Немецкий крейсер «Адмирал Граф Шпее»
Адмирал граф Шпее в 1936 году.
| |
История | |
---|---|
Нацистская Германия | |
Имя | Адмирал граф Шпее |
Тезка | Максимилиан фон Шпее |
Строитель | Рейхсмариневерфт , Вильгельмсхафен |
Заложен | 1 октября 1932 г. |
Запущен | 30 июня 1934 г. |
Введен в эксплуатацию | 6 января 1936 г. |
Судьба | Затоплен, 17 декабря 1939 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Германия типа Крейсер |
Смещение |
|
Длина | 186 м (610 футов 3 дюйма) |
Луч | 21,65 м (71 фут) |
Черновик | 7,34 м (24 фута 1 дюйм) |
Установленная мощность | 54000 л.с. (53260 л.с. , 39720 кВт ) |
Движение | 2 пропеллера; 8 × дизельных двигателей |
Скорость | 28,5 узлов (52,8 км/ч; 32,8 миль в час) |
Диапазон | 16 300 морских миль (30 200 км; 18 800 миль) при 18,69 узлах (34,61 км / ч; 21,51 миль в час) |
Дополнить |
|
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 1 × Heinkel He 60 гидросамолет |
Авиационные объекты | 1 × катапульта |
«Адмирал Граф Шпее» представлял собой » (броненосный корабль) немецкого класса « Панцершифф , прозванный британцами «карманным линкором», который служил в Кригсмарине нацистской Германии во время Второй мировой войны . Судно было названо в честь Первой мировой войны адмирала Максимилиана фон Шпее , командира Восточно-Азиатской эскадры , участвовавшего в сражениях при Коронеле и у Фолклендских островов , где он погиб в бою. Он был заложен на верфи Reichsmarinewerft в Вильгельмсхафене в октябре 1932 года и завершен к январю 1936 года. Номинально корабль не превышал ограничения на размер военного корабля в 10 000 длинных тонн (10 160 тонн), наложенного Версальским договором , хотя и с водоизмещением полным 16 020 длинных тонн (16 280 т), она значительно превысила его. Вооруженный шестью 28-см (11-дюймовыми) орудиями в двух трехорудийных башнях , «Адмирал Граф Шпее» и его сестры были спроектированы так, чтобы превосходить по вооружению любой крейсер, достаточно быстрый, чтобы их догнать. Их максимальная скорость в 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) оставила лишь несколько крупных кораблей в составе англо-французских военно-морских сил достаточно быстрыми и мощными, чтобы их потопить. [1]
Корабль провел пять патрулей в целях невмешательства во время гражданской войны в Испании в 1936–1938 годах и участвовал в смотре коронации короля Георга VI в мае 1937 года. Адмирал граф Шпее был отправлен в Южную Атлантику за несколько недель до начала Второй мировой войны. , который будет размещен на торговых морских путях после объявления войны. В период с сентября по декабрь 1939 года военный корабль потопил девять судов общим водоизмещением 50 089 брутто-регистровых тонн столкнулся с тремя британскими крейсерами в битве у реки Плейт (GRT), прежде чем 13 декабря . Адмирал Граф Шпее нанес тяжелые повреждения британским кораблям, но он тоже был поврежден и был вынужден зайти в порт Монтевидео , Уругвай . Убежденный ложными сообщениями о сборе превосходящих сил британского военно-морского флота, Ганс Лангсдорф командир корабля приказал затопить судно . Корабль был частично разбит на месте , хотя часть корабля в течение многих лет оставалась видимой над поверхностью воды.
