История религии в Нидерландах
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2020 г. ) |
История религии в Нидерландах характеризовалась значительным разнообразием религиозной мысли и практики. С 1600 года до второй половины 20-го века север и запад приняли протестантскую Реформацию и были кальвинистами . Юго-восток был преимущественно католическим . [1] В связи с иммиграцией из арабского мира (Северная Африка и Ближний Восток) в 20 веке мусульмане и другие религиозные меньшинства были сконцентрированы в этнических кварталах городов.
С 1960-х годов Нидерланды стали одной из самых светских стран западного мира. В опросе, проведенном VU Amsterdam в декабре 2014 года , больше атеистов было зарегистрировано (25%), чем теистов впервые в истории Нидерландов (17%). Большая часть остального населения идентифицировала себя как агностик (31%) или иецист (27%). [2]
Предыстория и раннее средневековье
[ редактировать ]До появления христианства Нидерланды были населены кельтскими племенами на Юге, придерживавшимися кельтского многобожия , и германскими племенами на Севере, придерживавшимися германского язычества . После того, как Римская империя оккупировала более поздние южные Нидерланды, там стала важна римская мифология , а также религии Ближнего Востока, включая реликвии египетской мифологии , иудаизма , митраизма и более позднего христианства .
Древнейшие сведения о исповедании религии жителями регионов, которые сейчас являются « Нидерландами », были переданы римлянами . Вопреки тому, что предполагают древние источники, Рейн, который явно образовывал границу Римской империи, не служил границей между жилыми районами кельтов и германцев . К югу от него поселились германцы (Германи Цисренани), а многие топонимы и археологические находки указывают на присутствие кельтов севернее Рейна. Между этими «кельтско-германскими народами» и позже римскими завоевателями ( латинизация ) произошел культурный обмен. Адаптация политеистических религий и других мифов произошла среди различных племен, впитав в себя влияние германской, кельтской и более поздней римской мифологии . Такие боги, как Нехаленния , Хлудана и Сандраудига, имеют кельтское или кельто-германское происхождение; у германцев были такие боги, как Водан , Донар и Фригг / Фрейя из Скандинавии . Юпитер , Минерва и Венера были завезены римлянами. Тацит описал миф о сотворении мира Манну , первобытном человеке, от которого, как говорили, произошли все германские племена. У кельтов и германцев в Нидерландах также, скорее всего, были святыни на деревьях, по примеру древнескандинавского Иггдрасиля и саксонского Ирминсула и дуба Донара . Храмы, вероятно, строились только во время и после латинизации. Примеры сохранились в Empel и Elst .
С 4 по 6 век нашей эры произошло Великое переселение народов , в ходе которого мелкие кельто-германско-римские племена в Нидерландах постепенно были вытеснены тремя крупными германскими племенами: франками , фризами и саксами . Около 500 г. франки, первоначально проживавшие между Рейном и Соммой , приняли христианство под давлением своего короля Хлодовича . территории к югу от реки Маас контролировалась с раннего средневековья до 1559 года архидьяконом Кемпенландом Большая часть , который входил в состав епархии Тонгерен-Маастрихт-Льеж. Кафедра этой епархии, последовательно города Тонгерен , Маастрихт и Льеж , составила основу, благодаря которой эта часть Нидерландов, вероятно, была христианизирована. По традиции, первый епископ Маастрихта Серватий был похоронен в этом городе в 384 году нашей эры. Документально подтверждено, что только епископ Домициан (ок. 535 г.) проживал в Маастрихте.
В начале VI века прибыли первые (хиберно-шотландские) миссионеры. Позже их заменили англосаксонские миссионеры, которым в конечном итоге удалось обратить в христианство большую часть жителей южных Нидерландов к 8 веку.
