Jump to content

История хаджа

(Перенаправлено из «Истории хаджа »)

Кааба . в Мекке – место паломничества мусульман
Лагерь паломников c. 1910 год

Хадж это паломничество в Мекку , совершаемое ежегодно миллионами мусульман со всего мусульманского мира . Его история насчитывает много веков. Нынешняя модель исламского хаджа была установлена ​​исламским пророком Мухаммедом около 632 года нашей эры, который реформировал существующую традицию паломничества арабов-язычников. Согласно исламской традиции, хадж датируется тысячами лет назад, когда Авраам по повелению Бога построил Каабу («дом Божий»). Это кубическое здание считается самым святым местом в исламе, и ритуалы хаджа включают многократное хождение вокруг него.

В средние века паломники собирались в таких городах, как Басра , Дамаск и Каир, чтобы отправиться в Мекку группами и караванами, состоящими из десятков тысяч паломников. Некоторые прибыли издалека на парусных кораблях. Султаны Османской империи поддержали паломников, назначив Амира аль-Хаджа («командующего хаджа») организовывать и возглавлять караваны. Поскольку были введены другие виды транспорта, включая пароходы и поезда, паломники смогли добраться до Мекки быстрее.

Кочевые племена пустыни, известные как бедуины , были постоянной проблемой безопасности для караванов хаджа. Ежегодное паломничество давало паломникам, а также профессиональным торговцам возможность проводить различные торговые мероприятия как по маршруту, так и в Мекке, Дамаске и Каире. На протяжении своей истории хадж оказал влияние на литературу и искусство, поскольку паломники писали путеводители и создавали художественные изображения святых мест и ритуалов.

Источник

[ редактировать ]

В исламской традиции паломничество было введено во времена пророка Ибрагима ( Авраама ). По преданию, по повелению Бога Авраам оставил свою жену Агарь ( Хаджар ) и сына Измаила ( Исмаила ) одних в пустыне древней Мекки с небольшим количеством еды и воды, которые они вскоре израсходовали. Мекка тогда была необитаемым местом. [ 1 ] В поисках воды Агарь семь раз отчаянно пробегала между двумя холмами Сафа и Марва, но не нашла ни одного. Вернувшись в отчаянии к Измаилу, она увидела ребенка, царапающего землю ногой, и фонтан с водой под ней. [ 2 ] [ 3 ] Из-за наличия воды племена начали селиться в Мекке, и Джурхум был первым таким племенем, прибывшим сюда. Повзрослев, Измаил женился на представителях племени и стал жить с ними. [ 3 ] В Коране говорится, что Ибрагим вместе со своим сыном Измаилом заложил фундамент дома, который большинство комментаторов идентифицируют как Каабу . После помещения Черного камня в восточном углу Каабы Ибрагим получил откровение , в котором Аллах сказал престарелому пророку, что теперь он должен пойти и провозгласить человечеству паломничество. [ 2 ] Коран 27-30 упоминает эти инциденты в 2:124-127 и 22: . Исламский ученый Шибли Номани упоминает, что дом, построенный Авраамом, имел высоту 27 футов, длину 96 футов и ширину 66 футов. [ 4 ]

Доисламская Аравия

[ редактировать ]
Караван верблюдов, направлявшийся в Мекку для ежегодного паломничества, ок. 1910 год .

Доисламские арабы поклонялись другим богам. Кааба по-прежнему была центром их поклонения. [ 5 ] и был наполнен идолами и изображениями ангелов. [ 6 ] Во время ежегодного сезона паломничества люди из дома и из-за границы посещали Каабу. Племя курайшитов отвечало за развлечение и обслуживание паломников. Шибли Номани упоминает, что арабы-язычники во время своего паломничества вводили некоторые нечестивые обряды. В отличие от сегодняшнего хаджа, они не ходили между холмами Сафа и Марва и не собирались у Арафата . Некоторые хранили молчание на протяжении всего паломничества. За исключением представителей племени Курайшит, паломники совершали таваф обнаженными. В первые годы пророчества Мухаммеда сезон паломничества давал Мухаммеду возможность проповедовать ислам иностранцам, приехавшим в Мекку для паломничества. [ нужна ссылка ]

Мухаммед и хадж

[ редактировать ]

