История хаджа

Хадж — это паломничество в Мекку , совершаемое ежегодно миллионами мусульман со всего мусульманского мира . Его история насчитывает много веков. Нынешняя модель исламского хаджа была установлена исламским пророком Мухаммедом около 632 года нашей эры, который реформировал существующую традицию паломничества арабов-язычников. Согласно исламской традиции, хадж датируется тысячами лет назад, когда Авраам по повелению Бога построил Каабу («дом Божий»). Это кубическое здание считается самым святым местом в исламе, и ритуалы хаджа включают многократное хождение вокруг него.
В средние века паломники собирались в таких городах, как Басра , Дамаск и Каир, чтобы отправиться в Мекку группами и караванами, состоящими из десятков тысяч паломников. Некоторые прибыли издалека на парусных кораблях. Султаны Османской империи поддержали паломников, назначив Амира аль-Хаджа («командующего хаджа») организовывать и возглавлять караваны. Поскольку были введены другие виды транспорта, включая пароходы и поезда, паломники смогли добраться до Мекки быстрее.
Кочевые племена пустыни, известные как бедуины , были постоянной проблемой безопасности для караванов хаджа. Ежегодное паломничество давало паломникам, а также профессиональным торговцам возможность проводить различные торговые мероприятия как по маршруту, так и в Мекке, Дамаске и Каире. На протяжении своей истории хадж оказал влияние на литературу и искусство, поскольку паломники писали путеводители и создавали художественные изображения святых мест и ритуалов.
Источник
[ редактировать ]В исламской традиции паломничество было введено во времена пророка Ибрагима ( Авраама ). По преданию, по повелению Бога Авраам оставил свою жену Агарь ( Хаджар ) и сына Измаила ( Исмаила ) одних в пустыне древней Мекки с небольшим количеством еды и воды, которые они вскоре израсходовали. Мекка тогда была необитаемым местом. [ 1 ] В поисках воды Агарь семь раз отчаянно пробегала между двумя холмами Сафа и Марва, но не нашла ни одного. Вернувшись в отчаянии к Измаилу, она увидела ребенка, царапающего землю ногой, и фонтан с водой под ней. [ 2 ] [ 3 ] Из-за наличия воды племена начали селиться в Мекке, и Джурхум был первым таким племенем, прибывшим сюда. Повзрослев, Измаил женился на представителях племени и стал жить с ними. [ 3 ] В Коране говорится, что Ибрагим вместе со своим сыном Измаилом заложил фундамент дома, который большинство комментаторов идентифицируют как Каабу . После помещения Черного камня в восточном углу Каабы Ибрагим получил откровение , в котором Аллах сказал престарелому пророку, что теперь он должен пойти и провозгласить человечеству паломничество. [ 2 ] Коран 27-30 упоминает эти инциденты в 2:124-127 и 22: . Исламский ученый Шибли Номани упоминает, что дом, построенный Авраамом, имел высоту 27 футов, длину 96 футов и ширину 66 футов. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Доисламская Аравия
[ редактировать ]
Доисламские арабы поклонялись другим богам. Кааба по-прежнему была центром их поклонения. [ 5 ] и был наполнен идолами и изображениями ангелов. [ 6 ] Во время ежегодного сезона паломничества люди из дома и из-за границы посещали Каабу. Племя курайшитов отвечало за развлечение и обслуживание паломников. Шибли Номани упоминает, что арабы-язычники во время своего паломничества вводили некоторые нечестивые обряды. В отличие от сегодняшнего хаджа, они не ходили между холмами Сафа и Марва и не собирались у Арафата . Некоторые хранили молчание на протяжении всего паломничества. За исключением представителей племени Курайшит, паломники совершали таваф обнаженными. В первые годы пророчества Мухаммеда сезон паломничества давал Мухаммеду возможность проповедовать ислам иностранцам, приехавшим в Мекку для паломничества. [ нужна ссылка ]
Мухаммед и хадж
