Визуальный захват
В психологии – визуальный захват это доминирование видения над другими чувственными модальностями при создании восприятия . [1] В этом процессе зрительные чувства влияют на другие части соматосенсорной системы, в результате чего воспринимаемая среда не соответствует реальным стимулам. Благодаря этому явлению зрительная система может игнорировать другую информацию, передаваемую другой сенсорной системой, и давать логическое объяснение любому результату, предоставляемому окружающей средой. Визуальный захват позволяет интерпретировать местоположение звука, а также ощущение прикосновения, фактически не полагаясь на эти стимулы, а скорее создавая выходные данные, которые позволяют человеку воспринимать целостную среду.
Один из примеров зрительного захвата известен как эффект чревовещания , который относится к восприятию звуков речи как исходящих с направления, отличного от их истинного направления, из-за влияния визуальных стимулов от видимого говорящего. [2] Таким образом, когда возникает иллюзия чревовещания , голос говорящего визуально фиксируется в месте движущегося рта манекена (а не в тщательно неподвижном рту говорящего). [3]
Другой пример визуального захвата возникает, когда звук , который обычно воспринимается как движущийся слева направо, слышен, когда человек наблюдает за визуальным стимулом, движущимся справа налево; в этом случае кажется, что и звук, и стимул движутся справа налево. [4]
Определение критериев
[ редактировать ]Теория
[ редактировать ]Когда два сенсорных стимула предъявляются одновременно, зрение способно доминировать и уловить другой. Это происходит потому, что визуальные сигналы могут отвлекать от других ощущений, в результате чего источник стимула выглядит так, как будто он создается визуальным сигналом. Следовательно, когда человек находится в окружающей среде и несколько стимулов достигают мозга одновременно, существует иерархия, согласно которой зрение будет управлять остальными соматосенсорными сигналами, которые будут восприниматься так, как будто они соответствуют зрительному опыту, независимо от того, где находится их первоначальный источник. может быть. Исследования показали, что зрительная и слуховая рефлексивная пространственная ориентация контролируется общим лежащим в ее основе нейронным субстратом. [5] Кроме того, исследования показали, что зрение оказывает влияние на когнитивную нейробиологию и обеспечивает значительный эффект при визуальном внимании. Это доминирование снова проявляется в визуально-гаптической задаче, согласно которой зрение способно лучше судить об объекте, который физически к нему прикасается. [6] Также было установлено, что в зависимости от задачи происходит определенный объем визуального захвата, иногда позволяющий зрительной системе полностью доминировать, в то время как другие обеспечивают заметные тактильные сигналы. [7]
Области мозга
[ редактировать ]Таламус — это отдел мозга, отвечающий за передачу сенсорных и двигательных сигналов в кору головного мозга. Когда стимулы проходят через таламус, существуют определенные области, предназначенные для каждого чувства, и, следовательно, он способен сортировать множество частей окружающей среды, которые человек испытывает в данный момент. Две из этих областей относятся к зрению и слуху соответственно и могут отвечать за порядок, в котором сенсорная информация кодируется и затем воспринимается в коре головного мозга. [ нужна ссылка ]
Сетчатка в задней части глаза воспринимает стимулы, позволяя им проходить через затылочный тракт к латеральному коленчатому ядру (LGN) в таламусе. Затем данные передаются в затылочную долю, где обрабатываются ориентация и другие распознаваемые факторы. [ нужна ссылка ]
LGN расположен рядом с медиальным коленчатым ядром (MGN), которое отвечает за организацию слуховых стимулов после того, как человек слышит определенный звук. Поскольку эти две системы расположены близко друг к другу, исследования показали, что именно здесь зрение отвечает за восприятие окружающей среды и приводит к визуальному захвату. Поскольку множество органов чувств организованы и реакция отправляется дальше в мозг для обработки, возможно, что визуальные сигналы были записаны сильнее, и поэтому все воспринимается таким образом, что все остальные чувства являются функцией этого визуального сигнала, в результате чего в целостном опыте человека, движимом зрительной системой, что соответствует определению визуального захвата. [ нужна ссылка ]
Происхождение исследований
[ редактировать ]Впервые это явление было продемонстрировано французом Ж. Тастевеном в 1937 г. после изучения тактильной иллюзии Аристотеля в 1937 г. Эта иллюзия вызывает ощущение прикосновения к двум предметам путем скрещивания пальцев и последующего удерживания между ними сферического предмета. Визуальный захват использовался, чтобы объяснить, как зрение может преодолеть этот эффект и определить, что происходит на самом деле. [8] [9]
Внимание снова было привязано к визуальным сигналам во время эксперимента, проведенного Майклом Познером в 1980 году. [10] Визуально указывая, в каком направлении появится стимул, время реакции улучшится (уменьшится), если внимание будет обращено на правильное направление. (И наоборот, если индикатор вводит в заблуждение, время реакции увеличивается.) Эта способность уделять внимание определенному направлению позволяет ускорить реакцию, несмотря на то, что участник физически не перемещает свой визуальный фокус во время индикатора перед стимулом.
