Введение
Автор | Ибн Халдун |
---|---|
Оригинальное название | Введение Ибн Халдуна |
Язык | арабский |
Опубликовано | 1377 |
Текст | Архивировано в Wikisource. |
Мукаддима араб ( араб . مقدّمة «Введение»), также известная как Мукаддима Ибн Халдуна ( . ООН в 1377 году, в котором مقدّمة ابن خلدون ) или Ибн Халдуна Пролегомены ( древнегреческий : Προλεγόμενα ), книга, написанная историком Ибн Халдом представлены взгляд на всеобщую историю . [1] Некоторые современные мыслители рассматривают его как первую работу, посвященную социальным наукам — социологии . [2] [3] демография , [ нужна ссылка ] и история культуры . [4] Мукаддима историографией также занимается исламской , , теологией [5] философия истории , [2] экономика, [6] [7] политическая теория и экология. [8] [9] Его также называют предшественником или ранним представителем социального дарвинизма . [10] и дарвинизм . [ нужны разъяснения ] [11]
Ибн Халдун написал эту работу в 1377 году как введение и первую книгу своего запланированного труда по всемирной истории , « Китаб аль-Ибар » («Книга уроков»; полное название: Китабу л-ибари ва Дивани ль-Мубтада валь-Хабар). фи айами л-араб валь-аджам валь-барбар, ваман Асарахум мин Дхави ш-Шалтани ль-Акбар , то есть: «Книга уроков, запись начал и событий в истории арабов, иностранцев и берберов и их могущественных современников» ), но уже при его жизни оно стало рассматриваться как самостоятельное произведение.
Этимология
[ редактировать ]Мукаддима ( مُقَدِّمَة ) — арабское слово, используемое в значении «пролог» или «введение», чтобы представить более крупную работу.
История Мукаддимы
[ редактировать ]Ибн Халдун написал первую версию Мукаддимы в Калъате ибн Саламе , где он уединился почти на четыре года после ухода из политической жизни. [12] Это первая из трех частей проекта, над которым он работал почти тридцать лет: его «Китаб аль-Ибар» , массивного труда по всемирной истории, занимающего семнадцать томов по 500 страниц каждый в современном издании. [12] Проект Мукаддимы был завершен в 1377 году. [13] Рукописи Мукаддимы, скопированные при жизни Ибн Халдуна, сохранились, и некоторые из них имеют с автографами на полях . пометки или дополнения [14]
В « Мукаддиме » Ибн Халдун разъясняет «новую науку», которую он хранил в тайне до своего ухода на пенсию в Калъат ибн Салама, новую науку для изучения того, что он называет « умран » ( عُمران ). [12] [15] [16] Эта новая наука, Ильм аль-Умран ( عِلم العُمران ), основана на греко-арабской философии и направлена на изучение эволюции человечества и общества на протяжении всей истории, используя метод, который по своей сути является историческим, эмпирическим, рациональным и доказательным. [12] [15]
«Мукаддима », созданная благодаря характерной для Ибн Хальдуна умеренности в отношении политики и религии, была встречена без особого энтузиазма или явной враждебности в первые несколько столетий после ее написания. [12] Об этом упоминалось в произведениях двух марокканских писателей, Мухаммада ибн ас-Саккака (ум. 1413) и Якуба б. Муса ас-Сайтани, но Мухаммад б. Али ибн аль-Азрак (ум. 1496), по-видимому, единственный современный писатель Магриба, который явно одобрял свою работу, обильно цитируя ее в своем « Бадаи аль-силк фи табаи аль-мульк». [17] ( Книга Бадаи ас-Салака в «Природах короля »). [12]
Он чаще цитировался в произведениях из Египта, прославляемых учениками, включая Аль-Макризи (1364–1442) и Ибн Аммара, и встречал враждебность со стороны других, таких как Ибн Хаджар аль-Аскалани и его учитель Нур ад-Дин аль-Хайсами . [12]
В последующие столетия Халдун занимал видное место, описываемый как авторитет в политической истории, в многочисленных биографических словарях, особенно в аль-Маккари « Нафх аль-Тиб мин гусн аль-Андалус ар-ратиб , но Мукаддима в основном оставалась отсутствующий. [12]
Османские историки, в том числе Катип Челеби (ум. 1657) и Мустафа Наима (ум. 1716), ценили социальные и политические теории Мукаддимы , но не применяли их при анализе своего собственного общества. [12] Первые пять из шести глав были переведены на османский турецкий язык Мехмедом Пиризаде (ум. 1749), а шестая глава была переведена Ахмедом Джевдетом (ум. 1895); полный перевод был опубликован в 1860/61 году. [12] [13] [18]
