Геты


Геты ɡ ( / ˈ dʒ iː t iː , ˈ iː t iː : / JEE -tee , GHEE -tee ) или геты ( / dʒ ɛ t s , ɡ ɛ t s / JETS , GHETS ; древнегреческий , Γέται единственное число Γέτης ) были фракийцами -связанный [ 1 ] племя, которое когда-то населяло регионы по обе стороны Нижнего Дуная , на территории нынешней северной Болгарии и южной Румынии . Хотя считается, что геты были родственниками своих западных соседей даков , некоторые ученые [ ВОЗ? ] , особенно в румынской историографии, утверждают, что геты и даки были одним и тем же народом.
Этноним
[ редактировать ]Этноним геты впервые был использован Геродотом . Корень также использовался для Tyragetae , Thyssagetae , Massagetae и других.
Геты и даки
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]
Страбон , один из первых древних источников, упоминающих гетов и даков, заявил в своей «Географии» ( ок. 7 г. до н. э. – 20 г. н. э.), что даки жили в западных частях Дакии , «по направлению к Германии и истокам Дуная», в то время как Геты жили в восточных частях, по направлению к Черному морю , как к югу, так и к северу от Дуная. [ 2 ] Древний географ также писал, что даки и геты говорили на одном языке, [ 3 ] после того, как сказал то же самое о гетах и фракийцах. [ 4 ]
Рассказ Страбона о землях, населенных гетами:
- Что касается южной части Германии за Альбисом , то часть, примыкающая к этой реке, занята свевами ; затем непосредственно к ней примыкает земля гетов, которая, хотя и узкая поначалу, но тянется вдоль Истра Дуная с южной стороны и с противоположной стороны вдоль горного склона Герцинского Шварцвальда (ибо земля геты охватывают также часть гор), затем расширяется к северу до Тирагет ; но я не могу назвать точные границы
- [...]
- они дают имя «Истр» нижней части [Данувия], от водопадов до Понта, той части, которая течет мимо страны гетов.
Плиний Старший в своей «Naturalis Historia» («Естественная история»), ок. 77–79 гг. н.э.: «... хотя различные расы заселили прилегающие берега; в одном месте геты , которых римляне называли даками ». [ 5 ]
Аппиан , который начал писать свою «Римскую историю» при Антонине Пии , римском императоре с 138 по 161 год, отмечал: «[Но] выходя за эти реки, в некоторых местах они управляют некоторыми кельтами над Рейном и гетами над Дунаем , которых они называть даков». [ 6 ] [ 7 ]
Юстин , латинский историк III века нашей эры, писал в своем «Изложении Помпея Трога» , что о даках говорят как о потомках гетов: «Daci quoque suboles Getarum sunt» (Даки также являются отпрысками гетов). [ 8 ] [ 9 ]
В своей «Римской истории» (ок. 200 г. н.э.) Кассий Дион добавил: «Я называю этот народ даками, это имя используют как сами туземцы, так и римляне , хотя я не знаю, что некоторые греческие писатели называют их гетами. , правильный это термин или нет...». [ 10 ] [ 11 ] Он также сказал, что даки жили по обе стороны Нижнего Дуная ; те, что к югу от реки (сегодняшняя северная Болгария ), в Мезии , назывались мезийцами , а те, что к северу от реки, назывались даками. Он утверждал, что даки — это «геты или фракийцы дакийской расы»: [ 12 ]
Правда, в древние времена мезийцы и геты занимали всю землю между Гемусом и Истром; но с течением времени некоторые из них изменили свои названия, и с тех пор под названием Мезии были включены все племена, жившие над , Македонией и Фракией и отделенные от Паннонии Савусом Далмацией , притоком Истра . Два из многих племен, встречающихся среди них, — это те, которые раньше назывались трибалли , и дардани , которые до сих пор сохраняют свое старое название. [ 13 ]
Современные интерпретации
[ редактировать ]Среди ученых идет спор об отношениях гетов и даков , причем этот спор касается и интерпретации древних источников. Некоторые историки, такие как Рональд Артур Кроссленд, утверждают, что даже древние греки использовали эти два обозначения «взаимозаменяемыми или с некоторой путаницей». Таким образом, обычно считается, что эти две группы были в определенной степени связаны; [ 14 ] точное соотношение является предметом споров.
