Куявяк
Куявяк — польский народный танец из региона Куяви в центральной Польше. [ 1 ] Это один из пяти национальных танцев Польши , наряду с краковяком , мазуром , обереком и полонезом .
Музыка трёхметровая , [ 1 ] и характеризуется темпом рубато и спокойным, лирическим характером. В танце обычно участвуют пары, грациозно идущие в четвертном ритме, на слегка согнутых коленях, с расслабленными поворотами по кругу.
История
[ редактировать ]
Название «куявяк», как отсылка к танцу, впервые появилось в 1827 году в сочинении Т. Ф. Яскольского « Пастерзе на Бахожи». Селянки Куявские . [ 2 ] Утверждается, что танец произошел от мазура между 1750 и 1830 годами. [ 3 ]
В 1841 году Леон Зинкович описал куявяк как «региональную разновидность мазурки, основанную на доминировании минорной тональности». [ 4 ] Большинство композиторов последующих лет, в том числе Игнаций Добжинский , Эдвард Лодвиговский , Казимеж Лада, Игнаций Коморовский, Войцех Османский и Генрик Венявский , согласились с этой интерпретацией и рассматривали музыкальные особенности, такие как ритмы и темпы куявяка и Оберек как «единое целое». [ 5 ]
музыкантами . В старину куявяк активно сотрудничал между танцорами и Танцор просил конкретную мелодию, напевая ее группе, часто заполняя лирические строки словами « дана, дана » как имитацией звука инструмента. Затем первый скрипач по жестам и движениям танцора догадывался, как сыграть мелодию, а танцор давал музыкантам немного денег. На протяжении всего танца первому скрипачу нужно было внимательно следить за движениями танцора, чтобы следить за желаемыми изменениями в музыке и темпе – если музыканты могли хорошо следить за танцорами, их считали хорошей группой, и им хорошо платили и пригласили снова на танцы. [ 6 ]
Хотя танец зародился в деревнях и крестьянстве, из-за своей красоты он был принят помещичьей знатью и дворянством. Они собирали и публиковали куявякские мелодии, а также приглашали деревенских музыкантов и танцоров в свои поместья для обучения танцу. [ 6 ] Благодаря этому обмену дворянством, обучающимся и импровизирующим традиционным шагам, а крестьянам, перенимающим импровизации, куявяк, таким образом, был включен в элегантные вечеринки и модные балы высшего класса к концу 1860-х годов. [ 5 ] Оттуда танец перекочевал на праздники в большие города, такие как Варшава, и распространился по всей Польше.
По мере роста популярности танца он также становился все более украшенным, приобретая чередующиеся темпы, показные шаги и новые фигуры. В конце 19 века он был принят как польский национальный танец. [ 7 ]
В 1990 году Чеслав Срок опубликовал «Польские национальные танцы: типология» . В это издание вошёл стандартизированный набор компонентов куявяка, в котором Совет знатоков фольклора определил точное количество — десять позиций для пар, пятнадцать типов шагов, одиннадцать орнаментов и одиннадцать фигур для куявяка . [ 5 ]
Описание
[ редактировать ]Танец
[ редактировать ]Первоначально куявяк . танцевали «со спокойным достоинством и простотой, в плавной плавной манере, «напоминающей высокие стебли зерна на полях, мягко покачивающиеся на ветру» [ 6 ] Танцоры выступали парами, кружась по кругу под руководством ведущего или ведущей пары. Его обычно танцевали на свадьбах и деревенских танцевальных вечеринках. [ 7 ]
Куявяк существует в двух формах: как региональный народный танец, включая множество его вариантов, и как единый «национальный танец». Для обоих характерно вращение пар, перемещающихся по большому круговому танцевальному пространству. Народные версии быстрее и сложнее национального аналога. [ 8 ]
Первоначально Куявяк часто исполнялся как сюита из трех танцев, называемая « okrągły», что означает «круглый». [ 9 ] Танцы были разного темпа, но все они содержали ритм мазурки и тройной размер. Куявяку ходзони предшествовал пятнадцать-тридцать минут медленного танца с ходьбой, такого как , когда партнеры держали друг друга по бокам и очерчивали танцевальную площадку. За этим последовал настоящий куявяк , ускоряя темп. Сюита заканчивалась быстрым танцем-вращанием, мазуреком или обереком . [ 6 ] В некоторых регионах порядок танцев может быть обратным ( мазур-куявяк-оберек ) с замедлением темпа. [ 10 ]
Народные танцы, сгруппированные под названием куявяк, имеют разные названия в зависимости от используемых в них фигур:
- Ксебка (про себя) – с поворотами влево.
- Одсибка (от себя) – поворачивает направо.
