Лаковые изделия

Лаковые изделия — предметы, декоративно покрытые лаком . К лаковой посуде относятся маленькие или большие контейнеры, столовая посуда, различные мелкие предметы, переносимые людьми, а также более крупные предметы, такие как мебель и даже гробы, окрашенные лаком. Перед лакированием поверхность иногда раскрашивают рисунками, инкрустируют ракушками и другими материалами или вырезают . Лак можно посыпать золотом или серебром и подвергнуть дальнейшей декоративной обработке.
Страны Восточной Азии имеют давние традиции лаковой работы, насчитывающие несколько тысячелетий, как в Китае, Японии и Корее. Самый известный лак, лак на основе урушиола , распространенный в Восточной Азии, получают из высушенного сока Toxicodendron vernicifluum . Другие виды лаков получают из различных растений и насекомых. Традиции лаковой работы в Юго-Восточной Азии , Южной Азии и Америке также древние и зародились независимо. Настоящий лак не производят за пределами Азии, но некоторые имитации, такие как японский лак в Европе, или параллельные технологии, часто условно называют «лаком».
Восточная Азия
[ редактировать ]Самое старое найденное лаковое дерево относится к периоду Дзёмон в Японии, 12600 лет назад. [ 1 ] [ 2 ] Древнейшие лаковые изделия в мире, погребальные украшения, созданные в VII тысячелетии до нашей эры, были обнаружены на стоянке Какиносима в Хакодатэ , Хоккайдо , Япония. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 2 ] В Китае были обнаружены различные доисторические лаковые изделия, относящиеся к периоду неолита , и предметы. Считалось, что ранним известным лаковым изделием была красная деревянная чаша, которая была раскопана на территории культуры Хэмуду ( около 5-го тысячелетия до н.э. ) в Чжэцзяне , Китай. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Китайские лаковые изделия
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2022 г. ) |




Во времена династии Шан (ок. 1600–1046 до н. э.) в Китае разработанные сложные методы обработки лака превратились в высокохудожественное ремесло. [ 1 ]
В период Восточного Чжоу (771–256 до н.э.) лаковые изделия начали появляться в больших количествах. Это самая ранняя эпоха, от которой сохранилось значительное количество лаковых изделий. [ 9 ] при этом государства, а позже и королевства Цинь и Чу, производили наибольшее количество лаковых изделий. Географическое преимущество штата Чу и более теплый климат позволили массовому выращиванию лаковых деревьев и производству лаковых изделий стать коммерческой отраслью. [ 10 ] Из-за этого государство Чу прославилось своим экспортом лаковых изделий в соседние государства королевства Чжоу , с литературными ссылками, найденными в таких книгах, как «Чжуанцзы» и «Шаншу» , и обеспечивающим некоторое культурное перекрестное опыление между южной культурой Чу и культурой Чжунюань . [ 11 ] [ 12 ]
Во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) были созданы специальные администрации для организации и разделения труда для расширения производства лака в Китае. [ 13 ] Сложные резные украшения использовались в лаковых изделиях во времена династии Хань. [ 14 ]
Во времена династии Тан (618–907) в китайской лаковой посуде появился новый стиль, отмеченный использованием листов золота или серебра, выполненных в различных формах, таких как птицы, животные и цветы. [ 13 ] Вырезы прикреплялись к поверхности лаковых изделий, после чего наносились новые слои лака, сушились, а затем шлифовались, чтобы поверхность можно было отполировать, чтобы обнажить золотые или серебряные узоры под ней. [ 13 ] Это было сделано с помощью техники, известной как pingtuo . [ 15 ] Такие методы были трудоемкими и дорогостоящими, но эти лаковые изделия считались очень изысканными. [ 13 ] Это был также период, когда началась самая ранняя практика резьбы по лаковым изделиям. [ 16 ]
Искусство инкрустации золотом, серебром и перламутром продолжалось от Тан до династии Сун (960–1279). [ 17 ] Несколько существующих декоративных техник постепенно получили дальнейшее развитие после 10-го века, такие как диаоци ( резной лак ), который включает в себя наращивание слоев, состоящих из тонко нанесенных слоев лака, и вырезание из него трехмерного рисунка; цянцзинь (гравировка золотом), при которой вырезаются тонкие линии, наносится клей из лака и в канавки вдавливается золотая фольга или порошок; и диаотянь или тянци (заполненные), в которых лак инкрустирован лаком другого цвета. [ 14 ] Разновидность диаотянь или тянци известна как мосянь (полировка-раскрытие), при которой рисунок на определенных участках создается лаком, остальные участки заполняются лаком другого цвета, а вся поверхность шлифуется. [ 14 ] Особенно интенсивно развивалось во времена династии Сун искусство инкрустации лака перламутром. [ 14 ] [ 17 ] Однако во время Песни в художественном ремесле также использовалась инкрустация золотом, процесс которой заключался в гравировке замысловатых узоров на лаковой поверхности и заполнении глубокой печати золотым порошком. [ 13 ]
Знания о китайских методах лакирования распространились из Китая во времена династий Хань, Тан и Сун. [ 18 ] в конечном итоге он был завезен в Корею, Японию. [ 18 ] В Японию искусство изготовления лаковых изделий пришло вместе с буддизмом и другими культурными артефактами из Китая через Корейский полуостров в VIII веке. [ 19 ] а резные лаковые изделия пришли в Японию из Китая при династии Мин в 14 веке. [ 19 ] Одной из самых ранних японских техник украшения лаковой поверхности, помимо росписи простых узоров, была инкрустация золотой и серебряной фольгой периода Нара (710–784). Эта техника была передана из Китая во времена династии Тан. [ 14 ]
Коромандельский лак — это экспортный товар из Китая, названный так потому, что он поставлялся на европейские рынки через Короманделское побережье Индии.
