Невмешательство
Невмешательство или невмешательство — это политическая философия или национальная внешнеполитическая доктрина, которая выступает против вмешательства во внутреннюю политику и дела других стран, но, в отличие от изоляционизма , не обязательно противоречит международным обязательствам в целом. Определение 1915 года гласит, что невмешательство - это политика, характеризующаяся отсутствием «вмешательства государства или государств во внешние дела другого государства без его согласия или в его внутренние дела с его согласия или без него». [1]
Это основано на том, что государство не должно вмешиваться во внутреннюю политику другого государства, а также на принципах государственного суверенитета и самоопределения . Аналогичное словосочетание – «стратегическая независимость». [2]
История
[ редактировать ]Норма Вторую невмешательства доминировала в большинстве международных отношений и, как можно видеть, была одной из основных мотиваций первоначального невмешательства США в войны Первую и мировые , а также невмешательства либеральных держав в Гражданская война в Испании , несмотря на вмешательство Германии и Италии . [ нужна ссылка ] Затем эта норма прочно вошла в международное право как один из центральных принципов Устава Организации Объединенных Наций , который установил невмешательство в качестве одного из ключевых принципов, которые будут лежать в основе зарождающегося мира после Второй мировой войны. [3] [4]
Однако вскоре на это повлияло начало Холодной войны , которая увеличила количество и интенсивность вмешательства во внутреннюю политику огромного числа развивающихся стран под такими предлогами, как разжигание « глобальной социалистической революции » или обеспечение « сдерживания » такая революция. Использование таких предлогов и идея о том, что такие интервенции должны были предотвратить угрозу «международному миру и безопасности », допускали вмешательство в соответствии с главой VII Устава ООН . Кроме того, полномочия ООН по регулированию таких интервенций были ограничены во время Холодной войны из-за того, что США и СССР имели право вето в Совете Безопасности ООН .
В разных странах
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]Взаимное невмешательство было одним из принципов внешней политики Китая с 1954 года. После китайской экономической реформы Китай начал концентрироваться на промышленном развитии и активно избегал военных конфликтов в последующие десятилетия. [5] По состоянию на декабрь 2018 года Китай одиннадцать раз воспользовался правом вето в Совете Безопасности ООН . [6] Впервые Китай применил право вето 25 августа 1972 года, чтобы заблокировать прием Бангладеш в ООН. С 1971 по 2011 год Китай использовал свое право вето экономно, предпочитая воздерживаться, а не накладывать вето на резолюции, косвенно связанные с китайскими интересами. [7] По словам Дэвида Л. Боско , Китай превратил воздержание в «форму искусства», воздержавшись от 30% резолюций Совета Безопасности в период с 1971 по 1976 год. [8] : 140
Швеция
[ редактировать ]Швеция стала государством, не допускающим вмешательства, после негативной реакции против короля после потерь Швеции в наполеоновских войнах ; последовавший Государственный переворот, в 1812 году, заставил Жана Батиста Бернадота установить политику невмешательства, которая продолжалась с момента окончания наполеоновских войн в 1815 году до вступления Швеции в НАТО в 2022 году.
Швейцария
[ редактировать ]Швейцария уже давно известна своей политикой оборонительного нейтралитета .
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В декабре 2013 года исследовательский центр Pew сообщил, что их последний опрос «Место Америки в мире 2013» показал, что 52 процента респондентов национального опроса заявили, что Соединенным Штатам «следует заниматься своими делами на международном уровне и позволять другим странам изо всех сил, которые они могут сделать сами». [9] Это было наибольшее количество людей, ответивших таким образом на этот вопрос за всю историю вопроса, который социологи начали задавать в 1964 году. [10] Десять лет назад так считали лишь около трети респондентов. [10]
Отклонить
[ редактировать ]После окончания Холодной войны новые возникающие нормы гуманитарного вмешательства бросают вызов норме невмешательства, основанной на аргументе, что, хотя суверенитет дает государствам права, существует также обязанность защищать своих граждан. В идеале, аргумент, основанный на теории общественного договора , государства имеют право вмешиваться в дела других государств, если последние не могут защитить (или активно участвуют в причинении вреда) своим гражданам. [11]
Эта идея использовалась для оправдания санкционированной ООН операции «Обеспечьте комфорт» в Северном Ираке в 1991 году для защиты курдов и в Сомали , ЮНОСОМ I и ЮНОСОМ II с 1992 по 1995 год в отсутствие государственной власти. Однако после американского события «Падение Черного ястреба» в 1993 году в Могадишо США отказались вмешиваться в дела Руанды и Гаити . Однако, несмотря на сильную оппозицию со стороны России и Китая, идея ответственности по защите снова использовалась для оправдания интервенции НАТО в Косово в 1999 году и военной интервенции в Ливию в 2011 году .
Новая норма гуманитарного вмешательства не является общепринятой и часто считается, что она все еще развивается. [11]
См. также
[ редактировать ]- Интервенционизм
- Изоляционизм
- Нейтральная страна
- Несколько слов о невмешательстве Джон Стюарт Милль
- Теория международных отношений
- Основная директива — принцип невмешательства в вымышленной «Звездного пути» . вселенной
- Список антивоенных организаций
- Список стран без вооруженных сил
- Список борцов за мир
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ходжес, Генри Г. (1915). Доктрина вмешательства . Принстон, The Banner Press. п. 1.
- ^ Карпентер, Тед Гален (1997). Либертарианский читатель . Свободная пресса. стр. 336–344. ISBN 978-0-684-83200-5 .
- ^ «Невмешательство (Невмешательство во внутренние дела)» . Принстонская энциклопедия самоопределения . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ «Цели и принципы ООН (Глава I Устава ООН) | Совет Безопасности ООН» . www.un.org . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Браун, Керри (17 сентября 2013 г.). «Является ли китайская политика невмешательства устойчивой?» . Новости Би-би-си . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ Совет Безопасности — Список вето . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Пей, Миньсинь (7 февраля 2012 г.). «Почему Пекин голосует вместе с Москвой» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Боско, Дэвид Л. (2009). Пятеро, которые будут править всеми: Совет Безопасности ООН и создание современного мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-532876-9 .
- ^ Хили, Джин (10 декабря 2013 г.). «Заниматься своими делами для Америки не является изоляционизмом» . Вашингтонский экзаменатор . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Линдси, Джеймс М.; Каусс, Рэйчел (3 декабря 2013 г.). «Смешанное мнение общественности о роли Америки в мире» . Исследовательский центр Pew для людей и прессы . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Эванс, Гарет (2004). «Когда лучше драться?». Выживание . 46 (3): 59–82. дои : 10.1080/00396330412331343733 . S2CID 154653540 .
Библиография
[ редактировать ]- Купчан, Чарльз А. (2020) Изоляционизм: история усилий Америки защитить себя от мира (Oxford University Press, 2020).
- Уилер, Нью-Джерси (2003) «Гуманитарные обязанности суверенитета: объяснение разработки новой нормы военного вмешательства для гуманитарных целей в международном обществе» на валлийском языке, JM Гуманитарное вмешательство и международные отношения Оксфорд: Oxford Scholarship Online, стр. 29–50 .
- Уолцер, MJ (2000) Справедливые и несправедливые войны, Нью-Йорк: Basic Books, стр. 86–108.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с невмешательством, на Викискладе?
- Джон Лафленд: Невмешательство: забытая доктрина на YouTube