« Мукаддима» была впервые напечатана в 1857 году в издательстве « Булак Пресс» в Каире в виде отдельного тома, написанного Насром аль-Хурини при решающей поддержке Рифаа ат-Тахтави , и в качестве первого тома в семитомном наборе «Мукаддима». Китаб аль-Ибар десять лет спустя. [19]
Абдесселам Чеддади заключает, что «строго научный вклад Ибн Халдуна в область истории и социальных наук не был полностью признан в мусульманском мире до конца девятнадцатого века». [12]
« Мукаддима» была впервые обнаружена во Франции благодаря частичному турецкому переводу Мехмеда Пиризаде (ум. 1749). [12] В 1858 году, через год после первой публикации в Каире, Этьен-Марк Катремер напечатал в Париже издание арабского текста « Мукаддимы» в трех томах под названием «Пролегомены д'Эбн Халдуна». [12] Уильям МакГакин де Слейн опубликовал в 1863 году французский перевод в трех томах, который Азиз аль-Азме считает лучшим переводом текста Ибн Халдуна. [20]
Английский перевод был опубликован Францем Розенталем в 1958 году. [18] [20]
Социология
[ редактировать ]`Асабия
[ редактировать ]Концепция « асабия » ( араб . «трайбализм, кланизм, коммунитаризм» или в современном контексте «групповое чувство», «социальная сплоченность», «солидарность» или даже «национализм») является одним из наиболее известных аспектов Мукаддима . По мере того как эта асабия приходит в упадок, ее место может занять другая, более убедительная асабия; таким образом, цивилизации поднимаются и падают, и история описывает эти циклы асабии по мере их развития. [21] [22]
Ибн Халдун утверждает, что каждая династия таит в себе семена собственного падения. Он объясняет, что правящие дома, как правило, возникают на перифериях великих империй и используют единство этих территорий в своих интересах, чтобы добиться смены руководства. По мере того как новые правители утверждаются в центре своей империи, они становятся все более распущенными и все больше озабочены сохранением своего образа жизни. Таким образом, на периферии их контроля может возникнуть новая династия, которая приведет к смене руководства, начав цикл заново.
Экономика
[ редактировать ]Ибн Халдун писал об экономической и политической теории в « Мукаддиме» , связывая свои мысли о асабии с разделением труда: чем больше социальная сплоченность, тем более сложным может быть разделение, тем выше экономический рост :
Когда цивилизация [население] увеличивается, доступная рабочая сила снова увеличивается. В свою очередь, роскошь снова увеличивается в соответствии с увеличением прибыли, а обычаи и потребности в роскоши возрастают. Ремесла создаются для получения предметов роскоши. Реализуемая от них стоимость увеличивается, и в результате в городе вновь умножаются прибыли. Производство там процветает даже больше, чем раньше. И так происходит со вторым и третьим повышением. Весь дополнительный труд служит роскоши и богатству, в отличие от первоначального труда, обслуживавшего жизненную необходимость. [23]
Ибн Халдун отметил, что рост и развитие положительно стимулируют как предложение, так и спрос, и что силы спроса и предложения определяют цены на товары. Он также отметил макроэкономические силы роста населения, развития человеческого капитала и влияние технологических разработок на развитие. Ибн Халдун считал, что рост населения зависит от богатства. [23]
Он понимал, что деньги служат стандартом стоимости, средством обмена и хранителем стоимости, хотя он не осознавал, что стоимость золота и серебра менялась в зависимости от сил спроса и предложения. [23] Ибн Халдун также представил трудовую теорию стоимости . Он описал труд как источник стоимости, необходимый для всех доходов и накопления капитала , что очевидно в случае ремесла. Он утверждал, что даже если заработок «является результатом чего-то иного, чем ремесло, стоимость полученной прибыли и приобретенного (капитала) должна (также) включать стоимость труда, с помощью которого он был получен. Без труда не было бы приобретенный." [6]
Ибн Халдун описывает теорию цен, понимая, что цены являются результатом закона спроса и предложения. Он понимал, что когда товара мало и он пользуется спросом, его цена высока, а когда товара в изобилии, его цена низка.