Галерея
[ редактировать ]-
Чаша из красного лакированного дерева, принадлежащая китайской культуре Хемуду, датируемая 4000–5000 гг. До н.э., самая старая из когда-либо найденных подобных частей.
-
Гроб из гробницы маркиза И Цзэна
-
Лаковый доу-сосуд из гробницы маркиза И Цзэна
-
Лаковая шкатулка, период Воюющих царств
-
Футляр в форме утки-мандаринки из расписного лакированного дерева, гробница маркиза И из Цзэна
-
Лакированный щит, гробница маркиза И Цзэна
-
Лакированная фигурка юрена (человека) на подставке для жабы, царство Чу , период Воюющих царств.
-
Лаковая шкатулка в виде свиней, Королевство Чу , Воюющие государства.
-
Лаковая шкатулка из гробницы Цзинмэнь ( 京门 Chu Tomb ; Jīngmén chǔ mù ) государства Чу (704–223 до н.э.)
-
Ажурная лакированная ширма с изображением животных, период Воюющих царств.
-
Детали лаковой шкатулки Чу, изображающие мужчин, одетых в предшественников ханьфу (т.е. традиционного шелкового двумя лошадьми . платья) и едущих в колеснице, запряженной
-
Расписной лаковый кувшин с ручками в форме дракона, период Воюющих царств.
-
Лаковая шкатулка с узором Феникс, Воюющие Государства.
-
Расписная лаковая плоская фляга со свернувшимися змеями, Воюющие государства.
-
Лакированный крылатый кубок ( zh:羽觞 ), также известный как «ушастый» или фланцевый кубок (耳杯) из Воюющих царств.
-
Лакированная чашка с фланцем и узором облаков от Warring States.
-
Лакированная крылатая чашка из Воюющих Государств с геометрическим узором.
-
Лаковая чаша феникса, штат Чу , Воюющие царства.
-
«Ушастая» или фланцевая чашка (耳杯), династия Цинь или Хань.
-
Лакированная фляга, династия Цинь или Хань
-
Лакированный футляр в форме свиньи, династия Цинь или Хань.
-
Лаковые изделия династии Хань , раскопанные в Мавандуе , II век до нашей эры.
-
Лаковая шкатулка из Мавандуя , династия Хань.
-
Лаковая ширма , династия Хань.
-
Лак для посуды, династия Хань
-
Чернильный камень и лаковый футляр, династия Западная Хань
-
Лаковое блюдо с изображением облачного дракона, династия Хань.
-
Лаковая чашка для вина Контейнер и набор чашек для вина, династия Хань
-
Династия Западная Хань. Лакированная чашка с фланцами, известная как крылатый кубок ( zh:羽觞 ) или «ушастая чаша» (耳杯) принца Тяньчана.
-
Лакированная керамическая чашка с фланцем или ушками, династия Хань
-
Лакированная чашка с фланцем, известная как крылатый кубок ( zh:羽觞 ), династия Хань.
-
Лаковая чаша времен династии Западная Хань
-
Лаковые чашки и блюда с фланцами из Мавандуя, династия Хань.
-
Лакированный стол, династия Западная Хань.
-
Лаковые изделия в форме мужской головы, Западная Хань (202 г. до н. э. – 9 г. н. э.), Музей провинции Юньнань , Куньмин
-
Лаковый туалетный футляр с росписью в виде дракона, династия Хань
-
Лакированный футляр, династия Хань
-
Лаковый гроб Мавандуя, династия Хань
-
Второй гроб Мавандуя, династия Хань
-
Третий гроб Мавандуя, династия Хань
-
Косметичка с крышкой, династия Западная Хань , около 100 г. до н.э. – 25 г. н.э.
-
Лаковый горшок из гробницы Мавангдуи.
-
Лакированная косметичка, династия Хань
-
Лаковая ширма принца Наньюэ (реконструкция), династия Хань
-
Косметичка с овальной крышкой (Дуоюань Хэ) с кружащимися облаками, животными и птицами, династия Хань
-
Лакированный сундук из Мавангдуи.
-
Лаковые сосуды для питья с фланцами и тарелки из гробницы Мавангдуи.
-
Китайская роспись на лакированной корзине Лоланга, региона династии Хань.
-
Лакированный , как династия Хань
-
Расписное лаковое блюдо из гробницы Чжу Раня (182–249 гг. н.э.) в провинции Аньхой , на котором изображены фигуры в ханьфу , Восточный У , период Троецарствия .
-
Расписной лаковый поднос из гробницы Чжу Раня , период Троецарствия .
-
Черные лакированные сабо из гробницы Чжу Раня .
