Jump to content

Куявяк

Современная пара, исполняющая куявяк на соревнованиях.

Куявяк польский народный танец из региона Куяви в центральной Польше. [ 1 ] Это один из пяти национальных танцев Польши , наряду с краковяком , мазуром , обереком и полонезом .

Музыка трёхметровая , [ 1 ] и характеризуется темпом рубато и спокойным, лирическим характером. В танце обычно участвуют пары, грациозно идущие в четвертном ритме, на слегка согнутых коленях, с расслабленными поворотами по кругу.

Первое упоминание названия «Куявяк» встречается в «Пастерзе на Бахожи Сиеланки Куявске».

Название «куявяк», как отсылка к танцу, впервые появилось в 1827 году в сочинении Т. Ф. Яскольского « Пастерзе на Бахожи». Селянки Куявские . [ 2 ] Утверждается, что танец произошел от мазура между 1750 и 1830 годами. [ 3 ]

В 1841 году Леон Зинкович описал куявяк как «региональную разновидность мазурки, основанную на доминировании минорной тональности». [ 4 ] Большинство композиторов последующих лет, в том числе Игнаций Добжинский , Эдвард Лодвиговский , Казимеж Лада, Игнаций Коморовский, Войцех Османский и Генрик Венявский , согласились с этой интерпретацией и рассматривали музыкальные особенности, такие как ритмы и темпы куявяка и Оберек как «единое целое». [ 5 ]

музыкантами . В старину куявяк активно сотрудничал между танцорами и Танцор просил конкретную мелодию, напевая ее группе, часто заполняя лирические строки словами « дана, дана » как имитацией звука инструмента. Затем первый скрипач по жестам и движениям танцора догадывался, как сыграть мелодию, а танцор давал музыкантам немного денег. На протяжении всего танца первому скрипачу нужно было внимательно следить за движениями танцора, чтобы следить за желаемыми изменениями в музыке и темпе – ​​если музыканты могли хорошо следить за танцорами, их считали хорошей группой, и им хорошо платили и пригласили снова на танцы. [ 6 ]

Хотя танец зародился в деревнях и крестьянстве, из-за своей красоты он был принят помещичьей знатью и дворянством. Они собирали и публиковали куявякские мелодии, а также приглашали деревенских музыкантов и танцоров в свои поместья для обучения танцу. [ 6 ] Благодаря этому обмену дворянством, обучающимся и импровизирующим традиционным шагам, а крестьянам, перенимающим импровизации, куявяк, таким образом, был включен в элегантные вечеринки и модные балы высшего класса к концу 1860-х годов. [ 5 ] Оттуда танец перекочевал на праздники в большие города, такие как Варшава, и распространился по всей Польше.

По мере роста популярности танца он также становился все более украшенным, приобретая чередующиеся темпы, показные шаги и новые фигуры. В конце 19 века он был принят как польский национальный танец. [ 7 ]

В 1990 году Чеслав Срок опубликовал «Польские национальные танцы: типология» . В это издание вошёл стандартизированный набор компонентов куявяка, в котором Совет знатоков фольклора определил точное количество — десять позиций для пар, пятнадцать типов шагов, одиннадцать орнаментов и одиннадцать фигур для куявяка . [ 5 ]

Описание

[ редактировать ]

Первоначально куявяк . танцевали «со спокойным достоинством и простотой, в плавной плавной манере, «напоминающей высокие стебли зерна на полях, мягко покачивающиеся на ветру» [ 6 ] Танцоры выступали парами, кружась по кругу под руководством ведущего или ведущей пары. Его обычно танцевали на свадьбах и деревенских танцевальных вечеринках. [ 7 ]

Куявяк существует в двух формах: как региональный народный танец, включая множество его вариантов, и как единый «национальный танец». Для обоих характерно вращение пар, перемещающихся по большому круговому танцевальному пространству. Народные версии быстрее и сложнее национального аналога. [ 8 ]

Первоначально Куявяк часто исполнялся как сюита из трех танцев, называемая « okrągły», что означает «круглый». [ 9 ] Танцы были разного темпа, но все они содержали ритм мазурки и тройной размер. Куявяку ходзони предшествовал пятнадцать-тридцать минут медленного танца с ходьбой, такого как , когда партнеры держали друг друга по бокам и очерчивали танцевальную площадку. За этим последовал настоящий куявяк , ускоряя темп. Сюита заканчивалась быстрым танцем-вращанием, мазуреком или обереком . [ 6 ] В некоторых регионах порядок танцев может быть обратным ( мазур-куявяк-оберек ) с замедлением темпа. [ 10 ]

Народные танцы, сгруппированные под названием куявяк, имеют разные названия в зависимости от используемых в них фигур:

  • Ксебка (про себя) – с поворотами влево.
  • Одсибка (от себя) – поворачивает направо.
  • GładkiГладкий
  • Овчарка
  • OkrągłyРаунд [ 2 ]

Рекомендации по танцу куявяка взяты из книги Ады Дзевановской « Польские народные танцы и песни» :

«Куявяк следует танцевать с простым достоинством и с должным вниманием к партнеру. Голова и туловище должны оставаться приподнятыми, плечи опущены, колени расслаблены. Свободная рука(и) должна быть либо изящно вытянута по диагонали вниз в стороны и немного вперед (женщина может держите ее юбку) или кладите на переднюю часть собственного бедра либо в кулаке, либо пальцами вперед, а большим пальцем назад, с прямыми запястьями и локтями слегка вперед». [ 6 ]