Нынешняя модель хаджа была установлена ​​исламским пророком Мухаммедом , который внес реформы в доисламское паломничество арабов-язычников. [ 7 ] Мекка была завоевана мусульманами в 630 году нашей эры. Затем Мухаммед уничтожил всех языческих идолов и посвятил здание Аллаху . [ 6 ] В следующем году по указанию Мухаммеда Абу Бакр возглавил 300 мусульман в паломничество в Мекку, где Али произнес проповедь, предусматривающую новые обряды хаджа и отмену языческих обрядов. Он особо заявил, что со следующего года ни одному неверующему, язычнику и обнаженному мужчине не будет разрешено обходить Каабу. [ 8 ] В 632 году нашей эры, незадолго до своей смерти, Мухаммед совершил свое единственное и последнее паломничество с большим количеством последователей и научил их обрядам хаджа и способам его совершения. [ 9 ] На равнине Арафата он произнес знаменитую речь, известную как «Прощальная проповедь », перед присутствовавшими там. [ 10 ] С тех пор хадж стал одним из пяти столпов ислама . В 9-м году хиджры хадж стал обязательным. [ 11 ]

Лагеря индийских (вверху) и иранских (внизу) паломников, изображенные на Анис аль-Худжадже 1677 года.

Эпоха Халифата

[ редактировать ]

В средние века паломники собирались в столицах Сирии , Египта и Ирака , чтобы отправиться в Мекку группами и караванами, состоящими из десятков тысяч паломников. [ 12 ] Мусульманские правители возьмут на себя ответственность за хадж и обеспечат государственное покровительство организации таких паломнических караванов. [ 13 ] [ 14 ] Чтобы облегчить паломническое путешествие, была построена дорога протяженностью 900 миль, протянувшаяся от Ирака до Мекки и Медины. Строительство дороги, вероятно, было начато во времена третьего аббасидского халифа аль-Махди , отца пятого аббасидского халифа Харуна ар-Рашида , около 780 года нашей эры. Позже он был назван «Путь Зубайды » ( Дарб Зубайда ) в честь жены Харуна, поскольку она известна тем, что проводила улучшения вдоль маршрута и снабжала его цистернами с водой и столовыми для паломников. регулярно [ 15 ] [ 16 ] И Харун, и Зубайда несколько раз совершали хадж, проводили благоустройство Мекки и Медины . [ 17 ] [ 18 ]

Значительная часть информации о средневековом хадже получена из непосредственных наблюдений трех мусульманских путешественников — Насира Хусрова , Ибн Джубайра и Ибн Баттуты — которые сами совершали паломничество и записывали подробные отчеты. Хосров совершил хадж в 1050 году. Начав свое первое путешествие из Гранады в 1183 году, Ибн Джубайр, уроженец Испании , совершил свое паломничество в 1184 году, а затем отправился в Багдад. [ 19 ] Ибн Баттута, уроженец Марокко, покинул свой дом в 1325 году и совершил паломничество в 1326 году. [ 20 ] После падения Багдада в 1258 году период мамлюков ) основными пунктами сбора паломников стали Дамаск и Каир. [ 21 ] В то время как паломники из Сирии, Ирака, Ирана и Анатолии присоединились к каравану Дамаска, паломники из Северной Африки и регионов к югу от Сахары присоединились к каравану Каира. [ 12 ] [ 21 ]

Османская эпоха

[ редактировать ]
Караван египетских паломников пересекает Суэцкий канал на пути в Мекку, около 1885 года.

После прихода к власти османов султаны Османской империи занялись управлением программой хаджа и выделили ежегодный бюджет на его организацию. [ 22 ] В этот период Дамаск и Каир по-прежнему оставались основными пунктами, откуда отправлялись и возвращались главные караваны хаджа. [ 23 ] [ 24 ] В состав этих караванов входили тысячи верблюдов для перевозки паломников, торговцев, товаров, продуктов питания и воды. Многие люди также совершали свое паломничество пешком. Правители предоставят необходимые военные силы для обеспечения безопасности караванов хаджа. Командиры караванов, отправлявшихся из Каира и Дамаска, назначались мусульманским государем и были известны как Амир аль-Хадж . Они отвечали за защиту паломников каравана, а также за обеспечение средств и припасов для путешествия. [ 25 ] С сирийскими караванами также были отправлены хирурги и врачи, чтобы бесплатно лечить паломников. [ 26 ] В этот период ежегодно паломничество совершали от 20 000 до 60 000 человек. [ 25 ]