-
Расписное лаковое блюдо из гробницы Раня Чжу периода Троецарствия .
-
Лакированное зеркало с бронзовыми и серебряными вставками, династия Тан.
-
Задняя часть черного лакированного зеркала с четырьмя фениксами, династия Тан.
-
Лаковая зеркальная шкатулка с инкрустациями для зеркала, Тан - династия Сун
-
Чаша в форме цветка, династия Сун.
-
Чашка с узором навершия меча, династия Сун
-
Коробка с изображением навершия свитка, династия Сун
-
Лакированный буддийский настоятель, династия Сун
-
Черная лакированная чашка в форме цветка сливы, династия Сун.
-
Черный лак на деревянной основе с плетеными панелями, династия Сун.
-
Настольная ширма с каллиграфией Сыма Гуана , династия Сун. семейных наставлений
-
Пан в форме цветка сливы с птицами и цветами, поздняя династия Сун.
-
Черная лакированная шкатулка с расписными фигурками, эпоха Поздней Сун.
-
Лакированный стол династии Юань , 14 век, с инкрустацией перламутром в виде дерева.
-
Резная лаковая шкатулка с «Узором навершия меча», династия Юань (1279–1368).
-
Черная лаковая шкатулка с жемчужными инкрустациями, эпоха позднего Юаня - начала династии Мин.
-
Лаковое блюдо с садовой сценой, эпоха ранней династии Мин.
-
Коробка, династия Мин , эпоха Юнлэ (1403–1424)
-
Лаковая шкатулка с навершием в виде свитка, династия Мин
-
Восьмиугольная коробка для еды со свитками навершия, династия Мин
-
Резная лаковая чашка на ножке с узором «Навершие меча», середина династии Мин.
-
Лаковая шкатулка с драконьими мотивами и инкрустациями, династия Мин
-
Крытая шкатулка с мотивом дракона, династия Мин, эпоха Цзяцзин, 1522-1566 гг.
-
Резной красный лак на деревянной основе, династия Мин.
-
Красные лаковые шкафы, инкрустированные различными сокровищами, династия Мин
-
Лаковый шкаф с мотивами драконов и облаков, эпоха Ванли , династия Мин.
-
Деталь лакового шкафа с мотивами дракона и облаков, династия Мин
-
Черная лакированная аптечка с узорами драконов эпохи Ваньли , династии Мин .
-
Поднос с драконами, династия Мин.
-
Стол-ширма лаковый
-
Поздний Мин - ранняя династия Цин, лакированный футляр
-
Квадратное блюдо, династия Цин , эпоха Канси (1662–1722).
-
Резная лаковая бутылка из калебаса , династия Цин
-
Лакированная шкатулка для Священных Писаний, династия Цин
-
Коромандельская лаковая ширма с изысканным декором из лака, перламутра , черепахового панциря и золота, династия Цин , 1750–1800 гг.
-
резной лак Увидеть , династия Цин.
-
Кровать с лаковым балдахином, династия Цин
-
Кровать с лаковым балдахином, династия Цин
-
Лаковый стол и стулья, династия Цин.
-
Лакированные доспехи Королевства Дали
-
династии Цин Лакированная шкатулка
-
Тканый бамбуковый лакированный футляр с фруктами, династия Цин
-
династии Цин Лакированная шкатулка
-
Резная лаковая табакерка династии Цин.
-
Резной лаковый стул, династия Цин
-
установленная народом И. Лаковая посуда ,
Корейская лаковая посуда
[ редактировать ]Сам термин «Наджончилги» представляет собой комбинацию двух конкретных слов: «наджон» – перламутр и «чилги», обозначающий лаковые изделия. «Наджон» относится к композитному материалу, который образует внутренний блестящий слой оболочки. В период Троецарствия (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.) был введен первый метод, а второй был введен в период Шилла (668 г. н.э. – 935 г. н.э.). Династия Корё (918–1392), считающаяся золотым периодом этого ремесла, находилась под влиянием буддизма.
Японская лаковая посуда
[ редактировать ]
Термин «лак» — уруси (漆), источник английского гибридного слова « урушиол ». Этимологически уруси может быть связано со словами уруваши («красивый») или уруои («поливаемый», «прибыльный», «привилегированный»), предположительно из-за их ценности или блестящего внешнего вида, или, возможно, из-за увлажняющих помещений, используемых при производстве лакированных изделий. товары. Термин « японирование » в 17 веке — это термин, обозначающий технику, используемую в Европе для имитации азиатского лака, произошедшую от знаменитого тогда японского лака.