[ редактировать ]Нынешняя модель хаджа была установлена исламским пророком Мухаммедом , который внес реформы в доисламское паломничество арабов-язычников. [ 7 ] Мекка была завоевана мусульманами в 630 году нашей эры. Затем Мухаммед уничтожил всех языческих идолов и посвятил здание Аллаху . [ 6 ] В следующем году по указанию Мухаммеда Абу Бакр возглавил 300 мусульман в паломничество в Мекку, где Али произнес проповедь, предусматривающую новые обряды хаджа и отмену языческих обрядов. Он особо заявил, что со следующего года ни одному неверующему, язычнику и обнаженному мужчине не будет разрешено обходить Каабу. [ 8 ] В 632 году нашей эры, незадолго до своей смерти, Мухаммед совершил свое единственное и последнее паломничество с большим количеством последователей и научил их обрядам хаджа и способам его совершения. [ 9 ] На равнине Арафата он произнес знаменитую речь, известную как «Прощальная проповедь », перед присутствовавшими там. [ 10 ] С тех пор хадж стал одним из пяти столпов ислама . В 9-м году хиджры хадж стал обязательным. [ 11 ]

Эпоха Халифата
[ редактировать ]В средние века паломники собирались в столицах Сирии , Египта и Ирака , чтобы отправиться в Мекку группами и караванами, состоящими из десятков тысяч паломников. [ 12 ] Мусульманские правители возьмут на себя ответственность за хадж и обеспечат государственное покровительство организации таких паломнических караванов. [ 13 ] [ 14 ] Чтобы облегчить паломническое путешествие, была построена дорога протяженностью 900 миль, протянувшаяся от Ирака до Мекки и Медины. Строительство дороги, вероятно, было начато во времена третьего аббасидского халифа аль-Махди , отца пятого аббасидского халифа Харуна ар-Рашида , около 780 года нашей эры. Позже он был назван «Путь Зубайды » ( Дарб Зубайда ) в честь жены Харуна, поскольку она известна тем, что проводила улучшения вдоль маршрута и снабжала его цистернами с водой и столовыми для паломников. регулярно [ 15 ] [ 16 ] И Харун, и Зубайда несколько раз совершали хадж, проводили благоустройство Мекки и Медины . [ 17 ] [ 18 ]
Значительная часть информации о средневековом хадже получена из непосредственных наблюдений трех мусульманских путешественников — Насира Хусрова , Ибн Джубайра и Ибн Баттуты — которые сами совершали паломничество и записывали подробные отчеты. Хосров совершил хадж в 1050 году. Начав свое первое путешествие из Гранады в 1183 году, Ибн Джубайр, уроженец Испании , совершил свое паломничество в 1184 году, а затем отправился в Багдад. [ 19 ] Ибн Баттута, уроженец Марокко, покинул свой дом в 1325 году и совершил паломничество в 1326 году. [ 20 ] После падения Багдада в 1258 году (в период мамлюков ) основными пунктами сбора паломников стали Дамаск и Каир. [ 21 ] В то время как паломники из Сирии, Ирака, Ирана и Анатолии присоединились к каравану Дамаска, паломники из Северной Африки и регионов к югу от Сахары присоединились к каравану Каира. [ 12 ] [ 21 ]
Османская эпоха
[ редактировать ]
После прихода к власти османов султаны Османской империи занялись управлением программой хаджа и выделили ежегодный бюджет на его организацию. [ 22 ] В этот период Дамаск и Каир по-прежнему оставались основными пунктами, откуда отправлялись и возвращались главные караваны хаджа. [ 23 ] [ 24 ] В состав этих караванов входили тысячи верблюдов для перевозки паломников, торговцев, товаров, продуктов питания и воды. Многие люди также совершали свое паломничество пешком. Правители предоставят необходимые военные силы для обеспечения безопасности караванов хаджа. Командиры караванов, отправлявшихся из Каира и Дамаска, назначались мусульманским государем и были известны как Амир аль-Хадж . Они отвечали за защиту паломников каравана, а также за обеспечение средств и припасов для путешествия. [ 25 ] С сирийскими караванами также были отправлены хирурги и врачи, чтобы бесплатно лечить паломников. [ 26 ] В этот период ежегодно паломничество совершали от 20 000 до 60 000 человек. [ 25 ]