Те же люди
[ редактировать ]
Страбон, а также другие древние источники побудили некоторых современных историков считать, что, если фракийская этническая группа должна быть разделена, одним из этих подразделений должны быть « дако-геты ». [ 15 ] Лингвист также Иван Дуриданов выделил « дакскую лингвистическую ареал ». [ 16 ] в Дакии , Малой Скифии , Нижней Мезии и Верхней Мезии .
Румынские ученые, как правило, пошли еще дальше в идентификации, историк Константин Джуреску утверждал, что они идентичны. [ 17 ] Археолог говорил о «настоящем этнокультурном Мирча Бабеш единстве» между гетами и даками. [ нужна ссылка ] Согласно Гланвиллу Прайсу , отчет греческого географа Страбона показывает, что геты и даки были одним и тем же народом. [ 18 ] Другие, кто поддерживает идентичность гетов и даков с помощью древних источников, включают писателя-фрилансера Джеймса Минахана и Кэтрин Б. Эйвери , которые утверждают, что люди, которых греки называли гетами, называли даками . римляне [ 19 ] [ 20 ] Это же мнение высказывают некоторые британские историки, такие как Дэвид Сэндлер Берковиц и Филип Матышак . [ 21 ] [ 22 ] Болгарский историк и фраколог Александр Фоль считает, что геты стали известны как «даки» на греческом и латинском языках в трудах Цезаря , Страбона и Плиния Старшего , поскольку римские наблюдатели переняли название дакийского племени для обозначения всех непокоренных жителей. к северу от Дуная . [ 23 ] Кроме того, Эдвард Банбери полагал, что имя гетов, под которым они первоначально были известны грекам на Эвксине , всегда сохранялось у последних в обычном употреблении; тогда как имя даков, каково бы ни было его происхождение, было тем, под которым более западные племена, примыкавшие к паннонцам , впервые стали известны римлянам. [ 24 ] Некоторые учёные считают гетов и даков одним и тем же народом на разных этапах своей истории и рассматривают их культуру как гето-даков . [ 25 ]
Один и тот же язык, разные люди
[ редактировать ]Историк и археолог Александру Вулпе обнаружил удивительное единообразие гето-дакийской культуры; [ 26 ] однако он - один из немногих румынских археологов, которые провели четкое различие между гетами и даками, выступая против традиционной позиции румынской историографии, которая считала эти два народа одним и тем же. [ 27 ] Тем не менее, он решил использовать термин «гето-даки» как общепринятое понятие для фракийских племен, населяющих будущую территорию Румынии, не обязательно означающее «абсолютное этническое, языковое или историческое единство». [ 27 ]
Кроссленд предположил, что эти два обозначения могут относиться к двум группам «лингвистически однородного народа», которые приобрели историческую известность в два разных периода времени. Он также сравнил возможную языковую ситуацию с отношениями между современными норвежским и датским языками. [ 28 ] Пол Лаклан Маккендрик считал этих двоих «ветвями» одного и того же племени, говорящими на двух диалектах общего языка. [ 29 ]
Румынский историк идей и историограф Лучиан Бойя заявил: «В определенный момент в румынской историографии была придумана фраза гето-дак, чтобы предположить единство гетов и даков». [ 30 ] Лукиан Бойя занял скептическую позицию, утверждая, что древние писатели выделяли эти два народа, рассматривая их как две отдельные группы фракийского этноса. [ 30 ] [ 31 ] Бойя утверждал, что было бы наивно предполагать, что Страбон так хорошо знал фракийские диалекты. [ 30 ] утверждая, что Страбон «не обладал компетенцией в области фракийских диалектов». [ 31 ] Последнее утверждение оспаривается, некоторые исследования подтверждают надежность и источники Страбона. [ 32 ] Нет никаких оснований игнорировать мнение Страбона о том, что даки и геты говорили на одном языке. [ 18 ] Бойя также подчеркнул, что некоторые румынские авторы цитируют Страбона без разбора. [ 31 ]
Аналогичную позицию занял румынский историк и археолог Г. А. Никулеску , который также подверг критике румынскую историографию и археологическую интерпретацию, особенно «гето-дакской» культуры. [ 33 ] По его мнению, Александру Вулпе рассматривал древних людей как современные нации, что побудило последних интерпретировать общий язык как признак простого народа, несмотря на то, что Страбон проводил различие между ними. [ 27 ]
История
[ редактировать ]
7-4 вв. до н.э.