Общей характеристикой японских лаковых изделий является широкое использование различных техник маки-э по сравнению с другими странами. В результате появляется немало работ, в которых на черной основе лаковых изделий блестят относительно яркие золотые и серебряные узоры и рисунки, а вся лаковая посуда покрыта блестящими золотыми и серебряными крупинками. [ 20 ]
История и региональное производство
[ редактировать ]Примитивный лак использовался в Японии еще в 12600 году до нашей эры, в период Дзёмон . [ 2 ]
Лак использовался в Японии еще в 7000 году до нашей эры, в период Дзёмон . Доказательства существования самых ранних лаковых изделий были обнаружены на раскопках Какиносима «B» на Хоккайдо . [ 21 ] Эти предметы были обнаружены в яме-могиле, датируемой первой половиной периода Начального Дзёмон (около 9000 лет назад). [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Японская технология лакирования, возможно, была изобретена Дзёмон. Они научились очищать уруси (сок ядовитого дуба) — процесс занял несколько месяцев. Оксид железа (колкотар) и киноварь (сульфид ртути) использовались для получения красного лака. [ 22 ] Лак использовался как на керамике, так и на различных видах деревянных изделий. В некоторых случаях лакировали и погребальную одежду умерших. [ 22 ] В период раннего Дзёмон было обнаружено множество лакированных предметов; это указывает на то, что это была неотъемлемая часть культуры Дзёмон. [ 22 ] Эксперты разделились во мнениях относительно того, был ли лак Дзёмон получен на основе китайских технологий или изобретен независимо. Например, Марк Хадсон считает, что «технология лака Дзёмон была разработана независимо в Японии, а не завезена из Китая, как когда-то считалось». [ 23 ] [ 22 ]
В периоды Аска и Нара , между VII и VIII веками, в Японию были импортированы китайские формы лакового искусства.

В период Хэйан (794-1185 гг.) были разработаны различные техники маки-э, характерные для японских лаковых изделий. В то время как в других странах распространен метод нанесения рисунков кистью путем растворения золотого порошка в лаке, метод нанесения рисунков лаком с последующим посыпанием сверху золотым, серебряным или медным порошком различных размеров и форм для их полировки был разработан в Японии. Это позволило сделать золото и серебро лаковых изделий ярче, чем раньше. [ 20 ]
В период Камакура (1185–1333 гг.) в Японию импортировали резной лак времен китайской династии Сун. Однако многие японские мастера по лакированию не переняли китайский метод нанесения лака и последующей его резьбы; вместо этого они создали Камакурабори — метод резьбы по дереву с последующим покрытием лаком. [ 24 ]

Японские лаковые изделия в больших количествах экспортировались в Китай, где правители Мин и Цин обычно называли японские лаковые изделия «иностранным лаком» (янци). Ян Мин и известный мастер по лакированию Чжэцзян сделали аннотации к «Записи об украшении лаком»... Люди династии Мин однажды записали: «Искусство украшения лаком, покрытым золотом, зародилось (маки-э) из Японии». во времена правления Сюаньдэ из династии Мин совершил поездку в Японию для изучения японских техник, а японец посетил китайскую императорскую мастерскую в Пекине. во времена Мин династия Хорошо документировано, что император Юнчжэн проявлял огромный интерес к японскому лаку янци , и это нашло отражение во многих работах, созданных в императорских мастерских во время его правления. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] В период Адзути-Момояма (1568-1600) также проник в колониальную Мексику ( манильские галеоны ) и Европу посредством торговли Нанбан . Японская лаковая посуда привлекала европейских аристократов и миссионеров из Европы, а в ответ на их запросы экспортировались сундуки и церковная мебель в западном стиле. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]

В период Эдо (1603–1868 гг.) наблюдался рост целенаправленного выращивания лаковых деревьев и развитие используемых методов. В 18 веке цветные лаки получили более широкое распространение. С развитием экономики и культуры улучшались художественные качества лакированной мебели. Хонами Коэцу и Огата Корин воплотили рисунки Ринпа школы живописи в лаковые изделия. С середины периода Эдо инро стало популярным в качестве мужских аксессуаров, и богатые торговцы класса тёнин и самураев собирали ино высокой эстетической ценности, тщательно обработанные лаком. [ 33 ] [ 34 ] Мария Антуанетта и Мария Терезия — известные коллекционеры японских лаковых изделий, их коллекции сейчас часто выставляются в Лувре и Версальском дворце . [ 20 ]
В период Мэйдзи (1868-1912) богато украшенные лаковые изделия оригинального дизайна были популярны внутри страны, и тем более среди западных покупателей в этот период европейского и американского увлечения японским искусством . Сибаты Зешина . Особой популярностью пользовались лаковые работы [ 35 ] Кроме того, лаковая посуда под названием Сибаяма , созданная в период Эдо, стала популярной благодаря своему эффектному стилю, инкрустированному золотом, серебром, моллюсками, слоновой костью, кораллом, панцирем черепахи и керамикой, и достигла своего расцвета в этот период. В этот период также стали популярными лаковые изделия под названием Сомада , созданные в период Эдо и характеризующиеся регулярными узорами из мелко ограненных ракушек, сусального золота и серебра. [ 36 ] Правительство проявляло активный интерес к экспортному рынку произведений искусства, продвигая японские лаки и другие предметы декоративного искусства на ряде всемирных ярмарок . [ 37 ] [ 38 ] Лак японских мастерских был признан технически превосходящим тот, который можно было производить где-либо еще в мире. [ 39 ]
Сегодня японское правительство объявило выдающихся мастеров лака « Живыми национальными сокровищами» и поощряет их создавать лаковые изделия. Лаковые изделия производятся по всему Японскому архипелагу, используя множество региональных технологий и вариаций. Помимо очень старой традиции Камакура, упомянутой выше (и все еще живой сегодня), портовый город Вадзима представляет собой хороший пример регионального лакового искусства. Вадзима-нури , датируемый 16 веком, характеризуется использованием похожей на вяз японской дзельковой ( кеяки 欅), измельченной земли и изящных деталей, сформированных из ткани. (См. японскую статью 輪島塗 . Более полный список региональных традиций лакирования можно найти в японской статье .)
