Тысяча Ми-8
Тысяча Ми-8 | |
---|---|
![]() | |
Ми-8 авиакомпании «Балтийские авиалинии» взлетает у Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. | |
Роль | Транспортный вертолет (также несколько вооружения ) вариантов |
Национальное происхождение | Советский Союз / Россия |
Производитель | Казанский вертолетный завод Улан-Удэнский авиационный завод |
Дизайнерская группа | Московский вертолетный завод имени Миля |
Первый полет | 7 июля 1961 г. |
Введение | 1967 |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь |
|
Произведено | 1961 – настоящее время |
Количество построенных | >17 000, производство продолжается и сегодня; самый производимый в мире вертолет |
Варианты | Ми-8М/Ми-17 |
Развитый в |
Ми -8 ( русский : Ми-8 , кодовое название НАТО : Hip ) — средний двухтурбинный вертолет , первоначально разработанный советским Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) в 1960-х годах и принятый на вооружение советских ВВС в 1968 году. Российское производство модели самолета продолжится по состоянию на 2024 год. [ не проверено в теле ] Помимо своей наиболее распространенной роли транспортного вертолета , Ми-8 также используется в качестве воздушного командного пункта, боевого вертолета и разведывательной платформы.
Ми-8 — самый массовый вертолет в мире . [ 1 ] с более чем 17000 единицами, используемыми более чем в 50 странах. По состоянию на 2015 год в сочетании с соответствующим Ми-17 эти два вертолета являются третьим по распространенности боевым военным самолетом в мире. [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первоначально Михаил Миль обратился к советскому правительству с предложением разработать совершенно новый двухмоторный турбинный вертолет в 1959 году после успеха Ми-4 , а также появления и эффективности турбин, используемых в Ми-6 . После проектирования и разработки Ми-8 впоследствии был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году.
Советские военные изначально выступали против нового вертолета, так как были довольны нынешним Ми-4 . [ 3 ] Чтобы противостоять этому, Михаил Миль предложил, чтобы новый вертолет был скорее модернизацией новых газотурбинных двигателей, а не совершенно новым вертолетом, что убедило Совет министров продолжить производство. Благодаря расположению двигателя это позволило Михаилу Милю оправдать перепроектирование всей передней половины самолета вокруг одного двигателя. [ нужна ссылка ]
Прототип, получивший название В-8, был спроектирован в 1958 году. [ 3 ] и на базе Ми-4 с кабиной большего размера. [ 4 ] Оснащен турбовальным двигателем Соловьева АИ-24 мощностью 2010 кВт (2700 л.с.). [ 5 ] прототип одномоторного двигателя V-8 совершил первый полет в июне 1961 года. [ 6 ] [ 7 ] и впервые был показан на параде ко Дню советской авиации (Тушинский авиапарад) в июле 1961 года. [ 8 ]
Во время официального визита в США в сентябре 1959 года Никита Хрущев совершил полет на президентском вертолете С-58 и, как сообщается, был чрезвычайно впечатлен. впервые [ 9 ] [ 10 ] По возвращении Хрущев, чтобы сохранить лицо, приказал создать аналогичный вертолет, который должен был быть готов к ответному визиту американского президента. [ 11 ] Роскошная версия Ми-4 была быстро создана, и Хрущев совершил инспекционный полет, в ходе которого Михаил Миль предположил, что его вертолет, находящийся в разработке, более подходит. Однако для надежности пришлось бы иметь второй двигатель. [ нужна ссылка ]
Это дало Михаилу Милю возможность по приказу Хрущева построить оригинальный двухмоторный вертолет, которому впервые в советской истории потребовались бы специально построенные газотурбинные двигатели, а не адаптированные от самолетов (как в Миле Ми). -6 и первый прототип V-8), а также совершенно новую коробку передач несущего винта, которая впервые будет разработана собственными силами. В мае 1960 года Михаилу Милю был дан заказ на создание двухдвигательного вертолета. Задание на создание двигателей приняло ОКБ Сергея Исотова. [ нужна ссылка ]
Второй прототип (все еще оснащенный одним газотурбинным двигателем, поскольку двигатели Исотова еще находились в стадии разработки) поднялся в воздух в сентябре 1961 года. [ нужна ссылка ]
Через два месяца после того, как Изотов завершил разработку двигателей, третий прототип, получивший обозначение В-8А, оснащенный двумя двигателями Исотов ТВ2 мощностью 1120 кВт (1500 л.с.) , совершил свой первый полет под управлением Николая Ильюшина 2 августа 1962 года, что стало первым полетом любого советского самолета. вертолет для полетов со специально построенными газотурбинными двигателями. [ 4 ] Заводские испытания самолет завершил в феврале 1963 года. [ нужна ссылка ]
Четвертый прототип был спроектирован как VIP-транспорт: в 1963 году ротор был заменен с четырех лопастей на пять лопастей для уменьшения вибрации, двери кабины заменены створками из блистерного плексигласа, а в кабину добавлена раздвижная дверь. [ 4 ]
Пятый и последний прототип представлял собой серийный прототип для пассажирского рынка. В ноябре 1964 года все совместные испытания были завершены и советское правительство приступило к серийному производству. Производство началось на Казанском заводе, первый самолет был выпущен к концу 1965 года. [ нужна ссылка ]

Первоначально советские военные не проявляли особого интереса к Ми-8, пока Bell UH-1 участие во Вьетнамской войне не стало широко рекламироваться как большое преимущество для Соединенных Штатов, позволяющее войскам быстро перемещаться на поле боя и обратно, а также по всей территории. страна. Лишь тогда советские военные запустили в производство десантный вариант Ми-8. К 1967 году он был принят на вооружение советских ВВС как Ми-8. [ нужна ссылка ]