Современный период

[ редактировать ]
Маршрут Хиджазской железной дороги

Во второй половине XIX века (после 1850-х годов) для паломнического путешествия в Мекку стали использоваться пароходы , увеличилось число паломников, путешествующих по морскому пути. [ 27 ] С открытием Суэцкого канала в 1869 году время паломничества сократилось. [ 28 ] Первоначально британские судоходные компании обладали монополией в этом пароходном бизнесе и предлагали паломникам мало возможностей. В 1886 году тогдашнее правительство Индии приняло некоторые правила, направленные на улучшение паломничества из Индии в Хиджаз. [ 29 ] В начале двадцатого века османский султан Абдул Хамид II построил Хиджазскую железную дорогу между Дамаском и Мединой , что еще больше облегчило паломническое путешествие: паломники путешествовали сравнительно легко и достигли Хиджаза всего за четыре дня. [ 30 ] Начиная с Дамаска в сентябре 1900 года, железная дорога достигла Медины в сентябре 1908 года, имея протяжённость 1300 километров (810 миль). [ 31 ] [ 32 ] Железная дорога была повреждена во время Первой мировой войны силами арабского восстания во главе с британским офицером Т.Э. Лоуренсом . [ 33 ] [ 30 ] Чума вспыхивала почти каждый год до 1918 года. [ 34 ]

Швейцарский локомотивный и машиностроительный завод класс из десяти локомотивов 2-8-0 под номерами 87–96. в Швейцарии в 1912 году построил для Хиджазской железной дороги

После заключения контракта между правительством Саудовской Аравии и египетской авиакомпанией Misr Airlines в 1936 году авиакомпания Misr Airlines в 1937 году представила первую авиакомпанию для паломников, совершающих хадж. [ 35 ] Последующая неисправность двигателя самолета прервала полеты по хаджу, а Вторая мировая война с 1939 по 1945 год привела к уменьшению числа паломников. Современные транспортные системы в паломнических поездках фактически начали использоваться только после Второй мировой войны. Саудовская Аравия учредила Арабскую транспортную компанию и Транспортную компанию Бахашаб в 1946 и 1948 годах соответственно для перевозки паломников в различные места хаджа, что в последующие годы оказалось весьма эффективным, а также использования верблюдов в качестве транспортного средства для паломничества. путешествия практически закончились в 1950 году. [ 35 ] По одним данным, в сезоны паломничества 1946–1950 годов около 80% от общего числа иностранных паломников прибыли морским путем, 10% — по суше и 7% — воздушным транспортом. [ 36 ] В 1970-е и последующие десятилетия наблюдался резкий рост числа паломников из-за доступности доступной системы авиаперелетов . [ 37 ]

В 1979 году большая группа повстанцев захватила мечеть. Это было известно как захват Большой мечети . Властям потребовалось две недели, чтобы взять ситуацию под контроль, а позже повстанцы были казнены. [ 38 ] [ 39 ] В последние годы произошло несколько примечательных инцидентов, таких как давка людей в 2004 и 2006 годах , обрушение крана в 2015 году и давка в том же году ; Правительство Саудовской Аравии потратило миллиарды долларов на сдерживание массовых беспорядков и меры безопасности. [ 40 ] Во время пандемии COVID-19 только 10 000 человек было разрешено участвовать в хадже 2020 года, а в 2021 году число паломников выросло до 59 000. [ 41 ] На фоне отмены ограничений, связанных с пандемией COVID-19, число участников хаджа возросло до 926 000 в 2022 году и примерно удвоилось до 1,84 миллиона в 2023 году. [ 42 ]

Маршруты хаджа

[ редактировать ]
Процессия ждет паломника. Справа — преклонившие колени верблюды. Слева — паланкины из серебра и слоновой кости, 1911 год.

