Илиум/Олимп
«Илиум/Олимпос» — серия из двух научно-фантастических романов Дэна Симмонса . События запускаются существами, похожими на древнегреческих богов . Как и более ранний сериал Симмонса, « Песни Гипериона », это форма «литературной научной фантастики»; он во многом опирается на интертекстуальность , в данном случае с Гомером и Шекспиром , а также на отсылки к « Марселя Пруста » A la recherche du temps perdu (« В поисках утраченного времени ») и Владимира Набокова роману «Ада или пыл: семейная хроника» .
Как и в большинстве своих произведений научной фантастики, в частности в «Гиперионе» , Илиум демонстрирует, что Симмонс пишет в мягкой научной фантастики традициях Рэя Брэдбери и Урсулы К. Ле Гуин . «Илиум» основан на литературном подходе, аналогичном большинству работ Брэдбери, но описывает более широкие сегменты общества и более широкие исторические события. Ле Гуина Как и в хайнисском сериале , Симмонс помещает действие Илиума в обширную и сложную вселенную, состоящую из относительно правдоподобных технологических и научных элементов. И все же «Илиум» отличается от любых работ Брэдбери и Ле Гуина исследованием очень далекого будущего человечества и связанными с ним внечеловеческими или постчеловеческими темами. Он касается концепции технологической сингулярности , когда технологические изменения начинают происходить за пределами возможностей человечества в настоящее время предсказать или понять. Первая книга, «Илиум» , получила премию Locus Award как лучший научно-фантастический роман в 2004 году. [ 1 ]
Введение в сюжет
[ редактировать ]В центре внимания сериала три основные группы персонажей: ученый Хокенберри, Елена, греческие и троянские воины из «Илиады»; Дэман, Харман, Ада и другие люди Земли; и моравеки , в частности Манмут Европейец и Орфу с Ио. Романы написаны от первого лица в настоящем времени, когда в центре внимания персонаж Хокенберри, но во всех остальных случаях содержат повествование от третьего лица в прошедшем времени. Подобно «Гипериону» Симмонса, где истории персонажей рассказываются на протяжении романов, а реальные события служат основой, истории трех групп персонажей рассказываются на протяжении романов, и их истории не начинают сходиться. до конца.
Персонажи Илиума/Олимпа
[ редактировать ]Люди старого образца
[ редактировать ]Люди Земли «старого образца» существуют в том виде, в каком, как утверждали постлюди, будет стабильное стадо с минимальной численностью в один миллион человек. На самом деле их гораздо меньше – около 300 000, поскольку каждой женщине разрешено иметь только одного ребенка. Их ДНК включает в себя генетику моли , которая позволяет хранить сперму и выбирать сперму отца спустя годы после полового акта фактического . Этот репродуктивный метод приводит к тому, что многие дети не знают своего отца, а также помогает нарушить табу на инцест , поскольку фирма, контролирующая оплодотворение, защищает от рождения ребенка близких родственников. Люди старого стиля никогда не выглядят старше 40 лет, поскольку каждые двадцать лет они физически омолаживаются.
- Ада : владелица Ардис-холла и любовница Хармана. Ей только что исполнилось двадцать лет. Она принимает Одиссея/Номана во время его пребывания на Земле.
- Дэман : пухлый мужчина, которому около двадцати лет. И ловелас, и лепидоптеролог . Еще боюсь динозавров . В начале «Илиума» он — пухлый, незрелый ребенок мужского пола, желающий заняться сексом со своей кузиной (поскольку табу на инцест практически перестали существовать в его обществе), Адой (с которой у него были краткие отношения, когда она была еще ребенком). подросток), но к концу сказки он уже зрелый лидер, очень крепкий и сильный. Его мать зовут Марина.
- Ханна : Младшая подруга Ады. И изобретатель, и художник. Развивается романтический интерес к Одиссею.
- Харман : Любовник Ады. 99 лет. Единственный человек, умеющий читать, кроме Сави.
- Сави : Странствующий еврей . Единственный человек старого образца, не упомянутый в последнем факсе 1400 лет назад. Она пережила эти годы, проводя большую часть времени во сне в криояслях и бодрствуя лишь по несколько месяцев каждые несколько десятилетий.