Дизайн
[ редактировать ]Адмирал Граф Шпее 186 метров (610 футов) имел общую длину , ширину 21,65 м (71 фут) и максимальную осадку 7,34 м (24 фута 1 дюйм). Корабль имел проектное водоизмещение 14 890 т (14 650 длинных тонн ) и полное водоизмещение 16 020 длинных тонн (16 280 т), [2] хотя официально было заявлено, что длина корабля находится в пределах лимита Версальского договора в 10 000 длинных тонн (10 160 т) . [3] «Адмирал Граф Шпее» был оснащен четырьмя комплектами MAN 9-цилиндровых двухтактных дизельных двигателей двойного действия . [2] Максимальная скорость корабля составляла 28,5 узлов (52,8 км/ч; 32,8 миль в час) при мощности 54 000 л.с. (53 260 л.с., 39 720 кВт). При крейсерской скорости 18,69 узлов (34,61 км/ч; 21,51 миль в час) корабль имел дальность полета 16 300 морских миль (30 200 км; 18 800 миль). [4] По проекту ее стандартный состав состоял из 33 офицеров и 586 рядовых, однако после 1935 года он был значительно увеличен до 30 офицеров и 921–1040 матросов. [2] Корабль был оборудован одной катапультой , но не имел авиационного ангара. Один гидросамолет перевозился на катапульте. Первоначальный Heinkel He 60 был заменен на Arado Ar 196 . перед началом войны [5] Адмирал Граф Шпее был первым немецким военным кораблем, оснащенным радаром . [6] Комплект FMG G(gO) "Сеэтакт" [7] [а] устанавливался на форштекерном дальномере. [5]
графа Шпее состояло адмирала Основное вооружение из шести 28-см (11 дюймов) орудий SK C/28, установленных в двух трехорудийных башнях , одной в носовой части и одной в кормовой части надстройки . Корабль нес вторичную батарею из восьми 15-см (5,9 дюйма) орудий SK C/28 в одиночных башнях, сгруппированных в миделе корабля . Ее зенитная батарея первоначально состояла из трех орудий калибра 8,8 см (3,5 дюйма) L/45, хотя в 1935 году они были заменены шестью орудиями калибра 8,8 см (3,5 дюйма) L/78. В 1938 году 8,8-см орудия были сняты и шесть 10,5-см (4,1 дюйма) орудий L/65, четыре 3,7-см (1,5 дюйма) орудия SK C/30 и десять 2-см (0,79 дюйма) установлены орудий C/30. на их месте. [2] Корабль также нес пару четверных палубных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм), размещенных на корме. [2]
адмирала графа Шпее толщину имел Броневой пояс 100 мм (3,9 дюйма); ее верхняя палуба имела толщину 17 мм (0,67 дюйма), а толщина основной бронепалубы - от 45 до 70 мм (1,8-2,8 дюйма). Башни ГК имели толщину граней 140 мм (5,5 дюйма) и бортов 80 мм. [2]
История обслуживания
[ редактировать ]Адмирал Граф Шпее был заказан Рейхсмарине на верфи Reichsmarinewerft в Вильгельмсхафене . [2] получивший название «Эрзац Брауншвейг» , Адмирал Граф Шпее, заменил старый существовавший до дредноута линкор «Брауншвейг», . Киль . был заложен 1 октября 1932 года [8] строящийся номер 125. [2] Корабль был спущен на воду 30 июня 1934 года; при спуске на воду ее окрестила дочь адмирала Максимилиана фон Шпее , тезки корабля. [9] Он был построен чуть более полутора лет спустя, 6 января 1936 года, в день, когда он был принят в состав немецкого флота. [10]
Адмирал Граф Шпее провела первые три месяца своей карьеры, проводя обширные ходовые испытания, чтобы подготовить корабль к эксплуатации. Первым командиром корабля был Kapitän zur See ( KzS ) Конрад Патциг ; в 1937 году его сменил КзС Вальтер Варцеха . [9] После вхождения в состав флота «Адмирал Граф Шпее» стал флагманом ВМС Германии. [11] Летом 1936 года, после начала гражданской войны в Испании , она была отправлена в Атлантику для участия в патрулировании невмешательства у контролируемого республиканцами побережья Испании. С августа 1936 года по май 1937 года корабль провел три патрулирования у берегов Испании. [12] На обратном пути из Испании адмирал граф Шпее остановился в Великобритании, чтобы представлять Германию на смотре коронации в Спитхеде для короля Георга VI 20 мая. [11]