«Путь Зубайды» (иракский маршрут)

[ редактировать ]

В средневековом Ираке основными пунктами сбора паломников были Куфа и Басра , где первая была связана с регионом Хиджаза Путем Зубайды. Этот иракский маршрут начинался из Куфы, пролегал через Файд (место недалеко от Джебель-Шаммара в центральной части Саудовской Аравии), пересекал Неджд регион (регион в центральной Саудовской Аравии), следовал в Медину, а затем достиг Мекки. [ 43 ]

Сирийский маршрут

[ редактировать ]

В средневековой Сирии отправной точкой паломников был Дамаск . Этот сирийский маршрут начинался из Дамаска и, направляясь на юг, достигал Аль-Карака , а затем Маана (оба находятся на территории современной Иордании), пересекал Табук (место на северо-западе Саудовской Аравии), Хиджр (ныне Мадаин). Салех) и Аль-Ула (на северо-западе Саудовской Аравии, в 380 км к северу от Медины), затем проследовали в Медину, а затем достигли Мекки. [ 44 ] [ 45 ]

Со времен Омейядов и до времен Османской империи город Маан служил рынком для паломников, следовавших по сирийскому маршруту. [ 46 ]

Османский период

[ редактировать ]

Османские ханы — это укрепленные постоялые дворы для паломников, которые называются по-разному — хан , кала/кильа или манзил . [ нужны разъяснения ]

  1.  Сулеймания Такия
  2.  Майдан
  3. Кисва ( Аль-Кисва )
  4.  Хан Даннун
  5.  Габагиб
  6.  Не делай этого
  7.  Музайриб
  8.  Мафрак : Хан или Калат эль-Мафрак. [ 47 ]
  9. Манзил аз-Зарка или Каср Шабиб/ [ 47 ] Шебиб ( 32 ° 03'48 "N 36 ° 04'56" E  /  32,06333 ° N 36,08222 ° E  / 32,06333; 36.08222 ) [ 48 ]
  10.  Биркат Зизия : Манзил или Калат Зизия. [ 47 ]
  11.  Даба : Манзил или Калат Даба. [ 47 ] (см. карту с точками в Тибе : Каср-Даба, примерно в 40 км к юго-юго-востоку от Аммана; ранее Калат-Балка; 31 ° 35'46 "N 36 ° 03'02" E  /  31,59611 ° N 36,05056 ° E  / 31,59611; 36.05056 ) [ 49 ]
  12. Катрана: Хан Катрана/ [ 47 ] Каср аль-Катране ( 31 ° 14'30 "N 36 ° 02'23" E  /  31,24167 ° N 36,03972 ° E  / 31,24167; 36.03972 ) [ 50 ]
  13. Хаса /эль-Хасса: Хан аль-Хаса/ [ 47 ] Калат аль-Хаса (1760 г.), стоит рядом с мостом (ок. 1730–1733 гг.) через Вади-эль-Хаса в его верхнем течении, в 5 км к северо-западу от железнодорожной станции Хиджаз, в 30 ° 50'21 ″ с.ш. 35 ° 56'01 ″ в.д.  /  30,83917 ° с.ш. 35,93361 ° в.д.  / 30,83917; 35.93361 . [ 51 ]
  14.  Унейза (Унайза) : Хан аль-Унайза/ [ 47 ] Калъат Унайза ( 30 ° 29'17 "N 35 ° 47'43" E  /  30,48806 ° N 35,79528 ° E  / 30,48806; 35.79528 ) [ 52 ]
  15.  Маан : Манзилт или Калат Маан. [ 47 ]
  16.  Фассуа : Манзилт или Калат Фассуа. [ 47 ] ( 29 ° 45'55 "N 35 ° 52'51" E  /  29,76528 ° N 35,88083 ° E  / 29,76528; 35.88083 ) [ 53 ]
  17.  Мудаввара : Манзилт или Калат аль-Мудаввара. [ 47 ] ( 29 ° 19'23 "N 35 ° 59'28" E  /  29,32306 ° N 35,99111 ° E  / 29,32306; 35.99111 ) [ 54 ]
  18.  Дхат аль-Хадж
  19.  Табук
  20. Галандария
  21.  аль-Ухайдир : Калат аль-Ахдар
  22. Муаззем/Аль-Муаззам
  23.  Дар аль-Хамра
  24. Мадаин Салех/ Медаин Салех (Аль-Хиджр/Хегра)
  25.  Аль-Ула
  26.  Бир аль-Ганнам
  27.  Изумруд / Изумруд
  28.  Савра
  29. Хадия ( Хадийя, Медина )
  30.  Nakhlatayn
  31.  Вади аль-Кура
  32.  Хафира/аль-Хафира

Египетский маршрут

[ редактировать ]

