Блокнот для Анны Магдалены Бах

Внешний звук | |
---|---|
![]() Здесь на Archive.org |
Название «Записная книжка Анны Магдалены Бах» ( нем . Notenbüchlein für Anna Magdalena Bach ) относится к одной из двух рукописных записных книжек, которые немецкий эпохи барокко композитор Иоганн Себастьян Бах подарил своей второй жене Анне Магдалене . Клавишная музыка ( менуэты , рондо , полонезы , хоралы , сонаты , прелюдии , мюзеты , марши , гавоты ) составляет большую часть обеих тетрадей, а также несколько произведений для голоса ( песни и арии включено ).
«Записные книжки» дают представление о отечественной музыке XVIII века и музыкальных вкусах семьи Бахов .
История
[ редактировать ]Эти две записные книжки известны по датам их титульных страниц: 1722 и 1725 годы. Название «Записная книжка Анны Магдалены» обычно используется для обозначения последней. Основное различие между двумя сборниками состоит в том, что записная книжка 1722 года содержит произведения только Иоганна Себастьяна Баха (включая большинство « Французских сюит »), тогда как записная книжка 1725 года представляет собой компиляцию музыки как Баха, так и других композиторов той эпохи. [ 1 ] [ 2 ]
Тетрадь 1722 года: Французские сюиты и сборники.
[ редактировать ]
Этот блокнот содержит 25 несвязанных листов (включая две пустые страницы), что составляет примерно треть исходного размера. Что случилось с остальными страницами, неизвестно. Спинка и углы отделаны коричневой кожей; Для обложки использована зеленоватая бумага. написано Clavier-Büchlein vor Anna Magdalena Bachin ANNO 1722 На титульном листе рукой Анны Магдалены (с использованием женской версии ее фамилии) названия трёх книг богослова Августа Пфайффера . По причине, пока неизвестной исследователям, Иоганн Себастьян написал в правом нижнем углу титульного листа (умер в 1698 году):
- Ante Calvinismus — это сокращенное и неправильно написанное название «Антикальвинизм», или «Беседы о реформированной религии» (Антикальвинизм , или Беседы о реформированной религии).
- « Предмет христианской школы Пфайфера » относится к Evangelische Christen Schule (« Евангелическая христианская школа»).
- AntiMelancholicus относится к Anti-melancholicus, oder Melancholey-Vertreiber (Анти-меланхолия, или [что-то или кто-то] для изгнания меланхолии]).
В блокноте содержатся следующие работы, большинство из которых написаны рукой Иоганна Себастьяна:
- Пять клавиатурных наборов . Первые три представляют собой фрагменты пьес, которые сейчас известны как первые три Французские сюиты , BWV 812–814. Следующие два представляют собой полные сюиты: французские сюиты №№ 4 и 5, BWV 815–816. Менуэты сюит 2 и 3 отделены от остальных соответствующих сюит и, скорее всего, были добавлены позднее Анной Магдаленой Бах (они почти наверняка находятся в ее руке), где-то до 1725 года.
- Фантазия про органо , незаконченная, BWV 573. Короткая органная пьеса, 12 полных тактов и начальные ноты 13-го такта.
- Аир с вариациями до минор, незаконченный, BWV 991. Первые 10 тактов имеют связное двухчастное письмо, а в остальных 35 тактах записан только один голос.
- «Jesus, meine Zuversicht», хоральная прелюдия, BWV 728. Краткая (9 тактов) трехголосная пьеса, состоящая из двух частей с повторами для каждой.
- Менуэт соль мажор, BWV 841 (не путать с Петцольда Менуэтом соль мажор в тетради 1725 года). Короткий танец с упрощенным двухчастным письмом и двумя частями с повторами для каждой.
Блокнот 1725 года.