-
Многоярусный стенд с узорами, отсылающими к «Сказке о Гэндзи» , автор Хонами Коэцу , 17 век.
-
Стенд для чтения с горой Ёсино , период Эдо, 18 век.
-
Лакированный фасад вакидзаси Фусамунэ, период Эдо, 18 век.
-
Маки-э Письменный стол , автор Сираяма Сёсай, период Мэйдзи, XIX век, Коллекция японского искусства Халили .
-
Живое национальное достояние Гонроку Мацуда, период Сёва , 1960 г.
Лаковые изделия Рюкюань
[ редактировать ]
Лаковые изделия Рюкюань — одно из главных художественных произведений островов Рюкю (сегодня префектура Окинава в Японии ); он совершенно отличается от лаковых изделий, встречающихся в окружающих культурах. Тем не менее, влияние Китая и Японии присутствует.
Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]Бирманская лаковая посуда
[ редактировать ]Юн-де — это лаковая посуда на бирманском языке , и это искусство называется Пан юнь ( ပန်းယွန်း ). Лак представляет собой сок лакового дерева или Титзее ( Gluta usitata , син. Melanorhoea usitata ), которое в диком виде растет в лесах Мьянмы (бывшая Бирма). [ 40 ] Он имеет соломенный цвет, но на воздухе чернеет. При нанесении кистью или нанесении покрытия он образует твердую блестящую гладкую поверхность, в некоторой степени устойчивую к воздействию влаги или тепла.
История
[ редактировать ]Самые ранние фрагменты лаковых плетений, найденные в Багане, относятся к 13 веку. Доказательства наличия более старых лаковых изделий в Багане остаются неубедительными. [ 41 ]
Манипура Завоевание и подчинение Байиннаунга в 1555–1562 годах , Бхамо , Зинме ( Чиангмай ), Линзина ( Лан Ксанг ), а также вверх по рекам Тапинг и Швели в направлении Юньнани вернули в Бирму большое количество квалифицированных мастеров. Считается, что более тонкий вид бирманских лаковых изделий, называемый Юн, был завезен в этот период импортированными ремесленниками, принадлежащими к народу Юн или Северному Тайцу из региона Чиангмай. [ 42 ]
Производство и дизайн
[ редактировать ]
Лаковые сосуды, коробки и подносы имеют основу из спиральных или плетеных бамбуковых полосок, часто смешанных с конским волосом. Титси можно смешать с золой или опилками, чтобы получить похожее на замазку вещество, называемое тайо , из которого можно лепить скульптуры. Объект покрывается слой за слоем титси и тайо, чтобы сделать поверхность гладкой, полируется и гравируется замысловатыми узорами, обычно с использованием красного, зеленого и желтого цветов на красном или черном фоне. Shwezawa - это отличительная форма использования сусального золота для заполнения рисунков на черном фоне. [ 43 ] [ 44 ]
Сцены дворца, сцены из сказок Джатаки и знаки бирманского зодиака являются популярными рисунками, а некоторые сосуды могут быть инкрустированы стеклянной мозаикой или полудрагоценными камнями с золотым рельефом. [ 44 ] Все предметы изготовлены вручную, а дизайн и гравировка выполнены вручную. Чтобы закончить небольшое судно, может потребоваться три-четыре месяца, а для более крупного — возможно, больше года. Готовый продукт — результат командной работы, а не созданный одним человеком. [ 43 ]
Формы
[ редактировать ]Самым характерным сосудом, вероятно, является чаша для риса на ножке со шпильчатой крышкой, которую монахи называют сюнь ок . Лахпет ок представляет собой неглубокую посуду с крышкой и несколькими отделениями для подачи лахпета (маринованного чая) с различными добавками. Штабелируемые переноски для завтрака, крепящиеся одной ручкой или сун гяинк, обычно имеют простой красный или черный цвет. Даунглан — это низкие столы для еды, которые могут быть простыми с широким основанием или иметь три изогнутые ножки с животным или цветочным орнаментом и крышкой. Графины для воды или йейдагаунг с чашкой, служащей крышкой, а также вазы также входят в число лаковых изделий, которые до сих пор используются во многих монастырях. [ 43 ] [ 44 ]
Различные круглые коробки с крышками, маленькие и большие, известны как юн-ит, в том числе коробки для паана , называемые кун-ит ( бирманский : ကွမ်းအစ် ; коробки для бетеля). Юн титта — это прямоугольные ящики для хранения различных предметов, в том числе рукописей пейса или пальмовых листьев, когда их называют садайк титта . Блюда на пьедестале или небольшие подносы на ножке с крышкой или без нее известны как калат для подачи деликатесов или подношения цветов королевской семье или Будде . Театральные труппы и музыканты имеют свои лаковые изделия в костюмах, масках, головных уборах и музыкальных инструментах, некоторые из них хранятся и перевозятся в лаковых сундуках. [ 44 ] коробки в форме тыквы или птицы, такой как сова, которая, как полагают, приносит удачу, или хинтха ( утка -брамин Также распространены ). Ширмы и небольшие многоугольные столы сегодня также изготавливаются для туристической торговли.