С конца VII века миссионеры, пришедшие из Англии и Ирландии , такие как Бонифаций , Лебуин , Людгер , Плехельм , Виллехад и особенно Виллиброрд , стремились обратить в христианство жителей областей к северу от рек Маас и Рейн. Они имели разную степень успеха, о чем свидетельствуют (не всегда достоверные) описания их жизни, написанные о них. Хотя некоторые проповеди принесли успех, фризский король Радбауд отказался креститься от Вульфрама . Поскольку он был уверен, что попадет на небеса, если покается и обратится, Радбауд вместо этого выбрал загробную жизнь со своими предками, которые, по словам Вульфрама, находились в аду . После фризско-франкских войн (ок. 600–793) и саксонских войн (772–804) все Нидерланды попали под власть франкских королей-христиан. Они хотели, чтобы их люди были одновременно религиозными и политическими субъектами, поскольку короли претендовали на божественное право лидерства. Старосаксонский обет крещения описывает, как человек должен отказаться от своих старых богов (описываемых как «дьяволы») и подчиниться христианскому вероисповеданию. Троица .
В 8 веке англосаксонские миссионеры, такие как Бонифаций, продолжали усилия по христианизации земли, населенной фризами . Но Бонифаций был убит в 754 году близ Доккума фризами, потому что они думали, что он несет золото. Миссионерам постепенно удалось обратить Север в 8 веке. К началу 9 века контролируемые саксонцами северо-восточные регионы также были подчинены и христианизированы Лебуином , Плехельмом и Люгерусом . Прошло до 1000 г. н. э., прежде чем все языческие народы были обращены в христианство, а фризская и саксонская религии вымерли. Элементы этих религий были впитаны в христианскую религию , которая является синкретической. В последующие столетия католическое христианство было основной религией в Нидерландах, но в консервативных деревенских обществах, вероятно, сохранились и другие практики.
Высокое и позднее средневековье
[ редактировать ]Религиозная жизнь была повсеместно распространена в средневековом обществе. Важные аббатства, такие как Ролдук , Сустерен , Синт-Одиленберг и Эгмонд, имели большое влияние в сельской местности. Они были центрами обучения и грамотности. В христианских центрах Утрехта и Маастрихта были созданы могущественные капитулы. С 13 века во многих городах поселились монашеские и рыцарские ордена, такие как францисканцы , доминиканцы и рыцари Тевтонского ордена . Они также принимали участие во многих крестовых походах 12-го и 13-го веков на Святую Землю (см. Участие фризов в крестовых походах ).
Если до XII века правосудие существовало в основном в действиях кенгуру-судов , которые часто проводили судебные разбирательства с целью установления вины или невиновности человека, то в течение XII века церковные и светские власти взяли на себя больший контроль над системой правосудия. Правила церкви (в частности, Четвертого Латеранского собора в 1215 году) и монархи поддерживали порядок. В конце Средневековья Devotio Moderna (среди других Герт Гроот и Фома Кемпис ) создали духовное нововведение. В XIV и XV веках изнутри католической церкви раздались первые призывы к религиозной реформе. Герт Гроот основал « Братьев общей жизни» , влиятельный мистический орден . Влияние гуманизма (особенно через учение Эразма и Дирка Корнхерта ) изменило голландский мир. Начался переход от теоцентрического к антропоцентрическому мировоззрению.
Реформация в период раннего Нового времени
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2020 г. ) |
Католицизм доминировал в голландской религии до начала 16 века, когда протестантская Реформация . начала развиваться [3] Лютеранство не получило особой поддержки среди голландцев, в отличие от кальвинизма, появившегося два десятилетия спустя. Оно начало свое распространение в Вестхуке и графстве Фландрия, где тайные проповеди на голландском языке, называемые хагенпрекен (« речь о живой изгороди »), проводились на открытом воздухе. Постепенно недовольство среди голландцев росло и вспыхнуло в 1566 году так называемым Бельденштормом , волной иконоборчества . Это быстро распространилось по всем голландским регионам и, в конечном итоге, привело к тому, что впоследствии стало голландским восстанием против католицизма и испанского контроля. В эпоху Возрождения и протестантской Реформации в северных частях независимых Нидерландов начала формироваться независимая голландская религиозная традиция.