[ редактировать ]
Тетрадь 1725 года крупнее тетради 1722 года и богаче украшена. Для передней обложки использована светло-зеленая бумага, инициалы Анны Магдалены и номер года «1725» напечатаны золотом, аннотации А[нна] М[агдал] Б[ах] добавлены ее пасынком К.П.Е. Бахом, когда он унаследовал ее. Все страницы имеют позолоченный обрез . Большинство записей в записной книжке 1725 года было сделано самой Анной Магдаленой, другие написаны рукой Иоганна Себастьяна, некоторые - сыновьями Иоганном Кристианом и Карлом Филиппом Эммануэлем , а некоторые - друзьями семьи, такими как Иоганн Готфрид Бернхард и Иоганн Готфрид Генрих. . Хотя в записной книжке 1725 года есть произведения Иоганна Себастьяна Баха, в нее также включены произведения многих других композиторов. Авторство нескольких произведений указано в самой записной книжке, а других установили исследователи. Композиторы третьих, в том числе нескольких популярных песен того времени, остаются неизвестными. Вот полный список включенных в него частей в порядке их появления в блокноте:
- Клавишная партита ля минор, BWV 827. Это третья партита из набора баховских партит для клавира BWV 825–830, который был опубликован в 1731 году как первый том Clavier-Übung .
- Клавишная партита ми минор, BWV 830. Это шестая партита из набора баховских партит для клавишных BWV 825–830.
- Менуэт фа мажор, BWV английский. 113.
- Менуэт соль мажор, BWV Anh. 114 . Обычно приписывают Кристиану Петцольду . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
- Менуэт соль минор, BWV Anh. 115. Обычно приписывают Кристиану Петцольду.
- Рондо си-бемоль мажор, BWV Anh. 183. Это произведение Франсуа Куперена наиболее известно под оригинальным названием: Les Bergeries (6e Ordre).
- Менуэт соль мажор, BWV английский. 116
- Полонез фа мажор, BWV Anh. 117а
Полонез фа мажор, BWV Anh. 117б - Менуэт си-бемоль мажор, BWV Anh. 118
- Полонез соль минор, BWV Anh. 119
- Хоральная прелюдия «Кто господь добрый правит», BWV 691
- Хоральная постановка «Будь доволен и будь спокоен» фа мажор, BWV 510
- Хоральная постановка «Будь доволен и покой» соль минор, BWV 511
Хоральная постановка «Будь доволен и покой» ми минор, BWV 512 - Менуэт ля минор, BWV Anh. 120
- Менуэт до минор, BWV Anh. 121
- Марш ре мажор, BWV Anh. 122. Обычно приписывается Карлу Филиппу Эммануилу Баху.
- Полонез соль минор, BWV Anh. 123. Обычно приписывается Карлу Филиппу Эммануилу Баху.
- Марш соль мажор, BWV Anh. 124. Обычно приписывается Карлу Филиппу Эммануилу Баху.
- Полонез соль минор, BWV Anh. 125. Обычно приписывается Карлу Филиппу Эммануилу Баху.
- Ария «Так часто я имею в виду трубку из табака» ре минор, BWV 515
Ария «Так часто я имею в виду трубку из табака» соль минор, BWV 515a - Менуэт работы Монса. Бём, Георг Бём . Не включен в каталог BWV.
- Мюзет ре мажор, BWV Anh. 126
- Марш ми-бемоль мажор, BWV Anh. 127
- (Полонез) ре минор, BWV Anh. 128
- Ария « Bist du bei mir », BWV 508. Это сочинение, пожалуй, самая известная из арий тетради 1725 года. Его мелодия написана Готфридом Генрихом Штельцелем . [ 6 ]
- Клавишная ария соль мажор, BWV 988/1. Еще одно известное произведение — это ария «Гольдберг- вариаций» , BWV 988. Кристоф Вольф предположил , что эта ария была вписана в две пустые страницы этой книги Анной Магдаленой позже, в 1740 году.
- Только для клавесина ми-бемоль мажор, BWV Anh. 129. Пьеса для клавесина Карла Филиппа Эммануила Баха.
- Полонез соль мажор, BWV Anh. 130. Возможно, составлено Иоганном Адольфом Хассе .
- Прелюдия до мажор, BWV 846/1. Это первая прелюдия из первой книги «Хорошо темперированного клавира» , в которой такты 16–20 опущены, скорее всего, для того, чтобы уместить пьесу на две страницы.
- Клавишная сюита ре минор, BWV 812. Это первая французская сюита .
- Клавишная сюита до минор, BWV 813. Это неполная версия второй Французской сюиты.