Промышленность
[ редактировать ]Баган является крупным центром лаковой промышленности, где ремесло существует уже почти два столетия и до сих пор практикуется традиционным способом. Здесь в 1920-е годы была основана государственная школа лакового искусства. Поскольку пластик, фарфор и металл вытеснили лак в большинстве повседневных принадлежностей, сегодня его производят в крупных мастерских в основном для туристов, приезжающих посмотреть на древние храмы Багана. Однако в деревне Кьяукка недалеко от Монивы в долине Чиндвин до сих пор производят прочную лакированную посуду для повседневного использования, в основном просто черного цвета. [ 43 ]
Снижение количества посетителей в сочетании со стоимостью смолы, которая за 15 лет выросла в 40 раз, привело к закрытию более двух третей из более чем 200 мастерских по производству лаковых изделий в Багане. [ 45 ]
Вьетнамская лаковая живопись и лаковые изделия
[ редактировать ]


Санмай — техника живописи во Вьетнаме . Он возник у художников Ханоя ЭБАЙ в 1930-х годах и сегодня считается национальным стилем живописи многих известных художников.
В 1924 году была основана Школа изящных искусств в Ханое . Это заведение должно было стать родиной возрожденного искусства лаковой живописи. В 1934 году в школе открылось лаковое отделение, и именно отсюда родились известные деятели искусства, в том числе; Появятся Буй Чанг Чуок, Нгуен Ван Бинь, Нгуен Кханг, Нгуен Дык Нунг, Нгуен Тьен Чунг и Фам Ван Дон.
Это было первое поколение вьетнамских студентов Индокитайской школы изящных искусств 1930-х годов, которые возвысили мастерство лаковой живописи до истинно изобразительного искусства. Менее интересуясь декором, чем их предшественники-ремесленники, именно эти люди положили начало серии художественных инноваций, от которых также выиграли бы мастера, производящие чисто утилитарные или декоративные изделия.
Создание изображений с помощью измельченной яичной скорлупы, рисование пигментом золотой и оловянной фольги и добавление песка в лак — все это методы, разработанные теми первыми учениками. Лаковые изделия цвета металлик, которыми по праву славятся вьетнамские мастера, были впервые разработаны художниками, экспериментировавшими со многими инновационными техниками.
После воссоединения искусство лаковых изделий во Вьетнаме медленно вымирало. Но с 1980-х годов правительство признало его жизненно важной культурной и экономической силой и призвало бизнес-сообщество инвестировать в это ремесло. В результате мы наблюдаем возрождение лаковой посуды и распространение лаковой продукции из Вьетнама.
Южная Азия
[ редактировать ]
В Индии лак от насекомых или шеллак использовался с древних времен. Шеллак – это выделения лакового клопа ( Tachardia lacca Kerr. или Laccifer lacca ). Применяется для отделки древесины, лаковых изделий, косметики для кожи, украшений, красителя для текстиля, производства различных марок шеллака для покрытия поверхностей. [ 46 ] В тексте Атхарваведы 1200 г. до н.э. – 1000 г. до н.э. посвящена глава лакше и ее различным применениям. [ 47 ]
Америка
[ редактировать ]Техника травяного лака
[ редактировать ]Барнис де Пасто ( es ) — это техника нанесения лака, берущая свое начало в доколумбовой эпохе и являющаяся фирменным блюдом Пасто, Колумбия . Его изготавливают путем разжевывания смолы андского кустарника мопа-мопа ( Elaeagia Pastoensis ) тонкими слоями, а затем окрашивания ее и нанесения на деревянную, металлическую, глиняную или стеклянную поверхность с помощью нагретых камней. [ 48 ] [ 49 ] Исторически эта техника применялась к деревянным керосам , сосудам для питья.
Мексиканская лаковая посуда
[ редактировать ]
известен На мексиканском испанском языке как laca или maque (от японского maki-e [ 50 ] [ самостоятельный источник ] ), Мексиканский лак имеет независимое происхождение от азиатского лака. В доиспанский период вещества из личинок щитовок aje и/или масло семян чиа смешивали с порошкообразными минералами для создания защитных покрытий и декоративных рисунков. В этот период этот процесс почти всегда применялся к сушеным тыквам, особенно для изготовления чашек, из которых мезоамериканская знать пила шоколад.
После завоевания испанцы заставили местных мастеров применить эту технику к мебели и другим предметам в европейском стиле, изменив декоративные мотивы и цветовые схемы, но процесс и материалы остались в основном прежними. Азиатские лаковые изделия и ремесленники, привезенные Нао де Китай, также оказали влияние на стиль и мотивы колониальной мексиканской лаковой посуды. Сегодня мастерские по производству лаковых изделий ограничены Олиналой , Темалакацинго и Акапетлауайей в штате Герреро, Уруапаном и Пацкуаро в Мичоакане и Чьяпа-де-Корсо в Чьяпасе. Самыми популярными современными лаковыми изделиями являются небольшие шкатулки, иногда называемые cajitas de Olinalá .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уэбб, Марианна (2000). Лак: Технология и консервация . Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн. п. 3. ISBN 978-0-7506-4412-9 .
