Jump to content

Карби люди

Координаты : 40 ° 19'52 "N 44 ° 22'35" E  /  40,3311 ° N 44,3764 ° E  / 40,3311; 44,3764
(Перенаправлено с Карбиса )

Принимать
Арленг
Старейшина Карби в традиционной одежде, в похо (белом тюрбане), чой-хонгторе (тканой куртке), лек пайкоме (позолоченном ожерелье) и еще одном похо на правом плече.
Общая численность населения
528 503 (в Индии, 2011 г.) [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Индия 528,503
           Карби Англонг ( Ассам ) 511 732 (перепись 2011 г.)
           Аруначал-Прадеш 1536
           Мегхалая 14380
           Мизорам 8
          Нагаленд 584
 Бангладеш Н/Д
Языки
Язык карби , язык амри
Религия
Анимизм , Индуизм
Родственные этнические группы
Другие тибето-бирманские группы
( народ чин , народ куки , народ димаса , народ нага , народ бамар )

Карбис или Микир [ 5 ] являются одной из крупнейших этнических общин Северо-Восточной Индии. В основном они сконцентрированы в горных районах Карби-Англонг и Западный Карби-Англонг в Ассаме.

Этимология

[ редактировать ]

Происхождение слова Карби неизвестно. Исторически и по происхождению они называли себя Арленг (буквально «человек» на языке карби ), а другие называли их карби. [ 6 ] Термин «Микир» сейчас считается уничижительным. нет однозначного значения слова Микир В языке карби самое близкое значение слова «Микир . Можно сказать, что » происходит от слова «Мекар» (англ. People) . [ 7 ]

Сообщество Карби — основная община коренного населения округов Карби-Англонг и Западного Карби-Англонг индийского штата Ассам . Районы управляются в соответствии с положениями шестого приложения Конституции Индии, которым 17 ноября 1951 года была предоставлена ​​автономия. [ 8 ] Помимо района Карби Англонг, районы, населенные Карби, включают районы Дима Хасао , Камруп Метрополитен, Ходжай , Моригаон , Нагаон , Голагхат , Каримгандж , Лакхимпур , Сонитпур и Бисванат Чариали в Ассаме ; Круг Балиджан в Папумпаре районе в Аруначал-Прадеше ; Районы Джаинтия-Хиллз , Ри-Бхой , Восточный Хаси-Хиллз и Западный Хаси-Хиллз в Мегхалае ; Димапур — округ в Нагаленд , Мизорам и Силхет входит в состав округов Бангладеш, . [ 5 ] Однако карби в других индийских штатах, таких как Мегхалая, Мизорам и Нагаленд, не могут идентифицировать себя как принадлежащие к зарегистрированным племенам, поскольку Конституция Индии признает только « Микира» . Карби с населением около 4 лакхов 21 тысячи (421 156 человек) по данным переписи 2011 года составляют большую общину.

Карби лингвистически принадлежат к тибето-бирманской группе. Первоначальный дом различных народов, говорящих на тибето-бирманских языках, находился в западном Китае, недалеко от рек Янг-Ти-Кианг и Хованг-хо , и отсюда они спускались по течению Брахмапутры , Чиндвина , Иравади и проник в Индию и Бирму . Карби вместе с другими проникли в Северо-Восточную Индию из Центральной Азии или из стран Юго-Восточной Азии, таких как Малайзия, Таиланд, Индонезия или Филиппины. [ 9 ]

Фольклор Карби, однако, указывает на то, что в далеком прошлом, когда они жили на берегах рек Каланг и Копили , вместе с Тивасом и Борахисом, а также на всей территории Казиранги , знаменитый национальный парк, расположенный в Ассам находился в пределах их жилища. Есть также каменные памятники, монолитные и мегалитические конструкции, разбросанные в разных частях района Западный Карби-Англонг. [ 5 ] которое является частью фольклорных повествований и еще не исследовано должным образом. Во время правления королей Димаса Качари они были изгнаны в холмы, а некоторые из них вошли в холмы Джаинтии , бывшего королевства Джаинтия , и жили под сюзеренитетом Джаинтии.

В то время как часть Карби оставалась в королевстве Джайнтия, другие двинулись на северо-восток, переправившись через реку Барапани, приток Копили, и вошли в хребты Ронгкханг. Там они основали свою столицу в месте под названием Соченг. Карби, мигрировавшие в Королевство Ахом, пришлось столкнуться с бирманским вторжением.

Бирманцы, вторгшиеся в Ассам, устроили бесчеловечное угнетение народа. Карби укрылись в глубоких джунглях и на высоких холмах, оставив свой очаг и дом в предгорных регионах. В то время как некоторые из карби мигрировали в Западный Ассам , некоторые пересекли Брахмапутру и поселились на северном берегу, который сегодня охватывает районы Бисванатх , Сонитпур и Лакхимпур .