- GładkiГладкий
- Овчарка
- OkrągłyРаунд [ 2 ]
Рекомендации по танцу куявяка взяты из книги Ады Дзевановской « Польские народные танцы и песни» :
«Куявяк следует танцевать с простым достоинством и с должным вниманием к партнеру. Голова и туловище должны оставаться приподнятыми, плечи опущены, колени расслаблены. Свободная рука(и) должна быть либо изящно вытянута по диагонали вниз в стороны и немного вперед (женщина может держите ее юбку) или кладите на переднюю часть собственного бедра либо в кулаке, либо пальцами вперед, а большим пальцем назад, с прямыми запястьями и локтями слегка вперед». [ 6 ]
Шаги куявяка . выполняются на расслабленных, слегка согнутых коленях, при этом пальцы ног ставятся на пол раньше, чем остальная часть стопы В танце присутствуют как закрытые, так и открытые танцевальные позиции. Декоративные шаги не следует повторять слишком много раз на протяжении шестнадцатитактной фразы; скорее, они должны стать неожиданным украшением танцевальной цепочки событий. Пока мужчина исполняет декоративный шаг, его партнерша делает маленькие, ровные шаги и адаптирует свой танец к выбранным им шагам. [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Куявяк . отличается сентиментальной, меланхоличной мелодией [ 10 ] Это качество создается минорной тональностью и использованием «жалобно звучащих» минорных третей. [ 11 ]

Танец начинается с вступительной части повторяющихся звуков с уникальным ускоряющимся ритмом, показывающим танцорам точный темп следующего танца. [ 2 ] Куявяк . имеет трехметровый размер В нем есть две мазурные симметричные четырехтактные фразы. [ 10 ] при этом вторая часть каждого такта часто расширяется и акцентируется. Исполнители часто расширяют такты мелодии, создавая характерный темп рубато. Далее эти фразы часто заканчиваются на доминанте . Это создает ощущение «бесконечности» и напряжения.
Куявский фольклорный ансамбль обычно имел одну или две скрипки, бас, а иногда и кларнет и небольшой барабан (бебенек). волынки, называемые дуди . Также использовались [ 6 ] Скрипка исполняла главную мелодию. В качестве ударного инструмента ему сопутствовал бас – низкочастотный смычковый инструмент с двумя струнами. Ударный ритм басы в сопровождении подчеркивался использованием барабана. [ 2 ] Современные инструментальные ансамбли Куявии включают кларнет, аккордеон, флейты и другие инструменты.
Костюм
[ редактировать ]
Куявяк с множеством часто исполняется на сцене в костюме Ловича красочных тканых узоров и богато украшенной вышивкой. [ 12 ] Красочные полосы на женских юбках и фартуках, а также на мужских брюках, называемые пасиак , символизируют фермерские поля.
Народный костюм куявякских мужчин состоит из длинного темно-синего пальто, называемого сукмана , с большим воротником, широких синих штанов, сапог, широкого пояса, высоких сапог и квадратной шапки на меховой подкладке, называемой рогатывкой . [ 9 ]
Женщины носили темно-синие куртки с небольшой накидкой на плечах, цветочные юбки с фартуком контрастного цвета и красный шарф, повязанный вокруг головы в виде плотного тюрбана.
Современные группы добавляют орнаменты и используют более тонкие ткани и меньше слоев. [ 2 ]
Примеры в художественной музыке
[ редактировать ]- «Куявяк» Феликса Нововейского, изданная в 1912 году (хоровая пьеса)
- «Куявяк ля минор» Генрика Венявского, опубликованная в 1853 году (для скрипки и фортепиано)
- Мазурки Шопена, соч.6 №4, соч.30 №4 и соч.41 №1.
- Витольд Малишевский - Фантазия Куявяк для фортепиано с оркестром Op.25 (1928)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дон Майкл Рэндел. Гарвардский музыкальный словарь . Издательство Гарвардского университета . 2003. с. 449.
- ^ Jump up to: а б с д и «Куявяк – Польский музыкальный центр» . Польский музыкальный центр . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Д. Идашак, Мазурка до Шопена , в: Изд. Ф. Ф. Шопена . З. Лисса, Варшава 1960, стр. 246.
- ^ Л. Зинкович, Костюмы польского народа , Париж, 1841 г., стр. 86-87.
- ^ Jump up to: а б с «Куявяк | Традиционный танец» . www.tance.edu.pl . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дзевановская, Ада. Польские народные танцы и песни – пошаговое руководство . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена, 1999.
- ^ Jump up to: а б «Куявяк | Традиционный танец» . www.tance.edu.pl . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ Ланге, Родерик. «Кинетография Лабана (нотация движения) и исследование народного танца в Польше», Lud 50 no. 2 (1966): 378–391.
- ^ Jump up to: а б Кольберг, Оскар. Куявы в Dzieła Moje [Полное собрание сочинений], тт. 3-4. Вроцлав-Познань: Польское этническое общество, 1962. Перепечатка публикации 1867 года.
- ^ Jump up to: а б с Горбатый, Ян (осень 1986 г.). «ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА И МАЗУРКИ ШОПЕНА» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 августа 2017 г. Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ Павляк, Александр. Музыкальный фольклор Куявии . Краков: ШИМ, 1980.
- ^ «Национальные танцы Полонез» . polonezdance.com . Архивировано из оригинала 02.11.2017 . Проверено 4 декабря 2018 г.