Экой люди
Языки | |
---|---|
Язык экой , английский язык , французский язык | |
Религия | |
Традиционные религии экои , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Ибибио , Аннанг , Эфик , Орон , Бахумоно , Игбо , Мбубе и другие экоидные народы. |
Народ экои , также известный как эджагам , представляет собой этническую группу на юго-востоке Нигерии , простирающуюся на восток до юго-западного региона Камеруна . Они говорят на языке эджагам . На других языках экой говорят родственные группы, в том числе етунг , некоторые группы в икоме (такие как офутоп , акпарабонг и нде ), некоторые группы в огодже (исибори и бансарра), уфии и яко . Экои жили в тесном контакте с соседними народами Эфик , Аннанг , Ибибио и Игбо на юго-востоке Нигерии. Экой наиболее известны своими головными уборами Экпе и письменностью Нсибиди. [ 1 ] Эджагамы, вероятно, являются создателями идеограмм Нсибиди и до сих пор используют их как часть традиции. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
География
[ редактировать ]Экои в Нигерии проживают в штате Кросс-Ривер . , В этой области говорят на экоидских языках хотя также говорят на английском (национальном языке). Эджахам живут в нескольких деревнях, называемых этек . Видеть несколько кокосовых пальм или дерево мбома у входа или в центре деревни — признак того, что вы вошли на территорию Иджахама. Чтобы иметь легкий доступ к надежному источнику воды, все деревни строятся у реки или ручья. [ 6 ] : 11 Людям было удобно жить в районе Кросс-Ривер, так как они использовались как основные дороги и пути торговых путей. [ 7 ]
Язык
[ редактировать ]Язык экой — один из языков экоидов , бантоидного языка в диалектной группе Нигера и Конго . Экой являются вероятными создателями письма Нсибиди , письма, которое можно увидеть на многих сохранившихся артефактах, найденных в районах, населенных людьми Экой/Эджагам, и которое примерно переводится как «жестокие письма». Это полностью африканский сценарий, практически без западного влияния. Согласно фольклору Экой, письменности их научили русалки. [ 4 ]
Идеограммы Нсибиди передают бесчисленные понятия. Существует более 12 разных символов любви, 7 разных символов ненависти, 7 разных символов речи, 8 разных символов зеркала, 14 разных символов накрытого стола и 6 разных символов путешествий. Заштрихованные символы обычно означают опасность или неудачу и включают в себя идеи трупа или смерти друга. Сценарий нсибиди используется в языках экои и доступен для чтения и письма. Важность сценария подчеркивается его красотой и художественной эстетикой, а не способностью формировать связные предложения. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Экои произошли из района озера Эджагам . Экой считают, что землей владеют наследники первых поселенцев их нынешнего поселения. Хотя вновь прибывшим не разрешено покупать землю, они могут приобрести права на поселение. Мужчины экой традиционно охотились, а женщины занимались рыболовством, сельским хозяйством , выращиванием ямса , бананов и кукурузы (кукурузы). В ткачестве участвуют как мужчины, так и женщины. [ 4 ] [ 8 ]
Нтуфам Ндифон Атта объясняет, что «Эджагам» происходит от комбинации трех слов: экуб (целый или часть), эджаг (разделенный или сломанный), хаам (продолжающийся бесконечно или без конца). Таким образом, Эджагам представляет собой единое целое или частицу, которая изначально была единой, но теперь разбита на части и готовится к воссоединению. Имеется в виду первый отрыв других племен (в Нигерии, Камеруне, Уганде, Южной Африке и т. д.), мигрировавших из исторического банту . Далее речь идет о воссоединении общин, говорящих на языке эджагам, в Иком-ЛГА, Этунг-ЛГА, Квасе нынешнего Калабара и его окрестностей, Ишиборе в Огодже и Южном Камеруне, среди других. Эджагамы являются одной из старейших групп банту и были неотъемлемой частью расширения банту .
