Резня в день Святого Варфоломея

Резня в день Святого Варфоломея ( фр . Massacre de la Saint-Barthélemy ) в 1572 году представляла собой целевую группу убийств и волну католической насилия толпы, направленную против гугенотов (французских -кальвинистов протестантов ) во время Религиозных войн во Франции . Традиционно считается, что это событие было спровоцировано королевой Екатериной Медичи , матерью короля Карла IX . [ 2 ] резня началась через несколько дней после свадьбы 18 августа сестры короля Маргариты с протестантским королем Генрихом III Наваррским . Многие из самых богатых и известных гугенотов собрались в преимущественно католическом Париже, чтобы присутствовать на свадьбе.
Резня началась в ночь с 23 на 24 августа 1572 года, накануне праздника апостола Варфоломея , через два дня после покушения на адмирала Гаспара де Колиньи , военного и политического лидера гугенотов. Король Карл IX приказал убить группу лидеров гугенотов, включая Колиньи, и резня распространилась по всему Парижу. В общей сложности продолжавшаяся несколько недель резня распространилась на сельскую местность и другие городские центры. Современные оценки числа погибших во Франции сильно различаются: от 5 000 до 30 000.
Резня стала поворотным моментом во французских религиозных войнах . Политическое движение гугенотов было подорвано потерей многих видных аристократических лидеров, и многие рядовые члены впоследствии обратились в христианство. Те, кто остался, становились все более радикальными. Хотя это кровопролитие ни в коем случае не является уникальным, оно «было худшим из религиозных убийств века». [ 3 ] По всей Европе он «запечатлел в протестантских умах неизгладимое убеждение в том, что католицизм — кровавая и коварная религия». [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]
Варфоломеевская резня стала кульминацией серии событий:
- Мир Сен-Жермен-ан-Ле , положивший конец третьей религиозной войне 8 августа 1570 года.
- Брак Генриха III Наваррского и Маргариты Валуа 18 августа 1572 года.
- Неудавшееся убийство адмирала Колиньи 22 августа 1572 года.
Неприемлемый мир и брак
[ редактировать ]положил Сен-Жерменский мир конец трехлетней гражданской войне между католиками и протестантами. Однако этот мир был шатким, поскольку наиболее непримиримые католики отказались его принять. Убежденная католическая семья Гизов оказалась в немилости у французского двора; лидер гугенотов адмирал Гаспар де Колиньи был вновь принят в состав королевского совета в сентябре 1571 года. Убеждённые католики были шокированы возвращением протестантов ко двору, но королева-мать Екатерина Медичи и её сын Карл IX были практичны в своей поддержке мира и Колиньи, поскольку они осознавали финансовые трудности королевства и сильную оборонительную позицию гугенотов: они контролировали укрепленные города Ла-Рошель , Ла-Шарите-сюр-Луар , Коньяк и Монтобан .
Чтобы закрепить мир между двумя религиозными партиями, Екатерина планировала выдать свою дочь Маргарет замуж за протестанта Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV ), сына лидера гугенотов королевы Жанны д'Альбре . [ 5 ] Королевский брак был назначен на 18 августа 1572 года. Он не был принят ни католиками-традиционалистами, ни Папой Римским . И Папа, и король Испании Филипп II также решительно осудили гугенотскую политику Екатерины.
Напряженность в Париже
[ редактировать ]
Надвигающийся брак привел к тому, что в Париже собралось большое количество протестантов знатного происхождения, но Париж был яростно настроенным против гугенотов городом, и парижане, которые были склонны к крайним католикам, считали их присутствие неприемлемым. Воодушевленные католическими проповедниками, они пришли в ужас от брака принцессы Франции с протестантом. [ 6 ] Противодействие парламента и отсутствие суда на свадьбе привели к усилению политической напряженности. [ 7 ]
Это плохое предчувствие усугублялось тем фактом, что урожаи были плохими, а налоги выросли. [ 8 ] Рост цен на продукты питания и роскошь, демонстрируемая по случаю королевской свадьбы, усилили напряженность среди простых людей. Особым напряжением стал крест под открытым небом, установленный на месте дома Филиппа де Гастина, гугенота, казненного в 1569 году. Мафия снесла его дом и установила большой деревянный крест на каменном постаменте. По условиям мира и после значительного народного сопротивления оно было снесено в декабре 1571 года (и вновь установлено на кладбище), что уже привело к гибели около 50 человек в ходе беспорядков, а также к массовому уничтожению имущества. [ 9 ] Во время августовской резни родственники семьи Гастин были одними из первых, кого убила толпа. [ 10 ]
Сам суд был крайне разделен. Екатерина не получила разрешения Папы Григория XIII на заключение этого незаконного брака; следовательно, французские прелаты колебались, какую позицию занять. Королеве-матери потребовалось все искусство, чтобы убедить кардинала де Бурбона (дяю по отцовской линии жениха-протестанта, но сам являвшийся католическим священнослужителем) обвенчать эту пару. Кроме того, возобновилось соперничество между ведущими семьями. Гизы не были готовы уступить дорогу своим соперникам, дому Монморанси . Франсуа, герцог Монморанси и губернатор Парижа, не смог контролировать беспорядки в городе. 20 августа он покинул столицу и удалился в Шантийи . [ 11 ]
Сдвиг в мышлении гугенотов
[ редактировать ]В годы, предшествовавшие резне, политическая риторика гугенотов впервые приняла тон против не только политики конкретного монарха Франции, но и монархии в целом. Частично это было вызвано очевидным изменением позиции Жана Кальвина в его «Чтениях о пророке Данииле» , книге 1561 года, в которой он утверждал, что, когда короли не подчиняются Богу, они «автоматически отказываются от своей мирской власти» – изменение его взгляды в более ранних работах о том, что следует подчиняться даже нечестивым королям. Это изменение вскоре было подхвачено писателями-гугенотами, которые начали развивать Кальвина и продвигать идею суверенитета народа , идеи, на которые яростно отреагировали католические писатели и проповедники. [ 12 ]
Тем не менее, только после резни антимонархические идеи нашли широкую поддержку среди гугенотов, среди « монархомахов » и других. «Писатели-гугеноты, которые раньше по большей части выставляли напоказ свою преданность короне, теперь призывают к свержению или убийству безбожного короля, который либо санкционировал, либо разрешил резню». [ 13 ] Таким образом, резня «ознаменовала начало новой формы французского протестантизма: той, которая открыто воевала с короной. Это была гораздо больше, чем война против политики короны, как в первых трех гражданских войнах; кампания против самого существования галликанской монархии». [ 14 ]
Гугенотская интервенция в Нидерландах
[ редактировать ]Напряженность еще больше усилилась, когда в мае 1572 года в Париж дошли новости о том, что французская гугенотская армия под командованием Людовика Нассау переправилась из Франции в нидерландскую провинцию Эно и захватила католические крепости Монс и Валансьен (ныне в Бельгии и Франции соответственно). Людовик управлял княжеством Оранским вокруг Авиньона на юге Франции в пользу своего брата Вильгельма Безмолвного , который возглавлял голландское восстание против испанцев. Это вмешательство грозило вовлечь Францию в эту войну; многие католики считали, что Колиньи снова убедил короля вмешаться на стороне голландцев, [ 15 ] как ему удалось сделать в октябре прошлого года, прежде чем Кэтрин добилась отмены решения. [ 16 ]
Покушение на адмирала де Колиньи.