Существует множество вариантов, в том числе Ми-8Т , который, помимо перевозки 24 военнослужащих, вооружен ракетами и противотанковыми управляемыми ракетами . Экспортный вариант Ми-17 используется примерно в 20 странах; его аналог на вооружении России в серии Ми-8М . Единственными видимыми отличиями Ми-8 от Ми-17 являются А) положение рулевого винта (Ми-8 правая сторона, Ми-17 левая сторона), Б) форма выхлопных труб (Ми-8 круглая, Ми-17 левая сторона), Б) форма выхлопных труб (Ми-8 круглая, Ми-17 левая). -17 овал) и В) Пылезащитные щитки перед воздухозаборниками двигателей Ми-17. Также Ми-17 имеет улучшенное бронирование экипажа. Морская версия Ми-14 также является производной от Ми-8. [ 12 ]
Ми-8 постоянно совершенствуется, и новейшая версия по-прежнему будет производиться в 2024 году. Однако второе поколение Ми-8 было изменено на конфигурацию тягача с рулевым винтом, поскольку эта конфигурация увеличила угол отклонения от курса от направляющихся вверх лопастей рулевого винта. в нижний поток. Увеличение скорости воздуха, обтекающего лопасти несущего винта, увеличивает общую эффективность рулевого винта и силу рыскания, тогда как в конфигурации рулевого винта «Толкатель» лопасть наступающего несущего винта движется вниз. Это уменьшает воздушную скорость поперек лопасти несущего винта, снижая его общую эффективную силу рыскания. [ 12 ] [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]Финляндия
[ редактировать ]
Силы обороны Финляндии и пограничная служба Финляндии начали использовать Ми-8 в 1970-х годах, при этом ВВС Финляндии получили свой первый серийный HS-2 28 мая 1973 года, а второй, HS-1, 31 мая 1973 года. Сначала было получено шесть Ми-8Т, затем еще два Ми-8Т и два Ми-8П. Три вертолета были переданы Пограничному крылу. Один из них был потерян после провала под лед при приземлении в апреле 1982 года. Вскоре его заменил новый Ми-8.
После службы в Пограничной службе вертолеты были переданы в реестр актов гражданского состояния, а вскоре после этого – в ВВС Финляндии. В 1997 году было принято решение о передаче всех вертолетов, включая оставшиеся пять Ми-8Т и два Ми-8П, в армейский авиаполк в Утти . Все Ми-8 уже сняты с вооружения. Один Ми-8 экспонируется в Музее авиации Финляндии в Вантаа , другой — в Музее авиации Пяйянне Тавастия в Асиккала , недалеко от Лахти . Два последних Ми-8Т были переданы Венгрии в августе 2011 года со всеми оставшимися запчастями.
Грузия
[ редактировать ]ВВС Грузии начали эксплуатировать вертолеты Ми-8 и Ми-17 с 1991 года. Во время войны в Абхазии (1992–1993 гг.) вертолеты Ми-8 использовались обеими сторонами. Несколько человек были сбиты, первым из которых стал гражданский грузинский Ми-8Т, уничтоженный в Сухуми из гранатомета РПГ-7 . 14 декабря 1992 года Ми-8Т ВВС России был сбит ракетой СА-14 недалеко от Латы . [ 13 ]
В других случаях абхазские Ми-8МТВ были сбиты грузинскими войсками: в одном случае из СА-14, из РПГ-18 , оба в 1993 году. во втором [ 13 ] В последнем случае был сбит грузинский Ми-8МТВ с гражданскими беженцами, в результате чего погибло 25 человек. [ 13 ] ВВС и полиция Грузии в настоящее время эксплуатируют около 20 Ми-8Т/МТВ. [ 14 ]
Ирак
[ редактировать ]Ми-8 использовались бывшей армейской авиацией Ирака и ВВС Ирака при Саддаме Хусейне . Во время ирано-иракской войны 1980-х годов происходили бои воздух-воздух между вертолетами иракской и иранской армейской авиации , в том числе между иранскими Bell AH-1J Cobras и иракскими Ми-8. [ 15 ]
Южный Судан
[ редактировать ]21 декабря 2012 года принадлежащий «Нижневартовскавиа» Ми-8, работавший на Миссию ООН в Южном Судане (МООНЮС), был сбит и разбился недалеко от Ликуанголе в южносуданском штате Джонглей во время внутреннего конфликта в Южном Судане . Все четыре члена российского экипажа, находившиеся на борту, погибли, и после некоторого первоначального замешательства представитель ООН заявил, что 22 декабря армия Южного Судана подтвердила, что она по ошибке обстреляла вертолет. [ 16 ] [ 17 ]
26 августа 2014 года принадлежащий авиакомпании «ЮТэйр» Ми-8, работавший на ООН, разбился при подлете к взлетно-посадочной полосе недалеко от Бентиу. Трое российских членов экипажа погибли, один получил ранения. Командир повстанцев Петер Гадет заявил, что его силы сбили его с помощью реактивной гранаты. [ 18 ] [ 19 ]
Советский Союз
[ редактировать ]Семейство вертолетов Ми-8 стало основным советским (а позже и российским) вертолетом, выполняющим широкий спектр задач как в мирное, так и в военное время. Большие парки Ми-8 и его модификаций использовались как военными, так и гражданскими эксплуатантами. [ нужна ссылка ]
Большое количество вертолетов семейства Ми-8 использовалось во время советско-афганской войны 1980-х годов. Его прочная конструкция позволила упростить эксплуатацию и обслуживание в операционной. Большое количество Ми-8 было потеряно, несколько из них были сбиты огнем противника, при этом Ми-8 и его модификации были основной моделью самолетов, потерянных Советским Союзом в Афганистане. [ нужна ссылка ]