К 200 году нашей эры цивилизация Эджагам развилась до такого продвинутого уровня, что вдохновила на создание искусных форм, примером которых являются монолиты Икома. [ 9 ] и сценарий Нсибиди. Существовало большое и централизованное королевство Эджагам, способное мобилизовать своих граждан для различных нужд. Была создана сильная экономика, подкрепленная надежной агротехнологической базой. Рыбной ловлей занимались жители прибрежных районов, а охотой - жители внутренних районов. Одомашнивание животных, таких как овцы, козы и птицы, было обычным явлением, а знание обработки железа предоставило инструменты, с помощью которых осуществлялась большая часть этих действий.
До игбо прибытия в регион Арочукву группа прото- Ибибио мигрировала в этот район и основала Королевство Ибом . Эта группа прото-ибибио первоначально происходила из Ушака Эдета ( Исангеле ), сегмента Эджагама на территории современного Южного Камеруна . В конце концов, группы поселенцев игбо переехали в этот район. Напряженность между поселенцами игбо и коренным населением Ибибио привела к Аро-Ибибио войнам . Эфик были родом из Королевства Ибом и, возможно , покинули его до или во время Войн Аро-Ибибио.
Жители Эджагама относятся к земле с величайшим уважением. Земля дает урожай, который растет на полях, воду для питья и купания в реке, а также животных, на которых можно охотиться в лесу. Мужчина, выбравший место поселения, становится главой села. Нынешнему главе села, как и всем предыдущим вождям до него, почитают до скончания веков. Каждый раз, когда деревню встречают благословением, люди приносят подношения предкам. [ 6 ] : 17
Народ Экой, хотя и говорит на одном языке, не склонен жить в полном унисон. Люди, живущие на территории нынешней Юго-Восточной Нигерии и Юго-Западного Камеруна, были физически разделены британскими и немецкими колониальными владениями в Африке. Когда немецкий капитан по имени Фон Вайс был убит, европейская держава приняла меры по борьбе с коренным народом экой (Немецко-экойская война 1899-1904 гг.). Однако реакция не была единообразной; не только не было генеральных сражений, но некоторые деревни бежали, вместо того чтобы сопротивляться. [ 8 ] Более того, народ экой в Нигерии, контролируемой Великобританией, не помогал своим этническим соотечественникам. [ 8 ]
Люди экои, взятые в рабство через Атлантику, были известны на Кубе , где их искусство, представленное в форме барабанов и головных уборов, сохранилось и по сей день. [ 4 ]
Колониализм
[ редактировать ]Колониализм достиг своего пика в XVIII и XIX веках после предыдущих столкновений с португальцами. Олд-Калабар, город-государство на юго-востоке Нигерии, был крупным центром работорговли, а также торговли пальмовым маслом. За это время коренная культура была полностью уничтожена, а охота на людей и человеческие жертвоприношения были на рекордно высоком уровне. [ 7 ] : 5–6
Общество Экой
[ редактировать ]Эджагам, этническая группа в Восточной Нигерии, была первой, кто начал делать маски, покрытые кожей, и танцевать в них. Регионы Нигерии и Камеруна имеют схожие племенные организации и традиционные маски. Нква-мбук, общество Экой, носившее маски, проводило такие ритуалы, как человеческие жертвоприношения и охота за головами. После победы в битве шкуру врагов снимали и превращали в маску, провозглашающую победу. Голова и сердце – самые значимые части тела. Голова — обитель духа, поэтому возвращение с головой постороннего означало, что ты сильный человек. Ожидалось, что мужчины будут участвовать в боевых действиях, чтобы быть принятыми в обществе мужской власти и иметь возможность жениться. [ 7 ] : 5–6
Когда и Ннимм
[ редактировать ]Общества Мгбе и Ннимм предназначались для мужчин и женщин соответственно в общине Экой. Общество Экпе (Леопарда) верило в историю о старом короле по имени Танзе. Когда он умер, он стал рыбой, которую поймала женщина. Мужчина убил женщину, создал Общество Леопарда, а Танзе стала телом женского барабана. [ 4 ] В этой сказке символы рычащей рыбы и леопарда рассматриваются как знаки Бога, и поэтому к ним будут обращаться в каждом дворе Экой. [ 4 ]
