Босса Нова
Босса Нова | |
---|---|
![]() Vinicius de Moraes и Baden Powell в театре Praia | |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1950 -х годов, южная зона Рио -де -Жанейро, Бразилия |
Производные формы |
|
Босса Нова ( Португальское произношение: [ˈbɔsɐ ˈnɔvɐ] ) - расслабленный стиль самбы [ NB 1 ] Разработано в конце 1950 -х и начале 1960 -х годов в Рио -де -Жанейро , Бразилия . [ 2 ] В основном он характеризуется спокойным синкопированным ритмом с аккордами и пальцами, имитирующими ритм канавки самбы, как будто это было упрощение и стилизация на гитаре ритма, созданного школьной группой Samba . Другой определяющей характеристикой стиля является использование нетрадиционных аккордов в некоторых случаях со сложными прогрессиями и «неоднозначными» гармониями. [ 3 ] [ 4 ] Распространенным заблуждением является то, что эти сложные аккорды и гармонии были получены из джаза , но гитаристы Samba используют аналогичные структуры аранжировки с начала 1920 -х годов, что указывает на случай параллельной эволюции стилей, а не простого переноса от джаза в Босса -Нову. [ 5 ] [ 6 ] Тем не менее, Bossa Nova находился под влиянием Jazz, как в использованных гармонах, так и в инструментах песен, и сегодня многие песни Bossa Nova считаются джазовыми стандартами . Увеличение популярности Bossa Nova помогло возобновить Samba и способствовало модернизации бразильской музыки в целом.
Одним из основных нововведений Bossa Nova был способ синтезировать ритм самбы на классической гитаре . [ 2 ] [ 6 ] По словам музыковника Гилберто Мендеса , Босса -Нова была одной из «трех ритмичных фаз самбы», в которых «Bossa Beat» был извлечен Жоао Гилберто из традиционной самбы. [ 5 ] Синтез, выполняемый гитарой Гилберто , представлял собой сокращение « Батукады » Самбы, стилизации, произведенной из одного из ударных инструментов: пальцем стилизовала сурдо ; Индекс, средние и скромные пальцы сформулированы как тамборим. [ 6 ] В соответствии с этим тезисом, такими музыкантами, как Баден Пауэлл , Роберто Менескал и Роналду Босколи, также понимают, что Босса -Нова Бит был извлечен из пьесы Тамборима в Батерии . [ 7 ]
Этимология
[ редактировать ]
В Бразилии слово BOSSA -старомодный сленг для чего-то, сделанного с особым очарованием, природным талантом или врожденным способностями. Еще в 1932 году Ноэль Роза использовал это слово в самбе:
- «Самба, готовность и другие боссы - наши вещи, они наши вещи».
- («Самба, готовность и другие боссы - наши вещи, это вещи от нас».)
Фраза Босса Нова , переведенная буквально, означает «новую тенденцию» или «новую волну» на португальском языке. [ 9 ] точное происхождение термина Bossa Nova По словам некоторых авторов, оставалось неясным в течение многих десятилетий. В художественной пляжной культуре конца 1950 -х годов в Рио -де -Жанейро термин босса использовался для обозначения любой новой «тенденции» или «модной волны». В своей книге Bossa Nova бразильский автор Руи Кастро утверждает, что Босса уже использовалась в 1950 -х годах музыкантами в качестве слова, чтобы охарактеризовать чью -то умение для игры или уникального пения. [ 10 ] Кастро утверждает, что термин «Босса Нова» впервые использовался на публике для концерта, предоставленного в 1957 году Групо Университетом, Хебрако -до Бразила («Группа еврейского университета Бразилии»). Авторство термина Bossa Nova приписывается тогдашнему журналисту-Young Moyses Fuks, который продвигал это событие. [ 11 ] Эта группа состояла из Сильвии Теллес , Карлоса Лира , Нара Лея , Луиса Эсы , Роберто Менескала и других. Описание г -на Фукса, полностью поддержанное большинством членов Босса -Новой, просто читайте «Ходже. Сильвия рассказывает о групо Босса -Нова» («Сегодня. Сильвия Теллес и« Группа Босса -Нова »), поскольку Сильвия расскажила была самой известной Музыкант в группе в то время. В 1959 году Нара Лея также участвовала в более чем одном эмбриональном показе Босса Новой. К ним относятся 1 -я фестиваль де Сэмба, проведенная Студенческим союзом Pontifícia Universidade Católica . Эта сессия была представлена Карлосом Дигесом (впоследствии выдающимся Novo кинорежиссером ), студентом -юридическим заведением, на которого в конечном итоге был женат. [ 12 ]
