Jump to content

Лаковые изделия

(Перенаправлено с Лаковая посуда )
Коллекция лаковых изделий, Китай, династия Цин.

Лаковые изделия — предметы, декоративно покрытые лаком . К лаковой посуде относятся маленькие или большие контейнеры, столовая посуда, различные мелкие предметы, переносимые людьми, а также более крупные предметы, такие как мебель и даже гробы, окрашенные лаком. Перед лакированием поверхность иногда раскрашивают рисунками, инкрустируют ракушками и другими материалами или вырезают . Лак можно посыпать золотом или серебром и подвергнуть дальнейшей декоративной обработке.

Страны Восточной Азии имеют давние традиции лаковой работы, насчитывающие несколько тысячелетий, как в Китае, Японии и Корее. Самый известный лак, лак на основе урушиола , распространенный в Восточной Азии, получают из высушенного сока Toxicodendron vernicifluum . Другие виды лаков получают из различных растений и насекомых. Традиции лаковой работы в Юго-Восточной Азии , Южной Азии и Америке также древние и зародились независимо. Настоящий лак не производят за пределами Азии, но некоторые имитации, такие как японский лак в Европе, или параллельные технологии, часто условно называют «лаком».

Восточная Азия

[ редактировать ]
Дяоци или резное лаковое блюдо с драконом среди облаков, Китай, династия Мин , Ваньли (1573–1620) эпоха
Лакированный поднос из бетеля, Вьетнам, династия Нгуен.
Лакированная шкатулка с перламутровыми вставками, Корея, период Чосон , середина-конец 18 века.

Самое старое найденное лаковое дерево относится к периоду Дзёмон в Японии, 12600 лет назад. [ 1 ] [ 2 ] Древнейшие лаковые изделия в мире, погребальные украшения, созданные в VII тысячелетии до нашей эры, были обнаружены на стоянке Какиносима в Хакодатэ , Хоккайдо , Япония. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 2 ] В Китае были обнаружены различные доисторические лаковые изделия, относящиеся к периоду неолита , и предметы. Считалось, что ранним известным лаковым изделием была красная деревянная чаша, которая была раскопана на территории культуры Хэмуду ( около 5-го тысячелетия до н.э. ) в Чжэцзяне , Китай. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Китайские лаковые изделия

[ редактировать ]
Барабан с рамкой птицы и тигра, штат Чу , период весны и осени .
Поднос с цветущей сливой и птицами, поздний Юань - ранняя династия Мин
Шкатулка для благовоний с дизайном навершия, династия Южная Сун
Гербовая ширма , династия Цин , 1720–1730 гг.
Музейная экспозиция лакированной мебели и предметов интерьера. Лаковые изделия стали обычным предметом роскоши от Воюющих царств до династии Хань .
Лаковый поднос времен династии Сун с нанесенной на него техникой золотой гравировки цянцзинь , XII или XIII век.
Лаковая живопись времен династии Северная Вэй.
Мужская фигура в мантии ханьфу , из лаковой росписи по дереву [ чж ] , Северной Вэй , V век нашей эры. период

Во времена династии Шан (ок. 1600–1046 до н. э.) в Китае разработанные сложные методы обработки лака превратились в высокохудожественное ремесло. [ 1 ]

В период Восточного Чжоу (771–256 до н.э.) лаковые изделия начали появляться в больших количествах. Это самая ранняя эпоха, от которой сохранилось значительное количество лаковых изделий. [ 9 ] при этом государства, а позже и королевства Цинь и Чу, производили наибольшее количество лаковых изделий. Географическое преимущество штата Чу и более теплый климат позволили массовому выращиванию лаковых деревьев и производству лаковых изделий стать коммерческой отраслью. [ 10 ] Из-за этого государство Чу прославилось своим экспортом лаковых изделий в соседние государства королевства Чжоу , с литературными ссылками, найденными в таких книгах, как «Чжуанцзы» и «Шаншу» , и обеспечивающим некоторое культурное перекрестное опыление между южной культурой Чу и культурой Чжунюань . [ 11 ] [ 12 ]

Во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) были созданы специальные администрации для организации и разделения труда для расширения производства лака в Китае. [ 13 ] Сложные резные украшения использовались в лаковых изделиях во времена династии Хань. [ 14 ]

