Путаница
Бану Таглиб | |
---|---|
Аднанитское арабское племя | |
![]() | |
Нисба | Выбор |
Расположение | Неджд , Верхняя Месопотамия |
Происходил от | Таглиб ибн Ваиль |
Родительское племя | Рабиа |
Филиалы |
|
Религия | Миафизитское христианство (VI–IX вв.) Ислам (9 век – настоящее время) |
Бану Таглиб ( араб . بنو تغلب ), также известный как Таглиб ибн Ваил , было арабским племенем, возникшим в Джазире . Их родительским племенем были рабиа , и, таким образом, они проследили свое происхождение от аднанитов . Таглибы были одними из самых могущественных и сплоченных кочевых племен доисламской эпохи и были известны своими ожесточенными войнами со своими родственниками из Бану Бакр , а также своей борьбой с Лахмидов королями аль-Хиры в Ираке ( Нижняя Месопотамия). ). Племя приняло миафизитское христианство и оставалось в основном христианским еще долгое время после появления ислама в середине VII века. После раннего противостояния мусульманам Таглиб в конечном итоге обеспечил себе важное место в политике Омейядов . Они объединились с Омейядами и участвовали в многочисленных сражениях с мятежными Кайси племенами во время вражды Кайс-Яман в конце 7 века.
Во время правления Аббасидов некоторые представители племени приняли ислам и получили губернаторские посты в некоторых частях Халифата . К середине 9-го века большая часть таглиба обратилась в ислам, отчасти в результате уговоров губернатора Таглиби Дияра Рабиа и основателя ар-Рахбы Малика ибн Таука . губернаторами Дияра Рабиа и Мосула Несколько представителей племени Таглиби были назначены Аббасидами . В начале 10-го века семья Таглиби, Хамданиды , обеспечила себе губернаторство в этих регионах, а в 930-х годах лидер Хамданидов Насир ад-Давла сформировал автономный эмират из Мосула и Джазиры. Точно так же в 945 году его брат Сайф ад-Даула создал северный сирийский эмират, базирующийся в Алеппо . Хамданиды правили обоими этими эмиратами до их политического упадка в 1002 году. Однако таглиб как племя исчезло из исторических источников в ранний период Хамданидов.
Происхождение
[ редактировать ]Бану Таглиб изначально были бедуинским (кочевым арабским ) племенем, населявшим Неджд . [ 2 ] Племя было названо в честь его прародителя Таглиба ибн Ваила, также известного как Дитар ибн Ваиль. [ 3 ] Племя принадлежало к конфедерации Рабиа и, таким образом, шло от низарской ветви аднанитов . [ 3 ] Их полная генеалогия такова: Таглиб/Дитар ибн Ваил ибн Касит ибн Хинб ибн Афса ибн Думи ибн Джадила ибн Асад ибн Рабиа ибн Низар ибн Маад ибн Аднан. [ 3 ] Их соперником и братским племенем было Бану Бакр ибн Ваиль . [ 3 ]
Подгруппы
[ редактировать ]Информация о ветвях Таглиба во многом основывалась на записях доисламского специалиста по генеалогии Таглиби аль-Ахзара ибн Сухаймы. [ 4 ] У Таглиба ибн Ваила было три сына: Ганм, Имран и аль-Аус. [ 5 ] Однако в арабской генеалогической литературе широко обсуждаются только потомки Ганма ибн Таглиба. [ 5 ] От Ганма произошел аль-Араким, который относился к потомкам шести сыновей Бакра ибн Хубайба ибн Амра ибн Ганма, [ 5 ] у всех были глаза, похожие на глаза аракимов (пятнистых змей; синг. аль-Аркам ). [ 6 ] Аль-Аракимы были самой важной группой таглибов, и почти вся генеалогическая история таглибов сосредоточена вокруг них. [ 5 ] Шестью подразделениями аль-Аракима были Джушам (самый крупный), Малик (второй по величине), Амр, Талаба, аль-Харис и Муавия. [ 5 ] Из-за своего размера и силы Джушам и Малик вместе назывались ар-Раукан , что переводится как «два рога» или «две многочисленные и сильные компании». [ 5 ] Меньшее подразделение Амра аль-Аракима было известно как ан-Нахабика . [ 5 ]