Современный период
[ редактировать ]Во второй половине XIX века (после 1850-х годов) для паломнического путешествия в Мекку стали использоваться пароходы , увеличилось число паломников, путешествующих по морскому пути. [ 27 ] С открытием Суэцкого канала в 1869 году время паломничества сократилось. [ 28 ] Первоначально британские судоходные компании обладали монополией в этом пароходном бизнесе и предлагали паломникам мало возможностей. В 1886 году тогдашнее правительство Индии приняло некоторые правила, направленные на улучшение паломничества из Индии в Хиджаз. [ 29 ] В начале двадцатого века османский султан Абдул Хамид II построил Хиджазскую железную дорогу между Дамаском и Мединой , что еще больше облегчило паломническое путешествие: паломники путешествовали сравнительно легко и достигли Хиджаза всего за четыре дня. [ 30 ] Начиная с Дамаска в сентябре 1900 года, железная дорога достигла Медины в сентябре 1908 года, имея протяжённость 1300 километров (810 миль). [ 31 ] [ 32 ] Железная дорога была повреждена во время Первой мировой войны силами арабского восстания во главе с британским офицером Т.Э. Лоуренсом . [ 33 ] [ 30 ] Чума вспыхивала почти каждый год до 1918 года. [ 34 ]

После заключения контракта между правительством Саудовской Аравии и египетской авиакомпанией Misr Airlines в 1936 году авиакомпания Misr Airlines в 1937 году представила первую авиакомпанию для паломников, совершающих хадж. [ 35 ] Последующая неисправность двигателя самолета прервала полеты по хаджу, а Вторая мировая война с 1939 по 1945 год привела к уменьшению числа паломников. Современные транспортные системы в паломнических поездках фактически начали использоваться только после Второй мировой войны. Саудовская Аравия учредила Арабскую транспортную компанию и Транспортную компанию Бахашаб в 1946 и 1948 годах соответственно для перевозки паломников в различные места хаджа, что в последующие годы оказалось весьма эффективным, а также использования верблюдов в качестве транспортного средства для паломничества. путешествия практически закончились в 1950 году. [ 35 ] По одним данным, в сезоны паломничества 1946–1950 годов около 80% от общего числа иностранных паломников прибыли морским путем, 10% — по суше и 7% — воздушным транспортом. [ 36 ] В 1970-е и последующие десятилетия наблюдался резкий рост числа паломников из-за доступности доступной системы авиаперелетов . [ 37 ]
В 1979 году большая группа повстанцев захватила мечеть. Это было известно как захват Большой мечети . Властям потребовалось две недели, чтобы взять ситуацию под контроль, а позже повстанцы были казнены. [ 38 ] [ 39 ] В последние годы произошло несколько примечательных инцидентов, таких как давка людей в 2004 и 2006 годах , обрушение крана в 2015 году и давка в том же году ; Правительство Саудовской Аравии потратило миллиарды долларов на сдерживание массовых беспорядков и меры безопасности. [ 40 ] Во время пандемии COVID-19 только 10 000 человек было разрешено участвовать в хадже 2020 года, а в 2021 году число паломников выросло до 59 000. [ 41 ] На фоне отмены ограничений, связанных с пандемией COVID-19, число участников хаджа возросло до 926 000 в 2022 году и примерно удвоилось до 1,84 миллиона в 2023 году. [ 42 ]
Маршруты хаджа
[ редактировать ]
«Путь Зубайды» (иракский маршрут)
[ редактировать ]В средневековом Ираке основными пунктами сбора паломников были Куфа и Басра , где первая была связана с регионом Хиджаза Путем Зубайды. Этот иракский маршрут начинался из Куфы, пролегал через Файд (место недалеко от Джебель-Шаммара в центральной части Саудовской Аравии), пересекал Неджд регион (регион в центральной Саудовской Аравии), следовал в Медину, а затем достиг Мекки. [ 43 ]
Сирийский маршрут
