Добро пожаловать в Хадис
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2022 г. ) |
Часть серии о Суннитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Ахль аль-Хадис ( араб . أَهْل الحَدِيث , латинизированный : Ахл аль-Хадис , букв. «Люди хадисов») — исламская школа суннитского ислама , возникшая во 2-м и 3-м веках исламской эпохи (конец 8-го и 9-го веков ). века н. э.) как движение исследователей хадисов , которые считали Коран и достоверные хадисы единственным авторитетным источником в вопросах права и веры. [1] Они были известны как « Атари » за поддержку традиционалистских богословских доктрин, которые отвергали рационалистические подходы и выступали за строго буквальное прочтение Священного Писания. [2] [3] Его приверженцев также называли традиционалистами , а иногда и традиционалистами (от «традиций», а именно хадисов ). [4] Традиционалисты составляли наиболее авторитетный и доминирующий блок суннитской ортодоксальности до появления мадхабов (правовых школ) в четвертом исламском веке. [5]
В юриспруденции ) или живой Ахль аль-Хадис выступал против многих современных юристов, которые основывали свои юридические рассуждения на информированном мнении رَأْي ( ра'и местной практике عُرْف ( урф ), которых часто уничижительно называли Ахль ар-Рай . [1] [6] Традиционалисты без доказательств из осуждали практику таклида (слепое следование мнениям ученых или рай Священных Писаний) и выступали за иттибу (следование научным традициям путем запроса доказательств из Корана и Сунны и принятия только их буквального значения). В свою очередь, Ахль аль-Хадис поддержал иджтихад (научное юридическое обоснование), придерживаясь Священного Писания. [7] [8] [9]
В вопросах веры Ахль аль-Хадис противопоставлялся мутазилитам и другим теологическим течениям, осуждая многие пункты их доктрин, а также чрезмерные рационалистические методы, используемые мутазилитами для защиты и оправдания. [10] Самым видным лидером движения был Ахмад ибн Ханбал . [10] Впоследствии другие исламские юридические школы постепенно пришли к признанию обоснованности использования Корана и хадисов, пропагандируемых движением Ахль аль-Хадис. [10] в то время как аль-Ашари (874-936) использовал рационалистическую аргументацию, которую предпочитали мутазилиты, для защиты большинства тех же принципов доктрины Ахль аль-Хадис, продолжая наследие, предоставленное Ибн Куллабом . [11] В последующие столетия термин ахль аль-хадис стал относиться к ученым школ Ханбали и Захири ; которые отвергли рационалистическую теологию ( калам ) и придерживались вероучения Ахмада ибн Ханбала и особенно имама Захири. [12] [13] Эта богословская школа, также известная как традиционалистская теология , в последнее время поддерживается салафитским движением . [14] Термин ахль аль-хадис иногда используется в более общем смысле для обозначения особенно восторженной приверженности хадисам, а также взглядам и образу жизни современников Мухаммеда и первых поколений верующих . [15]
Терминология
[ редактировать ]Ахль аль-Хадит (или Ашаб аль-Хадих ( араб . أَصْحَاب الحَدِيث , букв. «Приверженцы традиции») или Аарийюн ( араб . أَثَرِيُّون , букв . «Традиционалисты») часто одобрительно называли Ахль аль-Сунна. ( арабский : أَهْل السُّنَّة , букв. «Люди [пророческих] традиций»), имея в виду их заявление о том, что они представляют ортодоксальный (то есть полностью основанный на традициях) суннитский ислам, в то время как они были известны уничижительно как аль-Хашвийя ( арабский : الحَشْوِيَّة , букв. «Многословный»), имея в виду переизбыток повествований и традиций в их произведениях и сборниках. [ нужна ссылка ] В богословской полемике их часто называли аль-Муджасимун ( араб . المُجَسِّمُون , букв. «Антропоморфисты»), имея в виду, как их изображения исламского Бога были восприняты их идеологическими соперниками, особенно мутазилитами , которые утверждал абсолютную бестелесность Бога в исламе .