Жители города имеют больше еды, чем им нужно. Следовательно, цена продовольствия, как правило, невелика, за исключением тех случаев, когда несчастья происходят из-за небесных условий, которые могут повлиять на [обеспечение] продовольствием. [24]
Его теорию асабии часто сравнивают с современной кейнсианской экономикой , при этом теория Ибн Халдуна явно содержит концепцию мультипликатора . Однако решающее различие состоит в том, что, если для Джона Мейнарда Кейнса , то виновата большая склонность среднего класса к сбережениям в экономической депрессии для Ибн Халдуна именно склонность правительства к сбережению в те моменты, когда инвестиционные возможности не реализуются. увеличить резерв, который приводит к совокупному спросу . [25]
Другая современная экономическая теория, предвосхищённая Ибн Халдуном, — это экономика предложения . [26] Он «утверждал, что высокие налоги часто были фактором, вызывающим крах империй, в результате чего из-за высоких ставок собирались меньшие доходы». Он написал: [27]
Следует знать, что в начале династии налогообложение приносило большие доходы за счет небольших взносов. В конце династии налогообложение приносит небольшой доход от больших налогов.
Кривая Лаффера
[ редактировать ]Ибн Халдун представил концепцию, ныне широко известную как кривая Лаффера , согласно которой повышение налоговых ставок первоначально увеличивает налоговые поступления, но в конечном итоге увеличение налоговых ставок приводит к снижению налоговых поступлений. Это происходит потому, что слишком высокая ставка налога отпугивает производителей в экономике.
Ибн Халдун использовал диалектический подход для описания социологических последствий выбора налога (который теперь является частью экономической теории):
На ранних стадиях существования государства налоги невелики, но приносят большой доход... С течением времени короли сменяют друг друга, они теряют свои племенные привычки в пользу более цивилизованных. Их нужды и нужды растут... благодаря роскоши, в которой они выросли. Поэтому они вводят новые налоги на своих подданных... и резко повышают ставки старых налогов, чтобы увеличить их доход... Но последствия этого повышения налогов для бизнеса дают о себе знать. Ибо деловые люди вскоре разочаровываются, сравнивая свои прибыли с бременем налогов... В результате производство падает, а вместе с ним и доход от налогообложения. [ нужна ссылка ]
Этот анализ очень похож на современную экономическую концепцию, известную как кривая Лаффера. Лаффер не утверждает, что сам изобрел эту концепцию, отмечая, что эта идея присутствовала в работах Ибн Халдуна и, совсем недавно, Джона Мейнарда Кейнса . [28]
Историография
[ редактировать ]Мукаддима историографии также считается основополагающим трудом для школ , истории культуры и философии истории . [4] Мукаддима , также заложила основу для наблюдения за ролью государства , коммуникации систематической пропаганды и предвзятости в истории. [ нужна ссылка ]
Франц Розенталь писал в « Истории мусульманской историографии» :
Мусульманская историография во все времена была связана теснейшей связью с общим развитием исламской науки, а положение исторического знания в мусульманском образовании оказывало решающее влияние на интеллектуальный уровень исторического сочинения... Мусульмане достигли Определенный прогресс по сравнению с предыдущими историческими работами в социологическом понимании истории и систематизации историографии . Развитие современной исторической литературы, по-видимому, значительно ускорилось и содержалось благодаря использованию мусульманской литературы, которая позволила западным историкам, начиная с семнадцатого века, видеть большую часть мира глазами иностранцев. Мусульманская историография косвенно и скромно помогла сформировать современное историческое мышление. [29]
Исторический метод
[ редактировать ]Мукаддима утверждает , что история — философская наука, и историки должны пытаться опровергнуть мифы. [30] Ибн Халдун рассматривал прошлое как странное и нуждающееся в интерпретации. Оригинальность Ибн Халдуна заключалась в утверждении, что культурные различия другой эпохи должны определять оценку соответствующего исторического материала, различать принципы, согласно которым можно было бы попытаться оценить, и, наконец, чувствовать потребность в опыте. в дополнение к рациональным принципам, чтобы оценить культуру прошлого. Ибн Халдун часто критиковал «праздные суеверия и некритическое принятие исторических данных». В результате он ввел в изучение истории научный метод , который считался чем-то «новым для его эпохи», и он часто называл его своей «новой наукой», теперь связанной с историографией . [31] : х