В период с апреля по май 1986 года Ми-8 в большом количестве использовались для сброса радиационно-поглощающих материалов в реактор № 4 Чернобыльской АЭС после Чернобыльской катастрофы , а пожар был потушен совместными усилиями вертолетов, сбросивших более 5000 вертолетов. метрические тонны песка, свинца, глины и , поглощающего нейтроны бора , в горящий реактор и впрыскивания в него жидкого азота . Большинство вертолетов были сильно облучены и брошены на огромной свалке. [ 20 ] так называемое «кладбище машин» возле Чернобыля, несколько из которых исчезли с этого места в последующие годы. Во время первоначальной эксплуатации один из них разбился возле электростанции после удара о трос строительного крана, в результате чего весь экипаж из четырех человек погиб. [ 21 ] [ 22 ] Сейчас известно, что практически ни один из поглотителей нейтронов не достиг активной зоны. [ 23 ]
Украина
[ редактировать ]
16 августа 2013 года Министерство обороны Украины один из его Ми-8МСБ установил мировой рекорд высоты 9150 метров (30 020 футов) на военном аэродроме Кировское . сообщило, что 15 августа [ 24 ]
Вооруженные силы Украины использовали Ми-8МСБ вместе с Ми-24 в операциях против сепаратистов на востоке Украины во время российско-украинской войны . 29 мая 2014 года Ми-8 Национальной гвардии Украины был сбит российскими сепаратистскими силами на Донбассе с помощью ПЗРК недалеко от Славянска, в результате чего 12 человек личного состава, в том числе генерал армии, были убиты и один серьезно ранен. [ 25 ] 24 июня 2014 года Ми-8 Национальной гвардии Украины был снова сбит сепаратистскими силами с использованием ПЗРК недалеко от Славянска, девять человек погибли. [ 26 ] Украинские силы использовали вертолеты Ми-8 для пополнения запасов сил во время блокады Мариуполя на металлургическом заводе «Азовсталь» и доставки дополнительных подкреплений для полка «Азов» . Несколько раз применялись 16 Ми-8, два из которых были сбиты. [ 27 ] 5 апреля Россия заявила, что сбила два украинских Ми-8, которые, по ее словам, использовались для эвакуации командиров полка «Азов» . [ 28 ] В конце августа 2023 года сообщалось, что российский перебежчик по имени Максим Кузьминов [ 29 ] передал Ми-8АМТШ украинским силам по согласованию с сотрудниками украинской разведки . [ 30 ]
16 октября 2023 года украинский генерал-полковник Александр Сырский заявил, что 25-я отдельная воздушно-десантная бригада сбила Ми-8, не указав местоположение. По данным базы данных Oryx, за время войны Украиной был сбит 21 вертолет Ми-8. [ 31 ]
31 июля 2024 года над оккупированным Донецком украинскими беспилотниками был сбит российский вертолет Ми-8. Первый раз вертолет в бою был уничтожен дроном. Предполагается, что Ми-8 подвергся нападению на земле либо во время посадки, либо во время взлета. [ 32 ] [ 33 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]На начальных этапах операции «Несокрушимая свобода » Ми-17 и Ми-8 широко использовались ЦРУ и спецназом США для оказания помощи Северному Альянсу в борьбе с Талибаном . [ 34 ]
По состоянию на 2022 год некоторое количество Ми-8 и Ми-17 используются правительственными учреждениями США. [ 35 ]
Югославия
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( Март 2018 г. ) |

В период с мая 1968 по май 1969 года ВВС Югославии получили 24 транспортных вертолета Ми-8Т (Hip C) для оснащения двух эскадрилий недавно сформированного 119-го транспортного полка с военного аэропорта Ниша , каждая эскадрилья имела по 12 вертолетов. Впоследствии, с 1973 по начало 1980-х годов, Югославия закупила еще вертолеты Ми-8Т для перевооружения двух эскадрилий 111-го полка с военного аэродрома Плесо под Загребом и 790-й эскадрильи с военного аэродрома Дивулье под Сплитом , находившейся под командованием югославских Военно-морской . Всего ВВС Югославии получили 92 Ми-8Т, получивших обозначение Югославской народной армии как HT-40 , а местная модификация нескольких вертолетов в варианты радиоэлектронной борьбы произвела HT-40E . Для тушения пожаров было оборудовано около 40 вертолетов.
Первыми боевыми операциями югославских Ми-8 были переброска войск Югославской народной армии и сил федеральной полиции к пограничным переходам в Словении 27 июня 1991 года во время Десятидневной войны . Члены Словении территориальной обороны открыли огонь «Стрела-2» из ПЗРК и сбили один вертолет, в результате чего погиб весь экипаж и пассажиры.
В ходе боевых действий зимой 1991 года в Хорватской войне и весной 1992 года в Боснийской войне Югославская народная армия использовала парк Ми-8 для эвакуации раненых, перевозки грузов и поисково-спасательных работ экипажей самолетов. самолет вынужденно упал. Поскольку большинство полетов совершалось за линией фронта, хорватским войскам удалось сбить только один вертолет, который 4 октября 1991 года был сбит из стрелкового оружия недалеко от Славонски-Брод .
После того как боснийские сербы объявили о своем государстве весной 1992 года, некоторые Ми-8 бывших югославских ВВС продолжили службу в вооруженных силах Республики Сербской. В состав 82-й смешанной вертолетной эскадрильи 92-й авиационной бригады Армии Республики Сербской входило 12 вертолетов Ми-8Т, которые продолжали эксплуатироваться до операции «Коридор» . За этот период ВВС Республики Сербской потеряли в результате огня противника три вертолета Ми-8. Три вертолета, окрашенные в сине-белую цветовую гамму, летали в составе первой части 56-й вертолетной эскадрильи Краинской милиции , военный аэропорт Удбина в Лике используя в качестве основной базы . ВВС Республики Сербской продолжали эксплуатировать девять вертолетов, хотя и испытывали проблемы с техническим обслуживанием и запасными частями, пока не были официально расформированы в 2006 году.