- ^ Jump up to: а б с д 12 000-летний кусок дерева сумах, самый старый в мире, обнаружен в Фукуи , Никкей , 6 ноября 2011 г.
- ^ Гэри В. Кроуфорд (октябрь 2011 г.). «Достижения в понимании раннего сельского хозяйства в Японии» . Современная антропология . 52 (С4). Издательство Чикагского университета: S334. дои : 10.1086/658369 . JSTOR 10.1086/658369 . S2CID 143756517 . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «Археологический памятник Какиносима Дзёмон» . Правительство префектуры Хоккайдо, Туристическая организация Хоккайдо. Архивировано из оригинала 7 июля 2020 года . Проверено 13 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Место раскопок Какиносима Правительство Хоккайдо
- ^ Фунг, Кристофер (1994). «Начало оседлой жизни» . Китай: древняя культура, современная земля . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 52 . ISBN 9780806126838 .
- ^ Ли, Ли (2011). Культурные реликвии Китая (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 139–140 . ISBN 9780521186568 .
- ^ Бэгли, Роберт (1999). «Шанская археология». Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 178. ИСБН 9780521470308 .
- ^ Кляйнер, Фред С. (январь 2012 г.). Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история (14-е изд.). Бостон: Уодсворт, Cengage Learning. п. 995. ИСБН 9780840030597 .
- ^ Ни Ренджи; Тан Юнье (октябрь 2011 г.). «Краткое введение в индустриальную пластику лаковых изделий в регионе Чу в период промышленного дизайна » .
- ^ Ду Яньцзе (май 2019 г.) «Исследование дизайна современных культурных творческих продуктов, основанных на мастерстве лакирования в стиле Чу» Beauty and Times (796): 97.
- ^ Гуй Цзюньжун (2011). Исследование культурных и художественных особенностей лаковых изделий Чу Press. , Пекин: China Social Sciences 978-7516104675 .
- ^ Jump up to: а б с д и Повесь, Цзянь; Го, Цюхуэй (2006). Китайское декоративно-прикладное искусство . Перевод Чжу, Юро; Сонг, Пейминг. Пекин: Китайская межконтинентальная пресса. стр. 54–58. ISBN 978-7-5085-0963-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Лаковые изделия Восточной Азии» . Метрополитен-музей . Проверено 21 сентября 2011 г.
- ^ Ватт, Джеймс Сай; Форд, Барбара Бреннан (1991). Восточноазиатский лак: Коллекция Флоренции и Герберта Ирвингов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 20–21. ISBN 9780870996221 .
- ^ Уэбб, Марианна (2000). Лак: технология и консервация . Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн. п. 42. ИСБН 9780750644129 .
- ^ Jump up to: а б Ватт, Джеймс Сай; Форд, Барбара Бреннан (1991). Восточноазиатский лак: Коллекция Флоренции и Герберта Ирвингов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 23. ISBN 9780870996221 .
- ^ Jump up to: а б Институт истории естественных наук Китайской академии наук, под ред. (1983). Технологии и наука Древнего Китая . Пекин: Издательство иностранных языков. п. 211. ИСБН 978-0-8351-1001-3 .
- ^ Jump up to: а б Акио Хайно. «Китайская резная лаковая посуда» . Киотский национальный музей . Проверено 16 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи стр.24. ISBN 978-4907211110
- ^ Город Минамикаябэ на Хоккайдо, участок Какиносима B (руины Какиносима B в городе Минамикаябэ, Хоккайдо)
- ^ Jump up to: а б с д Ремесла Дзёмон и чем они были для Heritageofjapan.wordpress.com
- ^ Саннаи Маруяма: новый взгляд на доисторическую Японию , Марк Хадсон, Азиатско-Тихоокеанский журнал, вып. 2 мая 1996 г., стр. 1–12. 47-4
- ^ Резной лак и лаковая скульптура Музей истории культуры префектуры Канагава
- ^ "ИМПЕРАТОРСКИЙ ПОКРЫТЫЙ ЗОЛОТОМ ПОДСТАВНИК ДЛЯ КАДИНИЦ" . www.christies.com . Проверено 19 января 2021 г.
- ^ Клётген, Кристина (2017). «Импорт и имитация: вкус японского лака в Китае и Франции восемнадцатого века» . Журнал исследований ранней современной культуры . 17 (2): 175–206. дои : 10.1353/jem.2017.0013 . ISSN 1531-0485 . OCLC 7308043513 . S2CID 165251830 .
- ^ Баерова, Татьяна. (2015). Исследование и консервация восточноазиатских кабинетов в императорских резиденциях (1700-1900): лаковые изделия и фарфор. Постпринты конференции 2013 . Гриссер-Штермшегг, Мартина., Труммер, Манфред., Шрайнер, Манфред., Иби, Эльфриде., Крист, Габриэла. Кёльн/Вена: Бёлау Верлаг. ISBN 978-3-205-20192-2 . OCLC 960757571 .