Философия истории
[ редактировать ]Ибн Халдун считается пионером философии истории . [2] Давуд пишет о Мукаддиме :
Его можно рассматривать как самую раннюю попытку любого историка обнаружить закономерность в изменениях, происходящих в политической и социальной организации человека. Рациональная по своему подходу, аналитическая по своему методу, энциклопедическая в деталях, она представляет собой почти полный отход от традиционной историографии, отбрасывая традиционные концепции и клише и ища, помимо простой хроники событий, объяснения – и, следовательно, философии истории. [31] : IX
Системная предвзятость
[ редактировать ]Мукаддима стандарты подчеркнула роль системной предвзятости в воздействии на доказательств . Халдуна весьма беспокоил эффект повышения стандарта доказывания при столкновении с неудобными утверждениями и его смягчения при предъявлении утверждений, которые казались разумными или удобными. Он был юристом и иногда неохотно участвовал в вынесении решений, которые, по его мнению, были принудительными, основанными на аргументах, которые он не уважал. Помимо аль-Макризи (1364–1442 гг.), [30] Целенаправленная попытка Ибн Халдуна систематически изучать и объяснять предубеждения в создании истории не будет видна снова до тех пор, пока Георг Гегель , Карл Маркс и Фридрих Ницше не будут замечены снова. [ нужна ссылка ] в Германии XIX века и Арнольд Дж. Тойнби , британский историк XX века. [ нужна ссылка ]
Ибн Халдун также исследует, почему на протяжении всей истории историкам было свойственно преувеличивать исторические события и, в частности, преувеличивать числовые цифры:
Всякий раз, когда современники говорят о династических армиях своего времени или недавнего времени, когда они вступают в дискуссию о мусульманских или христианских солдатах или когда они доходят до подсчета налоговых поступлений и денег, потраченных правительством, расходов расточительных расточителей и Товары, которые есть в наличии у богатых и преуспевающих людей, обычно обнаруживают, что они преувеличивают, выходят за рамки обыденного и поддаются искушению сенсационности. Когда ответственных чиновников допросят об их армиях, когда оценят имущество и активы богатых людей и когда расходы расточительных расточителей будут рассмотрены в обычном свете, окажется, что цифры составляют десятую часть того, что эти люди тратят. сказали. Причина проста. Это общее стремление к сенсационности, легкость, с которой можно просто назвать более высокую цифру, и игнорирование рецензентов и критиков. [31] : 13–14
Исламская теология
[ редактировать ]В «Мукаддиме» содержатся рассуждения по исламскому богословию , которые показывают, что Ибн Халдун был последователем ортодоксальной ашари школы суннитской исламской мысли и сторонником религиозных взглядов аль-Газали . Он также был критиком неоплатонизма , особенно его идеи иерархии бытия . [ нужна ссылка ]
« Мукаддима» охватывает историческое развитие калама и различные школы исламской мысли, особенно школы мутазилитов и ашари . Ибн Халдун, будучи последователем школы Ашари, критикует взгляды школы Мутазили и основывает свою критику на взглядах Абу аль-Хасана аль-Ашари , которого он описывает как «посредника между различными приближается в каламе ». Ибн Халдун также освещает историческое развитие исламской логики в контексте теологии, поскольку он рассматривал логику как нечто отличное от ранней исламской философии и считал, что философия должна оставаться отдельной от теологии. Книга также содержит комментарии к аятам Корана . [32]
Шариат и фикх
[ редактировать ]Ибн Халдун был исламским юристом и обсуждал темы шариата (исламского права) и фикха (исламской юриспруденции) в своей «Мукаддиме» . Ибн Халдун писал, что « Юриспруденция — это знание классификации законов Бога ». Что касается юриспруденции, он признал неизбежность изменений во всех аспектах жизни общества и написал:
Условия, обычаи и верования народов и наций не следуют бесконечно одному и тому же образцу и не придерживаются постоянного курса. Скорее, есть смена дней и эпох, а также переход из одного состояния в другое... таков закон Божий, совершившийся по отношению к Его подданным. [33]
Ибн Халдун далее описал юриспруденцию фикха как «знание правил Бога, которые касаются действий людей, которые считают себя обязанными подчиняться закону в отношении того, что требуется ( ваджиб ), запрещено ( харам ), рекомендуется ( мандуб ), не одобряется ( макрух )». или просто разрешено ( муба )». [34]