История
[ редактировать ]Мусульманские историки и юристы предположили, что сахаби (сподвижник Пророка) по имени Зубайр ибн аль-Аввам был одним из первых ученых-традиционалистов и текстологов, оказавших влияние на ученых- асари более позднего периода . Наука в области истории юриспруденции подчеркнула, что методология прототекстуализма Зубайра оказала большое влияние на ученых Ахль аль-Хадис , которые отличались своим подходом к строго текстуалистическому пониманию Корана и хадисов , в то же время в основном отвергая метод Кияса (аналогии) Ахля . ар-Рай (ученые в области логики). [ нужна ссылка ] Строгие взгляды Зубайра на экзегетическую область интерпретации Корана были зафиксированы в его основных биографиях, сохранившихся современными мусульманскими учеными, например, в высказывании аз-Зубайра, когда он посоветовал одному из своих детей никогда не спорить о текстах Корана с помощью логики. Толкование Корана, по мнению аз-Зубайра, должно быть строго связано с пониманием традиции хадисов и сунны . [ нужна ссылка ]
Подобные антирационалистические, традиционалистские и ориентированные на хадисы взгляды также разделялись многими влиятельными учёными на протяжении всей истории, многие из которых достигли ранга абсолютных муджтахидов (учёных, позволивших открыть свой собственный мазхаб из-за обширности своих знаний), таких как шафиит Ибн Касир , Ханбалит Ибн Таймия, [16] [17] Ибн Хазм , независимый мазхаб Бухари [ сломанный якорь ] , а также учёные из Джарири и Захири Мадхабов . [ нужна ссылка ]
Другим сподвижником пророка, который, как известно, придерживался этой текстовой позиции, был Абдулла ибн Умар . Когда группа его учеников-табиинов спросила его о взглядах на секту Кадария , Ибн Умар ответил такфиром (отлучением от ислама) в отношении группы Кадария за их доводы в отношении отклонения кадара . [18] Ибн Умар далее осудил этих Кадарий и предостерег своих учеников от их аналогичной методологии. По мнению современных ученых, причина, по которой Ибн Умар осудил Кадарию , заключалась в том, что они были похожи на зороастризм и манихейство из-за их философии дуализма , которая соответствовала хадисам (пророческим традициям), в которых говорилось, что «Кадарии были волхвами этой Уммы ». [19]
Движение Ахль аль-Хадис возникло в конце 8-го века нашей эры среди ученых-хадисистов, которые считали Коран и достоверные хадисы единственными приемлемыми источниками права и веры. [6] Сначала эти ученые составляли меньшинство в существующих кругах религиоведческих исследований, но к началу 9-го века объединились в отдельное движение под руководством Ахмада ибн Ханбала . [6] В юридических вопросах эти ученые критиковали использование личного научного мнения ( рай ), распространенного среди ханафитских юристов Ирака, а также то, что маликитские юристы Медины полагались на живые местные традиции . [6] Они также отвергли использование кияса (вывода по аналогии) и других методов юриспруденции, таких как хиял (юридический вывод), когда он отдавал предпочтение рай (индивидуальному мнению) над хадисами и не был основан на буквальном прочтении Священного Писания. [6] [20] Ахль аль-Хадис решительно выступал против практики таклида , которая зависела от мнения имамов прошлого. Они предписали иджтихад , основанный на использовании хадисов. Ученые Ахль аль-Хадис не отождествляли себя с официальным мазхабом (юридической школой) и придерживались различных юридических подходов. [21]
В вопросах веры их противопоставляли мутазилитам и другим богословским течениям, осуждая многие положения их доктрин, а также рационалистические методы, которые они использовали для их защиты. [6] Ахль аль-Хадис также характеризовались избеганием любого государственного покровительства и социальной активностью. [6] Они пытались следовать предписанию « повелевать добром и запрещать зло », проповедуя абсолютный аскетизм, а иногда даже устраивая нападения линчевателей, чтобы разбить винные бутылки, музыкальные инструменты и шахматные доски. [6]
