Галли
Галл ( (мн. галли ) был евнухом фригийской жрецом - богини Кибелы Великая Матер в Риме) и ее супруга Аттиса , поклонение которым было включено в государственную религиозную практику Древнего Рима .
Происхождение
[ редактировать ]Культ Кибелы, возможно, зародился в Месопотамии. [ 1 ] прибыл в Грецию около 300 г. до н.э. [ 2 ] Первоначально он хранил свой священный символ, черный метеорит, в храме под названием Мегалесион в Пессинусе в современной Турции.
Самые ранние сохранившиеся упоминания о галли взяты из Греческой антологии , сборника более ранних материалов X века, где в нескольких эпиграммах упоминается или явно намекается на их кастрированное состояние.
Стефан Византийский (6 век н. э.) сказал, что это имя произошло от короля Галла. [ 3 ] в то время как Овидий (43 г. до н. э. – 17 г. н. э.) сказал, что он произошел от реки Галл во Фригии. [ 4 ] Одно и то же слово ( галл в единственном числе, галли во множественном числе) использовалось римлянами для обозначения кельтов и петухов , причем последний особенно был источником каламбуров. [ 5 ]
Прибытие в Рим
[ редактировать ]Культ Великой Матери прибыл в Рим где-то в III веке до нашей эры, ближе к концу Второй Пунической войны против Карфагена. Современных сообщений о его прибытии нет, но более поздние литературные источники описывают его как официальный ответ на метеоритные дожди, неурожаи и голод в 205 году до нашей эры. Сенат и книги Сиблины идентифицировали эти события как чудеса , знаки божественного гнева против Рима и предупреждения о неминуемом разрушении Рима, которое должно быть искуплено официальным импортом Римом Великой Матери и ее культа; с богиней в качестве союзника Рим мог бы увидеть конец голоду и победу над Карфагеном. [ 6 ] В 204 г. до н.э. римский сенат официально признал Кибелу государственной богиней. Ее культовое изображение было со многими церемониями перенесено из ее святилища в Малой Азии и, в конечном итоге, в город. [ 7 ] По словам Ливия, его принесли в Храм Победы на Палатинском холме накануне апрельских ид. [ 8 ] и с тех пор годовщина отмечалась как Мегалезия 4–10 апреля с публичными играми, жертвоприношениями животных и музыкой в исполнении галли. [ 9 ] Более ста лет спустя (по словам Плутарха), когда римский полководец Марий планировал сражаться с германскими племенами , жрец галлов по имени Батак предсказал победу римлян, и, следовательно, Сенат проголосовал за строительство храма победы богине. [ 10 ]
Прием
[ редактировать ]Дионисий Галикарнасский утверждал, что римские граждане не участвовали в ритуалах культа Великой Матери. Литературные источники называют галлов «полулюдьми», и ученые приходят к выводу, что римские мужчины смотрели на галлов свысока. Но неодобрение римлянами иностранного культа может быть скорее изобретением современных ученых, чем социальной реальностью в Риме, поскольку археологи нашли обетные статуи Аттиса на Палатинском холме, а это означает, что римские граждане на каком-то уровне участвовали в почитании Великой Матери и ее супруга. [ 6 ]
Архигалл был римским гражданином , который также работал на Римское государство и поэтому шел по узкой линии: сохранять культовые традиции, не нарушая при этом римских религиозных запретов. Некоторые утверждают, что архигалл никогда не был евнухом, поскольку всем гражданам Рима была запрещена эвирация ( кастрация ). [ 11 ] (Этот запрет предполагает, что первоначальные галлы были либо азиатами, либо рабами.) Клавдий , однако, снял запрет на кастрацию; Домициан подтвердил это. Впоследствии [ 12 ] Таким образом, вопрос о том, могли ли римские граждане участвовать в культе Magna Mater или его члены были исключительно иностранцами, является предметом научных дискуссий.