С другой стороны, в качестве основного воздушного транспорта использовались и вертолеты Ми-8. Хорватская национальная гвардия совершила свое первое нападение 23 сентября 1991 года недалеко от Петриньи , когда Ми-8 югославских ВВС совершил вынужденную посадку после повреждения огнем из стрелкового оружия. Еще 6 вертолетов Ми-8Т и 18 Ми-8МТВ-1 были закуплены в странах бывшего Варшавского договора во время войны, 16 из них находились на действительной службе, а остальные использовались в качестве источника запасных частей. Остальные Ми-8Т были выведены из эксплуатации в ВВС Хорватии после войны, а Ми-8МТВ продолжили службу в 20-й транспортной вертолетной эскадрилье и 28-й транспортной вертолетной эскадрилье. Последний перевооружен новыми вертолетами Ми-171Ш, купленными в России.
Армия Республики Босния и Герцеговина тайно получила из различных источников вертолеты Ми-8Т, Ми-8МТВ и Ми-17. Два вертолета были сбиты сербской ПВО, один в районе Жепы, а один Ми-17 был сбит 2К12 Куб М , в результате чего погибли министр иностранных дел Боснии Ирфан Любиянкич , несколько других политиков и украинский экипаж вертолета. Несколько хорватских Ми-8МТВ тайно поддерживали операции Хорватского совета обороны в Герцег-Босне . После войны Армия Федерации Боснии и Герцеговины эксплуатировала оставшиеся пять Ми-8МТВ и один Ми-8Т в бригаде ВВС и ПВО ВС Боснии и Герцеговины .
В 2001 году ВВС Македонии два вертолета Ми-8МТ закупили у Украины . Они летают в составе эскадрильи транспортных вертолетов (бывшая 301-я эскадрилья транспортных вертолетов). погибли все 8 пассажиров и 3 члена экипажа Один разбился, в результате аварии в январе 2008 года .
Во время войны в Косово 1998 и 1999 годов Федеральные ВВС Югославии использовали Ми-8 для перевозки личного состава и материалов войскам в недоступных иначе горных районах. Эвакуация раненых также произошла во время бомбардировки Югославии НАТО в 1999 году , когда самолеты летали на малой высоте, чтобы избежать обнаружения самолетами НАТО. В 1999 году югославские Ми-8 сбили как минимум один БПЛА «Охотник» армии США из 7,62-мм пулемета дверного стрелка. [ 36 ] [ 37 ] Два вертолета Ми-17В, тайно эксплуатируемые Подразделением специальных операций после 1997 года, также действовали во время косовского конфликта. После расформирования подразделения в 2003 году вертолёты были переданы ВВС Сербии и Черногории .
По состоянию на середину 2020 года ВВС Сербии , преемники Федеральных ВВС Югославии, имеют на вооружении небольшое количество Ми-8Т, которые сейчас заменяются вертолетами Ми-17. В настоящее время в составе ВВС Сербии имеется 13 Ми-17. Они входят в состав 138-й смешанно-транспортной авиационной эскадрильи 204-й авиабазы и 119-й общевойсковой вертолетной эскадрильи (бывший 199-й полк) 98-й авиабазы .
Другие
[ редактировать ]- Канада – После того, как Канада направила боевые силы для борьбы с Талибаном в Афганистане, они осознали, что их мобильность зависит от переброски вертолетов, взятых напрокат. В 2007 году министр национальной обороны Питер Маккей объявил об аренде от 6 до 8 Ми-8, в частности Ми-17-В5 Казанского вертолетного завода. [ 38 ] до появления 6 временных CH-47D [ 39 ] [ 40 ] 15 новых CH-47F в 2008 году, а затем в 2013 году RCAF поставила . [ 41 ]
- Польша. 4 декабря 2003 г. разбился польский Ми-8, возле Пясечно на борту которого находились премьер-министр Лешек Миллер , десять других пассажиров и четыре члена экипажа. Погибших не было. Причиной аварии стало обледенение двигателей. Пилота обвинили в катастрофе, но он был признан невиновным. [ нужна ссылка ]
- Сирия – Во время Войны Судного дня в октябре 1973 года Сирия высадила войска специального назначения за линиями Армии обороны Израиля на Голанских высотах у горы Хермон, Тель-Фарес, Васет, Нафах и Эйн-Зиван – Дальве. [ нужна ссылка ]
- Йемен. 19 ноября 2023 года повстанцы- хуситы использовали захваченный вертолет Ми-17 для проведения воздушного десанта и захвата принадлежащего Японии грузового корабля Galaxy Leader . [ 42 ] [ 43 ]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Прототипы/экспериментальный/низкая скорость производства
[ редактировать ]- V-8 (НАТО – Хип-А)
- Оригинальный одномоторный прототип.
- V-8A
- Двухмоторный прототип с турбовальными двигателями ТВ2-117, за время эксплуатации претерпел дальнейшие модификации.
- V-8AT
- Прототип полезной версии Ми-8Т.
- Ми-8 (НАТО – Хип-Б)
- Двухмоторный прототип.
- Ми-8ТГ
- Переоборудование для работы на сжиженном газе.
- Ми-18
- Опытный образец, модификация существующего Ми-8. Два Ми-8 удлинили на 0,9 метра (3 фута), шасси сделали убирающимся, а к правому борту фюзеляжа добавили сдвижную дверь. Ми-18 использовались во время советского вторжения в Афганистан , а затем использовались в качестве статических учебных планеров для пилотов Ми-8/17.
Базовый военный транспорт/планер
[ редактировать ]- Ми-8Т (НАТО – Hip-C)
- Первая серийная транспортная версия, она может нести четыре неуправляемые ракетные блоки УВ-16-57 (с ракетами С-5 ), установленные на четырех точках подвески на двух выносных пилонах, и вооружена одним или двумя боковыми пулеметами ПК. .
- Ми-8ТВ
- Вооруженная версия Ми-8Т.
- Ми-8ТВК (НАТО – Hip-E, он же Ми-8ТБ)
- Версия используется в качестве боевого корабля или платформы прямой воздушной поддержки. В модификациях планера добавлены 2 внешние точки подвески (всего их 6), а в носовой части установлен гибкий 12,7-мм (0,5-дюймовый) пулемет КВ-4. Вооружение: 57-мм ракеты С-5, шесть ракетных блоков УВ-32-57, 551-фунтовые (250-кг) бомбы или четыре ПТУР АТ-2 Swatter .
