и сестер в популярных мифах и фольклоре по всему миру. Как следствие, в некоторых культурах, практикующих преимущественное мужское превосходство, существуют неоднозначные, противоречивые чувства по отношению к последним рожденным сыновьям. [77]
Среди хауса в Западной Африке, практикующих первородство, мать и старший сын избегают друг друга, чтобы отметить положительное изменение статуса женщины после рождения наследника. Отец также может избегать сына, если он первый ребенок мужского пола у матери, разговаривая с ним через посредников, а не напрямую. [78]
У моси центральной Буркина-Фасо в Западной Африке старшего сына отправляли родственникам вскоре после обрезания и возвращали в родительскую семью вскоре после полового созревания; после смерти отца он унаследует его имущество.
Исследование населения тихоокеанского острова Тикопия в 1929 году показало, что старший сын должен жениться и получить больше земли, тогда как младшие сыновья остаются холостяками, эмигрируют или даже умирают. [79] Однако к 1952 году многие обычаи были отменены, и брак стал становиться всеобщим. [80] Однако при преемственности вождя традиционный обычай мужского первородства сохранялся. [81]
В некоторых обществах в странах Африки к югу от Сахары, где практиковалось мужское первородство, напряженность между родителями и их старшим сыном-наследником разрешалась посредством ритуалов избегания. Это было самым крайним явлением среди талленси . С другой стороны, среди народов Восточной Азии совместное проживание родителей и их старшего сына считалось нормальным и желательным в системах раздельного наследования, а в некоторых странах, таких как Япония, Вьетнам и Южная Корея, это широко практикуется даже в наши дни. . [82] [83] [84] Исторически в Японии браку и воспроизводству старших сыновей способствовал их статус наследников. [85]
В Японии, Корее и Вьетнаме, а также в некоторых европейских регионах, где практиковалось мужское первородство, родители не передавали свое имущество сыну-наследнику при вступлении в брак, как у немцев. Вместо этого первый сын оставался под властью своего отца даже после того, как он женился и имел детей, а отец оставался номинальным главой семьи до своей смерти, медленно и постепенно отказываясь от своей фактической власти. В Японии в родительском доме оставался только сын-наследник. Он мог стать главой семьи в любой момент между женитьбой и смертью своего предшественника. Время для этого обычно диктовалось семейными или местными традициями. [86] Каталонские и окситанские родовые семьи в Европе очень напоминали модель, наблюдаемую в Японии. [87] [88]
В сельском Китае собственность и земельные владения обычно делятся, когда старший сын женится.Обычно младший сын продолжает жить с родителями и наследует оставшуюся часть имущества. До революции 1949 года большинство семей в сельских районах Китая оставались вместе в течение многих лет после женитьбы старшего сына, иногда до тех пор, пока не женился младший сын. [89] Однако есть некоторые свидетельства того, что практика совместного проживания со старшим сыном продолжается. [90]
В Израиле совместное проживание родителей со старшим сыном преобладает в контексте движения Мошав , запрещавшего разрыв семейных участков; таким образом, старший сын наследует семейную ферму. [91]
В Южной Корее современный бизнес ( чеболь ) в большинстве случаев передается по мужскому первородству. [92] Исследование семейных фирм в Великобритании, Франции, Германии и США показало, что мужское первородство было правилом наследования более чем в половине семейных фирм во Франции и Великобритании, но только менее чем в трети из них в США и только в четверть (25 процентов) из них в Германии.
Социальные подходы к обычаям наследования
[ редактировать ]Использование различных форм преемственности может повлиять на многие сферы жизни общества. На гендерные роли глубоко влияют законы и традиции наследования. Неразделимое наследование позволяет сохранять единство крупных поместий и, таким образом, увековечивать элиту. При раздельном наследовании большие поместья постепенно делятся между многими потомками, и, таким образом, большое богатство размывается. Обычаи наследования могут даже влиять на гендерные различия в когнитивных способностях. Среди карби , у которых используется мужское первородство, мужчины значительно лучше, чем женщины, справляются с задачами, связанными с пространственными способностями. Среди хаси, использующих женскую ультимативность, нет существенных различий в производительности мужчин и женщин. [93]
Степень принятия обществом правила наследования также может различаться. В Южной Африке, например, влияние более современных западных социальных идей вызвало сильную оппозицию, как гражданскую, так и официальную, обычному праву первородства по отцовской линии, традиционно преобладающему среди чернокожих народов, и обычаи наследования постепенно меняются. [94]
У коренных племен Южной Африки старший сын наследует после смерти отца. Если старший сын также мертв, наследует старший выживший внук; если у старшего сына нет сыновей, наследство передается второму сыну отца или его сыновьям и так далее по всем сыновьям и их детям мужского пола, если это необходимо. В полигинных семьях, состоявших из нескольких членов, правила наследования несколько менялись. Каждый брак образовывал новую единицу, независимую от других, с отдельным имуществом, которое наследовал наследник каждой единицы. В полигинных семьях практиковалось либо простое, либо сложное наследование. В простой системе наследником является старший сын первой жены, а в случае его смерти – старший внук. Если у первой жены не было сыновей, наследство доставалось самому старшему из выживших потомков второй жены мужского пола, и так далее по всем женам, если это необходимо. Сложное наследование происходило, когда усадьба разделялась на две или три части, в зависимости от числа жен, и старший сын каждой жены становился наследником своей доли. Если в одной из частей не было наследника, наследник другой наследовал обе. Такая форма наследования наблюдалась среди коса на юго-востоке Южной Африки. Народ [16]
В Лесото и на юге Эфиопии большинство людей до сих пор следуют обычаю мужского первородства. [95] [96] Однако в Замбии, Намибии и Камеруне преобладающее обычное право первородства по отцовской линии начинает оспариваться в суде. [97] [98] [99] В восточной части Демократической Республики Конго преобладающий обычай мужского первородства также начинает считаться несправедливым некоторыми женщинами и младшими сыновьями. [100] Обычай первородства по отцовской линии преобладает в Южном Судане . [101] Уганда, [102] Танзания, [103] Бурунди, [104] Экваториальная Гвинея, [105] Зимбабве и Гамбия не вызвали особого сопротивления. [106]
В Гане разнообразные обычаи наследования среди этнических групп, такие как первородство мужского пола у эве и кробо или наследование по материнской линии у акан , способствуют появлению детей, живущих на улице. [107] В Сьерра-Леоне преобладающие в стране обычаи наследования заключались в том, что имущество наследовал либо старший сын, либо старший брат, что создавало неуверенность для вдов. [108] В Южной Корее почти до недавнего времени преобладало предпочтение старшего сына, несмотря на законы о равном наследовании для всех детей. В 2005 году более чем в половине (52,6%) случаев наследования старший сын унаследовал большую часть или все имущество своих родителей; более чем в 30% случаев старший сын унаследовал все имущество своих родителей. [83] В прошлом Северная Корея имела ту же модель наследования, что и Южная, однако никаких подробностей о текущей практике наследования не было доступно с момента провозглашения независимости страны в 1948 году.