[ редактировать ]В средневековой Сирии отправной точкой паломников был Дамаск . Этот сирийский маршрут начинался из Дамаска и, направляясь на юг, достигал Аль-Карака , а затем Маана (оба находятся на территории современной Иордании), пересекал Табук (место на северо-западе Саудовской Аравии), Хиджр (ныне Мадаин). Салех) и Аль-Ула (на северо-западе Саудовской Аравии, в 380 км к северу от Медины), затем проследовали в Медину, а затем достигли Мекки. [ 44 ] [ 45 ]
Со времен Омейядов и до времен Османской империи город Маан служил рынком для паломников, следовавших по сирийскому маршруту. [ 46 ]
Османский период
[ редактировать ]Османские ханы — это укрепленные постоялые дворы для паломников, которые называются по-разному — хан , кала/кильа или манзил . [ нужны разъяснения ]
- Сулеймания Такия
- Майдан
- Кисва ( Аль-Кисва )
- Хан Даннун
- Габагиб
- Не делай этого
- Музайриб
- Мафрак : Хан или Калат эль-Мафрак. [ 47 ]
- Манзил аз-Зарка или Каср Шабиб/ [ 47 ] Шебиб ( 32 ° 03'48 "N 36 ° 04'56" E / 32,06333 ° N 36,08222 ° E ) [ 48 ]
- Биркат Зизия : Манзил или Калат Зизия. [ 47 ]
- Даба : Манзил или Калат Даба. [ 47 ] (см. карту с точками в Тибе : Каср-Даба, примерно в 40 км к юго-юго-востоку от Аммана; ранее Калат-Балка; 31 ° 35'46 "N 36 ° 03'02" E / 31,59611 ° N 36,05056 ° E ) [ 49 ]
- Катрана: Хан Катрана/ [ 47 ] Каср аль-Катране ( 31 ° 14'30 "N 36 ° 02'23" E / 31,24167 ° N 36,03972 ° E ) [ 50 ]
- Хаса /эль-Хасса: Хан аль-Хаса/ [ 47 ] Калат аль-Хаса (1760 г.), стоит рядом с мостом (ок. 1730–1733 гг.) через Вади-эль-Хаса в его верхнем течении, в 5 км к северо-западу от железнодорожной станции Хиджаз, в 30 ° 50'21 ″ с.ш. 35 ° 56'01 ″ в.д. / 30,83917 ° с.ш. 35,93361 ° в.д. . [ 51 ]
- Унейза (Унайза) : Хан аль-Унайза/ [ 47 ] Калъат Унайза ( 30 ° 29'17 "N 35 ° 47'43" E / 30,48806 ° N 35,79528 ° E ) [ 52 ]
- Маан : Манзилт или Калат Маан. [ 47 ]
- Фассуа : Манзилт или Калат Фассуа. [ 47 ] ( 29 ° 45'55 "N 35 ° 52'51" E / 29,76528 ° N 35,88083 ° E ) [ 53 ]
- Мудаввара : Манзилт или Калат аль-Мудаввара. [ 47 ] ( 29 ° 19'23 "N 35 ° 59'28" E / 29,32306 ° N 35,99111 ° E ) [ 54 ]
- Дхат аль-Хадж
- Табук
- Галандария
- аль-Ухайдир : Калат аль-Ахдар
- Муаззем/Аль-Муаззам
- Дар аль-Хамра
- Мадаин Салех/ Медаин Салех (Аль-Хиджр/Хегра)
- Аль-Ула
- Бир аль-Ганнам
- Изумруд / Изумруд
- Савра
- Хадия ( Хадийя, Медина )
- Nakhlatayn
- Вади аль-Кура
- Хафира/аль-Хафира
Египетский маршрут
[ редактировать ]По египетскому маршруту паломники соберутся в Каире и через четыре дня отправятся к земле Аджруд (24 км к северо-западу от Суэца), а оттуда достигнут Суэца и пересекут Синайский полуостров через мыс Ан-Нахль. они достигнут Акабы (в южной части современной Иордании), затем, двигаясь параллельно Красному морю, достигнут Янбу , затем проследуют в Медину и, наконец, достигнут Мекки. [ 55 ] [ 44 ] Караваны хаджа начинали свое паломническое путешествие оттуда, путешествовали по суше или по морю, через пустыни и после совершения паломничества возвращались туда. В среднем путешествие займет около двух-трех месяцев. [ 55 ] [ 21 ]
Издалека
[ редактировать ]
Паломничество в Мекку в основном представляло собой путешествие по суше с использованием верблюдов в качестве транспортного средства. Однако на протяжении всей истории многим далеким паломникам из Магриба , Индийского субконтинента и Юго-Восточной Азии также приходилось использовать различные морские пути, чтобы добраться до Хиджаза . [ 56 ] « Анис аль-Худжадж» представляет собой иллюстрированный отчет о хадже, совершенном в 1677 году членом двора Великих Моголов . [ 57 ] Вместе с другими паломниками он переправился на корабле из Сурата в Джидду через Мокку, Йемен . [ 58 ] Паломники из Магриба (Тунис, Алжир, Ливия) путешествовали через нижнее побережье Средиземного моря, чтобы добраться до каирских караванов и присоединиться к ним. [ 59 ] Некоторые паломники из Африки пересекали Красное море , чтобы добраться до Хиджаза, а затем в Мекку. [ 60 ] [ 61 ]