- ^ Музей Виктории и Альберта. (1998). Музей Виктории и Альберта: библиография и хронология выставок, 1852–1996 гг . Джеймс, Элизабет, 1957-. Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-315-07424-5 . OCLC 900484109 .
- ^ ТРИДЦАТЬ ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ КИТАЯ: от выращивания проса до артемизинина . [Sl]: СПРИНГЕР ВЕРЛАГ, СИНГАПОР. 2020. ISBN 978-981-15-6525-0 . OCLC 1227059965 .
- ^ Морено, Пилар Кабаньяс (январь 2013 г.). «Следы японского искусства в Новой Испании: ширмы, «энкончадо» и маки» . В Кавамуре, Яёи (ред.), «Лак Намбан остался в Испании». 400 лет спустя. Посольство Кэйчо, Мадрид, Министерство культуры и спорта и Японский фонд, стр. 85-106, версия на компакт-диске .
- ^ «Намбан и Энкончадо: встреча Японии и Мексики» . Япония-и-Мексика- meet.tumblr.com. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 г. Проверено 19 января 2021 г.
- ^ Уруси когда-то привлекал мир urushi-joboji.com
- ^ Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи , стр. 104. ISBN 978-4907211110
- ^ Юдзи Ямасита Ремесла Мэйдзи Мэйдзи , стр.80, Хейбонся, 2014. ISBN 978-4582922172
- ^ Эрл 1999 , стр. 186–187.
- ^ Юдзи Ямасита. Ремесла Мэйдзи Мэйдзи, стр. 60-61, Хэйбонся, 2014. ISBN 978-4582922172
- ^ Эрл 1999 , стр. 30–31.
- ^ Лидделл, CB (14 декабря 2013 г.). «[Обзор:] Японизм и развитие движения современного искусства: искусство периода Мэйдзи» . Джапан Таймс . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Эрл 1999 , с. 187.
- ^ «Самая распространенная меланорея » . die.net онлайн -словарь Проверено 31 марта 2007 г.
- ^ Беренгер (2007). «Древняя история и традиции лаковых изделий Багана» .
- ^ ДГЭ Холл (1960). Бирма . Библиотека Университета Хатчинсона. п. 42. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д Блёртон, Ричард (2002). «Путь к бирманской культуре: искусство лака» . Британский музей/Fathom. Архивировано из оригинала 4 апреля 2007 г. Проверено 31 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Коллекция бирманских лаковых изделий» . Только искусство. 2006. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 31 марта 2007 г.
- ^ Кий Вай. «Бирманская лаковая посуда теряет свой блеск» . Иравади , 19 января 2009 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2010 года . Проверено 19 марта 2009 г.
- ^ Грин, CL (1995). «5: Красители для насекомых». Недревесные лесные продукты 4: Натуральные красители и красители . Рим: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года . Проверено 3 июля 2014 г.
- ^ Элементы энтомологии (2007), стр. 492, доктор Раджендра Сингх. Публикации Растоги.
- ^ «Поделки из пасты» . Испанский в Колумбии . МинКультура . Проверено 27 февраля 2017 г.
- ^ Браун, Майкл А.; Фрик, Джули Уилсон. «Выставка посвящена ценным функциональным предметам в Испанской Америке» . Денверский художественный музей . Проверено 22 июля 2014 г.
- ^ Робертс, Эдвард А. (2014). Большой этимологический словарь испанского языка с семействами слов, основанными на индоевропейских корнях . Корпорация Xlibris. п. 170. ИСБН 9781493191130 . Проверено 19 мая 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Восточноазиатский лак: коллекция Флоренс и Герберта Ирвинг . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1991.
- Японский лак, 1600–1900: избранные произведения из коллекции Чарльза А. Гринфилда . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1980.
- Каваи, К.; Накагава, М.; Каваи, К.; Миякоши, Т.; Мияшита, К.; Асами, Т. (1992). «Термическая обработка японских лаковых изделий делает их гипоаллергенными». Контактный дерматит . 27 (4): 244–9. дои : 10.1111/j.1600-0536.1992.tb03254.x . ПМИД 1451490 . S2CID 12497249 .
- Каваи, К.; Накагава, М.; Каваи, К.; Лью, FM; Ясуно, Х. (1991). «Гипосенсибилизация к урушиолу среди японских мастеров по лакированию: результаты патч-тестов на студентах, изучающих искусство лакирования». Контактный дерматит . 25 (5): 290–5. дои : 10.1111/j.1600-0536.1991.tb01876.x . ПМИД 1839723 . S2CID 9841818 .
- Эрл, Джо (1999). Великолепие Мэйдзи: сокровища императорской Японии: шедевры из коллекции Халили . Санкт-Петербург, Флорида: ISBN Broughton International Inc. 1874780137 . OCLC 42476594 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Истории лаковых изделий». Архивировано 22 декабря 2017 г. в Wayback Machine в Национальном музее Киото .
- Музей лакового искусства Мюнстерский музей лакового искусства в Германии
- Ремесло и уход за восточноазиатским лаком , Денверский художественный музей
- Кость, плоть, кожа: создание японского лака. Видео на YouTube от Музея Гетти.
- Введение в видео Urushi на YouTube от доктора Кендзи Токи из FabLabKamakura
- Эссе «Лаковые изделия Восточной Азии» в Музее МЕТ