Люди Карби преимущественно исповедуют форму анимизма , на которую повлияли их культура и традиции. Приверженцы анимизма верят в реинкарнацию и чтят своих предков. Однако значительное количество карби следуют индуизму с некоторыми вариациями вайшнавизма . Религия и система верований Карби основана на ритуальном поклонении предкам , поклонении домашним и территориальным божествам, а также ритуалах в честь их предков, известных как «Кархи». Фактически именно дуэт «Хемфу-Мукранг» доминирует в пантеоне Карби (Терон, 2011). [ 10 ] Таким образом, те карби, которые все еще следуют традиционным практикам, известны как последователи «Хемфу-Мукранг», в связи с чем они предпочитают себя как «Хемфу-Мукранг асо», что означает « Сын Хемпу и Мукранга» (Hanse, 2007). [ 11 ] Божества Карби можно разделить на три группы по их функциям: Хем-Ангтар, Ронгкер и Тенгпи-Тенгсо (Phangcho, 2003; Terang, 2007). [ 12 ] [ 13 ]

У карби нет идолов, храмов или святилищ (Lyall, 1908, цитируется в Bhattacharjee 2020), но они поклоняются духам каждого конкретного пространства, области или территорий, называемым «Лонгри Арнам» (территориальные божества), которые на ассамском языке известны как чем (священное место или рощи). [ 14 ]

В последние годы с распространением новых религий (Арон Кими) на первый план вышел ряд новых религиозных движений, таких как Лохимон (вариант вайшнавизма, основанный Лохоном Ингти Хенсеком), Карби Бхактитом Траст (основанный святым Амбикой). Токбипи), Сат Санг (реформа индуизма, основанная Тхакуром Анукулом Чандрой) и Хонгхари. Эти религиозные движения повлияли на часть населения Карби в этом районе. [ 15 ]

Культура и традиции

[ редактировать ]

Карби в основном говорят на своем родном языке, т. е . языке карби . Карби хорошо знают ассамский язык , который используется в качестве лингва-франка для общения с другими коренными ассамскими общинами. Многие из простых карби используют ассамский язык в качестве родного. Несколько ассамских заимствованных слов проникли в язык карби, и это заметно в большинстве частей карби-англонга . Например, Каам (слово ассамского происхождения) используется вместо Саи , что на английском языке означает «Работа» . Даже в ассамском языке есть заимствованные слова. Например, «Хансеронк Тенга» ( слово происхождения Карби ) «Хансеронк». Существуют также незначительные вариации в родном языке карби , которые можно наблюдать в разных географических регионах, населенных карби. Например, Равнина Карбис и Холм Карбис.

Карби - общество по отцовской линии. Они состоят из пяти основных кланов или Кур. Это Энгти (Лиджанг), Теранг (Ханьджанг), Энхи (Эджанг), Терон (Кронджанг) и Тимунг (Тунгджан), которые снова делятся на множество подкланов, таких как Тиссо, Ронгпи, Бей и другие.

Роды в Карби экзогамны, иными словами, браки между членами одного рода не допускаются, поскольку они между собой считаются братьями и сестрами. Брак двоюродного брата (родня со стороны матери и отца) очень предпочтителен, как и брак по любви . Браки по расчету редко встречаются в современном обществе Карби. После заключения брака ни невеста, ни жених не меняют свою фамилию, т.е. сохраняют свою первоначальную фамилию. По этой же причине члены одного клана не могут жениться друг на друге. Дети пары унаследуют фамилию отца. Понятие приданого не существует в Карби, как и у коренных жителей региона Северо-Восточной Индии .

Управление

[ редактировать ]

Традиционную систему управления возглавляет король Линдок, которому помогают Катарпо, Дилис, Хабес и Пинпо. Однако эти административные посты теперь носят чисто церемониальный характер и не имеют реальной власти.

Фестивали

[ редактировать ]

Карби отмечают множество фестивалей. Среди них Хача-Кекан, Тёджун, Ронгкер, Пэн Каркли, Тхой Асор Рит Асор и Ботор Кекур — вот некоторые из таких фестивалей, которые проводятся круглый год, а некоторые из них проводятся в определенное время года. Ботор Кекур празднуется с просьбой к Богу одарить землю дождем, чтобы можно было посеять урожай. Ронгкер празднуется либо 5 января, либо 5 февраля, по усмотрению жителей деревни, в знак благодарения Богу и просьбы дать им заверения в том, что они защитят их от любого злого вреда, который может случиться с деревней и людьми, живущими в ней.