Посвященными Ннимма будут незамужние молодые девушки. [ 4 ] Они носили платья с рукописной росписью по телу и материальные платья из калебаса и ракушек, а также кожаные ожерелья. Кости обезьян сочетались с головными уборами из перьев (единственное перо на затылке было самым важным, поскольку это было перо Ннимма) и заканчивались оберткой с бахромой из каури. [ 4 ] Перья Ннимма стали очень важны для африканцев на Кубе . [ 4 ]
-
Главный священник Нимса
-
Возьмите неофитов
Искусство
[ редактировать ]Культура Экой известна мастерством скульптуры. Сложность его искусства является намеком на сложность организации народа Экой. Их маски уникальны, поскольку в отличие от большинства традиционных африканских масок , маски Экой довольно реалистичны. В подходе Экой к созданию двусторонних масок более темная сторона представляла мужскую силу, а более белая сторона - женскую силу. [ 10 ] Деревянные маски часто покрывались полосками кожи животных или человека. Аспект реализма усиливается блестящими глазами, а иногда и человеческими волосами. Зубы могут быть вырезаны из дерева, как и остальная часть скульптуры, или из других материалов, таких как дерево или тростник. [ 11 ] : 5
Боди-арт и поэзия также имеют решающее значение для мужчин, поскольку они рассматриваются одновременно как воины и художники. Хотя войны в истории Экой были редкостью, за исключением немецко-экойской войны между 1899-1904 годами. [ 4 ] [ 8 ]
-
Статуя с длинными рожками, коллекция Музея афро-Бразилия (Сан-Паулу)
-
Маска Экой, Британский музей.
-
Живая статуя
-
Головной убор Экой, Музей Де Янга.
-
Живая статуя
-
Головной убор Экой, Художественный музей Гонолулу.
-
Скульптуры Экои, Линден-музей Штутгарт
-
Ejagham, маска, покрытая кожей, с блестящими глазами.
Мифология
[ редактировать ]У Экой есть большое количество устных историй. Одна история творения рассказывает о том, как Бог создал первых мужчину и женщину и позволил им жить в хижине. Бог велит мужчине оплодотворить женщину и уходит до рождения ребенка. Когда ребенок рождается, Бог поручает мужчине и женщине заботиться о своем новом ребенке. В конце сказки выясняется, что все люди — потомки этого мужчины и женщины. [ 12 ]
Другая история, объясняющая мир природы, рассказывает об Орле и Быке, играющих в прятки. Орел немедленно находит Быка, а затем прячется на его рогах, где Бык не может его видеть. Бык подходит к каждому животному и спрашивает, видели ли они Орла, но Орел говорит им всем ничего не говорить. Наконец, Фаул говорит Быку, что Орел у него на рогах. В ярости Орел хватает Фаула и клянется, что за это преступление заберет его детей. Говорят, из-за этого орлы поедают молодых птиц. [ 12 ]
Фольклор
[ редактировать ]Экои верят в божеств по имени Обаси Нси и Обаси Осау. Несмотря на то, что оба они могущественны, Обаси Нси считается любящим и заботливым божеством, которое созревает пищу, которую люди Экой сажают в землю. Когда вы умрете, ваше тело будет похоронено в земле вместе с вашими важными земными вещами. Затем душа покидает тело и принимает эту новую форму, пока вы живете под землей вместе с Обаси Нси. Теперь Обаси Осау считается жестоким и опасным, поскольку он наводит ужас на жителей Экой и несет ответственность за то, что привел их к смерти. Он не принимает подношения, хотя люди все равно будут пытаться это сделать, подбрасывая предметы в воздух только для того, чтобы они упали обратно. Чтобы защитить людей от упавших предметов, Обаси Нси затягивает их в землю, что показывает, что Обаси Нси более могущественный, чем Обаси Осау. Эти божества дружат, они делят подношения и едят вместе. Сообщество Экой называет Обаси Нси своей матерью из-за ее доброго духа (Ма Обаси, известная как Леди Обаси), а Обаси Осау (Нта Обаси, известная как Лорд Обаси) является их отцом. [ 13 ] : 255–256
Леопарды
[ редактировать ]Леопарды особенно будут считаться важными в обществе Экой. Во времена нтуи (вождей) назначенные нтуи покидали свой дом и приносили ряд жертвоприношений. Сюда входили тюбетейки с зубами леопарда, посох, обтянутый шкурой леопарда, и ожерелье из зубов леопарда. [ 14 ] Кроме того, когда нтуи умирал, его люди входили в джунгли, чтобы вернуть нгбе , когда дух нтуи возвращается к Богу. Если бы они не были осторожны, считается, что на них напал бы настоящий леопард. [ 14 ]
Библиография
[ редактировать ]- Шедлер, Карл-Фердинанд (1984). Эхо . Мюнхен: Пантерра Верлаг. АСИН B0007B16FU .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Экой . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 24 января 2009 г.