Моравец
[ редактировать ]Названные в честь робототехника Ганса Моравека , они представляют собой автономные, разумные, саморазвивающиеся биомеханические организмы, обитающие на лунах Юпитера . Они были засеяны людьми по всей внешней Солнечной системе во время Потерянной эпохи. Большинство моравецов называют себя гуманистами и изучают культуру утраченного века, включая литературу, телепрограммы и фильмы.
- Манмут Европейец : исследователь океанов Европы и капитан подводного корабля « Темная леди» . Шекспировед-любитель.
- Орфу с Ио : 1200-летний тяжелобронированный моравек , по форме напоминающий краба . При весе восемь тонн и длине шесть метров Орфу работает в серном торе Ио и является энтузиастом Пруста.
- роквеки : подгруппа моравеков, роквеки живут в поясе астероидов и более приспособлены к бою и враждебной среде, чем моравеки.
Ученые
[ редактировать ]Мертвые ученые прошлых столетий, восстановленные олимпийскими богами из их ДНК. В их обязанности входит наблюдение за Троянской войной Гомера и сообщение о несоответствиях, возникающих между ней и «Илиадой» .
- Доктор Томас Хокенберри : доктор философии. в классических исследованиях и ученый-гомерист. Умер от рака в 2006 году и воскрешен олимпийскими богами как ученый . Любовник Елены Троянской . Он самый старый из сохранившихся ученых .
- Доктор Кейт Найтенхельсер : старый друг Хокенберри и коллега -ученый . (Настоящий Найтенхельзер был соседом Симмонса по комнате в колледже Вабаш и в настоящее время является профессором Университета ДеПау .)
Другие
[ редактировать ]- Ахейцы и троянцы : герои и второстепенные персонажи взяты из эпосов Гомера, а также произведений Вергилия , Прокла , Пиндара , Эсхила , Еврипида и классической греческой мифологии .
- Ариэль : персонаж из «Бури» и аватар развитой , самосознательной биосферы . Используя пряди волос Хармана, волосы Деймана и свои собственные волосы, Сави заключает сделку с Ариэль, чтобы они могли пройти, не подвергаясь нападению калибани .
- Калибан : монстр, сын и слуга Просперо , которого Джон Клют описывает как «помесь Голлума и пришельца Чужого Сикоракса ». [ 2 ] Его клонируют, чтобы создать калибани , более слабые клоны самого себя. Калибан говорит странными речевыми моделями, большая часть его диалогов взята из драматического монолога « Калибан на Сетебосе » Роберта Браунинга . Симмонс предпочитает не изображать Калибана как «угнетенную, но благородную туземную душу, напряженную под гнетом капиталистически-колониального империализма», как это используют современные интерпретации, чтобы изобразить его, которого он рассматривает как «слабую, бледную, политкорректную тень скользкого чудовища». это заставляло зрителей дрожать во времена Шекспира... Шекспир и его публика понимали, что Калибан был монстром – и действительно чудовищным монстром, готовым изнасиловать и оплодотворить прекрасную дочь Просперо при малейшей возможности». [ 3 ]
- Одиссей : Одиссей после своей Одиссеи , на десять лет старше Одиссея, сражающегося в Троянской войне. В Олимпе он принимает имя Номан, которое является отсылкой к имени, которое Одиссей дал при Полифему Циклопу их встрече, по-гречески Оутис ( Οὖτις ), что означает «никто» или «никто». Он отличается от Одиссея на Марсе.
- Олимпийские боги : бывшие постлюди, превращенные в богов с помощью технологий Просперо. Они не помнят науку, лежащую в основе их технологии, за исключением Зевса и Гефеста, и их называют как дописьменными, так и постписьменными, по этой причине они прибегают к услугам Томаса Хокенберри и других схоликов . Они обитают на Олимпе на Марсе и используют квантовую телепортацию , чтобы добраться до воссозданной Трои на альтернативной Земле. Хотя события Троянской войны воссоздаются с помощью «Илиады» Гомера , единственные, кто знает ее исход, — это схолики и Зевс , поскольку Зевс запретил знать другим богам.
- постлюди : бывшие люди, которые развились далеко за пределы обычных границ человечества и жили в орбитальных кольцах над Землей, пока Просперо не превратил некоторых из них в олимпийских богов. Остальные были убиты Калибаном. Им не нужны были тела, но, приняв человеческий облик, они приняли лишь облик женщины.