После завершения обзора адмирал граф Шпее вернулся в Испанию для четвертого патруля невмешательства. После маневров флота и краткого визита в Швецию в феврале 1938 года корабль провел пятое и последнее патрулирование. [12] В 1938 году КзС Ганс Лангсдорф ; командование судном принял [9] В течение года она совершила серию визитов доброй воли в различные зарубежные порты. [12] В их число входили круизы по Атлантике, где она останавливалась в Танжере и Виго . [13] Она также участвовала в обширных маневрах флота в водах Германии. Она участвовала в праздновании реинтеграции порта Мемель в состав Германии. [12] и смотр флота в честь адмирала Миклоша Хорти , регента Венгрии. С 18 апреля по 17 мая 1939 года он совершил еще один круиз в Атлантику, сделав остановки в портах Сеута и Лиссабон . [13] 21 августа 1939 года адмирал граф Шпее покинул Вильгельмсхафен и направился в Южную Атлантику. [11]
Вторая мировая война
[ редактировать ]После начала войны между Германией и союзниками в сентябре 1939 года Адольф Гитлер приказал немецкому флоту начать коммерческие рейды против торгового транспорта союзников. Тем не менее Гитлер отложил издание приказа до тех пор, пока не стало ясно, что Великобритания не поддержит мирный договор после завоевания Польши. Адмиралу графу Шпее было поручено строго соблюдать призовые правила , которые требовали от рейдеров останавливать и обыскивать корабли на предмет контрабанды перед их потоплением, а также обеспечивать безопасную эвакуацию их экипажей. Лангсдорфу было приказано избегать боя даже с более слабыми противниками и часто менять позицию. [14] 1 сентября крейсер встретился со своим кораблем снабжения «Альтмарк» к юго-западу от Канарских островов . Пополняя запасы топлива, Лангсдорф приказал перебросить лишнее оборудование в Альтмарк ; сюда входили несколько корабельных лодок, легковоспламеняющаяся краска и две из десяти 2-см зенитных орудий, установленных на танкере. [15]
11 сентября, продолжая переносить припасы из Альтмарка , адмирала графа Шпее » «Арадо гидросамолет заметил британский тяжелый крейсер HMS Cumberland, приближавшийся к двум немецким кораблям. Лангсдорф приказал обоим судам уйти на большой скорости, успешно уклонившись от британского крейсера. [15] 26 сентября корабль наконец получил приказ, разрешающий нападения на торговое судоходство союзников. Четыре дня спустя адмирал граф Шпее Арадо обнаружил компании Booth Steam Ship Co грузовое судно «Клемент» у берегов Бразилии. Грузовой корабль передал сигнал «РРР» («Меня атакует рейдер»), прежде чем крейсер приказал ему остановиться. Адмирал граф Шпее взял в «Клемента » плен капитана , и главного инженера но оставил остальную часть команды покинуть корабль в спасательных шлюпках. [16] Затем крейсер произвел 30 выстрелов из 28-см и 15-см орудий и две торпеды по грузовому кораблю, который развалился и затонул. [17] Лангсдорф приказал подать сигнал бедствия на военно-морскую базу в Пернамбуку, чтобы обеспечить спасение команды корабля. Британское Адмиралтейство немедленно предупредило торговое судоходство о том, что в этом районе находится немецкий надводный рейдер. [18] Позже британский экипаж на своих спасательных шлюпках достиг побережья Бразилии. [16]
5 октября британский и французский военно-морские силы сформировали восемь групп для выслеживания адмирала графа Шпее в Южной Атлантике. британские авианосцы HMS Hermes , Eagle и Ark Royal , французский авианосец Béarn , британский линейный крейсер Renown , французские линкоры Dunkerque и Strasbourg , а также 16 крейсеров . В охоту были отправлены [19] Отряд G, которым командовал коммодор Генри Харвуд и был направлен на восточное побережье Южной Америки, включал в себя крейсеры «Камберленд» и «Эксетер» . Отряд G был усилен легкими крейсерами «Аякс» и «Ахиллес» ; Харвуд выделил Камберленд для патрулирования района у Фолклендских островов , в то время как три его других крейсера патрулировали район Ривер Плейт . [20]
В тот же день, когда формировались англо-французские охотничьи группы, адмирал граф Шпее захватил пароход «Ньютон Бич» . Два дня спустя она встретила и потопила торговое судно «Эшли» . На следующий день, 8 октября, она потопила Ньютон-Бич . [21] который Лангсдорф использовал для размещения заключенных. [22] «Ньютон Бич» был слишком медленным, чтобы не отставать от адмирала графа Шпее , и поэтому пленных перевели на крейсер. 10 октября она захватила пароход «Хантсман» , капитан которого до последней минуты не подал сигнал бедствия, так как ошибочно опознал адмирала графа Шпее как французский военный корабль. Не имея возможности разместить экипаж с «Хантсмана» , адмирал граф Шпее отправил корабль в место встречи с призовым экипажем. 15 октября адмирал граф Шпее встретился с Альтмарком для дозаправки и перевозки пленных; призовой «Хантсман» На следующее утро к двум кораблям присоединился . Заключенные на борту «Хантсмана» были переведены в Альтмарк и Лангсдорф, а затем затонули «Хантсман» . в ночь на 17 октября [23]