В провинции
[ редактировать ]Останки римского галла IV века нашей эры были найдены в 2002 году на территории нынешнего Каттерика , Англия, одетого в женскую одежду, украшенного украшениями из гагата, сланца и бронзы, с двумя камнями во рту. Пит Уилсон, старший археолог English Heritage, сказал: «Находка демонстрирует, насколько космополитичным был север Англии». Археологический объект в Корбридже , важном романо-британском поселении на стене Адриана , имеет алтарь богини Кибелы. [ 13 ]
Кладбище четвертого века было раскопано в Хангите в Йорке, где одно из захоронений было идентифицировано как потенциально принадлежащее члену Галли. Это основано на свидетельствах того, что, хотя кости были идентифицированы как мужские, человек был похоронен с браслетами из гагата - материалом, который прочно ассоциируется с женщинами. Эти аспекты также аналогичны аспектам захоронения Галла из Каттерика. [ 14 ]


Религиозные практики
[ редактировать ]Галли кастрировали себя во время экстатического празднования под названием Dies sanguinis , или «Дня крови», которое состоялось 24 марта. [ 15 ] В этот день траура по Аттису они бегали дико и растрепанные. Они исполняли танцы под музыку дудочек и бубнов и в экстазе пороли себя до крови. [ 16 ] За этим последовал день пиршества и отдыха.
Священный пир был частью ритуала инициации. Фирмикус Матернус , христианин, возражавший против других религий, раскрыл возможный пароль галли: «Я ел из бубна; я пил из цимбал; я стал посвященным Аттиса». Этот пароль приведен в книге De errore profanarum religium . Однако пароль написан на греческом языке с переводом на латынь, который не содержит никаких упоминаний об Аттисе. [ 17 ] [ 18 ] В некоторых изданиях текста в греческом пароле также отсутствует слово «Аттис». [ 19 ] Элевсинские мистерии, сообщенные Климентом Александрийским , включают подобную формулу: «Я постился; я пил кикеон [воду с едой]; я брал из священного сундука; я работал с ним и положил его в корзину, а из корзины в грудь». Климент также сообщил (в перефразировании историка 20-го века), что «нес сосуд под названием кернос » и входил в « пастос или брачную палату». [ 20 ]
Знаками их должности были описаны как своего рода корона, возможно, лавровый венок, а также золотой браслет, известный как оккабус. [ 21 ] Обычно они носили женскую одежду (часто желтую), тюрбан, подвески и серьги. Они обесцвечивали волосы, носили длинные волосы и наносили густой макияж. Они бродили со своими последователями, выпрашивая милостыню, в обмен на которую были готовы погадать .
В Риме глава галла была известна как архигалл , по крайней мере, со времен Клавдия. Ряд археологических находок изображают архигалла в роскошных и экстравагантных костюмах. Архигалл всегда был римским гражданином, избранным quindecimviri Saris Faciundis , срок службы которого длился пожизненно. [ 22 ] Наряду с учреждением архигалла появилось святилище Фригианум , а также обряд тауроболия , относящийся к Великой Матери, двум аспектам культа Великой Матери, над которыми властвовал архигалл. [ 21 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Шелли Хейлз писала: «Греческая и римская литература последовательно усиливает сексуальные и расовые различия евнухов, подчеркивая, насколько они разные. Они изображались носящими яркую одежду, тяжелые украшения, макияж, с обесцвеченными и завитыми волосами». [ 23 ] Поскольку галлы кастрировали себя и носили женскую одежду, аксессуары и макияж, некоторые современные ученые интерпретируют их как трансгендеров . [ 24 ] [ 25 ] Фирмикус Матернус сказал: «Они говорят, что они не мужчины… они хотят выдавать себя за женщин». Он пояснил: «Воодушевленные каким-то благоговейным чувством, они фактически превратили этот элемент [воздух] в женщину [ Целестиду , богиню]. Поскольку воздух является посредником между морем и небом, они почитают его через жрецов, которые женские голоса». [ 26 ]
