Эллинистическая религия
Концепция эллинистической религии как поздней формы древнегреческой религии охватывает любую из различных систем верований и обычаев людей, живших под влиянием древнегреческой культуры в эллинистический период и Римскую империю ( ок. 300 г. до н.э. – 300 г.). СЕ). В эллинистической религии существовала большая преемственность: люди продолжали поклоняться греческим богам и практиковать те же обряды, что и в классической Греции .
Изменения произошли в результате добавления новых религий из других стран, в том числе египетских божеств Исиды и Сераписа , а также сирийских богов Атаргатиса и Хадада , которые предоставили новый выход людям, ищущим реализации как в настоящей, так и в загробной жизни . Поклонение обожествленным эллинистическим правителям также стало характерной чертой этого периода, особенно в Египте, где Птолемеи адаптировали более ранние египетские обычаи и греческие культы героев и утвердились в качестве фараонов в рамках нового синкретического птолемеевского культа Александра III Македонского . В других местах правители могли получить божественный статус, не достигнув полного статуса бога и богини.
Многие люди практиковали магию , и это тоже представляло собой продолжение прежних времен. Во всем эллинистическом мире люди советовались с оракулами и использовали амулеты и фигурки, чтобы отпугнуть несчастье или наложить заклинания. В эту эпоху сложилась сложная система эллинистической астрологии , стремившаяся определить характер и будущее человека по движениям Солнца , Луны и планет . Системы эллинистической философии , такие как стоицизм и эпикурейство , предлагали светскую альтернативу традиционной религии, даже если их влияние в значительной степени ограничивалось образованной элитой.
Классическая греческая религия
[ редактировать ]Центральное место в греческой религии в классические времена занимали двенадцать олимпийских божеств во главе с Зевсом . Каждому богу почитались каменные храмы и статуи , а также святилища ( священные ограды ), которые хотя и были посвящены определенному божеству, но часто содержали статуи, посвященные другим богам. [ 1 ] Города-государства проводили различные фестивали и ритуалы в течение года, уделяя особое внимание богу-покровителю города, такому как Афина в Афинах или Аполлон в Коринфе . [ 1 ]
Религиозная практика также включала поклонение героям , людям, считавшимся полубожественными, таким как Ахиллес, Геракл и Персей. Такие герои варьировались от мифических фигур в эпосе Гомера до исторических личностей, таких как основатель города. [ 1 ] На местном уровне ландшафт был наполнен священными местами и памятниками; например, множество статуй нимф было найдено вблизи и вокруг источников , а стилизованные фигуры Гермеса часто можно было встретить на углах улиц. [ 1 ]
Магия была центральной частью греческой религии. [ 2 ] а оракулы определять божественную волю позволили бы людям по шелесту листьев ; форма пламени и дыма на алтаре; полет птиц; шумы, издаваемые пружиной; или во внутренностях животного. [ 3 ] Также давно известны Элевсинские мистерии , связанные с Деметрой и Персефоной . [ 3 ] Людей приобщали к мистическим религиям посредством церемоний инициации, которые традиционно держались в секрете. Эти религии часто преследовали цель личного совершенствования, что распространялось и на загробную жизнь .
После завоеваний Александра Македонского греческая культура широко распространилась и вступила в гораздо более тесный контакт с цивилизациями Ближнего Востока и Египта . Наиболее значительными изменениями, повлиявшими на греческую религию, были импорт иностранных божеств и развитие новых философских систем . [ 4 ] Более старые исследования эллинистической религии имели тенденцию изображать эпоху как эпоху религиозного упадка, отмечая рост скептицизма , агностицизма и атеизма , а также рост суеверий , мистицизма и астрологии . [ 5 ]
Однако нет никаких оснований предполагать, что произошел упадок традиционной религии. [ 6 ] Существует множество документальных свидетельств того, что греки продолжали поклоняться тем же богам, совершая те же жертвоприношения, посвящения и праздники, что и в классический период. [ 7 ] В этот период действительно появились новые религии, но не исключая местных божеств. [ 8 ] и они привлекали лишь меньшинство греков. [ 9 ]
Новые религии того периода
[ редактировать ]Египетская религия, последовавшая за Исидой, была самой известной из новых религий. Религия была принесена в Грецию египетскими жрецами, первоначально для небольших египетских общин в портовых городах греческого мира. [ 9 ] Хотя египетская религия нашла лишь небольшую аудиторию среди самих греков, ее популярность распространилась и во времена Римской империи . [ 10 ] а Диодор Сицилийский писал, что эта религия была известна почти во всем обитаемом мире. [ 11 ]
Почти столь же знаменитым был культ Сераписа — египетского божества, несмотря на греческое имя, созданного в Египте при династии Птолемеев . [ 12 ] Серапису покровительствовали осевшие в Египте греки. Эта религия включала в себя обряды инициации, подобные Элевсинским мистериям. [ 13 ] Страбон писал о Серапеоне в Канопусе недалеко от Александрии, как о том, что ему покровительствуют самые уважаемые люди. [ 14 ]
Также была популярна религия Атаргатис (родственная вавилонской и ассирийской Инанне и финикийскому Баалат Гебал ), богине плодородия и моря из Сирии . К III веку до нашей эры ее поклонение распространилось из Сирии в Египет и Грецию и в конечном итоге достигло Италии и запада. [ 10 ] Религия, последовавшая за Кибелой (или Великой Матерью ), пришла из Фригии в Грецию, а затем в Египет и Италию, где в 204 г. до н. э. римский сенат разрешил поклонение ей. Она была богиней-исцеляющей и защищающей, хранительницей плодородия и дикой природы. [ 10 ]
Другая мистериальная религия была сосредоточена вокруг Диониса . Хотя это редкое явление в материковой Греции, оно было распространено на островах и в Анатолии . [ 15 ] Члены были известны как вакханцы , а обряды имели оргиастический характер. [ 15 ] С этим был связан последний из греко-римских богов и богинь, Антиной , который был синкретизирован с Осирисом, Дионисом и другими божествами.