Социальные преобразования также могут в значительной степени изменить обычаи наследования. Например, самбуру северо-центральной Кении являются скотоводами, которые традиционно практиковали смягченную форму первородства по отцовской линии, при этом старший сын получал наибольшую долю семейного стада, а каждый последующий сын получал значительно меньшую долю, чем любой из его старших. [109] Теперь, когда многие из них стали земледельцами, некоторые утверждают, что наследование земли должно осуществляться по отцовской линии, в то время как другие выступают за равное разделение земли. [110] Народ Бхил в центральной Индии, который в прошлом был охотником-собирателем, принял систему смягченного отцовского первородства, идентичную системе пасторального первородства Самбуру , когда они стали земледельцами. [111] Тот же обычай преобладает и у некоторых других народов, например, у эльгейо и масаи в Кении. [112] [113] или Нупе Нигерии и Нигера. Большинство амхаров в Эфиопии делят свою собственность между всеми сыновьями, однако в некоторых регионах практикуется мужское первородство. [114] Предпочтение старшему сыну также распространено среди динка в Южном Судане. [115] У шона в Зимбабве и Мозамбике старший сын первым унаследовал и получил лучший участок земли. [116] В самых старых источниках шона упоминается первородство по отцовской линии как их обычай наследования, при этом старший сын любой из жен умершего становится главным наследником. [117] Вдова была унаследована братом мужа, но могла отказаться от этого. [118]
Системы социальной стратификации
[ редактировать ]Были проведены подробные антропологические и социологические исследования обычаев наследования по отцовской линии , при которых наследовать могут только дети мужского пола. В некоторых культурах также применяется наследование по материнской линии , при котором собственность может передаваться только по женской линии, чаще всего переходя к сыновьям сестры умершего; но также, в некоторых обществах, от матери к ее дочерям. В некоторых древних обществах и большинстве современных государств применяется эгалитарное наследование без дискриминации по признаку пола и/или порядка рождения.
Эволюция практики наследования в Европе
[ редактировать ]Право первородства по отцовской линии, хотя и было широко распространено в Европе в средние века и в наше время, похоже, не так широко преобладало в древние времена. В Афинах, согласно Демосфену и Законам Солона, старший сын унаследовал дом, а вместе с ним и культ семейных предков. [119] Аристотель говорил об отцовском первородстве во время своего пребывания в Фивах и Коринфе. Он также рассказал о восстаниях, положивших конец этому в Массалии, Истросе, Гераклее и Книдоне). [120] Хотя Аристотель был против этого права, Платон хотел, чтобы оно получило более широкое распространение. [121] Однако природа практики наследования в Древней Спарте горячо обсуждается среди ученых. Древние греки также считали старшего сына мстителем за обиды, причиненные родителям: « Эринии всегда подчиняются приказам первенца».
Римское право не признавало первородства, но на практике римляне отдавали предпочтение старшему сыну. [122] В Древней Персии наследование семейного главенства определялось первородством по отцовской линии. [123]
Среди кельтских и германских народов преобладающим обычаем в древние времена, по-видимому, было делить землю поровну между каждым из сыновей. Однако дом мог остаться только одному из них. Свидетельства реальной практики и законодательные кодексы, такие как Sachsenspiegel, указывают на то, что немцы оставляли дом младшему сыну. Возможно, это было связано с культом родовых предков, который также передавался по наследству младшему сыну. [124] Кельты из Ирландии и северной Франции оставили дом старшему сыну. [125] И немцы, и ирландцы делили землю на равные доли до начала Нового времени, когда между обоими народами постепенно утвердилось неделимое наследование. Однако, согласно Тациту, немецкое племя Тенктери использовало первородство по отцовской линии. [126] Есть также сведения, что в Шлезвиг-Гольштейне оставлять поместье старшему сыну и давать только денежную компенсацию его братьям и сестрам было преобладающей практикой примерно с 100 года. У викингов также преобладало первородство по отцовской линии. В Шотландии некоторые виды собственности передавались исключительно старшему сыну в Шотландской низменности еще до норманнского завоевания в 1066 году. Первородство по отцовской линии в отношении всех видов недвижимого имущества стало правовой нормой во всей Шотландии во время правления Вильгельма I ( 1165–1214). До 1868 года все недвижимое имущество, называемое в шотландском законодательстве также «наследственным имуществом» (здания, земли и т. д.), наследовалось исключительно старшим сыном и не могло быть включено в завещание. [127] После 1868 года его можно было включить в завещание или завещание, но если человек умирал, не оставив завещания , его по-прежнему наследовал исключительно старший сын. [128] В 1964 году это правило мужского первородства в случаях отсутствия завещания было окончательно отменено. [129] По словам Беды , обычай в Нортумбрии сохранял за старшим сыном существенное право первородства еще до того, как норманнское завоевание и другие местные обычаи наследования также давали старшему сыну определенные дополнительные преимущества. После норманнского завоевания первородство мужского пола получило широкое распространение по всей Англии, став общим правом с подписанием Великой хартии вольностей в 1215 году, лишь немного позже, чем в Шотландии. [130] После 1540 года завещатель мог распоряжаться своей недвижимой собственностью по своему усмотрению с использованием завещания , но до 1925 года она по-прежнему унаследовалась исключительно старшим сыном, если он умирал, не оставив завещания. Однако, хотя дворянство и дворянство в Англии практиковали относительно строгую форму мужского первородства, [131] среди крестьян не было явно преобладающей модели наследования, что привело к возникновению своего рода «протокапиталистической» сельской экономики, «абсолютной нуклеарной» семьи. [132] В эпоху позднего средневековья право наследования по мужскому роду («городской английский») было преобладающим обычаем в Англии, поскольку это было обычное правило наследования среди несвободных крестьян. [133] и этот социальный класс составлял большую часть населения согласно Книге Судного дня. В Шотландии, напротив, строгая форма мужского первородства преобладала (и до сих пор господствует) даже среди крестьян. [134] [135]
Шотландский клан феодальной эпохи, сохранившийся в Хайленде до 1747 года, был единственным известным примером конического клана в Европе, наряду с римским родом по Фюстелю де Куланжу . [136] Как говорит Гартмор в статье, написанной в 1747 году: «Собственность этих Хайлендов принадлежит очень многим различным лицам, которые более или менее значительны пропорционально размеру их владений и количеству людей, которые на них живут. или следовать за ними из-за их клановой принадлежности из чужих владений. Эти земли предоставляются землевладельцем во время удовольствия или короткого перерыва людям, которых они называют хорошими людьми и которые занимают более высокое положение по сравнению с обществом. Обычно это сыновья, братья, двоюродные братья или ближайшие родственники домовладельца. Младшие сыновья семей не предназначены для какого-либо бизнеса или работы, а отправляются во французскую или испанскую армию или женятся, как только они достигают совершеннолетия. Они предоставлены своей судьбе и поведению за границей, и им предпочтительнее какая-нибудь выгодная ферма дома, которую они могут запасать благодаря небольшой доле и щедрости своих отношений. они, их дети и внуки владеют за небольшую плату до тех пор, пока более близкий потомок снова не будет отдан предпочтение этому.По мере того как близость исчезает, они становятся менее уважаемыми, пока, наконец, не вырождаются до уровня простого народа; если только какое-то случайное приобретение богатства не поддержит их выше их положения. Поскольку это древний обычай, большинство фермеров и коттаров имеют имя и клан владельца; а если на самом деле это не так, то собственник либо обязывает их принять это, либо они с радостью делают это, чтобы заручиться его защитой и благосклонностью».