По египетскому маршруту паломники соберутся в Каире и через четыре дня отправятся к земле Аджруд (24 км к северо-западу от Суэца), а оттуда достигнут Суэца и пересекут Синайский полуостров через мыс Ан-Нахль. они достигнут Акабы (в южной части современной Иордании), затем, двигаясь параллельно Красному морю, достигнут Янбу , затем проследуют в Медину и, наконец, достигнут Мекки. [ 55 ] [ 44 ] Караваны хаджа начинали свое паломническое путешествие оттуда, путешествовали по суше или по морю, через пустыни и после совершения паломничества возвращались туда. В среднем путешествие займет около двух-трех месяцев. [ 55 ] [ 21 ]

Издалека

[ редактировать ]
Паломники Мекки из Нидерландской Ост-Индии (сегодня Индонезия ) на борту парохода Rotterdamsche Lloyd Kota Nopan в Красном море , 1937 год.

Паломничество в Мекку в основном представляло собой путешествие по суше с использованием верблюдов в качестве транспортного средства. Однако на протяжении всей истории многим далеким паломникам из Магриба , Индийского субконтинента и Юго-Восточной Азии также приходилось использовать различные морские пути, чтобы добраться до Хиджаза . [ 56 ] « Анис аль-Худжадж» представляет собой иллюстрированный отчет о хадже, совершенном в 1677 году членом двора Великих Моголов . [ 57 ] Вместе с другими паломниками он переправился на корабле из Сурата в Джидду через Мокку, Йемен . [ 58 ] Паломники из Магриба (Тунис, Алжир, Ливия) путешествовали через нижнее побережье Средиземного моря, чтобы добраться до каирских караванов и присоединиться к ним. [ 59 ] Некоторые паломники из Африки пересекали Красное море , чтобы добраться до Хиджаза, а затем в Мекку. [ 60 ] [ 61 ]

Махмаль , символы королевской власти

[ редактировать ]
Египетский Махмаль на пути в Мекку, ок. 1880 г.

Махмал представлял собой без пассажиров церемониальный носилок , который ежегодно с 13 века до середины 20 века перевозили на верблюде среди караванов паломников. Он символизировал политическую власть пославших его султанов , демонстрируя свою опеку над святынями ислама. Махмалы были отправлены из Каира , Дамаска , Йемена , Хайдарабада , Дарфура и Империи Тимуридов в разные периоды. [ 62 ] Прибытие махмаля в Мекку было знаменательным событием, посмотреть на которое выходили местные жители и паломники. [ 63 ] Перед въездом в город простой текстиль, которым был покрыт махмаль в пути, был заменен кисвой : богато украшенной, красочной тканью, вышитой стихами из Корана и тугрой (эмблемой) султана-спонсора. [ 64 ] Махмалы из разных стран соревновались за лучшее место перед Каабой . [ 64 ] Махмал, возвращавшийся из Мекки в город своего происхождения, считался несущим барака (благословение). Когда процессия вернулась, родители вывели своих детей, чтобы они прикоснулись к махалу, и люди ненадолго положили в него свои носовые платки. [ 65 ]

Налогообложение паломников

[ редактировать ]
Орнаментальный шамфрон (лицевой доспех) для верблюда или лошади в процессии Махмаля, Османская империя, 18 век.

По словам Ибн Джубайра, в период владычества Фатимидов над Хиджазом местные правители Хиджаза облагали паломников налогами в размере семи с половиной золотых динаров на душу населения. Те, кто не мог их заплатить, подвергались жестоким физическим пыткам. [ 66 ] сочли обложение паломников налогами незаконным Однако исламские юристы . После того, как Саладин сверг Фатимидский халифат около 1171 года и основал династию Айюбидов , им были предприняты попытки отменить налоги с паломников. [ 66 ] Отмена Саладином незаконных налогов получила высокую оценку Ибн Джубайра. Однако меры Саладина оказались недостаточными, особенно в более поздние времена, отчасти потому, что существовали и другие налоги (например, налоги на караваны хаджа или верблюдов), а также потому, что административные решения, принятые в Дамаске или Каире, было нелегко эффективно применить в Хиджазе. из-за большого расстояния. Некоторые из более поздних султанов-мамлюков , такие как Байберс и Хасан, предпринимали активные попытки контролировать местных правителей Мекки от обложения налогом караванов паломников, выплачивая мекканским правителям ежегодную компенсацию фиксированной суммы денег. [ 67 ] Аль-Суюти упоминает, что в 384 году хиджры (около 994 года нашей эры) паломники, приехавшие из Ирака , Сирии и Йемена для совершения хаджа, вернулись безуспешно, потому что им не разрешалось совершать хадж без уплаты налога. В этом году хадж совершили только египетские паломники. [ 16 ]

Проблемы безопасности бедуинов

[ редактировать ]
Османский форт в Саудовской Аравии, прилегающий к лагерям бедуинов, 1907 год.