Конвергенция юридических школ
[ редактировать ]Следующие два столетия стали свидетелями широкого сближения правовых методологий, что привело к появлению классических теорий суннитской юриспруденции ( усуль аль-фикх ), которые, несмотря на длительные споры, имеют формальное сходство. Юристы-ханафиты и маликиты постепенно пришли к признанию главенства Корана и хадисов, пропагандируемого движением Ахль аль-Хадис. [ нужна ссылка ] , ограничивая использование других форм юридического обоснования толкованием этих Священных Писаний. [10] Примером такой «традиционализации» юридических рассуждений является работа Малика ученика Аль-Шафии , который заложил фундамент шафиитской юридической школы. [10] В свою очередь, юристы-ханбалиты, которые возглавляли традиционалистское движение и первоначально выступали против использования кияса, постепенно пришли к его признанию, пока его применение было строго основано на библейских источниках. [10]
В течение 14 века школа Ахль аль-Хадис претерпела религиозное обновление и кристаллизацию посредством полемики и научных трактатов средневекового ханбалитского эрудита и протосалафитского богослова Ахмада ибн Таймийи . [22]
Крид
[ редактировать ]Самопонимание традиционалистов состоит в том, что их основные взгляды и доктрины можно проследить до учения исламского пророка до того, что они считали неприемлемым смешением исламской ортодоксальности с мнениями людей رَأْي ( раи ) и обычаями народов. , ведущее к инакомыслию или ереси . Они осуждали синтез «философий» (то есть неисламских идей) с доктринами религии, преподанными исламским пророком и разъясненными его сподвижниками, и поэтому призывали к подчинению всех религиозных споров буквальному толкованию. исламских Писаний и пророческих традиций, а также ценил сообщения о мнениях предыдущих поколений верующих по сравнению с более поздними юристами и судьями, поскольку ранние мусульмане считались профессорами ортодоксальности. [ нужна ссылка ] Многие из них, в том числе Ахмад ибн Ханбал , одноименный основатель юридической школы Ханбали , тем не менее, без колебаний отвергал и критиковал сообщаемые мнения и действия современников исламского пророка, такие как сообщение о приветствии Абу Умамы аль-Бахили христианам. , когда считалось, что они противоречат ортодоксальности. Однако приписывание ортодоксальности и неортодоксальности фигурам сильно различается в зависимости от различных религиозных полемик, особенно в отношении ханафитской школы и ее одноименного создателя Абу Ханифы . Хотя сын Ахмада ибн Ханбала неоднократно приписывал своему отцу осуждение Абу Ханифы , Абдулла, в своем сборнике «Китаб аль-Сунна» , ряд средневековых и современных традиционалистов считают эпонимами четырех основных суннитских школ исламского права ( Абу Ханифа , Малик ибн Анас , аш-Шафии и Ахмад ибн Ханбал) были приверженцами «Ахль аль-Хадис». [23] [ нужен лучший источник ]
Ученые Ахль аль-Хадис решительно осудили доктрины калама (спекулятивного богословия) и его различные школы, такие как ашаризм и мутазилизм ; обвиняя их в отклонении от Корана и хадисов . [24] Они считали, что Таухид (исламский монотеизм) следует понимать строго на основе Корана и хадисов , избегая Калама и утверждая Священное Писание Била Кайфа , «не спрашивая, как» . [25] Ахль аль-Хадис считал, что захир (буквальный; очевидный) смысл Корана и хадисов имеют исключительный авторитет в вопросах веры и что использование рациональных споров запрещено, даже если они подтверждают истину. [26] Они не пытались рационально концептуализировать смыслы Корана, особенно те, которые связаны с атрибутами Аллаха, принимая их, не спрашивая «как» ( би-ля кайфа ), и утверждали, что их реалии должны быть переданы одному лишь Богу (би-ля кайфа). тафвид ). [27]