- Ми-8ТБК (НАТО – Хип-Ф)
- Вооруженная экспортная версия, оснащенная шестью пусковыми установками для перевозки и стрельбы ракетами «Малютка» .
Командование и радиоэлектронная борьба
[ редактировать ]- Ми-8IV (НАТО – Hip-G, он же Ми-9)
- Вариант бортового командного пункта, оснащенный системой «Иволга» с антеннами и доплеровским радаром на хвостовой балке.
- Ми-8ПП (НАТО – Хип-К)
- Платформа бортового подавления с системой "Поле". С 1980 года этот тип был оснащен новой системой «Акация» и переименован в Ми-8ППА . Он характеризуется шестью Х-образными антеннами на каждой стороне хвостовой части фюзеляжа. Создан для сопровождения десантных версий этого вертолета и подавления потенциально находящихся поблизости радаров ЗСУ, таких как Flakpanzer Gepard.
- Ми-8ПД
- Польский вариант воздушно-десантного командного пункта.
- Ми-8СМВ (НАТО – Hip-J)
- Бортовая платформа помех с системой «Смальта-В», отличающаяся двумя небольшими коробами по бокам фюзеляжа. Используется для защиты штурмовиков от средств ПВО противника.
- Ми-8ВКП (НАТО – Хип-Д, он же Ми-8ВзПУ)
- Платформа бортовой связи с прямоугольными пеналами связи, установленными на стойках вооружения, и с двумя антеннами рамочного типа над хвостовой частью фюзеляжа.
Другие военные
[ редактировать ]
- Ми-8АД
- Минный вариант с четырьмя ВСМ-1 . дозаторами
- Ми-8АВ
- Минный вариант с системой ВМР-1 или -2 на 64 или 200 противотанковых мин.
- Ми-8БТ
- Версия для разминирования.
- Ми-8МБ «Биссектриса»
- Версия военной скорой помощи.
- Ми-8Р (он же Ми-8ГР)
- Тактическая разведывательная версия с системой Элинт «Гребешок-5». [ 44 ]
- Ми-8К
- Артиллерийское наблюдение, разведывательный вариант.
- Ми-8СМТ
- Военно-штабной транспортный вариант, оснащенный усовершенствованным радиооборудованием Р-832 и Р-111.
- Ми-8СКА
- Фоторазведывательная версия.
- Ми-8СП
- Версия отслеживания и восстановления космического корабля. [ 45 ]
- Ми-8Т(К)
- Фоторазведывательная версия.
- Ми-8ТЗ
- Версия танкера для перевозки топлива.
- Mi-8MTYu
- Лишь один был построен и использовался ВВС Украины , базируясь на авиабазе «Кировское» . Предназначен для обнаружения возвращаемых аппаратов и малоразмерных надводных целей. В носу антенна РЛС.
- Ми-8МСБ
- Модернизированная пассажирско-транспортная версия для гражданской авиации. [ 46 ]
- Mi-8MSB-V
- Модернизированный многоцелевой вертолет для Вооруженных Сил Украины . [ 47 ]
Гражданский
[ редактировать ]
- Ми-8Т (НАТО – Hip-C)
- Версия для гражданского и военного грузового транспорта, вмещающая 24 пассажира, оснащенная откидными сиденьями вдоль стенок кабины, круглыми окнами кабины и большими задними раскладывающимися дверями с наклонной линией петель. Ми-8Т оснащен двумя турбовальными двигателями Климов ТВ2-117А мощностью 1677 л.с. (1251 кВт), обеспечивающими максимальную скорость вертолета на уровне моря 155 миль в час (249 км/ч).
- Ми-8П
- Версия гражданского пассажирского транспорта, вмещающая от 28 до 32 пассажиров, оснащенная квадратными окнами кабины, небольшими задними раскладывающимися дверями с вертикальной линией петель и горизонтально разделенной задней дверью трапа между ними; оснащен двумя турбовальными двигателями Климов ТВ2-117А мощностью по 1700 л.с. (1300 кВт).
- Ми-8С «Салон»
- Гражданский VIP-транспортный вариант, вмещающий от 9 до 11 пассажиров, оборудованный камбузом и туалетом.
- Ми-8МПС
- Поисково-спасательная версия (обычно используется в Малайзии службами пожарно-спасательной службы) .
- Ми-8МА
- Версия для полярных исследований для использования в Арктике.
- Ми-8МТ
- Версия летающего крана.
- Ми-8АТ
- Гражданский транспортный вариант, оснащенный двумя усовершенствованными турбовальными двигателями ТВ2-117АГ.
- Ми-8АТС
- Сельскохозяйственная версия, оснащенная бункером и опрыскивателями.
- Ми-8ТЛ
- Версия расследования авиакатастрофы.
- Ми-8ТМ
- Модернизированная транспортная версия, оснащенная метеорадиолокатором.
- Ми-8ТС
- Версия для жаркой и высокогорной пустыни.
- Ми-8ВИП
- Транспортная версия Deluxe VIP, рассчитанная на размещение от 7 до 9 пассажиров.
- Ми-8ПА
- Модифицированная версия для японских правил. В 1980 году был построен только один. Он использовался компанией Aero Asahi для перевозки тяжелых материалов в горном регионе. Он был выведен из эксплуатации в 1993 году и позже переведен в Музей авиации Токородзавы .
