Давид бен Соломон ибн Аби Зимра
Давид бен Соломон ибн Аби Зимра | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 1479 Испания |
Умер | 1573 |
Религия | иудаизм |
Похороненный | Старое еврейское кладбище Цфата |
Семиха | Джозеф Сарагосси |
Старый ишув |
---|
Ключевые события |
Ключевые цифры |
|
Экономика |
Филантропия |
Сообщества |
Синагоги |
Похожие статьи |
Давид бен Соломон ибн (Аби) Зимра ( иврит : Давид бен Шломо ибн Аби Зимра ) (1479–1573), также известный как ( רדבָּז) по инициалам своего имени, Рабби Давид бен Зимра , Радбаз Р. был одним из первых Ахарон пятнадцатого и шестнадцатого веков, который был ведущим посеком , рош-ешивой , главным раввином и автором более 3000 респонсов (галахических решений), а также нескольких научных работ. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Радбаз родился в Испании около 1479 года. Ему было тринадцать лет, когда его семья, как и все испанские евреи, была изгнана из Испании . Его родители поселились в Цфате Мамлюкского султаната , где он учился под руководством Джозефа Сарагоси . [ 2 ]
По неизвестным причинам он покинул Землю Израиля в возрасте 31 или 32 лет и отправился в Ваттасинид- Фез , где стал членом бет-дина (раввинского суда) под председательством нагида Исаака Шолала . [ 3 ]
В 1517 году, после упразднения турецким правительством должности нагида , радбаз переехал в Каир . Там он был назначен Хахам Баши , или главным раввином Египта , и занимал этот титул в течение сорока лет. Его очень уважали за его обширные знания, честность характера и обширную филантропию. Независимо богатый, Радбаз был успешным торговцем, имевшим деловые связи в других странах. Иешива , которую он основал и поддерживал, привлекла многих выдающихся студентов, в том числе Безалеля Ашкенази и Исаака Лурии .
Во вступлении к своему комментарию к «Песне Песней » Исаак Акриш яркими красками рисует характер Радбаза, в доме которого он прожил десять лет. По словам Акриша, Радбаз занимал видное место как в общественной, так и в политической жизни Египта благодаря своему статусу богатого интеллектуала. За время своего пребывания на посту главного раввина он ввёл множество реформ в повседневную жизнь и религию египетских евреев . Именно он отменил использование системы датировки Селевкидов в египетской еврейской общине и вновь ввел датировку лет от Сотворения мира , как это делалось в других еврейских общинах и продолжает делаться до наших дней.
Достигнув 90-летнего возраста, Радбаз сложил с себя полномочия главного раввината и разделил большую часть своего состояния между бедными, уделив особое внимание знатокам Торы . Затем он переехал в Иерусалим . Но он пробыл там недолго из-за обременительных налогов, которыми Османская империя обложила евреев. Он поселился в Цфате, столице Сафад Санджака , где стал активным членом раввинского суда под председательством Джозефа Каро , который пользовался его большим уважением. Последние 20 лет своей жизни он провел в мире, продолжая учиться и писать.
Радбаз умер в Цфате в 1573 году в возрасте 94 лет и был похоронен на Старом еврейском кладбище Цфата . [ 4 ] [ 5 ]
Работает
[ редактировать ]- Диврей Давид («Слова Давида») – содержащие решения и чиддушим (оригинальные мысли Торы) о , Маймонида Мишне Торе опубликованные Джозефом Замиро вместе с его собственной работой « Хон Йосеф» («Богатство Иосифа»), Ливорно , 1828 год.
- Йекар Тиферет («Честь Превосходительства») - содержит ответы на критику Авраама бен Давида Маймонида в отношении Мишне Торы и комментарии к тем отрывкам в этой работе, которые упускает из виду Маггид Мишне Видаля из Толосы ; Из этих комментариев части о Хафле и Зераиме были опубликованы в Смирне в 1757 году, а остальные части — в виленском издании Мишне Торы 1890 года.
- Келалей ха-Гемара («Правила Гемары » ) — методология Талмуда , изданная в сборнике Ме-Харере Немарим Авраама бен Соломона Акры , Венеция, 1599 год.
- Ор Кадмон («Первозданный свет») — каббалистический труд под редакцией Моисея Хагиза , Венеция , 1713 год.