Они считали, что каждая часть Корана , включая его арабские буквы, несотворена ( гайр махлюк ); поскольку они считали Речь Бога вечным Божественным Атрибутом. [28] [29] [30] Ахль аль-Хадис также считал, что иман (вера) увеличивается и уменьшается в зависимости от выполнения предписанных ритуалов и обязанностей, таких как пять ежедневных молитв. [31] [32]
Богословские споры
[ редактировать ]В 833 году халиф аль-Мамун попытался навязать мутазилитскую теологию всем религиозным ученым и учредил инквизицию ( михна ), которая требовала от них принятия мутазилитской доктрины о том, что Коран является сотворенным объектом, что неявно делало он подлежит интерпретации халифами и учеными. [33] Ибн Ханбал возглавил традиционалистское сопротивление этой политике, под пытками подтвердив, что Коран не был создан и, следовательно, совечен Богу. [34] Хотя мутазилизм оставался государственной доктриной до 851 года, попытки навязать его только политизировали и ужесточали богословские противоречия. [35] Это противоречие продолжалось до тех пор, пока Абу аль-Хасан аль-Ашари (874–936) не нашел золотую середину между мутазилитским рационализмом и ханбалитским буквализмом, используя рационалистические методы, отстаиваемые мутазилитами, для защиты большинства принципов Ахль аль-Хадиса. доктрина. [36]
Соперничающий компромисс между рационализмом и традиционализмом возник в работе аль-Матуриди (ок. 944 г.), и одна из этих двух богословских школ была принята членами всех суннитских мазхабов , за исключением большинства ханбалитских и некоторых шафиитских ученых. которые упорствовали в своем неприятии калама , хотя сами часто прибегали к рационалистическим аргументам, даже заявляя, что полагаются на буквальный текст Священных Писаний. [36] Хотя ученые, отвергавшие синтез Ашари и Матуриди, были в меньшинстве, их эмоциональный, основанный на повествовании подход к вере оставался влиятельным среди городских масс в некоторых районах, особенно в Аббасидском Багдаде. [37]
Современная эпоха
[ редактировать ]Хотя ашаризм и матуридизм обычно называют суннитской «ортодоксальностью», рядом с ними процветала традиционалистская школа, выдвигающая конкурирующие претензии на звание ортодоксального суннитского вероучения. [38] В современную эпоху оно оказало несоразмерное влияние на исламское богословие, поскольку его пропагандировали ваххабиты и другие салафитские течения, и оно распространилось за пределы юридической школы Ханбали. [39] Классический богослов Таки ад-Дин Ибн Таймия (ум. 1328 г. н. э./728 г. хиджры) сыграл наиболее влиятельную роль в формализации вероучительных и доктринальных позиций Ахль аль-Хадиса в своих многочисленных трактатах. Ибн Таймия стал самым важным ученым-классиком для приверженцев салафитского движения , а его богословские трактаты являются основными классическими научными справочниками, преподаваемыми в салафитских семинариях. [40]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джон Л. Эспозито, изд. (2014). «Ахль аль-Хадис» . Оксфордский словарь ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512558-0 .
- ^ Азулай, Ривка (2020). Кувейт и Аль-Сабах: племенная политика и власть в нефтяном государстве . Бедфорд-сквер, 50, Лондон, Великобритания: IB Tauris. п. 224. ИСБН 978-1-8386-0505-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Влад Гита, Адриан (2019). «Исламское возрождение. Обновление тенденций» [Исламское возрождение: Обновление тенденций]. Богословие и жизнь . 40 (9–12): 143 - через Интернет-библиотеку Центральной и Восточной Европы.