Во времена династии Тан (618–907) в китайской лаковой посуде появился новый стиль, отмеченный использованием листов золота или серебра, выполненных в различных формах, таких как птицы, животные и цветы. [ 13 ] Вырезы прикреплялись к поверхности лаковых изделий, после чего наносились новые слои лака, сушились, а затем шлифовались, чтобы поверхность можно было отполировать, чтобы обнажить золотые или серебряные узоры под ней. [ 13 ] Это было сделано с помощью техники, известной как pingtuo . [ 15 ] Такие методы были трудоемкими и дорогостоящими, но эти лаковые изделия считались очень изысканными. [ 13 ] Это был также период, когда началась самая ранняя практика резьбы по лаковым изделиям. [ 16 ]

Искусство инкрустации золотом, серебром и перламутром продолжалось от Тан до династии Сун (960–1279). [ 17 ] Несколько существующих декоративных техник постепенно получили дальнейшее развитие после 10-го века, такие как диаоци ( резной лак ), который включает в себя наращивание слоев, состоящих из тонко нанесенных слоев лака, и вырезание из него трехмерного рисунка; цянцзинь (гравировка золотом), при которой вырезаются тонкие линии, наносится клей из лака и в канавки вдавливается золотая фольга или порошок; и диаотянь или тянци (заполненные), в которых лак инкрустирован лаком другого цвета. [ 14 ] Разновидность диаотянь или тянци известна как мосянь (полировка-раскрытие), при которой рисунок на определенных участках создается лаком, остальные участки заполняются лаком другого цвета, а вся поверхность шлифуется. [ 14 ] Особенно интенсивно развивалось во времена династии Сун искусство инкрустации лака перламутром. [ 14 ] [ 17 ] Однако во время Песни в художественном ремесле также использовалась инкрустация золотом, процесс которой заключался в гравировке замысловатых узоров на лаковой поверхности и заполнении глубокой печати золотым порошком. [ 13 ]

Знания о китайских методах лакирования распространились из Китая во времена династий Хань, Тан и Сун. [ 18 ] в конечном итоге он был завезен в Корею, Японию. [ 18 ] В Японию искусство изготовления лаковых изделий пришло вместе с буддизмом и другими культурными артефактами из Китая через Корейский полуостров в VIII веке. [ 19 ] а резные лаковые изделия пришли в Японию из Китая при династии Мин в 14 веке. [ 19 ] Одной из самых ранних японских техник украшения лаковой поверхности, помимо росписи простых узоров, была инкрустация золотой и серебряной фольгой периода Нара (710–784). Эта техника была передана из Китая во времена династии Тан. [ 14 ]

Коромандельский лак — это экспортный товар из Китая, названный так потому, что он поставлялся на европейские рынки через Короманделское побережье Индии.

Корейская лаковая посуда

[ редактировать ]

Сам термин «Наджончилги» представляет собой комбинацию двух конкретных слов: «наджон» – перламутр и «чилги», обозначающий лаковые изделия. «Наджон» относится к композитному материалу, который образует внутренний блестящий слой оболочки. В период Троецарствия (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.) был введен первый метод, а второй был введен в период Шилла (668 г. н.э. – 935 г. н.э.). Династия Корё (918–1392), считающаяся золотым периодом этого ремесла, находилась под влиянием буддизма.

Японская лаковая посуда

[ редактировать ]
Лаковая шкатулка для письма с ирисами в Яцухаси , автор Огата Корин , период Эдо ( Национальное достояние )

Термин «лак» — уруси (漆), источник английского гибридного слова « урушиол ». Этимологически уруси может быть связано со словами уруваши («красивый») или уруои («поливаемый», «прибыльный», «привилегированный»), предположительно из-за их ценности или блестящего внешнего вида, или, возможно, из-за увлажняющих помещений, используемых при производстве лакированных изделий. товары. Термин « японирование » в 17 веке — это термин, обозначающий технику, используемую в Европе для имитации азиатского лака, произошедшую от знаменитого тогда японского лака.