Самым выдающимся голландским богословом был гуманист Дезидерий Эразм . Он критиковал злоупотребления внутри католической церкви и призывал к реформам, но держался на расстоянии от Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона . Он продолжал признавать власть Папы. Эразм подчеркивал средний путь, с глубоким уважением к традиционной вере, благочестию и благодати, и отвергал акцент Лютера только на вере. Поэтому Эразм всю свою жизнь оставался католиком. Что касается клерикальных злоупотреблений в Церкви, Эразм оставался приверженным реформированию Церкви изнутри. Он также придерживался католических доктрин, таких как доктрина свободы воли , которую некоторые кальвинистские реформаторы отвергли в пользу доктрины предопределения . Его средний подход разочаровал и даже разозлил ученых обоих лагерей. [4]
XVI и XVII века характеризовались протестантской Реформацией, которая сильно повлияла на историю Нидерландов , особенно в западных и северных районах страны. Они также имели влияние на восточноанглийские графства, с которыми поддерживали контакты посредством торговли через Северное море. Первая волна Реформации, инициированная Лютером, не дошла до Нидерландов.
Вторая волна протестантской Реформации — анабаптизм — стала очень популярной в графствах Голландии и Фрисландии . Анабаптизм был частью радикальной Реформации , ответом на коррупцию как в католической церкви , так и в расширяющемся протестантском движении . Они отказались жить по-старому и основали новые общины, что привело к жестоким преследованиям. Видным голландским анабаптистом был Менно Симонс , который положил начало меннонитской церкви . Другой анабаптист, Янтье ван Лейден, стал правителем недавно основанного города Нового Иерусалима . [ нужна ссылка ] Анабаптисты выживали на протяжении веков и были признаны Генеральными штатами Нидерландов в 1578 году . Институционализированное голландское крещение было образцом как для английских, так и для американских баптистов .
Третья волна Реформации, кальвинизм , пришла в Нидерланды в 1540-х годах. Часть как элиты, так и простолюдинов, в основном во Фландрии , переняла это влияние. Затем, контролируя Нидерланды, испанское правительство под руководством Филиппа II начало жестокие кампании преследования при поддержке инквизиции католической церкви, поскольку протестантизм рассматривался как угроза королевскому правительству. В ответ на это преследование кальвинисты восстали. Во время Бельденской бури 1566 года они устроили иконоборчество, уничтожая статуи, картины и другие религиозные изображения и артефакты в церквях. Также в 1566 году Вильгельм Безмолвный , принц Оранский , принявший кальвинизм, начал Восьмидесятилетнюю войну , чтобы освободить голландцев-кальвинистов от испанцев-католиков.
Графства Голландия и Зеландия были завоеваны кальвинистами в 1572 году. В то время в Голландии и Зеландии многие жители уже были кальвинистами, но другие штаты все еще были почти полностью католиками. Сословия Голландии во главе с Паулюсом Байсом решили поддержать Вильгельма Молчаливого. Все церкви на кальвинистских территориях стали кальвинистскими, и большая часть населения на этих территориях обратилась в кальвинизм или была вынуждена принять его. Поскольку Нидерланды получили независимость от Испании как по политическим, так и по религиозным вопросам, они решили практиковать определенные формы толерантности по отношению к людям некоторых других религий. Он открыл свои границы для религиозных инакомыслящих (протестантов и евреев) из других стран. Например, Рене Декарт , французский католик, большую часть своей взрослой жизни прожил в Нидерландах. Когда Реформация достигла Англии, некоторые пуритане бежали от преследований в Амстердам и другие голландские города. (Евреи были изгнаны из Испании и Португалии в конце 15-го и 16-го веков, если они отказывались принять католицизм, и им был запрещен въезд в Англию.) Но в регионах, где доминировали кальвинисты, продолжались преследования, а затем и дискриминация коренных голландских католиков.
Филипп II Испанский был потомственным правителем Нидерландов. Будучи набожным католиком, Филипп считал, что обязан бороться с протестантизмом, который также угрожал его правлению. После Бельденшторма он послал войска для подавления протестантизма в Нидерландах. Испанцы завоевали южные Нидерланды (Фландрию и Брабант). Протестанты из этой области, многие из которых были преуспевающими торговцами , массово бежали в Голландию, Зеландию и Фрисландию. Крайним примером стал город Хондсхот , где население упало с 18 000 до 385 жителей. Антверпен , бывший когда-то самым могущественным городом в Нидерландах, потерял более половины своих жителей в результате этого исхода. [5]
В северных графствах, контролируемых кальвинистами, многие из оставшихся католиков были склонны перейти в протестантизм ради временной выгоды, чтобы выжить в изменившемся обществе. В начале 17 века римско-католические иезуиты начали Контрреформацию, чтобы возродить веру среди католиков. В тех регионах, где могли действовать иезуиты, голландские католики получили поддержку в своей вере, а некоторые кальвинисты вернулись в католицизм. Однако число католиков сократилось из-за нехватки священников, особенно в сельских районах Гельре , Оверэйссела , Гронингена и Фрисландии .
