Сваямбху
Сваямбху ( санскрит : स्वायमभु , латинизированный : Сваямбху , букв. «саморожденный») — санскритское слово, означающее «саморожденный», [ 1 ] «самопроявленный», «самосуществующий», [ 2 ] или «то, что создано само по себе». [ 3 ] Различные божества и сущности, представленные в индуистской литературе считаются сваямбху, например, Брахман в Упанишадах и Тримурти Брахмы и традициях , , Вишну , Шивы и Ману в Пуранах . [ 4 ] [ 5 ]
Термин сваямбху также используется для описания веры в самопроявленный образ ( мурти ) божества, присутствующего в храме , который, как описывается, имеет не человеческое творение, а естественное или божественное происхождение. Такие изображения описаны в некоторых региональных легендах о религиозных объектах, называемых стхала-пуранами . [ 6 ] Некоторые из лучших примеров таких изображений включают двенадцать в Джьотирлинге , изображений Шивы [ 7 ] и Венкатешвары . изображение Вишну [ 8 ]
Этимология
[ редактировать ]Сваямбху представляет собой смесь санскритских слов сваям (स्वयम्), что означает «сам» или «сам по себе», и бху (भू), что означает «рождение» или «возникновение».
Литература
[ редактировать ]Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
|
|
неортодоксальный | |
|
|
Согласно брахманам , Брахман , Высшая Реальность, описывается как сваямбху и причина всей жизни и вселенной. [ 9 ]
Манусмрити . описывает создание Брахмы из Сваямбху, используемого как термин для обозначения Брахмана Утверждается, что разум Брахмана произвел золотую зародышевую субстанцию, которая создала Хираньягарбху , изначальное яйцо, из которого проявилось божество-творец. [ 10 ]
Статус божества как сваямбху варьируется в зависимости от литературы и конкретной традиции. Например, в то время как Манусмрити и Шримад Бхагаватам описывают Брахму как Сваямбху, тогда как Махабхарата утверждает, что Брахма проявился из лотоса, возникшего из Вишну, передавая статус от первого ко второму. [ 11 ] «Шримад-Бхагаватам» также присваивает статус Сваямбхуве Ману , первому человеку, родившемуся в определенный период существования Земли. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Acheiropoieta в христианской традиции буквально означает «произведения, сделанные не руками человека».
- Сваямбунатх
- Символ Соёмбо
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нараян, Айянгар. Очерки индоарийской мифологии . Азиатские образовательные услуги. п. 214. ИСБН 978-81-206-0140-6 .
- ^ Киппенберг, Ганс Г.; Койпер, Им Б.; Сандерс, Энди Ф. (1990). Концепции личности в религии и мысли . Вальтер де Грюйтер. п. 251. ИСБН 978-3-11-012159-9 .
- ^ Козловски, П. (31 июля 2003 г.). Философия, соединяющая мировые религии . Springer Science & Business Media. п. 76. ИСБН 978-1-4020-0648-7 .
- ^ Брокерское дело, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 402. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Накамура, Хадзиме (1992). Сравнительная история идей . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 90. ИСБН 978-81-208-1004-4 .
- ^ Флюкигер, Джойс Буркхальтер (6 мая 2015 г.). Повседневный индуизм . Джон Уайли и сыновья. п. 99. ИСБН 978-1-4051-6021-6 .
- ^ Лохтефельд, Джеймс (27 января 2010 г.). Божьи врата: идентичность и значение в месте индуистского паломничества . Издательство Оксфордского университета. п. 201. ИСБН 978-0-19-045264-3 .
- ^ Наир, Шанта (7 января 2014 г.). Шри Венкатешвара . Издательство Джайко. п. 33. ISBN 978-81-8495-445-6 .
- ^ Кейт, Артур Берридейл (1925). Религия и философия Вед и Упанишад . Издательство Гарвардского университета. п. 449.
- ^ Крамриш, Стелла (1988). Присутствие Шивы . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 215. ИСБН 978-81-208-0491-3 .
- ^ Бхаттачарджи, Сукумари (1 января 2016 г.). Индийская теогония: сравнительное исследование индийской мифологии от Вед до Пуран . Мотилал Банарсидасс. п. 333. ИСБН 978-81-208-0588-0 .
- ^ Шастри, Дж.Л.; Тагаре, Ганеш Васудео (1 января 2004 г.). Бхагавата-Пурана, часть 1: Древние индийские традиции и мифология, том 7 . Мотилал Банарсидасс. п. 26. ISBN 978-81-208-3874-1 .