История
[ редактировать ]В 1959 году был выпущен саундтрек к фильму Black Orpheus (Orfeu Negro), который включал в себя будущий Манха -де Карнавал , «Утро карнавала». Стиль появился в то время, когда Самба-Канцен [ NB 2 ] был доминирующим ритмом на бразильской музыкальной сцене. [ 14 ] [ 15 ] Его первое появление было на альбоме Canção do Amor Demais , в котором певица Элизт Кардосо записала две композиции дуэта Антонио Карлоса Джобма и Винициуса де Мораса , «Outra Vez» и « Chega de Saudade », которые были достигнуты гипа Полем Это был первый раз, когда бахианский музыкант представил ритм своей гитары, который станет характерным для стиля. [ 2 ] Сопровождая голос Кардосо, Гилберто вводил новшества на пути к ритму, подчеркивая слабые времена, чтобы провести синтез ритма Самбы с гитарой. [ 2 ] [ 16 ]
В 1959 году был выпущен альбом Joãao Gilberto's Bossa, который содержал треки «Нет больше Саудад» и «Бим Бом». [ 16 ] Считается ориентиром по рождению Босса Нова, [ 2 ] [ 16 ] В нем также был представлен инновационный способ пения Самбы Гилберто, который был вдохновлен Доривалом Каймми . [ 17 ] [ 18 ] С LP Chega de Saudade , выпущенным в 1959 году, Гилберто объединил Босса Новую как новый стиль игры в Самбу. [ 2 ] [ 3 ] Его инновационный способ игры и пения самбы в сочетании с гармониями Антонио Карлоса Джобма и текста Vinicius de Moraes нашел немедленный резонанс среди музыкантов, которые искали новые подходы к Самбе в Рио -де Жанейро, [ 2 ] [ 19 ] Многие из них повлияли американский джаз . [ 20 ] В 1964 году Жуао Гилберто и Стэн Гетц выпустили альбом Getz/Gilberto . Затем появилось художественное движение вокруг Гилберто и других профессиональных художников, таких как Jobim, Moraes и Baden Powell , среди прочих, которые привлекали молодых любителей из южной зоны Рио , таких как Карлос Лира , Роберто Менескал , Роналду и Нара Лера Полем [ 19 ] [ 21 ] написал Бен Хорхе " [ 22 ] Он был введен в Зал славы Латинской Грэмми . В 1960 -х годах американские джазовые артисты, такие как Стэн Гетц, Хэнк Мобли, Зут Симс, Пол Винтер и Куинси Джонс, записали джазовые альбомы Босса.
Босса Нова продолжает влиять на популярную музыку по всему миру с 1960 -х годов до сегодняшнего дня. Примером является песня « Break On Then (на другую сторону) » American Rock Band The Doors , особенно Drum Beat. Барабанщик Джон Денсмор заявил, что на него очень повлияли звуки Бразилии, когда придумал барабанную часть для песни. [ 23 ] Более недавняя ссылка - исландский джазовый поп -певица Лауфи и ее хит -песня " с самого начала " с его ритмом босса -новой. [ 24 ]
Инструменты
[ редактировать ]Классическая гитара
[ редактировать ]
нейлоновой строки Босса Нова чаще всего исполняется на классической гитаре , играющей с пальцами, а не с выбором . Его чистая форма может считаться неподготовленной гитарой с вокалом, как создано, пионера и примером Жуао Гилберто . Даже в более крупных, джазовых аранжировках для групп почти всегда есть гитара, которая играет основной ритм. Гилберто в основном взял один из нескольких ритмических слоев из ансамбля Samba , в частности Tamborim , и применил его к руке сбора. По словам бразильского музыканта Пауло Биттенкурта, Жоао Гилберто, известного своим эксцентричностью и одержимым идеей найти новый способ играть на гитаре, иногда запертый в ванной, где он играл один и тот же отклик в течение многих часов подряд Полем [ 25 ]
Барабаны и перкуссия
[ редактировать ]Как и в Самбе, Сурдо играет фигуру остинато на понижении «Бит одного», «Ах» из «Бэк Один», «Посредство из Beat Two» и «Ах» из двух. Клебовый но рисунок звучит очень похоже на два-три или три-два сына из кубинских стилей, таких как Мамбо, отличается тем, что «две» сторона клава подтолкнута восьмой нотой. Также важным в секции перкуссии для Босса Нова является Кабаса , которая играет устойчивую шестнадцатую ноту. Эти части легко адаптируются к набору барабанов, что делает Bossa Nova довольно популярным бразильским стилем для барабанщиков.