- Часть фа мажор, BWV Anh. 131. Почерк похож на детский, и видимо произведение представляет собой попытку создать басовую партию для заданной мелодии.
- Ария «Почему ты грустишь», BWV 516
- Речитатив «Мне достаточно» и ария «Сон, ты тускнеешь очи» (соло), BWV 82/2.3
- Хоровая постановка «Со мной, Боже», BWV 514.
- Менуэт ре минор, BWV Anh. 132
- Ария «Отдашь ли ты мне свое сердце» (с подзаголовком «Ария ди Джованнини»), BWV 518
- Ария «Засыпайте, тусклые очи», неоконченная, BWV 82/3
- Хоральная постановка «Дир, реж Иегова, я хочу петь» (версия для хора), BWV 299
Хоральная постановка «Тебе, тебе, Иегова, я хочу петь» (соло), BWV 299 - Песня «Как хорошо мне, друг душ», BWV 517
- Ария «Помни, дух мой, отступи», BWV 509
- Хорал «О вечность, ты, громовое слово», BWV 513
Композиции
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2016 г. ) |
В «Тетрадях» содержатся как инструментальные, так и вокальные музыкальные композиции. Эти блокноты служат скорее сборниками нот и других сочинений, а не тем, для чего традиционно используются блокноты.
Речитатив и ария из Кантаты «Мне достаточно» , BWV 82
[ редактировать ]Речитатив «Мне достаточно» и ария «Schlummert ein, ihr matten Augen», вторая и третья части второго варианта Кантаты « Мне достаточно» , BWV 82 , появляются в «Записной книжке» 1725 года. [ 7 ]
Четырехголосный хорал «Дир, реж, Иегова, я хочу петь», BWV 299
[ редактировать ]Четырехчастный хорал « Дир, дир, Иегова, я буду петь », BWV 299, также появляется в двухчастной постановке в Шемелли «Музыкальных песнях» (BWV 452). [ 8 ]
Песни и арии, BWV 508–518.
[ редактировать ]Вторая тетрадь содержит ряд песен и арий для голоса и континуо.
Ария «Ты со мной», BWV 508
[ редактировать ]« Bist du bei mir », BWV 508 — аранжировка арии из оперы « Диомед» Готфрида Генриха Штельцеля . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Ария «Помни, дух мой», BWV 509
[ редактировать ]«Помни, дух мой, вернись», BWV 509 — ария, содержащаяся во второй тетради. [ 12 ]
Три настройки «Будь доволен», BWV 510–512.
[ редактировать ]Священные песни BWV 510–512 представляют собой три варианта «Gib dich zufrieden und sei Stille» для голоса и континуо. [ 13 ]
Священная песнь «О вечность, ты, громовое слово», BWV 513
[ редактировать ]Священная песня «O Ewigkeit, du Donnerwort», BWV 513, № 42 во второй тетради, представляет собой постановку одноименной хоральной мелодии для голоса и континуо: [ 14 ]
BWV 397 — это четырехчастная реализация этой песни.
Священная песнь «Сотвори со мной, Боже», BWV 514
[ редактировать ]«Сотвори со мной, Бог», BWV 514, — священная песня для голоса и континуо. [ 15 ]
Ария «Так часто я имею в виду трубку из тобака», BWV 515–515a
[ редактировать ]Ария «Soft ich meine Tobackspfeife» появляется в двух версиях: BWV 515 и 515a, вторая на четверть выше первой. [ 16 ]
Ария «Почему ты грустишь», BWV 516
[ редактировать ]Ария «Почему ты грустишь», BWV 516, представляет собой постановку для голоса и континуо. [ 17 ]
Священная песнь «Как хорошо мне, друг душ», BWV 517
[ редактировать ]«Как хорошо мне, о друг душ», BWV 517, — священная песня для голоса и континуо. [ 18 ]
«Ария ди Г[и]ованнини», BWV 518
[ редактировать ]Подлинность «Willst du dein Herz reisen mir», BWV 518, также известной как «Aria di G[i]ovannini», подвергается сомнению. [ 19 ]
Для органа
[ редактировать ]Первая тетрадь содержит два произведения для органа. Прелюдия к хоралу « Кто только позволяет господу править» — №1. 11 во второй тетради.