Махмаль , символы королевской власти
[ редактировать ]
Махмал представлял собой без пассажиров церемониальный носилок , который ежегодно с 13 века до середины 20 века перевозили на верблюде среди караванов паломников. Он символизировал политическую власть пославших его султанов , демонстрируя свою опеку над святынями ислама. Махмалы были отправлены из Каира , Дамаска , Йемена , Хайдарабада , Дарфура и Империи Тимуридов в разные периоды. [ 62 ] Прибытие махмаля в Мекку было знаменательным событием, посмотреть на которое выходили местные жители и паломники. [ 63 ] Перед въездом в город простой текстиль, которым был покрыт махмаль в пути, был заменен кисвой : богато украшенной, красочной тканью, вышитой стихами из Корана и тугрой (эмблемой) султана-спонсора. [ 64 ] Махмалы из разных стран соревновались за лучшее место перед Каабой . [ 64 ] Махмал, возвращавшийся из Мекки в город своего происхождения, считался несущим барака (благословение). Когда процессия вернулась, родители вывели своих детей, чтобы они прикоснулись к махалу, и люди ненадолго положили в него свои носовые платки. [ 65 ]
Налогообложение паломников
[ редактировать ]
По словам Ибн Джубайра, в период владычества Фатимидов над Хиджазом местные правители Хиджаза облагали паломников налогами в размере семи с половиной золотых динаров на душу населения. Те, кто не мог их заплатить, подвергались жестоким физическим пыткам. [ 66 ] сочли обложение паломников налогами незаконным Однако исламские юристы . После того, как Саладин сверг Фатимидский халифат около 1171 года и основал династию Айюбидов , им были предприняты попытки отменить налоги с паломников. [ 66 ] Отмена Саладином незаконных налогов получила высокую оценку Ибн Джубайра. Однако меры Саладина оказались недостаточными, особенно в более поздние времена, отчасти потому, что существовали и другие налоги (например, налоги на караваны хаджа или верблюдов), а также потому, что административные решения, принятые в Дамаске или Каире, было нелегко эффективно применить в Хиджазе. из-за большого расстояния. Некоторые из более поздних султанов-мамлюков , такие как Байберс и Хасан, предпринимали активные попытки контролировать местных правителей Мекки от обложения налогом караванов паломников, выплачивая мекканским правителям ежегодную компенсацию фиксированной суммы денег. [ 67 ] Аль-Суюти упоминает, что в 384 году хиджры (около 994 года нашей эры) паломники, приехавшие из Ирака , Сирии и Йемена для совершения хаджа, вернулись безуспешно, потому что им не разрешалось совершать хадж без уплаты налога. В этом году хадж совершили только египетские паломники. [ 16 ]
Проблемы безопасности бедуинов
[ редактировать ]
На протяжении всей истории хаджа кочевые племена пустыни, известные как бедуины , были постоянной проблемой безопасности для караванов хаджа. [ 68 ] Они часто нападали на караваны (хадж или товары), проходившие через их территорию. Им приходилось платить в обмен на безопасность караванов хаджа. [ 69 ] Глава режима передавал оплату Амиру аль-Хаджу – командиру, отвечающему за караваны хаджа, – который затем производил выплаты бедуинам в соответствии с требованиями ситуации. [ 69 ] Даже тогда были случайные жертвы. В 1757 году бедуинское племя Бани Сахр напало на караваны хаджа , что привело к гибели многих паломников сразу и впоследствии, а также к другим жертвам. [ 70 ]
Торговая деятельность