Галли, возможно, также занимали «третий пол» в римском обществе. Джейкоб Лэтэм связал иностранную природу Magna Mater и несоответствующее гендерному представлению ее священников. Возможно, они вообще существовали вне римских представлений о мужественности и женственности, что может объяснить неблагоприятную реакцию римских граждан мужского пола на нарушение галлами гендерных норм. [ 27 ]
Некоторые ученые связывают эпизод самокастрации Аттиса с ритуальной кастрацией галлов. [ 28 ] [ 29 ] В Пессине , центре культа Кибелы, в эллинистический период было два первосвященника: один с титулом «Аттис», а другой с именем «Баттакес». Оба были евнухами. [ 30 ] Первосвященники имели значительное политическое влияние в этот период, и существуют письма первосвященника Аттиса царям Пергама Евмену II и Атталу II, высеченные на камне. Позже, во времена Флавиев, существовала коллегия из десяти священников, не кастрированных, а ныне римских граждан, но все еще носивших титул «Аттис». [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]- Жрец Божией Матери Великой Идеи
- Элагабал (божество)
- Гала (священники) Инанны
- Энари
- Хиджра
- Корибанты
- Жречество Атаргатиса
- Skoptsy
- Телец
- Катулл 63
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пензер, Норман Мосли (1993) [1936]. Гарем: отчет об учреждении, существовавшем во Дворце турецких султанов, с историей Большого Сераля от его основания до наших дней . Нью-Йорк: Дорсет Пресс.
- ^ Тейлор, Гэри (2000). Кастрация: сокращенная история западной мужественности . Рутледж. ISBN 0415927854 .
- ^ Маартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ , перевод AMH Lemmers, Лондон: Темза и Гудзон, 1977, стр.96: «Но, по мнению других, их имя произошло от короля Галла 495, который в состоянии безумия выхолостил себя...» и стр.199, . 495 от «
- ^ Маартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ , перевод AMH Lemmers, Лондон: Темза и Гудзон, 1977, стр.85, со ссылкой на Овидия, Фасти IV.9
- ^ Кюфлер, Мэтью (2001). Мужественный евнух: мужественность, гендерная двусмысленность и христианская идеология в поздней античности . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. п. 248.
- ^ Jump up to: а б Бернс, Кришни Шефген. Magna Mater Romana: социокультурное исследование культа Magna Mater в республиканском Риме . ISBN 978-1-321-56911-7 . OCLC 1257962341 .
- ^ Шольц, Петр О. (2001). Евнухи и кастраты: история культуры . Перевод Бродвина, Джона А.; Фриш, Шелли Л. Маркус Винер. п. 96. ИСБН 1558762019 .
- ^ Ливи. «29.14.10ff». История Рима от его основания .
- ^ Лютер Х. Мартин, Эллинистические религии: введение , Oxford University Press, 1987, ISBN 019504391X с. 83
- ^ Плутарх. «Жизнь Мариуса, 17,5 (Параллельные жизни, Том IX), опубликованная около 100 г. н.э.» . penelope.uchicago.edu . Проверено 12 декабря 2020 г.
- ↑ Культы Римской империи , Великая Мать и ее евнухи, Роберт Цуркан, Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN 0-631-20047-9 стр. 49
- ^ Мартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ [ постоянная мертвая ссылка ] , перевод AMH Lemmers, Лондон: Thames and Hudson, 1977, стр. 96: «Более того, Кибеле должны были служить только восточные священники; римским гражданам не разрешалось служить до времен Клавдия».
- ^ «Раскопки выявили римского трансвестита» . Би-би-си . 21 мая 2002 года . Проверено 12 декабря 2020 г.
- ^ «Международный день видимости трансгендеров: Галли в Йоркшире» . Йоркская археология . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 03 апреля 2023 г.