- Просперо : персонаж из «Бури» , который является аватаром самосознательной постинтернетовской логосферы , отсылка к Вернадского идее ноосферы Владимира .
- Сетебос : Сикоракс и бог Калибана. Бог описан Робертом Браунингом как «многорукий, как каракатица » в связи с «Калибаном на Сетебосе», а Просперо описывается как «произвольный бог великой силы, бог одиннадцатого сентября , бог Освенцима ».
- Сикоракс : ведьма и мать Калибана. Также известна как Цирцея , Демикс или Калипсо .
- Тихий : неизвестная сущность (предположительно Бог , судя по речам Демогоргона и словам Просперо), которая, как говорят, воплощается в разных формах по всей вселенной. Он — заклятый враг Сетебоса, что может создать своего рода картину «Бог против дьявола», поскольку Сетебос — второстепенный антагонист, а Просперо и Ариэль, слуги Тишины, — второстепенные главные герои.
- зекс : Маленькие зеленые человечки Марса. Форма жизни на основе хлорофилла , пришедшая с Земли из альтернативной вселенной. Их название происходит от жаргонного термина, родственного русскому слову шарашка , обозначающему научно-технический институт, укомплектованный заключенными. Заключенных этих советских трудовых лагерей называли зэками . (Данное описание происхождения термина является ошибкой автора. шарашек называли не только узников Зэками , это общий термин для всех узников лагерей ГУЛАГа, происходящий от слова «заключенный» , заключенный. Лагерь, описанный в «Дне» в «Жизни Ивана Денисовича» — это обычный трудовой лагерь, а не шарашка.) [ 4 ]
Наука Илиума/Олимпа
[ редактировать ]Поскольку большая часть действия заимствована из художественной литературы с участием богов и волшебников, Симмонс объясняет большую часть этого, используя технологии и науку далекого будущего, в том числе:
- Теория струн : межпространственный транспорт осуществляется через дыры браны .
- Нанотехнологии обеспечивают бессмертие и силу богов, а также многие кибернетические функции, которыми обладают некоторые люди.
- Ссылка на Вернадского идею ноосферы Владимира сделана для объяснения происхождения могущественных сущностей, таких как Ариэль и Просперо , первый из которых возник из сети машин для регистрации данных , а второй происходит из постинтернетовской логосферы .
- Квантовая теория и квантовая гравитация также используются для объяснения ряда других вещей, от Ахилла бессмертия (его мать, Фетида , установила нулевую квантовую вероятность его смерти для всех способов смерти, кроме лука Париса) до телепортации. и способности изменять форму.
- Специалисты АРН используют методы рекомбинантной ДНК для воскрешения давно умерших и доисторических животных.
- Пантеистический солипсизм используется для объяснения того, как «мифические» персонажи вошли в «реальный» мир.
Оружие
[ редактировать ]- старого стиля Люди . Помимо стрелковых винтовок, найденных в тайниках, арбалеты являются основным видом оружия, поскольку люди старого стиля забыли почти все и могут создавать только арбалеты.
- Боги – электрошокеры, энергетические щиты и титановые копья.
- Моравец — Оружие массового поражения, включая Устройство, корабельное оружие, кинетические ракеты.
Разнообразный
[ редактировать ]Ниже приводится определение терминов, которые либо используются в Илиуме , либо связаны с его наукой, технологиями и вымышленной историей:
- ARNists : сокращение от «художники рекомбинантной РНК». Специалисты АРН используют методы рекомбинантной ДНК для воскрешения давно умерших и доисторических животных. Симмонс заимствует этот термин из своих «Песней Гипериона» .
- E-ring / P-ring : сокращение от «экваториальное кольцо» или «полярное кольцо» соответственно. Описанные кольца не сплошные, а скорее похожи на кольца вокруг Юпитера или Сатурна: сотни тысяч крупных отдельных твердых элементов, построенных и заселенных постлюдьми до того, как там оказались Калибан и Просперо, и Калибан начал убивать постлюдей. . Кольца видны с поверхности Земли, но люди старого образца не знают точно, что они собой представляют.