22 октября адмирал граф Шпее встретил и потопил пароход «Треваньон» . [24] В конце октября Лангсдорф направил свой корабль в Индийский океан к югу от Мадагаскара. Целью этого набега было отвлечь военные корабли союзников от Южной Атлантики и сбить союзников с толку относительно его намерений. К этому времени адмирал граф Шпее прошёл почти 30 000 морских миль (56 000 км; 35 000 миль) и нуждался в капитальном ремонте двигателя. [25] 15 ноября корабль потопил танкер MV Africa Shell , а на следующий день остановил неопознанный голландский пароход, но не потопил его. Адмирал Граф Шпее вернулся в Атлантику с 17 по 26 ноября для дозаправки в Альтмарке . [26] Пополняя припасы, экипаж адмирала графа Шпее макет орудийной башни построил на мостике и установил макет второй воронки позади катапульты самолета, чтобы значительно изменить ее силуэт в попытке сбить с толку корабли союзников относительно ее истинной личности. [27]
адмирала графа Шпее Гидросамолет «Арадо » обнаружил торговое судно «Дорик Стар» : Лангсдорф выстрелил в нос корабля, чтобы остановить корабль. [28] «Дорик Стар» смогла послать сигнал бедствия до того, как она была затоплена, что побудило Харвуда направить три своих крейсера к устью реки Плейт, которая, как он подозревал, могла стать следующей целью Лангсдорфа. [29] 3 декабря адмирал граф Шпее потопил пароход SS Tairoa . [30] 6 декабря она встретилась с Альтмарком и перевела 140 пленных из Дорической Звезды и Тайроа . адмирал Граф Шпее Вечером 7 декабря встретил свою последнюю жертву: грузовое судно «Стреоншалх» . Призовой экипаж обнаружил секретные документы, содержащие информацию о маршруте перевозки. [29] Основываясь на этой информации, Лангсдорф решил отправиться в море недалеко от Монтевидео . 12 декабря корабельный «Арадо 196» вышел из строя и не подлежал ремонту, лишив адмирала графа Шпее возможности воздушной разведки. [31] С корабля была снята маскировка, чтобы он не мешал кораблю в бою. [32]
Битва на реке Плейт
[ редактировать ]В 05:30 утра 13 декабря 1939 года наблюдатели заметили у правого борта корабля пару мачт. Лангсдорф предположил, что это эскорт конвоя, упомянутого в документах, найденных в Тайроа . Однако в 05:52 судно было идентифицировано как «Эксетер» ; ее сопровождала пара меньших военных кораблей, первоначально считавшихся эсминцами, но быстро идентифицированных как «Леандер» крейсеры типа . Лангсдорф решил не убегать от британских кораблей и приказал своему кораблю занять боевые позиции и приблизиться на максимальной скорости. [32] В 06:08 британцы заметили адмирала графа Шпее ; Харвуд разделил свои корабли, чтобы разделить огонь 28-см орудий адмирала графа Шпее . [33] немецкий корабль открыл огонь из своей главной батареи по Эксетеру и вспомогательных орудий по флагманскому кораблю «Аякс» В 06:17 . В 06:20 «Эксетер» открыл ответный огонь, за ним последовал «Аякс» в 06:21 и «Ахиллес» в 06:24. За тридцать минут адмирал граф Шпее трижды поразил Эксетер , выведя из строя две его передние башни, разрушив мостик и авиационную катапульту и вызвав крупные пожары. «Аякс» и «Ахиллес» приблизились к адмиралу графу Шпее, чтобы ослабить давление на «Эксетер» . [34]
Лангсдорф подумал, что два легких крейсера проводят торпедную атаку, и отвернулся под дымовой завесой. [34] Передышка позволила Эксетеру выйти из боя; к настоящему времени только одна из ее орудийных башен все еще действовала, и на ее счету 61 убитый и 23 раненых члена экипажа. [33] Около 07:00 «Эксетер» вернулась в бой, ведя огонь из кормовой башни. Адмирал Граф Шпее снова открыл по ней огонь, нанес еще несколько попаданий и заставил «Эксетер» снова отойти, на этот раз с креном налево. В 07:25 адмирал граф Шпее нанес удар по «Аяксу» , выведя из строя его кормовые башни. [34] Обе стороны прекратили бой: адмирал граф Шпее отступил в устье реки Плейт, а потрепанные крейсеры Харвуда остались снаружи, чтобы наблюдать за любыми возможными попытками прорыва. В ходе боя адмирал граф Шпее получил около 70 ранений; 36 человек были убиты и еще 60 ранены. [35] включая Лангсдорфа, который был дважды ранен осколками, стоя на открытом мосту. [34]