До прихода феодализма во времена позднего Средневековья и создания описанной выше системы в Шотландии или где-либо еще в кельтском мире не существовало никаких следов мужского первородства или подобных обычаев. Преемник должности вождя выбирался среди более широкого рода предыдущего вождя ( танистри ), а земля среди простых семей делилась между всеми сыновьями. С другой стороны, у многих древних германских племен первородство мужского пола определяло наследование политической должности: старший сын вождя обычно наследовал своему отцу. Общим правилом наследования земли было раздельное наследование, как в кельтском мире.
Британский обычай мужского первородства также стал преобладать в некоторых британских колониях, особенно в Австралии. [137] Противоположное развитие произошло в Южной Африке, где африканеры -колонизаторы, практиковавшие раздельное наследование, [138] всегда были против обычая мужского первородства, распространенного среди коренных чернокожих народов. [16] [139] В Новой Зеландии европейские колонизаторы выбирали любого сына, который станет наследником семейной фермы, независимо от его братского порядка рождения. [140] в то время как первородство по отцовской линии преобладало среди коренного народа маори . [141]
В некоторых частях северной Франции предоставление немного большей доли старшему сыну было обычным явлением среди крестьян еще до X века; после этого столетия среди дворянства развилось первородство по отцовской линии ( неотъемлемое наследование никогда не получалось среди крестьян на большей части северной Франции). Фландрия была, вероятно, первой страной, где первородство по отцовской линии стало преобладающим среди аристократов. [142] Ко времени Французской революции оно стало почти универсальным для этого социального класса в Западной, Центральной и Северной Европе. [143] но обычаи наследования среди крестьян сильно различались в зависимости от региона.
Страбон говорит и об обычаях мужского первородства у иберийских народов (большая часть Пиренейского полуострова к тому времени была заселена кельтскими или полукельтскими народами, а не собственно иберийцами). Однако он упоминает, что у кантабриев старший ребенок независимо от пола наследовал семейное имущество. Под термином «Кантабрии» он, скорее всего, имел в виду не настоящих кантабрийцев , а басков ( которые не были иберийским народом); среди басков Франции это употребление сохранялось до Французской революции. [144] спустя много времени после того, как оно было заменено мужским первородством или свободным выбором наследника среди испанских басков. В Каталонии , на северо-востоке Испании, обычай мужского первородства сохранялся в исключительно энергичной форме среди крестьян до самого недавнего времени (в северо-восточной Каталонии, например, крестьяне до самого недавнего времени неукоснительно соблюдали право мужского первородства. [145] В провинции Лерида даже в середине двадцатого века только 7,11 процента сыновей, ставших единственными наследниками, не были первым сыном. [145] В центре [146] [147] и южный [148] [149] [150] Каталония, также преобладало мужское первородство). Однако в других иберийских регионах прошлого, которые подвергались большему мусульманскому влиянию, таких как Валенсия, этот обычай сохранился только в некоторых областях. [151] [152] [153] [154] [155] [156]
Валлийские законы о наследстве
[ редактировать ]Древние валлийские законы о наследовании сообщают нам об эволюции практики наследования в Великобритании. Венедийский кодекс устанавливает, что земля должна быть разделена между всеми сыновьями и что младший имеет преимущественное право на постройки:
«Если есть постройки, то младший брат, кроме одного, должен разделить тыддыны*, ибо в этом случае он является метром; а младший имеет право выбора тыддынов по своему выбору, а после этого он должен разделить все наследство. по старшинству они должны выбирать младшего, и это разделение должно продолжаться в течение всей жизни братьев».
«Если на земле нет построек, то младший сын должен разделить все наследство, а старший должен выбрать; и каждый по старшинству выберет младшего».
«Земля деревни должна быть разделена не как тыддыны, а как сады; и если на ней есть постройки, то младший сын не имеет на них больше прав, чем старший, но они должны быть разделены как палаты».
«Когда братья делят свое наследство между собой, младший должен получить главный дом и все постройки своего отца, а также восемь энвов земли; свой котел, свой топор и свой сошник, потому что отец не может отдать эти три никому, кроме младшего сына, и хотя они будут заложены, они никогда не потеряются. Тогда пусть каждый брат возьмет дом с восемью участками земли, и младший сын должен разделить, и они должны выбрать по очереди старшего; самому младшему».
Позже это было заменено предпочтением старшего сына, и Диметианский кодекс предусматривает:
Кому бы ни был присужден даденхудд, того никто по закону не может изгнать оттуда, кроме имущественного наследника даденхудда по возрасту, то есть старшего; поскольку второй даденхудд не может выбросить первый; и один несобственник не может изгнать другого несобственника. Если возникает спор между двумя законными наследниками, один является имущественным наследником всей даденхудда, а другой не является собственником; однако один является собственником даденхудда всего, так как даденхудд целого принадлежит не кому-либо, а старшему из всех братьев. Привилегия старшего брата делает всех младших братьев несобственниками, а его делает единственным собственником всех даденхуддов; если младшие предстанут перед ним, чтобы получить даденхудд, в какое бы время оно ни наступило, он должен изгнать их всех и получить даденхудд в целом: если они предъявляют требование совместно, они должны получить его совместно, как это было было упомянуто выше. Старший брат также является первичным сыном, а младший имеет второстепенные права; и поэтому сказано: второй даденхудд не может вытолкнуть первого. Все младшие братья не являются собственниками в отношении получения даденхудда в целом, хотя каждый получит свою долю; и по этому поводу сказано: ни один несобственник не может изгнать другого несобственника. [157]
Каноническое право - диктует первородство по отцовской линии:
Церковный закон еще раз говорит, что наследство не может принадлежать ни одному сыну, кроме старшего, рожденного у отца от замужней жены. Однако закон Хауэла присуждает его как младшему сыну, так и старшему, и постановляет, что грех отца или его противоправное деяние не может быть предъявлен к сыну в отношении его наследства.
