Кумьяй
![]() Энтони Пико, бывший председатель группы Viejas | |
Общая численность населения | |
---|---|
По состоянию на 1990 год 1200 о бронировании; 2000 вне респондента [ 1 ] | |
Регионы со значительным населением | |
Языки | |
Ipai , Kumeyaay , Tipai , английский и испанский | |
Связанные этнические группы | |
Луисньо , Кокопа , Кечан , Пайпай и Килива |
Kumeyaay , , также известный как «iipai-tiipai или историческое испанское имя Diegaño» является племенем коренных народов Америки , которые живут на северной границе Баха Калифорнии в Мексике и южной границе Калифорнии в Соединенных Штатах. Они коренные жители Калифорнии .
Язык Kumeyaay принадлежит к языковой семье Юмана -Кочими . Kumeyaay состоят из трех родственных групп: Iipai , Tiipai и Kamia . Река Сан -Диего свободно разделила исторические родины «Иипай и Типай», в то время как Камия жила в восточных пустынных районах. «Ипай жил на севере, от Эскондидо до озера Хеншоу , в то время как Тиипай жил на юге, на землях, включая горы Лагуна , Энсенада и Текате . Камия жила на востоке в районе, которая включала мексикали и граничала с Солтонским морем .
Имя
[ редактировать ]Kumeyaay или «iipai-tiipai» ранее были известны как Diegaños , бывшее испанское имя, применяемое к миссии, живущим вдоль реки Сан-Диего . [ 2 ] Они называются кумиай в Мексике.
Термин Kumeyaay переводится как «народ Запада», со словом Meyaay , означающим «крутой» или «Cliff». [ 3 ]
Язык
[ редактировать ]Все языки и диалекты, на которых говорят Кумейай, принадлежат к дельта -калифорнии ветви семейства юманов , к которой несколько других лингвистически отличаются, но связаны, группы также принадлежат (включая Кокопа , Кечан , Пайпай и Килива ). Носители, которые носители утверждают, что на их территории все Kumeyaay ('iipay/tiipay) могут понять и говорить друг с другом, если даже после короткого ознакомления. [ 4 ]
Номенклатура и племенные различия не согласованы. По словам Маргарет Лэнгдон , которой приписывают большую часть ранней работы по документированию языка, [ 5 ] [ 6 ] Общий научный консенсус признал три отдельных языка:
- 'Iipai (Северный Дигьюньо)
- Правильная прория .
- Tiipay (Southern Digueño) в северной Баха Калифорния
Кэтрин Луомала считала, что широкий спектр вариаций диалекта отражает только два различных языка, «iipai и tiipai, [ 7 ] Взгляд в основном поддерживается другими исследователями. [ 8 ] [ 9 ]
История
[ редактировать ]
Предовропейский контакт
[ редактировать ]Свидетельство об урегулировании в том, что сегодня считается территорией Кумеяя, может вернуться к двенадцати тысячелетиям. [ 10 ] Около 7000 г. до н.э. ознаменовало появление двух культурных традиций: традиции побережья Калифорнии и долины и традиции пустыни. [ 7 ] У Кмеяя была земля вдоль Тихого океана от нынешнего Оушенсайда, штат Калифорния, на севере к югу от Энсенада, Мексика , и простиралась на восток до реки Колорадо . [ 11 ] Комплекс Cuyamaca , комплекс позднего голоцена в округе Сан -Диего, связан с народами Кумейя. [ 12 ] Племя Kumeyaay также использовало то, что сейчас является популярным государственным парком, известным как Государственный природный заповедник Торри Пайнс . [ 13 ]
Один вид гласит, что исторический «iipai-tiipai появился около тысячелетия назад», хотя к 5000 до н.э. [ 1 ] Кэтрин Луомола предполагает, что «ядро более поздних групп Tipai-Ipai» собралось вместе вокруг 1000 нашей эры. [ 7 ] Сами Кумеяй традиционно считает, что они жили в Сан -Диего с 10 000 до н.э. [ 14 ] Во время европейского контакта Kumeyaay состоял из нескольких автономных групп с тридцатью патрилинейными кланами. [ 15 ]
Испанское исследование и колонизация
[ редактировать ]Первым европейцем, посетившим регион, был Хуан Родригес Кабрильо в 1542 году. Первоначально он встретился с Kumeyaay, но это не привело к какому -либо колониальному поселению. Себастьян Виццино также посетил в 1602 году и встретился с группой Kumeyaay во время праздника Сан -Диего -де -Алькала , что дало региону Сан -Диего свое название; Однако это также не привело к колониальному поселению.

Период миссиолизации
[ редактировать ]В 1769 году экспедиция Портола, прикрепленная в заливе Сан -Диего, и, когда -то на суше отправилась в деревню Кумейай в Косоя (Косаай), чтобы восстановить и пополнить. После их выздоровления испанцы создали президо над деревней и Миссоном Сан -Диего де Алькала , включив деревню в поселение Сан -Диего. В 1769 году под испанской системой миссий, групп, живущих недалеко от Миссона Сан-Диего де Алькала (с видом на реку Сан-Диего, в современной долине миссии), были названы Diegaños; Более поздние группы, живущие возле Миссии Сан -Луис Рей де Франциа , назывались Луизеньо. [ 15 ] Испанцы принесли с собой новые, некоренные, инвазивные флору и домашние животные, что привело к некоторому уровню деградации для местной экологии. Это включало выпас и пищу животных, таких как свиньи, козы, овцы, крупный рогатый скот, лошади, ослы и различные птицы, такие как цыплята, фазаны и утки; Последние загахивают местные источники воды значительно.
После многих лет сексуальных посягательств со стороны испанских солдат в Президио и физические пытки индейцев миссии с использованием металлических кнутов (миссионерским персоналом), [ 16 ] Деревни Типай-Кумейай возглавляли восстание против испанского, сжигая Миссию Сан-Диего и убив отца Луиса Джейме вместе с двумя другими. Миссионеры и церковные лидеры «извинились» и простили Kumeyaay, восстанавливая свою миссию ближе к деревне Кумейай в Нипакэе или Нипавай . В конечном счете, испанцы укрепили свой контроль над областью до конца эры миссии. [ 17 ]
Конфликт реки Колорадо
[ редактировать ]На востоке Камиа-Кумейай участвовал в вооруженном региональном конфликте в регионе реки Колорадо против коалиции юманов, говорящих на к востоку от реки Колорадо и Кахуиллы , возглавляемой Марикопой . Kumeyaay выровнялся с коалицией, возглавляемыми Кечанами , вместе с Мохаве , Явапай , Чеймахуеви и другими небольшими группами на реке Колорадо. Испанский опосредованный мирные переговоры между двумя воинственными фракциями в середине 1770-х годов, в значительной степени на стороне альянса, выравниваемого Кечана. Тем не менее, повышенная напряженность между испанским и кечаном привела к возобновлению конфликта в 1781 году, но испанца было отказано в сухопутном доступе к Альта-Калифорнии и на стороне коалиции, выравниваемой Марикопой. [ 18 ] Затем испанцы переориентируют свое внимание на запад, чтобы обеспечить свой морской доступ к Альта-Калифорнии на «Iipay-Tiipay-Kumeyaay Lands».
Ранняя мексиканская эра ранчо
[ редактировать ]Первая мексиканская империя и первый период мексиканской республики
[ редактировать ]Мексиканская империя взяла на себя право собственности на земли Кумеяя после победы над Испанией в мексиканской войне за независимость в 1821 году. В следующем году мексиканские войска конфисковали все прибрежные земли из Кумеяя в 1822 году, предоставив большую часть земли мексиканским поселенцам, которые стали известны как Калифорния, Калифорния, в 1822 году, предоставив большую часть земли мексиканским поселенцам, которые стали известны как Калифорния . [ 19 ] Развивать землю для сельского хозяйства, начиная с калифорнийской эры ранчо.