Бежать
[ редактировать ]В результате боевых повреждений и потерь Лангсдорф решил отправиться в Монтевидео, где можно было провести ремонт и эвакуировать раненых с корабля. [35] Большинство попаданий британских крейсеров причинили лишь незначительные структурные и поверхностные повреждения, но установка по очистке масла, которая должна была готовить дизельное топливо для двигателей, была разрушена. Ее опреснительная установка и камбуз также были разрушены, что усложнило бы возвращение в Германию. Попадание в носовую часть также отрицательно сказалось бы на ее мореходных качествах в сильном море Северной Атлантики. Адмирал граф Шпее израсходовал большую часть боеприпасов в бою с крейсерами Харвуда. [36]
По прибытии в порт раненых членов экипажа доставили в местные больницы, а погибших похоронили со всеми воинскими почестями. Пленные моряки союзников, в том числе 6 капитанов , 9 старших механиков, 25 офицеров и 21 моряк. [37] все еще находившиеся на борту корабля, были освобождены. Ожидалось, что ремонт, необходимый для приведения корабля в мореходное состояние, займет до двух недель. [38] Британская военно-морская разведка пыталась убедить Лангсдорфа в том, что значительно превосходящие силы концентрируются, чтобы уничтожить его корабль, если он попытается вырваться из гавани. Адмиралтейство передало серию сигналов на частотах, которые, как известно, были перехвачены немецкой разведкой. Ближайшие тяжелые подразделения - авианосец «Арк Ройал» и линейный крейсер « Слава » - находились на расстоянии примерно 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль), что слишком далеко, чтобы вмешаться в ситуацию. Поверив британским сообщениям, Лангсдорф обсудил свои варианты с командирами в Берлине. Они должны были либо вырваться и искать убежища в Буэнос-Айресе , где аргентинское правительство интернировало корабль, либо затопить корабль в устье Плейта. [35]
Лангсдорф не хотел рисковать жизнями своей команды, поэтому решил затопить корабль. Он знал, что, хотя Уругвай был нейтральным, правительство находится в дружеских отношениях с Великобританией, и если он позволит интернировать свой корабль, ВМС Уругвая предоставят офицерам британской разведки доступ к кораблю. [36] В соответствии со статьей 17 Гаагской конвенции 1907 года ограничения нейтралитета ограничивали адмирала графа Шпее периодом в 72 часа для ремонта в Монтевидео, прежде чем она будет интернирована на время войны. [39] [40] 17 декабря 1939 года Лангсдорф приказал уничтожить все важное оборудование на борту корабля. Оставшиеся на корабле боеприпасы были рассредоточены по всему кораблю для подготовки к затоплению. 17 декабря корабль, на борту которого находились только Лангсдорф и еще 40 человек, вышел на внешний рейд и был затоплен. [41] Толпа из 20 000 человек наблюдала за предъявлением обвинений в затоплении; Экипаж был снят аргентинским буксиром , а корабль затоплен в 20:55. [40] [42] В результате взрывов боеприпасов струи пламени поднялись высоко в воздух и образовалось большое облако дыма, скрывавшее корабль, который горел на мелководье в течение следующих двух дней. [41]
20 декабря в своем номере в отеле Буэнос-Айреса Лангсдорф застрелился в парадной форме, лежа на боевом флаге корабля. [41] В конце января 1940 года нейтральный американский крейсер USS Helena прибыл в Монтевидео, и экипажу было разрешено посетить место крушения адмирала графа Шпее . Американцы встретили немецких членов экипажа, которые все еще находились в Монтевидео. [40] После затопления экипаж корабля был доставлен в Аргентину, где был интернирован до конца войны. [41]
Крушение