[ редактировать ]Начиная с VII века до нашей эры, геты вступили в экономический и культурный контакт с греками , которые основали колонии на западной стороне Эвксинского Понта, ныне Черного моря. Геты впервые упоминаются вместе у Геродота в его повествовании о скифском походе Дария I в 513 г. до н. э., в ходе которого последний завоевал гетов. [ 34 ] Согласно Геродоту, геты отличались от других фракийских племен своей религией, сосредоточенной вокруг бога ( даймона ) Залмоксиса , которого некоторые геты называли Гебелейзисом . [ 35 ]
Между V и III веками до нашей эры геты находились по большей части под властью процветающего Одрисского царства . В это время геты оказывали военные услуги и прославились своей конницей. После распада Одрисского царства начали консолидироваться более мелкие гетские княжества.
Процветание
[ редактировать ]Прежде чем отправиться в персидскую экспедицию, Александр Македонский разгромил гетов и разрушил одно из их поселений. [ 36 ] В 313 году до нашей эры геты заключили союз с Каллатидой , Одессосом и другими западно-понтийскими греческими колониями против Лисимаха , который держал крепость в Тиризисе (современная Калиакра ). [ 37 ]
Особенно процветали геты в первой половине III века до н.э. Примерно к 200 г. до н. э. власть гетского князя Залмодегика распространилась до Хистрии , как показывает современная надпись. [ 38 ] Среди других сильных князей были Золт и Ремаксос (около 180 г. до н.э.). Кроме того, несколько правителей гетов чеканили свои собственные монеты. Древние авторы Страбон [ 39 ] и Кассий Дион [ 40 ] говорят, что геты практиковали культ правителя , и это подтверждается археологическими находками.
Конфликт с Римом
[ редактировать ]В 72–71 гг. до н. э. Марк Теренций Варрон Лукулл стал первым римским полководцем, выступившим против гетов. Это было сделано для удара по западным понтийским союзникам Митридата VI , но он имел ограниченный успех. Десять лет спустя коалиция скифов , гетов, бастарнов и греческих колонистов разгромила К. Антония Гибрида при Истрии . [ 41 ] [ 42 ] Эта победа над римлянами позволила Буребисте , лидеру этой коалиции, на короткий период (60–50 гг. до н.э.) доминировать в регионе.
В середине первого века до нашей эры Буребиста организовал царство, состоящее из потомков тех, кого греки называли гетами , а также даков , или даков , это имя применялось к жителям этого региона римлянами. [ 25 ]
Август стремился подчинить себе весь Балканский полуостров и использовал вторжение бастарнов через Дунай как предлог для опустошения гетов и фракийцев. Он поручил Марку Лицинию Крассу руководить этим планом. В 29 г. до н. э. Красс разгромил бастарнов с помощью гетского принца Ролеса . [ 43 ] Красс пообещал ему помощь за поддержку против гетского правителя Дапикса . [ 44 ] После того, как Красс достиг дельты Дуная , Роулс был назначен королем и вернулся в Рим. В 16 г. до н.э. сарматы вторглись на территорию гетов и были отброшены римскими войсками. [ 45 ] Геты были переданы под контроль римского вассального царя во Фракии Реметалка I. В 6 году нашей эры была основана провинция Мезия , включившая в себя гетов к югу от реки Дунай . Геты к северу от Дуная продолжали племенную автономию за пределами Римской империи.