[ редактировать ]
После свадьбы католички Маргариты Валуа и гугенота Генриха Наваррского 18 августа 1572 г. [ 17 ] Колиньи и ведущие гугеноты остались в Париже, чтобы обсудить с королем некоторые недовольства по поводу Сен-Жерменского мира. Несколько дней спустя, 22 августа, на Колиньи было совершено покушение. [ 18 ] когда он возвращался домой из Лувра. В него выстрелили из окна верхнего этажа и он был серьезно ранен. Потенциальный убийца, скорее всего, Шарль де Лувье , лорд Морвер. [ 17 ] ( ок. 1505–1583 ), в возникшей неразберихе бежал. Другие теории о том, кто в конечном итоге несет ответственность за нападение, касаются трех кандидатов:
- Гизы: наиболее вероятными подозреваемыми являются кардинал Лотарингский (который в то время находился в Риме) и его племянники, герцоги Гиз и Омаль . Лидеры католической партии хотели отомстить за смерть отца двух герцогов Франциска, герцога Гиза , убийство которого десятью годами ранее, как они полагали, было заказано Колиньи. Выстрел в адмирала де Колиньи был произведен из дома Гизов.
- Герцог Альба : он управлял Нидерландами от имени Филиппа II. Колиньи планировал возглавить кампанию в Нидерландах для участия в голландском восстании за освобождение региона от испанского контроля. Летом Колиньи тайно отправил несколько войск на помощь протестантам в Монсе, который теперь был осаждён герцогом Альбой. Так что адмирал де Колиньи представлял для последнего реальную угрозу.
- Екатерина Медичи: согласно традиции, королева-мать была обеспокоена тем, что над королем все больше доминирует Колиньи. Среди прочего, Екатерина, как сообщается, опасалась, что влияние Колиньи втянет Францию в войну с Испанией из-за Нидерландов. [ 19 ]
Резня
[ редактировать ]
Париж
[ редактировать ]Покушение на Колиньи спровоцировало кризис, который привел к резне. Адмирал де Колиньи был самым уважаемым лидером гугенотов и поддерживал тесные отношения с королем, хотя мать короля ему не доверяла. Осознавая опасность репрессий со стороны протестантов, король и его двор посетили Колиньи на его одре и пообещали ему, что виновные будут наказаны. Пока королева-мать ужинала, протестанты ворвались и потребовали справедливости, причем некоторые из них говорили угрожающе. [ 20 ] Опасения репрессий со стороны гугенотов росли. Шурин Колиньи возглавил 4000-тысячную армию, расположившуюся лагерем недалеко от Парижа. [ 15 ] и, хотя нет никаких доказательств того, что он планировал нападение, католики в городе опасались, что он может отомстить Гизам или самому городскому населению.
В тот вечер Екатерина провела встречу во дворце Тюильри со своими итальянскими советниками, в том числе с Альбертом де Гонди , графом де Рецем. Вечером 23 августа Екатерина отправилась к королю, чтобы обсудить кризис. Хотя никаких подробностей встречи не сохранилось, Карл IX и его мать, очевидно, приняли решение устранить протестантских лидеров. Холт предположил, что это повлекло за собой «от двух до трех дюжин дворян», которые все еще находились в Париже. [ 21 ] Другие историки неохотно делают предположения о составе и размере группы лидеров, на которую нацелены на данный момент, за исключением нескольких очевидных голов. Как и Колиньи, большинство потенциальных кандидатов на устранение сопровождались группами джентльменов, которые служили персоналом и телохранителями, поэтому их убийство также означало бы необходимость убийства их вассалов.
Вскоре после этого решения были вызваны муниципальные власти Парижа. Им было приказано закрыть городские ворота и вооружить граждан, чтобы предотвратить любую попытку протестантского восстания. короля Швейцарским наемникам было поручено уничтожить список ведущих протестантов. Сегодня трудно определить точную хронологию событий или узнать точный момент начала убийств. Кажется вероятным, что сигнал был подан звоном колоколов к утрене (между полуночью и рассветом) в церкви Сен-Жермен-л'Осерруа , недалеко от Лувра, которая была приходской церковью королей Франции. Швейцарские наемники изгнали протестантскую знать из Лувра, а затем вырезали их на улицах.

На кладбище Святых Невинных 24 августа в полдень куст боярышника возле образа Богородицы вновь начал зеленеть засохший месяцами . Это было истолковано парижанами как знак божественного благословения и одобрения этих многочисленных убийств. [ 22 ] и той ночью группа под предводительством Гиза вытащила адмирала Колиньи из его кровати, убила его и выбросила тело из окна. Напуганная знать-гугенот, находившаяся в здании, сначала сопротивлялась, надеясь спасти жизнь своего лидера. [ 23 ] но сам Колиньи, казалось, был невозмутим. По словам современного французского историка Жака Огюста де Ту , один из убийц Колиньи был поражен тем, насколько спокойно он принял свою судьбу, и заметил, что «он никогда не видел, чтобы кто-то меньше боялся столь великой опасности и умирал более стойко». [ 24 ] [ нужна страница ]
Напряженность, нараставшая после подписания Сен-Жерменского мира, теперь вылилась в волну народного насилия. Простой народ начал охотиться на протестантов по всему городу, включая женщин и детей. Цепи использовались для блокирования улиц, чтобы протестанты не могли покинуть свои дома. Тела погибших были собраны в телеги и брошены в Сену . Резня в Париже продолжалась три дня, несмотря на попытки короля ее остановить. Холт заключает, что «хотя всеобщую резню можно было предотвратить, нет никаких доказательств того, что она была задумана кем-либо из придворной элиты», перечисляя ряд случаев, когда католические придворные вмешивались, чтобы спасти отдельных протестантов, не входивших в руководство. [ 25 ] Недавнее исследование Жереми Фоа, расследующее просопографию , предполагает, что массовые убийства были совершены группой боевиков, которые уже составили списки протестантов, заслуживающих истребления, и масса населения, одобряющая или не одобряющая это, не принимала непосредственного участия. [ 26 ]
Двое ведущих гугенотов, Генрих Наваррский и его двоюродный брат, принц Конде (19 и 20 лет соответственно), были пощажены, поскольку они пообещали перейти в католицизм; оба в конечном итоге отказались от своего обращения, когда им удалось сбежать из Парижа. [ 27 ] Согласно некоторым интерпретациям, выживание этих гугенотов было ключевым моментом в общем плане Екатерины, направленном на то, чтобы Дом Гизов не стал слишком могущественным.
26 августа король и двор установили официальную версию событий, посетив парижский парламент . «Поддержав зажигательную речь о правосудии , Карл заявил, что приказал совершить резню, чтобы сорвать заговор гугенотов против королевской семьи». [ 28 ] Затем было проведено юбилейное празднование, включая шествие, а убийства в некоторых частях города продолжались. [ 28 ]
Провинции
[ редактировать ]Хотя 24 августа Карл разослал губернаторам своих провинций приказы предотвратить насилие и соблюдать условия указа 1570 года, [ 29 ] с августа по октябрь аналогичные массовые убийства гугенотов произошли в общей сложности в двенадцати других городах: Тулузе , Бордо , Лионе , Бурже , Руане , [ 30 ] Орлеан , Мо , Анже , Ла Шарите , Сомюр , Гайяк и Труа . [ 31 ] В большинстве из них убийства происходили сразу же после получения известия о парижской резне, но в некоторых местах произошла задержка более чем на месяц. По словам Мака П. Холта: «Все двенадцать городов, где происходили массовые убийства в провинциях, имели одну поразительную общую черту; все они были городами с католическим большинством, где когда-то существовало значительное протестантское меньшинство... Все они также пережили серьезное религиозное разделение. ... во время первых трех гражданских войн... Более того, семеро из них имели предыдущий опыт... [они] фактически были захвачены протестантскими меньшинствами во время первой гражданской войны...» [ 29 ]

В нескольких случаях католическая партия в городе полагала, что они получили приказы от короля начать резню, некоторые из которых были переданы гостями города, а в других случаях, очевидно, исходили от местного дворянина или его агента. [ 32 ] Кажется маловероятным, что подобные приказы исходили от короля, хотя фракция Гизов, возможно, желала массовых убийств. [ 33 ]
Судя по всему, подлинные письма герцога Анжуйского , младшего брата короля, действительно призывали к массовым убийствам во имя короля; в Нанте мэр, к счастью, придерживался своего, не афишируя это до тех пор, пока неделю спустя не поступил противоположный приказ от короля. [ 34 ] В некоторых городах массовые убийства были организованы толпой, в то время как городские власти пытались их подавить, а в других небольшие группы солдат и чиновников начали облавы на протестантов при незначительном участии толпы. [ 35 ] В Бордо подстрекательская проповедь иезуита Эдмона Оже 29 сентября подтолкнула к резне, которая должна была произойти несколько дней спустя. [ 36 ]
В затронутых городах потери общин гугенотов после массовых убийств были численно намного больше, чем фактически убитые; в последующие недели произошел массовый переход в католицизм, очевидно, в ответ на угрожающую атмосферу для гугенотов в этих городах. В Руане, где было убито несколько сотен человек, численность гугенотской общины сократилась с 16 500 до менее 3 000, главным образом в результате обращения в другую веру и эмиграции в более безопасные города или страны. В некоторых городах, не затронутых насилием, тем не менее, произошло резкое сокращение численности гугенотов. [ 37 ] Утверждалось, что накануне Варфоломеевской резни община гугенотов составляла до 10% населения Франции, а к концу 16 века и далее после начала жестоких преследований она снизилась до 7–8%. снова во время правления Людовика XIV , кульминацией которого стала отмена Нантского эдикта . [ 38 ]
Вскоре после этого обе стороны готовились к четвертой гражданской войне , которая началась еще до конца года.