Шаги куявяка . выполняются на расслабленных, слегка согнутых коленях, при этом пальцы ног ставятся на пол раньше, чем остальная часть стопы В танце присутствуют как закрытые, так и открытые танцевальные позиции. Декоративные шаги не следует повторять слишком много раз на протяжении шестнадцатитактной фразы; скорее, они должны стать неожиданным украшением танцевальной цепочки событий. Пока мужчина исполняет декоративный шаг, его партнерша делает маленькие, ровные шаги и адаптирует свой танец к выбранным им шагам. [ 6 ]

Куявяк . отличается сентиментальной, меланхоличной мелодией [ 10 ] Это качество создается минорной тональностью и использованием «жалобно звучащих» минорных третей. [ 11 ]

Ритм мазурки , используемый в куявяке.

Танец начинается с вступительной части повторяющихся звуков с уникальным ускоряющимся ритмом, показывающим танцорам точный темп следующего танца. [ 2 ] Куявяк . имеет трехметровый размер В нем есть две мазурные симметричные четырехтактные фразы. [ 10 ] при этом вторая часть каждого такта часто расширяется и акцентируется. Исполнители часто расширяют такты мелодии, создавая характерный темп рубато. Далее эти фразы часто заканчиваются на доминанте . Это создает ощущение «бесконечности» и напряжения.

Куявский фольклорный ансамбль обычно имел одну или две скрипки, бас, а иногда и кларнет и небольшой барабан (бебенек). волынки, называемые дуди . Также использовались [ 6 ] Скрипка исполняла главную мелодию. В качестве ударного инструмента ему сопутствовал бас – низкочастотный смычковый инструмент с двумя струнами. Ударный ритм басы в сопровождении подчеркивался использованием барабана. [ 2 ] Современные инструментальные ансамбли Куявии включают кларнет, аккордеон, флейты и другие инструменты.

Дети исполняют куявяк .

Куявяк с множеством часто исполняется на сцене в костюме Ловича красочных тканых узоров и богато украшенной вышивкой. [ 12 ] Красочные полосы на женских юбках и фартуках, а также на мужских брюках, называемые пасиак , символизируют фермерские поля.

Народный костюм куявякских мужчин состоит из длинного темно-синего пальто, называемого сукмана , с большим воротником, широких синих штанов, сапог, широкого пояса, высоких сапог и квадратной шапки на меховой подкладке, называемой рогатывкой . [ 9 ]

Женщины носили темно-синие куртки с небольшой накидкой на плечах, цветочные юбки с фартуком контрастного цвета и красный шарф, повязанный вокруг головы в виде плотного тюрбана.

Современные группы добавляют орнаменты и используют более тонкие ткани и меньше слоев. [ 2 ]

Примеры в художественной музыке

[ редактировать ]
  • «Куявяк» Феликса Нововейского, изданная в 1912 году (хоровая пьеса)
  • «Куявяк ля минор» Генрика Венявского, опубликованная в 1853 году (для скрипки и фортепиано)
  • Мазурки Шопена, соч.6 №4, соч.30 №4 и соч.41 №1.
  • Витольд Малишевский - Фантазия Куявяк для фортепиано с оркестром Op.25 (1928)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Дон Майкл Рэндел. Гарвардский музыкальный словарь . Издательство Гарвардского университета . 2003. с. 449.
  2. ^ Jump up to: а б с д и «Куявяк – Польский музыкальный центр» . Польский музыкальный центр . Проверено 30 ноября 2018 г.
  3. ^ Д. Идашак, Мазурка до Шопена , в: Изд. Ф. Ф. Шопена . З. Лисса, Варшава 1960, стр. 246.
  4. ^ Л. Зинкович, Костюмы польского народа , Париж, 1841 г., стр. 86-87.
  5. ^ Jump up to: а б с «Куявяк | Традиционный танец» . www.tance.edu.pl . Проверено 4 декабря 2018 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Дзевановская, Ада. Польские народные танцы и песни – пошаговое руководство . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена, 1999.
  7. ^ Jump up to: а б «Куявяк | Традиционный танец» . www.tance.edu.pl . Проверено 4 декабря 2018 г.
  8. ^ Ланге, Родерик. «Кинетография Лабана (нотация движения) и исследование народного танца в Польше», Lud 50 no. 2 (1966): 378–391.
  9. ^ Jump up to: а б Кольберг, Оскар. Куявы в Dzieła Moje [Полное собрание сочинений], тт. 3-4. Вроцлав-Познань: Польское этническое общество, 1962. Перепечатка публикации 1867 года.
  10. ^ Jump up to: а б с Горбатый, Ян (осень 1986 г.). «ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА И МАЗУРКИ ШОПЕНА» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 августа 2017 г. Проверено 4 декабря 2018 г.
  11. ^ Павляк, Александр. Музыкальный фольклор Куявии . Краков: ШИМ, 1980.
  12. ^ «Национальные танцы Полонез» . polonezdance.com . Архивировано из оригинала 02.11.2017 . Проверено 4 декабря 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb73ed3e6631e1e1f92c74417f667a27__1698796200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/27/bb73ed3e6631e1e1f92c74417f667a27.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kujawiak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)