Культура
[ редактировать ]По словам Геродота , геты были «самыми благородными и самыми справедливыми из всех фракийских племен». [ 46 ] Когда персы под предводительством Дария Великого выступили в поход против скифов , фракийские племена на Балканах сдались Дарию на его пути в Скифию , и только геты оказали сопротивление. [ 46 ]
Один эпизод из истории гетов засвидетельствован несколькими античными писателями. [ 47 ] [ 48 ]
Когда Лисимах попытался подчинить себе гетов, он потерпел от них поражение. Царь гетов Дромихет взял его в плен, но обращался с ним хорошо и убедил Лисимаха, что он может получить больше как союзник, чем как враг гетов, и освободил его. По словам Диодора, Дромихет развлекал Лисимаха в своем дворце в Гелисе, где еда подавалась на золотых и серебряных тарелках. Обнаружение знаменитой гробницы в Свештари (1982 г.) позволяет предположить, что Гелис, возможно, находился в ее окрестностях. [ 49 ] где найдены остатки большого античного города и десятки других фракийских курганных гробниц.
Как говорилось ранее, так же, как и у даков, главным богом гетов был Залмоксис, которого они иногда называли Гебелейзисом .
Этот же народ, когда сверкает и гремит , направляет свои стрелы в небо , произнося угрозы в адрес бога; и они не верят, что существует какой-либо бог, кроме их собственного.
— Геродот. Истории , 4.94.
Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминает племя под названием тирагеты . [ 50 ] по-видимому, дако-фракийское племя, обитавшее у реки Тирас ( Днестр ). Их племенное название , по-видимому, представляет собой комбинацию Тираса и Гетов ; см. также названия Thyssagetae и Massagetae .
поэт что римский Утверждается , Овидий во время своего длительного изгнания в Томисе писал стихи (ныне утраченные) на гетском языке . В своем «Epistulae ex Ponto» , написанном с северного побережья Черного моря, он утверждает, что различные племена Скифии, которые он называл гетскими и сарматскими, говорили на двух основных, различных языках.
Внешний вид
[ редактировать ]Иероним (Письмо CVII к Лаэте. II) описывал гетов как рыжих и желтоволосых, хотя, возможно, он имел в виду готов, с которыми гетов иногда путали в поздней античности. [ 51 ]
Маргинальные взгляды на альтернативное происхождение
[ редактировать ]Предлагаемая ссылка на готов
[ редактировать ]гетов иногда путают с готами . В произведениях раннесредневековых авторов [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Эта путаница особенно развита в работах Иордана , который сам был готом, который передал готам более ранние исторические повествования о гетах. [ 57 ] В конце IV века нашей эры Клавдиан , придворный поэт императора Гонория и патриция Стилихона , использует этноним геты для обозначения вестготов .
