Ян Уоллес (бас-баритон)

Ян Брайс Уоллес ОБЕ (10 июля 1919 - 12 октября 2009) был английским бас-баритоном, оперным и концертным певцом, актером и телеведущим шотландского происхождения.
Семья хотела, чтобы он сделал карьеру в области права, но его привлекла сцена. Первоначально он играл в немузыкальных пьесах, но его уговорили попробовать себя в опере, и он сразу же добился успеха. Он играл ряд партий буффа в операх, в Глайндборне и за рубежом. Уоллес одновременно делал карьеру в ревю , театре и радиовещании. Он выступал в пантомиме и на Королевском эстрадном представлении . Как телеведущий, он долгое время был участником дискуссии на BBC радио в игре « Моя музыка» и представил телесериал, посвященный операм 1960-х годов, а также появлялся в легких развлекательных шоу, исполняя ряд песен, от баллад до комедийные номера. На протяжении многих лет он выступал со своим моноспектаклем. Фландерс и Сван написали для него несколько песен, и их самая известная песня-новинка «The Hippopotamus» стала неизгладимо связанной с ним.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Уоллес родился в Лондоне и был единственным сыном от либеральной партии члена парламента сэра Джона Уоллеса и его жены Мэри Брайс Уоллес ( урожденной Темпл). [ 1 ] Он получил образование в школе Чартерхаус и Тринити-холле в Кембридже , где изучал право и присоединился к Cambridge Footlights . Во время службы во время Второй мировой войны в Королевской артиллерии он организовывал и снимался в военных шоу. Уоллеса уволили из армии по инвалидности в 1944 году после того, как он заболел туберкулезом позвоночника , и решил, что его карьера связана с развлечениями, а не с законом. [ 2 ]
Впервые он появился на профессиональной сцене в Глазго , в фильме Эшли Дьюкса « Человек с грузом озорства» . Он дебютировал на лондонской сцене в 1945 году в Сэдлерс-Уэллс в Джеймса Брайди пьесе «The Forrigan Reel» в постановке Аластера Сима . [ 3 ] Он сомневался в своей пригодности для оперной карьеры, но в 1946 году друзья уговорили его пройти прослушивание к дирижеру Альберто Эреде , который пригласил его на первый сезон труппы Нью-Лондонской оперы. [ 3 ]
Опера
[ редактировать ]Уоллес дебютировал в опере в Кембриджском театре в 1946 году в партии Коллина в «Богеме» . Он пел там с такими признанными оперными звездами, как Мариано Стабиле и Маргарита Гранди . [ 3 ] Другими его ролями в труппе были Ризничий ( «Тоска» ), Бартоло ( «Севильский цирюльник» ), Чепрано ( «Риголетто» ) и Мазетто ( «Дон Жуан» ). [ 4 ] Критик «Таймс» посчитал, что Уоллес преувеличил элемент буффа, как в роли Ризника, так и в роли Бартоло, но похвалил его пение. [ 5 ]

С 1948 по 1961 год Уоллес регулярно выступал на оперном фестивале в Глайндборне . [ 4 ] дебютировал в роли Самуэля в «Бале-маскараде» , но вскоре стал специализироваться на ролях бассо-буффо , особенно Бартоло в «Женитьбе Фигаро» и «Севильском цирюльнике» . [ 6 ] К началу 1950-х годов его комические способности вызывали безоговорочную похвалу. [ 7 ] он добавил роль буффа Мелитоны в «Силе судьбы» . В свой репертуар [ 8 ] но он также играл более серьезные роли, включая Мефистофеля в Гуно » «Фаусте . [ 9 ]