Фантазия до мажор, BWV 573
[ редактировать ]Фантазия до мажор для органа, BWV 573, представляет собой фрагмент, содержащийся в «Записной книжке» 1722 года. [ 20 ]
Хоральная прелюдия «Кто только господу дает править» , BWV 691
[ редактировать ]Прелюдия к хоралу «Кто только позволяет править милому Богу», BWV 691, также появляется в Сборнике Кирнбергера . [ 21 ]
Хорал «Иисус, моя уверенность» , BWV 728
[ редактировать ]Хорал « Иисус, meine Zuversicht» , BWV 728, входит в число хоральных прелюдий Баха для органа. [ 22 ]
Для клавиатуры
[ редактировать ]Клавишные партии представляют собой самую большую группу композиций в обоих ноутбуках.
Пять французских сюит , BWV 812–816.
[ редактировать ]Первая тетрадь содержит ранние версии первых пяти французских сюит , BWV 812–816. первая и вторая французская сюита также появляются во второй тетради. [ 23 ]
Третья и шестая партиты из Clavier-Übung I , BWV 827 и 830.
[ редактировать ]Вторая тетрадь начинается с третьей партиты, BWV 827, из Clavier-Übung I , за которой следует шестая партита, BWV 830, из этого опуса. [ 24 ]
Менуэт соль мажор, BWV 841
[ редактировать ]Менуэт соль мажор, BWV 841, также содержится в буклете для фортепиано Вильгельма Фридемана Баха . [ 25 ]
Первая прелюдия к «Хорошо темперированному клавиру» , BWV 846/1.
[ редактировать ]Прелюдия к «Прелюдии и фуге до мажор», BWV 846 , из «Хорошо темперированного клавира» в краткой версии появляется во второй тетради. [ 26 ]
Ария Гольдберг-вариаций , BWV 988/1
[ редактировать ]№ 26 во второй тетради — это ария, с которой начинаются «Гольдберговские вариации» : [ 2 ] [ 27 ]
Воздух с вариациями, BWV 991
[ редактировать ]Воздух с вариациями до минор, BWV 991, — фрагмент, содержащийся в первой тетради. [ 28 ]
Менуэт фа мажор, BWV английский. 113
[ редактировать ]Менуэт фа мажор, BWV Anh. 113 — это номер 3 во второй тетради. Его приписывание И. С. Баху считается сомнительным, и по этой причине оно включено в Anhang (Anh.) II из Bach-Werke-Verzeichnis . [ 29 ] [ 30 ]
Два менуэта Кристиана Петцольда, BWV Anh. 114–115
[ редактировать ]Начало менуэта соль мажор, BWV Anh. 114 : [ 31 ]
Два менуэта соль мажор и соль минор, №№ 4–5 во второй тетради, BWV Anh. 114 и 115 были написаны Кристианом Петцольдом. Поскольку их прежнее приписывание Баху ложно, они появляются в Ань. III из Bach-Werke-Verzeichnis. [ 32 ]
Четыре менуэта и три полонеза, BWV Anh. 116–121
[ редактировать ]Семь пьес с сомнительной атрибуцией И.С. Баха: [ 29 ]
- Ань. II 116 - № 7: Менуэт соль мажор [ 33 ]
- Ань. II 117a и 117b - № 8a и b: два полонеза фа мажор [ 34 ]
- Ань. II 118 - № 9: Менуэт B ♭ мажор [ 35 ]
- Ань. II 119 – № 10: Полонез соль минор [ 36 ]
- Ань. II 120 – № 14: Менуэт ля минор [ 37 ]
- Ань. II 121 – № 15: Менуэт до минор [ 38 ]
Два марша и два полонеза Карла Филиппа Эммануила Баха, BWV Anh. 122–125
[ редактировать ]№№ 16–19 (BWV Anh. 122–125) считаются ранними сочинениями Карла Филиппа Эммануила Баха: [ 32 ]
- Ань. III 122 – № 16: Марш ре мажор ( H 1/1 ) [ 39 ]
- Ань. III 123 – № 17: Полонез соль минор (H 1/2) [ 40 ]
- Ань. III 124 – № 18: Марш соль мажор (H 1/3) [ 41 ]