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 1 ноября 1974 года вертолет Ми-8Т столкнулся с Ан-2 в Сургуте , Советский Союз , в результате чего погибли все 24 человека на вертолете и все 14 человек на Ан-2. [ 48 ]
- 18 сентября 1981 года вертолет Ми-8Т столкнулся с Як-40 к востоку от Железногорска-Илимского , Россия , в результате чего погибли все семь членов экипажа вертолета и все тридцать три человека на Як-40. [ 49 ]
- вертолет Ми-8 , в результате чего погибли все 13 человек, находившиеся на борту. был сбит чеченской группировкой 17 сентября 2001 года в Грозном ( Чечня , Россия) [ 50 ]
- On 27 January 2002, a Mil Mi-8 helicopter was shotdown in Shelkovskaya , Nadterechny District , Russia , killing all 14 people on board. [ 51 ]
- вертолет Ми-8П разбился 4 декабря 2003 года возле Пясечно в Польше , в результате чего пострадали 8 или 14 человек на борту, в том числе премьер-министр Польши Лешек Миллер . [ 52 ]
- 11 сентября 2006 года вертолет Ми-8 был сбит боевиками группировки «Катаиб аль-Хул» недалеко от Владикавказа , Россия , в результате чего погибли 12 из 16 человек, находившихся на борту. [ 53 ]
- вертолет Ми-8 МТВ 1, в , разбился 23 сентября 2006 года в Гунсе , Непал результате чего погибли все 24 человека, находившиеся на борту. [ 54 ]
- 27 апреля 2007 года вертолет Ми-8 разбился недалеко от Шатоя , Чечня , Россия , в результате чего погибли все двадцать человек, находившиеся на борту. [ 55 ]
- вертолет Ми-8 , разбился 3 июня 2007 года в Лунги , Сьерра-Леоне , в результате чего погибли все 22 человека, находившиеся на борту. [ 56 ]
- вертолет Ми-8ПС разбился 7 апреля 2013 года в Лорето ( Перу) , в результате чего погибли все 13 человек, находившиеся на борту. [ 57 ]
- 2 июля 2013 года вертолет Ми-8 разбился недалеко от Депутатского , Республика Саха , Россия, в результате чего погибли 24 из 28 человек, находившихся на борту. [ 58 ]
- 21 октября 2016 года вертолет Ми-8Т разбился в Ямало-Ненецком автономном округе , полуостров Ямал , Сибирь , Россия , в результате чего погибли 19 из 22 человек, находившихся на борту. [ 59 ]
- 12 августа 2021 года вертолет Ми-8Т упал в озеро результате чего Камчатском крае , Россия погибли восемь человек. [ 60 ]
- вертолет Ми-8Т разбился 31 августа 2024 года над полуостровом Камчатка в России , в результате чего погибли все 22 человека, находившиеся на борту. [ 61 ]
Операторы
[ редактировать ]
Афганистан [ 62 ] [ 63 ]
Албания [ 64 ]
Алжир [ 62 ]
Ангола [ 62 ]
Аргентина [ 62 ]
Армения [ 62 ]
Азербайджан [ 62 ]
Беларусь [ 62 ]
Бутан [ 62 ]
Босния и Герцеговина [ 62 ]
Болгария [ 62 ]
Буркина-Фасо [ 62 ]
Камбоджа [ 62 ]
Канада (аренда у SkyLink Aviation) [ 65 ]
Китай [ 62 ]
Колумбия [ 62 ]
Конго-Браззавиль [ 62 ]
Конго-Киншаса [ 62 ]
Хорватия [ 62 ]
Куба [ 62 ]
Чешская Республика [ 62 ]
Джибути [ 62 ]
Египет [ 62 ]
Эритрея [ 62 ]
Эфиопия [ 62 ]
Грузия [ 62 ]
Германия [ 66 ]
Гвинея [ 62 ]
Гвинея-Бисау [ 67 ]
Венгрия
Индия
Индонезия [ 68 ]
Иран [ 62 ]
Ирак [ 62 ]
Казахстан [ 62 ]
Кыргызстан [ 62 ]
Лаос [ 62 ]
Ливия [ 62 ]
Литва [ 62 ]
Мальдивы [ 62 ]
Мексика [ 62 ]
У них было [ 62 ]
Молдавия [ 62 ]
Монголия [ 62 ]
Мозамбик [ 62 ]
Непал [ 62 ]
Северная Корея [ 62 ]
Пакистан [ 62 ]
Перу [ 62 ]
Польша [ 62 ]
Румыния [ 69 ]
Россия [ 62 ]
Сербия [ 62 ]
Словакия [ 62 ]
Сомали
Судан [ 62 ]
Сирия [ 62 ]
Приднестровье : 5 [ 70 ] [ 71 ]
Турция [ 72 ]
Туркменистан [ 62 ]
Таджикистан [ 62 ]
Украина [ 62 ]
Соединенные Штаты Америки [ 35 ]
Узбекистан [ 62 ]
Венесуэла [ 62 ]
Вьетнам [ 62 ]
Движение хуситов * (в плену). [ 42 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]Бангладеш [ 73 ]
Чехословакия [ 74 ]
Восточная Германия [ 75 ]
Гайана [ 76 ]
Латвия [ 77 ]
Сербия и Черногория [ 78 ]
Сербская страна [ 62 ]
Советский Союз [ 79 ]
Югославия [ 80 ]
Технические характеристики (Ми-8МТ)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft , 1992–93 гг. [ 81 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 человека (пилот, второй пилот, бортинженер)
- Вместимость: 24 пассажира или 12 носилок и сиденье для 1 медицинского работника или 4000 кг (8800 фунтов) на внутренних/внешних точках подвески.
