Jump to content

Коренные народы Северо-Западного плато

(Перенаправлено с «Первых наций плато »)

Сердце монстра , Национальный исторический парк Нез Персе , Лапвай, Айдахо
Женщина якама , фотография Эдварда Кертиса.

Коренные народы Северо-Западного плато , также называемые коренными народами плато и исторически называемые индейцами плато (хотя и включают в себя множество групп), являются коренными народами внутренних районов Британской Колумбии , Канады и неприбрежных регионов Северо-Запад США.

Их территории расположены во внутренних частях бассейнов рек Колумбия и Фрейзер . Эти племена в основном живут в некоторых частях центральной и южной части Британской Колумбии , северном Айдахо , западной Монтане , восточном Вашингтоне , восточном Орегоне и северо-восточной Калифорнии . Восточный фланг Каскадного хребта находится на территории народов плато. [ 1 ]

Есть несколько отличительных черт, которые отличают культуру плато от окружающих местных культур. К ним относятся высокая зависимость от корней, таких как бисквитный корень и камас , в качестве источника пищи, высокая зависимость от кратковременных выловов лосося и угря , а также длительное проживание в зимних деревнях в фиксированных местах вдоль рек или озер. За пределами деревни отсутствовала социальная стратификация и племенная организация.

Диапазон

[ редактировать ]
Женщина Кутенай , фотогравюра Эдварда Кертиса, 1910 год.

В Канаде большую часть Внутреннего плато населяли внутренние салиши : племя лиллуэт , родина которого находится в долине реки Лиллоут ; , коренные народы Томпсона родина которых находится в долине реки Фрейзер от Йеля до Лиллуэта; Секвепемк ; (Шусвап) в долине реки Фрейзер от Лиллуэта до Александрии, в верхних частях бассейна реки Томпсон и в районах дальше на восток Оканаган и в долине реки Оканаган его окрестности; также жители озер Эрроу-Лейкс. Племя кутенай , живущее в юго-восточной части Британской Колумбии и ранее распространившееся на юго-запад Альберты , говорит на изолированном языке. атапасском языке Народы, говорящие на , чилкотин и керриер , занимают самую северную часть региона Плато.

Первые нации плато находились под влиянием первых наций Тихоокеанского побережья. Коренные народы плато торговали многими товарами с коренными народами Тихоокеанского побережья. Тихоокеанские племена верили в клановых предков, которые были приняты внутренними группами Салиш , но они не приняли социальную систему.

В Соединенных Штатах люди внутренних салишей населяли реку Колумбия и ее притоки выше Прист-Рапидс , недалеко от современной Маттавы . Люди сахаптины населяли реку Колумбия и ее притоки между Прист-Рапидсом и водопадом Селило недалеко от Даллеса, штат Орегон , и вверх по реке Снейк до границы Вашингтона и Айдахо. Нез -персе населяли бассейны рек Клируотер и Салмон , а также реку Снейк через каньон Хеллс. Родина Кайюсе Голубые горы и долины рек, вытекающих из них. Молала . населяли восточную сторону каскадных гор в Орегоне Народ Кламат населял верхний бассейн реки Кламат и имел тесные контакты с людьми из культурного ареала Калифорнии , хотя их образ жизни и язык были более характерны для культуры плато.

Река Колумбия ниже водопада Селило была населена чавычей . Народ чавычи, живущий в самой низкой части Колумбии, считается частью северо-западного побережья . Группы сахаптинов также жили в Западном Вашингтоне на реке Машел и в верховьях реки Коулитц . Долина Уилламетт была населена народом Калапуйя . Не имея крупного промысла лосося, их культура несколько отличалась от культуры других народов плато. [ 2 ] поддерживая дубовые саванны , как и многие уроженцы Калифорнии.

Хотя жители плато не вели письменных записей, предысторию региона плато можно частично реконструировать с помощью сочетания устных традиций, лингвистики и археологических свидетельств. Существуют археологические свидетельства присутствия человека на плато на протяжении как минимум 12 000 лет. Marmes Rockshelter и Kennewick Man — два примера раннего присутствия человека. Со временем человеческие технологии адаптировались к уникальной окружающей среде. Возле камасских лугов были обнаружены земляные печи возрастом до 8000 лет. [ 3 ] Около 4000 лет назад в археологических находках произошел сдвиг от небольших групп к более крупным полуоседлым деревням, а также к инструментам обработки корней, отличительным чертам культуры плато. [ 4 ]

Лингвисты и устные традиции указывают на несколько сравнительно недавних перемещений людей. Согласно языковым сравнениям, внутренние народы Салиш распространились на плато из района нижнего течения реки Фрейзер. Это расширение достигло Монтаны и завершилось около 1500 лет назад. [ 5 ] Точно так же атабаски на плато являются частью относительно недавней экспансии из северной Канады и Аляски, всего 1000 лет назад. Народ Калапуя распространился в долину Уилламетт, вероятно, с юга, за последние 1000 лет.