Kumeyaay стал жертвой эпидемии оспы и малярии в 1827 и 1832 годах, уменьшив их население. [ 20 ]
Различные споры завершились стычкой между Кумейай и мексиканскими солдатами, размещенными в Сан -Диего в 1826 году, убив 26 Кумейаая. [ 20 ] Это спровоцировало лейтенант Хуан М. Ибарра, чтобы возглавить несколько нападений на земли, контролируемые Кумеяаем, и убил 28 человек в его нападении на Санта-Исабель 5 апреля того же года. [ 21 ] В ответ на возмездие 26 апреля Камиа-Кумейай атаковала Форт Ромуалдо Пачеко при поддержке Кечана, в результате чего три мертвых мексиканских солдат и форт, который никогда не вернутся на службу. [ 22 ]
После десятилетий дебатов и задержек миссии в Альта -Калифорнии были секуляризированы в 1833 году, а Ипай и Типаис потеряли свои земли; Участникам группы пришлось выбирать между становлениями крепостных , нарушителей, повстанцев или беглецов. [ 23 ] Это увеличило напряженность в отношениях между Kumeyaay и мексиканскими поселенцами, поскольку экономическая нестабильность угрожала безопасности мексиканских и американских торговцев, проходящих через этот район.
Период централистической Республики Мексика
[ редактировать ]При территориальном губернаторе Хосе Фигероа некоторые из Kumeyaay из Миссии Сан -Диего было разрешено пересекать и создать Сан -Паскуал Пуэбло в 1835 году, который позже станет Сан -Паскуал -группой индейцев миссии Дигигоэно . [ 24 ] Кумеяй Пуэбло боролся с враждебными группами и защищал мексиканских поселенцев, с решительной победой над антихристианским восстанием и захватом своего лидера Клаудио. [ 25 ]
С ухудшением условий, Kumeyaay возглавил атаку на Ранчо Текате в 1836 году, заставив Алькальда Сан -Диего отправить экспедицию для подавления Кумейаая, но безуспешно вернулся. Из -за неудачного предприятия Мексика не смогла адекватно подавить разговоры о калифорнийском отделении от американских поселенцев в северной Альта -Калифорнии. [ 21 ]
Дальнейшие набеги Кумеяя на Эль -Каджон (1836) и Ранчо Джамул (1837) угрожали безопасности Сан -Диего, так как многие жители Сан -Диего бежали из города. Kumeyaay смог атаковать Сан -Диего в конце 1830 -х годов. Kumeyaay продвигается в Ранчо Бернардо на севере и Сан -Исидро и Тихуане на юге в конце десятилетия, угрожали отрезать Сан -Диего от остальной части централистической Республики Мексики. Kumeyaay подготовился к осаду в Сан -Диего в начале 1840 -х годов и начал вторую атаку на Сан -Диего в июне 1842 года. Однако Сан -Диего удалось защитить себя еще раз. В то время как осада провалилась, Kumeyaay удалось контролировать большую часть юга, востока и большей части севера поселения, и город стал зависимым от доступа к море, поддерживая связи с остальной частью Мексики. Вместе с сопротивлением Кечана на Востоке Кумеяй отрезал Альту Калифорнию всех земельных маршрутов до остальной части мексиканской республики между рекой Колорадо и Тихим океаном вплоть до мексиканской американской войны, что еще больше угрожает мексиканскому контролю над южным побережью Альта Калифорнии. Кумеяй предотвратил мексиканское использование ранчо вокруг Сан -Диего и выселил большинство калифорнийских калифорнийских людей в этом районе к 1844 году и продолжил запускать набеги глубоко в мексиканском контролируемом побережье до начала мексиканской американской войны. [ 21 ] Мексиканские поселенцы стали беженцами на Пойнт -Ломе , когда они ждали кораблей, надеясь эвакуироваться из Сан -Диего, поскольку победы Кумейаая бросили вызов их способности держать Пуэбло. [ 26 ]
Мексиканско-американская война
[ редактировать ]
Во время мексиканско -американской войны Кумеяя изначально были нейтральными. Кумеяй Сан -Паскуал Пуэбло был эвакуирован, когда американцы подошли к городу. Мексиканцы и Калифорния одержали победу над американцами в битве при Сан -Паскуале . Лидер Kumeyaay, Панто, призвал мексиканцев прекратить военные действия с американцами, чтобы Кумеяй мог склониться к раненым американцам, к которому предоставили Панто, а Сан -Паскуал Кумейай пополнил американцев и помог обеспечить американский захват Пуэбло де Ангелес и Сан -Диго. [ 24 ] [ 25 ]
Поздняя современная эра
[ редактировать ]После мексиканско -американской войны земли Кумеяя были разделены между США и Мексикой через мексиканское проведение , возникающее в результате договора Гвадалупе Идальго .
Юма война и геноцид Калифорнии
[ редактировать ]В 1851 году округ Сан -Диего в одностороннем порядке взимал налоги на недвижимость на племенах коренных американцев в округе и пригрозил конфисковать землю и имущество, если они не смогут заплатить. Это привело к восстанию налога в Сан -Диего в 1851 году или «восстанию Гарры», с разрушением ранчо Уорнера во главе с Купеденьо , открыв новый западный фронт войны Юмы . Kumeyaay согласился присоединиться к восстанию вместе с Cahuilla , Cocopah и Quechan Warriors, но не взял на себя военные обязательства по нападению на Сан -Диего или захват форта Юма . [ 27 ] [ 28 ]
Однако не все группы Kumeyaay сражались на одной и той же стороне войны Юмы; Группа Сан -Паскуал из Кумеяя боролась с кампанией Кечана по нападению на Сан -Диего и победила Кечана в долине Сан -Паскуал. [ 29 ]
Kumeyaay вышел из войны после капитуляции Cahuilla в США и неудавшейся попытки захватить форт Юма.
По сравнению с другими калифорнийскими племенами, Kumeyaay не сталкивался с такой же величиной разрушения и эксплуатации в рамках геноцида в Калифорнии . Это было связано со стратегическим позиционированием Kumeyaay и отсутствием золота в горах. Кроме того, мексиканские чиновники на территории Баха в Калифорнии угрожали вмешаться в конфликт, если они совершили какие -либо злодеяния на племенах вдоль границы из -за сочетания мексиканских симпатий по отношению к коренным калифорнийцам и страха перед беженцами, вступающими на границу. [ 30 ]
Создание резерваций Kumeyaay в США
[ редактировать ]7 января 1852 года представители ряда кланов Kumeyaay, включая Panto, встретились с комиссаром Оливером М. Возенкрафтом и заключили договор Санта -Исабель. Соглашение было частью «18 договоров» Калифорнии , согласованных по защите прав на землю в Индии. После того, как 18 договоров были завершены, документы были отправлены в Сенат Соединенных Штатов для утверждения. Под давлением белых поселенцев и делегации Сената Калифорнии все договоры были отклонены. [ 24 ]
С 1870 по 1910 год американские поселенцы захватили земли, в том числе пахотные и местные земли. В 1875 году президент Улисс С. Грант создал оговорки в этом районе, и дополнительные земли были помещены в соответствии с патентным статусом доверия после принятия Закона 1891 года для помощи индейцам миссии. Безусловные, как правило, были небольшими и не имели достаточных запасов воды. [ 31 ] Ситуация была усугублена во время голода 1880–1881 гг., Который заставил многих Кумеяе выжить, принимая благотворительность от белых, поскольку они сталкивались с болезнями, голодом и нападениями от белых поселенцев. [ 32 ]
Некоторые Kumeyaay решили не устанавливать резервацию вглубь страны и искали работу в Сан -Диего, многие из которых мигрировали в деревню Кумейай в том, что сейчас является парком Balboa , возглавляемой Florida Canyon Band. Деревня пережила рост после получения иммигрантов из других групп Kumeyaay, а также от других коренных калифорнийских и баджено, которые искали работу в городе, превращая деревню в окрестности, интегрированные в городскую ткань. [ 33 ] Деревня была затем снесена в начале 1900-х годов в рамках подготовки к панаме-калифорнии в 1915 году , вытесняя жителей деревни.