В то же время более крупные западные города получили приток протестантских иммигрантов из Германии , Фландрии и Франции и приобрели протестантский характер. Строгие кальвинисты преобразовали полосу земель с юго-запада (провинция Зеландия ), через Велюве , на север Нидерландов (до города Стафорст ) в течение 17-го и даже даже 18-го веков. Это остается строго кальвинистским и по сей день.
Во время Двенадцатилетнего перемирия (между 1609 и 1621 годами) в Восьмидесятилетней войне гражданская война в Нидерландах развернулась пытался по религиозному признаку. Дортский синод положить конец внутреннему богословскому конфликту внутри кальвинистской церкви между двумя течениями кальвинизма: либеральными арминианами или ремонстрантами и строгими гомаристами или контрремонстрантами. Гражданская война вспыхнула в 1610-х годах между строгими и либеральными кальвинистами. Либеральные Штаты Голландии покинули республику. Сторона строгих кальвинистов победила (принц Морис Оранский и другие провинции), а Йохан ван Ольдебарневельт , официальный глава государства графства Голландия, был казнен. Кальвинизм стал де-факто государственной религией . Только кальвинистам (а в некоторых случаях и евреям) разрешалось занимать политические посты. К другим христианским конфессиям в основном относились терпимо, хотя и подвергались дискриминации, а верующим не разрешалось исповедовать свою религию публично. Иудаизм был разрешен публично, а лютеранство — только в крупных городах. Это было разрешено только при условии, что прихожане сохранят кальвинистский стиль интерьера церкви, не имея распятия , которые до сих пор выставлялись в скандинавских лютеранских соборах.
В 1648 году Испания и Священная Римская империя признали независимость Нидерландов по Вестфальскому договору . Нидерланды включали «Семь провинций» Голландской Республики , которые были протестантскими, но также и римско-католическими . Эта Женералитская земля управлялась Генеральными штатами ; примерно в него входили нынешние провинции Северный Брабант и Лимбург . Нидерланды стали известны среди несогласных англиканцев (таких как пуритане), многих протестантов и евреев своей относительной религиозной терпимостью; он стал убежищем для преследуемых и домом для многих из этих иммигрантов.
Английские пуритане в Амстердаме сформировали так называемую «Древнюю церковь Амстердама», среди лидеров которой были богатые купцы, такие как Эдвард Беннетт (1577-до 1651), член Компании Вирджиния , а затем застройщик большой плантации в колонии. Вирджинии, начиная с середины 1620-х годов. В 17-18 веках доля иммигрантов в первом поколении из-за пределов Нидерландов среди населения Амстердама составляла почти 50%. [ нужна ссылка ] Многие евреи, особенно из Антверпена , мигрировали в Амстердам . Евреи управляли своими общинами по своим законам и образовали отдельное общество. Нидерланды принимали религиозных беженцев, в том числе пуритан из Англии (самыми известными из последних были паломники , которые в начале 17 века эмигрировали в то, что впоследствии стало колонией Массачусетского залива в Северной Америке). Протестантские гугеноты из Франции бежали в Амстердам после отмены в 1689 году Нантского эдикта и возобновления преследований и нападений со стороны католиков.
19 век
[ редактировать ]В XIX веке нарастал конфликт между католиками, либеральными кальвинистами и ортодоксальными кальвинистами. Голландское решение, известное как столбизация , просуществовало до 1960-х годов.
После вторжения сил Революционной Франции в 1795 году Батавская республика на время была создана , создавшая равные права для всех религиозных групп в Нидерландах. В 1813 году Кальвинистская республика объединилась с католическими Южными Нидерландами и образовала Соединенное Королевство Нидерландов .