- Факс-узлы : так же, как работает транспортер из «Звездного пути» , система факс-узлов берет живой организм, составляет карту его структуры, разбивает его атомы и собирает копию в факс-порте в заданном месте. Данная копия является факсимиле или факсом оригинала. (В отличие от большинства научно-фантастических транспортных технологий, в конце истории выясняется, что материя не «превращается в энергию» и не «отправляется» куда-либо; тело путешественника полностью разрушается и воссоздается с нуля в пункте назначения.)
- Последний факс : 9113 евреев времен Сави, переживших вирус Рубикон, подвешиваются в факсимильном луче Просперо и Ариэля с пониманием, что как только эти двое вернут Землю в порядок, они будут освобождены.
- Фирма : сокращение от «лазарет». Комната в электронном кольце, куда люди Земли отправляют факсы каждые Двадцать (каждый двадцатый день рождения) для физического омоложения или когда их ранили или убили, чтобы исцелиться. Если они были убиты, фирма удаляет все воспоминания об их смерти, чтобы уменьшить психологическое воздействие этого события.
- Глобальный Халифат : империя, которая, среди прочего, пытается уничтожить еврейское население Земли. Они выпустили вирус Рубикон, чтобы убить всех евреев на Земле, а также запрограммировали войникса убивать всех оставшихся евреев, избежавших инфекции.
- Квантовая теория и квантовая гравитация : используются для объяснения ряда других вещей, включая бессмертие Ахилла (в том смысле, что Фетида установила квантовую вероятность его смерти равной нулю для всех других способов смерти, кроме лука Париса), телепортации и способности менять форму .
- Вирус Рубикон : создан Глобальным Халифатом и выпущен с целью уничтожения лиц еврейского происхождения. Это имело обратный эффект, убив одиннадцать миллиардов человек (девяносто семь процентов населения мира), но израильские учёные смогли разработать прививку от вируса и привить ДНК своего народа, но не успели спасти остальных. человечества. [ 5 ]
- Туринская ткань : ткань, используемая людьми Земли, которая, накинутая на глаза, позволяет им видеть события Троянской войны, которая, по их мнению, является просто драмой, созданной для их развлечения. Назван в честь Туринской плащаницы.
- Войникс : назван в честь рукописи Войнича . Войниксы — биомеханические, самовоспроизводящиеся, программируемые роботы. Они возникли в альтернативной вселенной и были перенесены во вселенную Илиум до 3000 года нашей эры. Глобальный Халифат каким-то образом получил доступ к этим протовойниксам и, скопировав три миллиона из них, сражался с Новым Европейским Союзом около 3000 года нашей эры. Халифат модернизировал войниксов и запрограммировал их убивать евреев. Используя технологию путешествий во времени, полученную от французов (ранее использовавшуюся для исследования Рукописи Войнича и приведшую к разрушению Парижа), Глобальный Халифат отправил войниксов вперед во времени, в 4600 год нашей эры. По прибытии они начинают быстро размножаться в Средиземноморском бассейне. . Поскольку постчеловеческие операции там оказались под угрозой, Просперо и Сикоракс создали калибани, чтобы отбиваться от войниксов, и в конечном итоге Просперо перепрограммировал их в деактивацию. После последнего факса они были перепрограммированы для обслуживания новых людей старого образца.
Литературные и культурные влияния
[ редактировать ]Симмонс ссылается на таких исторических личностей, вымышленных персонажей и произведения, как Кристофер Марлоу , Брэма Стокера , Дракула Платон , Голлум , персонаж Плутон Диснея , Сэмюэл Беккет и » Уильяма Батлера Йейтса « Второе пришествие , среди других. Он не только ссылается на эти работы и цифры, но и более широко использует другие, формируя свой роман на выбранных им примерах, таких как 11 сентября и его влияние на Землю и ее народы.
Илиум тематически находится под влиянием экстропианства , населенного постлюдьми далекого будущего. Таким образом, он продолжает исследовать тему, впервые предложенную Гербертом Уэллсом в «Машине времени» , работе, которая также несколько раз упоминается в работах Симмонса. Одно из наиболее примечательных упоминаний - когда старуха Сави называет нынешних людей Земли элоями , используя это слово как выражение своего отвращения к их потакающему своим прихотям обществу, недостатку культуры и незнанию своего прошлого.