Естественные науки
[ редактировать ]Биология
[ редактировать ]Некоторые мысли Ибн Халдуна, по мнению некоторых комментаторов, предвосхищают биологическую теорию эволюции . [35] Ибн Халдун утверждал, что люди произошли из «мира обезьян» в процессе, посредством которого «виды становятся более многочисленными» в главе 1 Мукаддимы : [35]
Затем следует взглянуть на мир творения. Оно началось с минералов и хитроумным, поэтапным образом перешло к растениям и животным. Последняя стадия минералов связана с первой стадией растений, таких как травы и бессемянные растения. Последняя стадия растений, таких как пальмы и виноградные лозы, связана с первой стадией животных, таких как улитки и моллюски, которые обладают только силой осязания. Слово «связь» по отношению к этим созданным вещам означает, что последняя стадия каждой группы полностью готова стать первой стадией новейшей группы.Затем животный мир расширяется, его виды становятся многочисленными и в постепенном процессе творения приводят, наконец, к человеку, способному мыслить и размышлять. Высшая ступень человека достигается из мира обезьян, в котором обнаруживаются и проницательность, и восприятие, но который не достиг стадии действительного размышления и мышления. На этом этапе мы подходим к первой стадии человека. Это все, насколько простирается наше (физическое) наблюдение. [36] : 137–138
Ибн Халдун считал, что люди являются наиболее развитой формой животных , поскольку они обладают способностью рассуждать. Мукаддима также утверждает в главе 6:
Мы объяснили там, что все существование во (всех) его простых и составных мирах организовано в естественном порядке восхождения и нисхождения, так что все составляет непрерывный континуум. Сущности в конце каждой отдельной стадии миров по своей природе подготовлены к превращению в соседнюю с ними сущность, либо над ними, либо под ними. Так обстоит дело с простыми материальными элементами; так обстоит дело с пальмами и виноградными лозами, (которые составляют) последнюю стадию растений, по отношению к улиткам и моллюскам, (которые составляют) (самую низшую) стадию животных. То же самое относится и к обезьянам, существам, сочетающим в себе ум и восприятие, по отношению к человеку, существу, обладающему способностью мыслить и размышлять. Под подготовленностью (к трансформации), существующей с обеих сторон, на каждой стадии миров, подразумевается (мы говорим об) их соединение. [36] : 553
Растения не обладают той утонченностью и силой, которыми обладают животные. Поэтому мудрецы редко обращались к ним. Животные — это последняя и заключительная стадия трёх перестановок. Минералы превращаются в растения, а растения в животных, но животные не могут превратиться во что-то более прекрасное, чем они сами. [36] : 691
Его эволюционные идеи кажутся похожими на те, которые можно найти в Энциклопедии Братьев Чистоты . Ибн Халдун также был приверженцем экологического детерминизма . Он считал, что черная кожа , обычаи и обычаи жителей Африки к югу от Сахары были обусловлены жарким климатом региона, теория, которая, по мнению Розенталя, могла возникнуть под влиянием греческих географических идей, изложенных в « Тетрабиблосе » Птолемея . [36] Ибн Халдун рассматривал хамитскую теорию, согласно которой сыновья Хама стали черными в результате проклятия Бога, как миф. [37]
Шоаиб Ахмед Малик утверждал, что теория Ибн Халдуна, хотя и замечательная своим признанием родства между обезьянами и людьми, должна пониматься в контексте позднеантичной и средневековой концепции великой цепи бытия . Эта теория постулирует связанную иерархию между всеми сущностями творения, но не является собственно теорией эволюции. [38] Система великой цепи бытия предполагает постепенное сходство между различными ступенями иерархии от минералов до растений, животных, людей, ангелов и Бога, а не временной процесс, в котором один вид происходит из другого. Хотя, согласно некоторым мистическим интерпретациям, отдельные души могут подниматься вверх по «лестнице», чтобы воссоединиться с божественным, виды (или « субстанциальные формы », на языке аристотелевской и неоплатонической онтологии) сами по себе вечны и неизменны. [39] Малик утверждает, что цитаты из Мукадиммы, подобные первой, приведенной выше, часто приводятся без должного учета их контекста. [40] Цитата взята из раздела под названием « Истинное значение пророчества» , в котором утверждается, что пророки занимают место в великой цепи бытия чуть ниже ангелов. По мнению Ибн Халдуна, это объясняет, почему отдельные пророки могут временно возвыситься до ранга ангелов и поделиться с ними знаниями о божественном, которые они затем могут принести человечеству в форме откровения . По мнению Малика, интерпретации, которые видят в этом раннюю форму научной теории эволюции, должны объяснить, как ангелы, пророки и восхождение души вписываются в эту теорию. [41]
