Jump to content

Галли

(Перенаправлено с Архигала )
Рельеф с изображением Архигала, приносящего жертвы Кибеле и Аттису, Археологический музей Остиенсе , Античная Остия.

Галл ( (мн. галли ) был евнухом фригийской жрецом - богини Кибелы Великая Матер в Риме) и ее супруга Аттиса , поклонение которым было включено в государственную религиозную практику Древнего Рима .

Происхождение

[ редактировать ]

Культ Кибелы, возможно, зародился в Месопотамии. [ 1 ] прибыл в Грецию около 300 г. до н.э. [ 2 ] Первоначально он хранил свой священный символ, черный метеорит, в храме под названием Мегалесион в Пессинусе в современной Турции.

Самые ранние сохранившиеся упоминания о галли взяты из Греческой антологии , сборника более ранних материалов X века, где в нескольких эпиграммах упоминается или явно намекается на их кастрированное состояние.

Стефан Византийский (6 век н. э.) сказал, что это имя произошло от короля Галла. [ 3 ] в то время как Овидий (43 г. до н. э. – 17 г. н. э.) сказал, что он произошел от реки Галл во Фригии. [ 4 ] Одно и то же слово ( галл в единственном числе, галли во множественном числе) использовалось римлянами для обозначения кельтов и петухов , причем последний особенно был источником каламбуров. [ 5 ]

Прибытие в Рим

[ редактировать ]

Культ Великой Матери прибыл в Рим где-то в III веке до нашей эры, ближе к концу Второй Пунической войны против Карфагена. Современных сообщений о его прибытии нет, но более поздние литературные источники описывают его как официальный ответ на метеоритные дожди, неурожаи и голод в 205 году до нашей эры. Сенат и книги Сиблины идентифицировали эти события как чудеса , знаки божественного гнева против Рима и предупреждения о неминуемом разрушении Рима, которое должно быть искуплено официальным импортом Римом Великой Матери и ее культа; с богиней в качестве союзника Рим мог бы увидеть конец голоду и победу над Карфагеном. [ 6 ] В 204 г. до н.э. римский сенат официально признал Кибелу государственной богиней. Ее культовое изображение было со многими церемониями перенесено из ее святилища в Малой Азии и, в конечном итоге, в город. [ 7 ] По словам Ливия, его принесли в Храм Победы на Палатинском холме накануне апрельских ид. [ 8 ] и с тех пор годовщина отмечалась как Мегалезия 4–10 апреля с публичными играми, жертвоприношениями животных и музыкой в ​​исполнении галли. [ 9 ] Более ста лет спустя (по словам Плутарха), когда римский полководец Марий планировал сражаться с германскими племенами , жрец галлов по имени Батак предсказал победу римлян, и, следовательно, Сенат проголосовал за строительство храма победы богине. [ 10 ]

Дионисий Галикарнасский утверждал, что римские граждане не участвовали в ритуалах культа Великой Матери. Литературные источники называют галлов «полулюдьми», и ученые приходят к выводу, что римские мужчины смотрели на галлов свысока. Но неодобрение римлянами иностранного культа может быть скорее изобретением современных ученых, чем социальной реальностью в Риме, поскольку археологи нашли обетные статуи Аттиса на Палатинском холме, а это означает, что римские граждане на каком-то уровне участвовали в почитании Великой Матери и ее супруга. [ 6 ]

Архигалл был римским гражданином , который также работал на Римское государство и поэтому шел по узкой линии: сохранять культовые традиции, не нарушая при этом римских религиозных запретов. Некоторые утверждают, что архигалл никогда не был евнухом, поскольку всем гражданам Рима была запрещена эвирация ( кастрация ). [ 11 ] (Этот запрет предполагает, что первоначальные галлы были либо азиатами, либо рабами.) Клавдий , однако, снял запрет на кастрацию; Домициан подтвердил это. Впоследствии [ 12 ] Таким образом, вопрос о том, могли ли римские граждане участвовать в культе Magna Mater или его члены были исключительно иностранцами, является предметом научных дискуссий.