- Длина: 18,4 м (60 футов 4 дюйма)
- Высота: 5,5 м (18 футов 1 дюйм)
- Вес пустого: 7100 кг (15653 фунта)
- Полная масса: 11 100 кг (24 471 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 13 000 кг (28 660 фунтов)
- Запас топлива: 3700 л (980 галлонов США; 810 имп галлонов)
- Powerplant: 2 × Klimov TV3-117MT turboshaft engines, 1,454 kW (1,950 hp) each
- Диаметр несущего винта: 21,29 м (69 футов 10 дюймов)
- Площадь несущего винта: 356 м² 2 (3830 кв. футов) * Секция лезвия: NACA 23012 [ 82 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 250 км/ч (160 миль в час, 130 узлов)
- Крейсерская скорость: 240 км/ч (150 миль в час, 130 узлов)
- Дальность: 495 км (308 миль, 267 миль)
- Перегоночная дальность: 960 км (600 миль, 520 миль)
- Практический потолок: 5000 м (16000 футов)
Вооружение
- 4000 кг (8818 фунтов) одноразовых запасов на шести узлах подвески , включая 57-мм ракеты С-5 , бомбы или 9М17 «Фаланга ПТУР » и один или два бортовых пулемета ПК.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Журнал ВВС . Ассоциация ВВС. Июль 2015. с. 66 . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ «Сила в цифрах: 10 лучших типов военных самолетов в мире» . Flightglobal.com . Рид Бизнес Информации Лимитед. 9 января 2015 года. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Вертолет Ми-8. История развития . mi-helicopter.ru
- ^ Jump up to: а б с Дональд, Дэвид, изд. «Миль Ми-8». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобл, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ Фроули, Джеральд (2002). «Ми-8 и Ми-17». Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Фишвик, Закон: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-55-2 .
- ^ «Ми-8 — код НАТО: HIP» . Army.cz. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Карстен Палт. «Миль Ми-8» . Flugzeuginfo.net . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р. (1975–1976). Джейн «Все самолеты мира» . Макдональд и Джейн. п. 502. ИСБН 0-354-00521-9 .
- ^ Сикорский, Сергей И. «Наследие Сикорского». Издательство Аркадия, 2007. ISBN 978-0-7385-4995-8 .
- ^ «Миль Ми-8» . Wiki.scramble.nl . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ «Ютуб» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 марта 2016 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Различия между первым и вторым поколением Ми-8 – Helicopter-DataBase» .
- ^ Jump up to: а б с "CIS region – Авиация в локальных конфликтах" . Skywar.ru . Archived from the original on 19 April 2018 . Retrieved 24 April 2018 .
- ^ «Специальный отчет: ВВС мира» (PDF) . Img.ru25.com . 2014. Архивировано (PDF) из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ Петреску, Релли Виктория; Петреску, Флориан Ион (2013). История авиации: Новые самолеты I — Цвет . Совет директоров – Книги по запросу. п. 82. ИСБН 978-3-8482-6639-5 . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ «BBC News – Армия Южного Судана «сбила вертолет ООН» » . Новости Би-би-си . 21 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 2 мая 2015 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ «Вертолет ООН сбит в Южном Судане» . aljazeera.com . Архивировано из оригинала 23 декабря 2012 года . Проверено 22 декабря 2012 г.
- ^ «Российская авиакомпания заявляет, что ее вертолет, вероятно, был сбит в Южном Судане» . Рейтер . 26 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ «Три человека погибли в результате крушения вертолета ООН в Южном Судане после предупреждения повстанцев» . Хранитель . 26 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Саймон, Майкл. (28 июня 2010 г.) Чернобыльская радиоактивная свалка. Архивировано 9 февраля 2017 г. в Wayback Machine . RecycleNation. Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ Замри, Кристофер. «Ответ на «катастрофу века» » . Проверьте-SIx.com . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Крушение Ми-8 под Чернобылем на YouTube , 2006 г.
- ^ « Специальный репортаж: 1997: Чернобыль: Сдерживание Чернобыля? » . Новости Би-би-си. 21 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 19 марта 2011 года . Проверено 20 августа 2011 г.
- ↑ Модернизированный вертолет Ми-8МСБ установил мировой рекорд высоты , Интерфакс-Украина (16 августа 2013 г.)
- ^ «Украинский Ми-8 сбит под Славянском» . Джейнс.com . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ «BBC News – Вертолет украинской армии сбит, несмотря на прекращение огня» . Новости Би-би-си . 24 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 г. Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ «Внутри дерзких вертолетных миссий Украины в оккупированный Россией Мариуполь» . Зона боевых действий . 25 мая 2022 г.
- ^ «Россия заявляет, что не позволила украинским офицерам покинуть Мариуполь по воздуху» . 5 апреля 2022 г.
- ^ "Российский пилот, дезертировавший, получит 500 тысяч долларов, - говорит Украина" . Бизнес-инсайдер .
- ^ Акс, Дэвид. «Ми-8АМТШ — один из лучших штурмовых вертолетов России. Перебежчик только что прилетел на нем в Украину» . Форбс . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ « Хорошо горит, молодец» – Украина сбила еще один российский вертолет» . Киев Пост . 16 сентября 2022 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ Мэтью Ло (1 августа 2024 г.). «Украина только что продемонстрировала, что ее недорогие и легкие беспилотники могут уничтожить российский вертолет, - говорят российские источники» . Бизнес-инсайдер . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ ЕВГЕНИЯ МАРТЫНЮК (1 августа 2024 г.). «СМИ: Украинский беспилотник сбил российский вертолет Ми-8 в ходе первой такой атаки» . Евромайданпресс . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Тревитик, Джозеф (26 сентября 2018 г.). «ЦРУ поместило первый вертолет Ми-17, прилетевший в Афганистан после 11 сентября, в музей, который нельзя посетить» . Thedrive.com . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Тревитик, Джозеф (17 сентября 2021 г.). «Вертолет Ми-17 российского производства, пилотируемый секретным подразделением США, приземлился на фермерском поле» . Thedrive.com . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ «Европейские победы в воздухе» . Acig.org . Архивировано из оригинала 23 октября 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ↑ Военный вертолет Ми-8 HIP должен лететь вместе с БПЛА «Охотник», а затем поручить дверному стрелку взорвать БПЛА из своего 7,62-мм пулемета. Архивировано 8 апреля 2013 года в Wayback Machine . Никто. Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ @CanadianForces (14 октября 2016 г.). «Ответ на вчерашнюю викторину. Вертолет Ми-17-В5 управлялся 427 SOAS в Афганистане. #CANSOFCOM» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ по состоянию на 7 апреля 2021 г. https://www.helis.com/database/modelorg/Canadian-Chinook-Afghanistan/
- ^ доступ 7 апреля 2021 г. https://www.helis.com/database/news/canada_afglease/
- ^ по состоянию на 7 апреля 2021 г. https://www.ctvnews.ca/canada-to-lease-russian-made-helicopters-mackay-1.312337.