В 1932 году, проживание и сельское хозяйство в Коапане Кумеяай на реке Сан -Диего, были удалены, чтобы освободить место для плотины Эль -Капитана и водохранилища, и перенесли своих жителей в резервации Бароны и резервации Вьехаса , еще больше сократило сельскохозяйственные мощности в резервациях Кмеяя. [ 20 ]
Kumeyaay в мексиканской революции (1910–1911)
[ редактировать ]Во время мексиканской революции Магонисты ; получили поддержку Кумейаая с восторженной базой, особенно в регионе Текате Многие Кумеяй с обеих сторон границы были собранным их анархо-синдикалистским посланием освобождения коренных народов от мексиканских и американских колониальных национальных государств, начиная с конца диктатуры Porfirio Díaz . Kumeyaay поддержал магонистов как руководства по всей земле, чья помощь позволила им контролировать Mexicali, Tecate и Tijuana во время восстания Магонисты 1911 года . [ 34 ] Тем не менее, Kumeyaay не участвовал в большей части активных боевых действий в восстании Магониста и не участвовал в племенах Кокопа , Килива и Пайпаи в рейтинге на мелкие города или разграбление китайско-мексиканских предприятий в регионе и, возможно, даже контрабанды китайских беженцев-беженцев на американскую сторону границы. [ 34 ] К концу июня восстание было подавлено администрацией Мадеро .
После революции был снят запрет на Эджидоса и другие формы общественной жизни, и Кумеяй смог возобновить свой традиционный общий образ жизни на законных основаниях со своими общинами в Валье -де -Лас -Пальмас , Пенья Бланка и их пятью другими оговорками. [ 35 ]
Современная эра
[ редактировать ]Kumeyaay-американская экономика и индустрия казино
[ редактировать ]Люди Кумеяя поддерживали себя сельским хозяйством и сельскохозяйственной заработной платой; Тем не менее, 20-летняя засуха в середине 20-го века нанесла ущерб экономике сухого сельского хозяйства в регионе. [ 36 ] Для их общего благосостояния несколько резерваций в США сформировали некоммерческую Kumeyaay, Inc. [ 37 ]
Сокращения в программах благосостояния коренных американцев в рамках администраций Рейгана и Буша-старшего вынудили резервирование найти другие средства дохода и использовать отрасли, которые невозможно, невозможны без респондента. [ 38 ]

В 1982 году группа Barona выиграла свой случай в Barona Group of the Capitan Grande Band of Mission Indians v. Duffy (1982), чтобы управлять играми в бинго с высокими ставками, что привело к расширению многих операторов бинго Kumeyaay Bingo. Это помогло установить игровые операции в Лас-Вегасе в резервациях в регионе, испарив безработицу резервации и бедность за короткое время. В общей сложности Kumeyaay управляет шестью казино: Ranch Resort Barona Valley Resort and Casino, Sycuan Resort and Casino, Viejas Casino & Resort, Valley View Casino and Hotel, Golden Adcorn Cestent и Travel Center и Jamul Casino. [ 38 ]
В ответ на строительный бум казино правительство округа Сан -Диего поддерживало политику противодействия любому росту в расширении племен при любых обстоятельствах, опасаясь, что земля будет использоваться для строительства большего количества казино, что разрушило отношения между графством и Кумейааем, Пейомкавичум (Луисеньо) и Кубангаксум (Купе -Пайомкавичум (Луисеньо) и Купангукваксом (Купе -веду) . [ 39 ] Этот руководитель округа Сан -Диего отменил эту политику в мае 2021 года. [ 40 ]
Относительный успех игровых операций во многих резервациях позволил им купить права на именование инфраструктуры в регионе Сан -Диего, таких как Сикуани Зеленая линия троллейбуса Сан -Диего и SDSU Viejas Arena . Некоторые оговорки также диверсифицировали их экономический профиль, такой как Muht Hei Inc на основе резервации Campo , которая курирует ветряную ферму резервации или приобретение группы Sycuan Band в отель США . [ 41 ] [ 42 ] Кроме того, Sycuan также стал первым племенем коренных американцев, владельцем профессиональной футбольной франшизы, став совладельцем FC San Diego , команды по экспансии в высшей лиге , а вторая-доля владения в любой профессиональной спортивной команде. [ 43 ]
Экономика Kumeyaay-Mexican и индустрия винного туризма
[ редактировать ]На мексиканской стороне границы Kumeyaay Reserdations производит традиционные ремесленные работы, чтобы продавать на американской стороне границы с партнерскими сувенирными магазинами и казино Kumeyaay. [ 44 ]
Многие Kumeyaay переехали в городские районы, чтобы добиться лучших возможностей трудоустройства по сравнению с их аграрной занятостью в резервации. Депопуляция их резерваций позволила соседнему не родным ejidos вторгаться на свои земли. [ 45 ]

Резервирование Kumeyaay на мексиканской стороне границы в значительной степени сохранила свое традиционное наследие. Некоторые оговорки столкнулись с нехваткой воды, что затрудняет продолжение сельскохозяйственной работы. Это привело к тому, что многие общины вступили в индустрии дегустации вин и туризма в долине Гуадалупе. [ 46 ] Многие группы начали запускать винные туры и фестивали, чтобы привлечь туристов и иностранных посетителей из Южной Калифорнии, а пассажиры круиза останавливаются в порту Энсенада . [ 35 ]
Kumeyaay и граница с мексиканскими людьми США
[ редактировать ]В 1998 году Kumeyaay создал целевую группу Kumeyaay для работы с федеральными чиновниками иммиграции, чтобы обеспечить свободный проход групп Baja Kumeyaay для посещения групп Kumeyaay США и обеспечить их права на защищенные могилы и артефакты, защищенные Законом о защите и репатриации коренных американцев 1990 года. [ 20 ]
Тем не менее, строительство пограничной стены ускорилось в 2020 году, и представители Kumeyaay на границе, чтобы защитить и сохранить артефакты Kumeyaay, были отвергнуты от зоны строительства. Это вызвало протесты среди групп и женщин Kumeyaay, организованных для протеста на границе в июле. В августе группа La Posta подала иск против администрации Трампа, стремящейся заблокировать дальнейшее строительство пограничной стены через их священное кладбище (места захоронения). [ 47 ]
Общество
[ редактировать ]Социальная структура
[ редактировать ]До западной ассимиляции Kumeyaay были организованы в группы или кланы, называемые Sibs или Shiimull, которые были основаны на семейных линии с каждым домом SIB в течение 5-15 семей. У каждого SIB была своя территория, и имела право обеспечить соблюдение прав на землю на наказание воров и нарушителей. Тем не менее, Kumeyaay признал право на воду, а также был обязан делиться едой с посетителями. [ 48 ]
У Кумеяя было патриархальное общество, где позиция вождя, или Кваапай , была унаследована от отца к сыну, хотя вдовам иногда разрешалось занять эту должность. Это была роль Kwaapaay по защите традиций, проведения церемоний и разрешения споров и отвечала за политическую, религиозную и экономическую деятельность SIB. Будущие Kwaapaays часто выбирали Kwaapaay другого без семейных отношений, чтобы обеспечить беспристрастность. [ 48 ]
Kwaapaays также сопровождались помощниками и имели Совет Кусеяй . Kuseyaays состояли из мужских или женских священников, врачей и других специалистов в области здравоохранения, экологии, управления ресурсами, традиций и религии. Kweyaays может быть вызван Kwaapaay для предоставления информации или принятия решений по благосостоянию SIB. Каждой семье в SIB было разрешено следовать и участвовать в принятии решений, или могла покинуть SIB и принять собственное решение. [ 48 ]
Kumeyaay практиковал брак, заключенный родителями разных SIBS. Предполагалось, что будущий муж продемонстрирует свою способность охотиться и должен был представить будущую невесту игру игру, которую он убил. Невеста переехала в сибу мужа, как только они поженились. Баржельные отношения также были заключены между SIB и другими соседними племенными группами в качестве жеста мира между враждующими группами или как часть торговых отношений. [ 49 ]
Приют
[ редактировать ]
Kumeyaay, как правило, жил в купольных домах, приготовленных из ветвей и покрытых листьями ивы или туле, называемым 'ewaa. У этих сооружений была дыра вверху, чтобы выпустить курить и качаться вдоль его основания, чтобы не допустить ветра и мелких животных. [ 49 ] Какой -то Кумеяй, который жил в горах, сделал свой дом из плит коры. [ 50 ]
Эти структуры часто были временными. Когда семьи переехали или если кто -то погиб в доме, их часто сгорели. [ 49 ]
Одежда
[ редактировать ]В теплые сезоны мужчины не носили ничего, кроме шкура, чтобы держать инструменты, в то время как женщины носили фартук или юбку, сделанную из ивы или коры бузины. В более холодные месяцы они носили одеяла, сделанные из коры ивы или кроличьей шкуры.
