Газиместанская речь
![]() Милошевич произносит речь | |
Родное имя | Обращение к Газиместану (хорватский) Выступление в Газиместане (сербский) |
---|---|
Дата | 28 июня 1989 г. |
Место проведения | Газиместан , Косовское поле. |
Расположение | Приштина , САП Косово , СР Сербия , СФР Югославия |
Координаты | 42 ° 41'26 "N 21 ° 7'25" E / 42,69056 ° N 21,12361 ° E |
Тема | 600-летие битвы за Косово , возможность вооруженного конфликта |
Участники | Слободан Милошевич |
| ||
---|---|---|
Президент Сербии и Югославии
Выборы Семья
![]() |
||
( Речь Газиместана сербско -хорватский : Говор на Газиместану / Говор на Газиместану ) была произнесена 28 июня 1989 года Слободаном Милошевичем , тогдашним президентом Сербии , у памятника Газиместану на Косовском поле . Это было центральное место однодневного мероприятия, посвященного 600-летию битвы за Косово , которая произошла на этом месте в 1389 году.
Речь была произнесена перед толпой, насчитывающей примерно миллион или более человек. [ а ] [ 1 ] и произошло на фоне длительной этнической напряженности между этническими сербами и албанцами в Косово и растущей политической напряженности между СР Сербией и другими республиками, входившими в состав тогдашней СФР Югославии, вызванной антибюрократической революцией .
С тех пор эта речь стала печально известной из-за ссылки Милошевича на возможность «вооруженных сражений» в будущем национального развития Сербии. Многие иностранные комментаторы назвали это предзнаменованием распада Югославии и возможных югославских войн . Позже Милошевич заявил, что его представили в ложном свете.
Фон
[ редактировать ]За годы, предшествовавшие этой речи, Косово стало центральным вопросом сербской политики . Провинция получила широкие права автономии в соответствии с югославской конституцией 1974 года , и ею управляло большинство населения провинции, составлявшее албанское население . Возрождение албанского национализма , дискриминация сербов со стороны преимущественно албанской полиции и местных органов власти . [ 2 ] ухудшение экономики привело к большому количеству (около 100 000 в период с 1961 по 1987 гг.) [ 3 ] ) сербов и черногорцев, покинувших этот регион к концу 1980-х годов, хотя официальных, несербских данных по этому вопросу нет.
Милошевич использовал этот вопрос, чтобы закрепить за собой руководство Лиги коммунистов Сербии в 1987 году, а в начале 1989 года он протолкнул новую конституцию, которая резко сократила автономию Косово и северной автономной провинции Воеводина . За этим последовала массовая замена оппозиционных коммунистических лидеров в провинции, названная Антибюрократической революцией . Многие албанцы были убиты в марте 1989 года, когда демонстрации против новой конституции были жестоко подавлены сербскими силами безопасности . К июню 1989 года в Косово было спокойно, но атмосфера была напряженной. [ 4 ]
Речь стала кульминацией празднования 600-летия битвы за Косово . За этим последовали месяцы памятных мероприятий, которым способствовало интенсивное внимание средств массовой информации к теме отношений Сербии с Косово . Различные сербские драматурги, художники, музыканты и кинематографисты выделили ключевые мотивы косовской легенды , в частности тему предательства Сербии. Публичные «Митинги за правду» были организованы косовскими сербами в период с середины 1988 по начало 1989 года, на которых видное место демонстрировали символы Косово. Общей темой было то, что сербы за пределами Косово и за пределами самой Сербии должны знать правду о затруднительном положении косовских сербов, которое эмоционально преподносится как проблема первостепенной национальной важности. Населенные сербами города соревновались друг с другом в проведении все новых патриотических митингов, чтобы завоевать расположение нового «патриотического руководства», тем самым способствуя дальнейшему усилению националистических настроений. [ 5 ]
Событие также имело большое религиозное значение. За несколько месяцев до митинга в Газиместане останки сербского принца Лазаря , павшего в битве за Косово, в широко разрекламированной процессии пронесли по населенным сербами территориям Югославии. [ 6 ] Толпы скорбящих часами стояли в очередях, чтобы увидеть реликвии и принять участие в памятных митингах, поклявшись в своих речах никогда не допустить повторного поражения Сербии. [ 7 ] По окончании тура мощи были перезахоронены в монастыре Грачаница в Косово, недалеко от Газиместана.