Союз раскололся в 1830 году после Бельгийской революции , что частично было мотивировано религиозными разногласиями между протестантами и католиками, а также политическим расколом между оранжистами (роялистами) и либералами (в основном из Брюсселя и Гента ). Положение католиков в Королевстве Нидерландов ухудшилось. Католической епископальной иерархии было запрещено, а католикам было запрещено проводить религиозные шествия во всех провинциях, кроме Северного Брабанта и Лимбурга.
Либеральная кальвинистская элита какое-то время доминировала в Нидерландах, включая национальную бюрократию и голландскую реформатскую церковь . Развивалось оппозиционное движение. под руководством преподобного Хендрика де Кока В 1834 году группа отделилась от Голландской реформатской церкви в так называемом Афшайдинге .
Примерно пятьдесят лет спустя, в 1886 году, другая группа ортодоксальных кальвинистов во главе с Авраамом Кайпером отделилась от Голландской реформатской церкви. В 1892 году они основали реформатскую церковь в Нидерландах , одну из крупнейших неокальвинистских конфессий. Кайпер также организовал ряд религиозно вдохновленных организаций. Он был вдохновлен своей концепцией сферного суверенитета , разделения церкви и государства . Он основал ортодоксальную кальвинистскую газету, профсоюз, школы, университет и политическую партию . [6]
В этот период католики начали создавать свои собственные неправительственные учреждения. В Нидерландах стали доминировать три религиозных столпа: ортодоксальный кальвинистский, католический и нейтральный. Эти субкультуры в целом не мешали друг другу. В течение 20 века также разовьется отдельная социалистическая опора. Это явление называется пилларизацией . Среди этих субкультур существовала значительная религиозная терпимость, и они сотрудничали друг с другом на уровне правительства .
Социальная дистанция росла. Люди читают разные газеты; к 1930-м годам они слушали разные радиопрограммы. Католические и протестантские дети обычно жили в разных районах и провинциях и не играли вместе. Взрослые не общались по религиозным признакам. Браки между религиозными группами стали редкостью. [7]
Евреи полностью интегрировались в голландское общество после 1795 года. Большинство евреев в 19 и 20 веках позже присоединились к социалистическому столпу, многие стали сильно секуляризованы и переняли общепринятую одежду, а не ту, которая ассоциируется с ортодоксальным иудаизмом. Они составляли значительное меньшинство, особенно в некоторых городах: одну восьмую населения Амстердама составляли евреи. [8]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В 1940 году Нидерланды были оккупированы нацистской Германией . Их силы собрали и депортировали большую часть голландской еврейской общины в концентрационные лагеря в Восточной Европе, истребив их.
В феврале 1941 года, после нацистской оккупации, в Амстердаме и прилегающих районах произошла всеобщая забастовка против первой разции — рейда по сбору евреев. Это был крупнейший акт сопротивления в Нидерландах преследованию евреев во время Второй мировой войны . Основные группы сопротивления состояли из консервативных кальвинистов, коммунистов и католиков, тогда как либералы и другие были представлены недостаточно. Важным действием движения Сопротивления было сокрытие евреев от нацистов.
В 1940 году в Нидерландах было зарегистрировано 140 000 евреев. 20 000 из них были свободны от преследований, потому что были женаты на арийцах или потому, что некоторые из их родителей, бабушек и дедушек были неевреями. Еще 20 000 евреев скрылись от немцев. Из 101 000 евреев, депортированных нацистами, после войны вернулись только 1000. [ нужна ссылка ] Процент уничтоженных голландских евреев был намного выше, чем в других странах, включая Германию.