- ^ Маартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ , перевод AMH Lemmers, Лондон: Thames and Hudson, 1977, стр.115: «День крови ( dies sanguinis ) — это название, данное церемониям на 24 марта. В этот день священники бичевали себя до крови и окропляли ею изображения и жертвенники в храме».
- ^ Маартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ , перевод AMH Lemmers, Лондон: Темза и Гудзон, 1977, стр.97.
- ^ Остер, Ричард Эрл (22 апреля 2016 г.). Юлий Фирмикус Матерн: Об ошибке светских религий. Введение, перевод и комментарии . Дом стипендий Райса (Диссертация). п. 75. HDL : 1911/89943 . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ Фирмикус Матернус, Юлий; Форбс, Кларенс А. (1970). Фирмикус Матернус: заблуждение языческих религий . Нью-Йорк: Ньюман Пресс. п. 81. ИСБН 0-8091-0039-8 . OCLC 88488 .
- ^ «Книга Юлия Фирмика Матерни VC об ошибке светских религий в отношении Констанция и Констанция Августа: никогда ранее не публиковалась » . Британская библиотека (на латыни) . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ Роуз, HJ (1959). Религия в Греции и Риме. [Первоначально опубликовано Хатчинсоном и компанией под названием «Религия Древней Греции» (1946 г.) и «Религия Древнего Рима» (1948 г.) в Лондоне.] Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 278.
- ^ Jump up to: а б Культы Римской империи , Великая Мать и ее евнухи, Роберт Цуркан, Уайли-Блэквелл, 1996 г. ISBN 0-631-20047-9 стр. 51
- ^ Словарь римской религии Лесли Адкинса, Роя А. Адкинса, Oxford University Press, 1996 ISBN 0-19-514233-0 стр. 91
- ^ Хейлз, Шелли (2002). «В поисках евнухов: Галли и Аттис в римском искусстве». В «Жестче», Шон (ред.). Евнухи в древности и за ее пределами . Классическая пресса Уэльса и Дакворта. п. 91.
- ^ Кирстен Кронн-Миллс, Жизнь трансгендеров: сложные истории, сложные голоса (2014, ISBN 0761390227 ), стр. 39.
- ^ Тереза Хорнсби, Дэрин Гест, Трансгендеры, интерсекс и библейская интерпретация (2016, ISBN 0884141551 ), стр. 47.
- ^ Фирмикус Матернус. Об заблуждении светских религий (раздел 4.1-2) . Перевод Форбс, К.
- ^ Лэтэм, Джейкоб (2012). « «Сказочная ловушка для хлопка»: римская мужественность, культ Magna Mater и литературные конструкции галлов в Риме от поздней республики до поздней античности» . Журнал религии . 92 (1): 84–122. дои : 10.1086/662205 . ISSN 0022-4189 . JSTOR 10.1086/662205 . S2CID 170360753 .
- ^ Денова, Ребекка И. (2018). Греческая и римская религии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-78785-765-0 . OCLC 1243160502 .
- ^ Бреммер, Ян Н. (2004). «Аттис: греческий бог в анатолийском Пессинусе и катулловском Риме » Мнемозина . 57 (5): 534–573. дои : 10.1163/1568525043057892 . ISSN 0026-7074 . JSTOR 4433594 .
- ^ А.Д. Нок, Евнухи в древней религии , ARW , XXIII (1925), 25–33 = Очерки религии и древнего мира , I (Оксфорд, 1972), 7–15.
- ^ Маартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ , перевод AMH Lemmers, Лондон: Темза и Гудзон, 1977, стр. 98.
Ссылки
[ редактировать ]- Джон Белл (1790). Новый Пантеон Белла; или Исторический словарь богов, полубогов, героев и сказочных персонажей древности . Лондон: Напечатано Дж. Беллом и для него в Британской библиотеке, Стрэнд. стр. 26 , 82, 90, 322–323.
Галли.