В течение V и VI веков несколько историков и этнографов ( Марцеллин Комес , Орозий , Иоанн Лид , Исидор Севильский , Прокопий Кесарийский ) использовали один и тот же этноним геты для названия популяций, вторгшихся в Восточную Римскую империю ( готов , гепидов , кутригуров , славян ). Например, в третьей книге « Истории войн» Прокопий уточняет: «В прежние времена, как и в настоящее время, существовало много готских народов, но величайшими и наиболее важными из них являются готы, вандалы, вестготы и Гепеды, однако, в древние времена назывались савроматами и меланхленами, и были некоторые, кто называл эти народы гетиками». [ 58 ] Геты считались тем же народом, что и готы Иорданом в его «Гетике», написанной в середине VI века. Он также утверждает, что в какой-то момент «геты» мигрировали из Скандзы , идентифицируя при этом свое божество Залмоксиса как готского короля. Иордан принял более ранние показания Орозия. IX века De Universo» « В труде Рабана Мавра говорится: «Массагеты происходят от племени скифов и называются массагетами, как бы тяжелыми, то есть сильными гетами. [ 59 ]
Предлагаемая ссылка на Джатс
[ редактировать ]Издавна предпринимались попытки связать гетов и массагетов с джатами Южной Азии. Точно так же даки были связаны с дахами Центральной Азии (а дахи - с дасами Южной Азии). У. В. Хантер утверждал в 1886 году, что джаты были иранским народом – скорее всего, скифским / сакским по происхождению. [ 60 ] Александр Каннингем (1888) считал, что ссылки в классических европейских источниках, таких как Страбон , Птолемей и Плиний , на такие народы, как заты , могли относиться к гетам и/или джатам. [ 61 ] [ 62 ] Более поздние авторы, такие как Тадеуш Сулимирский , [ 63 ] погода Раджендра Риши [ 64 ] и Чандра Чакраберти, [ 65 ] [ 66 ] также связали гетов и джатов.
Менее правдоподобными, однако, являются параллельные утверждения Александра Каннингема о том, что Ксантии (или Занти ) и Иатии , упомянутые Страбоном, Птолемеем и Плинием, могли быть синонимами гетов и/или джатов. [ 61 ] являются Позже было установлено , что ксантии подгруппой (племенем или кланом) дахэ. Последующие ученые, такие как Эдвин Пуллибланк , Йозеф Маркварт (также известный как Джозеф Маркварт) и Ласло Тордай , предполагают, что Иатиои могут быть другим названием народа, известного в классических китайских источниках как юэчжи , а в контекстах Южной Азии как кушаны (или кушаны). ). [ 62 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Геты» . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 16 августа 2018 г.
Геты, древний народ фракийского происхождения, населявший берега нижнего Дуная и близлежащие равнины.
- ^ Страбон и 20 г. н.э. , VII 3,13.
- ^ Страбон и 20 г. н.э. , VII 3,14.
- ^ Кембриджская древняя история (том 3) (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. 1982. ISBN 1108007147 .
- ^ Плиний Старший и 77 г. н.э. , IV 25.
- ^ Аппиан и 160 г. н.э. , преф. 1.4.
- ^ Миллар, Фергюс; Коттон, Ханна М.; Роджерс, Гай М. (2004). Рим, греческий мир и Восток, Том 2: Правительство, общество и культура в Римской империи, стр. 189 . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-0-8078-5520-1 .
- ^ Джастин и III век нашей эры , XXXII 3.
- ^ Папазоглу, Фанула (1978). Племена Центральных Балкан в доримские времена: трибалы, аутариаты, дарданцы, скордиски и мезийцы, перевод Мэри Стэнсфилд-Попович, стр. 335 . Джон Бенджаминс Северная Америка. ISBN 978-90-256-0793-7 .
- ^ Шелли, Уильям Скотт (199). Происхождение европейцев: классические наблюдения в области культуры и личности, стр. 108, Кассий Дион (LXVII.4) . Пабы международных ученых. ISBN 1-57309-220-7 .
- ^ Sidebottom 2007 , с. 6.
- ^ Кассий Дион. Римская история , 55.22.6-55.22.7 . « Свебы , если быть точным, живут за Рейном (хотя многие народы в других местах заявляют об их имени), а даки — по обе стороны Истра ; однако те из последних, которые живут на этой стороне реки, недалеко от страны, Трибаллы причисляются к округу Мезии и называются мезийцами, за исключением тех, кто живет в непосредственной близости, тогда как те, кто находится на другой стороне, называются даками и являются либо ветвью гетов, либо фракийцами, принадлежащими к раса даков, когда-то населявшая Родопы».