Они носили сандалии агавы, сделанные из волокон юкки и агавы, когда проходили на большие расстояния, над острыми камнями или горячим песком. Некоторые будут носить ожерелья для бусинок в виде ювелирных изделий, с бусинами из моллюсков, абалона или раковины оливеллы . Кроме того, мужчины могли бы пронзиться носом, и женщины могут иметь татуировку своих подборов.
Kumeyaay начал отказаться от большей части своей традиционной одежды после контакта с испанским языком и приняла одежду в европейском стиле, одетая в одежду, которая была нормальной в Латинской Америке. [ 49 ]
Диета
[ редактировать ]Желуди были одним из основных продуктов диеты Kumeyaay, и сделали Adcorn Mush, которую они называли Shawii , которую можно использовать в тесте для изготовления хлеба, измельчивая мано и метат . Другие зерна, такие как орехи пинона или семена чиа, также были каменными и потребляемыми. [ 51 ] Kumeyaay сохранил эти зерна в корзинских зерновых из листьев ивы. Они также употребляли листья и плоды колючей груши и кактуса копа, а также вишни, сливы, бузины и манзаниты . ягоды [ Цитация необходима ] Они также ферментировали многие из этих растений водой и медом для создания спирта. [ 52 ]
Они охотились за животными, такими как птицы, кролики, белки и леса , а также более крупные животные, такие как антилопа, оленя и горные овец. Kumeyaay также съел более богатых питательными веществами насекомых, таких как сверчки, личинки и кузнечики. [ 49 ]
Kamia Kumeyaay в Имперской долине практиковала некоторые формы сельского хозяйства, производя кукурузу, бобы и тетральные . Как и другие Kumeyaay, однако, они в значительной степени полагались на собрание. [ Цитация необходима ]
Экономика и общение
[ редактировать ]
Ipai-Tipai Kumeyaay торговал с Kamia Kumeyaay, чтобы получить обсидиана из района к югу от Солтон-моря. В рамках Tipai-Ipai прибрежный Кумеяй обменял соль, морские водоросли и раковины с ущельщиком на желуди, агаву, месковские бобы и тыквы из горы Кумеяй. Они также торговали вдоль Тихоокеанского побережья, чтобы получить бусинки Оливеллы Shell от Чумаша, а также племена вдоль Калифорнийского залива и на юго -западе американского юго -запада, чтобы торговать с Зуни . [ 53 ] Гранит также был многочислен в землях Кумейаа, который использовался для обмена песати, стеатит, орлиные перья и цветные минералы для краски. [ Цитация необходима ]
Морская экономика Kumeyaay полагалась на рыбалку с ракушкой, и они построили рыбацкие лодки, либо плоды бальза, изготовленные из тростника или каноэ для землян. [ Цитация необходима ] Чтобы поддержать свою морскую экономику, они производили рыболовные копья, крючки и сети, сделанные из волокна агавы. [ 49 ]
По прибытии испанского языка европейцы высоко ценили тканые корзины, так как эти корзины были настолько хорошо сделаны, что они могли держать воду, и можно было готовить еду с этими корзинами в открытом огне. Сильный спрос на калифорнийские тканые корзины на мексиканских и европейских рынках укрепил экономику плетения корзины среди Kumeyaay. [ 54 ]
У Кумеяя была система бегунов тропы, которые несли сообщения и объявления между группами, которая уведомила о наличии испанцев до прибытия Кабрильо в Сан -Диего. [ 55 ]
Оружие
[ редактировать ]Kumeyaay использовал стрельбу из лука, чтобы охотиться на добычу. Стрелы были сделаны из дерева, тростника или тростника, а также завода палики или жира для более крупных животных. Банки были сделаны из мескита или пепла, а также шкуры для животных. Они также оснащены бросками палочек, более известных как палочки для кроликов , которые использовались для выбивания маленьких животных и иногда использовались на войне. [ 49 ]
Культура
[ редактировать ]У Kumeyaay есть непрерывная песня и танцевальная культура, из которой многие все еще передаются в следующее поколение в особых случаях. Подобные случаи, подобные трауру важной фигуры, были удостоены танца с орлом, а военный танец сопровождал тех, кто отправлялся на битву. Мужчины часто пели песни с погремушкой, в то время как женщины поддерживали песню через танец. Благодаря миссии, Kumeyaay взял навыки на западных музыкальных инструментах и присоединился к хорам миссии и оркестрам. [ 49 ]
У них также были спутники животных и одомашненные пересмешники и роудранты в качестве домашних животных.