В Новое время многие валлийские крестьяне в горных районах жили в родных семьях, где старший сын принимал на себя управление фермой, когда его отец состарился. [158] Пожалуй, самое интригующее то, что во внутренних, равнинных районах Уэльса, где английская культура была сильнее и преобладали абсолютные нуклеарные семьи по английской модели, преобладала ультимогенность мужчин. [159]
Доверие
[ редактировать ]Наследование может быть организовано таким образом, что его использование ограничивается желаниями кого-либо (обычно умершего). [160] Наследство могло быть организовано в виде фидеикомисса , который обычно не может быть продан или уменьшен, а доступна только прибыль. Наследование фидеикомисса также может быть упорядочено таким образом, чтобы оно определялось на длительный срок (или навечно) также в отношении лиц, родившихся спустя много времени после первоначального потомка. Наследование королевской власти обычно представляло собой более или менее фидеикомиссум: царство не подлежало (легко) продавать, а правила наследования не могли (легко) изменяться держателем (монархом). Фидеикомиссум, по сути мало похожий на одноименное римское учреждение, был почти стандартным методом передачи собственности среди европейской знати; Австрия, Германия, Швейцария, Богемия , Швеция и Италия были одними из стран, где он стал очень популярным среди богатых землевладельцев, начиная в большинстве случаев примерно с раннего Нового времени. Оно почти всегда основывалось на принципах мужского первородства. Испанский майоразго и португальский моргадо также больше напоминали континентальный фидеикомиссум, чем благородные обычаи Великобритании и большинства французских регионов; дворянские обычаи первородства в этих странах были более древними и поэтому принимали разные юридические формы. Наследование дворянских титулов также отличало Великобританию от континентальной Европы, поскольку в большинстве европейских стран большинство дворянских титулов (хотя и не поместий) наследовались всеми сыновьями, а иногда даже всеми детьми. [143]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кодовая книга Этнографического атласа» . Мировые культуры . 10 (1): 86–136. 1998.
- ^ Брин, Гершон (1994). Исследования библейского права: от еврейской Библии до свитков Мертвого моря . Издательство Блумсбери. п. 246. ИСБН 9781850754848 .
- ^ Липперт, Сандра (2013). "Наследование" . Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 1 (1): 2.
- ^ Эдмонсон, Манро С. «Некоторые постклассические вопросы о классических майя» (PDF) .
- ^ Вернье, 1984 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Крисолого-Мендоса, Лорелей; Ван де Гаер, Дирк (ноябрь 1997 г.). «Рост населения и обычное земельное право: пример деревень Кордильер на Филиппинах» (PDF) . Национальный университет Ирландии, Мейнут . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Рийпма, Ауке; Кармайкл, Сара (май 2013 г.). «Тестирование Тодда: глобальные данные о характеристиках семьи» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2013 года . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Бондаренко Дмитрий ; Казанков, Александр; Халтурина Дарья; Коротаев, Андрей (лето 2005 г.). «Этнографический атлас XXXI: Народы самой восточной Европы». Этнология . 44 (4): 261–289. дои : 10.2307/3774059 . JSTOR 3774059 . S2CID 17579579 .
- ^ Лианхохау, Т. (1994). Социальная, культурная, экономическая и религиозная жизнь преобразованного сообщества: исследование племени Пайте . Публикации Миттала. п. 22. ISBN 9788170995203 .
- ^ «Обычные законы кукисов» . Международный форум Куки. 20 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г. Проверено 5 июня 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Чансан, Чонглиентанг (25 апреля 2007 г.). «Чин-Куки-этническая дилемма: поиск подходящей идентичности» . Архивировано из оригинала 30 мая 2011 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Адас, Майкл (2001). Сельскохозяйственные и скотоводческие общества в древней и классической истории . Издательство Университета Темпл. п. 76. ИСБН 9781566398329 .
- ^ Мафела, Лили (2007). «Общество женщин и юристов Батсваны, образование и миграция (ок. 1840 – ок. 1980)» . Тетради по Африке . 47 (187–188): 523–566. doi : 10.4000/studiesafricaines.7962 .
- ^ Нкомазана, Фиделис. «Опыт женщин в истории культуры Тсваны и его значение для истории церкви в Ботсване» (PDF) . Университет Ботсваны. п. 13 . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Шапера, И. (1994). Справочник по законам и обычаям Тсваны . Издательство Джеймса Карри. п. 230. ИСБН 9780852552940 .
- ^ Jump up to: а б с Беннетт, TW (1994). Обычное право в Южной Африке . Юта. ISBN 9780702163616 .
- ^ «Люди Цонга» (PDF) . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ «Венда» (PDF) . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Шапера, Исаак (1934). Койсанские народы Южной Африки . Рутледж и Кеган Пол.
- ^ Хазанов Анатолий Михайлович; Шле, Гюнтер (2012). Кому принадлежат акции?: Коллективные и множественные права собственности на животных . Книги Бергана. п. 242. ИСБН 9780857453358 .
- ^ Бхасин, Вина (2011). «Скотоводы Гималаев» (PDF) . Дж Хум Экол . 33 (3): 147–177. дои : 10.1080/09709274.2011.11906357 . S2CID 55957091 .
- ^ Шенк, МК (февраль 2010 г.). «Передача богатства среди земледельцев из поколения в поколение» (PDF) . Современная антропология . 51 (1): 65–83. дои : 10.1086/648658 . S2CID 204397795 .
- ^ Малдер, МБ (февраль 2010 г.). «Скотоводство и имущественное неравенство» (PDF) . Современная антропология . 51 (1): 35–48. дои : 10.1086/648561 . S2CID 41276129 .
- ^ Jump up to: а б с Розенблатт, Пол К.; Скугберг, Элизабет Л. (январь 1974 г.). «Порядок рождения в межкультурной перспективе» . Психология развития . 10 (1): 48–54. дои : 10.1037/h0035566 .
- ^ Гуди, Джек (2013). Смерть и предки: исследование погребальных обычаев ЛоДагаа в Западной Африке . Рутледж. ISBN 9781136528842 .