Структура
[ редактировать ]Некоторые другие инструменты и вокал также являются частью структуры Босса Новой. К ним относятся:
Босса Нова и Самба
[ редактировать ]
Bossa Nova имеет ритм , основанный на Samba . Самба сочетает в себе ритмические узоры и чувствует себя происходящим в афро-бразильских рабских общинах. Акцент Самбы на втором ударе переносится в Босса Новую (в той степени, что его часто отмечают в 2/4 времени). Однако, в отличие от Samba, Bossa Nova не имеет танцевальных шагов, чтобы сопровождать его. [ 26 ] Когда играет на гитаре, в простом узоре с одной баром большие пальцы играют басовые ноты на 1 и 2, в то время как пальцы срывают аккорды в унисон на двух восьмых нотах Beat One, за которой следует вторая шестнадцатая нота Beat два. Паттерны с двумя измерениями обычно содержат синкопацию во второй меру. Синкопация является общей чертой Босса -Новой, придающей ей свое явное «качающее» движение, в отличие от «качающегося» ощущения джаза. Как описывает его композитор Bossa Nova Carlos Lyra в своей песне «InffectEncia do Jazz», ритм Samba перемещается «стороной в сторону», в то время как джаз движется «спереди к спине». Есть также некоторые доказательства, указывающие на музыкальное влияние блюза в Босса -Нове, даже подумали, что этот эффект не сразу признан в структуре жанра. [ 27 ]
Вокал
[ редактировать ]Помимо стиля гитары, другой инновации Жуао Гилберто были проекцией поющего голоса. До начала Босса Нова бразильские певцы использовали медные, почти оперные стили. Теперь характерное вокальное производство назального вокала BOSSA NOVA является особой чертой народной традиции Caboclo северо -восточной Бразилии. [ 28 ] [ 29 ]
Темы и тексты
[ редактировать ]Лирические темы, найденные в Босса -Нова, включают женщин, любовь, тоска, тоска по дому, природу. Босса Нова часто была аполитичной. Музыкальная лирика конца 1950-х годов изображала легкую жизнь бразильцев среднего и высшего класса, хотя большинство населения находились в рабочем классе. В сочетании с политическими событиями начала 1960-х годов (особенно военного переворота 1964 года ) популярность Bossa Nova была затмешена популярной Brasileira , музыкальным жанром, который появился около середины 1960-х годов, в которых были более политически заряженные и сосредоточен на борьбе рабочего класса.
Танец
[ редактировать ]Босса Нова также была причудливым танцем , который соответствовал музыке. Он был представлен в конце 1950-х годов и выцветал в середине шестидесятых. [ 30 ] [ ненадежный источник? ] Music Music Bossa Nova с ее мягкими, изысканными вокальными ритмами и импровизациями хорошо подходит для слушания, но не смог стать танцевальной музыкой, несмотря на тяжелую рекламу в 1960 -х годах. Стиль основных танцевальных шагов хорошо подходил музыку. Он был танцевал на «мягких» коленях, которые позволяли для пособия с движениями тазобедренного сустава, и это могло быть танцевать как соло, так и в парах. Было опубликовано около десяти различных простых шаблонов.
Вариант базового шаблона с 8 битами был: «Шаг вперед, нажмите, шагайте назад, шагайте вместе, повторите с противоположной ноги». Вариант этого шаблона была своего рода медленной прогулкой из самбы , с «шагом вместе» выше «заменить». Шаги из Rhumba и взбить ступени ночного клуба Два шага могут быть оснащены стилем Bossa-Nova. Украшения включали в себя размещение одной руки на собственный живот и размахивая другой рукой на уровне талии в направлении влияния, возможно, с щелчком пальца. [ Цитация необходима ]
Примечательные записи BOSSA NOVA
[ редактировать ]Альбом
[ редактировать ]- Больше нет Саудад (записано в 1959 году)
- Любовь, улыбка и цветок (записано 1960)
- Гетц/Гилберто со Стэном Гетцем (записано 18 и 19 марта 1963 года, выпущен в 1964 году)
- Луис Бонфа играет и поет Босса Нова (записано в декабре 1962 года)
- Композитор Desafinado Plays (записано 9 и 10 мая 1963 г.)
- Замечательный мир Антонио Карлоса Джобма (записано 1965 г.)
