Пять ws

Five WS - это контрольный список, используемый в журналистике , чтобы гарантировать, что «лидерство» или «HEDE» содержит все важные моменты истории. Еще в 1913 году журналистам учили, что лидерство/Леде должны ответить на эти вопросы: [ 1 ]
- ВОЗ? - Спрашивать о человеке или животном
- Что? - спрашивать об объекте или действии
- Когда? - Спрашивать о времени
- Где? - Спрашивать о месте
- Почему? - спрашивать о причине или причине
- Как? - спрашивая о том, как что -то делается [ 2 ]
В наше время студентов -журналистики все еще учат, что это фундаментальные шесть вопросов в области новостей. [ 3 ] Репортеры также используют «5 WS» для руководства исследованиями и интервью и для поднятия важных этических вопросов, таких как « Как вы это знаете? ». [ 4 ]
Номенклатура
[ редактировать ]Есть много других имен для этого контрольного списка. Некоторые общие: пять WS и H , [ 3 ] 5 ws журналистики , [ 5 ] Шесть честных мужчин . [ 6 ]
Использование вне журналистики
[ редактировать ]В Соединенном Королевстве (за исключением Шотландии) пять WS используются на ключевого этапа 2 и ключевых этапа 3 (в возрасте 7–14 лет). уроках [ 7 ]
Происхождение в древности
[ редактировать ]По словам Инослава Бешкера, профессора филологии в Университете Сплита в Хорватии, 5 WS коренится в семи вопросах, используемых в древней Греции, чтобы ясно сообщить истории: [ 8 ]
Хотя долго приписывается Гермагору из Темной , [ 9 ] В 2010 году было установлено, что Аристотеля никомаховая этика фактически является источником элементов обстоятельств или сентября . [ 10 ] Томас Аквинский гораздо раньше признал Аристотеля создателем элементов обстоятельств, предоставив подробный комментарий о системе Аристотеля в своем «Трактате по человеческим действиям» и, в частности, в первой части двух Q7 «обстоятельств человеческих действий». Аквинский исследует концепцию добровольных и непроизвольных действий Аристотеля в своих «Суммах богословие» , а также еще один набор вопросов об элементах обстоятельств. [ 11 ] В первую очередь он спрашивает «является ли обстоятельство несчастным случаем человеческого акта» (статья 1), «должны ли богословы принять к сведению обстоятельства человеческих актов?» (Статья 2), «Правильно изложены ли обстоятельства (в Аристотеле) третью книгу этики» (Статья 3) и «Являются ли наиболее важными обстоятельствами« почему »и« в том, что состоит этот акт »?» (Статья 4).
Ибо в Деяниях мы должны принять к сведению, кто это сделал, тем, что он сделал или инструменты, которые он сделал ( с ), что он сделал, где он это сделал, почему он это сделал, как и когда он это сделал. [ 11 ]
Для Аристотеля элементы используются для различения добровольного или непроизвольного действия, что является важным различием для него. [ 12 ] Эти элементы обстоятельств используются Аристотелем в качестве основы для описания и оценки моральных действий с точки зрения того, что было или должно быть сделано, кто это сделал, как это было сделано, где это произошло, и, что самое важное, по какой причине (почему), И так далее для всех других элементов:
Следовательно, это не бессмысленное стремление разделить эти обстоятельства на добро и число; (1) ВОЗ , (2) ЧТО , (3) в каком месте ( где ) или (4), в котором что -то происходит ( когда ), а иногда (5) с тем, что, например, инструмент ( с ), (6) Ради того, что ( почему ), например, спасение жизни и (7) ( как ), например, мягко или жестоко ... и кажется, что наиболее важными обстоятельствами являются только что только что перечислены, в том числе почему . [ 10 ]
Для Аристотеля невежество любого из этих элементов может подразумевать непроизвольное действие:
Таким образом, с невежеством как о возможности относительно всех этих вещей, то есть обстоятельств действия , тот, кто действует в невежестве любого из них, кажется, действует невольно, и особенно в отношении самых важных. И кажется, что самые важные обстоятельства - это только что перечислены, в том числе почему [ 10 ]
В политике Аристотель иллюстрирует, почему элементы важны с точки зрения человеческого (морального) действия:
Я имею в виду, например, (конкретное обстоятельство, движение или действие), как мы могли бы посоветовать афинянам, должны ли они идти на войну или нет, если мы не знали их силы ( сколько ), будь то военно -морской или военный или обоих ( Какой вид ), и насколько это здорово ( сколько ), что их доходы составляют ( с ), кто их друзья и враги ( кто ), какие войны они тоже велись ( что ) и с каким успехом; и так далее. [ 13 ]
По сути, эти элементы обстоятельств обеспечивают теоретическую основу, которая может быть использована для определения, объяснения или предсказания любого данного набора обстоятельств действия. Гермагор зашел так далеко, что утверждал, что все гипотезы получены из этих семи обстоятельств:
Другими словами, ни один гипотетический вопрос или вопрос, связанный с конкретными лицами и действиями, не может возникнуть без ссылки на эти обстоятельства, и никакая демонстрация такого вопроса не может быть сделана без их использования. [ 9 ]
В каком -либо конкретном акте или ситуации необходимо допросить эти вопросы, чтобы определить фактические обстоятельства действия.
