Cessna Citation Excel
Цитирование Excel Цитирование XLS / Цитирование XLS+ | |
---|---|
![]() | |
Cessna 560XL Citation Excel в посадочной конфигурации | |
Роль | Бизнес-джет |
Производитель | Цессна Текстрон Авиация |
Первый полет | 29 февраля 1996 г. |
Статус | Активный В производстве |
Произведено | 1996 – настоящее время |
Количество построенных | 1000 [ 1 ] |
Разработано на основе | Cessna Citation V / Cessna Citation X |
Развитый в | Cessna Citation Соверен |
Cessna Citation Excel — американский бизнес-джет среднего размера из семейства Cessna Citation . Модель 560XL, анонсированная в октябре 1994 года, впервые полетела 29 февраля 1996 года, сертификация была получена в апреле 1998 года, и было поставлено более 1000 самолетов. Реактивный самолет с дальностью полета 2100 миль (3900 км) и взлетной взлетной массой 20 200 фунтов (9 200 кг) оснащен двумя турбовентиляторными двигателями PW545 мощностью 3 650–4 080 фунтов силы (16,2–18,1 кН) , имеет крестообразное хвостовое оперение и нестреловидное сверхкритическое крыло Citation V (560). и слегка укороченная Citation X. стоячая кабина Обновление XLS 2004 года имело модернизированные двигатели и стеклянную кабину , а XLS+ 2008 года имело модернизированные двигатели и измененную носовую часть.
Разработка
[ редактировать ]
После успеха высокопроизводительного Citation VII от Cessna производитель увидел рынок для самолета с характеристиками Citation X , но нацелился на более традиционный рынок, где он будет в основном конкурировать с двухтурбовинтовыми самолетами .
О проекте было объявлено на ежегодном съезде NBAA в октябре 1994 года, а прототип самолета взлетел в свой первый полет 29 февраля 1996 года. Сертификат Федерального управления гражданской авиации был выдан в апреле 1998 года, и к этому времени у Cessna было более 200 заказов на этот самолет. самолет. Стоимость единицы продукции в 1999 году составила 8,7 миллиона долларов США. [ 2 ] К моменту поставки 100-го Excel в августе 2000 года с производственной линии в Уичито сходил самолет каждые три дня. [ 3 ] Всего было построено 308 экземпляров, прежде чем производство перешло на Citation XLS. [ 1 ]
Citation XLS был первой «обновкой», которую претерпел Excel, поставки начались в 2004 году. Помимо стеклянной кабины, основанной на комплексе авионики Honeywell Primus 1000 EFIS , XLS имел модернизированные двигатели PW545B с увеличенными характеристиками. [ 4 ] Было выпущено 330 единиц. [ 1 ] К 2018 году модели XLS десятилетней давности продавались примерно за 4 миллиона долларов. [ 5 ]
Конфигурация Citation XLS+ , или просто «Plus», представляла собой еще одну модернизированную версию самолета, поставки которой начались в 2008 году, с включением системы управления двигателем FADEC , улучшенными двигателями PW545C и полностью измененной конструкцией носовой части, аналогичной той, что была на Citation Sovereign и Citation Sovereign. Citation X. Citation XLS + оснащен авионикой Collins Pro Line 21 и четырехэкранным ЖК-дисплеем EFIS в отличие от трехлампового (ЭЛТ) дисплея Honeywell в XL и трехэкранного ЖК-дисплея Primus 1000 в XLS. [ 6 ] В 2023 году его оборудованная цена составила $16,11 млн. [ 7 ]
Цитирование Восхождение
[ редактировать ]На отраслевой конференции EBACE в мае 2023 года компания Cessna анонсировала обновленную модель Cessna Citation Ascend с новой авионикой, усовершенствованными двигателями и модернизированным интерьером с плоским полом кабины, увеличенными окнами и поворотными пассажирскими сиденьями. Ожидается, что Ascend поступит на вооружение в 2025 году. [ 8 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Для производства Excel компания Cessna взяла фюзеляж кабины X (который сам унаследовал от Citation III ), укоротила его примерно на 2 фута (0,61 м) и соединила с нестреловидным крылом, используя сверхкритический профиль на базе Citation S/II . крыло и хвост от Citation V.
