Мартин P6M СиМастер
P6M СиМастер | |
---|---|
Роль | Патрульный летающий катер |
Производитель | Компания Гленна Л. Мартина |
Первый полет | 14 июля 1955 г. |
Основной пользователь | ВМС США |
Количество построенных | 12 |
Martin P6M SeaMaster — экспериментальная -стратегический бомбардировщик, летающая лодка построенная компанией Glenn L. Martin для ВМС США и почти поступившая на вооружение; были построены серийные самолеты, а экипажи ВМФ проходили боевую подготовку, а поступление на службу ожидалось примерно через шесть месяцев, когда программа была отменена 21 августа 1959 года. Задуманная как система доставки стратегического ядерного оружия для ВМФ, SeaMaster затмила Polaris. баллистическая ракета подводного базирования (БРПЛ). Из-за политической ситуации в Пентагоне и выбора системы вооружения, сделанного в условиях бюджетных ограничений, ВМС продвигали P6M в первую очередь как высокоскоростной минный заградитель . [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В послевоенной оборонной обстановке США ВВС Стратегическое авиационное командование было стержнем безопасности Соединенных Штатов как единственное средство доставки национального ядерного арсенала. Военно-морской флот видел, что его стратегическая роль затмевается ВВС, и понимал, что на карту поставлены его престиж и бюджет.
Первой попыткой решить эту проблему стал USS United States , крупный суперавианосец, предназначенный для запуска стратегических бомбардировщиков ВМФ. Это было отменено в 1950 году, вскоре после закладки киля, ставшего жертвой сокращения бюджета и вмешательства ВВС США . В ответ ВМС решили создать «Ударный отряд гидросамолетов», полезный как для ядерной, так и для обычной войны, включая разведку и минные постановки. Группы этих самолетов, поддерживаемые тендерами гидросамолетов или специальными подводными лодками, могли находиться в непосредственной близости от противника и, будучи мобильными, их было бы трудно нейтрализовать.
Требование, выданное в апреле 1951 года, заключалось в том, чтобы гидросамолет мог нести боевую нагрузку массой 30 000 фунтов (14 000 кг) на расстояние 1500 миль (1300 морских миль ; 2400 км ) от своей водной базы. Самолет должен был быть способен совершать рывок на малой высоте со скоростью 0,9 Маха (1100 км/ч). И Convair , и Martin представили свои предложения, и предложение Мартина было выбрано как более многообещающее. Был выдан заказ на два прототипа, в результате чего планировалось создать шесть предсерийных самолетов и двадцать четыре серийных самолета.
Первоначально на самолете должен был быть установлен турбо прямоточный воздушно-реактивный двигатель Curtiss-Wright. [ 2 ] [ 3 ] но здесь возникли проблемы, и был использован более традиционный турбореактивный двигатель Allison J71-A-4 , установленный попарно в надкрыльевых отсеках, чтобы не допускать попадания брызг в воздухозаборники. Использовались крылья со стреловидностью 40°; они имели заметный анэдральный вид и были спроектированы с наконечниками, которые на воде выполняли функцию поплавков. многие особенности прототипа бомбардировщика Мартина XB-51 Были использованы , в том числе цельнолетающее Т-образное хвостовое оперение и вращающийся бомбовый отсек, пневматически изолированный от морской воды в P6M.
Операционная история
[ редактировать ]Первый полет XP6M -1 состоялся 14 июля 1955 года. [ 4 ] но ранние испытания показали, что двигатели были установлены слишком близко к фюзеляжу и поджигали его при использовании форсажных камер, что привело к небольшому наклону двигателей наружу на последующих самолетах. Летные испытания поначалу прошли успешно, но 7 декабря 1955 года из-за неисправности системы управления первый прототип был уничтожен, все находившиеся на борту погибли. Первый прототип, BuNo 138821 , c/n XP-1, развалился в полете на высоте 5000 футов (1500 м) из-за того, что горизонтальное оперение заполнилось вверх из-за неисправности управления, подвергнув планер нагрузке 9 g в начале полета. вне петли, врезавшись в реку Потомак недалеко от слияния реки Святой Марии , в результате чего погибли четыре члена экипажа. [ 4 ]
Одиннадцать месяцев спустя, 9 ноября 1956 года, второй прототип, BuNo 138822 , c/n XP-2, впервые совершивший полет 18 мая 1956 года, также был уничтожен из-за изменения, внесенного в систему управления горизонтальным стабилизатором без адекватной оценки перед испытаниями. летающий дизайн. Крушение произошло в 15:36 недалеко от Одессы, штат Делавэр, из-за неисправного домкрата лифта. Когда гидросамолет поднялся на высоту ~ 21 000 футов (6 400 м) и не отреагировал на команды управления, экипаж из четырех человек катапультировался. Планер развалился после падения на высоту 6000 футов (1800 м) перед ударом. [ 2 ] [ 5 ]
Первый предсерийный YP6M-1 был завершен примерно через год, а испытания возобновились в январе 1958 года .