На протяжении всей истории хаджа кочевые племена пустыни, известные как бедуины , были постоянной проблемой безопасности для караванов хаджа. [ 68 ] Они часто нападали на караваны (хадж или товары), проходившие через их территорию. Им приходилось платить в обмен на безопасность караванов хаджа. [ 69 ] Глава режима передавал оплату Амиру аль-Хаджу – командиру, отвечающему за караваны хаджа, – который затем производил выплаты бедуинам в соответствии с требованиями ситуации. [ 69 ] Даже тогда были случайные жертвы. В 1757 году бедуинское племя Бани Сахр напало на караваны хаджа , что привело к гибели многих паломников сразу и впоследствии, а также к другим жертвам. [ 70 ]

Торговая деятельность

[ редактировать ]

На протяжении всей истории паломничество в Мекку давало паломникам, а также профессиональным торговцам возможность проводить различные торговые мероприятия как по пути, так и в Мекке, Дамаске и Каире. [ 71 ] [ 72 ] Освобождение от земельных таможенных пошлин и обеспечение безопасности караванов хаджа еще больше сделали его прибыльным полем для торговли. Многие паломники привозили товары , произведенные на своих землях, чтобы продать их, таким образом становясь случайными торговцами и покрывая некоторые расходы на поездку в хадж. [ 73 ] По словам Джона Льюиса Буркхардта , афганцы привезли с собой грубые шали, каменные бусы, зубную щетку; европейские турки привезли с собой обувь, тапочки, вязаный шелковый кошелек, вышитые изделия и сладости; анатолийские турки привезли ангорские шали и ковры; паломники Магриба привезли с собой плащи из шерсти. [ 73 ] Профессиональные бизнесмены вели масштабную торговую деятельность, включавшую транспортировку товаров между Меккой и собственными городами, а также торговлю только по маршруту хаджа. [ 74 ] Индийские и другие восточные товары, доставленные в Мекку на кораблях, скупались крупными купцами Каира и Дамаска, которые по возвращении продавали их на своих рынках. Эти товары обычно включали индийский текстиль, различные специи, кофе , лекарства и драгоценные камни. [ 75 ]

Сертификаты хаджа

[ редактировать ]
Свидетельство о хадже начала 20 века, иллюстрирующее с подписями различные особенности святилища Мекки.