Excel имеет самый просторный салон в своем классе легких корпоративных самолетов и может вместить до 10 пассажиров (в конфигурации с высокой плотностью размещения; обычно это число составляет от шести до восьми в корпоративной конфигурации), при этом им управляет экипаж из двух человек. [ 3 ]
В качестве двигателя самолета компания Cessna выбрала Pratt & Whitney Canada PW500 турбовентиляторный двигатель .
Первоначальная версия имела две конфигурации кабины, в зависимости от того, где на панели располагалось шасси. Поскольку механизм находился слева, МФД был немного смещен вправо, а обе радиостанции были перемещены справа от МФД рядом друг с другом. Поскольку рукоятка переключения передач находилась с правой стороны, МФД оставался по центру, а радиостанции располагались по обеим сторонам. В Excel используется авионика Honeywell и дополнительная вспомогательная силовая установка, также работающая на базе Honeywell.
Операторы
[ редактировать ]Самолет эксплуатируется частными лицами, компаниями, фракциями, чартерными операторами и компаниями по управлению воздушными судами. Швейцарские ВВС являются оператором. NetJets также является крупным оператором в США, предлагающим долевое владение и чартерные рейсы.
модели 560 Обозначение типа самолета ИКАО — C56X.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]По состоянию на сентябрь 2021 года Citation Excel стал участником одиннадцати авиационных происшествий и происшествий , включая шесть повреждений корпуса , при этом в двух авариях погибло одиннадцать человек. [ 9 ] 13 августа 2014 года автомобиль Citation 560XLS+, перевозивший Бразилии кандидата в президенты Эдуардо Кампоса и его окружение в преддверии октябрьских выборов, разбился в городе Сантос, Сан-Паулу , в результате чего погибли все семеро находившихся на борту. [ 10 ] Это была первая авария Citation Excel со смертельным исходом с момента ввода в эксплуатацию в 1996 году. [ 11 ]
Технические характеристики (Citation XLS+)
[ редактировать ]Данные с веб-сайта Cessna Citation XLS+. [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 9 пассажиров / полезная нагрузка 7400 фунтов (3357 кг).
- Длина: 52 фута 6 дюймов (16,0 м)
- Размах крыльев: 56 футов 4 дюйма (17,17 м)
- Высота: 17 футов 2 дюйма (5,23 м)
- Пустой вес: 12 800 фунтов (5 806 кг)
- Максимальный взлетный вес: 20 200 фунтов (9 163 кг)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney Canada PW545C турбовентиляторных двигателя с тягой 4119 фунтов силы (18,32 кН) каждый.
Производительность
- Крейсерская скорость: 441 узел (507 миль в час, 816 км/ч), истинная воздушная скорость.
- Диапазон: 1858 миль (2138 миль, 3441 км)
- Практический потолок: 45 000 футов (13 716 м)
- Скорость набора высоты: 3500 футов/мин (17,78 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Textron Aviation поставила тысячный самолет Citation 560XL Twinjet» . АЙН онлайн . 31 марта 2021 г.
- ^ «Citation Excel стремится быть двумя самолетами в одном» . Авиационная неделя . 8 февраля 1999 г.
- ^ Jump up to: а б Cessna 560XL Citation Excel от Airlines.net
- ↑ Веб-сайт Cessna Citation XLS. Архивировано 23 февраля 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Марк Хубер (декабрь 2018 г.). «Для многих моделей рынок достигает апогея» (PDF) . Международные авиационные новости . стр. 20–21, 24. Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2018 г. . Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Веб-сайт Cessna Citation XLS+. Архивировано 27 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Справочник по планированию закупок — Таблица Jets» . Деловые и коммерческие самолеты . Второй квартал 2023 года.
- ^ «Textron Aviation представляет новейшее дополнение к популярному семейству бизнес-джетов: Cessna Citation Ascend» . Textron Inc. (Пресс-релиз). 22 мая 2023 г.
- ^ «Список аварий: Cessna 560 Citation Excel» . Сеть авиационной безопасности . 5 сентября 2021 г. Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Густаво Бонато (13 августа 2014 г.). «Кандидат в президенты Бразилии Кампос погиб в авиакатастрофе» . Рейтер . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ «Крушение самолета Cessna 560XLS+ Citation Excel в Сантосе: 7 человек погибли» . Архивы Бюро авиационных происшествий. 13 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 15 августа 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]