Еще пять были построены в 1958 году, когда ВМС объявили, что испытательное предприятие Harvey Point Defense в Хертфорде, Северная Каролина, будет служить испытательным полигоном для флота Martin P6M SeaMasters. Эти самолеты были оснащены испытательными версиями полного комплекта боевого оборудования и использовались для бомбометания, постановки мин и оценки разведки. Двигатели J71 были ненадежными, а у самолета были проблемы с попаданием брызг при более высокой полной массе, что ограничивало взлет до идеальных условий. [ 6 ] У P6M-1 также был серьезный недостаток управления из-за зависания при некоторых настройках дифферента. [ 7 ] Эти недостатки привели к сокращению программы P6M-1, поскольку ее успешное развитие больше не считалось возможным.
Военно-морской флот и компания Martin посчитали, что новая версия P6M-2 станет полезным самолетом. Первый был выпущен в начале 1959 года. Изменения включали новые, более мощные Pratt & Whitney J75 двигатели , зонд для дозаправки в воздухе , улучшенную авионику и фонарь с улучшенной обзорностью. Также был разработан тормозной комплект для дозаправки , который можно было разместить в бомбоотсеке. Три из них были построены к лету 1959 года, и экипажи ВМФ переводили их в эксплуатацию, когда в августе того же года программа была внезапно отменена.
P6M-2 был впечатляющим самолетом; его скорость 0,9 Маха (1100 км/ч) «на палубе» могла сравниться с немногими самолетами того времени. Самолеты были прочными, с толщиной обшивки у корней крыльев более 1 дюйма (25 мм). Обычно послушные и приятные характеристики управления P6M-1 были заменены некоторыми серьезными эффектами сжимаемости выше 0,8 Маха. К ним относятся быстрые изменения дифферента по направлению, сильное биение и падение крыла, требующее высоких усилий управления для противодействия. Пока эти проблемы не были устранены, Р6М-2 не мог рассматриваться для использования флотом. [ 8 ] Было установлено, что проблемы вызваны большими мотогондолами, необходимыми для J75. Были также проблемы на воде, в том числе склонность поплавков к закапыванию в определенных ситуациях и помпаж двигателя. Эти проблемы в конечном итоге были решены, но время истекло, когда первые экипажи готовились к его боевому дебюту. Администрация Эйзенхауэра проводила значительные сокращения оборонного бюджета, что заставило ВМФ сделать выбор. В августе 1959 года Мартину было приказано прекратить работу, и программу собирались отменить. Гидросамолеты составляли небольшую часть военно-морской авиации США, а P6M значительно превышал бюджет и отставал от графика и конкурировал с авианосцами за финансирование. Военно-морской флот также разработал потенциально превосходящую систему для нанесения ядерного удара — подводную лодку с баллистическими ракетами .
В эпоху межконтинентальных баллистических ракет и БРПЛ пилотируемый бомбардировщик превратился в дорогую и ненадежную систему доставки ядерного оружия. Программа P6M уже обошлась в 400 миллионов долларов (около 2,5 миллиардов долларов в ценах 2004 года). [update]) и не могло быть оправдано без стратегической миссии. [ нужна ссылка ]
Все экземпляры были списаны, хотя некоторые хвостовые части были сохранены для испытаний, и одна из них сейчас находится в Музее авиации Гленна Л. Мартина в Мэриленде . [ нужна ссылка ]
Мартин безуспешно пытался продать эту технологию на гражданском рынке с версией под названием SeaMistress , но желающих не нашлось. [ 9 ] и вскоре компания полностью отказалась от авиационного бизнеса, чтобы сосредоточиться на ракетах и электронике. P6M был последним самолетом, построенным компанией Glenn L. Martin.
Варианты
[ редактировать ]- ХР6М-1
- прототипы, построено два (BuNos 138821, 138822). Оба разбились.
- ЯП6М-1
- Предсерийная модель, построено шесть (BuNos 143822-143827). Все шесть экземпляров были списаны после отмены программы.
- П6М-2
- серийная модель, построено восемь (BuNos 145876-145899). 145877-145879 были завершены и совершили полет, 145876 и 145880-145883 были завершены, но не совершили полет. Контракты на номера 145884-145899 были аннулированы.
Технические характеристики (П6М-2)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Длина: 134 футов 4 дюйма (40,94 м)
- Размах крыльев: 102 фута 7 дюймов (31,27 м)
- Высота: 33 фута 10 дюймов (10,31 м)
- Площадь крыла: 1900 кв. футов (180 м ). 2 )
- Пустой вес: 97 439 фунтов (44 198 кг)
- Полная масса: 184 280 фунтов (83 588 кг) (при взлете)
- 162 392 фунта (73 660 кг) (в бою)
- Максимальный взлетный вес: 190 000 фунтов (86 183 кг) на тихой воде.