Он дебютировал в итальянской опере в партии Мазетто в Парме в 1950 году. Позже он пел Дона Магнифико в «Золушке» в Риме в 1955 году и Бартоло в опере «Парикмахер» в Венеции в 1956 году. Он снова пел Дона Магнифико, на этот раз на английском языке, в опере Сэдлера Уэллса. в 1960 году. [ 10 ] В 1961 году газета «Таймс» написала о его Бартоло как о «прекрасном исследовании персонажей, превосходно спетом и ни на мгновение не переигранном». [ 11 ] Выступал на Брегенцских фестивалях в 1964 и 1965 годах. [ 4 ] С 1965 года он регулярно выступал в Шотландской опере , где его роли включали Лепорелло в «Дон Жуане» , «Пистолет» в «Фальстафе » Герайнта Эванса и герцога Пласа Торо в «Гондольерах» . Снова в Шотландии он появился на Ledlanet Nights в своих персональных шоу и других выступлениях, включая Кола в раннем зингшпиле Моцарта « Бастьен и Бастьен» ; [ 12 ] Шлендриан в » Баха « Кофейной кантате ; [ 13 ] и мистер Сомерс на «Острове джентльмена» Джозефа Горовица . [ 13 ] [ 14 ] Также в 1960-х годах он исполнил главные партии Доницетти-буффо, Дона Паскуале ( Валлийская национальная опера , 1967) и Дулькамару в «Любовном напитке» (Глайндборнская гастрольная опера, 1968). [ 15 ] Позднее в его репертуаре появился Полифем в опере « Генделя Ацис и Галатея» в 1977 году. [ 16 ]
Хоть и не умея свободно читать незнакомую музыку, [ 3 ] Уоллес исполнил необычные оперные роли, в том числе Кончака в «Князе Игоре» , [ 17 ] Вагнер в Бузони « Докторе Фаусте» . [ 18 ] главная роль в Вебера опере «Питер Шмоль» , [ 19 ] главный герой буйвола Буонафеде в Гайдна » «Мире Луны , [ 20 ] и Календер в Непредвиденная « смешанной с ариеттами комедии Глюка встреча» . [ 21 ]
Пьесы, ревю и другие сценические представления
[ редактировать ]В начале своей карьеры в Глайндборне Уоллес консультировался с администратором фестиваля Мораном Каплатом по поводу того, может ли он петь в неоперных постановках где-либо еще. Капла дал ему свое благословение при условии, что он не повредит свой голос. [ 15 ] В опере Уоллесу обычно приходилось играть комические роли, и он использовал свои комедийные способности, когда начал появляться в ревю. [ 6 ] В 1953 году он не только пел в опере в Великобритании и за рубежом, но и участвовал в Королевском эстрадном представлении в Лондонском Палладиуме. [ 3 ] и в пантомиме в роли одной из уродливых сестер в «Золушке» . [ 22 ] В 1962 году, когда его пригласили представить моноспектакль в лондонском театре «Критерион» , он предпочел разделить счет, и его «послеобеденное развлечение» «4 в баре» состояло из четырех человек. [ 3 ] Во время показа спектакля Ноэль Кауард подошел к нему за кулисы и сказал: «Вы очень хорошо владеете своей аудиторией. кресло со стаканом бренди в одной руке и сигарой в другой, черт возьми, должен владеть своей аудиторией». [ 15 ]
С начала 1960-х по 1980-е годы Уоллес выступал с моноспектаклем , включавшим оперные отрывки, баллады и шуточные песни. Он был особенно известен исполнением музыки Фландрии и Свана , а «Бегемот» стал его фирменной мелодией . [ 2 ] Его припев («Грязь, грязь, великолепная грязь, / Ничего подобного для охлаждения крови») послужил названием для обоих томов его мемуаров. В своем профиле «Кто есть кто» в разделе «Хобби» он написал: «Петь песню о бегемоте детям всех возрастов». [ 1 ] Он также пел песни Фландрии и Свана о носороге, слоне, бородавочнике, гондольере и сборщике подоходного налога. [ 23 ] Его связь с ними привела к его участию в музыкальных фестивалях Хоффнунг , на которых он исполнил «Вариации на тему перед сном» , серию пародийных рекламных объявлений известного напитка перед сном, в стиле Баха , Моцарта , Верди , Стравинского и Шёнберга. и цирюльник» « Дармштадтский — произведение атональных композиторов. [ 24 ] Он также участвовал в программе «Ledlanet Nights» , проходившей в тогдашнем доме его первого издателя Джона Колдера , появляясь там в его персональном шоу и в комических ролях в музыкальных произведениях. [ 25 ]