[ редактировать ]Затонувший корабль был частично разрушен на месте в 1942–1943 годах, хотя части корабля еще некоторое время были видны; затонувший корабль находится на глубине всего 11 м (36 футов). [10] Права на утилизацию были куплены у правительства Германии инженерной компанией Монтевидео за 14 000 фунтов стерлингов , прикрытием для британцев. Британцы были удивлены точностью артиллерийского огня и ожидали обнаружить радиолокационный дальномер, что они и сделали. Они использовали полученные таким образом знания, чтобы попытаться разработать меры противодействия под руководством Фреда Хойла в рамках британского проекта радара. Адмиралтейство пожаловалось на большую сумму, уплаченную за право спасения. [43]
В феврале 2004 года спасательная команда начала работу по подъему затонувшего корабля «Адмирал Граф Шпее» . Операцию частично финансировало правительство Уругвая , частично — частный сектор, поскольку затонувший корабль представлял опасность для судоходства. Первая основная секция - артиллерийский дальномерный телеметр массой 27 тонн (27 длинных тонн; 30 коротких тонн) - была поднята 25 февраля. [44] 10 февраля 2006 года двухметровый (6 футов 7 дюймов) и 400-килограммовый (880 фунтов) орел и свастика- гребень адмирала графа Шпее были обнаружены на корме корабля; [45] он хранился на военно-морском складе Уругвая после жалоб Германии на экспонирование «нацистской атрибутики». [46] Попытка продать украшение побудила правительство Уругвая запретить любую продажу, чтобы не допустить его приобретения неонацистами. Вместо этого ВМС Уругвая хранили его на складе. [47]
Судебное дело с участием частной спасательной компании, которая участвовала в подъеме затонувшего корабля, закончилось в 2019 году постановлением суда, согласно которому правительство должно продать украшение и передать часть выручки спасательной компании. Позднее решение было отменено, и правительство получило полную опеку. [47] 2 января 2022 года газета в Пунта-дель-Эсте сообщила, что аргентинский еврейский бизнесмен Даниэль Силецки предложил купить герб с орлом и свастикой у адмирала графа Шпее на военно-морском складе. Силецкий сказал, что хотел взорвать герб на «тысячу частей», чтобы не допустить его попадания в руки неонацистов. [48] [49]
17 июня 2023 года газета New York Times сообщила, что орел и герб будут переплавлены и превращены в голубя уругвайским художником Пабло Атчугарри . [47] Однако днем позже президент Уругвая Луис Лакалье Поу отказался от этого плана, заявив, что «подавляющее большинство не разделяет это решение» и что «если кто-то хочет добиться мира, первое, что нужно сделать, это создать союз». Очевидно, это не привело к этому». [50]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ FMG означает Funkmess Gerät (радарное оборудование). «G» обозначало, что оборудование было произведено GEMA, «g» обозначало, что оно работало в диапазоне от 335 до 440 МГц , а «O» обозначало расположение комплекта над передним дальномером . См. Уильямсон , с. 7.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Папа , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гренер , с. 60.
- ^ Папа , с. 3.
- ^ Куп и Шмолке , стр. 33–34.
- ^ Jump up to: а б Стивен и Гроув , с. 11.
- ^ Бидлингмайер , с. 74.
- ^ Грёнер , с. 61.
- ^ Сиехе , с. 227.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Бидлингмайер , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямсон , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Уитли , с. 72.
- ^ Бидлингмайер , стр. 76–77.
- ^ Jump up to: а б Бидлингмайер , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Сплетни , стр. 25.
- ^ Сплетни , стр. 26.
- ^ Бидлингмайер , с. 78.
- ^ Ровер , стр. 6.
- ^ Джексон , стр. 61–63.
- ^ Уильямсон , стр. 40–41.
- ^ Бидлингмайер , с. 79.
- ^ Бидлингмайер , с. 80.
- ^ Бидлингмайер , с. 41.
- ^ Бидлингмайер , с. 81.
- ^ Ровер , стр. 8.
- ^ Бидлингмайер , с. 82.
- ^ Бидлингмайер , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Бидлингмайер , с. 86.
- ^ Миллер , с. 100.
- ^ Папа , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Бидлингмайер , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Джексон , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с д Бидлингмайер , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с Джексон , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 42.
- ↑ Зеленый финал, суббота, 16 декабря 1939 г.; Раздел: Главная страница, Страница: 1
- ^ Бидлингмайер , с. 92.