Алхимия
[ редактировать ]Ибн Халдун был критиком практики алхимии . В «Мукаддиме» обсуждается история алхимии, взгляды алхимиков, таких как Джабир ибн Хайян , и теории трансмутации металлов и эликсира жизни . Одна глава книги содержит систематическое опровержение алхимии о социальных, [42] научные, философские и религиозные основания. [43]
Он начинает свое опровержение с социальных позиций, утверждая, что многие алхимики неспособны зарабатывать на жизнь и в конечном итоге «теряют авторитет из-за тщетности своих попыток». [42] и заявляет, что если бы трансмутация была возможна, непропорциональный рост золота и серебра «сделал бы транзакции бесполезными и противоречил бы божественной мудрости». что некоторые алхимики прибегают к мошенничеству , либо открыто нанося тонкий слой золота поверх серебряных украшений, либо тайно используя искусственную процедуру покрытия отбеленной меди сублимированной Он утверждает , ртутью .
Ибн Халдун утверждает, что большинство алхимиков честны и верят, что трансмутация металлов возможна, но он утверждает, что трансмутация — неправдоподобная теория, поскольку на сегодняшний день не было ни одной успешной попытки. Он заканчивает свои аргументы повторением своей позиции: «Алхимия может быть достигнута только посредством психических воздействий ( бита'тират ан-нуфус ). Необыкновенные вещи — это либо чудеса, либо колдовство... Они безграничны; никто не может претендовать на приобретение их." [42]
Политическая теория
[ редактировать ]Во вступительном слове к «Мукаддиме » Ибн Халдун соглашается с классическим республиканизмом. [ нужна ссылка ] Аристотелевского положения о том , что человек политичен по своей природе и что взаимозависимость человека создает потребность в политическом сообществе . Однако он утверждает, что мужчинам и племенам необходимо защищаться от потенциальных нападений, и таким образом формируются политические сообщества. Клей, который скрепляет такие племена и в конечном итоге образует «королевскую власть» или государство. [ нужна ссылка ] По мнению Ибн Халдуна, это асабия. Он утверждает, что лучший тип политического сообщества — это халифат или исламское государство, и утверждает, что неоплатонистские политические теории аль-Фараби и Ибн Сины и «идеального государства» ( Мадинату л-Фадилах ) бесполезны, потому что Закон Божий, Шариат , как выяснилось , учитывает общественные интересы и загробную жизнь. Второе наиболее совершенное государство, утверждает Ибн Халдун, основано на справедливости и заботе об общественном благополучии в этой жизни, но не основано на религиозном законе и, следовательно, не приносит пользы для загробной жизни. Ибн Халдун называет это состояние порицаемым. Однако худший тип государства, по мнению Ибн Халдуна, — это тирания, при которой правительство узурпирует права собственности и правит несправедливо по отношению к правам людей. Он утверждает, что если правителя невозможно одновременно любить и бояться, тогда лучше, чтобы его любили, потому что страх создает множество негативных последствий для населения государства.
Ибн Халдун пишет, что у цивилизаций есть продолжительность жизни, как и у отдельных людей, и что каждое государство в конечном итоге падет, потому что сидячая роскошь отвлекает их, и в конечном итоге правительство начинает облагать граждан чрезмерными налогами и начинает несправедливость в отношении прав собственности, а «несправедливость разрушает цивилизацию». В конце концов, после падения одной династии или королевской власти, она сменяется другой в непрерывном цикле.
Британский философ-антрополог Эрнест Геллнер , данное Ибн Халдуном считал определение правительства , «институтом, который предотвращает несправедливость, кроме той, которую оно совершает», лучшим в истории политической философии . [44]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рууд, Джей (2014). «Мукаддима». Энциклопедия средневековой литературы (2-е изд.). Нью-Йорк. ISBN 978-1-4381-4974-5 . OCLC 974769342 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Ахтар 1997 .