На мероприятии 28 июня 1989 года присутствовала толпа, по оценкам, от полумиллиона до двух миллионов человек (по большинству оценок эта цифра составляет около миллиона). В подавляющем большинстве это были сербы, многие из которых были доставлены в Газиместан на сотнях специальных автобусов и поездов, организованных Союзом коммунистов Сербии Милошевича. Участники приехали из Сербии, а также из всех населенных сербами частей Югославии и даже из-за границы. на мероприятии также присутствовали около семи тысяч сербов из диаспоры из Австралии , Канады и США По приглашению Сербской Православной Церкви . [ 8 ]
На выступлении присутствовали различные высокопоставленные лица сербского и югославского истеблишмента. В их число входило все руководство Сербской Православной Церкви во главе с Германо-Сербским Патриархом ; премьер -министр Анте Маркович ; члены Президиума ЦК Союза коммунистов Югославии ; руководство Югославской народной армии ; и члены сменяющегося президента Югославии . Мероприятие бойкотировали хорватский член Президиума Стипе Шувар , а также посол США и все послы Европейского сообщества и стран НАТО , за исключением Турции (которая имела прямой интерес в мероприятии как государство-преемник). в Османскую империю ). [ 9 ]
После того как его провели сквозь ликующую толпу, размахивающую его фотографией рядом с фотографией Лазаря, [ 10 ] Милошевич произнес свою речь на огромной сцене, на фоне которой были изображены мощные символы косовского мифа: изображения пионов , цветка, традиционно считающегося символом крови Лазаря, и православного креста с кириллической буквой «S» (переведенной как « С»). » на кириллице) в каждом из четырех его углов, обозначающих лозунг Само Слога Србина Спасава ( Samo Sloga Srbina Spašava , букв. ' Только единство спасет сербов » . [ 11 ]
Содержание
[ редактировать ]Послание, которое Милошевич произнес в своей речи, по сути, было тем, которое он уже некоторое время продвигал. 19 ноября 1988 года он заявил на митинге « Братство и единство » в Белграде : «Никто не должен удивляться тому, что этим летом Сербия подняла голову из-за Косово. Косово является чистым центром ее истории , культуры и памяти. единственная любовь, которая согревает сердце Сербии – это Косово». [ 12 ]
Похожая тема была характерна для его выступления в Газиместане. Антрополог Эдит Петрович комментирует, что Милошевич стремился объединить «историю, память и преемственность», продвигая «иллюзию о том, что сербы, сражавшиеся против турок в Косово в 1389 году, в чем-то такие же, как сербы, борющиеся за сербское национальное выживание сегодня». [ 13 ]
По словам Джеймса Гоу, цель состояла в том, чтобы продолжить политическую кампанию Милошевича, которая «основана на идее исправления этого настроения виктимизации и восстановления чувства сербской гордости и, что самое важное, власти». [ 14 ]
В начале выступления Милошевич упомянул битву и заключил, что она происходит «через игру истории жизни». [ 15 ] что «Сербия восстановила свою государственную, национальную и духовную целостность» [ 15 ] (имеется в виду конституционные изменения, сократившие автономию провинций Сербии и укрепившие центральное правление) в годовщину битвы. Он продолжил: «Сегодня трудно сказать, что является исторической правдой о битве за Косово, а что легендой. Сегодня это уже не важно». [ 15 ]
Милошевич поместил свою речь в контекст истории Югославии со времен Второй мировой войны , в которой влияние Сербии было ограничено конституционными положениями , что ослабило ее власть. Это был давний спор в сербской политике, особенно после того, как Косово и Воеводина получили влияние на Сербию в соответствии с югославской конституцией 1974 года. Вьеран Павлакович утверждал, что Милошевич стремился провести «четкие параллели между битвой за Косово и югославской конституцией 1974 года, которые считаются поражениями в сербском национальном сознании». [ 16 ] Он утверждал, что разобщенность среди сербских политических лидеров означает, что они «склонны к компромиссу в ущерб собственному народу, компромиссу, который «не может быть принят исторически и этически ни одной нацией в мире… здесь мы сейчас находимся на пороге области Косово, чтобы сказать, что это уже не так». [ 15 ]