- 160 000 фунтов (72 575 кг) в бурной воде (зыбь от 6 до 9 футов (от 1,8 до 2,7 м))
- Силовая установка: 4 турбореактивных двигателя Pratt & Whitney J75-P-2 с тягой 17 500 фунтов силы (78 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 686 миль в час (1104 км/ч, 596 узлов) на высоте 20 000 футов (6096 м)
- Крейсерская скорость: 535 миль в час (861 км/ч, 465 узлов)
- Скорость сваливания: 152 миль в час (245 км/ч, 132 узла) (двигатель выключен, закрылки опущены, масса ТО)
- Диапазон: 2083 миль (3352 км, 1810 миль)
- Боевая дальность: 750 миль (1210 км, 650 миль) (с полезной нагрузкой 30 000 фунтов (14 000 кг))
- 1726 миль (1500 миль; 2778 км) с одним AAR от танкера P6M-2
- Практический потолок: 50 000 футов (15 000 м)
- Скорость набора высоты: 7380 футов/мин (37,5 м/с).
- Нагрузка на крыло: 100 фунтов/кв. футов (490 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,368
Вооружение
- Орудия: 2 × 20-мм пушки в задней дистанционно управляемой башне (1000 выстрелов/20 мм).
- Мины : 28 x MK36 Mod 1 (1001 фунт/шт, 454 кг/шт) - 28 028 фунтов/всего (12 713 кг)
- Мины: 15 x MK25 Mod 2 (2030 фунтов/шт, 921 кг/шт) - 30 450 фунтов/всего (13 812 кг)
- Мины: 36 x MK50 Mod 0 (504 фунта/шт, 228 кг/шт) - 18 144 фунта/всего (8 230 кг)
- Мины: 15 x MK52 Mod 0,1,2,3,4,5,6 (1348 фунтов/шт, 611 кг/шт) - 20 220 фунтов/всего (9 172 кг)
- Мины: 8 x MK39 Mod 0 (2025 фунтов/шт, 919 кг/шт) - 16 200 фунтов/всего (7348 кг)
- Мины: 15 x MK19 Mod 2 (540 фунтов/шт, 245 кг/шт) - 8100 фунтов/всего (3674 кг)
- Мины: 5 x MK10 Mod 9 (1960 фунтов/шт, 889 кг/шт) — 9800 фунтов/всего (4445 кг)
- Разведка: камера высотной разведки, 4050 фунтов/всего (1837 кг)
- Разведка: M120(T9E8) 27 фотовспышек (154 фунта/шт., 70 кг/шт.), 4158 фунтов (1886 кг)
- Бомба: 2 x MK91 (3500 фунтов/шт, 1588 кг/шт) - 7000 фунтов/всего (3175 кг)
- Бомба: 1 x MK28 (1800 фунтов/шт, 817 кг/шт) - 1800 фунтов/всего (817 кг)
Авионика
- Система управления огнем : хвостовая турель Aero X-23B AGL, автоматическая навигации и постановки мин ASQ-29. система
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список летающих лодок и гидросамолетов
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
- Список военных самолетов США
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пит и Райтель 2001 , с. 148
- ^ Jump up to: а б Грег Гебель. «Martin SeaMaster и Convair Sea Dart» .
- ^ American Aviation , 12 сентября 1955 г., стр. 12: «Военно-морской флот планирует использовать более мощные двигатели, чем четыре Allison J71, плюс форсажные камеры, чтобы сделать серийную модель Martin Seamaster сверхзвуковой. XP6M-1 с J71 будет развивать скорость 0,95 Маха».
- ^ Jump up to: а б Николау 1986 , стр. 25–26.
- ^ Николау 1986 , стр. 26–27.
- ^ Пит и Райтель 2001 , с. 98
- ^ Пит и Райтель 2001 , с. 107
- ^ Пит и Райтель 2001 , с. 117
- ^ «Морские монстры военно-морского флота», Марк Волвертон, Air & Space , февраль/март 2012 г., стр. 62–63. [1]
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Фрэнсис Дж. (март – апрель 2001 г.). «Гигант Посейдона: история Martin P6M SeaMaster». Энтузиаст авиации (92): 16–27. ISSN 0143-5450 .
- Николау, Стефан (декабрь 1986 г.). «Хозяин морей: летающая лодка Martin P6M». Крылья . Том. 16, нет. 6. Гранада-Хиллз, Калифорния: Sentry Publications.
- Пит, Стэн; Райтель, Эл (2001). Мартин П6М СиМастер . Бель-Эйр, Мэриленд: Martineer Press. ISBN 0-9700662-0-1 .