- Волна (1967)
- Прилив (1970)
Песни
[ редактировать ]- « Карнавальное утро », утро карнавала - Луис Бонфа (1959), из фильма «Черный Орфей»
- « Девушка из ipanema » - Астрод Гилберто (1963) [ 31 ]
- " С самого начала " - Лауфи (2023) [ 32 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- « Виноват это на Босса Нова » - Эйди Горм, 1963
- Чи-ча
- Румба
- Танго музыка
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Центр Босса -Нова остается, как и для Самбы и поджанра джаза, песни. Его интуиция лирична и, даже в самых сложных продуктах, требует, чтобы кто -то верил в своего рода спонтанность. Джаз, чья фундаментальная интуиция имеет Технический характер, привилегирует аккорд ». [ 1 ]
- ^ Более медленный темп Самба, представленная доминированием мелодичной линии над главной ритмикой [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 1992, PP Momms . 63-64.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин EBC 2018 .
- ^ Jump up to: а беременный Ratliff 2019 .
- ^ Lopes & Simas 2015 , с. 46
- ^ Jump up to: а беременный Lopes & Simas 2015 , с. 48
- ^ Jump up to: а беременный в Гарсия 2019 .
- ^ Гарсия 1999 , с. 21
- ^ Блаттер, Альфред (2007). Пересмотр теории музыки: руководство по практике , с.28. ISBN 0-415-97440-2 .
- ^ «Определение Босса Нова» . Мерриам-Уэбстер . Получено 19 июня 2017 года .
Происхождение и этимология: португальский, буквально, «новая тенденция». Первое известное использование: 1962
- ^ Кастро, Руи (перевод Лизы Салсбери). Босса Нова: История бразильской музыки, которая соблазнила мир . 2000. 1 -е издание английского языка. Капелла книги, отпечаток Чикагского обзора Press, Inc. ISBN 1-55652-409-9 впервые опубликовано в Бразилии компанией писем (1990)
- ^ Afonso, Альберто (20 февраля 2010 г.). «Блог Toca: 0000026 - Moysés Fuks и Caldada из славы Ipanema» . Блог да Тока . Отступление 10 февраля
- ^ "Нара Леё" . Bossanova.folha.com.br . Получено 10 февраля 2023 года .
- ^ Тат 1996 , с.
- ^ Севериано 2009 , с. 273
- ^ Матос 2015 , с. 130.
- ^ Jump up to: а беременный в Кастро 2018 .
- ^ Мачадо 2011 , с. 36
- ^ Caymmi 2001 , p.
- ^ Jump up to: а беременный Marcondes 1977 , стр. 106–107.
- ^ Сильва 2017 , с.
- ^ Lopes & Simas 2015 , с. 46–47.
- ^ Азеведо, Зека. «100 величайших бразильских песен -», но как ничего » . Роллинг Стоун Бразилия . Весна . Получено 24 июля 2021 года .
- ^ История «Перерыв через» от двери , извлеченная 6 октября 2023 г.
- ^ "Laufey Crasting Assable Nova Nova-Triangle в" с самого начала " , onestowatch.com , извлечен 19 июня 2024 года.
- ^ Bittencourt, Paulo. «Что такое Босса Нова? Музыкант Пауло Биттенкур, рассказывает историю» . Medium.com .
- ^ Коллин, Марк (26 июня 2008 г.). «Шаг первый, налейте себе напиток ...» - хранитель . ISSN 0261-3077 . Получено 10 февраля 2023 года .
- ^ Макканн, Брайан (2007). «Блюз и Самба: другая сторона истории Босса Новой». Luso-Brazilian Review . 44 (2): 21–49. doi : 10.1353/lbr.2008.0005 . S2CID 145569698 .
- ^ « Кабоклос относится к населению смешанной расы (индейцев или африканцев, импортируемых» в регион в эпоху рабов, и европейцам), которые обычно живут вдоль берегов Амазонки ». Из «двух случаев по муниципальному планированию участия в управлении естественным ресурсом в бразильской амазонке», Gret-Groupe de Recherche et d'Echanges Technologiques, Франция (на английском языке)
- ^ "Босса Нова" . Grove Music Online . Получено 10 февраля 2023 года .
- ^ «Введение в босса нова танцы» . www.heritageinstitute.com .
- ^ «Девушка из Ипанема» . Старости . Получено 15 июля 2021 года .
- ^ Калия, Аммар (3 марта 2024 г.). «Tiktok Jazz Sensation Laufey:« Речь идет не о жанре, а о чувствах и настроении » . Наблюдатель . ISSN 0029-7712 . Получено 28 августа 2024 года .