Число погибших
[ редактировать ]
Оценки числа погибших в резне варьировались от 2000 по мнению римско-католического апологета до 70 000 по мнению современного гугенота Максимилиана де Бетюна , который сам едва избежал смерти. [ 39 ] Точные данные о потерях так и не были собраны. [ 40 ] и даже в трудах современных историков существует значительный диапазон, хотя чем более специализирован историк, тем он ниже. На нижнем уровне находятся цифры около 2000 в Париже. [ 41 ] и 3000 в провинциях (по оценкам Филиппа Бенедикта в 1978 году). [ 42 ] По другим оценкам, всего их около 10 000. [ 43 ] около 3000 в Париже [ 44 ] и 7000 в провинциях. [ 45 ] На более высоком уровне находятся общие цифры до 20 000, [ 46 ] или всего 30 000, исходя из «современной беспартийной оценки», цитируемой историками Фелипе Фернандес-Арместо и Д. Уилсоном. [ 47 ]
Для Парижа единственной достоверной цифрой является плата города рабочим за сбор и захоронение 1100 тел, выброшенных на берег Сены ниже по течению от города, за одну неделю. На основе этого рассчитывается количество трупов, относящихся к другим выплатам. [ 48 ]
Среди убитых были философ Петрус Рамус и в Лионе композитор Клод Гудимель . трупы, плывущие по Роне Говорят, что из Лиона, лишили жителей Арля возможности пить воду на три месяца. [ 49 ]
Реакции
[ редактировать ]
Политики , те католики, которые ставили национальное единство выше сектантских интересов, были в ужасе, но многие католики внутри и за пределами Франции первоначально считали массовые убийства избавлением от неминуемого гугенотского государственного переворота . Отрубленная голова Колиньи, очевидно, была отправлена папе Григорию XIII , но дальше Лиона она не дошла, а папа послал королю Золотую розу . [ 50 ] Папа приказал петь Te Deum в качестве особого благодарения (практика продолжалась еще много лет после этого) и отчеканил медаль с девизом Ugonottorum strages 1572 (лат. «Свержение (или резня) гугенотов 1572 г.») с изображением ангел, несущий крест и меч, перед которым стоят поверженные протестанты. [ 51 ]

Папа Григорий XIII также поручил художнику Джорджо Вазари нарисовать три фрески в Зале Регия, изображающие ранение Колиньи, его смерть и Карла IX перед парламентом, соответствующие фрескам, посвященным поражению турок в битве при Лепанто (1571 г.). «Резня была истолкована как акт божественного возмездия ; Колиньи считался угрозой христианскому миру , и поэтому Папа Григорий XIII назначил 11 сентября 1572 года совместным празднованием битвы при Лепанто и резни гугенотов». [ 52 ]
Хотя эти формальные акты ликования в Риме не были отвергнуты публично, опасения в папской курии росли по мере того, как постепенно становилась известна истинная история убийств. Сам папа Григорий XIII отказался принять Шарля де Морвера, которого считали убийцей Колиньи, на том основании, что он был убийцей. [ 53 ]
Услышав о резне, Филипп II Испанский якобы «рассмеялся, почти единственный раз за всю историю». [ 54 ] В Париже поэт Жан-Антуан де Баиф , основатель Академии музыки и поэзии , написал сонет, экстравагантно восхваляющий убийства. [ 55 ] С другой стороны, император Священной Римской империи Максимилиан II , тесть короля Карла, был возмущен, назвав резню «позорной кровавой бойней». [ 56 ] Умеренные французские католики также начали задаваться вопросом, стоит ли религиозное единообразие цены такого кровопролития, и ряды политических партий начали пополняться.
Резня вызвала «крупный международный кризис». [ 57 ] Протестантские страны были в ужасе от этих событий, и только сосредоточенные усилия послов Екатерины, включая специальную миссию Гонди, предотвратили крах ее политики сохранения с ними хороших отношений. [ нужна ссылка ] Елизаветы I Тогдашний посол Англии во Франции сэр Фрэнсис Уолсингем едва спасся жизнью. [ 58 ] Даже царь Иван Грозный в письме императору выразил ужас по поводу резни. [ 59 ]
Резня «породила огромную массу полемической литературы, наполненной теориями, предрассудками и фобиями». [ 60 ] Многие католические авторы с восторгом восхваляли короля за его смелые и решительные действия (после того, как он с сожалением отказался от политики удовлетворения требований гугенотов, насколько это было возможно) против предполагаемого гугенотского переворота, детали которого теперь были конкретизированы в официально спонсируемых работах. хотя более крупные массовые расправы несколько осуждались: «[нужно] извинить народную ярость, вызванную похвальным рвением, которое трудно сдержать, если оно возбуждено». [ 61 ] В произведениях гугенотов, по понятным причинам, рассказывалось о душераздирающих подробностях насилия, излагались различные теории заговора о том, что королевский двор давно планировал массовые убийства, и часто демонстрировались экстравагантные антиитальянские чувства, направленные против Екатерины, Гонди и других придворных итальянцев. [ 62 ]
Дипломатическая переписка с большей готовностью, чем опубликованная полемика, признала незапланированный и хаотичный характер событий. [ 63 ] что также возникло из нескольких отчетов в мемуарах, опубликованных в последующие годы свидетелями событий при дворе, включая знаменитые « Мемуары Маргариты Валуа» , единственный отчет очевидца резни от члена королевской семьи. [ 64 ] [ 65 ]
Существует также драматический и влиятельный рассказ Генриха, герцога Анжуйского, который не признавался фальшивым до XIX века. Предполагаемый рассказ Анжу был источником цитаты, приписываемой Карлу IX: «Что ж, пусть будет так! Убей их! Но убей их всех! Не оставь в живых ни одного, кто упрекнул бы меня!» [ 66 ] [ 67 ]

Автор «Письма о Пьере Шарпантье » (1572 г.) был не только «своего рода протестантом и, таким образом, очевидно, писал с внутренним знанием», но и «крайним апологетом резни... по его мнению... заслуженное наказание за годы гражданского неповиновения [и] тайного мятежа...» [ 68 ] Часть католических писателей, особенно итальянских авторов, отошла от официальной французской линии и приветствовала резню как блестящую военную стратегию, сознательно спланированную с различных точек зрения заранее. [ 69 ] Самым крайним из этих писателей был Камило Капилупи, папский секретарь, чья работа настаивала на том, что вся серия событий, начиная с 1570 года, была мастерским планом, задуманным Карлом IX и осуществленным путем частого введения в заблуждение его матери и министров относительно его истинных намерений. . Венецианское правительство отказалось разрешить там напечатать эту работу, и в конечном итоге она была опубликована в Риме в 1574 году и в том же году быстро переиздана в Женеве в оригинальном итальянском и французском переводах. [ 70 ]
Именно в этом контексте резня стала рассматриваться как продукт макиавеллизма , взгляда, на который большое влияние оказал гугенот Иннокентий Жантилье , опубликовавший в 1576 году свою книгу «Discurs contre Machievel» , которая была напечатана десятью изданиями на трёх языках в течение следующих четырёх. годы. [ 71 ] Жантилле считал, совершенно ошибочно, по мнению Сиднея Англо, что книги Макиавелли «были наиболее дорогими и ценными для наших итальянских и италионизированных придворных» (по словам его первого английского перевода), и поэтому (в перефразировании Англо) « в корне нынешней деградации Франции, кульминацией которой стала не только Варфоломеевская резня, но и ликование ее извращенных поклонников». [ 72 ] На самом деле во французских сочинениях до резни почти нет следов Макиавелли, и не так уж много после нее, вплоть до собственной книги Жантилье, но эта концепция была подхвачена многими современниками и сыграла решающую роль в формировании прочной популярной концепции Макиавеллизм. [ 73 ] Это также дало дополнительный импульс сильным антиитальянским настроениям, уже присутствующим в гугенотской полемике.