Недавняя экспансия нумиков по Большому Бассейну вытеснила несколько групп на южном краю плато. Этот процесс все еще происходил во время европейских контактов. [ 6 ] Около 1730 года лошади были завезены на плато из Большого Бассейна и впервые были усыновлены народами Кайюс и Не-Персе. Это сильно изменило ареал и образ жизни этих групп. Этот переход все еще продолжался, когда прибыли европейцы.

Согласно их устному преданию, народ Кутенай зародился на востоке и переселился на плато в конце доисторических времен.

Европейский контакт

[ редактировать ]

Внешние влияния начали менять жизнь на плато за десятилетия до первого прямого контакта с европейцами. Есть убедительные доказательства того, что эпидемия оспы 1770-х годов распространилась по региону плато, значительно сократив население. [ 7 ] Члены экспедиции Льюиса и Кларка были первыми европейцами, встретившими аборигенов плато, за ними несколько лет спустя последовали Александр Росс и Дэвид Томпсон . Все отмечали одежду, питание и вообще миролюбивый характер жителей. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В последующие десятилетия в этом районе было создано несколько торговых постов, в том числе долгоживущие Форт Нез Персе , Форт Колвилл , Форт Оканоган и Форт Камлупс . В этом районе поразило еще несколько эпидемий, причем больше всего пострадал район Нижней Колумбии. В некоторых группах чинук и калапуя в это время численность населения сократилась на 90%. [ 7 ] Эпидемия оспы на северо-западе Тихого океана в 1862 году опустошила побережье, а также некоторые внутренние районы.

Несмотря на незначительное насилие, серьезные вооруженные конфликты не начинались до массовой миграции американцев европейского происхождения в южную часть региона плато, начавшейся в 1840-х годах. В результате ряда договоров и конфликтов, включая войну Кайюс , войну Якима , войну Кер-д'Ален , войну Модок и войну Нез-Персе , коренные жители южного плато были заключены в резервации, и их традиционный образ жизни был в значительной степени нарушен.

Племена и банды

[ редактировать ]

Народы плато обычно идентифицируют себя по своей зимовочной деревне или группе, а не по племени. Смешанные браки между группами были обычным явлением и во многих случаях поощрялись. Различные группы делили ареалы охоты и кормления. После контактов с европейцами туземцы были разделены на племена во главе с вождями, чтобы облегчить переговоры и землеустройство. Общепризнанные племена плато включают следующее:

Другое или несколько

[ редактировать ]

Племена плато в основном говорили на внутренних салишских языках на севере и на пенутских языках плато на юге. На чинукских языках говорили в нижней части Колумбии, а на калапуйских языках говорили в долине Уилламетт. Их часто классифицируют как пенутские языки , но эта классификация не является общепринятой. В самой северной части плато на атабаскских языках говорили . Каждая из этих языковых семей состояла из нескольких языков, которые не были взаимопонятны . Многие отдельные языки имели несколько диалектов со значительными различиями.

Ктунакса кутенайском говорят на языке , который является изолированным языком . [ 1 ] Язык кайюс вымер вскоре после контакта с европейцами и плохо документирован. Его иногда называют изолятом, а иногда относят к пенутийскому, наиболее тесно связанному с языком молала . Еще до переселения в резервации многие Кайюсе переняли язык не-персе .

Материальная культура

[ редактировать ]
Индийский камас, Камассия квамаш

Традиционная кухня плато включает дикие растения, рыбу, особенно лосось , и дичь. У народов плато часто были сезонные деревни или лагеря в разных местах, чтобы в полной мере насладиться дикой пищей. Женщины собирали большое разнообразие съедобных овощей и фруктов, в том числе камассию , горький корень , корень коусе , [ 1 ] ирга , черноплодная рябина , черника и земляника .

Луковицы лилии Камас были важным, но опасным продуктом питания. Камас обыкновенный, камассия квамаш, — растение семейства лилейных с голубыми цветками, луковицы которого выкапывали в пищу. Белоцветущий камас смерти, zygadenus venenosus, представляет собой другой, но родственный вид, также принадлежащий к семейству лилейных, и может быть смертельно ядовитым. Из соображений безопасности жители Плато собирали эти луковицы, пока надземные части еще росли, чтобы правильно определить съедобные виды. Они выкопали эти луковицы вместе с оленьими рогами. Женщины племени готовили корни в неглубокой яме, наполненной горячими камнями. Когда земля вокруг камней стала достаточно горячей, камни убрали, а в ямку поместили луковицы, чтобы они варились на ночь.