Секуляризация
[ редактировать ]До конца 20 века преобладающей религией в Нидерландах было христианство . Хотя религиозное разнообразие сохраняется, в 21 веке наблюдается снижение религиозной приверженности и практики. В 2006 году 34 процента населения Нидерландов идентифицировали себя как члены христианской церкви. В 2015 году этот показатель снизился примерно до 25 процентов (11,7% католиков, 8,6% ПКН, 4,2% других небольших протестантских конфессий). Еще 5 процентов — мусульмане (в основном иммигранты или потомки мусульманских государств), а 2 процента исповедуют индуизм или буддизм. Эти проценты основаны на результатах независимого углубленного интервью, проведенного Университетом Радбауд и Свободным университетом Амстердама . [11]
В 2015 году примерно 67,8% населения не заявили о своей религиозной принадлежности по сравнению с 61% в 2006 году, 53% в 1996 году, 43% в 1979 году и 33% в 1966 году. [12] В 2007 году Социальное и культурное планбюро (Агентство социального и культурного планирования, SCP) ожидало, что в 2020 году число неаффилированных голландцев составит 72%. [13]
Секуляризация, или упадок религиозной приверженности и практики, впервые стала заметной после 1960 года в протестантских сельских провинциях Фрисландия и Гронинген. Это стало более очевидным в Амстердаме, Роттердаме и других крупных городах на западе. Наконец, католический юг также продемонстрировал упадок в религиозной практике и верованиях. произошло религиозное возрождение Напротив, в протестантском библейском поясе Нидерландов . Кроме того, наблюдается рост индуистских и мусульманских общин в результате иммиграции и более высокого уровня рождаемости. [14] [15]
После Второй мировой войны основные религии начали приходить в упадок. С увеличением иммиграции рабочих из Северной Африки и Ближнего Востока число людей, исповедующих ислам, увеличилось. В 1960-х и 1970-х годах традиционная колоннизация начала ослабевать, и население стало менее религиозным. В 1971 году 39% населения Нидерландов были членами Римско-католической церкви; к 2014 году их доля в населении упала до 23,3% (данные церкви KASKI). Доля приверженцев основного протестантизма снизилась за тот же период с 31% до 10% (данные церкви KASKI). [16] КАСКИ (Католический социально-церковный институт / Католический социально-церковный институт [17] ) основано на информации, предоставленной католической и протестантской церквями. [18] Они сообщили о большем количестве членов церкви, чем было обнаружено в ходе независимого углубленного интервью, проведенного Университетом Радбауд и Свободным университетом Амстердама . Частично это может быть связано с методами сбора данных. По данным KASKI, общее количество членов христианских групп в Нидерландах сократилось примерно с 7 013 163 (43,22% от общей численности населения) в 2003 году до 5 730 852 (34,15% от общей численности населения) в 2013 году. [19] Еще 4,2% населения придерживаются других протестантских церквей. 32,2% голландцев идентифицируют себя как приверженцев какой-либо религии, из которых 25% придерживаются христианства и 5% - ислама. Нидерланды являются одной из наименее религиозных стран Европы :
В конце 20-го века, в соответствии с изменениями в обществе, голландцы либерализовали свою политику в отношении абортов , употребления наркотиков , эвтаназии , гомосексуализма и проституции . В результате снижения религиозной приверженности два основных направления кальвинизма, Голландская реформатская церковь и реформатские церкви в Нидерландах , вместе с небольшой лютеранской группой, начали сотрудничать. Сначала они идентифицировались как Samen op weg Kerken («Вместе в дороге, церкви»). С 2004 года они образовали Протестантскую церковь в Нидерландах — объединенную протестантскую церковь.
За тот же период доля ислама выросла с 0% до 5%. Основные исламские иммигранты прибыли из Суринама и Индонезии в результате деколонизации ; Турция и Марокко , как рабочие-мигранты; и Ирак , Иран , Босния и Афганистан как политические беженцы. В начале 21 века религиозная напряженность между коренными голландцами и мусульманами-мигрантами в некоторых регионах усилилась. Популярный политик Пим Фортейн спровоцировал споры, защищая голландскую либеральную культуру от того, что он считал «отсталой религией», - консервативного ислама. [20] Были приняты более строгие иммиграционные законы. Религиозная напряженность усилилась после того, как кинорежиссер Тео Ван Гог был убит в 2004 году Мохаммедом Буйери .