Кристофер Марлоу был одним из многих писателей елизаветинской эпохи, которые с энтузиазмом поддерживали эти идеи. В « Мальтийском еврее » (1589–1590 гг.) «Макивел» лично произносит пролог, утверждая, что он не умер, но обладал душой герцога Гиза: «И теперь Гиз мертв, он прибыл из Франции. / Чтобы посмотреть эту землю и порезвиться со своими друзьями »(Пролог, строки 3–4) [ 74 ] Его последняя пьеса, «Резня в Париже » (1593), посвящена резне, а в последующие годы ее сюжетом являются Гиз и Екатерина, оба изображенные как макиавеллианские заговорщики, с самого начала склонные к злу. Католическая энциклопедия 1913 года все еще была готова поддержать версию этой точки зрения, описывая массовые убийства как «полностью политический акт, совершенный во имя аморальных принципов макиавеллизма» и обвиняя «языческие теории об определенном raison d'état согласно для которого цель оправдывала средства ». [ 49 ]
Французский историк XVIII века Луи-Пьер Анкетиль в своей книге «Эспри де ла Лига» 1767 года был одним из первых, кто начал беспристрастное историческое расследование, подчеркивая отсутствие преднамеренности (до покушения на Колиньи) в резне и насилие католической толпы. имела историю неконтролируемой эскалации. [ 75 ] К этому периоду резня широко использовалась Вольтером (в его «Генриаде» ) и другими писателями эпохи Просвещения в полемике против организованной религии в целом. Лорд Эктон изменил свое мнение о том, была ли резня дважды преднамеренной, и в конце концов пришел к выводу, что это не так. [ 76 ] Вопрос о том, была ли резня давно спланированной, не был полностью решен до конца 19 века, когда был достигнут консенсус, что это не так. [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Роль королевской семьи
[ редактировать ]
На протяжении веков Варфоломеевская резня вызывала множество споров. Современные историки до сих пор расходятся во мнениях относительно ответственности королевской семьи:
Традиционная интерпретация делает Екатерину Медичи и ее советников-католиков главными виновниками казни главных военачальников. Они заставили колеблющегося и безвольного короля принять решение о казни. От этой традиционной интерпретации в значительной степени отказались некоторые современные историки, в том числе, среди прочих, Джанин Гарриссон. Однако в более поздней работе, чем его история того периода, Холт заключает: «Вождями заговора, судя по всему, была группа из четырех человек: Генрих, герцог Анжуйский; канцлер Бираг ; герцог Неверский и граф де Рец» (Гонди). [ 80 ] За исключением Анжу, все остальные были итальянскими советниками при французском дворе.
По словам Дени Крузе , Карл IX опасался протестантского восстания и решил задушить его при зарождении, чтобы защитить свою власть. Таким образом, решение о казни было его собственным, а не Екатериной Медичи. [ 81 ] [ нужна страница ]
По мнению Жана-Луи Буржона , на самом деле ответственность за это несет яростно настроенный против гугенотов город Париж. Он подчеркивает, что город был на грани восстания. Гизы, пользовавшиеся большой популярностью, воспользовались этой ситуацией, чтобы оказать давление на короля и королеву-мать. Таким образом, Карл IX был вынужден предотвратить потенциальный бунт, который был делом рук Гизов, городской милиции и простых людей. [ 82 ] [ нужна страница ]
По словам Тьерри Ванегффлена , членом королевской семьи, несущим наибольшую ответственность в этом деле, является Генрих, герцог Анжуйский, амбициозный младший брат короля. После неудавшегося покушения на адмирала де Колиньи (которое Ванегффелен приписывает семье Гизов и Испании), итальянские советники Екатерины Медичи, несомненно, рекомендовали королевскому совету казнить около пятидесяти протестантских лидеров. Эти итальянцы извлекли выгоду из этой ситуации, устранив угрозу гугенотов. Несмотря на твердое противодействие королевы-матери и короля, генерал-лейтенант королевства Анжу, присутствовавший на этом заседании совета, мог увидеть хороший повод сделать себе имя в правительстве. Он связался с парижскими властями и с другим амбициозным молодым человеком, исчерпавшим авторитет и власть, герцогом Анри де Гизом (чей дядя, прозорливый Шарль, кардинал Лотарингский, был тогда задержан в Риме). [ нужна ссылка ]
Резня в Варфоломеевский день в Париже произошла в результате такого совпадения интересов, и это дает гораздо лучшее объяснение тому, почему люди герцога Анжуйского действовали от имени генерал-лейтенанта королевства, что соответствовало мышлению того времени. , а не от имени короля. Можно также понять, почему на следующий день после начала резни Екатерина Медичи королевским заявлением Карла IX осудила преступления и пригрозила семье Гизов королевским правосудием. Однако, когда Карл IX и его мать узнали о причастности герцога Анжуйского и были настолько зависимы от его поддержки, они издали вторую королевскую декларацию, в которой, хотя и просили положить конец резне, но приписали инициативе желание Карла IX, чтобы предотвратить протестантский заговор. Первоначально государственный переворот герцога Анжуйского увенчался успехом, но Екатерина Медичи изо всех сил старалась лишить его всякой власти во Франции: она отправила его с королевской армией оставаться перед Ла-Рошелью, а затем избрали его королем Речи Посполитой. [ 83 ] [ нужна страница ]
Роль религиозных фракций
[ редактировать ]Традиционные истории, как правило, больше сосредотачиваются на роли политических деятелей, чьи махинации положили начало резне, чем на мышлении тех, кто на самом деле совершил убийство. К массовым убийствам были причастны обычные католики-миряне; они верили, что исполняют волю царя и Бога. В то время, в эпоху, когда еще не было средств массовой информации, «кафедра оставалась, вероятно, самым эффективным средством массовой коммуникации». [ 84 ]
Несмотря на большое количество брошюр и листовок, находящихся в обращении, уровень грамотности по-прежнему оставался низким. Таким образом, некоторые современные историки подчеркивают решающую и разжигающую роль, которую воинствующие проповедники сыграли в формировании верований обычных мирян, как католических, так и протестантских.