[ редактировать ]На протяжении всей истории паломничество в Мекку давало паломникам, а также профессиональным торговцам возможность проводить различные торговые мероприятия как по пути, так и в Мекке, Дамаске и Каире. [ 71 ] [ 72 ] Освобождение от земельных таможенных пошлин и обеспечение безопасности караванов хаджа еще больше сделали его прибыльным полем для торговли. Многие паломники привозили товары , произведенные на своих землях, чтобы продать их, таким образом становясь случайными торговцами и покрывая некоторые расходы на поездку в хадж. [ 73 ] По словам Джона Льюиса Буркхардта , афганцы привезли с собой грубые шали, каменные бусы, зубную щетку; европейские турки привезли с собой обувь, тапочки, вязаный шелковый кошелек, вышитые изделия и сладости; анатолийские турки привезли ангорские шали и ковры; паломники Магриба привезли с собой плащи из шерсти. [ 73 ] Профессиональные бизнесмены вели масштабную торговую деятельность, включавшую транспортировку товаров между Меккой и собственными городами, а также торговлю только по маршруту хаджа. [ 74 ] Индийские и другие восточные товары, доставленные в Мекку на кораблях, скупались крупными купцами Каира и Дамаска, которые по возвращении продавали их на своих рынках. Эти товары обычно включали индийский текстиль, различные специи, кофе , лекарства и драгоценные камни. [ 75 ]
Сертификаты хаджа
[ редактировать ]
С 11 века до начала 20 века паломники могли получить бумажные сертификаты хаджа, которые они обычно вывешивали у себя дома. [ 76 ] Самые ранние известные свидетельства XI века представляют собой чисто каллиграфические произведения. Начиная с конца XII века, они включали изображения Каабы и других святых мест, нарисованные вручную или напечатанные на дереве . [ 77 ] Это одни из самых ранних сохранившихся образных изображений этих мест. [ 78 ] С годами сертификаты стали более красочными. Будучи распространены по всему мусульманскому миру вернувшимися паломниками, они использовались в качестве эталонов для других художественных изображений святых мест. [ 77 ] Они служили картами и путеводителями по маршрутам паломничества. Более поздние сертификаты перечисляли обряды, которые паломник совершил в каждом месте, и иллюстрировали эти места в вертикальной последовательности. [ 78 ] Подтверждая религиозную деятельность паломника перед Аллахом, сертификаты рассматривались как источник барака (благословения), который усиливался тем, что они были изготовлены недалеко от святого места Мекки и содержали текст Корана. [ 78 ] Среди сохранившихся свидетельств есть свидетельство османского принца Мехмеда 16-го века . [ 79 ]
См. также
[ редактировать ]- Разграбление Мекки (930)
- 1757 год, хадж, караванный набег
- История Ислама
- Хадж: путешествие в сердце Ислама
- Коллекция Халили о хадже и искусстве паломничества
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ибн Касир (2001). Истории пророков: от Адама до Мухаммеда . Мансура: Дар Аль-Манара. Английский перевод Сайеда Гада и др. п. 78. ИСБН 977-6005-17-9 .
- ^ Jump up to: а б Питерс (1994), стр. 4–7.
- ^ Jump up to: а б Айкал (2008), стр. 29–30
- ^ Шибли Номани . Сират-а-Наби . Рейс 1, Лахор
- ^ Статуя (2008), стр. 35.
- ^ Jump up to: а б Айкал (2008), стр. 439–40
- ^ «Хадж» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc., 2014 г. Проверено 12 августа 2014 г.
- ^ Статуя (2008), стр. 501.
- ^ Кампо (2009), с. 494
- ^ Статуя (2008), с. 520–1
- ^ «В каком году хиджры хадж стал обязательным?» . 11.02.2019.
- ^ Jump up to: а б Питерс (1994), с. 164
- ^ Кампо (2009), с. 283
- ^ Сингер (2002), с. 142
- ^ Робинсон (1996), с. 139
- ^ Jump up to: а б Аль-Суюти
- ^ Аль-Харири-Рифаи (1990), с. 25
- ^ Питерс (1994), с. 71
- ^ Фридман (2013), с. 270
- ^ Фридман (2013), с. 269
- ^ Jump up to: а б с Косман (2008), с. 814.
- ^ Питерс (1994), стр. 145-6.
- ^ Питерс (1994), с. 146
- ^ Сингер (2002), с. 140
- ^ Jump up to: а б Сингер (2002), с. 141
- ^ Питерс (1994), с. 269.
- ^ Тальякоццо (2016), с. 178
- ^ Дэвидсон (2002), с. 220
- ^ Питерс (1994), с. 283
- ^ Jump up to: а б Аль-Харири Рифаи (1990), с. 38
- ^ Питерс (1994), с. 316–7
- ^ Коул, Беверли (2011). Поезда. Потсдам, Германия: HF Ullmann. п. 127. ISBN 978-3-8480-0516-1 .
- ^ Дэвидсон (2002), стр. 220–1.