Чомангкан (также известный как «ти-кархи») — фестиваль Карби. Это церемония, проводимая семьей, чтобы обеспечить покой и безопасное путешествие души умершего члена семьи. Церемония может проводиться недавно или спустя много времени после их смерти и является последним чествованием умершего, поскольку дальнейшая годовщина смерти больше не проводится.

Одежда и украшения

[ редактировать ]

У Карбиса есть своя традиционная одежда. Их одежда очень похожа на одежду Юго-Восточной Азии , но из разных материалов и дизайна.

Традиционная женская одежда состоит из пини, пекока, вамкока и дзидзо. Пини — это разновидность юбки черного цвета, которую носят на талии и подвязывают поясом. Он может быть разного дизайна, например, жангре, санток, хонки ранчом, марбонг хомкри, ахи чероп, чамбуруксо апини, мексерек и т. д. Пекок — это квадратный кусок ткани, завязанный на правом плече. Он может быть разных цветов и дизайнов, например, пе сленг, пе дюфирсо, пе кхонджари, пе луру, пе jangphong и пе сарпи. Пе сарпи обычно предназначен для женщин старшего возраста, пе сленг, пе чангфонг — для женщин среднего возраста, а пе дюфирсо — для молодых женщин. Вамкок — это пояс, которым Пини туго завязывают на талии. Он имеет красочную бахрому на обоих концах и может быть найден в таких дизайнах, как amekpi, amekso, abermung, thoithesuri angphar, suve arvo и phonglong angsu и т. д. Дзисо — это длинная черная ткань с узорами и декорированной бахромой на длинном конце, которую носят для прикрытия. грудь. Сейчас его заменила блузка.

Мужская одежда включает Чой, Похо, Риконг и Сатор. Чой – мужская куртка. Они бывают разных типов, например, чой хонгтор, чой ик, чой анг, чой мири и т. д. Чой хонгтор а ки-ик, чой хонгтор аке-лок предназначены для молодых мужчин. Чой анг и чой мири предназначены для мужчин среднего и пожилого возраста. Похо носят на голове или используют в качестве кашне. Различные виды похо включают простое длинное белое похо, похо ке-эр и похо келок. Риконг — это набедренная повязка, которую мужчины носят во время работы, но сейчас она используется редко. Он бывает разных типов, например, риконг джонгджонг с красочным рисунком и простой белый риконг бамон. Сатор — это кусок белой ткани, который мужчины носят вокруг талии в качестве дхоти, покрывающего всю длину ног. Длинный пе селенг также используется в качестве сатора с яркими узорами по всей поверхности и краями на обоих концах, доходящих до колена.

В отношении украшений в обществе Карби существуют определенные правила. Женщинам карби обычно не разрешается носить золотые украшения, которые предназначены только для мужчин. Поскольку женщины носят больше украшений, чем мужчины, обильно используется серебро. Отличительным украшением, которое женщины Карби носят на шее из серебра, является Лек. Леки также изготавливаются из монет и разноцветных бус и известны на местном уровне под именами сир Алек Понгтинг, Лек Пенгхара, Лек Бонгхом, Лек Вайком, Лек Цзинджири и т. д. Мужчины тоже носят лексы – в золоте. Традиционные названия лека, который носят мужчины, — Лек Руве, Лек Собай и Лек Мандули. Многие из этих украшений, к сожалению, больше не встречаются. Как и женщины в любой другой общине, женщины Карби тоже носят браслеты, называемые Рой. Используются различные Рой, такие как Рой Пенгкхара, Рой Ке-эр, Рой Келок и т. д. Украшения, которые женщины носят для украшения ушей, называются Но Тэнпи. Опять же, существуют разные типы Но Тенгпис, такие как Тенгпи Ангронгкатенгбай, Ангронг Кангчим и т. д. Мужчины племени тоже носят украшения для ушей. Их называют Норик, они сделаны из золота или серебра. Кольца, которые носит Карбис, называются Арнан. Арнан Ке-эт, Арнан Келоп, Руп Бонда, Сир Бонда и Вокапардон Арнан — вот некоторые из колец, которые Карбис обычно выставляет напоказ на своих пальцах. Интересно, что жрецы Карби носят арнан только из меди.

Традиционно характерной чертой женщины Карби была татуировка на лице, окрашенная индиго ото лба до подбородка. Эта татуировка, которую местные жители называли «дук» на диалекте Карби, была символом культуры, чистоты и статуса в обществе. Считалось, что дук — это не просто татуировка, а божественная способность очищать душу; девушки, не получившие дук, считались незрелыми и нечестивыми. [ 16 ]

Музыка и музыкальные инструменты

[ редактировать ]

Карби имеют богатую устную традицию с песнями, которые отличаются от обычных устных слов. Эти песни представляют собой устное повествование историй предков, передаваемых из поколения в поколение. История Карби продолжается через повествовательные песни. Спасибо Рангсине Сарпо, первому наставнику музыки, искусства и культуры Карби, который, как считалось, просветил их и принес возрождение в области искусства и эстетики, действуя как прогуливающийся народный певец, которому помогали братья Мирдженг. [ 5 ] Музыкальные инструменты карби похожи на музыкальные инструменты других коренных племен. Разница заключается в дисперсии игры и бита.