Историк Барбара Б. Дифендорф, профессор истории Бостонского университета , написала, что Саймон Вигор «сказал, что если бы король приказал убить адмирала (Колиньи), «было бы нечестиво не убить его». С этими словами самый популярный проповедник в Париже заранее узаконили события Варфоломеевского дня». [ 85 ] Дифендорф говорит, что, когда представитель дворянства показал голову убитого Колиньи парижской мафии, заявив, что на это была воля короля, жребий был брошен. Другой историк Мак П. Холт, профессор Университета Джорджа Мейсона , согласен с тем, что Вигор, «самый известный проповедник Парижа», читал проповеди, полные упоминаний о зле, которое постигнет столицу, если протестанты захватят контроль. [ 86 ] Эту точку зрения также частично поддерживают Каннингем и Грелль (2000), которые объяснили, что «воинственные проповеди священников, таких как Саймон Вигор, способствовали повышению религиозной и эсхатологической температуры накануне резни». [ 87 ]

Историки отмечают крайнее напряжение и горечь, которые привели к созданию атмосферы пороховой бочки в Париже в августе 1572 года. [ 88 ] За предыдущие десять лет уже произошло три вспышки гражданской войны и попытки протестантской знати захватить власть во Франции. [ 89 ] Некоторые обвиняют в полном уважении, с которым относилась к должности государя, оправданном видными французскими римско-католическими богословами, и в том, что особые полномочия французских королей «... сопровождались явными обязанностями, главной из которых была борьба с ересью». [ 90 ]
Холт, известный тем, что вновь подчеркнул важность религиозных вопросов, в отличие от политической/династической борьбы за власть или социально-экономической напряженности, при объяснении религиозных войн во Франции, также вновь подчеркнул роль религии в резне в День Святого Варфоломея. Он отметил, что дополнительное насилие, которому подверглись многие трупы, «было вовсе не случайным, а было создано по образцу обрядов католической культуры, породившей его». «Многие протестантские дома были сожжены, ссылаясь на традиционное очищение огнем всех еретиков. Многие жертвы также были брошены в Сену, ссылаясь на очищение водой католического крещения». [ 91 ] Рассматривая их как угрозу социальному и политическому порядку, Холт утверждает, что «гугенотов нужно было не только истребить, то есть убить, их также нужно было унизить, обесчестить и пристыдить как бесчеловечных зверей, которыми их считали». [ 91 ]
Однако Раймонд Ментцер отмечает, что протестанты «могли быть столь же кровожадными, как и католики. Ранее ярость гугенотов в Ниме (в 1567 году) привела к… резне двадцати четырех католиков , в основном священников и видных мирян, руками их соседей-протестантов. .Немногим городам удалось избежать эпизодического насилия, а некоторые неоднократно страдали от обеих сторон. [ 92 ]
Некоторые, такие как Леони Фрида, подчеркивают элемент насилия толпы, когда «имущих» «убивают неимущие». Многие протестанты были дворянами или буржуазиями, и Фрида добавляет, что «некоторое количество буржуазных парижан-католиков постигла та же участь, что и протестанты; многие финансовые долги были погашены смертью кредиторов и ростовщиков в ту ночь». [ 93 ] По крайней мере, один гугенот смог откупиться от своих потенциальных убийц. [ 94 ]
Историк Х.Г. Кенигсбергер (который до выхода на пенсию в 1984 году был профессором истории в Королевском колледже Лондонского университета ) писал, что резня вызвала глубокую тревогу, потому что «христиане убивали других христиан, которые были не внешними врагами, а их соседями, с которыми они и их предки жили в христианской общине и под одним и тем же правителем в течение тысячи лет». [ 95 ] Он заключает, что историческое значение Резни «заключается не столько в связанных с ней ужасающих трагедиях, сколько в демонстрации силы сектантской страсти, способной разрушить барьеры цивилизации, сообщества и общепринятой морали». [ 96 ]
Один историк предлагает анализ резни с точки зрения социальной антропологии — историк религии Брюс Линкольн . Он описывает, как религиозное разделение, которое дало гугенотам разные модели одежды, еды и развлечений, а также очевидные различия в религии и (очень часто) классах, превратилось в социальный раскол или раскол. Ритуалы вокруг королевского брака только усилили этот раскол, вопреки его намерениям, и «чувства отчуждения - радикального инаковости - [стали] преобладать над чувствами близости между католиками и протестантами». [ 97 ]
23 августа 1997 года Папа Иоанн Павел II , присутствовавший в Париже на 12-м Всемирном дне молодежи, выступил с заявлением по поводу резни. Он пробыл в Париже три дня и произнес одиннадцать речей. По данным Reuters и Associated Press, во время ночного бдения среди сотен тысяч молодых людей, присутствовавших в Париже на праздновании, он сделал следующие комментарии: «Накануне 24 августа мы не можем забыть печальная резня в день Святого Варфоломея, событие очень неясных причин в политической и религиозной истории Франции... Христиане совершали поступки, которые осуждает Евангелие. Я убежден, что только прощение, предложенное и полученное, мало-помалу ведет к. плодотворный диалог, который, в свою очередь, обеспечит вполне христианское примирение... Принадлежность к разным религиозным традициям не должна сегодня быть источником противостояния и напряжения. Напротив, наша общая любовь ко Христу побуждает нас неустанно искать путь. полное единство». [ 98 ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2017 г. ) |

елизаветинской эпохи Драматург Кристофер Марлоу хорошо знал эту историю по гугенотской литературе, переведенной на английский язык, и, вероятно, по французским беженцам, искавшим убежища в его родном Кентербери . Он написал резко антикатолическую и антифранцузскую пьесу, основанную на событиях, под названием «Резня в Париже» . Кроме того, в своей биографии «Мир Кристофера Марлоу » Дэвид Риггс утверждает, что этот инцидент остался в памяти драматурга, а массовые убийства включены в заключительные акты трех его ранних пьес: «1 и 2 «Тамерлан» и «Мальтийский еврей» - о Марлоу см. Выше. и макиавеллизм.
Эта история также была рассмотрена в 1772 году Луи-Себастьяном Мерсье в его пьесе « Жан Аннуйер, епископ Лизье» , которая не исполнялась до Французской революции . Эта пьеса была переведена на английский язык с некоторыми адаптациями, как «Резня» актрисы и драматурга Элизабет Инчбальд в 1792 году. Инчбальд сохранил историческую обстановку, но «Резня» , завершенная к февралю 1792 года, также отражала события недавней Французской революции, хотя и не Сентябрьская резня 1792 года, совпавшая с ее изданием. [ 99 ]
Жозефа Шенье Пьеса «Карл IX» имела огромный успех во время Французской революции, извлекая из резни серьезные антимонархические и антирелигиозные уроки. Шенье смог реализовать свои принципы на практике как политик, проголосовав за казнь Людовика XVI и многих других, возможно, включая его брата Андре Шенье . Однако перед крахом революции его заподозрили в умеренности и самому в некоторой опасности. [ 100 ]
Эта история была выдумана Проспером Мериме в его «Хронике правления Карла IX» (1829) и Александром Дюма, отцом в «Королеве Марго» , романе 1845 года, который наполняет историю, какой она тогда была, романтикой и приключениями. Этот роман был переведен на английский язык, и он впервые стал коммерчески успешным французским фильмом в 1954 году «Королева Марго» (американское название «Женщина зла») с Жанной Моро в главной роли . В 1994 году он был переделан под названием «Королева Марго» (позже « Королева Марго» и с субтитрами на англоязычных рынках) с Изабель Аджани в главной роли .

Джакомо Мейербера « Опера Гугеноты» (1836), во многом основанная на событиях резни, была одним из самых популярных и зрелищных образцов французской большой оперы .
Художнику -прерафаэлиту ( Джону Эверетту Милле удалось передать сентиментальный момент резни в своей картине «Гугенот в день Святого Варфоломея» 1852 г.), на которой изображена католичка, пытающаяся убедить своего любовника-гугенота носить белый шарф со знаком католиков и защитить себя. Мужчина, верный своим убеждениям, мягко отказывает ей. [ 101 ] На создание картины Милле вдохновился после просмотра «Гугенотов» Мейербера .