- ^ Скримджер, Юан М. (2003). «Эпидемические инфекции и их актуальность для стран Персидского залива и других стран Аравийского полуострова» . Журнал научных исследований. Медицинские науки / Университет Султана Кабуса . 5 (1–2): 1–4. ПМК 3174724 . ПМИД 24019727 .
- ^ Jump up to: а б Лонг, Дэвид Э. (1979). Хадж сегодня: обзор современного паломничества в Мекку . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . стр. 48–49. ISBN 0-87395-382-7 .
- ^ Тальякоццо (2016), с. 132–133
- ^ Тальякоццо (2016), с. 132
- ^ Бенджамин, Эпоха священного террора (2002), с. 90
- ^ Робертс, Моррис; Робертс, Джон М.; Речь, Джеймс В.; Риди, Винс, ред. (10 января 1980 г.). «Саудиты обезглавливают фанатиков» . Адвокат Виктории . Том. 134, нет. 247. Виктория, Техас , Соединенные Штаты Америки: Издательская компания Victoria Advocate. Ассошиэйтед Пресс . п. 6Б . Проверено 7 августа 2012 г. - через Google Newspapers .
- ^ «Подсчет AP: более 2400 человек убиты в давке и давке во время хаджа в Саудовской Аравии» . АП Новости . 10 декабря 2015 г. Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ « В Саудовской Аравии начинается самый крупный хадж в истории» . www.aljazeera.com . Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ «Саудовская Аравия: Хадж привлекает 1,8 миллиона паломников, что не соответствует рекорду до пандемии» . Новый араб . 27 июня 2023 г. . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Питерс (1994), с. 74
- ^ Jump up to: а б Аль-Харири Рифаи (1990), с. 37
- ^ Питерс (1994), стр. 82 и 85–86.
- ^ Питерс (1994), стр. 291–2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Аль Шкур, Рим Самед (2019). «Глава 6, Поздние исламские ханы Иордании: Османские ханы / Кила ». Ханы Акабы и происхождение ханов в Иордании: археологический подход (PDF) . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-4632-0651-2 . OCLC 1106116517 . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Каср Шебиб в Зарке; в иорданских османских фортах для хаджа . По состоянию на 28 марта 2024 г.
- ^ Калат Даба в османских фортах хаджа в Иордании . По состоянию на 28 марта 2024 г.
- ^ Калат-Катрана в иорданских османских фортах для хаджа . По состоянию на 28 марта 2024 г.
- ^ Калат Аль-Хаса в иорданских османских фортах для хаджа . По состоянию на 28 марта 2024 г.
- ^ Калат Унайза в иорданских османских фортах для хаджа . По состоянию на 28 марта 2024 г.
- ^ Калат Фассуа в иорданских османских фортах для хаджа . Доступ 28 марта
- ^ Калат Мудаввара в иорданских османских фортах для хаджа . По состоянию на 28 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Питерс (1994), с. 87.
- ^ Тальякоццо (2016), с. 113 и 114
- ^ Хан, Ифтихар А. (1 января 2012 г.). «Путешествие и руководство паломника, совершающего хадж: Морской путешественник 1676-1677». Журнал Пакистанского исторического общества . 60 (1): 7–12.
- ^ Агиус, Дионисий А. (2013). «Корабли, плававшие по Красному морю в средневековом и раннем современном исламе: восприятие и прием». В Портере, Венеция; Саиф, Лиана (ред.). Хадж: сборник очерков . Лондон: Британский музей. п. 93. ИСБН 978-0-86159-193-0 . ОСЛК 857109543 .
- ^ Тальякоццо (2016), с. 115
- ^ Йозеф В. Мери (2006), изд. Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия Тейлор и Фрэнсис. стр. 358 и 815. ISBN 978-0-415-96691-7
- ^ Питерс (1994), стр. 87 и 184.
- ^ Портер, Венеция (2013). «Возвращение к Махмалу». В Портере, Венеция; Саиф, Лиана (ред.). Хадж: сборник очерков . Лондон: Британский музей. п. 199. ИСБН 978-0-86159-193-0 . ОСЛК 857109543 .
- ^ Ирвин, Роберт (2012). «Путешествие в Мекку: История (Часть 2)». В Портере, Венеция (ред.). Хадж: путешествие в сердце Ислама . Лондон: Издательство Британского музея. стр. 140–145. ISBN 9780714111766 .