Общей характеристикой японских лаковых изделий является широкое использование различных техник маки-э по сравнению с другими странами. В результате появляется немало работ, в которых на черной основе лаковых изделий блестят относительно яркие золотые и серебряные узоры и рисунки, а вся лаковая посуда покрыта блестящими золотыми и серебряными крупинками. [ 20 ]

История и региональное производство

[ редактировать ]

Примитивный лак использовался в Японии еще в 12600 году до нашей эры, в период Дзёмон . [ 2 ]

Лак использовался в Японии еще в 7000 году до нашей эры, в период Дзёмон . Доказательства существования самых ранних лаковых изделий были обнаружены на раскопках Какиносима «B» на Хоккайдо . [ 21 ] Эти предметы были обнаружены в яме-могиле, датируемой первой половиной периода Начального Дзёмон (около 9000 лет назад). [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Японская технология лакирования, возможно, была изобретена Дзёмон. Они научились очищать уруси (сок ядовитого дуба) — процесс занял несколько месяцев. Оксид железа (колкотар) и киноварь (сульфид ртути) использовались для получения красного лака. [ 22 ] Лак использовался как на керамике, так и на различных видах деревянных изделий. В некоторых случаях лакировали и погребальную одежду умерших. [ 22 ] В период раннего Дзёмон было обнаружено множество лакированных предметов; это указывает на то, что это была неотъемлемая часть культуры Дзёмон. [ 22 ] Эксперты разделились во мнениях относительно того, был ли лак Дзёмон получен на основе китайских технологий или изобретен независимо. Например, Марк Хадсон считает, что «технология лака Дзёмон была разработана независимо в Японии, а не завезена из Китая, как когда-то считалось». [ 23 ] [ 22 ]

В периоды Аска и Нара , между VII и VIII веками, в Японию были импортированы китайские формы лакового искусства.

Косметическая шкатулка. Дизайн колесиков-ручьев, лак маки-э и инкрустация перламутром, период Хэйан , 12 век (Национальное достояние)

В период Хэйан (794-1185 гг.) были разработаны различные техники маки-э, характерные для японских лаковых изделий. В то время как в других странах распространен метод нанесения рисунков кистью путем растворения золотого порошка в лаке, метод нанесения рисунков лаком с последующим посыпанием сверху золотым, серебряным или медным порошком различных размеров и форм для их полировки был разработан в Японии. Это позволило сделать золото и серебро лаковых изделий ярче, чем раньше. [ 20 ]

В период Камакура (1185–1333 гг.) в Японию импортировали резной лак времен китайской династии Сун. Однако многие японские мастера по лакированию не переняли китайский метод нанесения лака и последующей его резьбы; вместо этого они создали Камакурабори — метод резьбы по дереву с последующим покрытием лаком. [ 24 ]

Японские лаковые изделия, произведенные и экспортированные по заказу Общества Иисуса . Период Адзути-Момояма , 16 век, Национальный музей Кюсю.

Японские лаковые изделия в больших количествах экспортировались в Китай, где правители Мин и Цин обычно называли японские лаковые изделия «иностранным лаком» (янци). Ян Мин и известный мастер по лакированию Чжэцзян сделали аннотации к «Записи об украшении лаком»... Люди династии Мин однажды записали: «Искусство украшения лаком, покрытым золотом, зародилось (маки-э) из Японии». во времена правления Сюаньдэ из династии Мин совершил поездку в Японию для изучения японских техник, а японец посетил китайскую императорскую мастерскую в Пекине. во времена Мин династия Хорошо документировано, что император Юнчжэн проявлял огромный интерес к японскому лаку янци , и это нашло отражение во многих работах, созданных в императорских мастерских во время его правления. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] В период Адзути-Момояма (1568-1600) также проник в колониальную Мексику ( манильские галеоны ) и Европу посредством торговли Нанбан . Японская лаковая посуда привлекала европейских аристократов и миссионеров из Европы, а в ответ на их запросы экспортировались сундуки и церковная мебель в западном стиле. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]

Инро со свадьбой Фокса ( Кицунэ но ёмейри ). Период Эдо , конец 18 – начало 19 века.