- ^ Кассий Дион LI 27
- ^ Кембриджская древняя история (том 10) (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. 1996. Дж. Дж. Уилкс упоминает «гетов Добруджи, родственных дакам»; (стр. 562)
- ^ Андраш Мочи (1974). Паннония и Верхняя Мезия . Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-7714-9 . См. стр. 364, н. 41: "Если есть какое-либо обоснование разделения фракийского этноса, то, в отличие от В. Георгиева, который предлагает разделить его на фрако-гетов и дако-мысов, я считаю разделение на фракийцев-мисов и дако-гетов тем более вероятно».
- ^ Дуриданов Иван. «Фракийские, дакийские и пеонийские языки» . Проверено 11 февраля 2007 г.
- ^ Джуреску, Константин К. (1973). Формирование румынского народа (на румынском языке). Крайова. п. 23.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) «Они (даки и геты) — это два названия одного и того же народа [...], разделенного на большое количество племен». См. также гипотезу о дако-мезийском языке/диалектной области, поддержанную такими лингвистами, как Владимир Георгиев, Иван Дуриданов и Сорин Олтяну. - ^ Jump up to: а б Прайс, Гланвилл (2000). Энциклопедия языков Европы . Уайли-Блэквелл. ISBN 0-631-22039-9 . , с. 120
- ^ Минахан 2000 , с. 549.
- ^ Эйвери 1962 , с. 497.
- ^ Сэндлер Берковиц и Морисон 1984 , с. 160.
- ^ Матышак 2009 , с. 215.
- ^ Фол 1996 , с. 223.
- ^ Банбери 1979 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Уолдман и Мейсон 2006 , с. 335.
- ^ Петреску-Дымбовица, Мирча; Вулпе, Александру, ред. (2001). История румын, вып. Я (на румынском языке). Бухарест.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) [ нужна страница ] - ^ Jump up to: а б с Никулеску, Георге Александру (2007). «Археология и национализм в истории румын». В Коле, Филип; Козельский, Мара; Бен-Иегуда, Нахман (ред.). Выборочные воспоминания: археология в строительстве, поминовении и освящении национального прошлого . Издательство Чикагского университета. стр. 139–141. ISBN 978-0-226-45059-9 .
- ^ Кембриджская древняя история (том 3) (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. 1982. ISBN 1-108-00714-7 . В главе «20c Лингвистические проблемы Балканского региона» на странице 838 Рональд Кроссленд утверждает, что «возможно, различие, проведенное греками и римлянами между гетами и даками, например, отражало важность различных частей лингвистически однородного народа. в разное время». Кроме того, он напоминает свидетельство Страбона и гипотезу Георгиева о « фрако-дакийском » языке.
- ^ Пол Лахлан МакКендрик (1975). Дакийские камни говорят . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0-8078-4939-1 . «Туземцы, о которых мы будем говорить в этой главе, — это геты Мунтении и Молдавии в восточных степях и даки Карпатских гор. Геродот называет их «самыми храбрыми и справедливыми из фракийцев», и они были в фактически две ветви одного и того же племени, говорящие на двух диалектах одного и того же индоевропейского языка». (стр. 45)
- ^ Jump up to: а б с Бойя, Люциан (2004). Румыния: граница Европы . Книги реакции. п. 43. ИСБН 1-86189-103-2 .
- ^ Jump up to: а б с Бойя, Люциан (2001). История и миф в румынском сознании . Издательство Центральноевропейского университета. п. 14. ISBN 963-9116-97-1 .
- ^ Джанакиева, Светлана (2002). «La notion de ΟΜΟΓΛΩΤΤΟΙ chez Strabon et la этнолингвистическая ситуация на территориях Фракии». Etudes Balkaniques (на французском языке) (4): 75–79. Автор пришел к выводу, что утверждение Страбона суммирует опыт многих столетий соседства и культурного взаимодействия между греками и фракийскими племенами.
- ^ Никулеску, Георге Александру (2004–2005). «Археология, национализм и «История румын» (2001)». Дакия, Revue d'Archéologie et d'Histoire Ancienne (48–49): 99–124. Он посвящает большую часть своей оценки археологии «гето-даков» и приходит к выводу, что, за некоторыми исключениями, «археологические интерпретации [...] следуют концепциям культуры, археологии и этнической принадлежности Г. Косинны».