Марк Твен описал резню в «Из рукописи «Заграничного бродяги» (1879 г.): Французы и команчи», эссе о «частично цивилизованных расах». В частности, он писал: «Собор Святого Варфоломея был, несомненно, лучшим сооружением такого рода, когда-либо придуманным и осуществленным в мире. К этому приложили руку все лучшие люди, включая короля и королеву-мать». [ 102 ]
Варфоломеевская бойня и события, связанные с ней, были включены в Д. У. Гриффита фильм «Нетерпимость » (1916). В фильме рассказывается о том, как Екатерина Медичи ( Жозефина Кроуэлл ) готовит резню, вынуждая своего сына короля Карла IX (Фрэнк Беннетт) санкционировать ее. Среди второстепенных персонажей - Анри Наваррский, Маргарита де Валуа ( Констанс Талмадж ), адмирал Колиньи ( Жозеф Хенабери ) и герцог Анжуйский, который изображается гомосексуалистом. Эти исторические сцены изображены рядом с вымышленным сюжетом, в котором среди событий оказывается семья гугенотов.
Другой роман, изображающий эту резню — «Царица Иезавель , » Джин Плейди (1953). В третьем эпизоде BBC мини-сериала « Элизабет Р.» (1971) с Глендой Джексон в главной роли в роли королевы Англии Елизаветы I подробно рассматривается реакция английского двора на резню и ее влияние на отношения Англии с Францией.
Действие сериала 1966 года в британском научно-фантастическом телесериале « Доктор Кто» под названием «Резня в канун Святого Варфоломея» происходит во время событий, приведших к резне в Париже. Леонард Сакс сыграл адмирала Колиньи, а Джоан Янг сыграла Екатерину Медичи. Этот сериал отсутствует в архивах BBC и сохранился только в аудиоформате. В нем показано, что резня была спровоцирована Екатериной Медичи как по религиозным, так и по политическим мотивам и санкционирована безвольным и легко поддающимся влиянию Карлом IX. [ 103 ]
Резня в день Святого Варфоломея является местом действия Тима Уиллокса исторического романа « Двенадцать детей Парижа» (трилогия Матиаса Таннхаузера: 2), опубликованного в 2013 году.
Это событие используется в историко-фантастическом романе Кена Фоллетта 2017 года «Огненный столб» . В нескольких главах очень подробно описывается резня и события, приведшие к ней, причем главные герои книги заранее получают предупреждение и прилагают огромные, но тщетные усилия, чтобы предотвратить ее. Фоллетт полностью освобождает короля Карла IX и его мать Екатерину от любого соучастия и изображает их искренними сторонниками религиозной терпимости, застигнутыми врасплох и напуганными событиями; он возлагает всю ответственность на семью Гизов, следуя «макиавеллистскому» взгляду на резню и изображая ее как сложный заговор Гизов, заранее тщательно спланированный и реализованный во всех подробностях.
См. также
[ редактировать ]- Список случаев каннибализма
- Мишелад — резня католиков протестантами в Ниме в 1567 году.
- Разграбление Магдебурга в 1631 году.
- Варфоломеевский день в Гренобле — резня во время Второй мировой войны, названная в честь Варфоломеевской резни.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кнехт, Роберт Дж. (2002). Французские религиозные войны: 1562–1598 гг . Оксфорд: Оспри. стр. 51–52. ISBN 978-1841763958 .
- ^ Хуанна, Арлетт (16 мая 2016 г.) [2007]. Варфоломеевская резня: Тайны государственного преступления . Перевод Бергина, Джозефа. Издательство Манчестерского университета (опубликовано в 2016 г.). ISBN 978-1526112187 . Проверено 1 августа 2022 г.
Маловероятно, что это был согласованный сигнал к заранее запланированной резне — весьма сомнительный план, приписываемый ли ему королеве-матери (протестантские источники) или парижским католикам.
- ^ Кенигсбургер, Герцогство; Мосс, Джордж ; Боулер, GQ (1999). Европа в шестнадцатом веке (2-е изд.). Лонгман. ISBN 978-0582418639 .
- ^ Чедвик, Генри ; Эванс, GR (1987). Атлас христианской церкви . Лондон: Макмиллан. п. 113. ИСБН 978-0-333-44157-2 .
- ^ Холт, с. 78.
- ^ Линкольн (1989), стр. 93–94.
- ^ Дж. Х. Шеннан (1998). Парламент Парижа . Саттон. п. 25. ISBN 978-0-7509-1830-5 .
- ^ Кнехт (2001), с. 359
- ^ Холт, Мак П. (2005). Религиозные войны во Франции 1562–1626 гг ., Издательство Кембриджского университета, стр. 79–80 в Google Книгах.
- ^ Холт (2005), с. 86
- ^ Хьюг Даусси (2002). Гугеноты и король: политическая борьба Филиппа Дюплесси-Морне, 1572–1600 гг . Книжный магазин Дроз. п. 84. ИСБН 978-2-600-00667-5 .
- ^ Холт (2005), стр. 78–79; Книга Кальвина была «Лекции по книге пророчеств Даниила», Женева и Лан , 1561 г.
- ^ Фернандес-Арместо, Ф. и Уилсон, Д. (1996), Реформация: христианство и мир 1500–2000 , Bantam Press, Лондон, 1996. ISBN 0-593-02749-3 в мягкой обложке, стр. 237
- ^ Холт (изд. 1995 г.), с. 95
- ^ Jump up to: а б Холт (2005), с. 81
- ^ Кнехт, Робер Жан (2001), Взлет и падение Франции эпохи Возрождения, 1483–1610 , стр. 356, Издательство Блэквелл, ISBN 978-0-631-22729-8 , Google Книги
- ^ Jump up to: а б Ашер, Филипп (2014). «От брака до резни: Лувр в августе 1572 года» . L'Esprit Createur . 54 (2): 33–44. дои : 10.1353/esp.2014.0023 . JSTOR 26378894 . S2CID 162224757 — через jstor.
- ^ «Гаспар II Колиньи, сеньор Шатийон | французский адмирал и лидер гугенотов» . www.britanica.com . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ Мак П. Холт (1995). Религиозные войны во Франции, 1562–1629 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 83. ИСБН 978-0-521-35873-6 .
- ^ Гарриссон, стр. 82–83, и Линкольн, стр. 82–83. 96 и Кнехт (2001), с. 361
- ^ Холт (2005), с. 85.
- ^ «Варфоломеевская резня: одержимость еретической заразой» . Le Monde.fr (на французском языке). 3 августа 2007 года . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Кнехт (2001), с. 364. Сейчас это место находится по адресу улица Риволи, 144 , и на нем установлена мемориальная доска, посвященная этому событию, хотя и здание, и планировка улицы относятся к 16 веку. Нью-Йорк Таймс на мемориальной доске
- ^ Де Ту, Жак-Огюст. История событий, произошедших в его время . Бостон: Джинн и компания.
- ^ Холт (изд. 2005 г.), стр. 88–91 (цитата со стр. 91)
- ^ Фоа, Жереми (2021). Все те, кто падает. Лица резни в день святого Вифилиема [ Все, кто падёт. Лица резни в Вифлееме ] (на французском языке). Открытие. ISBN 2348057883 .
- ^ Дайер, Томас Генри (1861). История современной Европы: от падения Константинополя в 1453 году до войны в Крыму в 1857 году . Джон Мюррей. п. 268 . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Линкольн, с. 98
- ^ Jump up to: а б Холт (изд. 2005 г.), с. 91
- ^ Бенедикт, Филип (2004). Руан во время религиозных войн . Издательство Кембриджского университета . п. 126. ИСБН 0-521-54797-0 . , ISBN 978-0-521-54797-0
- ^ Холт (изд. 2005 г.), с. 91. Даты указаны в Гарризоне, с. 139, что добавляет Альби к 12 в Холте. онлайн
- ^ Холт (изд. 2005 г.), стр. 93–94, и Бенедикт (2004 г.), стр. 93–94. 127
- ^ Бенедикт (2004), с. 127
- ^ Кнехт (2001), с. 367
- ^ Кнехт (2001), с. 368, хотя см. Holt (2005), стр. 93–95, где акцент сделан на другом.