В период Эдо (1603–1868 гг.) наблюдался рост целенаправленного выращивания лаковых деревьев и развитие используемых методов. В 18 веке цветные лаки получили более широкое распространение. С развитием экономики и культуры улучшались художественные качества лакированной мебели. Хонами Коэцу и Огата Корин воплотили рисунки Ринпа школы живописи в лаковые изделия. С середины периода Эдо инро стало популярным в качестве мужских аксессуаров, и богатые торговцы класса тёнин и самураев собирали ино высокой эстетической ценности, тщательно обработанные лаком. [ 33 ] [ 34 ] Мария Антуанетта и Мария Терезия — известные коллекционеры японских лаковых изделий, их коллекции сейчас часто выставляются в Лувре и Версальском дворце . [ 20 ]

В период Мэйдзи (1868-1912) богато украшенные лаковые изделия оригинального дизайна были популярны внутри страны, и тем более среди западных покупателей в этот период европейского и американского увлечения японским искусством . Сибаты Зешина . Особой популярностью пользовались лаковые работы [ 35 ] Кроме того, лаковая посуда под названием Сибаяма , созданная в период Эдо, стала популярной благодаря своему эффектному стилю, инкрустированному золотом, серебром, моллюсками, слоновой костью, кораллом, панцирем черепахи и керамикой, и достигла своего расцвета в этот период. В этот период также стали популярными лаковые изделия под названием Сомада , созданные в период Эдо и характеризующиеся регулярными узорами из мелко ограненных ракушек, сусального золота и серебра. [ 36 ] Правительство проявляло активный интерес к экспортному рынку произведений искусства, продвигая японские лаки и другие предметы декоративного искусства на ряде всемирных ярмарок . [ 37 ] [ 38 ] Лак японских мастерских был признан технически превосходящим тот, который можно было производить где-либо еще в мире. [ 39 ]

Сегодня японское правительство объявило выдающихся мастеров лака « Живыми национальными сокровищами» и поощряет их создавать лаковые изделия. Лаковые изделия производятся по всему Японскому архипелагу, используя множество региональных технологий и вариаций. Помимо очень старой традиции Камакура, упомянутой выше (и все еще живой сегодня), портовый город Вадзима представляет собой хороший пример регионального лакового искусства. Вадзима-нури , датируемый 16 веком, характеризуется использованием похожей на вяз японской дзельковой ( кеяки 欅), измельченной земли и изящных деталей, сформированных из ткани. (См. японскую статью 輪島塗 . Более полный список региональных традиций лакирования можно найти в японской статье .)

Лаковые изделия Рюкюань

[ редактировать ]
Сундук с картушем и резным рельефом, изображающим сцену на открытом воздухе, лаковое изделие Рюкюань , около 1750–1800 гг.

Лаковые изделия Рюкюань — одно из главных художественных произведений островов Рюкю (сегодня префектура Окинава в Японии ); он совершенно отличается от лаковых изделий, встречающихся в окружающих культурах. Тем не менее, влияние Китая и Японии присутствует.

Юго-Восточная Азия

[ редактировать ]

Бирманская лаковая посуда

[ редактировать ]
Бирманские лаковые изделия – частная коллекция.

Юн-де — это лаковая посуда на бирманском языке , и это искусство называется Пан юнь ( ပန်းယွန်း ). Лак представляет собой сок лакового дерева или Титзее ( Gluta usitata , син. Melanorhoea usitata ), которое в диком виде растет в лесах Мьянмы (бывшая Бирма). [ 40 ] Он имеет соломенный цвет, но на воздухе чернеет. При нанесении кистью или нанесении покрытия он образует твердую блестящую гладкую поверхность, в некоторой степени устойчивую к воздействию влаги или тепла.

Самые ранние фрагменты лаковых плетений, найденные в Багане, относятся к 13 веку. Доказательства наличия более старых лаковых изделий в Багане остаются неубедительными. [ 41 ]

Манипура Завоевание и подчинение Байиннаунга в 1555–1562 годах , Бхамо , Зинме ( Чиангмай ), Линзина ( Лан Ксанг ), а также вверх по рекам Тапинг и Швели в направлении Юньнани вернули в Бирму большое количество квалифицированных мастеров. Считается, что более тонкий вид бирманских лаковых изделий, называемый Юн, был завезен в этот период импортированными ремесленниками, принадлежащими к народу Юн или Северному Тайцу из региона Чиангмай. [ 42 ]

Производство и дизайн

[ редактировать ]
Маринованный чай, называемый лапет , традиционно подается на лакированном подносе, называемом лафет ок .