От дивизии Джушам произошла ветвь Зухайр, от которой произошли несколько крупных подплемен, включая линии Аттаб, Утба, Итбан, Ауф и Кааб; все эти линии были основаны одноименными сыновьями Саада ибн Зухайра ибн Джушама. [ 5 ] Подплемена Аттаб, Утба и Итбан образовали группировку аль-Утаб, а подплемена Авф и Кааб образовали Бану аль-Ахад. [ 5 ] Другим ведущим подплеменем Зухайри был аль-Харит, одноименным основателем которого был сын Мурры ибн Зухайра. [ 5 ] В состав Малика также входили многочисленные племенные группировки, в том числе аль-Лахазим (потомки Ауфа ибн Малика), аль-Абна (потомки Рабиа, Аида и Имру аль-Кайса, все сыновья Тайма ибн Усамы ибн Малика). ), аль-Куур (потомки сыновей Малика Малика и аль-Харита) и Риш аль-Хубара (потомки Куайна ибн Малика). [ 5 ] Династия Хамданидов ведет свое происхождение от подразделения Малика через своего предка Ади ибн Усаму ибн Малика. [ 7 ] [ 8 ]
История
[ редактировать ]Доисламская эпоха
[ редактировать ]В доисламскую эпоху (до 630-х годов) таглибы были одними из самых сильных и крупнейших бедуинских племен в Аравии. [ 5 ] Их высокая степень племенной солидарности отражалась в крупных формированиях, в которые они организовывались во время сражений. [ 5 ] В этот период племя участвовало в нескольких крупных сражениях. [ 4 ] Еще в IV веке нашей эры Таглиб находился в сфере влияния Персидской Сасанидской империи и ее арабских клиентов, Лахмидов царей аль-Хиры . [ 4 ] Упоминается, что в это время сасанидский король Шапур II отправил пленников Таглиби жить в Дарин и аль-Хатт , оба в районе Бахрейна (восточная Аравия). [ 4 ]
В конце V века вождь таглиби Кулайб ибн Рабиа из рода аль-Харис ибн Мурра ветви Зухайр был убит своим зятем Джассасом ибн Мурра аль-Шайбани из Бану Бакр. [ 9 ] Это спровоцировало длительный конфликт, известный как Басусская война , между Таглибом и Бакром. [ 4 ] Брат Кулайба Мухалхиль взял на себя руководство Таглибом, но оставил свой пост после решающего поражения Таглиба в битве при Яум ат-Тахалуке, после чего основная часть Таглиба бежала из Неджда в район Нижнего Евфрата . [ 4 ] Там они жили вместе с племенем Намира ибн Касита, родственниками Таглиба по отцовской линии. [ 4 ] Часть таглиба уже жила в нижнем течении Евфрата до массового исхода племени. [ 4 ]
Одновременно с войной Басус возникло Киндитское королевство в центральной и северной Аравии. [ 4 ] И Таглиб, и Бакр стали подданными королевства во время правления аль-Хариса ибн Амра ибн Худжра (начало VI века). [ 4 ] После смерти аль-Хариса (пост 530 г.) на трон претендовали его сыновья Шурахбил и Салама. [ 4 ] Таглиб и Намир поддержали Саламу против Бакра, который поддерживал Шурахбиля. Аль-Саффах, воин Таглиби из дивизии Малика, был командиром кавалерии Саламы, в то время как другой Таглиби, Усум ибн ан-Нуман, убил Шурахбиля в бою. [ 4 ] Война Басу закончилась в середине VI века, когда Таглиб и Бакр подписали мирный договор на рынке Зу аль-Маджаз недалеко от Мекки . [ 4 ]
Таглибы мигрировали дальше на север вдоль Евфрата в Верхнюю Месопотамию (известную арабам как «Джазира») после того, как их вождь Амр ибн Кульсум из дивизии Джушам убил короля Лахмидов Амра ибн аль-Хинда в 568 году. [ 4 ] Еще в VIII веке представители племени Таглиби прославляли Амра ибн Кульсума как одного из самых выдающихся арабов доисламской эпохи и отмечали его поэтические способности, его борьбу против королей аль-Хиры и его подвиги в конфликте с Бакром. . [ 10 ] В 605 году Таглиб и Бакр сражались на противоположных сторонах в битве при Зи-Каре , причем Таглиб поддержал Сасанидов против Бакра. [ 5 ]