- Маген Давид («Щит Давида») — мистическое объяснение еврейского алфавита, противостоящее Реканати и раввину Иуде Хайяту , под редакцией Чагиса, Амстердам , 1713 г.
- Мецудат Давид («Оплот Давида») – раскрытие причин 613 заповедей по четырем методам объяснения, известным как « система Пардеса » (Золкиев, 1862).
- Михтам ле-Давид («Поэма Давида») – каббалистические проповеди на « Песнь Песней» , дошедшие до нас в рукописи.
- Кетер Малкут («Корона царственности») – молитвы Йом Кипура , впервые опубликованные вместе с вышеупомянутым Ор Кадмон, перепечатанные в «Шевет Мусар» Илии бен Авраама Соломона ха-Коэна из Смирны и наконец вставленные Хайденхаймом в ритуал для накануне Йом Кипура.
- Гилуи ле-Идрот — комментарий к « Идроту» с примечаниями раввина Хаима Виталя , до сих пор сохранившийся в рукописи в библиотеке Абарбанеля в Иерусалиме .
- Диней Рабба ве-Зута («Великое и малое решения») — комментарий к Шулхан Аруху .
- Шивим Паним ла-Тора («Семьдесят ликов Торы») — два последних произведения упоминаются в предисловии к «Маген Давид» .
Радбаза Респонсы - его величайший вклад в еврейскую литературу; части его были опубликованы в Ливорно в 1651 г. (№№ 1–300); Венеция, 1799 г. (№№ 1–318); Фюрт, 1781 г. (№ 400–649); Ливорно, 1818 г. (№№ 2051–2341). Полное издание респонса было опубликовано в Судзилкове в 1836 году.
- Вопросы и ответы (сборник ответов, написанный раввином Давидом ибн Аби Зимрой, опубликованный в 2 томах, в семи частях) (Венеция, 1749 г.), переизданный в Израиле, без даты.
Библиография
[ редактировать ]- Исраэль М. Гольдман, Жизнь и времена раввина Давида ибн Аби Зимры: социальное, экономическое и культурное исследование еврейской жизни в Османской империи в 15 и 16 веках, отраженное в ответах RDBZ , Нью-Йорк, The Еврейская теологическая семинария Америки, 1970 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Раввин Давид ибн Зимра"
- ↑ Это утверждение, которое дают все его биографы, оспаривается Фрумкиным («Эбен Шемуэль», стр. 48). Однако в «Вопросах и ответах» раввина Давида ибн Аби Зимры, часть II, ответ № 596, раввин прямо говорит, что, когда ему было тринадцать лет, он жил в Цфате.
- ^ Раввин Давид ибн Зимра, chabad.org
- ^ Энциклопедия иудаики здесь также придерживается дат 1479-1573 годов, как и Израиль М. Гольдман, Жизнь и времена... (см. Библиографию), стр. 16 лет, который говорит, что умер в 1573 году в возрасте 94 лет.
- ↑ Некоторые источники, такие как Chabad.org и Еврейская энциклопедия , указывают дату его смерти в 1589 году, в возрасте 110 лет. Мэттис Кантор в «Иудаистском кодексе» (стр. 210) согласен с мнением, что он умер в возрасте 110 лет, но записывает год его рождения - 1463, год смерти - 1573.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Луи Гинзберг и Исаак Бройде (1901–1906). «Давид бен Соломон ибн Аби Зимра» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Библиография Еврейской энциклопедии: Дэвид Конфорте , Доре ха-Дорот, стр. 36б; Азулай , Шем ха-Гедолим, i.44; Мориц Штайншнейдер , кот. Бодл. полковник 888; Рубен Джозеф Вундербар , на Востоке, Лит. ix.498; Михаил, Ор ха-Хаим , с. 347, нет. 779; Фуэнн , Кенесет Исраэль, с. 234; Фрумкин , Эбен Шемуэль , с. 47–51.
- 1479 рождений
- 1573 смерти
- Раввины XVI века из Мамлюкского султаната
- Рош-ешивы
- Евреи изгнаны из Испании в 1492 году.
- Раввины в Цфате
- Главные раввины Египта
- Сторонники еврейского закона
- Похороны на Старом еврейском кладбище в Цфате.
- Авторы книг по еврейскому праву
- Сефардские евреи из Мамлюкского султаната
- Сефардские раввины из Османской Палестины
- Марокканские раввины XVI века
- Poskim