- Ань. III 125 – № 19: Полонез соль минор (H 1/4) [ 42 ]
Три штуки, BWV Великобритания. 126–128
[ редактировать ]Мюзет и две другие пьесы, авторство которых сомнительно принадлежит И.С. Баху: [ 29 ]
- Ань. II 126 – № 22: Мюзет ре мажор [ 43 ]
- Ань. II 127 - № 23: Марш E ♭ мажор. [ 44 ]
- Ань. II 128 – № 24: (Полонез) ре минор [ 45 ]
Соло для клавесина Карла Филиппа Эммануила Баха, BWV Anh. 129
[ редактировать ]Вступительные такты Solo per il cembalo , BWV Anh. 129, Карл Филипп Эммануил Бах, пьеса № 27 из «Записной книжки 1725 года»: [ 46 ]
Ань. III 129 – № 27: Соло per il cembalo ми-бемоль мажор К. П. Э. Баха (ранняя версия клавирной сонаты Wq 65.7 / H 16). [ 32 ]
Полонез соль мажор Иоганна Адольфа Хассе, BWV Anh. 130
[ редактировать ]Ань. III 130 - № 28: Полонез соль мажор Иоганна Адольфа Хассе, то есть «Polonoise Secondo», первоначально фа мажор, из его клавирной сонаты фа мажор. [ 32 ] [ 47 ]
Пьеса фа мажор Иоганна Кристиана Баха, BWV Anh. 131
[ редактировать ]Безымянная часть фа мажор, BWV Anh. 131 , деталь № 32 из Тетрадь 1725 года: [ 32 ]
Ань. III 131 - № 32: [Март] фа мажор, приписываемый Иоганну Христиану Баху (W A22), ранее также приписываемый Готфриду Генриху Баху. [ 48 ]
Менуэт ре минор, BWV Anh. 132
[ редактировать ]Ань. II 132 - № 36: Менуэт ре минор [ 29 ] [ 49 ]
«Рондо» Франсуа Куперена, BWV Anh. 183
[ редактировать ]Ань. III 183 - № 6: Рондо си-бемоль мажор Франсуа Куперена, «Les Bergeries, Rondeau», шестая пьеса Шестимеорда , опубликованная в Париже в 1717 году ( Вторая книга пьес для клавесина ) [ 32 ] [ 50 ] [ 51 ]
«Менуэт монсеньора Бема»
[ редактировать ]№ 21 второй тетради «Menuet fait par Mons. Böhm» (Менуэт г-на Бема) соль мажор никогда не имел номера в каталоге BWV. Однако он включен как в Bach-Gesellschaft Ausgabe (BGA), так и в новое издание Bach (Neue Bach-Ausgabe, NBA) записных книжек. Есть некоторые сомнения, какой композитор по имени Бём мог быть задуман, поскольку Георг Бём был самым известным среди них. [ 2 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]- Буклет для фортепиано Вильгельма Фридемана Баха , тетрадь И. С. Баха, составленная для старшего сына
- Книга карильонов Де Грюттерса , нотная рукопись из Антверпена того же периода.
- «Анна Магдалена» , гонконгский фильм 1998 года, названный в честь «Записной книжки» ; Менуэт соль мажор широко используется на протяжении всего фильма.
- Список песен и арий Иоганна Себастьяна Баха из « Записной книжки Анны Магдалены» 1725 года (BWV 508–518)
- Тетрадь 1725 года для сочинений Анны Магдалены в приложении к каталогу BWV.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 1. Буклет для фортепиано А. М. Баха, 1722 г., DB Mus. РС. Bach P 224 на Bach Digital сайте
- ^ Jump up to: а б с 2. Нотная книжка А. М. Баха, 1725 г., DB Mus. РС. Bach P 225 на Bach Digital сайте
- ^ Вольф, Кристоф (2001). «Бах. III. 7. Иоганн Себастьян Бах. Сочинения». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Уильямс, Питер Ф.. 2007. Дж. С. Бах: Жизнь в музыке , с. 158. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Шуленберг, Дэвид. 2006. Клавишная музыка И.С. Баха , с. 522 и другие.