- ^ Бохач, Родни Д. (1985). «Крестьянские наследственные стратегии в России». Журнал междисциплинарной истории . 16 (1): 23–42. дои : 10.2307/204320 . JSTOR 204320 .
- ^ «Минорат» . Большая советская энциклопедия.
- ^ Jump up to: а б де Лавелье, Эмиль. «Деревенские общины в России» . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Андорка, Рудольф. «Четыре бытовые системы и жизнь стариков в Венгрии восемнадцатого и девятнадцатого веков» .
- ^ Хемминг, Андреас; Кера, Джентьяна; Пандеймони, Энрикета (2012). Албания: Семья, общество и культура в 20 веке . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 71. ИСБН 9783643501448 .
- ^ Винтилэ-Гицулеску, Констанца. «Стратегии брака и их продолжение: процветание или конфликт между родственниками (Румыния, 18 век)» (PDF) . Институт истории им. Николае Йорги, Бухарест, Факультет литературы, Департамент европейских исследований, Бухарестский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Казер, Карл (2012). Домохозяйство и семья на Балканах: два десятилетия исторических исследований семьи . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 181. ИСБН 9783643504067 .
- ^ Бохач, Родни Д. (1985). «Крестьянские наследственные стратегии в России». Журнал междисциплинарной истории . 16 (1): 23–42. дои : 10.2307/204320 . JSTOR 204320 .
- ^ Казер, Карл (2002). «Власть и наследование Мужское доминирование, собственность и семья в Восточной Европе, 1500–1900». История семьи . 7 (3): 275–395. дои : 10.1016/S1081-602X(02)00109-4 . ПМИД 21033516 . S2CID 30327272 .
- ^ Робишо, Дэвид (2005). Семья и родство в Мексике и Мезоамерике: некоторые антропологические перспективы . Ибероамериканский университет. п. 196. ИСБН 9789688595732 .
- ^ Тюрк, Джерней (2007). «Социальный контекст изменений в словенском сельском хозяйстве со времен феодализма». Журнал общих социальных проблем (1–2): 199–212.
- ^ Фори, Шарлотта; Рассел, Эндрю Ф.; Луммаа, Вирпи (май 2009 г.). «Средние рожденные в невыгодном положении? Тестирование влияния порядка рождения на физическую форму у доиндустриальных финнов» . ПЛОС ОДИН . 4 (5): е5680. Бибкод : 2009PLoSO...4.5680F . дои : 10.1371/journal.pone.0005680 . ПМЦ 2683935 . ПМИД 19492096 .
- ^ Ханда, Омаканда (2001). Буддийские Западные Гималаи: политико-религиозная история . Индус Паблишинг. п. 113. ИСБН 9788173871245 .
- ^ Линхардт, Годфри (1961). Божественность и опыт: Религия динка: Религия динка . Издательство Оксфордского университета. п. 82. ИСБН 9780191591853 .
- ^ Святой Андрей; РФ (1873 г.). «Краткий отчет о горных племенах Северного Аракана» (PDF) . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 2 : 233–247. дои : 10.2307/2841171 . JSTOR 2841171 .
- ^ Фридман, Джонатан (1998). Система, структура и противоречие: эволюция «азиатских» социальных формаций . Роуман Альтамира. п. 247. ИСБН 9780761989349 .
- ^ Дерман, Уильям; Дерман, Луиза (1973). Крепостные, крестьяне и социалисты: бывшая крепостная деревня в Гвинейской Республике . Издательство Калифорнийского университета. стр. 80 . ISBN 9780520017283 .
- ^ Смит, Уильям (1745). Новое путешествие в Гвинею: описание обычаев, нравов, почвы, ремесел, сельского хозяйства, торговли, занятий, языков, званий, климата, привычек, построек, образования, жилищ, развлечений, браков и всего остального, что памятно среди жителей. . Принстонский университет. п. 202.
- ^ Фов-Шаму, Антуанетта; Очиай, Эмико (2009). Стволовая семья в евразийской перспективе: возвращение к домашним обществам, 17–20 века . Питер Лэнг. стр. 470–471. ISBN 9783039117390 .
- ^ Кертцер, Дэвид И.; Фрике, Томас Эрл (1997). Антропологическая демография: к новому синтезу . Издательство Чикагского университета. п. 62. ИСБН 9780226431956 .
- ^ Кольт, Джордж Хоу (2012). Братья: О его братьях и братьях в истории . Саймон и Шустер. п. 56. ИСБН 9781451697667 .
- ^ Jump up to: а б Ли, Джеймс З.; Кэмпбелл, Кэмерон Д. (2007). Судьба и удача в сельском Китае: социальная организация и поведение населения в Ляонине 1774–1873 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 105. ИСБН 9780521039697 .
- ^ Сюй, Ю-Сюй Шон; Чанг, Конни (апрель 2013 г.). «Возвращаясь к проблемам системы наследования в китайском семейном бизнесе» (PDF) . Материалы 8-й Азиатской конференции бизнес-исследований . Бангкок, Таиланд. ISBN 9781922069207 . Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ Кук, Терренс Э. (2002). Вложенные политические коалиции: нация, режим, программа, кабинет министров . Издательская группа Гринвуд. п. 118. ИСБН 9780275973957 .
- ^ Уэйкфилд, Дэвид (1998). Фэнцзя: Разделение домашнего хозяйства и наследование в Цин и республиканском Китае . Издательство Гавайского университета. п. 156. ИСБН 9780824820923 .
- ^ Коэн, Майрон Л. (2005). Родство, контракт, сообщество и государство: антропологические взгляды на Китай . Издательство Стэнфордского университета. п. 165. ИСБН 9780804750677 .
- ^ Jump up to: а б Ламберг-Карловский, CC (1991). Археологическая мысль в Америке . Издательство Кембриджского университета. п. 160. ИСБН 9780521406437 .
- ^ Кук (1975:67)
- ^ Крадер (1963:322, 269)
- ^ «Влияние Великого Кодекса «Яса» на Монгольскую империю» . Архивировано из оригинала 15 июня 2013 года.
- ^ Брин, Гершон (1994). Исследования библейского права: от еврейской Библии до свитков Мертвого моря . Издательство Блумсбери. п. 238. ИСБН 9781850754848 .
- ^ Вролийк, Пол (2011). Богатство Иакова: исследование природы и роли материального имущества в цикле Иакова (Быт. 25:19–35:29) . БРИЛЛ. п. 49. ИСБН 9789004203297 .
- ^ Таа, Тесема (2006). Политическая экономия африканского общества в процессе трансформации: случай Макка Оромо (Эфиопия ) Издательство Отто Харрасовица. п. 37. ИСБН 9783447054195 .