- ^ Древняя история Кембриджа, Том 10 - Персия, Греция и издательство Западного Средиземноморья Кембриджского университета , 1982. ISBN 978-0521228046 стр. 494
- ^ Геродот. Истории , 4.93–4.97.
- ^ Арриан. Анабасис , Книга I.А. «Геты не выдержали даже первой атаки конницы; ибо смелость Александра показалась им невероятной, так легко переправившейся за одну ночь через Истр, самую большую из рек, не перекинув моста через ручей. их также атаковал сомкнутый строй фаланги и яростная атака конницы. осторожно вел свою фалангу вдоль берега реки, чтобы не допустить, чтобы его пехота была окружена гетами, находящимися в засаде, но что он послал свою конницу прямо вперед, они снова покинули город, потому что он был плохо укреплен».
- ^ Страбон. География , 7.6.1 . «На этом берегу находится мыс Тиризис, крепость, которую Лисимах когда-то использовал как сокровищницу».
- ^ Греческое эпиграфическое приложение 18.288
- ^ Страбон. География , 16.2.38–16.2.39.
- ^ Кассий Дион. Римская история , 68.9.
- ^ Ливи . От города основанного , 103.
- ^ Кассий Дион. Римская история , 38.10.1–38.10.3.
- ^ Кассий Дион. Римская история , 51.24.7; 26.1.
- ^ Кассий Дион. Римская история , 51.26.
- ^ Кассий Дион. Римская история , 54.20.1–54.20.3.
- ^ Jump up to: а б Геродот. Истории , 4.93.
- ^ Страбон. География , 3.8 .
- ^ Павсаний. Описание Греции , 1.9.5 .
- ^ Делев, П. (2000). «Лисимах, геты и археология (2000)». Классический ежеквартальный журнал . Новая серия. 50 (2): 384–401. дои : 10.1093/cq/50.2.384 .
- ^ Плиний Старший. Естественная история , 4.26 . «Оставив Тафру и идя вдоль материка, мы находим внутри страны Аухет, в стране которого берет свое начало Гипанис, а также Невру, в районе которой берет свое начало Борисфен, Гелони, Тиссагеты, Будини, василиды и агафирсы с лазурными волосами».
- ^ «Джером» . www.orthodoxchurchfathers.com .
- ^ Теодор Моммзен (2005). История Рима при императорах . Нью-Йорк: Рутледж . п. 281. «Геты были фракийцами , готы — германцами , и, кроме случайного сходства в именах, они не имели ничего общего».
- ^ Дэвид Пантер (2015). Новый спутник готики . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . п. 31.
- ^ Роберт В. Рикс (2014). Варварский Север в средневековом воображении: этническая принадлежность, легенда и литература . Нью-Йорк: Рутледж . п. 33.
- ^ Гарольд В. Аттридж (1992). Евсевий, христианство и иудаизм . Детройт, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна . п. 696.
- ^ Ирмели Валтонен (2008). Север в древнеанглийском Orosius: географическое повествование в контексте . Хельсинки: Неофилологическое общество. п. 110.
- ^ Шами Гош (2015). Написание варварского прошлого: исследования раннесредневекового исторического повествования . Лейден: Издательство Brill . стр. 49–50.
- ^ Прокопий. История войн , Книга III (Викиисточник) .
- ^ Мавр, Рабан (1864). Минь, Жак Поль (ред.). Де вселенский . Париж.
Массагеты происходят от племени скифов и называются массагетами, как бы тяжелыми, то есть сильными гетами.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ WW Hunter, 2013, Индийская империя: ее люди, история и продукты , Routledge, 2013, стр. 179-180.