В театре Уоллес играл Боттома в « Сне в летнюю ночь» , о котором The Times писала: «Он выходит на сцену как вдохновленный, и результат редко может быть смешнее». [ 26 ] Другие актерские роли включали Сезара в Вест-Энда музыкальной версии » Марселя Паньоля с « Фанни Робертом Морли , Императора Китая в Коула Портера » «Аладдине , Жабу в «Жабе из Жабьего зала » и Ральфа в «Мире в один час» в 1984 году. . [ 15 ] [ 27 ] [ 28 ]
Радиовещание, кино и телевидение
[ редактировать ]Уоллес был одним из исполнителей, популяризировавших классическую музыку на телевидении в 1960-х годах. [ 29 ] Его запомнили исполнением «Жандармского дуэта» из Оффенбаха оперы «Женевьева Брабантская» , представленного в полной жандармской форме, которое он повторял много раз в течение 10 лет с рядом аккомпанирующих теноров и пианистов. Он транслировал оперы Гилберта и Салливана на Променадах. [ 30 ] а для коммерческого телевидения разработал и представил «Singing for Your Supper» — три серии получасовых вступлений к операм, включая «Севильского цирюльника» и «Дон Жуана» . [ 1 ] [ 31 ]
Время от времени он снимался на телевидении и в кино, одним из примеров является фильм 1958 года « Том Тамб» , где он играл роль Сапожника. Среди других его работ в кино - роли в фильмах «Дантист в кресле» (1960) и «Много» (1985) с Мерил Стрип в главной роли . Более поздней характерной ролью в телевизионной драме был Прелектор, изрекающий латынь и приводивший в замешательство Яна Ричардсона в роли нового главы Кембриджского колледжа в инсценировке 1987 года Тома Шарпа » «Портерхаус Блю . [ 3 ] В том же году он сыграл Роберта Форсайта в шотландской мыльной опере « Выбери большую дорогу» . [ 32 ]
Широкой публике Уоллес был наиболее известен как участник дискуссии на протяжении 27 лет существования BBC радиопанельной игры « Моя музыка» , с 1967 по 1994 год, не пропустив ни одного эпизода из более чем 520, которые транслировались. [ 27 ] Джон Эмис , который появлялся в сериале вместе с Уоллесом, вспоминал: «В « Моей музыке» было много приятных моментов … Во-первых, мне платили каждую неделю за то, чтобы я слушал пение Йена: баллады, народные песни, откровенные песни и оперу, он спел их все так, чтобы можно было насладиться словами, и сам звук был захватывающим, высокий бас-баритон с чудесной, звонкой верхней фа, звук, который проникал в самое сердце». [ 3 ] Иногда Уоллес выбирал шумную комическую песню, некоторые из которых он также включал в свои записи LP, в том числе «The One Eyed Riley», «I Can't Do My Bally Bottom Button Up», «Never Do It at the Station», и песня канализатора «Внизу». [ 33 ] [ 34 ]
Спустя годы
[ редактировать ]
После ухода из оперы в качестве президента Объединенного общества музыкантов Уоллес сыграл важную роль в борьбе за то, чтобы помешать BBC резко сократить состав своих оркестров в 1980 году. [ 35 ] Он занимал пост президента Совета по музыке в больницах с 1987 по 1999 год. Он также опубликовал два тома воспоминаний: «Обещай мне, что будешь петь грязь» (1975) и «Ничего подобного» (1982), а также третью книгу « Размышления о Шотландия (1988). [ 1 ]