- ^ Андреас Глёкнер в: Ежегодник Баха 2002, стр. 172–174.
- ^ Цифровая работа Баха 00104
- ^ Цифровая работа Баха 00369
- ^ Цифровая работа Баха 00579
- ^ RISM 469080810 Диомед (Отрывки): «Если ты со мной, я пойду с радостью»
- ^ Диомед (Штельцель, Готфрид Генрих) на IMSLP сайте
- ^ Цифровая работа Баха 00580
- ^ Цифровые работы Баха 00581 , 00582 и 00583.
- ^ Цифровая работа Баха 00584
- ^ Цифровая работа Баха 00585
- ^ Цифровые работы Баха 00586 и 00587
- ^ Цифровая работа Баха 00588
- ^ Цифровая работа Баха 00589
- ^ Цифровая работа Баха 00590
- ^ Цифровая работа Баха 00653
- ^ Цифровая работа Баха 00808
- ^ Цифровая работа Баха 00851
- ^ Цифровые работы Баха 00945 , 00946 , 00948 , 00950 и 00952.
- ^ Цифровые работы Баха 00964 и 00968.
- ^ Цифровая работа Баха 00980
- ^ Цифровая работа Баха 00986
- ^ Цифровая работа Баха 01166
- ^ Цифровая работа Баха 01169
- ^ Jump up to: а б с д Справочник произведений Баха (1998) , с. 465
- ^ Цифровая работа Баха 01423
- ^ Цифровые работы Баха 01424 и 01425
- ^ Jump up to: а б с д и ж Справочник произведений Баха (1998) , с. 469
- ^ Цифровая работа Баха 01426
- ^ Цифровые работы Баха 01427 и 01428
- ^ Цифровая работа Баха 01429
- ^ Цифровая работа Баха 01430
- ^ Цифровая работа Баха 01431
- ^ Цифровая работа Баха 01432
- ^ Цифровая работа Баха 01433
- ^ Цифровая работа Баха 01434
- ^ Цифровая работа Баха 01435
- ^ Цифровая работа Баха 01436
- ^ Цифровая работа Баха 01437
- ^ Цифровая работа Баха 01438
- ^ Цифровая работа Баха 01439
- ^ Цифровая работа Баха 01440
- ^ Цифровая работа Баха 01441
- ^ Цифровая работа Баха 01442
- ^ Цифровая работа Баха 01443
- ^ Цифровая работа Баха 01494
- ^ Франсуа Куперен . Вторая книга пьес для клавесина . Париж: Фуко (1717), стр. 8–9
- ^ Вальдерзее (1894), с. XI и 35
- ^ Фон Дадельсен (1957)
- ^ Хайнеманн (1983), «Комментарии», с. 55
Источники
[ редактировать ]Рукописи:
- 1. Фортепианный буклет А. М. Баха, 1722 г.: DB Mus. РС. Bach P 224 на Bach Digital сайте
- 2. Нотная книжка А. М. Баха, 1725 г.: DB Mus. РС. Bach P 225 на Bach Digital сайте
Оценка выпусков с критическими комментариями:
- Пол Вальдерзее , редактор. Издание Общества Баха , Том 43. 2 [табличка BW XLIII(2)]: Джо Себ. Пьесы Баха в записных книжках Анны Магдалены Бах (Joh. Seb. Bach's Музыкальные пьесы в записных книжках Анны Магдалены Бах). Лейпциг: Брейткопф и Хертель (1894)
- Георг фон Дадельсен , редактор. Новое издание Баха , серия V: Сочинения для клавишных и лютни , Том 4: Фортепианная книга Анны Магдалены Бах 1722 и 1725 годов . Беренрайтер : Оценка (1957, 2 1963, 3 1978, 4 2014) и Критический комментарий (1957)
- Эрнст-Гюнтер Хайнеманн, редактор. И.С. Бах: Тетрадь Анны Магдалены Бах ( Urtext edition ). Г. Хенле Верлаг , 1983. Включает предисловие и критический комментарий.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Годсли, Дэвид [на голландском языке] (2019). Секс, смерть и менуэты: Анна Магдалена Бах и ее музыкальные тетради . Издательство Чикагского университета . ISBN 9780226617848 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]