Экономика

[ редактировать ]

Карби, проживающие в холмистых районах, традиционно практикуют выращивание джхум ( подсечно-огневое земледелие), тогда как жители равнин зарабатывают себе на жизнь сельским хозяйством и животноводством. Они выращивают различные культуры, включая продовольственное зерно, овощи и фрукты, такие как рис, кукуруза, картофель, сладкий картофель, тапиока, фасоль, имбирь и куркума. Они вполне самодостаточны и имеют приусадебные сады с бетелем, джекфрутом, апельсинами, ананасами, грушами, персиками, сливами и т. д., которые удовлетворяют их потребности в питании, а также в пище. Однако с интеграцией традиционного образа жизни в рыночную экономику многие традиционные институты и образ жизни были повреждены, что привело к бесконечным страданиям людей. [ нужна ссылка ]

У народа карби самое высокое значение HPI (индекс человеческой бедности) - 33,52, что указывает на то, что в этом племени наибольшее количество людей живет в условиях человеческой бедности. (Отчет о человеческом развитии штата Ассам, 2003 г.).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Веб-сайт переписи населения Индии: Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения Индии» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2022 года.
  2. ^ «Документация по идентификатору 639: ахо – ISO 639-3» . SIL International (ранее известный как Летний институт лингвистики) . СИЛ Интернешнл . Проверено 29 июня 2019 г. Ахом [ахо]
  3. ^ «Население религиозными общинами» . Перепись населения Индии – 2001 г. Министерство внутренних дел, Правительство Индии . Проверено 1 июля 2019 г. Поиск данных переписи населения/Серия C/Население по религиозным общинам
  4. ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Перепись Индии 2011 года . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года. 2011census/C-01/DDW00C-01 MDDS.XLS.
  5. ^ Jump up to: а б с д Бори, Камала Канта (2012). Устные рассказы Карбиса, аналитическое исследование (кандидатская диссертация). Университет Гаухати. hdl : 10603/115233 .
  6. ^ «Multitree | Список ЛИНГВИСТОВ» . linguistlist.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2007 года . Проверено 1 сентября 2023 г.
  7. ^ «Значение Микира» . Карбис Ассама . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 1 сентября 2023 г.
  8. ^ «Профиль района Карби Англонг» . karbianglong.gov.in . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 26 января 2024 г.
  9. ^ «Племена и культура | Район Карби-Англонг | Правительство Ассама, Индия» . karbianglong.gov.in . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 26 января 2024 г.
  10. ^ Терон, Д. (2011). Карбиские исследования (Том-2 ) Гувахати: Книжный улей Ассама.
  11. ^ Ганза, HM (2007). Традиционный процесс проживания Карбиса. В ПК Патняк и Д.Бора (редакторы), Племена Индии: идентичность, культура и предания (стр. 61–79) Гувахати: Ангик Пракашан
  12. ^ Пхангчо, ПК (2003). Карби Северо-Восточной Индии . Гувахати: AngGik Press.
  13. ^ Теранг, СК (2007). «Фестиваль и верования племени карби». В ПК Патнаик; Д. Бора (ред.). Племена Индии: идентичность, культура и предания (особое внимание карби Ассама) . Гувахати: Ангик Пракашан.
  14. ^ Бхаттачарджи, Соменат (5 апреля 2020 г.). «Традиции и современные изменения в религиозных верованиях народа карби в Карби Англонге, Ассам» . Антрополог . 40 (1–3). дои : 10.31901/24566802.2020/40.1-3.2054 .
  15. ^ Мишра, СС и Р.П. Атпария. (1995). Влияние урбанизации на карби Ассама. В Дж. Б. Гангули (ред.), Урбанизация и развитие в Северо-Восточной Индии: тенденции и последствия для политики (стр. 199-205). Нью-Дели: Глубоко и Глубоко.
  16. ^ Бортакур, Сашин (1 января 2014 г.). «История татуировки на лице дук краской индиго у женщин карби Северо-Восточной Индии» . Красный журнал Турции . 8 .
[ редактировать ]


40 ° 19'52 "N 44 ° 22'35" E  /  40,3311 ° N 44,3764 ° E  / 40,3311; 44,3764

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84d7c649e9e4ad127fb4e5335242443f__1722255720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/3f/84d7c649e9e4ad127fb4e5335242443f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karbi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)