Милошевич представил виктимизацию сербов как результат плохого политического руководства и рассказал о том, что «сербское руководство [оставалось] разделенным, склонным к компромиссам в ущерб своему собственному народу», и заявил:
- «Тот факт, что в этом регионе они являются крупной нацией, не является сербским грехом или позором; это преимущество, которое они не использовали против других, но я должен сказать, что здесь, на этом большом, легендарном поле Косово, сербы также не использовали преимущество своего величия для собственной выгоды». [ 15 ]
Милошевич дал понять, что пассивность изменится:
- «Благодаря своим лидерам и политикам, а также своему вассальному менталитету они чувствовали себя виноватыми перед собой и другими. Эта ситуация длилась десятилетиями, она длилась годами, и теперь мы находимся на поле Косово, чтобы сказать, что это уже не так. Сегодня Сербия едина и равна другим республикам и готова сделать все, чтобы улучшить свое финансовое и социальное положение и положение всех своих граждан, если будет единство, сотрудничество и серьезность, она добьется успеха». [ 15 ]
Он заявил:
«Сербы никогда за всю свою историю не завоевывали и не эксплуатировали других. Их национальное и историческое бытие было освободительным на протяжении всей истории и во время двух мировых войн, как и сегодня. Они освобождали себя и, когда могли, также помогали другим. освободить себя». [ 15 ]
Далее он говорил о единстве и сербском многонациональности : он подчеркнул, что «единство в Сербии принесет процветание сербскому народу в Сербии », а также «каждому из ее граждан, независимо от его национальной или религиозной принадлежности». [ 15 ]
Единство и равенство с другими республиками позволят Сербии «улучшить свое финансовое и социальное положение и положение всех ее граждан». Милошевич заявил, что в Сербии, кроме сербов, «проживают также представители других народов и национальностей... Это не является недостатком для Сербии. Я искренне убежден, что это ее преимущество». [ 15 ] Он сказал: « В частности, социализм , будучи прогрессивным и справедливым демократическим обществом , не должен допускать» разделения между югославскими народами и их религиями. [ 15 ] Он посвятил большую часть выступления разногласиям, заявив: «Югославия - многонациональное сообщество, и она может выжить только в условиях полного равенства для всех народов, которые в ней живут». Однако «кризис, поразивший Югославию, привел к национальному расколу», хотя Югославия «пережила самую страшную трагедию национальных конфликтов, которую общество может пережить и при этом выжить». [ 15 ]
Середина речи заняла заметно отличающуюся от националистических выражений, которыми она была написана; Луи Селл описывает, что это звучит «так, как если бы это было написано его женой» ( Мирьяна Маркович , известная своими жесткими коммунистическими взглядами). Милошевич высоко оценил достоинства этнической толерантности и социализма, описав, что «мир все больше и больше отличается национальной терпимостью, национальным сотрудничеством и даже национальным равенством», и призвав к равным и гармоничным отношениям между народами Югославии. Сообщается, что толпа встретила это молчанием, граничащим с беспокойством. [ 17 ]
Призвав к «единству, солидарности и сотрудничеству между людьми», Милошевич произнес самый противоречивый отрывок своей речи:
- «Спустя шесть столетий, мы снова участвуем в битвах и предстаем перед битвами. Это не вооруженные сражения, хотя такие вещи еще нельзя исключать. Однако, какие бы это ни были сражения, их нельзя выиграть без решительности , храбрость и жертвенность, без тех благородных качеств, которые присутствовали здесь, на поле Косово в прошлые дни. Наша главная битва сейчас касается достижения экономического, политического, культурного и общего социального процветания, поиска более быстрого и успешного подхода к этому. цивилизация, в которой люди будут жить в 21 век».