«Илиум» также включает в себя аллюзии на творчество Набокова . Наиболее очевидными из них являются включение Ардис Холла и имен Ады, Демана и Марины, заимствованных из книги «Ада или Ардор: Семейная хроника» . Общество, в котором живут люди старого образца, также напоминает общество Антитерры , параллели нашей Земли примерно 19-го века, в которой наблюдается отсутствие репрессий и христианской морали , о чем свидетельствует намерение Демана соблазнить своего кузена. Симмонс также включает ссылки на любовь Набокова к бабочкам, например, на генетику бабочек, заложенную в людях старого образца, и энтузиазм Демана как лепидоптеролога.
Манмут из Европы идентифицируется как ученый-шекспировец, поскольку в первой главе он представлен, где он анализирует Сонет 116 , чтобы отправить его своему корреспонденту Орфу Ио, и именно здесь начинается влияние Шекспира на Илион . Подводный аппарат Манмута назван «Тёмная леди» , что является отсылкой к персонажу из сонетов Шекспира . Разумеется, Буря присутствует и в персонажах Просперо, Ариэля и Калибана. Есть также многочисленные ссылки на другие произведения и персонажей Шекспира, такие как Фальстаф , Генрих IV, Часть I и Двенадцатая ночь . Сам Шекспир даже является во сне Манмуту и цитирует 31-й сонет .
Прустовские исследования памяти сыграли важную роль в создании романа, что помогает объяснить, почему Симмонс предпочел «Аду» или «Ардор: семейные хроники» чему-то более понятному из произведений Набокова, например « Бледному огню» . «Ада» или «Ардор» были написаны по такой структуре, чтобы имитировать чьи-то воспоминания , вспоминая эту тему, Пруст исследует в своей работе «À la recherche du temps perdu». Орфу Ио больше интересуется Прустом, чем Шекспиром Манмута, поскольку он считает Пруста «возможно, высшим исследователем времени, памяти и восприятия».
Изображение Одиссея, разговаривающего с людьми старого образца в Ардис-Холле, в исполнении Симмонса также напоминает библейского , своих обучающего Иисуса учеников. Один из слушателей даже обращается к Одиссею как «Учитель», что напоминает обращение к Иисусу как « Раввин », что обычно переводится как «Учитель».
Экранизация фильма
[ редактировать ]В январе 2004 года было объявлено, что по сценарию, который он написал для своих романов «Илиум» и «Олимпос», и Barnet Bain Films будет снят фильм компаниями Digital Domain , а Симмонс выступит в качестве исполнительного продюсера. Илиум описывается как «эпическая история, охватывающая 5000 лет и охватывающая всю Солнечную систему, включая темы и персонажей из » Гомера «Илиады и Шекспира «Бури» ». [ 6 ]
Награды и признание
[ редактировать ]Илиум - премии Place Award обладатель , номинант на премию Хьюго , 2004 г. [ 1 ] Олимпос - шорт-лист премии Locus , 2006 г. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Лауреаты и номинанты премии 2004 года» . Миры без конца . Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ Клют, Джон (16 июня 2003 г.). «Чрезмерная откровенность: Арена Илиада » . Архивировано из оригинала 17 октября 2006 г. Проверено 22 декабря 2006 г.
- ^ Шиндлер, Дорман Т. (18 августа 2003 г.). «Еженедельное интервью научной фантастики с Дэном Симмонсом» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2006 г. Проверено 22 декабря 2006 г.
- ^ Solzhenitsyn, Aleksandr. A Day in the Life of Ivan Denisovich .
- ^ Симмонс, Дэн. Олимпос , с. 626.
- ^ Марк Грейзер; Джонатан Бинг (8 января 2004 г.). « На фото выбраны «Илиум», «Олимпос»» . Разнообразие . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «Лауреаты и номинанты премии 2006 года» . Миры без конца . Проверено 16 июля 2009 г.
- Серия научно-фантастических книг
- Работы Дэна Симмонса
- Научно-фантастические романы
- Романы, действие которых происходит на Марсе
- Классическая мифология в популярной культуре
- Греческие и римские божества в художественной литературе
- Фантастика о нанотехнологиях
- Квантовая фантастика
- Фантастика о воскресении
- Фантастика о телепортации
- Биологическое оружие в массовой культуре
- Самовоспроизводящиеся машины в художественной литературе
- Романы о путешествиях во времени
- Романы по мотивам «Илиады»
- Романы по мотивам «Одиссеи»
- Современные адаптации Одиссеи
- Современные адаптации «Илиады»