В провинции

[ редактировать ]

Останки римского галла IV века нашей эры были найдены в 2002 году на территории нынешнего Каттерика , Англия, одетого в женскую одежду, украшенного украшениями из гагата, сланца и бронзы, с двумя камнями во рту. Пит Уилсон, старший археолог English Heritage, сказал: «Находка демонстрирует, насколько космополитичным был север Англии». Археологический объект в Корбридже , важном романо-британском поселении на стене Адриана , имеет алтарь богини Кибелы. [ 13 ]

Кладбище четвертого века было раскопано в Хангите в Йорке, где одно из захоронений было идентифицировано как потенциально принадлежащее члену Галли. Это основано на свидетельствах того, что, хотя кости были идентифицированы как мужские, человек был похоронен с браслетами из гагата - материалом, который прочно ассоциируется с женщинами. Эти аспекты также аналогичны аспектам захоронения Галла из Каттерика. [ 14 ]

Надгробный рельеф Арчигала из Лавиниума , середина II века нашей эры, Капитолийские музеи , Рим.
Статуя галлового священника, II век, Капитолийский музей.

Религиозные практики

[ редактировать ]

Галли кастрировали себя во время экстатического празднования под названием Dies sanguinis , или «Дня крови», которое состоялось 24 марта. [ 15 ] В этот день траура по Аттису они бегали дико и растрепанные. Они исполняли танцы под музыку дудочек и бубнов и в экстазе пороли себя до крови. [ 16 ] За этим последовал день пиршества и отдыха.

Священный пир был частью ритуала инициации. Фирмикус Матернус , христианин, возражавший против других религий, раскрыл возможный пароль галли: «Я ел из бубна; я пил из цимбал; я стал посвященным Аттиса». Этот пароль приведен в книге De errore profanarum religium . Однако пароль написан на греческом языке с переводом на латынь, который не содержит никаких упоминаний об Аттисе. [ 17 ] [ 18 ] В некоторых изданиях текста в греческом пароле также отсутствует слово «Аттис». [ 19 ] Элевсинские мистерии, сообщенные Климентом Александрийским , включают подобную формулу: «Я постился; я пил кикеон [воду с едой]; я брал из священного сундука; я работал с ним и положил его в корзину, а из корзины в грудь». Климент также сообщил (в перефразировании историка 20-го века), что «нес сосуд под названием кернос » и входил в « пастос или брачную палату». [ 20 ]

Знаками их должности были описаны как своего рода корона, возможно, лавровый венок, а также золотой браслет, известный как оккабус. [ 21 ] Обычно они носили женскую одежду (часто желтую), тюрбан, подвески и серьги. Они обесцвечивали волосы, носили длинные волосы и наносили густой макияж. Они бродили со своими последователями, выпрашивая милостыню, в обмен на которую были готовы погадать .

В Риме глава галла была известна как архигалл , по крайней мере, со времен Клавдия. Ряд археологических находок изображают архигалла в роскошных и экстравагантных костюмах. Архигалл всегда был римским гражданином, избранным quindecimviri Saris Faciundis , срок службы которого длился пожизненно. [ 22 ] Наряду с учреждением архигалла появилось святилище Фригианум , а также обряд тауроболия , относящийся к Великой Матери, двум аспектам культа Великой Матери, над которыми властвовал архигалл. [ 21 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Шелли Хейлз писала: «Греческая и римская литература последовательно усиливает сексуальные и расовые различия евнухов, подчеркивая, насколько они разные. Они изображались носящими яркую одежду, тяжелые украшения, макияж, с обесцвеченными и завитыми волосами». [ 23 ] Поскольку галлы кастрировали себя и носили женскую одежду, аксессуары и макияж, некоторые современные ученые интерпретируют их как трансгендеров . [ 24 ] [ 25 ] Фирмикус Матернус сказал: «Они говорят, что они не мужчины… они хотят выдавать себя за женщин». Он пояснил: «Воодушевленные каким-то благоговейным чувством, они фактически превратили этот элемент [воздух] в женщину [ Целестиду , богиню]. Поскольку воздух является посредником между морем и небом, они почитают его через жрецов, которые женские голоса». [ 26 ]