Лаковые сосуды, коробки и подносы имеют основу из спиральных или плетеных бамбуковых полосок, часто смешанных с конским волосом. Титси можно смешать с золой или опилками, чтобы получить похожее на замазку вещество, называемое тайо , из которого можно лепить скульптуры. Объект покрывается слой за слоем титси и тайо, чтобы сделать поверхность гладкой, полируется и гравируется замысловатыми узорами, обычно с использованием красного, зеленого и желтого цветов на красном или черном фоне. Shwezawa - это отличительная форма использования сусального золота для заполнения рисунков на черном фоне. [ 43 ] [ 44 ]

Сцены дворца, сцены из сказок Джатаки и знаки бирманского зодиака являются популярными рисунками, а некоторые сосуды могут быть инкрустированы стеклянной мозаикой или полудрагоценными камнями с золотым рельефом. [ 44 ] Все предметы изготовлены вручную, а дизайн и гравировка выполнены вручную. Чтобы закончить небольшое судно, может потребоваться три-четыре месяца, а для более крупного — возможно, больше года. Готовый продукт — результат командной работы, а не созданный одним человеком. [ 43 ]

Самым характерным сосудом, вероятно, является чаша для риса на ножке со шпильчатой ​​крышкой, которую монахи называют сюнь ок . Лахпет ок представляет собой неглубокую посуду с крышкой и несколькими отделениями для подачи лахпета (маринованного чая) с различными добавками. Штабелируемые переноски для завтрака, крепящиеся одной ручкой или сун гяинк, обычно имеют простой красный или черный цвет. Даунглан — это низкие столы для еды, которые могут быть простыми с широким основанием или иметь три изогнутые ножки с животным или цветочным орнаментом и крышкой. Графины для воды или йейдагаунг с чашкой, служащей крышкой, а также вазы также входят в число лаковых изделий, которые до сих пор используются во многих монастырях. [ 43 ] [ 44 ]

Различные круглые коробки с крышками, маленькие и большие, известны как юн-ит, в том числе коробки для паана , называемые кун-ит ( бирманский : ကွမ်းအစ် ; коробки для бетеля). Юн титта — это прямоугольные ящики для хранения различных предметов, в том числе рукописей пейса или пальмовых листьев, когда их называют садайк титта . Блюда на пьедестале или небольшие подносы на ножке с крышкой или без нее известны как калат для подачи деликатесов или подношения цветов королевской семье или Будде . Театральные труппы и музыканты имеют свои лаковые изделия в костюмах, масках, головных уборах и музыкальных инструментах, некоторые из них хранятся и перевозятся в лаковых сундуках. [ 44 ] коробки в форме тыквы или птицы, такой как сова, которая, как полагают, приносит удачу, или хинтха ( утка -брамин Также распространены ). Ширмы и небольшие многоугольные столы сегодня также изготавливаются для туристической торговли.

Промышленность

[ редактировать ]

Баган является крупным центром лаковой промышленности, где ремесло существует уже почти два столетия и до сих пор практикуется традиционным способом. Здесь в 1920-е годы была основана государственная школа лакового искусства. Поскольку пластик, фарфор и металл вытеснили лак в большинстве повседневных принадлежностей, сегодня его производят в крупных мастерских в основном для туристов, приезжающих посмотреть на древние храмы Багана. Однако в деревне Кьяукка недалеко от Монивы в долине Чиндвин до сих пор производят прочную лакированную посуду для повседневного использования, в основном просто черного цвета. [ 43 ]

Снижение количества посетителей в сочетании со стоимостью смолы, которая за 15 лет выросла в 40 раз, привело к закрытию более двух третей из более чем 200 мастерских по производству лаковых изделий в Багане. [ 45 ]

Вьетнамская лаковая живопись и лаковые изделия

[ редактировать ]
Лаковые изделия, династия Нгуен , Вьетнам.
Ширма . с вьетнамским лаком
Лакированная складная ширма

Санмай — техника живописи во Вьетнаме . Он возник у художников Ханоя ЭБАЙ в 1930-х годах и сегодня считается национальным стилем живописи многих известных художников.

В 1924 году была основана Школа изящных искусств в Ханое . Это заведение должно было стать родиной возрожденного искусства лаковой живописи. В 1934 году в школе открылось лаковое отделение, и именно отсюда родились известные деятели искусства, в том числе; Появятся Буй Чанг Чуок, Нгуен Ван Бинь, Нгуен Кханг, Нгуен Дык Нунг, Нгуен Тьен Чунг и Фам Ван Дон.