Женщины плато готовили ягодные пироги из ягод Саскатуна или черники . Ягоды сушили на стеллажах, покрытых листьями. Большинство групп плато также собирали лишайник ( Bryoria fremontii ), который готовили в ямах, похожих на камас, а иногда и вместе с ними. Сбор и обработка дикорастущих растений женщинами до сих пор является традиционным образом жизни многих представителей этих племен.

Мужчины дополняли свой рацион охотой и рыбалкой, при этом лосось составлял основную часть их рациона. [ 1 ] Когда в этот район были завезены лошади , мир жителей Плато расширился после того, как они стали использовать лошадей, что позволило им торговать с племенами на равнинах к востоку от Скалистых гор мясом и шкурами бизонов . Группы охотников уезжали далеко на охоту на бизонов, оленей и лосей .

Весной и осенью лосось поднимался по рекам из Тихого океана. Рыбаки плато научились множеству способов ловли лосося. сети , багры или крючки В зависимости от места ловли использовались . На основных реках неводы использовались в местах скопления лосося или угрей. Колья были выстроены в ряд, чтобы образовалась плотина , не позволяющая лососю плыть дальше, а затем рыбу вытаскивали из воды совком. Присоски попадали в ловушки для рыбы при спуске по периферийным ручьям. Большую часть лосося коптили на костре, а часть хранили под землей в ямах. Другого лосося варили в горячей воде, чтобы получить масло.

На птиц часто охотились сетями. Мужчины использовали несколько методов для поимки крупной дичи. Группы мужчин окружали и гнали оленей или лосей к другим охотникам или в ловушки. ловчие ямы и ловушки Также использовались . Зависимость от крупной дичи во многом зависела от количества доступного лосося. Охота давала менее десяти процентов пищи некоторым группам чавычи и сахаптина на реке Колумбия. Дальше вверх по течению охота стала более широко использоваться.

Корзины и текстиль

[ редактировать ]

Племена плато преуспели в искусстве плетения плетений. Чаще всего они использовали коноплю , туле, полынь или кору ивы. Эти материалы также использовались для изготовления головных уборов, постельных принадлежностей, сетей и веревок. [ 11 ] Изготовление корзин было особенно важно, потому что племена плато не использовали керамику. Воду кипятили в корзинах, вставляя в них раскаленные камни. Предки индейцев плато создали старейшую известную обувь в мире — сандалии Форт-Рок , сделанные из переплетенной полыни и датированные периодом между 10 390 и 9650 годами до нашей эры . [ 12 ]

Инструменты

[ редактировать ]

Инструменты изготавливались из дерева, камня и кости. Стрелы для охоты делались из дерева и имели наконечники, выточенные из специальных камней. Рога животных использовались для выкапывания корней. В дополнение к своим традиционным инструментам они позже стали использовать металлические предметы, такие как горшки, иглы и ружья, приобретенные в результате торговли с европейцами.

Катлапотель длинный дом , Вашингтон

Жилье на плато включало длинные дома, крытые летними циновками из тюля . [ 1 ] Туле, используемый во многих целях, представляет собой высокий и жесткий тростник , который растет в болотистых местностях и иногда называется камышом . Для зимовки люди выкапывали яму на несколько футов в землю и строили над ней каркас из шестов, сходящихся на вершине наверху. Они покрывали это циновками или корой деревьев. Земля была насыпана вокруг конструкции и частично поверх нее, чтобы обеспечить изоляцию полуподземного убежища. В больших зимних домиках проживало несколько семей; они были прямоугольными у основания и треугольными вверху. Они были построены из нескольких слоев тула; поскольку верхние слои туля впитывали влагу, они набухали, не позволяя влаге достигать нижних слоев и внутренней части домика.

люди использовали холст В последующие годы вместо тюлевых циновок . Начиная с 18 века, народы плато переняли типи от равнинных индейцев. Они представляли собой каркас из шестов, обтянутый шкурами животных или циновками, сплетенными из тростника. Каждый месяц женщины временно оставались в круглых менструальных хижинах диаметром около 20 футов (6,1 м). [ 13 ]

Интерьер зимних домов Салиша отличается от домов коренных народов этого района. Это были полуподземные землянки с хорошо утепленными крышами. У входов были вырезаны ступени из бревен. Сушеные продукты хранились снаружи этих зимних домиков. Летом салишанцы жили в домиках из циновок-туле. [ 14 ]

Другие племена строили свои дома из кусков кедровой или еловой коры. Наклонные крыши кедровых домов доходят до земли, а еловые дома напоминают соседние шатры.