26 июня 2009 года Уоллес и Денис Норден дали интервью для на BBC Radio 4 некрологической программы Last Word , в которой поделились воспоминаниями об их по My Music коллеге Стиве Рейсе , который умер ранее на той неделе. [ 36 ]
Уоллес умер в возрасте 90 лет в Хайгейте на севере Лондона , у него остались жена Патрисия, дочь Розмари и сын Джон. [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]Уоллес записал роль доктора Бартоло в «Женитьбе Фигаро» и «Севильском цирюльнике» с оперными силами Глайндборнского фестиваля под управлением Витторио Ги . [ 37 ] Другие его записи в Глайндборне включали сира Маттео дель Сарто в » Бузони « Арлекино под управлением Джона Причарда , [ 38 ] Россини Дон Магнифико в «Золушке» . [ 39 ] и губернатор в опере Россини «Граф Ори» , оба под управлением Ги. [ 40 ] Другие его оперные записи включали Альтомаро в Генделя » «Сосарме , [ 41 ] и Локит в «Опере нищего » под управлением сэра Малкольма Сарджента . [ 42 ]
Уоллес сделал несколько записей ролей Гилберта и Салливана . Для сериала Сарджента EMI он записал Пуха-Ба в «Микадо» (1957). [ 43 ] и Маунтарарат в «Иоланте» (1959). [ 44 ] Он записал отрывки из фильмов HMS Pinafore , The Pirates of Penzance , The Mikado и The Gondoliers для пластинки, выпущенной как «A Gilbert and Sullivan Spectacular», в 1974 году. Он сделал еще две записи роли Пуха-Ба для BBC Radio в 1966 г. и телевидение BBC в 1973 г., но эти записи никогда не выпускались коммерчески. [ 45 ]
Вместе с Дональдом Суонном он записал настройки Суона на стихи Джона Бетджемана в 1964 году. [ 46 ] Он принял участие в двух записях « Алисы в Стране чудес » в 1958 году в роли Черепахи-якоба. [ 47 ] и в 1966 году как Гусеница в наборе, рассказанном Дирком Богардом . [ 48 ] Диски с его разнообразными музыкальными программами включали «Вечернее развлечение с Яном Уоллесом» , записанное вживую в Queen Elizabeth Hall в 1971 году, [ 49 ] и «От грязи до Мандалая» в 1977 году. [ 50 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Уоллес, Ян Брайс» , «Кто есть кто» , A&C Black, 2010; онлайн-издание, Oxford University Press, по состоянию на 23 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Иэн Уоллес: Бас-баритон, прославленный своими« буйволовскими »ролями, а также исполнением« Песни бегемота »» , The Independent , 15 октября 2009 г., по состоянию на 22 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Некролог Яна Уоллеса» , The Guardian , 13 октября 2009 г., по состоянию на 22 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Розенталь, Гарольд. «Уоллес, Ян» , Grove Music Online (требуется подписка), по состоянию на 22 декабря 2009 г.
- ↑ «Таймс» , 18 декабря 1946 г., стр. 8; 9 января 1947 г., с. 6; и 17 апреля 1948 г., с. 6
- ^ Jump up to: а б «Некролог: Ян Уоллес, бас-баритон, умер в возрасте 90 лет» , The Gramophone , 19 октября 2009 г., онлайн-версия по состоянию на 22 декабря 2009 г.
- ↑ «Таймс» , 26 августа 1953 г., стр. 4
- ↑ «Таймс» , 1 сентября 1955 г., стр. 6
- ↑ «Таймс» , 7 мая 1951 г., стр. 2
- ^ The Musical Times , декабрь 1960 г., стр. 765
- ^ «Версия парикмахера без прикуса», The Times , 3 августа 1961 г., стр. 5
- ^ Колдер, Джон (октябрь 1966 г.). «Ночи Ледланета - Программа Пятого фестиваля». Программа : 16.
- ^ Jump up to: а б Колдер, Джон (осень 1968 г.). «Ночи Ледланета - Седьмой фестивальный сезон». Программа : 16.
- ^ «OperaScotland.org» . Проверено 2 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Daily Telegraph Некролог от 13 октября 2009 г., по состоянию на 22 декабря 2009 г.