Для студентов добродетели необходимо различать добровольный и непроизвольный; Такое различие должно даже оказаться полезным для законодателя для назначения почестей и наказаний. [ 10 ]
Этот аспект инкапсулируется Аристотелем в риторике в качестве судебной речи и используется для определения «персонажей и обстоятельств, которые заставляют мужчин совершать неправильные или сделать их жертвами неправильного». [ 14 ] обвинять или защищать. Именно это применение элементов обстоятельств подчеркивалось последними риториками.
Использование в риторике
[ редактировать ]Несмотря на то, что классическое происхождение этих вопросов, расположенных в этике, уже давно потеряно, они были стандартным способом формулирования или анализа риторических вопросов после древности. [ 15 ] , цитируемый в Псевдоугустина риторике , Риторер Гермагор из Темной [ 16 ] Аристотеля Применил «Элементы обстоятельств » [ 17 ] Как локусы проблемы:
- Кто, что, когда, где и почему, кому манера администраторов . [ 18 ] [ 19 ]
- (Кто, что, когда, где, почему, каким образом, каким образом)
Аквинский [ 11 ] Также представляет элементы, используемые Цицероном в изобретении (гл. 24 DD1, 104) как:
Кто, что, где, в котором помощь, почему, как когда . [ 11 ]
Точно так же квинтил обсудил локусы Argustorum , но не поместил их в виде вопросов. [ 18 ]
Викторинус объяснил применение Цицерона элементов обстоятельств, поставив их в соответствие с вопросами Гермагора: [ 18 ]

Юлий Виктор также перечисляет обстоятельства как вопросы. [ 18 ]
Боэтий "сделал семь обстоятельств фундаментальными для искусства судебного преследования и защиты":
- Кто, что, почему, как, где, когда, в которой помощь . [ 18 ]
- (Кто, что, почему, как, где, когда, с чем)
Форма вопроса была снова поднята в 12 -м веке Тьерри из Шартра и Иоанна Солсбери . [ 18 ]
Чтобы управлять подходящим покаянием к грешникам , 21 -й канон четвертого Латеряна Совета (1215) позволил исповедникам исследовать как грехи, так и обстоятельства грехов. Форма вопроса была популярна для руководства исповедниками, и она появилась в нескольких разных формах: [ 20 ]
- Кто, что, где, посредством кого, так же часто, почему, когда . [ 21 ]
- Кто, что, где, в котором помощь, почему, как когда . [ 22 ]
- Кто, что, где, когда, когда, когда, почему, когда . [ 23 ]
- Что, кто, где, в которой помощь, почему, как когда . [ 24 ]
- Что, где, следовательно, так же, как это, когда, когда, когда бы ни был . [ 25 ]
Метод вопросов также использовался для систематического толкования текста. [ 26 ]
В 16 веке Томас Уилсон написал в английском стихе:
Кто, что и где, по какой помощи и чьи:
Почему, как и когда, много вещей раскрывают. [ 27 ]
В Соединенных Штатах 19 -го века Уильям Кливер Уилкинсон популяризировал «Три WS» - что? Почему? Что из этого? - как метод изучения Библии в 1880 -х годах, хотя он не претендовал на оригинальность. В конечном итоге это стало «пятью WS», но приложение довольно отличалось от этого в журналистике:
"Что? Почему? Что из этого?" является планом изучения аллитеративных методов для учителя, подчеркнутого профессором В.К. Уилкинсоном не так оригинальным с самим собой, а как почтенный авторитет. «Это на самом деле, - говорит он, - почти почти незаметный анализ оратора. Сначала факты, затем доказательство фактов, затем последствия фактов. Этот анализ часто был расширен до того, что известно как» «Пять ws ": "Когда? Где? ВОЗ? Что? Почему? »Настоящим привлечено внимание, в изучении любого урока: до даты его инцидентов; к их месту или местности; человеку, говорящему или разговаривало, или к лицам, введенным, в повествовании; инциденты или Заявления текста; [ 28 ]

«Пять ws» (и один ч) были увековечены Редьярдом Киплингом в своих справедливых историях (1902), в котором стихотворение, сопровождающее рассказ о ребенке слона , [ 29 ] открывается с:
Я держу шесть честных служащих
(Они научили меня всему, что я знал);
Их имена - это то, что и почему и когда
И как и где и кто.