- ^ («Эмонд» или «Эдмонд»). Гаррисон, стр. 144–45, который отвергает мнение о том, что это «met le feu au poudres» (зажигание порошка) в Бордо. См. также: Перл, Джонатан Л. (1998), Преступление преступлений: демонология и политика во Франции, 1560–1620 , Univ. Уилфрида Лорье. Пресс, с. 70, ISBN 978-0-88920-296-2 Google Книги
- ^ Холт (изд. 2005 г.), с. 95, со ссылкой на Бенедикта (2004), стр. 127–132.
- ^ Хиллербранд, Ганс Дж. Энциклопедия протестантизма: 4-томный комплект .
- ^ День Святого Варфоломея, Резня (2008) Британской энциклопедии Deluxe Edition, Чикаго; Ардуэн де Перефикс де Бомон , католический архиепископ Парижа столетие спустя, назвал цифру в 100 000, но «эта последняя цифра, вероятно, преувеличена, если мы будем считать только тех, кто погиб насильственной смертью. Но если мы добавим тех, кто умер от несчастья, , голод, печаль, брошенные старики, женщины без крова, дети без хлеба - все несчастные, чья жизнь была сокращена из-за этой великой катастрофы, мы увидим, что оценка Péréfixe все еще ниже реальности». Г. Д. Феличе (1851). История протестантов Франции . Нью-Йорк: Эдвард Уокер, с. 217.
- ↑ Диапазон оценок, доступных в середине XIX века, а также другие подробности резюмированы гугенотским государственным деятелем и историком Франсуа Гизо в его «Популярной истории Франции с древнейших времен», том IV.
- ^ Армстронг, Аластер (2003), Франция 1500–1715 , Хайнеманн, стр. 70–71. ISBN 0-435-32751-8
- ^ Бенедикт, Филип (1978). «Варфоломеевская резня в провинции». Исторический журнал . 21 (2): 205–225. дои : 10.1017/S0018246X00000510 . JSTOR 2638258 . S2CID 159715479 . ; цитируется Холтом (изд. 2005 г.), с. 91, а также использовано Кнехтом (2001), с. 366 и Заллуа, Захи Анбра (2004). Монтень и этика скептицизма Руквуд Пресс. ISBN 978-1-886365-59-9 .
- ^ Линкольн, с. 97 («минимум 2000» в Париже) и Шалиан, Жерар ; Блин, Арно ; Шнайдер, Эдвард; Пулвер, Кэтрин; Браунер, Джесси (2007). История терроризма: от древности до Аль-Каиды . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-24709-4 . , ISBN 978-0-520-24709-3 со ссылкой на Дэвида Эль Кенца (2008), Войны и религиозный мир в Европе в 16-17 веках.
- ^ Гарриссон, стр. 131; Паркер, Г. , изд. (1998). Оксфордская энциклопедия всемирной истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 585. ИСБН 0-19-860223-5 . ; и Чедвик, Х. и Эванс, Г.Р. (1987), Атлас христианской церкви , Макмиллан, Лондон, ISBN 0-333-44157-5 в твердом переплете, стр. 113;
- ^ Мойнахан, Б. (2003). Вера: история христианства . Лондон: Пимлико. п. 456. ИСБН 0-7126-0720-Х . ; Лорд Эктон , который обсуждает этот вопрос довольно подробно, обнаружил, что «никакие доказательства не позволяют нам дойти до восьми тысяч», и обнаружил, что современники, которые лучше всего осведомлены, обычно давали самые низкие цифры — « Лекции по современной истории» , « Гугеноты и Лига », стр. 162–163.
- ^ Перри, Шейла (1997). Аспекты современной Франции . Рутледж . п. 5. ISBN 0-415-13179-0 . , ISBN 978-0-415-13179-7
- ^ Фернандес-Арместо, Ф .; Уилсон, Д. (1996). Реформация: христианство и мир 1500 – Лондон: Бантам Пресс . стр. 100-1 236–237. ISBN 0-593-02749-3 .
- ^ Гарриссон, 131; см. также историка XIX века Генри Уайта , который вдается в подробности и приводит оценки других историков, число которых достигает 100 000. Его собственная оценка составляла 20 000. Уайт, Генри (1868). Варфоломеевская резня . Лондон: Джон Мюррей. п. 472.
- ^ Jump up to: а б
Гойо, Пьер-Луи-Теофиль-Жорж (1912). « Варфоломеевский день ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Фишер, HAL (1969). История Европы . Том. Один (Девятое изд.). Лондон: Фонтана Пресс . п. 581.
- ^ Линдберг, Картер (1996). Европейские реформации . Издательство Блэквелл . п. 295.
- ^ Хау, Э. (1976). «Архитектура в «Избиении гугенотов» Вазари ». Журнал институтов Варбурга и Курто . 39 : 258–261. JSTOR 751147 .
- ^ Даниэль-Ропс, Анри (1964). Католическая Реформация . Полет. 1. Нью-Йорк: Изображение. п. 241. , Эрлангер, Филипп (1962), Варфоломеевская ночь: Варфоломеевская резня , Лондон: Вайденфельд и Николсон, с. 119, н. 2, Хуанна, Арлетт (2007), Сен-Бартелеми: Тайны государственного преступления, 24 августа 1572 г. Париж: Галлимар, с. 203. Основным источником истории о Григории XIII и Морверте является современный дипломатический отчет, хранящийся во Французской национальной библиотеке и описанный в De la Ferrière, Lettres de Catherine de Médicis vol. 4 (Париж: Imprimerie Nationale, 1891), с. cxvi.
- ^ Уорд, AW , изд. (1904). Кембриджская современная история . Том. III: Религиозные войны. и др. Оксфорд: Издательство Кембриджского университета . п. 20.
- ^ Робертс, Ивонн (1997). «Жан-Антуан де Баиф и Сен-Бартелеми». Библиотека гуманизма и Возрождения . 59 (3). Книжный магазин «Дроз»: 607–611. JSTOR 20678289 .
- ^ Бордонове, Жорж (1981). Генрих IV (на французском языке). Издания Пигмалиона. п. 82.
кровавая баня
позорная - ^ Каннингем, А.; Грелль, ОП (2000). Четыре всадника Апокалипсиса: религия, война, голод и смерть в реформационной Европе . Издательство Кембриджского университета . п. 59. ИСБН 0-521-46701-2 .
- ^ По словам Стивена Будянски в главе 1 книги « Мастер шпионов Ее Величества: Елизавета I, сэр Фрэнсис Уолсингем и рождение современного шпионажа» (Викинг, 2005).
- ^ Морелл, младший (перевод) (1854), Россия самоосуждена, секретные и неотредактированные документы, связанные с русской историей и дипломатией , Лондон: Дэвид Бог, стр. 168. Иван был против того, чтобы Анжуй стал королем Польши.
- ^ Англо, 229; См. также: Баттерфилд, Х. (1953). «Актон и Варфоломеевская резня». Кембриджский исторический журнал . 11 (1): 27–47. JSTOR 3021106 . о многочисленных изменениях в акцентах историографии резни в течение следующих четырех столетий.
- ^ Англо, стр. 237–240
- ^ Англо, стр. 272–80
- ^ См. Баттерфилд, 1955, проходное письмо ; В статье Католической энциклопедии о Варфоломеевском дне есть несколько цитат.
- ^ Мемуары Маргариты де Валуа (онлайн)
- ^ Кравери, Любовники и королевы. Сила женщин , Милан, Адельфи, 2008, с. 65.
- ↑ См. Католическую энциклопедию и примечание 18 Баттерфилд, стр. 183 (и примечание) и с. 199; Отчет Анжу защищался меньшинством историков в начале 20 века или, по крайней мере, утверждался, что в некотором смысле он является отчетом, полученным от реальных свидетелей.