- ^ Бюлер, Георг (1964). Законы Ману . Александрийская библиотека. стр. Закон 105. ISBN 9781465536952 .
- ^ Шарма, Р.С. (2003). Раннесредневековое индийское общество (pb) . Ориент Блэксван. п. 181. ИСБН 9788125025238 .
- ^ Священные законы ариев: как преподавали в школах Апастамбы, Гаутамы, Васиштхи и Баудхаяны (1898 г.) . Нью-Йорк: Христианская литературная компания, 1898 г. Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ Верма, Харнам Сингх (1985). Промышленные семьи в Индии . Концептуальное издательство. п. 131.
- ^ Лион, Стивен М. (февраль 2013 г.). «Сети и родство: формальные модели союза, происхождения и наследования в пакистанской пенджабской деревне» (PDF) . Компьютерный обзор социальных наук . 31 (1). Даремский университет. дои : 10.1177/0894439312453275 . Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ Левин, Нэнси Э.; Силк, Джоан Б. (июнь 1997 г.). «Почему полиандрия терпит неудачу: источники нестабильности в полиандрических браках» (PDF) . Современная антропология . 38 (3): 375–398. дои : 10.1086/204624 . S2CID 17048791 .
- ^ Троицкая, И.; Блюм, А.; Авдеев, А. (2004). «Крестьянский брак в России XIX века» . Население . 59 (6): 721–764. дои : 10.3917/папа.406.0721 .
- ^ Чернякова, Ирина (2009). «Брачное поведение в доиндустриальных сельских приходах Карелии» . Нидерландский агрономический исторический институт . Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ Гупта, Дас Моника (май 1999 г.). «Этика спасательной шлюпки против корпоративной этики: социальные и демографические последствия основных и совместных семей». Всемирный банк . Рабочие документы политических исследований: 27. doi : 10.1596/1813-9450-2127 .
- ^ Макино, Момоэ. «Влияние порядка рождения и полового состава братьев и сестер на инвестиции в человеческий капитал детей в Индии» (PDF) . Институт развивающихся экономик . Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ Чхве М.К., Хао Х., Ван Ф. (весна – лето 1995 г.). «Влияние пола, порядка рождения и других факторов на детскую смертность в Китае». Соц Биол . 42 (1–2): 50–64. дои : 10.1080/19485565.1995.9988887 . ПМИД 7481920 .
- ^ Адамс, Джон В.; Касакофф, Элис Би (декабрь 1992 г.). «Фермерская семейная экономика на американском Севере, 1775–1875: исследование различий между братьями и сестрами». Преемственность и изменение . 7 (3): 357–375. дои : 10.1017/S0268416000001715 . S2CID 144775570 .
- ^ Гиллогли, Кэтлин А. (2006). «Трансформации социальной структуры лису в условиях контроля над опиумом и сохранения водоразделов в Северном Таиланде» (PDF) . Мичиганский университет .
- ^ Вонг, Эдвин С. (2013). «Гендерные предпочтения и трансферты от родителей к детям: межрегиональное сравнение» . Международное обозрение прикладной экономики . 27 (1): 61–80. дои : 10.1080/02692171.2012.700702 . S2CID 153976809 .
- ^ Олстон, Ли Дж.; Шапиро, Мортон Оуэн (июнь 1984 г.). «Законы о наследовании в колониях: причины и последствия» (PDF) . Журнал экономической истории . 44 (2): 277–287. дои : 10.1017/s0022050700031880 . S2CID 154599682 .
- ^ из Бодегома, Дэвид; Розинг, Маартен П.; Мэй, Линда; Мей, Ханс Дж.; Томез, Флер; Зваан, Бас Дж.; Вестендорп, Руди Г.Дж. (2013). «Социально-экономический статус определяет выживаемость человеческого потомства в зависимости от пола» . Эволюция, медицина и общественное здравоохранение . 2013 (1): 37–45. дои : 10.1093/emph/eot002 . ПМЦ 3868360 . ПМИД 24481185 .
- ^ Лосось, Кэтрин А.; Шекелфорд, Тодд К.; Михальски, Ричард Л. (февраль 2012 г.). «Порядок рождения, пол ребенка и восприятие родительского фаворитизма». Личность и индивидуальные различия . 52 (3): 357–362. дои : 10.1016/j.paid.2011.10.033 .
- ^ Сангри, Уолтер Х. (осень 1981 г.). «Последний рожденный» (Мухогоси) и дополнительное происхождение в Тирики, Кения». Этос . 9 (3): 188–200. дои : 10.1525/eth.1981.9.3.02a00020 . hdl : 1802/6872 .
- ^ Саламоне, Фрэнк А. (2010). Хауса Нигерии . Университетское издательство Америки. п. 2. ISBN 9780761847243 .
- ^ Ферт, Рэймонд (2013). Мы, Тикопия: социологическое исследование родства в примитивной Полинезии . Рутледж. ISBN 9781136538087 .
- ^ Ферт, Рэймонд (2013). Социальные изменения в Тикопии: повторное исследование полинезийского сообщества после поколения . Рутледж. п. 195. ИСБН 9781136537455 .
- ^ Ферт, Раймонд (1960). Наследование вождя в Тикопии . Яркие Медиа. п. 169.
- ^ Вакабаяси, Мидори; Хориока, Чарльз Ю. (октябрь 2006 г.). «Старший сын другой? Выбор места жительства братьев и сестер в Японии» . Национальное бюро экономических исследований . Рабочий документ NBER № 12655. doi : 10.3386/w12655 .
- ^ Jump up to: а б Ким, Хисам (2010). «Передача данных из поколения в поколение и обеспечение старости в Корее» (PDF) . Название тома: Экономические последствия демографических изменений в Восточной Азии, NBER-EASE, том 19 . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226386850 .
- ^ Маларни, Шон Кингсли (2002). Культура, ритуалы и революция во Вьетнаме . Издательство Гавайского университета. стр. 17 . ISBN 9780824826604 .
- ^ Хонда, Гейл (август 1996 г.). «Портные невысокого роста и болезненные буддийские священники: порядок рождения и влияние семьи на класс и здоровье в Японии, 1893–1943». Преемственность и изменение . 11 (2): 273–294. дои : 10.1017/S0268416000003349 . S2CID 144286753 .
- ^ Сайто, Осаму (2000). «Брак, семейный труд и основная семья: традиционная Япония в сравнительной перспективе» (PDF) . Преемственность и изменение . 15 (1): 17–45. дои : 10.1017/s026841609900346x . hdl : 10086/13400 . S2CID 55491127 .