Ранний мусульманский период
[ редактировать ]
Политическое влияние Таглиба значительно снизилось с приходом ислама в середине VII века. [ 5 ] Из-за своей удаленности от Мекки и Медины , двух городов, сыгравших центральную роль в развитии ислама, Таглиб не участвовал в исламских делах во времена пророка Мухаммеда . [ 5 ] Во время войн Ридда (632–633 гг.) Между мусульманами и отступившими арабскими племенами Таглиб сражался на стороне последних. [ 5 ] Части Таглиба, особенно линия Утба ветви Зухайр, сражались с мусульманскими армиями в Ираке и Верхней Месопотамии во время исламского завоевания Персии . [ 5 ] Дочь вождя утбы Рабиа ибн Буджайра по имени Умм Хабиб была взята в плен и отправлена в Медину, где ее купил Али ибн Аби Талиб ; она родила Али близнецов, Умара аль-Кабира и Рукайю. [ 5 ]
В какой-то момент во время мусульманских завоеваний Таглиб перешел на сторону мусульман, сохранив при этом свою христианскую веру. [ 5 ] Среди наиболее известных перебежчиков был Утба ибн аль-Вагль, активист из Куфы из линии Саада дивизии Джушам. [ 5 ] Большая часть войск Таглиби мусульманской армии обосновалась в Куфе. [ 5 ] Во время Первой мусульманской гражданской войны (656–661 гг.) члены Таглиба сражались на стороне Али ибн Аби Талиба в Верблюжьей битве (656 г.) и битве при Сиффине (657 г.). [ 11 ] Однако в Сиффине рядом с Муавией были также обнаружены значительные силы Таглиби. [ 11 ]
Примечателен тот факт, что мусульманское государство освободило таглибов от джизьи , сохранив при этом их христианскую веру. [ 12 ] Таглиб отказался платить джизью, как и другие христианские подданные, и потребовал вместо этого платить закят (налог, который мусульмане платят бедным). [ 13 ] Таглибы аргументировали это тем, что они арабы и с ними не следует обращаться как с немусульманами, а вместо этого хотели, чтобы с ними обращались как с мусульманами. [ 14 ] Учитывая, что эта налоговая проблема уже привела к тому, что некоторые арабы-христиане перешли на сторону Византийской империи, халиф Умар уступил их требованию и вместо этого применил к таглибу либо закят, либо садаку (оба налога обычно взимаются с мусульман). [ 15 ] Освобождение Умара было широко одобрено другими высокопоставленными ранними мусульманами , а позже мусульманские юристы высказали мнение, что мусульманский правитель мог отказаться от джизьи с немусульман при условии, что правитель собирал альтернативный налог, эквивалентный по сумме. [ 14 ] Юсуф Кардави утверждает, что страны с мусульманским большинством могут применить этот урок к своим гражданам-немусульманам, взимая с немусульман не джизью, а вместо этого эквивалентный налог (который освободит немусульман от уплаты закята, взимаемого с мусульман). [ 14 ]
Омейядский период
[ редактировать ]Общая христианская вера таглибов и близость к врагу мусульман, Византийской империи , были вероятной причиной того, что членам племени не были назначены важные посты в государстве в эпоху Омейядов. [ 11 ] Тем не менее, они поддержали Омейядов во время Второй мусульманской гражданской войны (680–692 гг.). [ 11 ] Первоначально они номинально поддерживали восставшие племена Кайси в Кайс-Яманском конфликте , эпизоде гражданской войны. [ 11 ] Однако после того, как племя Кайси Бану Сулайм вторглось в их деревни в долине Хабур и напало на племя с санкции антиомейядского лидера Абдаллаха ибн аз-Зубайра , Таглиб повернулся против Кайсов. [ 11 ] Конфликт с Кайсом, вероятно, ускорил примирение Таглиба с Бану Бакр. [ 11 ] Вождь таглиби Хаммам ибн аль-Мутарриф обеспечил мир и союз двух племен, компенсировав Бакру их потери в битве при Зи-Каре. [ 11 ] Лидер Таглиба Абд Ясу был совместным посланником Таглиба и Бакра при халифе Абд аль-Малике ( годы правления 685–705 ). [ 11 ]