Истории
[ редактировать ]Одна история создания Kumeyaay включает в себя первоначальное состояние мира, покрытое соленой водой и туле, без земли. Старший брат Тучайпа (также известный как Tu-Chai-Pai, Tcaipakomat) и младший брат-близнец Йокоматис (Yo-Ko-Mat-Is) делают мир. Тучайпа втирает табак в руке и трижды дует, заставляя небеса подняться и сформировать небо. Он протягивает линию с востока на запад, по имени Y-Nak и Auk. Он протягивает линию с севера на юг, по имени Ка-Тульк и Я-Вак. Он говорит Йо-Ко-Мат-это то, что с восточных трех или четырех человек приезжают с востока, и с востока три или четыре индейца идут, и он делает холмы и долины с пустыми водами, чтобы люди не умерли от обезвоживания. Он делает леса, чтобы люди не умрут от холода. Затем он делает людей из грязи, которые могут ходить, но никогда не устают, и говорит им, что они должны идти на восток к свету. Когда люди достигают солнца, он делает луну и говорит мужчинам, что они должны бежать в гонках, когда луна маленькая. Позже, когда еды и воды меньше, Тучайпа объединяет мужчин без женщин и дает им три варианта; умереть вечно; жить некоторое время и вернуться; или жить вечно. Мужчины разделены на то, что выбрать, и говорить и говорить, не зная, что делать. Тогда Fly приходит и говорит, что выбирает умереть вечно, и поэтому мужчины предпочитают покончить с жизнью и умирать навсегда. Это причина, по которой муха втирает руки, чтобы просить прощения людей. [ 56 ]
В другой истории Tcaipakomat и Yokomatis закрывают глаза от ослепительной соленой воды. Йокоматис пытается увидеть на вершине воды, но открывает глаза и ослеплен. Tcaipakomat идет на вершину воды и ничего не видит, поэтому он делает маленьких красных муравьев (Miskiluiw, Ciracir), которые наполняют воду своими телами, чтобы сделать землю. Затем Tcaipakomat делает тип черной птицы с плоским счетом (ксаньилом), чтобы возникнуть, но они были потеряны без своих петух, поэтому Tcaipakomat берет красную глину, желтую глину и черную глину, чтобы сделать круглый плоский объект, и бросает ее в небо, чтобы сделать тускло-сияющую луну (халую). TCAIPAKOMAT снова пытается с другим кусочком глины, чтобы сделать более яркое солнце (Inyau). Затем он берет светлый кусок глины (мутаквик) и расщепляет его, заставляя мужчину и женщину (синяксау, первая женщина). Дети этого мужчины и этой женщины - люди (Ипай). [ 57 ]
Эра резервации институты Kumeyaay
[ редактировать ]был Общественный колледж Kumeyaay создан Sycuan Band для обслуживания нации Kumeyaay-Diegueño, и описывает ее миссию как «поддержку культурной идентичности, суверенитета и самоопределения при удовлетворении потребностей местных и не носителей». Колледж сосредоточен на «Истории Кумейай, этноботанике Кумейаая и традиционных коренных искусствах», которые она »служит и полагается на ресурсы из тринадцати оговорков нации Кумейаай, расположенной в округе Сан -Диего». [ 58 ] Осенью 2016 года колледж Cuyamaca начал предлагать ассоциированную степень по изучению Kumeyaay с курсами в его кампусе Rancho San Diego, а также в Общественном колледже Kumeyaay по резервации в Сикуане. [ 59 ]
Сикуанский институт племенных игр также был создан в SDSU Sycuan Band с акцентом на исследования и политику, связанную с индустрии племенных игр.
Население
[ редактировать ]Оценки предварительных популяций большинства местных групп в Калифорнии существенно различались. В 1925 году Альфред Л. Кребер предложил, чтобы население Кумеяя в регионе Сан -Диего в 1770 году составило около 3000 человек. [ 60 ] Совсем недавно Кэтрин Луомала отмечает, что эта оценка зависела от расчетов о показателях крещений в миссии и как таковые «игнорирует непредудеженные». Она предполагает, что регион мог бы поддерживать 6000–9 000 человек. [ 61 ] Флоренс С. Шипек идет дальше, оценивая 16 000–19 000 жителей. [ 62 ]
В конце восемнадцатого века подсчитано, что население Kumeyaay составляло от 3000 до 9000. [ 1 ] В 1828 году миссии были записаны 1711 Kumeyaay. Федеральная перепись 1860 года зафиксировала 1571 Kumeyaay Living в 24 деревнях. [ 61 ] Бюро по делам индейцев записало 1322 Kumeyaay в 1968 году, где 435 проживали в резервациях. [ 61 ] К 1990 году около 1200 жили на землях резервации, в то время как 2000 жили в другом месте. [ 1 ]
Племена и оговорки
[ редактировать ]Бронирование | Языковая принадлежность | Расположение | Асвязанная деревня Кмеяя (и) | Население | Федеральное признание [ 63 ] | Площадь в Мичинге 2 (км 2 ) [ 64 ] | Включает | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Земля | Вода | Общий | |||||||
Инаджа -группа индейцев миссии Дигуэно из резервации Инаджи и Космита | 'Iimenty | Сан -Диего округ | Дыхание
Космот |
15 | 1875 | 1.34 (3.48) | 0 | 1.34 (3.48) | нет |
Биг -бэнд миссий -индейцев Diagueno в большом резервации | 'Iimenty | Сан -Диего округ | Текемак
Хун прячется |
98 | 1875 | 2.73 (7.06) | 0 | 2.73 (7.06) | нет |
San Pasqual Band of Diagueno Mission Indians of California | 'Iimenty | Сан -Диего округ | Ahmukatlatl ( san pasqual people ) | 1,097 | 1910 | 2.24 (5.79) | 0 | 2.24 (5.79) | нет |
Iipay Nation of Santa Ysabel (ранее Santa Ysabel Band из индейцев миссии Diagueno в резервации Санта -Исабель ). | 'Iimenty | Сан -Диего округ | Элкуан (Санта -Исабель) | 330 | 1893 | 23.42 (60.67) | 0 | 23.42 (60.67) | нет |
Индийская резервация Лагуна (резервация Kwaaymii) (несуществующая 1989 год) [ 65 ] | 'Iimenty | Сан -Диего округ | Inyahkai? Аха-Хакайк? | 0 | 1947 (несуществующий) | нет | |||
Кампо группа индейцев миссии Дигуэно из индийской резервации Кампо | Тиипай | Сан -Диего округ | Meelqsh g'tay | 362 | 1893 | 25.76 (66.73) | 0 | 25.76 (66.73) | нет |
Capitan Grande Band of Diagueno Mission Indians of California | Hupy, 'Chicky | Сан -Диего округ | 'E-quilsch a-mahk ( cuyamac ) | 0 | 1875 | 24.88 (64.43) | 0.00032 (0.00083) | 24.88 (64.43) | нет |
Группа Барона Капитан -Гранде Группа миссий индейцев бароны резервации | Hupy, 'Chicky | Сан -Диего округ | 640 | 1875 | 9.31 (24.12) | 0 | 9.31 (24.12) | нет | |
Viejas (барон Лонг) группа из Капитан -Гранде Гранде группы миссий индейцев Viejas Reservation | Hupy, 'Chicky | Сан -Диего округ | Matkwatay | 520 | 1875 | 2.51 (6.50) | 0 | 2.51 (6.50) | нет |
Ewiiaapaayp группа индейцев Kumeyaay (ранее сообщество Cuyapaipe of Diagueno Mission Indians of Cuyapape) резервации ) | Тиипай | Сан -Диего округ | Ewiapay | 7 | 1893 | 8.55 (22.14) | 0 | 8.55 (22.14) | нет |
Индийская деревня Джамула Калифорния | Тиипай | Сан -Диего округ | обуздать | 60 | 1975 | 0.023 (0.060) | 0 | 0.023 (0.060) | нет |
Пост -группа индейцев индийского заповедника Diagueno | Тиипай | Сан -Диего округ | Амаиту | 55 | 1893 | 6.39 (16.56) | 0 | 6.39 (16.56) | нет |