Это было первое поколение вьетнамских студентов Индокитайской школы изящных искусств 1930-х годов, которые возвысили мастерство лаковой живописи до истинно изобразительного искусства. Менее интересуясь декором, чем их предшественники-ремесленники, именно эти люди положили начало серии художественных инноваций, от которых также выиграли бы мастера, производящие чисто утилитарные или декоративные изделия.

Создание изображений с помощью измельченной яичной скорлупы, рисование пигментом золотой и оловянной фольги и добавление песка в лак — все это методы, разработанные теми первыми учениками. Лаковые изделия цвета металлик, которыми по праву славятся вьетнамские мастера, были впервые разработаны художниками, экспериментировавшими со многими инновационными техниками.

После воссоединения искусство лаковых изделий во Вьетнаме медленно вымирало. Но с 1980-х годов правительство признало его жизненно важной культурной и экономической силой и призвало бизнес-сообщество инвестировать в это ремесло. В результате мы наблюдаем возрождение лаковой посуды и распространение лаковой продукции из Вьетнама.

Южная Азия

[ редактировать ]
Лакша — это традиционная форма лаковых изделий из Шри-Ланки, изготовленная из шеллака, полученного из лака .

В Индии лак от насекомых или шеллак использовался с древних времен. Шеллак – это выделения лакового клопа ( Tachardia lacca Kerr. или Laccifer lacca ). Применяется для отделки древесины, лаковых изделий, косметики для кожи, украшений, красителя для текстиля, производства различных марок шеллака для покрытия поверхностей. [ 46 ] В тексте Атхарваведы 1200 г. до н.э. – 1000 г. до н.э. посвящена глава лакше и ее различным применениям. [ 47 ]

Техника травяного лака

[ редактировать ]

Барнис де Пасто ( es ) — это техника нанесения лака, берущая свое начало в доколумбовой эпохе и являющаяся фирменным блюдом Пасто, Колумбия . Его изготавливают путем разжевывания смолы андского кустарника мопа-мопа ( Elaeagia Pastoensis ) тонкими слоями, а затем окрашивания ее и нанесения на деревянную, металлическую, глиняную или стеклянную поверхность с помощью нагретых камней. [ 48 ] [ 49 ] Исторически эта техника применялась к деревянным керосам , сосудам для питья.

Мексиканская лаковая посуда

[ редактировать ]
Декоративная лакированная тыква с золотыми деталями в магазине в Пацкуаро, Мичоакан.

известен На мексиканском испанском языке как laca или maque (от японского maki-e [ 50 ] [ самостоятельный источник ] ), Мексиканский лак имеет независимое происхождение от азиатского лака. В доиспанский период вещества из личинок щитовок aje и/или масло семян чиа смешивали с порошкообразными минералами для создания защитных покрытий и декоративных рисунков. В этот период этот процесс почти всегда применялся к сушеным тыквам, особенно для изготовления чашек, из которых мезоамериканская знать пила шоколад.