- ^ Алатас, С.Х. (2006), «Автономность, универсальность и будущее социологии», Current Sociology , 54 : 7–23 [15], doi : 10.1177/0011392106058831 , S2CID 144226604
- ^ Jump up to: а б Мохамад Абдалла (лето 2007 г. «Ибн Халдун о судьбе исламской науки после 11 века», « Ислам и наука 5 (1), стр. 61-70.
- ^ Уоррен Э. Гейтс (июль – сентябрь 1967 г.), «Распространение идей Ибн Халдуна о климате и культуре», Журнал истории идей , 28 (3): 415–422, doi : 10.2307/2708627 , JSTOR 2708627
- ^ Jump up to: а б И. М. Овейс (1988), «Ибн Халдун, отец экономики», Арабская цивилизация: вызовы и ответы , издательство Нью-Йоркского университета , ISBN 0-88706-698-4 .
- ^ Жан Дэвид К. Булакиа (1971), «Ибн Халдун: экономист четырнадцатого века», Журнал политической экономии 79 (5): 1105–1118.
- ^ Ахмад А. (3 июля 2013 г.). Глобализация нового века: смысл и метафоры . Спрингер. ISBN 9781137319494 . Проверено 25 февраля 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Уоллес 2009 , с. 303.
- ^ Баали, Фуад (1 января 1988 г.). Общество, государство и урбанизм: социологическая мысль Ибн Халдуна . СУНИ Пресс. ISBN 9780887066092 . Проверено 25 февраля 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Лейпрехт 2011 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Ибн Халдун, Абд ар-Рахман» . Энциклопедия ислама, ТРИ . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_com_30943 . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Текин, Кенан (декабрь 2022 г.). «Исламская философия и глобализация науки: перевод Ахмеда Джевдета шестой главы Мукаддимы Ибн Халдуна» . Британский журнал истории науки . 55 (4): 459–475. дои : 10.1017/S0007087422000346 . ISSN 0007-0874 . ПМИД 36315021 . S2CID 253235392 .
- ^ Шмидт, Натаниэль (1926). «Рукописи Ибн Халдуна» . Журнал Американского восточного общества . 46 : 171–176. дои : 10.2307/593796 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 593796 .
- ^ Jump up to: а б «Юсеф Разин — Аль-Имран Аль-Халдуни » . Цивилизованный диалог . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Каяпынар, М. Акиф (2019). «Понятие Умрана Ибн Халдуна: альтернативная единица анализа современной политики?» . Философия Востока и Запада . 69 (3): 698–720. дои : 10.1353/pew.2019.0058 . ISSN 1529-1898 . S2CID 211433578 .
- ^ Абу Абдул Рахман Аль-Курди. Месторождения проволоки в натуре короля Ибн аль-Азрака, Т. Али ан-Нашара 01 (на арабском языке).
- ^ Jump up to: а б Розенталь, Франц; Халдун, Ибн (2015). «От введения переводчика к полному изданию 1958 года». Мукаддима: введение в историю – сокращенное издание . Н. Дж. Давуд, Франц Розенталь, Брюс Б. Лоуренс. Принстон. ISBN 978-1-4008-6609-0 . OCLC 1145619966 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Эль Шамси, Ахмед (11 февраля 2020 г.). Новое открытие исламской классики: как редакторы и культура печати изменили интеллектуальную традицию . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9780691201245 . ISBN 978-0-691-20124-5 . S2CID 219802856 .
- ^ Jump up to: а б Ама, Азиз. (2003). Ибн Халдун: очерк переинтерпретации . Будапешт, Венгрия: Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-0-203-04333-2 . OCLC 1148191447 .
- ^ Тиби, Басам. Арабский национализм . 1997, стр. 139.
- ^ Зуанна, Джампьеро Далла и Микели, Джузеппе А. Крепкая семья и низкая рождаемость . 2004, с. 92
- ^ Jump up to: а б с Вайс, Дитер (1995). «Ибн Халдун об экономической трансформации». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 27 (1): 31–33. дои : 10.1017/S0020743800061560 . S2CID 162022220 .
- ^ Булакиа, Жан Дэвид К. (1971). «Ибн Халдун: экономист четырнадцатого века» . Журнал политической экономии . 79 (5): 1111. ISSN 0022-3808 . JSTOR 1830276 .