Жители плато носили множество видов одежды, которая со временем менялась. В северном регионе женщины носили рубашки из оленьей кожи, набедренные повязки, леггинсы и мокасины, а мужчины - более длинные рубашки. Зимнюю одежду шили из меха кролика, сурка или других животных. Вдоль реки Колумбия, среди чавычи и сахаптина, и мужчины, и женщины в теплую погоду обычно носили только набедренную повязку. В прохладную погоду можно добавить короткий халат или накидку и леггинсы. Ниже Каскейд-Рапидс женщины носили юбки из травы. [ 15 ] [ 9 ] Женщины на южном плато носили плетеные шляпы. Со временем жители плато обычно переняли одежду, вдохновленную культурой равнин, в том числе платья из оленьей кожи и головные уборы с перьями.

Искусство

[ редактировать ]
Шерман Алекси , писатель из Спокана / Кёр-д'Ален , сценарист и поэт. [ 16 ]

Сегодня коренные жители по-прежнему изготавливают традиционную одежду, сумки, корзины и другие предметы. Хотя некоторые знания о традиционных искусствах были утеряны с течением времени, практика изящных навыков по-прежнему остается важной частью их образа жизни. Мамы и бабушки украшают наряды своих детей для праздника и танцев. Изделия из бисера, такие как барабаны, плетеные сумки и другие поделки, используются на традиционных праздниках и в особых случаях. Такие регалии используются в течение нескольких дней во время Танца Духов , который проводится раз в году.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Прицкера, 249
  2. ^ Таулз, Джерри К. 1979. «Поселение и существование в долине Уилламетт: некоторые дополнительные примечания». Северо-западные заметки антропологических исследований , 13: 12–21.
  3. ^ Томс, Олстон Верн. 1989. «Северные корни интенсификации охотников-собирателей: Камас и Тихоокеанский северо-запад». Докторская диссертация Университета штата Вашингтон
  4. ^ Эймс, Кеннет и Алан Маршалл. 1980. «Деревни, демография и интенсификация натурального хозяйства на плато Южной Колумбии». Североамериканский археолог , 2 (1): 25–52.
  5. ^ Саттлс, Уэйн П. 1987. «Очерки побережья Салиша». книги когтей
  6. ^ Саттон, Марк К. 1986. «Война и экспансия: этноисторический взгляд на нумическое распространение». Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна , 8 (1): 65–82.
  7. ^ Перейти обратно: а б Робертс, Бойд. 1999. «Приход духа чумы: занесенные инфекционные заболевания и сокращение населения среди индейцев северо-западного побережья, 1774–1874». Вашингтонский университет Пресс
  8. ^ Томпсон, Дэвид (1916). Рассказ Дэвида Томпсона о его исследованиях в Западной Америке, 1784–1812 гг . Общество Шамплена. п. 297 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Льюис, Мериуэзер; Кларк, Уильям (2004). Моултон, Гэри Э. (ред.). Полные журналы Льюиса и Кларка . Издательство Университета Небраски. ISBN  9780803280328 .
  10. ^ Росс, Александр. Приключения первых поселенцев на реках Орегон или Колумбия. Лондон: Смит, Элдер и компания, 1849, стр. 145–147.
  11. ^ Притцкер, 250
  12. ^ Коннелли, Том. «Самая старая обувь в мире». Архивировано 10 апреля 2012 г. в Wayback Machine , Университет Орегона (получено 31 марта 2010 г.).
  13. ^ Притцкер 269
  14. ^ «Интерьер Салиш» . Канадская энциклопедия . Проверено 4 апреля 2016 г.
  15. ^ Томпсон, Дэвид (1916). Рассказ Дэвида Томпсона о его исследованиях в Западной Америке, 1784–1812 гг . Общество Шамплена. п. 297 .
  16. «Официальная биография Шермана Алекси». Архивировано 2 июня 2011 г., в Wayback Machine , Falls Apart , 2009 г. (получено 23 декабря 2009 г.)
  • Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN   978-0-19-513877-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c63e2a93409405b2a6ffa592f5ea5dce__1717508400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/ce/c63e2a93409405b2a6ffa592f5ea5dce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous peoples of the Northwest Plateau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)