С 11 века до начала 20 века паломники могли получить бумажные сертификаты хаджа, которые они обычно вывешивали у себя дома. [ 76 ] Самые ранние известные свидетельства XI века представляют собой чисто каллиграфические произведения. Начиная с конца XII века, они включали изображения Каабы и других святых мест, нарисованные вручную или напечатанные на дереве . [ 77 ] Это одни из самых ранних сохранившихся образных изображений этих мест. [ 78 ] С годами сертификаты стали более красочными. Будучи распространены по всему мусульманскому миру вернувшимися паломниками, они использовались в качестве эталонов для других художественных изображений святых мест. [ 77 ] Они служили картами и путеводителями по маршрутам паломничества. Более поздние сертификаты перечисляли обряды, которые паломник совершил в каждом месте, и иллюстрировали эти места в вертикальной последовательности. [ 78 ] Подтверждая религиозную деятельность паломника перед Аллахом, сертификаты рассматривались как источник барака (благословения), который усиливался тем, что они были изготовлены недалеко от святого места Мекки и содержали текст Корана. [ 78 ] Среди сохранившихся свидетельств есть свидетельство османского принца Мехмеда 16-го века . [ 79 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ибн Касир (2001). Истории пророков: от Адама до Мухаммеда . Мансура: Дар Аль-Манара. Английский перевод Сайеда Гада и др. п. 78. ИСБН  977-6005-17-9 .
  2. ^ Jump up to: а б Питерс (1994), стр. 4–7.
  3. ^ Jump up to: а б Айкал (2008), стр. 29–30
  4. ^ Шибли Номани . Сират-а-Наби . Рейс 1, Лахор
  5. ^ Статуя (2008), стр. 35.
  6. ^ Jump up to: а б Айкал (2008), стр. 439–40
  7. ^ «Хадж» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc., 2014 г. Проверено 12 августа 2014 г.
  8. ^ Статуя (2008), стр. 501.
  9. ^ Кампо (2009), с. 494
  10. ^ Статуя (2008), с. 520–1
  11. ^ «В каком году хиджры хадж стал обязательным?» . 11.02.2019.
  12. ^ Jump up to: а б Питерс (1994), с. 164
  13. ^ Кампо (2009), с. 283
  14. ^ Сингер (2002), с. 142
  15. ^ Робинсон (1996), с. 139
  16. ^ Jump up to: а б Аль-Суюти
  17. ^ Аль-Харири-Рифаи (1990), с. 25
  18. ^ Питерс (1994), с. 71
  19. ^ Фридман (2013), с. 270
  20. ^ Фридман (2013), с. 269
  21. ^ Jump up to: а б с Косман (2008), с. 814.
  22. ^ Питерс (1994), стр. 145-6.
  23. ^ Питерс (1994), с. 146
  24. ^ Сингер (2002), с. 140
  25. ^ Jump up to: а б Сингер (2002), с. 141
  26. ^ Питерс (1994), с. 269.
  27. ^ Тальякоццо (2016), с. 178
  28. ^ Дэвидсон (2002), с. 220
  29. ^ Питерс (1994), с. 283
  30. ^ Jump up to: а б Аль-Харири Рифаи (1990), с. 38
  31. ^ Питерс (1994), с. 316–7
  32. ^ Коул, Беверли (2011). Поезда. Потсдам, Германия: HF Ullmann. п. 127. ISBN   978-3-8480-0516-1 .
  33. ^ Дэвидсон (2002), стр. 220–1.
  34. ^ Скримджер, Юан М. (2003). «Эпидемические инфекции и их актуальность для стран Персидского залива и других стран Аравийского полуострова» . Журнал научных исследований. Медицинские науки / Университет Султана Кабуса . 5 (1–2): 1–4. ПМК   3174724 . ПМИД   24019727 .
  35. ^ Jump up to: а б Лонг, Дэвид Э. (1979). Хадж сегодня: обзор современного паломничества в Мекку . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . стр. 48–49. ISBN  0-87395-382-7 .
  36. ^ Тальякоццо (2016), с. 132–133
  37. ^ Тальякоццо (2016), с. 132
  38. ^ Бенджамин, Эпоха священного террора (2002), с. 90
  39. ^ Робертс, Моррис; Робертс, Джон М.; Речь, Джеймс В.; Риди, Винс, ред. (10 января 1980 г.). «Саудиты обезглавливают фанатиков» . Адвокат Виктории . Том. 134, нет. 247. Виктория, Техас , Соединенные Штаты Америки: Издательская компания Victoria Advocate. Ассошиэйтед Пресс . п. 6Б . Проверено 7 августа 2012 г. - через Google Newspapers .
  40. ^ «Подсчет AP: более 2400 человек убиты в давке и давке во время хаджа в Саудовской Аравии» . АП Новости . 10 декабря 2015 г. Проверено 16 июля 2023 г.
  41. ^ « В Саудовской Аравии начинается самый крупный хадж в истории» . www.aljazeera.com . Проверено 16 июля 2023 г.
  42. ^ «Саудовская Аравия: Хадж привлекает 1,8 миллиона паломников, что не соответствует рекорду до пандемии» . Новый араб . 27 июня 2023 г. . Проверено 27 октября 2023 г.
  43. ^ Питерс (1994), с. 74
  44. ^ Jump up to: а б Аль-Харири Рифаи (1990), с. 37
  45. ^ Питерс (1994), стр. 82 и 85–86.