Эти недавно появившиеся религии и боги имели лишь ограниченное влияние внутри самой Греции; главное исключение было на Делосе , [ 9 ] который был крупным портом и торговым центром. Остров был священным как место рождения Аполлона и Артемиды , а ко II веку до н. э. он также был домом для коренных греческих религий, последователей Зевса, Афины, Диониса, Гермеса , Пана и Асклепия . Но существовали также культовые центры египетских Сараписа и Исиды, а также сирийских Атаргатиса и Хадада . [ 16 ] К I веку до нашей эры существовали дополнительные религии, последовавшие за Ваалом и Астартой , еврейская синагога и римляне, которые следовали оригинальным римским религиям богов, таких как Аполлон и Нептун . [ 16 ]
Культы правителей
[ редактировать ]Еще одним нововведением эллинистического периода стало учреждение культов, посвященных правителям эллинистических царств. Первый из них был основан при Александре Великом , чьи завоевания империи Ахеменидов , власть и статус возвысили его до степени, потребовавшей особого признания. Его преемники продолжали его поклонение до такой степени, что в Египте при Птолемее I Сотере мы видим, что Александра почитали как бога . [ 17 ] Сын Птолемея Птолемей II Филадельф провозгласил своего отца богом и сделал себя живым богом. [ 17 ]
Поступая так, Птолемеи адаптировали более ранние египетские идеи в поклонении фараонам . В других местах практика была разной; правитель мог получить божественный статус без полного статуса бога, [ 9 ] как это произошло в Афинах в 307 г. до н.э., когда Антигон I Монофтальм и Деметрий I Полиоркет были прославлены как спасители ( soteres ) за освобождение города, и в результате был воздвигнут алтарь; был основан ежегодный фестиваль; и была введена должность «Священника Спасителей». [ 18 ] Храмы, посвященные правителям, были редкостью, но их статуи часто воздвигались в других храмах, а королям поклонялись как «богам, разделяющим храмы». [ 19 ]
Астрология и магия
[ редактировать ]Существует множество свидетельств использования суеверий и магии в этот период. Пророческие святилища и святилища по-прежнему пользовались популярностью. [ 3 ] Существует также много свидетельств использования чар и проклятий . На дверях домов размещались символы, приносящие удачу или предотвращающие несчастья для жителей. [ 2 ]
Обереги, часто вырезанные из драгоценных или полудрагоценных камней, обладали защитной силой. [ 2 ] Фигурки, изготовленные из бронзы, свинца или терракоты, протыкали булавками или гвоздями и использовали для произнесения заклинаний. таблички с проклятиями, сделанные из мрамора или металла (особенно свинца ). Для проклятий использовались [ 2 ]
Астрология — вера в то, что звезды и планеты влияют на будущее человека — возникла в Вавилонии , где первоначально применялась только к царю или народу. [ 20 ] Греки в эллинистическую эпоху развили ее в фантастически сложную систему эллинистической астрологии, знакомую и более поздним временам. [ 20 ] Интерес к астрологии быстро рос, начиная с I века до нашей эры. [ 20 ]
Эллинистическая философия
[ редактировать ]Альтернативу традиционной религии предложила эллинистическая философия . Одной из этих философий был стоицизм , который учил, что жизнь следует прожить в соответствии с рациональным порядком, который, по мнению стоиков, управляет вселенной; люди должны были принять свою судьбу согласно божественной воле, а добродетельные поступки должны совершаться ради их собственной внутренней ценности. Другой философией было эпикурейство , которое учило, что Вселенная подвержена случайным движениям атомов, и жизнь следует прожить для достижения психологического удовлетворения и отсутствия боли. [ 7 ] Другие философии включали пирронизм , который учил, как достичь внутреннего покоя посредством воздержания от суждений ; Цинизм (философия) , выражавший презрение к условностям и материальным ценностям; платоники , следовавшие учению Платона , и перипатетики, последовавшие за Аристотелем . Все эти философии в большей или меньшей степени стремились приспособиться к традиционной греческой религии, но философы и те, кто у них учился, оставались небольшой избранной группой, ограниченной в основном образованной элитой. [ 7 ]
Эллинистический иудаизм
[ редактировать ]Эллинистический иудаизм был формой иудаизма в древнем мире , которая сочетала еврейскую религиозную традицию с элементами греческой культуры . До падения Западной Римской империи и византийских, сасанидских и арабских завоеваний Восточного и Западного Средиземноморья основными центрами эллинистического иудаизма были Александрия (Египет) и Антиохия (Турция), два главных греческих городских поселения Среднего Средиземноморья. Территория Восточной и Северной Африки , основанная в конце IV века до нашей эры во время завоеваний Александра Македонского . Эллинистический иудаизм также существовал в Иерусалиме в период Второго Храма , где существовал конфликт между эллинизаторами и традиционалистами (иногда называемыми иудействующими ).