- ↑ The Times , 22 августа 1977 г., стр. 6
- ^ The Musical Times , июнь 1950 г., стр. 225
- ^ The Musical Times , январь 1960 г., стр. 33,
- ^ The Musical Times , сентябрь 1968 г., стр. 834
- ↑ «Таймс» , 9 ноября 1951 г., стр. 6
- ↑ «Таймс» , 21 октября 1955 г., стр. 3
- ↑ «Таймс» , 10 декабря 1953 г., стр. 11
- ^ Бергер, Леон. Некролог в Gilbert and Sullivan News , vol. iv, нет. 9, осень 2009 г., с. 21
- ↑ «Таймс» , 23 января 1963 г., стр. 14; и 11 февраля 1963 г., с. 5
- ^ Колдер, Джон (осень 1967 г.). «Ночи Ледланета - Шестой фестивальный сезон». Программа : 9.
- ↑ «Таймс» , 1 декабря 1965 г., стр. 15
- ^ Jump up to: а б Некролог BBC от 13 октября 2009 г., по состоянию на 22 декабря 2009 г.
- ↑ «Таймс» , 23 декабря 1964 г., стр. 11; и 4 октября 1984 г., с. 8
- ↑ См., например, The Times , 9 ноября 1964 г., стр. 3; 9 сентября 1965 г., с. 3; 23 октября 1965 г., с. 12; 20 августа 1968 г., с. 10; и 27 августа 1968 г., с. 12
- ^ The Musical Times , июль 1969 г., стр. 799
- ↑ The Times , 20 августа 1968 г., стр. 10; 27 августа 1968 г., с. 12; 10 сентября 1968 г., с. 14; 17 сентября 1968 г., с. 18; и 20 декабря 1968 г., с. 12
- ^ « Встаньте на большую дорогу [04.08.87] (1987)» , Британский институт кино. Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ Парлофон GEP8642 и т. д.
- ^ Полный список элементов «Моя музыка» можно найти по адресу http://www.thegbcc.info/Web/Misc/w-cy/my-music-catalog.pdf.
- ↑ «Таймс» , 4 марта 1980 г., стр. 13
- ^ «Последнее слово - Майкл Джексон; Фарра Фосетт; Дуглас Банн; Стив Рэйс» , по состоянию на 1 апреля 2016 г.
- ^ Граммофон , ноябрь 1959 г., с. 82; и январь 1956 г., стр. 65. Оба набора были переизданы на компакт-диске в серии EMI Great Recordings of the Century.
- ^ Граммофон , апрель 1955 г., с. 50
- ^ Граммофон , июль 1954 г., с. 51
- ^ Граммофон , март 1967 г., с. 80
- ^ Граммофон , август 1955 г., с. 53
- ^ Граммофон , декабрь 1963 г., с. 59
- ^ Граммофон , декабрь 1957 г., с. 24
- ↑ Граммофон , декабрь 1959 г., обложка.
- ^ Записи Яна Уоллеса
- ^ Граммофон , февраль 1965 г., с. 60
- ↑ The Times , 27 декабря 1958 г., стр. 4
- ^ Граммофон , февраль 1966 г., с. 66
- ^ Граммофон , январь 1972 г., с. 118
- ^ Граммофон , февраль 1977 г., с. 100
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ян Уоллес на IMDb
- «Таймс» : некролог
- Интервью с Яном Уоллесом, записанное в 1991 году - звукозапись Британской библиотеки.
- 1919 рождений
- смертей в 2009 г.
- Английские комедийные музыканты
- английские бас-баритоны
- Оперные бас-баритоны
- английские радиоведущие
- Англичане шотландского происхождения
- Ведущие радио классической музыки
- Люди, получившие образование в школе Чартерхаус
- Выпускники Тринити-холла, Кембридж
- Офицеры Ордена Британской Империи
- Персонал британской армии времен Второй мировой войны
- Британские оперные певцы XX века
- Британские исполнители новинок
- Британские комики 20-го века
- Солдаты Королевской артиллерии
- Президенты Независимого общества музыкантов