После завоевания испанцы заставили местных мастеров применить эту технику к мебели и другим предметам в европейском стиле, изменив декоративные мотивы и цветовые схемы, но процесс и материалы остались в основном прежними. Азиатские лаковые изделия и ремесленники, привезенные Нао де Китай, также оказали влияние на стиль и мотивы колониальной мексиканской лаковой посуды. Сегодня мастерские по производству лаковых изделий ограничены Олиналой , Темалакацинго и Акапетлауайей в штате Герреро, Уруапаном и Пацкуаро в Мичоакане и Чьяпа-де-Корсо в Чьяпасе. Самыми популярными современными лаковыми изделиями являются небольшие шкатулки, иногда называемые cajitas de Olinalá .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Уэбб, Марианна (2000). Лак: Технология и консервация . Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн. п. 3. ISBN  978-0-7506-4412-9 .
  2. ^ Jump up to: а б с д 12 000-летний кусок дерева сумах, самый старый в мире, обнаружен в Фукуи , Никкей , 6 ноября 2011 г.
  3. ^ Гэри В. Кроуфорд (октябрь 2011 г.). «Достижения в понимании раннего сельского хозяйства в Японии» . Современная антропология . 52 (С4). Издательство Чикагского университета: S334. дои : 10.1086/658369 . JSTOR   10.1086/658369 . S2CID   143756517 . Проверено 30 ноября 2020 г. .
  4. ^ Jump up to: а б «Археологический памятник Какиносима Дзёмон» . Правительство префектуры Хоккайдо, Туристическая организация Хоккайдо. Архивировано из оригинала 7 июля 2020 года . Проверено 13 ноября 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б Место раскопок Какиносима Правительство Хоккайдо
  6. ^ Фунг, Кристофер (1994). «Начало оседлой жизни» . Китай: древняя культура, современная земля . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 52 . ISBN  9780806126838 .
  7. ^ Ли, Ли (2011). Культурные реликвии Китая (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 139–140 . ISBN  9780521186568 .
  8. ^ Бэгли, Роберт (1999). «Шанская археология». Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 178. ИСБН  9780521470308 .
  9. ^ Кляйнер, Фред С. (январь 2012 г.). Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история (14-е изд.). Бостон: Уодсворт, Cengage Learning. п. 995. ИСБН  9780840030597 .
  10. ^ Ни Ренджи; Тан Юнье (октябрь 2011 г.). «Краткое введение в индустриальную пластику лаковых изделий в регионе Чу в период промышленного дизайна » .
  11. ^ Ду Яньцзе (май 2019 г.) «Исследование дизайна современных культурных творческих продуктов, основанных на мастерстве лакирования в стиле Чу» Beauty and Times (796): 97.
  12. ^ Гуй Цзюньжун (2011). Исследование культурных и художественных особенностей лаковых изделий Чу Press. , Пекин: China Social Sciences  978-7516104675 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и Повесь, Цзянь; Го, Цюхуэй (2006). Китайское декоративно-прикладное искусство . Перевод Чжу, Юро; Сонг, Пейминг. Пекин: Китайская межконтинентальная пресса. стр. 54–58. ISBN  978-7-5085-0963-1 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и «Лаковые изделия Восточной Азии» . Метрополитен-музей . Проверено 21 сентября 2011 г.
  15. ^ Ватт, Джеймс Сай; Форд, Барбара Бреннан (1991). Восточноазиатский лак: Коллекция Флоренции и Герберта Ирвингов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 20–21. ISBN  9780870996221 .
  16. ^ Уэбб, Марианна (2000). Лак: технология и консервация . Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн. п. 42. ИСБН  9780750644129 .
  17. ^ Jump up to: а б Ватт, Джеймс Сай; Форд, Барбара Бреннан (1991). Восточноазиатский лак: Коллекция Флоренции и Герберта Ирвингов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 23. ISBN  9780870996221 .
  18. ^ Jump up to: а б Институт истории естественных наук Китайской академии наук, под ред. (1983). Технологии и наука Древнего Китая . Пекин: Издательство иностранных языков. п. 211. ИСБН  978-0-8351-1001-3 .
  19. ^ Jump up to: а б Акио Хайно. «Китайская резная лаковая посуда» . Киотский национальный музей . Проверено 16 августа 2007 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи стр.24. ISBN   978-4907211110
  21. ^ Город Минамикаябэ на Хоккайдо, участок Какиносима B (руины Какиносима B в городе Минамикаябэ, Хоккайдо)
  22. ^ Jump up to: а б с д Ремесла Дзёмон и чем они были для Heritageofjapan.wordpress.com