- ^ Карлсон, Аманда (2004). «Нсибиди: система письменности коренных народов». В Пике, Филип М.; Янка, Квеси (ред.). Африканский фольклор: Энциклопедия (иллюстрированное изд.). Тейлор и Фрэнсис. п. 599. ИСБН 978-0-415-93933-1 .
- ^ Слогар, Кристофер (2007). «Ранняя керамика из Калабара, Нигерия: к истории Нсибиди» . Африканское искусство . 40 (1): 18–19. дои : 10.1162/afar.2007.40.1.18 . ISSN 0001-9933 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Томпсон, Роберт Фаррис (1984). Вспышка духа: африканское и афроамериканское искусство и философия . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 978-0-394-72369-3 . OCLC 1031963287 .
- ^ Нвосу, Майк (2010). «Во имя знака: письмо Нсибиди как язык и литература перекрестка» . Семиотика (182): 286. doi : 10.1515/semi.2010.061 . ISSN 1613-3692 .
- ^ Перейти обратно: а б Рёшенталер, Юте (1996). Эджагам (1-е изд.). Нью-Йорк: Паб Rosen. Группа. ISBN 0-8239-1993-5 . OCLC 34553391 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шедлер, Карл Фердинанд (1984). Экой . Мюнхен. ISBN 3-7679-0231-1 . OCLC 718779411 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Анене, JC (декабрь 1961 г.). «ГРАНИЦА НИГЕРИЯ — ЮЖНЫЙ КАМЕРУН (Этнополитический анализ)». Журнал Исторического общества Нигерии . 2 : 186–195 – через JSTOR.
- ^ Онор, Сэнди (2015). «Хронология и устная историческая реконструкция: пример Эджагама в регионе Кросс-Ривер в Нигерии» . Журнал Исторического общества Нигерии . 24 : 37–55. ISSN 0018-2540 . JSTOR 24768928 . Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии МУДРЕЦ. ISBN 978-1-4129-3636-1 .
- ^ Престон., Блиер, Сюзанна (1980). Река Африка-Кросс: новое определение искусства нигерийско-камерунской границы . Галерея Л. Кахана. OCLC 600695253 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Талбот, П. Амори (1913). «4. Две истории Экой». Мужчина . 13 :6–8. дои : 10.2307/2788493 . ISSN 0025-1496 . JSTOR 2788493 .
- ^ Курландер, Гарольд (1975). Сокровищница африканского фольклора: устная литература, традиции, мифы, легенды, эпос, сказки, воспоминания, мудрость, поговорки и юмор Африки . Марлоу и Ко ISBN 1-56924-536-3 . OCLC 1295732989 .
- ^ Перейти обратно: а б Джеффрис, MDW (1939). «Некоторые заметки об Экой». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 69 (1): 95–108. дои : 10.2307/2844232 . ISSN 0307-3114 . JSTOR 2844232 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ХРОНОЛОГИЯ И УСТНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ: ПРИМЕР ЭДЖАГАМА РЕГИОНА КРОСС-РИВЕР В НИГЕРИИ
- Похоронные обряды народа эджагам в штате Кросс-Ривер: оценка местного правительства Акамкпа
- Генетическая изменчивость свидетельствует о крупномасштабном расширении населения и миграции во время экспансии народов, говорящих на банту.
- Оценка места традиционного института экпе как инструмента национального строительства в доколониальном регионе Кросс-Ривер
- Краткий экскурс в жизнь жителей Ибибио
- ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЮГО-ВОСТОЧНУЮ НИГЕРИЙСКУЮ ДИАСПОРУ