Мансанита группа миссии Diagueno индейцев из Мансаниты резервации | Тиипай, Камия | Сан -Диего округ | Sniaawkwatun | 78 | 1893 | 7.17 (18.58) | 0 | 7.17 (18.58) | да |
Sycuan Band of the Kumeyaay | Тиипай | Сан -Диего округ | Секван | 211 | 1875 | 1.28 (3.31) | 0 | 1.28 (3.31) | да |
Деревенская община | Языковая принадлежность | Расположение | Футбол | Население | Признанные сообщества в Мексике | ||||
Тунец агуадже (Tecate) | Тиипай | Текат муниципалитет | Хасамен | 18 | Нет | ||||
Нейджи встречи | Тиипай | Текат муниципалитет | Неджи | 25 | Да | ||||
Пенья Бланка | Тиипай | Текат муниципалитет | 'Ui'hapal | 2 | Нет | ||||
Сан -Хосе де ла Зорра | Тиипай | Розарито муниципалитет пляжи |
|
77 | Да | ||||
Сад | Тиипай | Энсенада муниципалитет | В оси | 131 | Да | ||||
Сан -Антонио Necua | Тиипай | Энсенада муниципалитет | Жаждущий | 204 | Да | ||||
Санта -Катарина | Тиипай, Камия | Энсенада муниципалитет | 133 | Да |
Деревни
[ редактировать ]Современные города с деревней Kumeyaay Origins
[ редактировать ]- Kosa'aay (Cosoy) (San DiegoНоситель
- Па-Тай (Энсенада) [ 66 ]
- Парад (Poway)
- Sinyweche (santee)
- Tecate
- Tecuan (тихуана)
Другие бывшие деревни в США
[ редактировать ]В Тепакул Ватай (город Сан -Диего в «Иипай Кияйе ) : [ 67 ] [ 68 ]
- Nyip 'ewai (nipaquay) ( долина миссии )
- Мэтт Xtaat (Choyas) ( Barrio Logan )
- Играть ( Ly Mesa )
- Пещера ( Тихоокеанский пляж )
- Симптом симптома (1 . )
- Milh ixox (доказывает) ( конфликтная долина реки )
- Onap ( Canyon Сан -Клементе )
- Тисирр ( центр города Сан -Диего )
- Тотакамалам ( Пойнт Лома )
- Sinyau-Pichkara ( Ранчо Бернардо )
- Бог покупки ( Рачо Пенаскитос )
- Ahwell-ewa ( Северный город, Сан-Диего )
- Деревня Хатама (в бывшем районе коренных американцев в Сан -Диего) ( Balboa Park )
- Cater / chayp ( претензия Vista )
- Мети ( Национальный город, Калифорния )
- Neti ( Spring Valley, округ Сан -Диего, Калифорния )
- 'Aa curquiy (Acesque) ( Бонита, Калифорния )
- Pupin/Sheat ( Cajon )
- Мэтт Мара ( Эли Каджон возле Деесе, Калифорния ).
- Milh 'ewa (Michegua) (Canyon Sycramore, Санти, Калифорния )
- Alyshuhwi ( имперский пляж )
- Хаял/Джаял ( Olivenhain , Encinitas )
- Hakutl ( encinitas )
- Ukuumai ( Solana Beach )
- Tehayiiw/ajopunquile ( La Costa )
- Hashahaw (Asawhaw ( птица )
- Канапу ( Рамона, Калифорния )
- Shaps/Earm ( Belinna, Clifornia )
- Хапат
- Кожуат
- Хаква ( Анза-Боррего )
- Hortluke (около Ранчиты )
- Winal (недалеко от Ocotillo Wells )
- Wi-i (возле Ocotillo Wells )
- KWPOL ( Империал, Калифорния )
- Sitcarknyewa (недалеко от Браули, Калифорния )
- Матакал (недалеко от Роквуда, Калифорния )
- Хакамикалау
Другие бывшие деревни в Мексике
[ редактировать ]В муниципалитете Тихуаны [ 66 ]
- Kwa-kwa (кожа Венадо)
- Добро пожаловать в: The (Cerro de Bonifacie)
- We-Ilmex (рядом с добычей тростника)
- Mat g'tay
- Результаты MAT Ewik Swing ( Islas Corodo
- Мат'Хайна: л (Виллар Сан -Хосе)
- Заполнить (Танама)
- Mat'kwoho: L (китайский)
- UAP CU: L Canit (Cañons Mattheca)
- Ja-kwak-wak
- Hacamum/ha'u (agua tule)
- Metot'tai ( Valle de Las Palmas )
- Kwat 'Kunshapax (Калабазас)
- Cukwapa: L (Compadre)
- 'Ui'ha'tumer
- Дегустация муту (Кансон Каньон)
- Jat'am (Санта -Клара)
- Ha'mat'tai (Jamatay)
- Ха'Кю (Куэ Эджидо Джакуме)
- Hwat Nyaknyuma (Ejido Lázaro Cárdenas)
- Wekwilul
- Hathoiiy
Смотрите также
[ редактировать ]- Кумейая традиционные повествования
- Кумейайская астрономия
- Ом Возенкрафт договорился о Санта -Абель договоре 7 января 1852 года. [ 69 ]
- Сикуанский институт племенных игр в государственном университете Сан -Диего
- Старый песок в государственном университете Сан -Диего
- Старое казино
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Притцкер 2000 , с. 145.
- ^ «Индейцы округа Сан -Диего» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 2020-11-01 . Получено 2020-10-29 .
- ^ Hoffman & Gamble 2006 , с. 81.
- ^ Смит 2005 , с. 12
- ^ Langdon 1990 , с. 184–190.
- ^ Барфилд, Чет (2 ноября 2005 г.). «Некролог: Маргарет Лэнгдон; лингвист помогла написать первый местный индийский словарь» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано с оригинала 11 октября 2016 года . Получено 10 октября 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Luomala 1978 , . тел
- ^ Притцкер 2000 , с. 140.
- ^ Field 2012 , p. 557.
- ^ Erlandson et al. 2010 , с. 62
- ^ «Kumeyaay Map 1776 Territory Kumeyaay, 2005 калифорнийские индейцы» . Kumeyaay Information Village . Архивировано с оригинала 2018-12-10 . Получено 2018-12-09 .
- ^ «Глоссарий собственных имен в предыстории Калифорнии» . Общество калифорнийской археологии . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года . Получено 12 августа 2011 года .
- ^ «Коренные американцы» . Торри Пайнс Государственный природный заповедник . Архивировано с оригинала 11 октября 2016 года . Получено 10 октября 2016 года .
- ^ «Kumeyaay из Южной Калифорнии» . Kumeyaay Information Village . Архивировано с оригинала 28 сентября 2016 года . Получено 10 октября 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный Luomala 1978 , . тел
- ^ Яги, Джордж (11 октября 2017 г.). «Битва за Сан -Диего» . Историческая сеть . Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 года . Получено 2 сентября 2020 года .
- ^ «Социополитические аспекты восстания 1775 года в Миссии Сан -Диего де Алькала» . Сан -Диего исторический центр . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Получено 2 сентября 2020 года .
- ^ Наоми Суссман. «Дипломатия коренных народов и испанское посредничество в нижней части реки Колорадо-Гила, 1771-1783». Ethnohistory , Vol. 66, нет. 2, апрель 2019 г., с. 329–52. Ebscohost , doi : 10.1215/00141801-7298819 .
- ^ Гурлинг, Сара (22 ноября 2018 г.). «Поблагодарить и запомнить своих кузенов» . Латиноамериканские повстанцы . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Получено 3 сентября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Кеймейайская временная шкала» . Kumeyaay.com . Архивировано с оригинала 26 ноября 2020 года . Получено 2 сентября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Коннолли, Майк. "Kumeyaay - мексиканский период" . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Получено 16 октября 2020 года .
- ^ Рухге, Джастин (2005). Лагуна Чапала . www.militaryum.org 2024-08-1
- ^ Luomala 1978 , . тел
- ^ Jump up to: а беременный в «История: 1769 - прибытие испанцев» . Sanpasqualbandofmissionindians.org . Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года . Получено 2 сентября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный Фаррис, Гленн. «Капитан Хосе Панто и индийский пуэбло Сан-Паскуал в округе Сан-Диего в 1835-1878 годах» . Сан -Диего исторический центр . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Получено 2 сентября 2020 года .