В последнем абзаце Милошевич обратился к отношениям между Сербией и Европой. Он изобразил средневековую Сербию как защитницу своей территории и всей Европы в борьбе против османов: «Шесть веков назад Сербия героически защищала себя в Косово, но она также защищала Европу . Сербия была в то время бастион, защищавший европейскую культуру , религию и европейское общество в целом». [ 17 ] [ 18 ]
Писатель Арне Йохан Ветлесен прокомментировал, что это было обращение «к ценностям Европы , то есть к христианству , современности , цивилизации с большой буквы, эксплуатирующее ориенталистские настроения и помогающее усилить балканизм, широко распространенный на Западе». правительства». [ 18 ] и подчеркнул: «В этом духе мы сейчас стремимся построить общество, богатое и демократическое, и таким образом внести свой вклад в процветание этой прекрасной страны, этой несправедливо страдающей страны, но также внести свой вклад в усилия всех прогрессивных людей нашей страны». возраста, который они делают для лучшего и счастливого мира». [ 17 ] [ 18 ]
Он завершил речь словами:
- «Пусть память о косовском героизме живет вечно!
- Да здравствует Сербия!
- Да здравствует Югославия!
- Да здравствуют мир и братство между народами!»
Прием
[ редактировать ]
Речь была с энтузиазмом встречена толпой в Газиместане, которая, как сообщается, кричала: « Косово — это сербы ». [ 11 ] Некоторые пели « Царь Лазарь, тебе не повезло, что Слоба был рядом с тобой» и окрестили Милошевича Мали Лазарем («Маленький Лазарь»), а другие скандировали «Европа, разве ты не помнишь, что мы тебя защищали!» (имеется в виду ключевой элемент косовского мифа о том, что Сербия жертвует собой, защищая христианскую Европу от вторжения турок -мусульман ). [ 17 ]
Это должно было стать важной темой сербской националистической риторики во время югославских войн : Томас А. Эммерт в своей статье в 1993 году заметил, что со дня выступления «сербы не преминули напомнить себе и миру, за что они сражаются». сама защита Европы от исламского фундаментализма для них не имеет большого значения, что европейцы и американцы не видят никакой необходимости в защите». [ 19 ]
Матия Беккович , известный поэт и академик, назвал это событие «кульминацией сербского национального восстания в Косово, как на экваторе сербской планеты.... В эту шестисотую годовщину битвы за Косово мы должны подчеркнуть что Косово — это Сербия, и что это фундаментальная реальность, независимо от уровня рождаемости в Албании и уровня сербской смертности. Там так много сербской крови и сербской святости, что Косово останется сербским, даже если его не будет. там остался ни один серб.... Почти удивительно, что вся сербская земля не называется именем Косово ». [ 20 ]
Белградская газета «Политика » полностью перепечатала речь Милошевича в специальном выпуске, полностью посвященном Косово. судьба Югославии и судьба В редакционной статье она заявила: «Мы снова живем во времена Косово, поскольку именно в Косово и вокруг Косово решаются социализма . Они хотят отобрать у нас сербское и Югославское Косово — да, они хотят, но им этого не позволят». [ 8 ] Янез Дрновшек , словенский член коллективного президента Югославии, сидел рядом с Милошевичем во время церемонии и позже описал настроение сербского президента как «эйфорическое». [ 17 ]
Хотя многие сербы тепло приветствовали эту речь, в других югославских странах к ней отнеслись с опаской, а также среди сербов, настроенных против Милошевича. Националистические настроения, выраженные Милошевичем, были серьезным разрывом с подходом покойного президента Югославии Иосипа Броз Тито и антинационалистическим , как прокомментировал Роберт Томас, «фактически выступили как символический отказ от титоистского наследия». [ 21 ] Заявление Милошевича о том, что сербы «освободились сами и, когда они могли, они также помогли другим освободиться», было воспринято некоторыми как обязательство насильственной перекройки внутренних границ Югославии для создания Великой Сербии . Обеспокоенность по поводу основной повестки дня усилилась присутствием на мероприятии сербского православного епископа из Далмации в Хорватии, который выступил с программной речью, в которой сравнил Далмацию с Косово и пришел к выводу, что оба они дали Милошевичу одну и ту же клятву. [ 22 ]
Британский журналист Маркус Таннер, посетивший Газиместан, сообщил, что «представители [Словении и Хорватии]... выглядели нервными и неловкими», и отметил, что излияние сербских националистических настроений «возможно, навсегда уничтожило любую возможность урегулирования в Косово». [ 23 ] Нервозность была отражена в телевизионном репортаже о выступлении в Словении, в котором отмечалось:
- «И какое бы значение битва за Косово ни имела в национальном и интимном сознании сербов, торжества в Газиместане еще раз подтвердили, что противостоять сербскому поведению и желаниям будет все труднее, поскольку кажется, что сербы одержали значительную победу. в Косово сегодня, и они дали понять, что это было не последнее чувство принадлежности, единства, власти и почти слепого повиновения миллионной толпы и всех остальных из этой республики сербского или черногорского происхождения, кто может. не присутствовавшие на собрании, являются элементами формирования резкой и непреклонной политики». [ 24 ]
Международные средства массовой информации, такие как британская газета The Independent, отметили беспрецедентный характер этого события и радикальный отход от антинационалистической идеологии, которую поддерживал Тито. Хотя пропаганда взаимного уважения и демократии в речи была охарактеризована как «неожиданно примирительная», также был отмечен контраст между риторикой Милошевича и реальностью его широко критикуемой политики в отношении косовских албанцев. [ 23 ]
Многие комментаторы задним числом интерпретировали эту речь как зашифрованное заявление Милошевича о том, что он готов применить силу для продвижения интересов Сербии; [ 25 ] Тим Джуда предположил, что Милошевич, возможно, упомянул о «вооруженных боях» в «попытке запугать других югославских лидеров, которые из-за протокола были вынуждены присутствовать». [ 26 ] Милан Милошевич (не родственник Слободана Милошевича) прокомментировал, что Слободан «не имел в виду более поздние войны в Хорватии и Боснии и Герцеговине . Он думал о самом Косово». [ 6 ] Однако Слободан отверг эту точку зрения в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии в 2002 и 2005 годах:
- «[Н]и один из людей, с которыми я разговаривал, не говорил ни о каком воинственном отношении, ничего подобного. Напротив, это была речь мира, призывающая людей жить вместе в гармонии, всех национальностей, турок , Горани , ашкали, проживающие в Косово, а также по всей Югославии». [ 27 ]
Обращаясь к использованию фразы «вооруженные сражения», он сказал:
- «Это обычное предложение, которое сегодня используют все, потому что мир до сих пор не стал стабильной, безопасной категорией в современном мире, в современном мире. А если бы это было не так, то почему у государств есть армии?» [ 28 ]
Список известных участников
[ редактировать ]
|
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фактический размер собравшейся толпы неизвестен и не поддается проверке, но обычно приводятся и принимаются оценки от миллиона до 1,5 миллиона человек.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вучетич, Радина. «Косово 1989: (злоупотребление) использованием косовского мифа в средствах массовой информации и популярной культуре» . Сравнительные исследования Юго-Восточной Европы . Де Грюйтер Ольденбург.
- ^ Макдональд, Дэвид Брюс. Балканские Холокосты?: Сербская и Хорватская пропаганда, ориентированная на жертв, и война в Югославии , стр. 65. Издательство Манчестерского университета, 2002; ISBN 0-7190-6467-8
- ^ Руза Петрович; Марина Благоевич. «Предисловие» . Миграция сербов и черногорцев из Косово и Метохии . Архивировано из оригинала 7 апреля 2009 г.
- ^ Кола, Полин. В поисках Великой Албании , стр. 181–182. К. Херст и компания, 2003 г.; ISBN 1-85065-664-9
- ^ Црнобрня, Михаил. Югославская драма , с. 102. Пресса Макгилла-Куина, 1996; ISBN 0-7735-1429-5
- ^ Jump up to: а б Милан Милошевич, «Войны СМИ: 1987–1997», стр. 110–11 в книге « Сожги этот дом: создание и разрушение Югославии» , изд. Ясминка Удовички, Джеймс Риджуэй, Duke University Press, 2000; ISBN 0-8223-2590-X
- ^ Волкан, Вамик Д., Уильям Ф. Грир и Габриэле Аст. Третий Рейх в бессознательном: трансгенерационная передача и ее последствия , стр. 47. Психология Пресс, 2002; ISBN 1-58391-334-3
- ^ Jump up to: а б Зироевич, Ольга. «Косово в коллективной памяти», с. 207–208, в книге «Дорога к войне в Сербии: травма и катарсис» , изд. Небойша Попов. Издательство Центральноевропейского университета, 2000; ISBN 963-9116-56-4
- ^ Сноска на стр. 101 в книге «Война в Хорватии и Боснии и Герцеговине, 1991–1995» , изд. Бранка Магаш, Иво Джанич
- ^ Майкл Селлс, «Косовская мифология и геноцид в Боснии», стр. 181 в книге «Во имя Бога: геноцид и религия в двадцатом веке» , изд. Омер Бартов , Филлис Мак. Книги Бергана, 2001; ISBN 1-57181-214-8
- ^ Jump up to: а б Р. Скотт Эпплби, Двойственность священного: религия, насилие и примирение , с. 70. Роуман и Литтлфилд, 2000.