- ^ Геллнер, Эрнест (1983), Мусульманское общество , Издательство Кембриджского университета , стр. 34–5, ISBN 978-0-521-27407-4
- ^ Лоуренс, Брюс Б. (1983), «Введение: Ибн Халдун и исламская идеология», Журнал азиатских и африканских исследований , XVIII (3–4): 154–165 [157 и 164], doi : 10.1177/002190968301800302 , S2CID 144858781
- ^ Бартлетт, Брюс, «Экономика предложения:« экономика вуду »или длительный вклад?» (PDF) , Laffer Associates (11 ноября 2003 г.), заархивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2017 г. , получено 17 ноября 2008 г.
- ^ Уолзер, Рэй. «Кривая Лаффера: прошлое, настоящее и будущее» . Heritage.org. Архивировано из оригинала 1 декабря 2007 г. Проверено 26 марта 2010 г.
- ^ Историография . Исламский учёный.
- ^ Jump up to: а б Мухаммад Куджа. «Обзор развития исторического метода среди мусульманских ученых до Ибн Халдуна» . ФСТЦ . Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Ибн Халдун (1969). Нью-Джерси Давуд (ред.). Мукаддима: Введение в историю . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691099460 .
- ^ Заид Ахмад (2003), Эпистемология Ибн Халдуна , стр. 57-59. Рутледж , ISBN 0-415-30285-4 .
- ^ Куридес, П. Николас (1972), «Традиционализм и модернизм в исламском праве: обзор», Колумбийский журнал транснационального права , 491 : 491–506.
- ^ Леви, Рубен (1957), Социальная структура ислама , Великобритания: Издательство Кембриджского университета, стр. 150 , ISBN 978-0-521-09182-4
- ^ Jump up to: а б Кирос, Теодрос. Исследования африканской политической мысли . 2001, стр. 55
- ^ Jump up to: а б с д Халдун, ибн. «Мукаддима» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 апреля 2021 г. Проверено 2 апреля 2016 г. Перевод Франца Розенталя.
- ^ Эль Хамель, Чуки (2002), « Раса, рабство и ислам в средиземноморской мысли Магриби: вопрос Харатина в Марокко», Журнал североафриканских исследований , 7 (3): 29–52 [39–42] , doi : 10.1080/13629380208718472 , S2CID 219625829
- ^ Малик 2021 , стр. 160–162.
- ^ Малик 2021 , стр. 155–156.
- ^ Малик 2021 , с. 159.
- ^ Малик 2021 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с Морелон и Рашед, 1996 , стр. 853–885.
- ^ Профессор Хамед А. Ид (1998), Ибн Халдуна Алхимия в Мукаддиме , Гейдельбергский университет .
- ^ Геллнер 1992 , с. 239.
Источники
[ редактировать ]- Ахтар, Юго-Запад (1997). «Исламская концепция знания». Аль-Таухид: Ежеквартальный журнал исламской мысли и культуры . 12 (3).
- Геллнер, Эрнест (2 марта 1992 г.). Плуг, меч и книга: структура человеческой истории . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-28702-7 .
- Лейпрехт, Питер (2011). Разум, справедливость и достоинство: путешествие к некоторым неизведанным источникам прав человека . Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN 978-90-04-22046-1 .
- Малик, Шоаиб Ахмед (2021). «Старые тексты, новые маски: неправильное прочтение эволюции исторических исламских текстов». Ислам и эволюция: аль-Газали и современная эволюционная парадигма . Лондон: Рутледж. стр. 155–176. дои : 10.4324/9780429345753 . ISBN 9780429345753 . (ранее опубликовано как Малик, Шоаиб Ахмед (2019). «Старые тексты, новые маски: критический обзор неправильного прочтения эволюции исторических исламских текстов». Зайгон . 54 (2): 501–522. дои : 10.1111/zygo.12519 . S2CID 241654249 . )
- Морелон, Режис; Рашид, Рошди (1996), Энциклопедия истории арабской науки , том. 3, Рутледж , ISBN 978-0-415-12410-2
- Розенталь, Франц ; Давуд, Нессим Йосеф Давид (1969). Мукаддима: введение в историю; в трех томах . Том. 1. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01754-9 .
- Тер-Гевондян, Арам Н. (1965), ( на Арабские Эмираты в Багратуни, Армения армянском языке), Ереван, Армянская ССР. Национальная академия наук Армении , с. 15:00
- Вайс, Дитер (2009). «Ибн Халдун об экономической трансформации». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 27 (1): 29–37. дои : 10.1017/S0020743800061560 . S2CID 162022220 .