- ^ Круз, Дебби; Мохебби, Эмилин; Рут, Брук (6 декабря 2023 г.). «Преследование передозировки смерти как убийства» . KPBS Public Media (подкаст). KPBS . Получено 2023-12-07 .
- ^ «Индийское налоговое восстание 1851 года» . Историческая сеть . 12 июня 2006 года. Архивировано с оригинала 17 мая 2021 года . Получено 3 сентября 2020 года .
- ^ «История Сан -Диего: восстание Гарры» . Los Angeles Times . 10 августа 1992 года. Архивировано с оригинала 11 апреля 2021 года . Получено 3 сентября 2020 года .
- ^ «Кумеяй чувство земли и ландшафта» . Viejas Band of Kumeyaay Indians . Архивировано с оригинала 1 ноября 2022 года . Получено 3 сентября 2020 года .
- ^ Коннолли, Майк. "Kumeyaay - Калифорнийский геноцид" . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 31 марта 2022 года . Получено 16 октября 2020 года .
- ^ Shipek 1978 , p. 610 .
- ^ Коннолли, Майк. «Угроза Kumeyaay 1860-1880» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Получено 16 октября 2020 года .
- ^ «Хосе Хатам био» . Источник американских индейцев . Архивировано из оригинала 2021-07-25 . Получено 2021-08-03 .
- ^ Jump up to: а беременный Это были 2012 , все. 30–31.
- ^ Jump up to: а беременный «Kumeyaay Land: Baja California, находящееся под угрозой исчезновения сельского наследия» . Sohosandiego.org . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Получено 2 сентября 2020 года .
- ^ Shipek 1978 , p. 611 .
- ^ Shipek 1978 , p. 616 .
- ^ Jump up to: а беременный Бейлз, Итан (зима 2017). "Индийцы Geamya Nation (PDF) . Журнал исторического центра Сан -Диего 63 (1). Сан -Диего исторический центр ежеквартально. Архивированный (PDF) с 2021-11-29 . 2021-05-1
- ^ Мапп, Лорен (3 апреля 2021 года). «Округ может поднять барьеры с племенами, расширяя свои оговорки» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано из оригинала 8 апреля 2021 года . Получено 6 апреля 2021 года .
- ^ «Наблюдатели округа Сан -Диего отменяют племенные политики» . KGTV . 6 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Получено 6 мая 2021 года .
- ^ | www.gov 2023-06 .
- ^ Американская корпорация управления недвижимостью, заявитель, В. Верховный суд округа Сан -Диего, ответчик; US Grant Hotel Ventures, LLC, настоящая вечеринка в интересах. НЕТ. D060868. 24 мая 2012 года.
- ^ Зейглер, Марк (18 мая 2023 г.). « Сан -Диего становится 30 -й франшизой в Высшей лиге футбола в достопримечательном моменте для очага Sport ». Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Получено 20 мая 2023 года.
- ^ Necua Baja California Mexico Commecumentary Khotos Pictures" "Сан -Антонио Keteyaay Information Village Архивировано с оригинала 16 октября , Получено сентября 2 ,
- ^ "Juntas de Nejí" . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 17 марта 2022 года . Получено 2 сентября 2020 года .
- ^ «Родник Кумиай нашел новый путь - рассказчик Баха» . Baja Bound Screation Services . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Получено 2 сентября 2020 года .
- ^ Шрикришнан, Майя (17 августа 2020 г.). «Пограничный отчет: Группа Kumeyaay предъявляет иск, чтобы остановить строительство пограничной стены» . Голос Сан -Диего . Архивировано из оригинала 20 августа 2020 года . Получено 2 сентября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Пико, Энтони. «Миллениум Кумеяай - история земель» . www.americanindiansource.com . Архивировано из оригинала 16 октября 2020 года . Получено 31 октября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Бакич, Дамиан (13 ноября 2019 г.). "Коренные американцы Южной Калифорнии: Kumeyaay" . Калифорнийский пограничный проект . Архивировано с оригинала 7 ноября 2020 года . Получено 31 октября 2020 года .
- ^ Hoffman & Gamble 2006 , с. 19
- ^ Hoffman & Gamble 2006 , с. 27
- ^ «Сан -Диего пиво» . Сан -Диего исторический центр . Архивировано из оригинала 22 сентября 2021 года . Получено 6 апреля 2021 года .
- ^ Hoffman & Gamble 2006 , с. 21
- ^ Hoffman & Gamble 2006 , с. 29
- ^ Hoffman & Gamble 2006 , с. 39
- ^ Дю Буа, Констанс Годдард. «Мифология Дигигеньо». Журнал американского фольклора , вып. 14, нет. 54, 1901, с. 181–85. Jstor , doi : 10.2307/533630 . Доступ 26 мая 2023 года.
- ^ «Деколонизация истории Сан -Диего: размышление IIPAY о контексте и воздействии 1769 года» . Сан -Диего Исторический Центр | Сан -Диего, Калифорния | Наш город, наша история . Архивировано из оригинала 2023-05-26 . Получено 2023-05-26 .
- ^ «Общественный колледж Kumeyaay» . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 года . Получено 10 октября 2016 года .
- ^ Хуард, Кристина (15 августа 2016 г.). «Колледж расширяет программу обучения Kumeyaay» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано с оригинала 11 апреля 2018 года . Получено 11 апреля 2018 года .
- ^ Крибер 1925 , с. 88
- ^ Jump up to: а беременный в Luomala 1978 тел . ,
- ^ Shipek 1986 , p. 19
- ^ «Министерство внутренних дел, Бюро по делам индейцев» (PDF) . Уведомление 145A2100DD/A0T500000.000000/AAK3000000: Индийские организации признаны и имеют право на получение услуг (отчет). Федеральный реестр . Тол. 80. Правительственное издательское управление . 14 января 2015 года. С. 1942–1948. OCLC 1768512 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2015 года.
- ^ Jump up to: а беременный "Сайт переписи США" . Архивировано из оригинала на 1996-12-27 . Получено 2017-03-21 .
- ^ Рэй, Нэнси (23 декабря 1989 г.). «Последний полнокровный индиец Kwaaymii умирает в 87» . Los Angeles Times . Архивировано из оригинала 24 декабря 2020 года . Получено 28 ноября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный «bajacalifology.org - Kumeyaay Place names» . www.sandiegoarchaeology.org . Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Получено 1 сентября 2020 года .
- ^ Феликс-Ибарра, Ана Патриция (2021-08-17). "Commerleay Placeanames " Arcs Storymaps Архивировано из оригинала 2021-12-2 Получено 2021-12-2
- ^ «Кумеяй чувство земли и ландшафта - группа индейцев индейцев Kumeyaay» . Архивировано из оригинала 2022-11-01 . Получено 2021-12-28 .
- ^ Каррико, Ричард Л. (Лето 1980). «Индейцы Сан-Диего и годы пренебрежения федеральным правительством, 1850-1865» . Журнал истории Сан -Диего . Сан -Диего Историческое общество. Архивировано с оригинала 2011-12-20 . Получено 2010-06-22 .
Библиография
[ редактировать ]- Эрландсон, Джон М .; Рик, Торбен С.; Джонс, Терри Л.; Поркаси, Джудит Ф. (2010). «Один, если на суше, два, если по морю: кто был первым калифорнийцам?». В Джонс, Терри Л.; Клар, Кэтрин А. (ред.). Калифорнийская предыстория: колонизация, культура и сложность . Ланхэм, MD: Altamira Press. С. 53–62. ISBN 978-0-75911-960-4 .