Защитником Таглиба во время их конфликта с Кайсом был известный поэт Таглиби аль-Ахталь , чьим главным поэтическим соперником был Кайси Джарир , с которым он вел «словесную войну» при дворе Омейядов. [ 16 ] При Абд аль-Малике аль-Ахталь был официальным поэтом при дворе Омейядов и активно защищал Омейядов против их противников. [ 16 ] Конфликт Таглиби-Кайси завершился решающей победой Таглиби при Яум аль-Хашшаке в Джазире у реки Тигр вождь сулайми Умайр ибн аль-Хубаб , в которой был убит ; Таглиб отправил голову последнего Абд аль-Малику, который был доволен смертью лидера повстанцев. [ 11 ] Последний халиф Омейядов Марван II ( годы правления 744–750 ) назначил представителя племени Таглиби и потомка ас-Саффы Хишама ибн Амра ибн Бистама губернатором Мосула и Джазиры. [ 11 ]
Период Аббасидов
[ редактировать ]Аббасидский халиф аль-Мансур ( годы правления 754–775 ) передал Хишама ибн Амра в Синд . [ 11 ] Халиф аль-Махди ( годы правления 775–785 ) заменил Хишама своим братом Бистамом, прежде чем переподчинить последнего Адхарбайджану . [ 11 ] И Хишам, и Бистам были мусульманами. Другой мусульманин-таглиби, Абд ар-Раззак ибн Абд аль-Хамид, летом 793 года возглавил экспедицию Аббасидов против византийцев. [ 11 ] В начале 9-го века линия Ади ибн Усамы из подразделения Малика, известная как Ади Таглиб или аль-Адавия, приобрела политическую известность в Джазире. [ 11 ] Один из их членов, аль-Хасан ибн Умар ибн аль-Хаттаб, был назначен губернатором Мосула халифом аль-Амином в 813 году. [ 11 ] Несколько лет спустя другой Таглиби, связанный с аль-Хасаном браком, Таук ибн Малик из линии Аттабов дивизии Джушам, стал губернатором Дияра Рабиа при халифе аль-Мамуне (годы правления 813–833). [ 11 ] Сын Тока Малик ибн Таук служил губернатором Джунд-Димашка (округ Дамаска) и Джунд аль-Урдунн (округ Иордании) при халифах аль-Ватике ( годы правления 842–847 ) и аль-Мутаваккиле ( годы правления 847–861 ). Позже он основал город-крепость на Евфрате Ар-Рахба (современный Маядин ). [ 17 ]
Династия Хамданидов
[ редактировать ]В 880-х годах член Ади Таглиба Хамдан ибн Хамдун присоединился к хариджитскому восстанию против халифа аль-Мутадида . [ 18 ] В то время Хамдан владел несколькими фортами в Джазире, включая Мардин и Ардумушт , но в 895 году Аббасиды захватили первый, а затем сын Хамдана Хусейн сдал Ардумушт и присоединился к силам аль-Мутадида. [ 18 ] Хамдан сдался Аббасидам за пределами Мосула и был заключен в тюрьму, но добрые услуги Хусейна перед аль-Мутадидом принесли Хамдану помилование. [ 18 ] Хусейн возглавлял или участвовал в экспедициях Аббасидов против Дулафидов , Карматов и Тулунидов во время правления халифа аль-Муктафи ( годы правления 902–908 ), но впал в немилость из-за участия в заговоре с целью установить Абдаллаха ибн аль-Мутаза. как халиф в 908 году. [ 18 ] Братья Хусейна Абу'л Хайджа Абдаллах (правитель Мосула в 905–913 и 914–916 годах), Ибрагим (правитель Дияра Рабиа в 919 году), Дауд (правитель Дияра Рабиа в 920 году) и Саид остались верными Аббасидам, и Хусейн в конце концов получил помилование и был назначен губернатором Дияра Рабиа. в 910. [ 18 ] Позже он восстал, был схвачен и казнен в 916 году. [ 18 ] Тем временем Абу аль-Хайджа снова был назначен губернатором Мосула в 920 году и занимал этот пост до своей смерти в 929 году. [ 18 ]