- ↑ Наша борьба , 14 июня 1996 г.
- ^ Редактировать Петрович, «Этнонационализм и распад Югославии», стр. 170 в книге «Соседи на войне: антропологические взгляды на югославскую этническую принадлежность, культуру и историю» , изд. Джоэл Мартин Халперн, Дэвид А. Кидекель. Пенн Стейт Пресс, 2000.
- ^ Гоу, Джеймс. Сербский проект и его противники: стратегия военных преступлений , стр. 10. Издательство К. Херст и Ко (2003); ISBN 1-85065-499-9
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Цитата из английского перевода Национальной службы технической информации Министерства торговли США. Перепечатано в журнале «Конфликт в Косово и международное право: аналитическая документация 1974–1999 гг.» , Под ред. Хайке Кригер, стр. 10–11. Издательство Кембриджского университета, 2001; ISBN 0-521-80071-4 . онлайн-версия на официальном сайте Милошевича
- ^ Рамет, Сабрина Петра и Вьеран Павлакович , Сербия С 1989 года: политика и общество при Милошевиче и после , с. 13. Вашингтонский университет Press (2005); ISBN 0-295-98538-0
- ^ Jump up to: а б с д и Продай, Луис. Слободан Милошевич и разрушение Югославии , с. 88. Издательство Университета Дьюка, 2003; ISBN 0-8223-3223-X
- ^ Jump up to: а б с Ветлесен, Арне Йохан (2005). Зло и человеческая деятельность: понимание коллективных злодеяний . Издательство Кембриджского университета. п. 153. ИСБН 9780511137723 . OCLC 67765460 .
- ^ Эммерт, Томас А. «Почему Сербия будет сражаться за «священное» Косово; и опасность для западных армий, приближающихся к балканскому расколу». Вашингтон Пост , 13 июня 1993 г.
- ^ Цитируется Видосавом Стевановичем, Милошевич: Народный тиран», сноска 18, стр. 219. IB Tauris, 2004.
- ^ Томас, Роберт. Сербия при Милошевиче: политика 1990-х годов (стр. 50), C. Hurst & Co. Publishers, 1999; ISBN 1-85065-341-0
- ^ Сигара, Норман. «Сербо-хорватская война, 1991 год», с. 57 в «Геноциде после эмоций: постэмоциональная балканская война» , изд. Степан Г. Местрович. Рутледж (1996); ISBN 0-415-12293-7
- ^ Jump up to: а б «Милошевич уносит боевые почести», The Independent , 29 июня 1989 г.
- ^ Новости словенского телевидения, 17:00 по Гринвичу, 28 июня 1989 г. (в переводе BBC Monitoring)
- ^ Гольдштейн, Иво . Хорватия: История , с. 203. Издательство К. Херст и Ко, 1999. ISBN 1-85065-525-1
- ^ Иуда, Тим. «Сербы: сладкий и гнилой запах истории», Дедал , 22 июня 1997 г. № 3, Том. 126; стр. 23
- ↑ Показания Милошевича МТБЮ , un.org, 26 января 2005 г.
- ↑ Показания Милошевича МТБЮ , un.org, 14 февраля 2002 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Стенограмма речи (на сербском языке)
- Лидер «Великой Сербии» - фотография Милошевича, произносящего речь в Газиместане (на испанском языке)
- 1989 год в Югославии.
- 1989 год в Сербии
- Распад Югославии
- Социалистическая Республика Сербия
- Сербский национализм в Косово
- выступления 1989 года
- Югославские войны
- Слободан Милошевич
- Июньские события 1989 года в Югославии.
- 1989 в политике
- Политика Югославии
- Союз коммунистов Югославии
- Политическая история Сербии
- Политическая история Косово