Галли, возможно, также занимали «третий пол» в римском обществе. Джейкоб Лэтэм связал иностранную природу Magna Mater и несоответствующее гендерному представлению ее священников. Возможно, они вообще существовали вне римских представлений о мужественности и женственности, что может объяснить неблагоприятную реакцию римских граждан мужского пола на нарушение галлами гендерных норм. [ 27 ]

Некоторые ученые связывают эпизод самокастрации Аттиса с ритуальной кастрацией галлов. [ 28 ] [ 29 ] В Пессине , центре культа Кибелы, в эллинистический период было два первосвященника: один с титулом «Аттис», а другой с именем «Баттакес». Оба были евнухами. [ 30 ] Первосвященники имели значительное политическое влияние в этот период, и существуют письма первосвященника Аттиса царям Пергама Евмену II и Атталу II, высеченные на камне. Позже, во времена Флавиев, существовала коллегия из десяти священников, не кастрированных, а ныне римских граждан, но все еще носивших титул «Аттис». [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Пензер, Норман Мосли (1993) [1936]. Гарем: отчет об учреждении, существовавшем во Дворце турецких султанов, с историей Большого Сераля от его основания до наших дней . Нью-Йорк: Дорсет Пресс.
  2. ^ Тейлор, Гэри (2000). Кастрация: сокращенная история западной мужественности . Рутледж. ISBN  0415927854 .
  3. ^ Маартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ , перевод AMH Lemmers, Лондон: Темза и Гудзон, 1977, стр.96: «Но, по мнению других, их имя произошло от короля Галла 495, который в состоянии безумия выхолостил себя...» и стр.199, . 495 от «
  4. ^ Маартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ , перевод AMH Lemmers, Лондон: Темза и Гудзон, 1977, стр.85, со ссылкой на Овидия, Фасти IV.9
  5. ^ Кюфлер, Мэтью (2001). Мужественный евнух: мужественность, гендерная двусмысленность и христианская идеология в поздней античности . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. п. 248.
  6. ^ Jump up to: а б Бернс, Кришни Шефген. Magna Mater Romana: социокультурное исследование культа Magna Mater в республиканском Риме . ISBN  978-1-321-56911-7 . OCLC   1257962341 .
  7. ^ Шольц, Петр О. (2001). Евнухи и кастраты: история культуры . Перевод Бродвина, Джона А.; Фриш, Шелли Л. Маркус Винер. п. 96. ИСБН  1558762019 .
  8. ^ Ливи. «29.14.10ff». История Рима от его основания .
  9. ^ Лютер Х. Мартин, Эллинистические религии: введение , Oxford University Press, 1987, ISBN   019504391X с. 83
  10. ^ Плутарх. «Жизнь Мариуса, 17,5 (Параллельные жизни, Том IX), опубликованная около 100 г. н.э.» . penelope.uchicago.edu . Проверено 12 декабря 2020 г.
  11. Культы Римской империи , Великая Мать и ее евнухи, Роберт Цуркан, Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN   0-631-20047-9 стр. 49
  12. ^ Мартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ [ постоянная мертвая ссылка ] , перевод AMH Lemmers, Лондон: Thames and Hudson, 1977, стр. 96: «Более того, Кибеле должны были служить только восточные священники; римским гражданам не разрешалось служить до времен Клавдия».
  13. ^ «Раскопки выявили римского трансвестита» . Би-би-си . 21 мая 2002 года . Проверено 12 декабря 2020 г.
  14. ^ «Международный день видимости трансгендеров: Галли в Йоркшире» . Йоркская археология . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 г. Проверено 03 апреля 2023 г.