- ↑ Первое упоминание королевского запрета встречается в конце «Речи Роя Генри», третьей по отношению к благородному и знатному лицу, близкому Его Величеству, о причинах и мотивах Сен-Бартелеми . Это оправдание, написанное «в окружении Гонди в 1628 году, [стремится] оправдать их предка» по обвинению в подстрекательстве к резне. Альберт де Гонди изображен там в противовес кровавым замыслам Карла IX, о чьей тираде якобы сообщил в 1573 году герцог Анри Анжуйский, правивший тогда в Варшаве в качестве избранного короля Польши. Таким образом, апокрифический приговор Карла IX участвует в «переписывании фактов» для апологетических нужд семьи Гонди. В Арлетт Хуанна, с. 15 ; 333-334, н. 26.
- ^ Англо, с. 251
- ^ Англо, с. 253 и далее
- ^ Англо, стр. 254–65
- ^ Англо, с. 283, см. также всю главу
- ^ Англо, с. 286
- ^ Anglo, главы 10 и 11; п. 328 и т. д.
- ^ Текст Проекта Гутенберга «Мальтийский еврей» .
- ^ Уайтхед, Барбара (1994), «Пересмотр ревизионистов», в: Политика, идеология и право в Европе раннего Нового времени: Очерки в честь Дж. Х. М. Салмона , изд. Джон Херси Макмиллан Салмон, Бойделл и Брюэр, ISBN 1-878822-39-X , 9781878822390 стр. 162
- ^ Тема главы Баттерфилда, упомянутой ниже.
- ^ Холт 2005 , с. 86.
- ^ Джоуанна 1998 , с. 201.
- ^ Лосось 1979 , с. 187.
- ^ Холт, Мак П. (2002), Герцог Анжуйский и политическая борьба во время религиозных войн , Cambridge University Press, ISBN 0-521-89278-3 , ISBN 978-0-521-89278-0 стр. 20
- ^ Крузе, Дени (1994), La Nuit de la Nuit de Saint-Barthélemy: потерянная мечта эпохи Возрождения , Fayard, колл. «Хроники», ISBN 2-213-59216-0
- ^ Буржон, Жан-Луи (1992), Убийство Колиньи , Женева: Дроз
- ^ Ванегффелен, Тьерри (2005), Екатерина Медичи: Женская сила , Пайо ISBN 2228900184
- ^ Аткин, Н. и Таллетт, Ф. (2003) Священники, прелаты и люди: история европейского католицизма с 1750 года , Oxford University Press, Оксфорд, ISBN 0-19-521987-2 в твердом переплете, стр. 9;
- ^ Дифендорф, BB (1991) Под крестом: католики и гугеноты в Париже шестнадцатого века , Oxford University Press, ISBN 0-1950-7013-5 в мягкой обложке, стр. 157
- ^ Холт, член парламента (1995) Французские религиозные войны 1562–1629 , Cambridge University Press, ISBN 0-521-35359-9 в твердом переплете, стр. 88–89.
- ^ Каннингем, А. и Грелль, ОП (2000) Четыре всадника апокалипсиса: религия, война, голод и смерть в Европе реформации , Cambridge University Press, ISBN 0-521-46701-2 в мягкой обложке, стр. 151
- ^ Холт, (1995), с. 86
- ^ Холт, (1995), с. 44
- ^ Холт (изд. 1995 г.), с. 9
- ^ Jump up to: а б Холт (изд. 1995 г.), с. 87
- ^ Ментцер, Раймонд А., Французские религиозные войны в мире реформации , Ред. Эндрю Петтегри, Рутледж (2000), ISBN 0-415-16357-9 , с. 332
- ^ Фрида, Л. (2003) Екатерина Медичи , Вайденфельд и Николсон, ISBN 0-7538-2039-0 , стр. 314–16
- ^ Кнехт (2001), с. 364
- ^ Кенигсбергер, Х.Г. (1987) Европа раннего Нового времени 1500–1789 , Лонгман, Харлоу, ISBN 0-582-49401-X в мягкой обложке, стр. 115
- ^ Кенигсбергер, стр. 115.
- ^ Линкольн, глава 6, стр. 89–102, цитата со стр. 101
- ^ «Бдение – Обращение Святейшего Отца – Иоанна Павла II» . w2.vatican.va .
- ^ Бердетт, Сара, Сара Бердетт, «Нарушенные женские добродетели» материнство, женская воинственность и Революционное насилие в книге Элизабет Инчбальд «Резня» , с. 3, Одуванчик , 5.1 (лето 2014 г.), PDF
- ^ Маслан, Сьюзен (2005), Революционные действия: театр, демократия и Французская революция , издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 0-8018-8125-0 , ISBN 978-0-8018-8125-1 стр. 40
- ^ «Гугенот в Варфоломеевский день» . Гуманитарная сеть . Проверено 19 апреля 2007 г.
- ^ Письма с Земли. Издания Остары. 2013 год
- ^ «Доктор Кто расшифровывает: Варфоломеевскую ночь» . Сайт стенограмм Крисси . Проверено 25 февраля 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Англо, Сидней (2005), Макиавелли – первый век: исследования энтузиазма, враждебности и неуместности , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-926776-7 Google Книги
- Баттерфилд, Герберт , Человек о своем прошлом , издательство Кембриджского университета, 1955, глава VI, Лорд Эктон и Варфоломеевская резня
- Дени Крузе: Воины Бога. Насилие во время религиозных волнений около 1525–1610 годов , Шампваллон, 1990 год ( ISBN 2-87673-094-4 ), Варфоломеевская ночь. Потерянная мечта эпохи Возрождения , Файард, колл. «Хроники», 1994 ( ISBN 2-213-59216-0 );
- Гарриссон, Жанин, 1572: Сен-Бартелеми , Комплекс, 2000 ( ISBN 2-87027-721-0 ). (на французском языке) Книги Google
- Холт, Мак П. (1995). Религиозные войны во Франции, 1562–1629 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521-35873-6 .
- Холт, Мак П. (2005). Религиозные войны во Франции, 1562–1629 гг . Издательство Кембриджского университета.
- Хуанна, Арлетт (1998). История и словарь религиозных войн . Книги.
- Лосось, JHM (1979). Общество в кризисе: Франция в шестнадцатом веке . Метеун и Ко.
- Линкольн, Брюс , Дискурс и построение общества: сравнительные исследования мифов, ритуалов и классификаций , Oxford University Press, США, 1989, ISBN 978-0-19-507909-8 Google Книги
- Примечание: в эту статью включены материалы из французской Википедии .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барбара Б. Дифендорф, Варфоломеевская резня: краткая история с документами (2008)
- Арлетт Хуанна и Джозеф Бергин. Варфоломеевская резня: Тайны государственного преступления (2015) онлайн
- Роберт Кингдон. Мифы о Варфоломеевской резне, 1572–1576 (1988)
- Джеймс Р. Смитер, «Варфоломеевская резня и образы королевской власти во Франции: 1572–1574». Журнал шестнадцатого века (1991): 27–46. JSTOR 2542014
- Н. М. Сазерленд. Варфоломеевская резня и европейский конфликт, 1559–1572 (1973)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Резня в день Святого Варфоломея , дискуссия на BBC Radio 4 с Диармайд Маккалок, Марком Гринграссом и Пенни Робертс под председательством Мелвина Брэгга ( «В наше время» , 27 ноября 2003 г.)
- Резня во время религиозных войн: Резня в День Святого Варфоломея, основополагающее событие (на Massacres.org)
- Гойо, Жорж (1913). . Католическая энциклопедия .
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .
- 1572 г. во Франции
- Конфликты 1572 года
- Французские религиозные войны
- Резня во Франции
- Резня христиан
- Террористические инциденты во Франции
- Споры, связанные с католицизмом
- Контрреформация
- Преследование гугенотов
- Протестантская Реформация
- История католицизма во Франции
- История протестантизма во Франции
- Политические репрессии во Франции
- Генрих IV Франции
- Реформаторское христианство XVI века
- 16 век во Франции.
- Католико-протестантское сектантское насилие
- 16 век в Париже.
- Резня гугенотов
- Резня 1572 года
- Антихристианские настроения во Франции
- Массовое убийство в Париже
- Нападения на свадьбы