- ^ Jump up to: а б «Боевики, предположительно повстанцы-хуситы, захватили японский танкер в Красном море» . Новости Эн-Би-Си . 20 ноября 2023 г.
- ^ https://twitter.com/aldin_aba/status/1726642439967109521?s=46&t=htTigazZMN-4LF0NR06X6g [ только URL ]
- ^ «Ми-8Р» . 16va.be . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ «[1.0] Варианты Ми-8» .
- ^ Карпенко А.В. "Модернизированный Ми-8МСБ (Украина)" . Бастион-карпенко.ру . Архивировано из оригинала 3 октября 2016 года . Проверено 3 октября 2016 г.
- ^ «Мотор Сич» предлагает украинским Ми-8 МСБ-В модернизацию, новые варианты | IHS Jane's 360» . Джейнс.com . Архивировано из оригинала 3 октября 2016 года . Проверено 3 октября 2016 г.
- ^ «Авария Ми-8Т CCCP-25686, столкновение в воздухе, пятница, 1 ноября 1974 г.» . Сеть авиационной безопасности. 1 ноября 1974 года . Проверено 31 августа 2024 г.
- ^ «Авария Яковлева Як-40 CCCP-87455, пятница, 18 сентября 1981 года» . Сеть авиационной безопасности. 18 сентября 1981 года . Проверено 31 августа 2024 г.
- ^ «Авария Ми-8, понедельник, 17 сентября 2001 г.» . Сеть авиационной безопасности. 17 сентября 2001 года . Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ «Авария Ми-8, воскресенье, 27 января 2002 г.» . Сеть авиационной безопасности. 27 января 2002 года . Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ «Авария Ми-8П 632, четверг, 4 декабря 2003 г.» . Сеть авиационной безопасности. 4 декабря 2003 г. Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ «12 погибших в результате крушения российского вертолета» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 11 сентября 2006 года . Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ «Авария Ми-8 MTV-1 9N-AHJ, суббота, 23 сентября 2006 г.» . Сеть авиационной безопасности. 23 сентября 2006 г. Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ «Авария Ми-8 65-серый, пятница, 27 апреля 2007 г.» . Сеть авиационной безопасности. 27 апреля 2007 года . Проверено 31 августа 2024 г.
- ^ «Авария Ми-8Т 9Л-ЛБТ, воскресенье, 3 июня 2007 г.» . Сеть авиационной безопасности. 3 июня 2024 г. Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ «Авария Ми-8ПС, ОБ-1916-П, воскресенье, 7 апреля 2024 г.» . Сеть авиационной безопасности. 7 апреля 2013 года . Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ «Итоговый отчет RA-22657» (PDF) . Межгосударственный авиационный комитет. 25 февраля 2014 г.
- ^ «Авария Ми-8Т RA-22869, пятница, 21 октября 2016 г.» . Сеть авиационной безопасности. 21 октября 2016 года . Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ «Авария Мил М-8Т RA-24744, четверг, 12 августа 2021 г.» . Сеть авиационной безопасности. 12 августа 2021 г. Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ «Инцидент Ми-8Т, суббота, 31 августа 2024 г.» . asn.flightsfety.org . Проверено 31 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013. Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2012 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ Рот, Эндрю (25 августа 2021 г.). "Талибан захватил более 100 военных вертолетов, - заявляет Россия" . Хранитель .
- ^ «Министерство обороны Албании» . Aaf.mil.al. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 года . Проверено 10 июля 2014 г.
- ^ «Критическое звено» . Вертикальный маг . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ «Средний многоцелевой вертолет Ми-8» . Flugzeuginfo.net . Архивировано из оригинала 11 марта 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира 1987» . Flightglobal.com . п. 59. Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира 2019» . Flightglobal Insight. 2019 . Проверено 3 апреля 2019 г.
- ^ «ВВС мира 1987» . Flightglobal.com . п. 80. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ МилАвиа Пресс. «Боевой орден – Приднестровье» . Милавиапресс.com . Архивировано из оригинала 17 октября 2017 года . Проверено 7 августа 2017 г.
- ^ Валерис (18 августа 2007 г.). «Тираспольский аэропорт» . Panoramio.com . Архивировано из оригинала 17 октября 2017 года . Проверено 7 августа 2017 г.
- ^ «Турецкая Жандарма Тескилати Ми-8/17» . Хелис.com . Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Торговые реестры» . СИПРИ . Проверено 27 января 2020 г.
- ^ «Ми-17 ВВС Чехословакии» . Хелис.com . Архивировано из оригинала 26 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира 1987» . п. 50. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «Ми-8 Хип | Силы обороны Гайаны» . 20 апреля 2016 г.
- ^ «Флот вертолетов GM» . Gmhelicopters.com . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира 2004» . Flightglobal.com . п. 84. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира 1987» . п. 86. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира 1987» . п. 67. Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ Ламберт, Марк; Мансон, Кеннет; Тейлор, Майкл Дж. Х., ред. (1992). Все самолеты мира Джейн 1992–93 (83-е изд.). Коулсон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 978-0710609878 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Спецификация и техническое описание на сайте milhelicopter.com. Архивировано 24 октября 2017 г. на Wayback Machine.
- Раздел Ми-8/Ми-17 на сайте Aviation.ru
- База данных Ми-8. Архивировано 10 октября 2017 г. на Wayback Machine и фотогалерея на сайте вертолет-database.net. Архивировано 3 января 2019 г. на Wayback Machine.
- Обход Ми-8 из Луцка и обход Ми-8ППА на ScaleModels.ru
- Вертолеты Ми-8 и Ми-17 в Китае