- ^ Ходжсон (2009 , стр. 1589 (местоположение Kindle)); Бланкиншип (2008 , стр. 51)
- ^ М. Нафи, Башир (2006). «Учитель Ибн Абд аль-Ваххаба: Мухаммад Хаят ас-Синди и возрождение методологии Асхаба аль-Хадиса» . Исламское право и общество . 13 (2). Brill Publishers: 235. JSTOR 40377907 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Стоун (2014 , стр. 130)
- ^ Шмидтке, Сабина (2016). Оксфордский справочник по исламской теологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 273–274. ISBN 978-0-19-969670-3 .
- ^ Мейер, Роэль (2013). "Введение". Глобальный салафизм: новое религиозное движение ислама . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 4. ISBN 978-0-19-933343-1 .
- ^ «Сказано ли в Ахль аль-Хадисе, что форма таклида является ваджибом» . Салафитский научно-исследовательский институт . 4 июня 2017 г. Архивировано из оригинала 6 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стоун (2014 , стр. 130-131)
- ^ Бланкиншип 2008 , с. 53.
- ^ Браун 2009 , с. 168 После синтеза ашаритов в десятом веке некоторые мусульманские богословы все еще придерживались строгих деталей раннего суннитского вероучения. Это продолжение первоначальной суннитской богословской школы часто называют салафитской богословской школой [...] или последователями «традиционной (атари)» теологии или теологии ахль аль-хадис.}}
- ^ Хейнс, Джеффри; С. Шейх, Навид (2022). «Осмысление салафизма: теологические основы, идеологические вариации и политические проявления». Справочник Рутледжа по религии, политике и идеологии . Нью-Йорк, США: Routledge: Taylor & Francisco Group. п. 179. ИСБН 978-0-367-41782-6 .
- ^ Гувер 2014 , с. 625.
- ^ Лиман, Оливер (2009). «Ахль аль-Хадис» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530513-5 .
- ^ Стовассер, Барбара Фрейер (1996). Женщины в Коране, традициях и интерпретации . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN 978-0-19-976183-8 .
- ^ Спевак, Аарон (2014). Архетипический суннитский учёный: право, теология и мистицизм в синтезе аль-Баджури . СУНИ Пресс. стр. 129–130. ISBN 978-1-4384-5371-2 .
- ^ Андирья, Фиранда (9 апреля 2021 г.). «Отрицание судьбы (БАБ-59)» [отрицание судьбы (том 59)]. Firanda.com (на индонезийском языке). bekalislam.firanda.com . Проверено 8 декабря 2021 г.
HR. Абу Дауд нет. 4691. Аль-Албани посчитал этот хадис хасаном (Ас-Сахейха № 2748, а также см. объяснение Ас-Сафаарини в Лавами ан-Анваар 1/304-306).
- ^ Ахмад ат-Тахави, Абу Джафар . «شرح القيدة التحاوية» [Объяснение кредо Тахаавия] Чума Тимьяна . Проблема мечети Таймия ибн Таймия Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ М. Нафи, Башир (2006). «Учитель Ибн Абд аль-Ваххаба: Мухаммад Хаят ас-Синди и возрождение методологии Асхаба аль-Хадиса» . Исламское право и общество . 13 (2). Brill Publishers: 236. JSTOR 40377907 – через JSTOR.
- ^ М. Нафи, Башир (2006). «Учитель Ибн Абд аль-Ваххаба: Мухаммад Хаят ас-Синди и возрождение методологии Асхаба аль-Хадиса» . Исламское право и общество . 13 (2). Brill Publishers: 236. JSTOR 40377907 – через JSTOR.
Ашаб аль-хадисы безоговорочно критиковали таклид и зависимость от индивидуального мнения предшествующих имамов. Иджтихад ашаб аль-хадис, однако, был основан на авторитетном тексте... поскольку ашаб аль-хадисы не были организованы в формальной школе, они продемонстрировали значительную степень различия в своих взглядах на фикх и использовании хадис
- ^ Исмаил, Райхан (2021). «Глава 1: Салафизм». Переосмысление салафизма: транснациональные сети салафитов-улемов в Египте, Кувейте и Саудовской Аравии . Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки: Издательство Оксфордского университета. п. 12. ISBN 9780190948955 .