Источники
[ редактировать ]- Дуб, Херминио Белло де (1986). Изменение разговора (на бразильском португальском языке) (1 -е изд.). Сан -Паулу: Мартинс Фонтс.
- Caymmi, Stella (2001). Доривал Каймми: море и время (на бразильском португальском) (1 -е изд.). САО Паулу: Издатель 34.
- Лопес, Ней; Симас, Луис Антонио (2015). Словарь социальной истории Самбы (на бразильском португальском) (2 -е изд.). Рио -де -Жанейро: бразильская цивилизация.
- Мачадо, Регина Стела Барселос (2011). Голос в бразильской популярной песне: исследование на Паулиста Авангард (на бразильском португальском языке) (1 -е изд.). Сан -Паулу: редакционная статья.
- Marcondes, Marcos Antônio, ed. (1977). Энциклопедия бразильской музыки - научная, народная и популярная (на бразильском португальском языке) (1 -е изд.). Сан -Паулу: Арт Эд.
- Севериано, Джайро (2009). История бразильской популярной музыки: от происхождения до современности (на бразильском португальском языке). САО Паулу: Издатель 34.
- Tatit, Luiz (1996). Автор песен: композиция песни в Бразилии (на бразильском португальском). Сан -Паулу: Эдусп.
- Мамми, Лоренцо (ноябрь 1992 г.). «Жуао Гилберто и социальная утопия Босса Нова» (PDF) . Новые исследования CEBRAP (на бразильском португальском языке) (34). Сан -Паулу: 63–70.
- Матос, Клаудия Нейва из (2015) [2013]. «Жанры в популярной песне: случаи Samba и Samba-Song» . Articultura (на бразильском португальском языке). 15 (27). Uberlândia: Федеральный университет Уберландии: 121–132.
- Сильва, Рафаэль Мариано Камило Да (2017). Разубы: диссонансы в дискурсах о влиянии джаза на Босса Нова (Мастер) (на бразильском португальском языке). Уберландию: Федеральный университет Уберландии . Получено 7 августа 2020 года .
- Кастро, Руи (9 июля 2018 г.). «Запись« прибытия тоски »была рождением, но выросла до вечности, звучит неназванным» (на бразильском португальском языке). S.Paulo Sheet . Получено 7 августа 2020 года .
- Гарсия, Уолтер (1999). Бом Бом: противоречие без конфликтов Жоао Гилберто (на бразильском португальском языке). Сан -Паулу: мир и земля.
- Гарсия, Уолтер (22 июля 2019 г.). «Самба Батукада вписывается в руку Жоао Гилберто» (на бразильском португальском языке). S.Paulo Sheet . Получено 18 сентября 2020 года .
- Ратлифф, Бен (6 июля 2019 г.). «Жуао Гилберто, архитектор Босса Новой, мертв в 88» . The New York Times (опубликовано 6 июля 2019 г.) . Получено 7 августа 2020 года .
- «60 раздражает нова» португальцев). EBC. 2018 . 18 2020сентября
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кастро, Руи (перевод Лизы Салсбери). Босса Нова: История бразильской музыки, которая соблазнила мир. 2000. 1 -е издание английского языка. Капелла книги, отпечаток Чикагского обзора Press, Inc. ISBN 1-55652-409-9 впервые опубликовано в Бразилии компанией писем. 1990.
- Де Стефано, Гилдо , жители Самбы, История и главные герои истории популярной музыки бразилии , Предисловие Чико Буарке де Холланда, Введение Джанни Мина, Рай-Аери, Рим 2005, 2005 г. ISBN 8839713484
- De Stefano, Gildo , Saudade Bossa Nova : музыка, загрязнение и ритмы Бразилии , Предисловие от Chico Buarque , Введение Джанни Мина , Logisma Editore, Florence 2017, ISBN 978-88-97530-88-6
- МакГоуэн, Крис и Песанья, Рикардо. Бразильский звук: Samba, Bossa Nova и популярная музыка Бразилии. 1998. 2 -е издание. Храмовая издательство Университета. ISBN 1-56639-545-3
- Перроне, Чарльз А. Мастерс современной бразильской песни: MPB 1965–1985 . Остин: Университет Техасской Прессы, 1989.
- Мэй, Джанкарло. Латинское пение: происхождение, эволюция и главные герои популярной музыки Бразилии. 2004. Альтернативная печать-не баланс. Предисловие Серхио Бардотти; Последствия Милтона Netting. (на итальянском)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Это 20 лет назад Босса Нова была выпущена в мир в Карнеги -Холле в Нью -Йорке» Ренато Серхио, журнал Manchete , 1982 (на португальском)