  23. ^ Саннаи Маруяма: новый взгляд на доисторическую Японию , Марк Хадсон, Азиатско-Тихоокеанский журнал, вып. 2 мая 1996 г., стр. 1–12. 47-4
  24. ^ Резной лак и лаковая скульптура Музей истории культуры префектуры Канагава
  25. ^ "ИМПЕРАТОРСКИЙ ПОКРЫТЫЙ ЗОЛОТОМ ПОДСТАВНИК ДЛЯ КАДИНИЦ" . www.christies.com . Проверено 19 января 2021 г.
  26. ^ Клётген, Кристина (2017). «Импорт и имитация: вкус японского лака в Китае и Франции восемнадцатого века» . Журнал исследований ранней современной культуры . 17 (2): 175–206. дои : 10.1353/jem.2017.0013 . ISSN   1531-0485 . OCLC   7308043513 . S2CID   165251830 .
  27. ^ Баерова, Татьяна. (2015). Исследование и консервация восточноазиатских кабинетов в императорских резиденциях (1700-1900): лаковые изделия и фарфор. Постпринты конференции 2013 . Гриссер-Штермшегг, Мартина., Труммер, Манфред., Шрайнер, Манфред., Иби, Эльфриде., Крист, Габриэла. Кёльн/Вена: Бёлау Верлаг. ISBN  978-3-205-20192-2 . OCLC   960757571 .
  28. ^ Музей Виктории и Альберта. (1998). Музей Виктории и Альберта: библиография и хронология выставок, 1852–1996 гг . Джеймс, Элизабет, 1957-. Лондон: Рутледж. ISBN  978-1-315-07424-5 . OCLC   900484109 .
  29. ^ ТРИДЦАТЬ ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ КИТАЯ: от выращивания проса до артемизинина . [Sl]: СПРИНГЕР ВЕРЛАГ, СИНГАПОР. 2020. ISBN  978-981-15-6525-0 . OCLC   1227059965 .
  30. ^ Морено, Пилар Кабаньяс (январь 2013 г.). «Следы японского искусства в Новой Испании: ширмы, «энкончадо» и маки» . В Кавамуре, Яёи (ред.), «Лак Намбан остался в Испании». 400 лет спустя. Посольство Кэйчо, Мадрид, Министерство культуры и спорта и Японский фонд, стр. 85-106, версия на компакт-диске .
  31. ^ «Намбан и Энкончадо: встреча Японии и Мексики» . Япония-и-Мексика- meet.tumblr.com. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 г. Проверено 19 января 2021 г.
  32. ^ Уруси когда-то привлекал мир urushi-joboji.com
  33. ^ Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи , стр. 104. ISBN   978-4907211110
  34. ^ Юдзи Ямасита Ремесла Мэйдзи Мэйдзи , стр.80, Хейбонся, 2014. ISBN   978-4582922172
  35. ^ Эрл 1999 , стр. 186–187.
  36. ^ Юдзи Ямасита. Ремесла Мэйдзи Мэйдзи, стр. 60-61, Хэйбонся, 2014. ISBN   978-4582922172
  37. ^ Эрл 1999 , стр. 30–31.
  38. ^ Лидделл, CB (14 декабря 2013 г.). «[Обзор:] Японизм и развитие движения современного искусства: искусство периода Мэйдзи» . Джапан Таймс . Проверено 19 марта 2020 г.
  39. ^ Эрл 1999 , с. 187.
  40. ^ «Самая распространенная меланорея » . die.net онлайн -словарь Проверено 31 марта 2007 г.
  41. ^ Беренгер (2007). «Древняя история и традиции лаковых изделий Багана» .
  42. ^ ДГЭ Холл (1960). Бирма . Библиотека Университета Хатчинсона. п. 42. [ постоянная мертвая ссылка ]
  43. ^ Jump up to: а б с д Блёртон, Ричард (2002). «Путь к бирманской культуре: искусство лака» . Британский музей/Fathom. Архивировано из оригинала 4 апреля 2007 г. Проверено 31 марта 2007 г.
  44. ^ Jump up to: а б с д «Коллекция бирманских лаковых изделий» . Только искусство. 2006. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 31 марта 2007 г.
  45. ^ Кий Вай. «Бирманская лаковая посуда теряет свой блеск» . Иравади , 19 января 2009 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2010 года . Проверено 19 марта 2009 г.
  46. ^ Грин, CL (1995). «5: Красители для насекомых». Недревесные лесные продукты 4: Натуральные красители и красители . Рим: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года . Проверено 3 июля 2014 г.
  47. ^ Элементы энтомологии (2007), стр. 492, доктор Раджендра Сингх. Публикации Растоги.
  48. ^ «Поделки из пасты» . Испанский в Колумбии . МинКультура . Проверено 27 февраля 2017 г.
  49. ^ Браун, Майкл А.; Фрик, Джули Уилсон. «Выставка посвящена ценным функциональным предметам в Испанской Америке» . Денверский художественный музей . Проверено 22 июля 2014 г.
  50. ^ Робертс, Эдвард А. (2014). Большой этимологический словарь испанского языка с семействами слов, основанными на индоевропейских корнях . Корпорация Xlibris. п. 170. ИСБН  9781493191130 . Проверено 19 мая 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d490b3bd40d5bb9f226ad31fdb15c7d__1717016100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/7d/8d490b3bd40d5bb9f226ad31fdb15c7d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lacquerware - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)