После смерти Абу аль-Хайджи его сын Насир ад-Давла , который правил в Мосуле в качестве заместителя правителя своего отца, изо всех сил пытался обеспечить себе пост губернатора этого города. [ 19 ] Его правлению противостояли его дяди Саид и Наср, Бану Хабиб (конкурирующий клан Таглиби) и халиф аль-Муктадир ( годы правления 908–929 ). [ 19 ] К 935 году Насир ад-Давла одержал победу над ними и был назначен халифом ар-Ради ( годы правления 934–940 ) губернатором Мосула и всех трех провинций Джазиры, то есть Дияра Рабиа, Дияра Мудара и Дияра Бакра . [ 19 ] В том же году Бану Хабиб, насчитывавшая 12 000 всадников и их семьи, покинула управляемый Хамданидами Нисибин и перешла на сторону Византии. Им были распределены земли вдоль границы, а также переданы животные и другие подарки от византийцев, которые стремились поддержать свою рабочую силу вместе с границей. После этого Хабиб ежегодно во время сбора урожая совершал набеги на исламскую сторону границы, в основном на Дияр Мудар, и захватывал форты Хисн Зияд и Хисн Мансур. [ 20 ]
В 942 году Насир ад-Давла стал фактическим правителем халифата Аббасидов, пока его не перехитрил мятежный турецкий офицер Тузун . в следующем году [ 19 ] Насир ад-Даула был свергнут с поста губернатора Мосула и Джазиры своими сыновьями в 967 году. [ 19 ] Провинция оставалась в руках Хамданидов до 1002 года. [ 19 ] Тем временем брат Насира ад-Даулы, Сайф ад-Давла, основал эмират Хамданидов в Алеппо и на севере Сирии. [ 21 ] Его потомки продолжали править эмиратом до тех пор, пока не были свергнуты гуламом ( солдатом-рабом) Лу'лу аль-Кабиром в 1002 году. [ 22 ] Хамданиды не зависели от своих соплеменников таглиби в государственных вопросах, вместо этого полагаясь на неарабских гильманов и бюрократов в военных и финансовых вопросах. После первых лет правления династии Хамданидов таглиб, как и многие арабские племена, возникшие в регионе до и после мусульманских завоеваний 7-го века, «исчезли в безвестности». [ 23 ]
Религия
[ редактировать ]Небольшое количество представителей племени таглиби обратились в ислам в эпоху Омейядов (661–750 гг ) . б ибн Джуайл и Умайр ибн Шияйм. [ 11 ] Подавляющее большинство в этот период оставалось христианином. [ 11 ] Позже, в эпоху Аббасидов, в 9 веке, значительное количество представителей племени таглиби приняли ислам и достигли более высоких постов в государстве. [ 11 ] Судя по всему, массовое обращение таглибов в ислам произошло во второй половине IX века во время правления аль-Мутасима (годы правления 833–842). [ 8 ] Примерно в то же время Малик ибн Таук убедил Сахля ибн Бишра, правнука аль-Ахталя, принять ислам вместе со всеми потомками аль-Ахталя. [ 8 ] Бану Хабиб обратились в христианство в 935 году, перебежав в Византию. Историк Аса Эгер комментирует: «Идея о том, что они [Бану Хабиб] обратились в христианство, может быть верной лишь частично, поскольку многие, возможно, все еще [сохранили] свою христианскую прошлую идентичность». [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоутсма, Мартин Теодор, изд. (1987). «Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла: 1913–1936» . Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936, Том III: Э-Итимад ад-Давла . Лейден: БРИЛЛ. п. 38. ISBN 90-04-08265-4 .