К 1917 году «пять WS» преподавались в классах журналистики в старшей школе, [ 30 ] и к 1940 году тенденция журналистов обращаться к всем «пять WS» в ведущем параграфе статьи была охарактеризована как старомодный и ошибочный:
Старомодное лидерство пяти WS и H, кристаллизованное в значительной степени благодаря « новой журналистике » Пулитцера и освященной школами, широко уступает место гораздо более гибкому и интересному лидерству, даже на прямых новостях. [ 31 ]
Все вы знаете о - и я надеюсь, что вы все признаете ошибку - доктрину пяти WS в первом предложении газетной истории. [ 32 ]
Начиная с 2000 -х годов, пять WS иногда ошибались в Rudyard Kipling (называемый «метод Киплинга»), особенно в литературе по управлению и качеству, [ 33 ] [ 34 ] и контрастировал с пятью . [ 35 ]
Этимология
[ редактировать ]На английском языке большинство вопросительных слов начинаются с тех же букв, wh- ; На латыни большинство также начинаются с одних и тех же букв, Qu - . Это не совпадение, поскольку они являются родственниками, полученными из протооиндоевропейского досугающего корня местоимения K k В O- , отраженный в протогерманском как χ В a- или kh В а- и на латыни как q - . [ Цитация необходима ]
Смотрите также
[ редактировать ]
- Bury the Hede - Prose Style, используемый для
- Пять Уис - итеративная допросенная техника
- Перевернутая пирамида (журналистика) - общение основных деталей перед незначительными деталями
- Модель общения Лассвелла - ранняя влиятельная модель общения
- Ведущий (журналистика) - открытие абзаца статьи, главы или других письменных
- Средства, мотив и возможности - процесс, который пытается определить факты преступления и обстоятельств
- Cluedo - игра о установлении основных фактов преступления
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блейер, Уиллард Гросвенор (1913). «IV. Структура и стиль в новостях». Газета написание и редактирование . Кембридж, Массачусетс: Хоутон Миффлин . п. 66. Архивировано из оригинала 18 декабря 2023 года . Получено 28 января 2024 года .
- ^ «Как использовать 5" w "s (и 1 ч)" . Сентябрь 2022 года.
- ^ Jump up to: а беременный «Письмовые лидирующие | НМУ Центр письма» . nmu.edu . Архивировано из оригинала 7 декабря 2023 года . Получено 29 января 2024 года .
- ^ «5 Вт (и как) написания для Интернета» . Дневник Баттри . 14 ноября 2011 года. Архивировано с оригинала 29 января 2024 года . Получено 29 января 2024 года .
- ^ «Копание глубже в 5 Вт журналистики» . Международная сеть журналистов . Архивировано из оригинала 29 января 2024 года . Получено 29 января 2024 года .
- ^ Общество профессиональных журналистов. «Я держу шесть с честными мужчинами. Они научили меня всему, что я знал. Их имена…» . LinkedIn . Архивировано из оригинала 29 января 2024 года . Получено 29 января 2024 года .
- ^ «Пять ws драмы» . Времена образовательная добавка . 4 сентября 2008 года. Архивировано с оригинала 23 марта 2011 года . Получено 10 марта 2011 года .