Доказательства того, что зрение влияет на время реакции, показывают, что зрение оказывает неврологическое влияние на процесс внимания. [ нужна ссылка ] . Таким образом, ясно, что зрение способно манипулировать восприятием окружающей среды человеком — эта перцептивная манипуляция и есть то, что Тастевин считал визуальным захватом. [ нужна ссылка ]
Примеры
[ редактировать ]Примеры в исследованиях
[ редактировать ]Ряд исследований продемонстрировал эффект визуального захвата. Например, Алайс и Берр (2004), используя эффект чревовещания , обнаружили, что зрение способно захватывать слуховые ощущения, особенно при наличии хорошо локализованных зрительных стимулов. [2] Это означает, что когда стимулы, вызывающие звук и зрение, расположены близко друг к другу, в восприятии этих отдельных стимулов формируется прямая связь, которая соотносит их в одно и то же ощущение. [11]
Другой пример визуального захвата взят у Эрссона, Спенса и Пассингема (2004), которые использовали резиновую руку, чтобы доказать, что зрение способно определять реакцию других органов чувств. Когда участники наблюдали, как поглаживают резиновую руку, их руку также поглаживали аналогичным образом, что позволяло человеку приписать свои собственные ощущения тому, что они наблюдали, а не тому, что происходило с их собственным телом . Поэтому, когда затем манипулируют резиновой рукой, например, ударяя по ней молотком, участник сразу же чувствует шок и боль, поскольку боится, что в опасности находится его собственная рука. Это служит доказательством того, что зрительная система способна не только манипулировать тем, откуда человек воспринимает другое чувство, но и фактически манипулировать тем, как человек реагирует на опыт, учитывая, что именно зрение берет на себя ответственность. [12] [13]
Исследование Ремингтона, Джонстона и Янтиса (1992) показало, что внимание непроизвольно отвлекается от заданной задачи, когда вмешивается визуальный стимул. В этом исследовании участникам были вручены четыре коробки; им сказали, что изображение будет предшествовать букве, которую они должны были запомнить. Условия были либо заниматься одной и той же коробкой, другой, всеми четырьмя, либо сосредоточиться на центре. Однако, несмотря на то, что им было сказано не обращать внимания на определенную коробку, участника во всех случаях постоянно привлекало изображение перед буквой, что приводило к увеличению времени ответа во всех условиях, кроме одного и того же. Результаты доказывают, что существует постоянная потребность в том, чтобы зрение доминировало над другими чувствами, и в контролируемой обстановке внимание сразу же отвлекается на него. [14]
Исследования в области визуального захвата не всегда говорят в пользу постоянного доминирования зрения: Шамс , Камитани и Симодзё в 2000 году обнаружили, что визуальная иллюзия может быть вызвана звуком в контролируемой среде. Когда вспышка света сопровождается серией звуковых сигналов, результаты показывают, что участник воспринимает вспышку как серию вспышек, соответствующих звуковым сигналам. Поскольку в этом эксперименте слух, казалось, был доминирующим чувством, ясно, что еще многое предстоит определить в отношении зрительного восприятия, хотя это, как и другие исследования, доказывает, что существует связь между этими двумя чувствами, когда дело доходит до интеграции зрительного восприятия. восприятие окружающей среды. [15]
Примеры из повседневной жизни
[ редактировать ]Примером зрительного захвата, наблюдаемого в повседневной жизни, является эффект чревовещания. [2] Это когда чревовещатели создают впечатление, будто их речь исходит из их марионетки, а не из их собственных уст. В этой ситуации визуальный захват позволяет системе зрения контролировать звуковые стимулы и создавать конгруэнтное ощущение, что звук исходит от марионетки.Другой популярный пример визуального захвата происходит во время просмотра фильма в кинотеатре, когда кажется, что звук исходит из уст актера. Хотя это может показаться правдой, на самом деле звук исходит из динамиков, часто распространяющихся по всему залу, а не прямо позади рта персонажа.
Также известен феномен, когда, переходя улицу, человек может услышать шум приближающейся машины. Однако, когда они смотрят налево, следующая машина находится в нескольких кварталах от них, поэтому перейти дорогу можно безопасно. Но когда они смотрят направо, мимо них проезжает машина, которую они раньше даже не замечали. Это происходит потому, что человек приписывает звук встречного движения первой машине, поскольку не подозревал о другой, более близкой машине. Таким образом, это пример визуального захвата, при котором звуковой сигнал переназначается на неправильный визуальный сигнал, что приводит к ошибке, которая может стоить гораздо дороже, чем ожидалось. [ нужна ссылка ]
Приложения
[ редактировать ]Техника зеркального ящика
[ редактировать ]Фантомная конечность — это ощущение, что ампутированная конечность все еще прикреплена. Это может вызвать боль и страдания у многих людей с ампутированными конечностями и считалось неизлечимым. Однако в 1998 году Вилаянур С. Рамачандран создал зеркальный ящик , который позволяет человеку с ампутированной конечностью разместить неповрежденную конечность на одной стороне ящика и наблюдать за своей ампутированной конечностью, глядя на зеркальное изображение своей настоящей конечности. [16] Посредством зрительного захвата зрительная система может игнорировать соматосенсорную систему и отправлять в мозг обратную связь о том, что с рукой все в порядке и нет какой-либо конкретной боли. Это привело к многочисленным решениям проблем, с которыми сталкивались люди с фантомной болью в конечностях, поскольку теперь они могли тренировать свой мозг с помощью визуального захвата того, что конечность на самом деле не была сведена судорогой в том положении, в котором она была при ампутации, а скорее могла свободно передвигаться и действовать как нормальная конечность.