- ^ Jump up to: а б Александр Каннингем, 1888 г., цитируется: Сандип С. Джхутти, 2003 г., The Getes , Филадельфия, Пенсильвания; Департамент восточноазиатских языков и цивилизаций Пенсильванского университета, с. 13.
- ^ Jump up to: а б Сандип С. Джхутти, 2003, «Геты», Китайско-платонические статьи , вып. 127 (октябрь) , стр. 15–17. (Доступ: 18 марта 2016 г.).
- ^ Сулимирский, Тадеуш (1970). Сарматы: Том 73 Древних народов и мест . Нью-Йорк: Прегер. стр. 113–114. ISBN 9789080057272 .
Свидетельства как античных авторов, так и археологические находки указывают на массовую миграцию сакских (саков)/массагетанских («великих» джатов) племен из дельты Сырдарьи (Средняя Азия) к середине II в. до н.э. сырдарьские племена; они также вторглись в Северную Индию.
- ^ Риши, Вир Раджендра (1982). Индия и Россия: языковая и культурная близость . Рома. п. 95.
- ^ Чакраберти, Чандра (1948). Предыстория Индии: племенные миграции . Братья Виджаякришна, с. 35.
- ^ Чакраберти, Чандра (1997). Расовая основа индийской культуры: включая Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланку и Непал . Арийские книги International. ISBN 8173051100 .
Ссылки
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]- Аппиан . Historia Romana [ Римская история ] (ок. 160 г. н.э.) (на древнегреческом языке).
- JustinДжастин Trogi pompei historiarum philippicarvm epitoma [ Воплощение филиппийской истории Помпея Трога ] (ок. 3 век нашей эры (200–300)) (на латыни). Архивировано из оригинала 24 октября 2003 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Плиний Старший . Naturalis Historia [ Естественная история ] (77–79 гг. н.э.) (на латыни).
- Страбон . Geographica (ок. 20 г. н. э.) (на древнегреческом языке).
Современный
[ редактировать ]- Эйвери, Кэтрин Б. (1962). Классический справочник «Новый век» . Эпплтон-Сенчури-Крофтс .
- Банбери, Э.Х. (1979). История древней географии у греков и римлян: с древнейших времен до падения Римской империи . Лондон: Humanities Press International , Incorporated. ISBN 978-90-70265-11-3 .
- Фол, Александр (1996). «Фракийцы, кельты, иллирийцы и даки». В Дани Ахмад Хасан ; Моэн, Жан Пьер; Лоренцо, Хосе Луис; Массон, Вадим М.; Обенга, Теофиль ; Сакеллариу, Майкл Б.; Тапар, Британская Колумбия ; Чжан Чаншоу (ред.). История человечества. Том. 2: С седьмого века до нашей эры по седьмой век нашей эры (иллюстрированное ред.). Бернан Ассоц при сотрудничестве с ЮНЕСКО . ISBN 978-92-3-102812-0 .
- Миллар, Фергюс ; Коттон, Ханна М .; Роджерс, Гай М. (2004). Рим, греческий мир и Восток, Том 2: Правительство, общество и культура в Римской империи . Издательство Университета Северной Каролины . ISBN 978-0-8078-5520-1 .
- Матышак, Филипп (2009). Враги Рима . Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-28772-9 .
- Минахан, Джеймс Б. (2000). Одна Европа, много наций: Исторический словарь европейских национальных групп . Гринвуд Пресс . ISBN 978-0313309847 .
- Сэндлер Берковиц, Дэвид; Морисон, Ричард (1984). Гуманистическая наука и общественный порядок: два трактата против паломничества благодати . Ассоциированный университет Пр . ISBN 978-0918016010 .
- Сайдботтом, Гарри (2007). «Международные отношения». В Сабине, Филип ; ван Вис, Ганс; Уитби, Майкл (ред.). Кембриджская история греческих и римских войн: Том 2, Рим от поздней республики до поздней империи . Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/CHOL9780521782746 . ISBN 978-0-521-78274-6 .
- Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-8160-4964-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Дакией и даками, на Викискладе?