- ^ Вкусно 2000, стр. 89–90.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вкусный 2000, с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Вкусный 2000, с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Вкусный 2000, с. 91
- ^ Ибн Абд Раббих (2011). Буллата, Исса Дж. (ред.). Уникальное ожерелье, том 3 . Издательство Гранат. стр. 265–266. ISBN 978-1-85964-239-9 .
- ^ Ибн Халликан (1842 г.). Де Слейн, Мак Гакин (ред.). Биографический словарь Ибн Халликана, Том 1 . Париж: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии. п. 404.
- ^ Перейти обратно: а б с Вкусный 2000, с. 93.
- ^ Леви Делла Вида, с. 362.
- ^ Блашер, Р. (1960). « Амр ибн Кульсум». В Гиббе, HAR; Крамерс, Дж. Х.; Леви-Провансаль, Э.; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. Я: А – Б (новая ред.). Лейден и Нью-Йорк: Брилл. п. 452. ИСБН 90-04-08114-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Вкусный 2000, с. 92.
- ^ Вкусно 2000, стр. 91–92.
- ^ Асма Афсаруддин. Современные проблемы ислама . Издательство Эдинбургского университета . п. 188.
- ^ Перейти обратно: а б с Юсуф Карадави (2011). Фикх аль-Закят: всестороннее исследование правил и философии закята в свете Корана и Сунны . п. 53-54.
- ^ Идрис Эль-Харейр, Раване Мбай. Распространение ислама в мире . п. 201.
- ^ Перейти обратно: а б Блашер, Р. (1960). «Аль-Ахталь». В Гиббе, HAR; Крамерс, Дж. Х.; Леви-Провансаль, Э.; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. Я: А – Б (новая ред.). Лейден и Нью-Йорк: Брилл. п. 331. ИСБН 90-04-08114-3 .
- ^ Вкусно 2000, стр. 92–93.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Канард 1971, с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Канард 1971, с. 127.
- ^ Эгер 2014 , стр. 291–292.
- ^ Канард 1971, с. 129.
- ^ Канард 1971, с. 130.
- ^ Кеннеди 2004, с. 283.
- ^ Эгер 2014 , с. 292.
Библиография
[ редактировать ]- Канард, М. (1971). «Хамданиды » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469525 .
- Эгер, А. Аса (2014). Исламско-византийская граница: взаимодействие и обмен между мусульманскими и христианскими общинами . Блумсбери. ISBN 9780857726858 .
- Кеннеди, Хью Н. (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Pearson Education Limited. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Лекер, М. (2000). «Таглиб б. Валиль» . В Бирмане, Пи Джей ; Бьянкис, Th . Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 89–93. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Леви Делла Вида, Г. (1986). «Кулайб б. Рабиа» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 362. ИСБН 978-90-04-07819-2 .
- Николсон, Рейнольд А. (1907). Литературная история арабов . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 58 . ISBN 9780521095723 .