Эффект Макгерка
[ редактировать ]Эффект Макгерка — явление, возникающее, когда прием слухового стимула определяется зрительной системой. Например, когда слог «ба» повторяется снова и снова и человек говорит это, воспринимается, что этот человек говорит «ба». Однако, когда тот же звук воспроизводится поверх человека, произносящего слово «фа», тот факт, что это произнесение полностью забывается, и человек слышит слово «фа». Это опять-таки связано с тем, что зрение способно доминировать над слуховой системой и вызывать реакцию, строго направляемую зрением. Поскольку слуховая система замолкает, визуальный захват очевиден, и зрительная система способна реорганизовать стимулы окружающей среды, чтобы создать связное объяснение того, что имело бы наибольший смысл, путем объединения различных стимулов. [17]
Подразумеваемое
[ редактировать ]Понимание визуального захвата может привести к многочисленным преимуществам в будущем. Помимо решения проблемы боли у людей с синдромом фантомных конечностей, существует множество потенциальных применений визуального захвата. Уже созданы системы объемного звучания, обеспечивающие уникальные впечатления от прослушивания, которые «помещают вас прямо в центр событий». Однако речь идет не только о том, чтобы звук доносился со всех сторон, но и об улучшении визуального качества фильмов, а также о том, где звук и изображение могут быть локализованы лучше всего, чтобы обеспечить целостное впечатление от просмотра фильма. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грюнвальд, Мартин. Тактильное восприятие человека . Биркхаузер, 2008. 657. Печать.
- ^ Jump up to: а б с «Психологический словарь АПА» . словарь.apa.org . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Райт, Ричард и Лоуренс Уорд. Ориентация внимания . Oxford University Press, США, 2008. 215. Печать. Получено 28 августа 2010 г. из [1] .
- ^ Сото-Фарако и др. «Когда группировка визуального восприятия влияет на мультисенсорную интеграцию?» (2004): н. стр. Веб. 28 августа 2010 г. < http://cabn.psychonomic-journals.org/content/4/2/218.full.pdf >.
- ^ Сантанджело, В., Белардинелли, Миссури (2007). Подавление рефлексивной зрительной и слуховой ориентации, когда внимание занято иным образом. Журнал экспериментальной психологии – человеческое восприятие и деятельность, 33, 137–148.
- ^ Эрнст, Миссури, Бэнкс, М.С., (2002). Люди интегрируют визуальную и тактильную информацию статистически оптимальным образом. Природа, 415, 429–433.
- ^ Фишкин С.М., Пишкин В., Шталь М.Л. (1975). Факторы, участвующие в визуальном захвате. Перцептивные и моторные навыки, 40, 427–434.
- ^ Ж. Тастевин (февраль 1937 г.). Исходя из опыта Аристотеля: Искусственные перемещения частей « тела не сопровождаются ни ощущением в этих частях, ни ощущениями, которые могут быть там произведены». L'Encephale (на французском языке). 32 (2): 57–84. ( английская аннотация )
- ^ Ж. Тастевин (март 1937 г.). «Исходя из опыта Аристотеля» . L’Encephale (на французском языке). 32 (3): 140–158.
- ^ Познер, Мичиган (1980). «Ориентация внимания». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии 32 (1): 3–25. дои: 10.1080/00335558008248231
- ^ Алаис, Д., Берр, Д. (2004). Эффект чревовещателя возникает в результате почти оптимальной бимодальной интеграции. Текущая биология, 14, 257–262.
- ^ Эрссон, Х.Х., Спенс, К., Пассингем, Р.Э. (2004). Это моя рука! Активность премоторной коры отражает чувство владения конечностью. Наука, 305, 875–877.
- ^ Павани Ф., Спенс К., Драйвер Дж. (2000). Визуальный захват прикосновения: опыт выхода из тела в резиновых перчатках. Психологические науки, 11, 353–359.
- ^ Ремингтон, Р.В., Джонстон, Дж.К., Янтис, С. (1992). Непроизвольное привлечение внимания резкими приступами. Восприятие и психофизика, 51, 279–290.
- ^ Шамс, Л., Камитани, Ю., Симодзё, С. (2000). Визуальная иллюзия, вызванная звуком. Когнитивные исследования мозга, 14, 147–152.
- ^ Рамачандран, В.С., Роджерс-Рамачандран, Д., (1996). Синестезия в фантомных конечностях, вызванная зеркалами. Труды Королевского общества биологических наук, 263, 377–386.
- ^ де Гелдер, Б., Врумен, Дж. (2000). Восприятие эмоций на слух и на глаз. Познание и эмоции, 14, 289–311.