- ^ «Конвенция (XIII) о правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне» . Международный комитет Красного Креста. 18 октября 1907 г.
- ^ Jump up to: а б с Боннер , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д Бидлингмайер , с. 93.
- ^ Уильямсон , с. 43.
- ^ Миттон , с. 83.
- ^ Би-би-си 26 февраля 2004 г.
- ^ Би-би-си 10 февраля 2006 г.
- ^ Би-би-си 15 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Шютце .
- ^ «Они хотят взорвать на куски нацистского орла адмирала графа фон Шпее | Diario Correo de Punta del Este» (на испанском языке). 2 января 2022 г. Проверено 12 января 2022 г.
- ^ "Еврейский бизнесмен предлагает купить и взорвать 800-фунтовый орел и герб со свастикой с нацистского корабля" . Еврейское телеграфное агентство . 12 января 2022 г. Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Уругвай отказывается от плана по переплавке и переплавке нацистской бронзы» . Yahoo Новости . 18 июня 2023 г. Проверено 18 июня 2023 г.
См. также
[ редактировать ]- Битва при Ривер-Плейте (фильм) (названный в США как «Погоня за графом Шпее ») — британский военный фильм 1956 года о битве.
Ссылки
[ редактировать ]- Бидлингмайер, Герхард (1971). «КМ адмирал граф Шпее». Профиль военного корабля 4 . Виндзор: Профильные публикации. стр. 73–96. OCLC 20229321 .
- Боннер, Кермит (1996). Последние путешествия . Падука: Издательская компания Turner. ISBN 978-1-56311-289-8 .
- «Дайверы извлекают кусок графа Шпее» . Новости Би-би-си . 26 февраля 2004 г. Проверено 10 февраля 2008 г.
- «Орел графа Шпее поднимается из глубины» . Новости Би-би-си . 10 февраля 2006 г. Проверено 10 февраля 2008 г.
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Джексон, Роберт, изд. (2001). Кригсмарине: Иллюстрированная история немецкого флота во Второй мировой войне . Оцеола: Издательская компания MBI. ISBN 978-0-7603-1026-7 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2014). Карманные линкоры класса «Дойчланд»: «Дойчланд/Лютцов», «Адмирал Шеер», «Адмирал Граф Шпее» . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-196-0 .
- Миллер, Дэвид (2013). Лангсдорф и битва на реке Плейт . Командные решения. Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-4738-2234-4 .
- Миттон, Саймон (2011). Фред Хойл, Жизнь в науке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139495950 .
- Поуп, Дадли (2005). Битва у реки Плейт: Охота на немецкий карманный линкор «Граф Шпее» . Итака: McBooks Press. ISBN 978-1-59013-096-4 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шютце, Кристофер Ф. (17 июня 2023 г.). «У Уругвая есть большой бронзовый нацистский орел. Он превращает его в голубя» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 июня 2023 г.
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Слейдер, Джон (1988). Красный Дастер на войне . Лондон: William Kimber & Co Ltd., стр. 25–26. ISBN 978-0-7183-0679-3 .
- Стивен, Мартин; Гроув, Эрик (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Ян Аллан, ООО. ISBN 978-0-7110-1596-8 .
- «Что должен делать Уругвай со своим нацистским орлом?» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2014 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-184-4 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие карманные линкоры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-501-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Холм, Ричард (февраль 2022 г.). «Тайная миссия 1940 года по осмотру места крушения Графа Шпее ». Приложение морских новостей: Военные корабли . 76 (2): С1418–С153. ISSN 0966-6958 .
- Уитли, MJ (2000). Немецкие крупные корабли Второй мировой войны . Лондон: ISBN Cassell & Co. 978-0-304-35707-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Современная кинохроника тонущего корабля
- «Граф Шпее и битва у реки Плейт (Аудиозаписи, 1960-е)» . Товары (Новая Зеландия). 2023.
34 ° 58' ю.ш., 56 ° 17' з.д. / 34,967 ° ю.ш., 56,283 ° з.д.
- корабли 1934 года
- 1939 год в Уругвае.
- Битва на реке Плейт
- Крейсера типа «Дойчланд»
- Морские инциденты в декабре 1939 г.
- Воинские части и соединения гитлеровской Германии в Гражданской войне в Испании
- Затопленные суда Германии
- Корабли постройки в Вильгельмсхафене
- Кораблекрушения на реках
- Крейсера Германии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Южной Атлантике