  15. ^ Маартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ , перевод AMH Lemmers, Лондон: Thames and Hudson, 1977, стр.115: «День крови ( dies sanguinis ) — это название, данное церемониям на 24 марта. В этот день священники бичевали себя до крови и окропляли ею изображения и жертвенники в храме».
  16. ^ Маартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ , перевод AMH Lemmers, Лондон: Темза и Гудзон, 1977, стр.97.
  17. ^ Остер, Ричард Эрл (22 апреля 2016 г.). Юлий Фирмикус Матерн: Об ошибке светских религий. Введение, перевод и комментарии . Дом стипендий Райса (Диссертация). п. 75. HDL : 1911/89943 . Проверено 10 сентября 2022 г.
  18. ^ Фирмикус Матернус, Юлий; Форбс, Кларенс А. (1970). Фирмикус Матернус: заблуждение языческих религий . Нью-Йорк: Ньюман Пресс. п. 81. ИСБН  0-8091-0039-8 . OCLC   88488 .
  19. ^ «Книга Юлия Фирмика Матерни VC об ошибке светских религий в отношении Констанция и Констанция Августа: никогда ранее не публиковалась » . Британская библиотека (на латыни) . Проверено 10 сентября 2022 г.
  20. ^ Роуз, HJ (1959). Религия в Греции и Риме. [Первоначально опубликовано Хатчинсоном и компанией под названием «Религия Древней Греции» (1946 г.) и «Религия Древнего Рима» (1948 г.) в Лондоне.] Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 278.
  21. ^ Jump up to: а б Культы Римской империи , Великая Мать и ее евнухи, Роберт Цуркан, Уайли-Блэквелл, 1996 г. ISBN   0-631-20047-9 стр. 51
  22. ^ Словарь римской религии Лесли Адкинса, Роя А. Адкинса, Oxford University Press, 1996 ISBN   0-19-514233-0 стр. 91
  23. ^ Хейлз, Шелли (2002). «В поисках евнухов: Галли и Аттис в римском искусстве». В «Жестче», Шон (ред.). Евнухи в древности и за ее пределами . Классическая пресса Уэльса и Дакворта. п. 91.
  24. ^ Кирстен Кронн-Миллс, Жизнь трансгендеров: сложные истории, сложные голоса (2014, ISBN   0761390227 ), стр. 39.
  25. ^ Тереза ​​Хорнсби, Дэрин Гест, Трансгендеры, интерсекс и библейская интерпретация (2016, ISBN   0884141551 ), стр. 47.
  26. ^ Фирмикус Матернус. Об заблуждении светских религий (раздел 4.1-2) . Перевод Форбс, К.
  27. ^ Лэтэм, Джейкоб (2012). « «Сказочная ловушка для хлопка»: римская мужественность, культ Magna Mater и литературные конструкции галлов в Риме от поздней республики до поздней античности» . Журнал религии . 92 (1): 84–122. дои : 10.1086/662205 . ISSN   0022-4189 . JSTOR   10.1086/662205 . S2CID   170360753 .
  28. ^ Денова, Ребекка И. (2018). Греческая и римская религии . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-78785-765-0 . OCLC   1243160502 .
  29. ^ Бреммер, Ян Н. (2004). «Аттис: греческий бог в анатолийском Пессинусе и катулловском Риме » Мнемозина . 57 (5): 534–573. дои : 10.1163/1568525043057892 . ISSN   0026-7074 . JSTOR   4433594 .
  30. ^ А.Д. Нок, Евнухи в древней религии , ARW , XXIII (1925), 25–33 = Очерки религии и древнего мира , I (Оксфорд, 1972), 7–15.
  31. ^ Маартен Дж. Вермасерен, Кибела и Аттис: миф и культ , перевод AMH Lemmers, Лондон: Темза и Гудзон, 1977, стр. 98.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 447ef6de80a016dcf76386f34f9cbe34__1721123160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/34/447ef6de80a016dcf76386f34f9cbe34.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Galli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)