- ^ Баррера Гонсалес, Андрес (1991). «Единое правопреемство и основная семья в «Каталонии Велла» » . Журнал социальной антропологии : 179–204.
- ^ Баррера, Андрес (1986). «Первородство и наследование в «Каталонии Велла»: идеальная норма и современная практика» . Пиренеи: исследования по социальной антропологии и истории . Дом Веласкеса. п. 177. ИСБН 9788474912012 .
- ^ Унгер, Джонатан. «Семейные обычаи и перераспределение сельскохозяйственных угодий в современных китайских деревнях» (PDF) . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ Сильверстайн, Меррил; Чжэнь Цун; Шучжоу Ли (сентябрь 2006 г.). «Переход из поколения в поколение и условия жизни пожилых людей в сельских районах Китая: последствия для психологического благополучия» . J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci . 61Б (5): С256–66. дои : 10.1093/geronb/61.5.s256 . ПМИД 16960239 .
- ^ Старк, Одед (1999). Альтруизм и не только: экономический анализ трансферов и обменов внутри семей и групп . Издательство Кембриджского университета. п. 43. ИСБН 9780521663731 .
- ^ Ли, Ён Хо (2002). Государство, общество и крупный бизнес в Южной Корее . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203075074 .
- ^ Хоффман, Моше; Гнизи, Ури; Список, Джон А. (2011). «Воспитание влияет на гендерные различия в пространственных способностях» (PDF) . ПНАС . 108 (36): 14786–14788. Бибкод : 2011PNAS..10814786H . дои : 10.1073/pnas.1015182108 . ПМК 3169128 . ПМИД 21876159 .
- ^ Беккер, Дж. К.; Кояна, Д.С. (2012). «Судебная и законодательная реформа обычного наследственного права» . Де Юре . 45 (3).
- ^ Джума, Лоуренс (весна 2013 г.). «Преемственность вождей и гендерное равенство в Лесото: переговоры о праве на равенство в джунглях плюрализма». Техасский журнал женщин и закона .
- ^ Гибсон, Мхайри А.; Гурму, Эшету (2010). «Наследование земли создает конкуренцию между братьями и сестрами за брак и воспроизводство в сельской Эфиопии » ПНАС 108 (6): 2200–2204. дои : 10.1073/pnas.1010241108 . ПМК 3038728 . ПМИД 21262826 .
- ^ Абасс, Адемола (2010). Защита человеческой безопасности в Африке . Издательство Оксфордского университета. п. 250. ИСБН 9780191637179 .
- ^ Программа ООН по населенным пунктам (2005 г.). Землевладение, жилищные права и гендер в Намибии . ООН-ХАБИТАТ. п. 20. ISBN 9789211317688 .
- ^ Нзали Эби, Джозеф (2009). «Структура наследственного права в Камеруне: поиск баланса между потребностями и интересами разных членов семьи» (PDF) . Университет Бирмингема . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Келли, Джоселин; ВанРойен, Майкл; Кабанга, Джастин; Маклин, Бет; Маллен, Коллин (апрель 2011 г.). «Снова надежда на будущее: отслеживание последствий сексуального насилия и конфликтов для семей и сообществ на востоке Демократической Республики Конго» (PDF) . Гарвардская гуманитарная инициатива. Архивировано из оригинала (PDF) 9 ноября 2013 года . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ «Судан: система обычного правосудия в стране» . Вся Африка. 30 апреля 2012 года . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Асиимве, Флоренс Акиики (2009). «Статутное право, патриархат и наследование: домовладение среди вдов в Уганде» . Африканский социологический обзор . 13 (1): 124–142. дои : 10.4314/asr.v13i1.57752 .
- ^ Магоке-Мходжа, Моника Элиас (2008). Детей-вдов заставили замолчать и не услышали: нарушения прав человека в Танзании . АвторДом. ISBN 9781467899635 .
- ^ Макдональд, Гордон К. (1969). Региональный справочник по Бурунди (PDF) . Продается Супт. документов, правительство США. Распечатать. Выключенный. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2013 года.
- ^ «Отчет о правах человека в Экваториальной Гвинее» . NCBКупить . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ «Сельские домохозяйства Гамбии: базовое исследование членов кредитных союзов в четырех регионах Гамбии» (PDF) . Фонд ИЛКУ. Июнь 2012 года . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Теттега, Кристина А.Н. (2012). «Стритизм» или жизнь на улице, новый феномен как образ жизни в развивающихся странах, пример детей, живущих на улицах Ганы (PDF) (доктор философии). Университет Ноттингема. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года.
- ^ Хьюман Райтс Вотч (Организация) (2003). Сьерра-Леоне: «Мы убьем тебя, если ты заплачешь»: сексуальное насилие в конфликте в Сьерра-Леоне . Хьюман Райтс Вотч. п. 19.
- ^ Спенсер, Пол (2003). Самбуру: исследование геоцентрации . Спенсер, Пол Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203584811 .
- ^ Лесорогол, Кэролайн К. (август 2006 г.). «Понимание институционального развития: наследование земли среди скотоводов самбуру в Кении» (PDF) . Вашингтонский университет в Сент-Луисе . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Хокингс, Пол. Энциклопедия мировых культур, Том III, Южная Азия (PDF) . Нью-Йорк: GK Hall & Company.
- ^ Бич, Мервин WH (апрель 1921 г.). «Очерк ЭЛГЕЙО ЗАКОНА И ОБЫЧАЕВ» . Журнал Королевского африканского общества . 20 (79): 195–200. Архивировано из оригинала 4 февраля 2016 года.
- ^ Спенсер, Пол (2003). Масаи Матапато: исследование ритуалов восстания . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203583401 .
- ^ Реминик, Рональд А. «Вера в сглаз среди амхара Эфиопии» (PDF) . Кливлендский государственный университет . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Дэн, Фрэнсис (2009). Обычное право в современном мире: перекрестный огонь Суданской войны идентичностей . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203873571 .
- ^ Маццео, Джон (2007). Влияние ВИЧ/СПИДа на систему жизнеобеспечения шона на юго-востоке Зимбабве . стр. 105–106. ISBN 9780549273097 .
- ^ Таберер, WS (1905). «Уроженцы Машоналенда». Журнал Королевского африканского общества . 4 (XV): 311–336. JSTOR 714564 .
- ^ Холлеман, Дж. Ф. (1952). Обычное право Шона: в отношении родства, брака, семьи и имущества . Издательство Манчестерского университета. п. 236. ИСБН 9780719010262 .
- ^ Робинсон, Дэниел Н. (1996). Дикие звери и праздный юмор: защита от безумия от древности до наших дней . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674952898 .
- ^ Аристотель, Политика .