Основным литературным продуктом контакта иудаизма Второго Храма и древнегреческой религии является Септуагинты перевод еврейской Библии с библейского иврита и библейского арамейского языка на греческий койне , в частности, на еврейский греческий койне . Упоминаются также философские и этические трактаты Филона и историографические труды других эллинистических еврейских авторов. [ 21 ] [ 22 ]
Упадок эллинистического иудаизма начался во II веке нашей эры, и его причины до сих пор не до конца изучены. Возможно, что в конечном итоге он был маргинализирован, частично поглощен или постепенно стал грекоязычным ядром койне раннего христианства, сосредоточенным в Антиохии и ее традициях, таких как Мелькитская греко-католическая церковь и Греческий православный патриархат Антиохии .
См. также
[ редактировать ]- Христианство и язычество
- Гностицизм
- Греко-буддизм
- Греко-римские мистерии
- эллинизм
- Герметизм
- Гуманизм
- Греческий перевод
- Магия в греко-римском мире
- неоплатонизм
- Религия в Древнем Риме
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Шипли 1999 , с. 154
- ^ Jump up to: а б с д Шаму и Руссель 2002 , с. 347
- ^ Jump up to: а б с Шаму и Руссель 2002 , с. 330
- ^ Микалсон 2006 , стр. 218.
- ^ Шипли 1999 , с. 155
- ^ Шипли 1999 , с. 170
- ^ Jump up to: а б с Микалсон 2006 , стр. 220.
- ^ Микалсон 2006 , стр. 217.
- ^ Jump up to: а б с д Микалсон 2006 , стр. 219.
- ^ Jump up to: а б с Шипли 1999 , с. 168
- ^ Диодор Сицилийский, i. 25
- ^ Шаму и Руссель 2002 , с. 340
- ^ Шипли 1999 , с. 167
- ^ Страбон, XVIII.1.17
- ^ Jump up to: а б Шаму и Руссель 2002 , с. 331
- ^ Jump up to: а б Микалсон 2006 , стр. 209.
- ^ Jump up to: а б Шипли 1999 , с. 159
- ^ Ханиотис 2003 , с. 436
- ^ Ханиотис 2003 , с. 439
- ^ Jump up to: а б с Эванс 1998 , с. 343
- ^ Уолтер, Н. Еврейско-эллинистическая литература до Филона Александрийского (за исключением историков), ANRW II: 20.1.67-120
- ^ Барр, Джеймс (1989). «Глава 3 - Еврейский, арамейский и греческий языки в эллинистическую эпоху». В Дэвисе, штат Вашингтон; Финкельштейн, Луи (ред.). Кембриджская история иудаизма. Том 2: Эллинистический век (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 79–114. ISBN 9781139055123 .
Источники
[ редактировать ]- Шаму, Франсуа; Руссель, Мишель (2002), «Глава 9 - Потребности души», Эллинистическая цивилизация , Уайли-Блэквелл, ISBN 0-631-22242-1
- Ханиотис , Ангелос (2003), «Божественность эллинистических правителей», Эрскин, Эндрю (редактор), «Спутник эллинистического мира» , Уайли-Блэквелл, ISBN 1-4051-3278-7
- Эванс, Джеймс (1998), История и практика древней астрономии , Oxford University Press, ISBN 0-19-509539-1
- Микалсон, Джон Д. (2006), «Греческая религия - преемственность и изменения в эллинистический период», в Буге, Гленн Ричард (редактор), Кембриджский спутник эллинистического мира , Cambridge University Press, ISBN 0-521-53570-0
- Шипли, Грэм (1999), «Глава 5 – Религия и философия», Греческий мир после Александра, 323–30 до н.э. , Рутледж, ISBN 0-415-04618-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с эллинистической религией, на Викискладе?