- ^ БЕШКЕР, Инослав (2 марта 2009 г.). «Корни 5 WS» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Получено 29 января 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный Робертсон, DW (1946). «Примечание о классическом происхождении« обстоятельств »в средневековом конфессии». Исследования по филологии . 43 (1): 9.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Слоан, MC (2010). «Никомаховая этика Аристотеля как оригинальный локус для септ -косвенной кости». Классическая филология . 105 (3): 236–251. doi : 10.1086/656196 . S2CID 170672521 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Аквинский, Томас (1952). Салливан, Даниэль Дж. (Ред.). Summa Theologica . Тол. 19. Перевод отцов английской доминиканской провинции. Энциклопедия Британская. с. Q7. Искусство. 3. obj. 3
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) - ^ Слоан 2010, 236
- ^ Аристотель (1921). Росс, WD (ред.). Политика . Тол. X. Перевод Jowett, B. Oxford: Clarendon Press. С. 1396A7–11.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) - ^ Аристотель (1920). Росс, WD (ред.). Риторика . Тол. Xi. Перевод Робертса, WR Oxford: Clarendon Press. с. BK I.12 1372A4-1373A35.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) - ^ Для более общего обсуждения теории обстоятельств см. EG Rita Copeland, Rhetoric, герменевтика и перевод в средние века: академические традиции и народные тексты , 1995. ISBN 0-521-48365-4 , с. 66 ff , а также Робертсон
- ^ Несмотря на то, что современная стипендия приписывается Августину , современная стипендия рассматривает авторство сомнительным и называет его псевдо-аугустином: Эдвин Караван: «Что законы предварительно оценили: παραγραφή и ранняя теория выпуска» в Сесил В. Вутен, Джордж Александр Кеннеди, ред. , Оратор в действии и теории в Греции и Риме , 2001. ISBN 90-04-12213-3 , P. 36
- ^ Vollgraff, W. (1948). «Наблюдения за Sure Sixieme Discours D'ESEREVENTION». Мнемосин . 4 -й сер. 1 (4): 257-270. Doi : 10.1163 / 156852548x00222 . JSTOR 4427142 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Робертсон, DW Jr (1946). «Примечание о классическом происхождении« обстоятельств »в средневековом конфессии». Исследования по филологии . 43 (1): 6–14. JSTOR 4172741 .
- ^ Робертсон, цитируя издание Халма De Rhetorica ; Оригинал Гермагора не выживает
- ^ Цитаты ниже взяты из Робертсона и не проверены независимо.
- ^ Манси, провинция Совета Тревиренс (1227), Манси, Советы , 23, ок. 29
- ^ Конституции Александра де Ставенби (1237) Уилкинс, I: 645; Также цитируется в Thomas Aquinas Summa Theologica I-II, 7, 3.
- ^ Роберт де Сорбон , де исповедал , MBP XXV: 354
- ^ Питер Куинел , Суммала , Уилкинс, 2: 165
- ^ Святой Петр Селестин, брошюры , MBP 25: 828
- ^ Ричард Н. Сулентен, Р. Кендалл Сулиен, Справочник по библейской критике , (Луисвилл, 2001, ISBN 0-664-22314-1 ) SV Locus, p. 107; Хартмут Шредер, предметные тексты , с. 176
- ^ Томас Уилсон, Арте риторика Книга I.
- ^ Генри Клэй Трамбулл, Преподавание и учителя , Филадельфия, 1888, с. 120.
- ^ Стихотворение сравнивает собственную повседневную ситуацию Киплинга как писателя/журналиста, со счетом королевы Виктории («человек маленький»), который «держит десять миллионов человек, служа мужчинам», и, в отличие от Киплинга, «вообще не отдыхает ".
- ^ Леон Нельсон Флинт, писательская газета в средних школах, содержащих план использования учителей , Университет Канзаса, 1917, с. 47
- ^ Мотт, Фрэнк Лютер (1942). «Тенденции в газетном контенте». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 219 : 60–65. doi : 10.1177/000271624221900110 . JSTOR 1023893 . S2CID 143625343 .
- ^ Гриффин, Филипп Ф. (1949). «Корреляция английского языка и журналистики». Английский журнал . 38 (4): 189–194. doi : 10.2307/806690 . JSTOR 806690 .
- ^ Саймон Бертоншоу-Ганн, основной инструмент управления, архивные 1 апреля 2024 года, в The Wayback Machine , 2009, ISBN 0470687436 , с. 55, 68, 198
- ^ Например, в Э. Ким и С. Хелал, «Пересмотр сети деятельности человеческой деятельности», в сенсорных системах и программном обеспечении: Вторая международная конференция ICST , Miami 2010, с. 223
- ^ Ричард Смит и др. , Руководство управляющего эффективным изменением , 2014, с. 419