- Филд, Маргарет (2017). «Реконтекстуализация пероральной литературы Kumeyaay за двадцать первого века» . В Kroskrity, Paul v.; Кроткий, Барбра А. (ред.). Привлечение населения коренных американцев: лингвистическая антропология в совместном ключе . Тейлор и Фрэнсис . С. 41–59. ISBN 978-1-31736-128-2 .
- Grey-Kanatiiosh, Barbara A. (2010). Кеяйей Abdo Publishing Company. ISBN 978-1-617-84911-4 .
- Хоффман, Гералин Мари; Gamble, Lynn H. (2006). Гид учителя по исторической и современной культуре Кумеяай . Институт региональных исследований Калифорнии, государственный университет Сан -Диего. ISBN 978-0-92561-351-6 .
- Луомала, Кэтрин (1978). "Tipai-Ipai". В Heizer Роберт Ф. (ред.). Справочник по североамериканским индейцам . Тол. 8: Калифорния. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. С. 592–609 . ISBN 978-0-16004-574-5 .
- Миллер, Эми (2001). И грамматика Джамул Тиипай . Мутон Гритер . ISBN 978-3-110-86482-3 .
- Муньос, Габриэль Трухильо (2012). Пограничная северная утопия: Анархо -Синддикалистская революция 1911 года . San Angel, Del. Alvaro Obregón, Мексика, 01000, DF: Национальный институт исторических исследований революций Мексики. стр. 30–31. ISBN 978-6-07791-683-3 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение ( ссылка ) - Притцкер, Барри М. (1998). "Tipai-Ipai" . Коренные американцы: юго-западная калифорния-северо-западная береговая бассейн-бассейн-коренные американцы: энциклопедия истории, культуры и народов . ABC-Clio . С. 196–197. ISBN 978-0-874-36836-9 .
- Притцкер, Барри М. (2000). "Tipai-Ipai" . Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: издательство Оксфордского университета. С. 145–147 . ISBN 978-0-19513-877-1 .
- Притцкер, Барри М.; Йохансен, Брюс Э., ред. (2007). "Tipai-Ipai" . Энциклопедия истории американских индейцев . ABC-Clio . п. 1071. ISBN 978-1-851-09818-7 .
- Shipek, Florence C. (1978). «История индейцев миссии Южной Калифорнии». В Heizer Роберт Ф. (ред.). Справочник по североамериканским индейцам . Тол. 8: Калифорния. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. С. 610–618 . ISBN 978-0-16004-574-5 .
- Шипек, Флоренция С. (1986). «Влияние европейцев на культуру Kumeyaay». В Старр, Рэймонд (ред.). Влияние европейского исследования и урегулирования на местных коренных американцев . Сан -Диего: Историческая ассоциация Кабрильо. С. 13–25. OCLC 17346424 .
- Смит, Калим Х. (2005). Языковая идеология и гегемония в нации Кумейаая: возвращение лингвистического взгляда . Сан -Диего, Калифорния: Университет Калифорнийской прессы. Магистерская диссертация.
- Waldman, Carl (2014). Энциклопедия племен коренных американцев . Infobase Publishing . ISBN 978-1-438-11010-3 .
- Филд, Маргарет (октябрь 2012 г.). «Языковая вариация, групповая идентичность и земля» . Международный журнал американской лингвистики . 78 (4): 557–573. doi : 10.1086/667451 . JSTOR 10.1086/667451 . S2CID 147262714 .
- Gamble, Lynn H.; Зепеда, Ирма Кармен (2002). «Социальная дифференциация и обмен среди индейцев Kumeyaay в исторический период в Калифорнии» . Историческая археология . 36 (3): 71–91. doi : 10.1007/bf03374351 . JSTOR 25616993 . S2CID 161306672 .
- Gamble, Lynn H.; Уилкен-Робертсон, Майкл (2008). «Кумейайские культурные ландшафты водораздела реки Тихуаны Баха Калифорнии» . Журнал Калифорнии и антропологии Великого бассейна . 28 (2): 127–152. JSTOR 27825888 .
- Kroeber, AL (1925). «Справочник индейцев Калифорнии». Бюро американского этнологического бюллетеня (78). Вашингтон, округ Колумбия.
- Лэнгдон, Маргарет (1990). Редден, Джеймс Э. (ред.). "Diegueño: Сколько языков?". Материалы семинара «Хокан-пенутиан» 1990 года . Карбондейл, Иллинойс: Университет Южного Иллинойса: 184–190.
- О'Нил, Денниш (лето -винтер 1983). «Шаман« сосающая трубка »из округа Сан -Диего» . Калифорнийский журнал Калифорнии и антропология Великого бассейна . 5 (1/2): 245–247. JSTOR 27825148 .
- Шеридан, Томас Э. (Лето 1982). «Seri Bands в межкультурной перспективе» . Кива . 47 (4): 185–213. doi : 10.1080/00231940.1982.11760572 . JSTOR 30247342 .
- Шипек, Флоренция С. (зима 1982). "Kumeyaay Социально-политическая структура" . Журнал Калифорнии и антропологии Великого бассейна . 4 (2): 296–303. JSTOR 27825128 .
- Андервуд, Джексон (2002–2004). «Употребление труб и табака среди динамиков южной Калифорнии» . Журнал Калифорнии и антропологии Великого бассейна . 24 (1): 1–12. JSTOR 23799624 .
- Ван Уормер, Стивен Р.; Каррико, Ричард Л. (1993). «Раскопки и анализ каменного корпуса в округе Сан -Диего» . Журнал Калифорнии и антропологии Великого бассейна . 15 (3): 234–246. JSTOR 27825522 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дю Буа, Констанс Годдард. 1904–1906. «Мифология индейцев миссии: мифология индейцев Луизеньо и Дигеньо из Южной Калифорнии». Журнал Американского народного общества , вып. XVII, № LXVI. п. 185-8 [1904]; Тол. Xix. № LXXII, стр. 52–60 и LXXIII. С. 145–64. [1906].
- Мисквиш, Майкл С. Кумейай: книга истории . El Cajon, CA: Sycuan Press, 2007.
- Мисквиш, Майкл С. и Джоэл Цвинк. Сикуань: Наш народ, наша культура, наша история: честь прошлого, создание будущего . Эль Каджон, Калифорния: Sycuan Band of the Kumeyaay Nation, 2006.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Keteyayay.info: Руководство по племенам Kokeyayay - племенные группы нации Kokeyay (Diegueño) - округ Сан -Диего, Калифорния + Baja California State, México
- Kumeyaay Information Village с образовательными материалами для учителей
- Kumeyaay.com , информационный веб -сайт Ларри Банегаса, Бранспорта Барона
- Индийский язык и культура Kumeyaay
- Общественный колледж Kumeyaay и его программа обучения Kumeyaay совместно с колледжем Cuyamaca
- Департамент Кумия и колледж Куямакака
- Мифология индейцев миссии, Du Bois, 1904-1906.
- Религиозные практики индейцев Diegaño, TT Waterman, 1910.
- языка Kumeyaay (Diegueño) Обзор на опросе Калифорнии и других индийских языков
- AR Royo, «Kumeyaay: округ Сан -Диего и Баха
- Корпус Кумиай и Ко'Алх Спопуляции в Баха Калифорния, Мексика Маргарет Филд из коренных языков Латинской Америки , содержащего видео цифрового звука и высокогорно , архива
- Индейцы Kumeyaay из Baja California на YouTube
- Сэмюэл Браун рассказывает о резервации Viejas - Урок 1 Как сказать Kumeyaay на YouTube (2010)