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Линда Кей; Гитлиц, Дэвид Мартин (2002). «Махмаль» . Паломничество: от Ганга до Грейсленда: энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 364. ИСБН 1-57607-543-5 . OCLC 52500776 .
- ^ МакГрегор, Ричард Дж.А. (2020). Ислам и объект поклонения: взгляд на религию в Египте и Сирии . Кембридж, Великобритания. стр. 52–53. ISBN 978-1-108-59423-3 . OCLC 1128065777 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Питерс (1994), с. 109–10
- ^ Питерс (1994), стр. 110-11.
- ^ Питерс (1994), с. 159
- ^ Jump up to: а б Питерс (1994), стр. 159–60.
- ^ Питерс (1994), с. 161
- ^ Питерс (1994), с. 180
- ^ Робинсон (1996), с. 141
- ^ Jump up to: а б Питерс (1994), с. 181
- ^ Питерс (1994), с. 182
- ^ Питерс (1994), стр. 180-81.
- ^ Саид, Юсуф (26 октября 2018 г.). Мусульманское религиозное искусство в Индии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-429-75663-4 .
- ^ Jump up to: а б Блэр, Шейла (2013). «Написание хаджа». В Портере, Венеция; Саиф, Лиана (ред.). Хадж: сборник очерков . Лондон. п. 163. ИСБН 978-0-86159-193-0 . ОСЛК 857109543 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Филд, Джон Э. (2016). «Визуализация хаджа» . В Тальякоццо, Эрик; Тауэр, Шаукат М. (ред.). Хадж: паломничество в исламе Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 275–277. ISBN 978-1-107-03051-0 .
- ^ Мори, Шарлотта (2013). «Изображения Харамайна на османских плитках: содержание и контекст». В Портере, Венеция; Саиф, Лиана (ред.). Хадж: сборник очерков . Лондон. п. 150. ИСБН 978-0-86159-193-0 . ОСЛК 857109543 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Аль-Харири Рифаи, В. (1990). Наследие Королевства Саудовская Аравия . Вашингтон, округ Колумбия : Публикации GDG. п. 37. ИСБН 0-9624483-0-3 .
- Аль-Суюти, Дж. Тарих аль-Хулафа (История халифов) .
- Кампо, Хуан Э., изд. (2009). «Мухаммед» . Энциклопедия ислама . Факты в файле . п. 494. ИСБН 978-0-8160-5454-1 .
- Косман, член парламента ; Джонс, Линда Г. (2008). Справочник по жизни в средневековом мире . Нью-Йорк : факты в архиве . п. 814 . ISBN 978-0-8160-4887-8 .
- Дэвидсон, Линда Кей; Гитлиц, Дэвид Мартин (2002). Паломничество: От Ганга до Грейсленда: Энциклопедия, Том 1 . Калифорния : ABC-CLIO. п. 220. ИСБН 1-57607-004-2 .
- Фридман, Джон Блок; Фигг, Кристен Мосслер, ред. (2013). «Ибн Джубайр (1145–1217)» . Торговля, путешествия и исследования в средние века: энциклопедия . Рутледж. п. 270. ИСБН 978-1135590949 . Проверено 27 января 2015 г.
- Хайкал, МЗ (2008). Жизнь Мухаммеда . Селангор : Исламский книжный фонд. ISBN 978-983-9154-17-7 .
- Питерс, Ф.Е. (1994). Хадж: паломничество мусульман в Мекку и святые места . Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета . ISBN 0-691-02120-1 .
- Робинсон, Ф. , изд. (1996). Кембриджская иллюстрированная история исламского мира . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521669931 .
- Сингер, А. (2002). Строительство османской благотворительности: императорская столовая в Иерусалиме . СУНИ Пресс. п. 141. ИСБН 9780791453513 .
- Тальякоццо, Э. ; Турава, С. , ред. (2016). Хадж: паломничество в исламе Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 113. ИСБН 978-1-107-61280-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видждан Фарик Энад (9 октября 2023 г.). Левантийский маршрут хаджа и руины народа Лут: исследование исламских географических источников . Это сайт Мусульманское наследие.com. Доступ 26 марта
- «Иорданские османские форты для хаджа» в Древней Иордании : карта с 5 ханами, страницы для каждого (расположение, описание, фотографии, доступ). Проверено в апреле 2024 г.