  46. ^ Питерс (1994), стр. 291–2.
  47. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Аль Шкур, Рим Самед (2019). «Глава 6, Поздние исламские ханы Иордании: Османские ханы / Кила ». Ханы Акабы и происхождение ханов в Иордании: археологический подход (PDF) . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN  978-1-4632-0651-2 . OCLC   1106116517 . Проверено 27 марта 2024 г.
  48. ^ Каср Шебиб в Зарке; в иорданских османских фортах для хаджа . По состоянию на 28 марта 2024 г.
  49. ^ Калат Даба в османских фортах хаджа в Иордании . По состоянию на 28 марта 2024 г.
  50. ^ Калат-Катрана в иорданских османских фортах для хаджа . По состоянию на 28 марта 2024 г.
  51. ^ Калат Аль-Хаса в иорданских османских фортах для хаджа . По состоянию на 28 марта 2024 г.
  52. ^ Калат Унайза в иорданских османских фортах для хаджа . По состоянию на 28 марта 2024 г.
  53. ^ Калат Фассуа в иорданских османских фортах для хаджа . Доступ 28 марта
  54. ^ Калат Мудаввара в иорданских османских фортах для хаджа . По состоянию на 28 марта 2024 г.
  55. ^ Jump up to: а б Питерс (1994), с. 87.
  56. ^ Тальякоццо (2016), с. 113 и 114
  57. ^ Хан, Ифтихар А. (1 января 2012 г.). «Путешествие и руководство паломника, совершающего хадж: Морской путешественник 1676-1677». Журнал Пакистанского исторического общества . 60 (1): 7–12.
  58. ^ Агиус, Дионисий А. (2013). «Корабли, плававшие по Красному морю в средневековом и раннем современном исламе: восприятие и прием». В Портере, Венеция; Саиф, Лиана (ред.). Хадж: сборник очерков . Лондон: Британский музей. п. 93. ИСБН  978-0-86159-193-0 . ОСЛК   857109543 .
  59. ^ Тальякоццо (2016), с. 115
  60. ^ Йозеф В. Мери (2006), изд. Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия Тейлор и Фрэнсис. стр. 358 и 815. ISBN   978-0-415-96691-7
  61. ^ Питерс (1994), стр. 87 и 184.
  62. ^ Портер, Венеция (2013). «Возвращение к Махмалу». В Портере, Венеция; Саиф, Лиана (ред.). Хадж: сборник очерков . Лондон: Британский музей. п. 199. ИСБН  978-0-86159-193-0 . ОСЛК   857109543 .
  63. ^ Ирвин, Роберт (2012). «Путешествие в Мекку: История (Часть 2)». В Портере, Венеция (ред.). Хадж: путешествие в сердце Ислама . Лондон: Издательство Британского музея. стр. 140–145. ISBN  9780714111766 .
  64. ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Линда Кей; Гитлиц, Дэвид Мартин (2002). «Махмаль» . Паломничество: от Ганга до Грейсленда: энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 364. ИСБН  1-57607-543-5 . OCLC   52500776 .
  65. ^ МакГрегор, Ричард Дж.А. (2020). Ислам и объект поклонения: взгляд на религию в Египте и Сирии . Кембридж, Великобритания. стр. 52–53. ISBN  978-1-108-59423-3 . OCLC   1128065777 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  66. ^ Jump up to: а б Питерс (1994), с. 109–10
  67. ^ Питерс (1994), стр. 110-11.
  68. ^ Питерс (1994), с. 159
  69. ^ Jump up to: а б Питерс (1994), стр. 159–60.
  70. ^ Питерс (1994), с. 161
  71. ^ Питерс (1994), с. 180
  72. ^ Робинсон (1996), с. 141
  73. ^ Jump up to: а б Питерс (1994), с. 181
  74. ^ Питерс (1994), с. 182
  75. ^ Питерс (1994), стр. 180-81.
  76. ^ Саид, Юсуф (26 октября 2018 г.). Мусульманское религиозное искусство в Индии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-0-429-75663-4 .
  77. ^ Jump up to: а б Блэр, Шейла (2013). «Написание хаджа». В Портере, Венеция; Саиф, Лиана (ред.). Хадж: сборник очерков . Лондон. п. 163. ИСБН  978-0-86159-193-0 . ОСЛК   857109543 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  78. ^ Jump up to: а б с Филд, Джон Э. (2016). «Визуализация хаджа» . В Тальякоццо, Эрик; Тауэр, Шаукат М. (ред.). Хадж: паломничество в исламе Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 275–277. ISBN  978-1-107-03051-0 .
  79. ^ Мори, Шарлотта (2013). «Изображения Харамайна на османских плитках: содержание и контекст». В Портере, Венеция; Саиф, Лиана (ред.). Хадж: сборник очерков . Лондон. п. 150. ИСБН  978-0-86159-193-0 . ОСЛК   857109543 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 90eaac9464d8866ae985fc6190f45703__1714126920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/03/90eaac9464d8866ae985fc6190f45703.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Hajj - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)