- ^ Аль-Хумайис, Мухаммад ибн Абдир-Рахман (1992). Итикад аль-Аимма аль-Арбаа - Аби Ханифа ва-Малик ваш-Шафии ва-Ахмад . Дар аль-Ашима.
- ^ Ричард Неттон, Ян (2008). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Абингдон, Оксон: Рутледж. п. 28. ISBN 978-0-7007-1588-6 .
- ^ Чакмак, Сенап; Белхадж, Абдессамад (2017). «Таухид». Ислам: Всемирная энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-Clio . п. 1554. ISBN 978-1-61069-216-8 .
- ^ Халверсон (2010 , стр. 36)
- ^ Халверсон (2010 , стр. 36-37)
- ^ Сюзанна Кассаб, Элизабет (2010). «4: Критика исламского богословия». Современная арабская мысль: культурная критика в сравнительной перспективе . Нью-Йорк, США: Издательство Колумбийского университета. п. 190. ИСБН 978-0-231-14488-9 .
- ^ Агван, Арканзас; Сингх, Северная Каролина (2000). Энциклопедия Священного Корана . Издательство «Глобал Вижн». п. 678. ИСБН 8187746009 .
- ^ Кристофер Мельхерт, Ахмад ибн Ханбал, Oneworld Publ., 2006, стр. 154.
- ^ Халверсон (2010 , стр. 20)
- ^ Герберт В. Мейсон, HumanioraИсламика, Том 1, стр. 123.
- ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49); Лапид (2014 , стр. 130)
- ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49, 51); Лапид (2014 , стр. 130)
- ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49)
- ^ Перейти обратно: а б Бланкиншип (2008 , стр. 53)
- ^ Берки (2003 , стр. 2081–2091 (локации Kindle)); Халверсон (2010 , стр. 35)
- ^ Браун (2009 , стр. 180): «Богословскую школу ашари часто называют суннитской «ортодоксальностью». Но первоначальный ахль аль-хадис, раннее суннитское вероучение, из которого развился ашаризм, продолжает процветать наряду с ним и как конкурирующая суннитская «ортодоксальность».
- ^ Гувер (2014 , стр. 625)
- ^ Г. Рабиль, Роберт (2014). «1: Символ веры, идеология и манхадж (методология) салафизма: историческая и современная основа». Салафизм в Ливане: от аполитизма к транснациональному джихадизму . Вашингтон, округ Колумбия, США: Издательство Джорджтаунского университета. п. 26. ISBN 978-1-62616-116-0 .
Источники
[ редактировать ]- Берки, Джонатан Портер (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 гг . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle).
- Бланкиншип, Халид (2008). «Раннее вероучение». В Тиме Винтере (ред.). Кембриджский справочник классической исламской теологии . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle).
- Браун, Джонатан AC (2009). Хадис: наследие Мухаммеда в средневековом и современном мире . Публикации Oneworld (издание для Kindle).
- Халверсон, Джеффри Р. (2010). Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Спрингер (издание Google Play).
- Ходжсон, Маршалл Г.С. (2009). Исламское предприятие, Том 1: Классическая эпоха ислама . Издательство Чикагского университета (издание для Kindle).
- Гувер, Джон (2014). «Ханбалитское богословие» . В Сабине Шмидтке (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.014 . ISBN 978-0-19-969670-3 .
- Лапидус, Ира М. (2014). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle). ISBN 978-0-521-51430-9 .
- Лиман, Оливер (2008). Тим Винтер (ред.). Развитая традиция калама . Том. Кембриджский справочник классической исламской теологии. Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle).
- Лиман, Оливер (2009). «Ахль аль-Хадис» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530513-5 .
- [Саид, Абу Хайян, Опровержение хадисов.. Каковы факты? (17 декабря 2023 г.). Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=4666920 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4666920 .]