- ^ Дули, Питер С. (2005). Трудовая теория стоимости . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203022221 .
- ^ Бетциг, Лаура (1992). «Римская моногамия» . Этология и социобиология . 13 (5–6): 351–83. дои : 10.1016/0162-3095(92)90009-S . hdl : 2027.42/29876 .
- ^ Булсара С.Дж. «Законы древних персов» . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ Симунс, Фредерик Дж. (1998). Растения жизни, растения смерти . Университет Висконсин Пресс. п. 127. ИСБН 9780299159047 .
- ^ Джиннелл, Лоуренс (1894). «Подраздел 4. Передача имущества» . Законы Брегона .
- ^ Черч, Альфред Джон; Бродрибб, Уильям Джексон (ред.). Корнелий Тацит, Германия и ее племена .
- ^ Спарлинг, Лоис. «Закон Шотландии» (PDF) . Проверено 11 июня 2014 г. [ нужен лучший источник ]
- ^ «Завещания и завещания» . Шотландские люди . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ «Закон о правопреемстве (Шотландия) 1964 года» . Законодательство . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ Хейл, Мэтью (1713). «История общего права Англии» . Конституция.org . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ Уоллис, Патрик (2011). «Образование и обучение сыновей дворянства в Англии раннего Нового времени» (PDF) . Социальная история . 36 (1): 36–53. дои : 10.1080/03071022.2010.542905 . S2CID 143659830 .
- ^ Эриксон, Эми Луиза (2002). Женщины и собственность: в Англии раннего Нового времени . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203435939 .
- ^ «местный английский» . Британская энциклопедия . Проверено 11 июня 2014 г.
- ^ Реддингтон-Уайльд, Р. (1998). Место женщины: порядок рождения, пол и социальный статус в горных домах (PDF) . Конференция «Женщины в Шотландии». ISBN 978-1862320468 .
- ^ Маклин, Кэтрин (октябрь 2000 г.). «Выйти и продолжить путь: миграция шотландских горцев в первой половине двадцатого века». Сельская история . 11 (2): 231–248. дои : 10.1017/S0956793300002119 . S2CID 162231126 .
- ^ «Древний город. Исследование религии, законов и институтов Греции и Рима Нума Дени Фюстель Де Куланж» (PDF) . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ «Преемственность и наследование ферм: сравнение австралийских и международных тенденций» . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ « Допущено такое состояние свободы»: Женщины и гендерные отношения в сообществе африканеров до предоставления избирательных прав в 1930 году в Университете Германа Гилиоме в Стелленбосе» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года . Проверено 7 декабря 2013 г.
- ^ «ОБЫЧНОЕ ПРАВО НАСЛЕДСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ИЗАБЕЛЬ МУДЛ» (PDF) . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату. «Фермерские семьи - Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии» . Teara.govt.nz . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Агински, Бернард Уиллард; Те Ранги Хироа (Питер Х. Бак) (1940). «Взаимодействующие силы в семье маори» . Американский антрополог . Новая серия. 42 (2): 195–210. дои : 10.1525/aa.1940.42.2.02a00030 . JSTOR 663104 .
- ^ Николас, Дэвид (2004). «Дирк Хейрбо. О кредитовании и семьях. Исследование самой ранней истории закона о корпоративном кредитовании в графстве Фландрия (ок. 1000–1305) » . Revue Belge de Philologie et d'Histoire . 82 (4): 1069–1070.
- ^ Jump up to: а б «Консолидация дворянской власти в Европе, ок. 1600–1800 гг. Университеты Ее Величества Скотта и Кристофера Сторрса в Сент-Эндрюсе и Данди» (PDF) . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Аррисабалага, Мари-Пьер (2007). «Стратегии брака и благополучие баскских семей девятнадцатого века» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б Пиниэлла дель Валье, Мария (1986). «Дом в Лериде: система наследования и брака» . Пиренеи: исследования социальной антропологии и истории . Дом Веласкеса. п. 111. ИСБН 9788474912012 .
- ^ «Сегундоны и экономическая деятельность в Каталонии (18-19 века). Размышления семьи Беренгер де Артес» (PDF) . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ «Нет» (PDF) . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Дэниел Деволдер; Ангельские Торренты. «ПАРТЕРСТВО И СЛОЖНАЯ СЕМЬЯ» (PDF) . [ мертвая ссылка ]
- ^ «КАМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ СО ВКУСОМ ВИНА Исследование выращивания виноградников, крестьянской жизни и каменных построек в районе Монблан, 1850–1900 годы» (PDF) . 2003 г.
- ^ «Женщина-наследница в Таррагоне (или проблема смены гендерных ролей) Мария Изабель Хосилес Рубио, Университет Комплутенсе Мадрида» . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Арсе, Рикардо Санмартин (13 октября 1980 г.). «Компьютерное моделирование модели для анализа стратегии брака и наследования в средиземноморском сообществе» . Рейс: Испанский журнал социологических исследований (12): 87–116. дои : 10.2307/40182881 . JSTOR 40182881 . Проверено 13 октября 2019 г. - через dialnet.unirioja.es.
- ^ «Устная память об основной модели семьи в Эльс-Порт-де-Морелья» . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ [dialnet.unirioja.es/descarga/articulo/103990.pdf НЕВОЗМОЖНОЕ РАВЕНСТВО: СЕМЬЯ И СТРАТЕГИИ В УЭРТА-ДЕ-ВАЛЕНСИЯ]
- ^ Перес Гарсиа, Хосе Мануэль (1988). «Крестьянская семья в саду Валенсии в XVIII веке» (PDF) . Журнал исторической демографии . 6 (2): 5–28. ISSN 1696-702X .
- ^ Гарридо Арсе, Эстрелла (1995). «Семейный цикл» и «продолжительность жизни» в саду Валенсии, 1747–1800 гг.» (PDF) . Журнал исторической демографии . 13 (1): 29–52. ISSN 1696-702X .
- ^ Гарридо Арсе, Эстрелла (1992). «Дом и компания: семья в Уэрта-де-Валенсия, 18 век: Некоторые теоретические и методологические размышления» (PDF) . Бюллетень Ассоциации исторической демографии . 10 (3): 63–81.
- ^ Оуэн, Аневрин (1841). Древние законы и институты Уэльса . Том. 1. п. 541.
- ^ Элвин Дэвис, «Хафод и Ллуэст: летний период скота и горные поселения в Уэльсе»
- ^ «Ограничения роли британских домохозяйств как экономических единиц, Ричард Уолл, исторический факультет Эссексского университета» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2013 года . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Умерший — это человек , который владел имуществом до своей смерти. Термин «умерший» не следует путать с термином «потомок» .