Опрос, проведенный Амстердамским университетом VU в декабре 2014 года , показал, что впервые в Нидерландах атеистов (25%) больше, чем теистов (17%). Большинство населения идентифицировано как агностики (31%) или иецисты (27%). [2]
В 21 веке подавляющее большинство населения Нидерландов верит в отделение церкви от государства , то есть в то, что религия не должна играть решающую роль в политике или государственном образовании. Религия также все меньше рассматривается как социальный связующий элемент. [11] Религия в Нидерландах обычно считается личным делом и не подлежит публичному распространению. [21]
Атеизм , иецизм , агностицизм и христианский атеизм продолжают расти; первые три получили широкое признание, а последний более или менее считается непротиворечивым. Среди тех, кто придерживается христианства, высок процент атеистов, агностиков и иецистов , поскольку принадлежность к христианской конфессии также используется в качестве способа культурной идентификации в различных частях (особенно на юге) Нидерландов. [22] Согласно исследованию 2015 года, более общий рост индивидуальной духовности закончился. В 2006 году 40 процентов респондентов считали себя духовными. Но в 2015 году этот показатель упал до 31 процента. [11]
По данным CBS в 2018 году, 53% голландцев были религиозно беспристрастными, 37% были христианами (из них 22% зарегистрированными католиками, 15% протестантами - 6% ПКН + 6% хервормд + 3% гереформерд ), 5% были мусульманами. и 5% приверженцы других религий. [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ см. карту. Архивировано 26 марта 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б ван Бик, Марие (16 января 2015 г.). «Неверующие обгоняют верующих» . Досье Религия . дер Вердипинг Троу. Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Проверено 21 апреля 2015 г.
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Реформация в Нидерландах и Восьмидесятилетняя война» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 28 апреля 2023 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Манфред Хоффманн, «Вера и благочестие в мысли Эразма», Журнал шестнадцатого века (1989) 20 № 2, стр. 241–258.
- ^ Израиль, Джонатан Ирвин (1995) Голландская республика: ее взлет, величие и падение 1477–1806 гг . ISBN 0-19-820734-4
- ^ Джеймс Д. Брэтт, Авраам Кайпер: современный кальвинист, христианский демократ (2012)
- ^ Об упадке смешанных браков см. Erik Beekink, et al. «Изменения в выборе супруга как индикатор общества, находящегося в переходном состоянии: Вурден, 1830–1930», Исторические социальные исследования (1998) 23 № 1, стр. 231–253.
- ^ Йосеф Каплан, Голландское пересечение: евреи и Нидерланды в современной истории (2008)
- ^ Jump up to: а б Бог в Нидерландах, 1966–2015 гг., Доктор Тон Бернтс и доктор Джоантин Бергейс, Уитгеверий Тен Хаве, ISBN 978-902590524-8
- ^ «Деятели Римско-католической церкви» . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Как Бог (почти) исчез из Нидерландов» . 13 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года . Проверено 19 марта 2016 г.
- ^ Бог в Нидерландах 1966–2015, доктор Тон Бернтс, доктор Джоантин Бергейс, Издатель: Uitgeverij Ten Have, ISBN 9789025905248
- ^ Управление социального и культурного планирования, Бог в Нидерландах (2006/2007)
- ^ Ханс Книппенберг, «Секуляризация в Нидерландах в ее исторических и географических измерениях», GeoJournal (1998) 45 № 3, стр. 209–220. онлайн. Архивировано 2 мая 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Томаш Соботка и Ферай Адигюзель, «Религиозность и пространственные демографические различия в Нидерландах» (2002) онлайн. Архивировано 15 ноября 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ (на голландском языке) Религиозные изменения в Нидерландах, Управление социального и культурного планирования , сентябрь 2006 г. Архивировано 17 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Каски» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
- ^ «Фигуры других конфессий» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
- ^ «Лопенде проектен» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 года . Проверено 19 марта 2016 г.
- ^ (на голландском языке) Фортейн: граница закрыта для мусульман. Архивировано 3 июня 2013 г. в Wayback Machine , Фолькскрант , 9 февраля 2002 г.
- ^ Донк, WBHJ ван де; Джонкерс, AP; Кронджи, Дж.Дж.; Слива, RJJM (2006)
- ^ Х. Книппенберг, «Изменение религиозного ландшафта Европы», Het Spinhuis, Амстердам, 2005 г. ISBN 90-5589-248-3
- ^ «Религиозная вовлеченность; личные характеристики» (на голландском языке). Центральное статистическое бюро . 1 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 27 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баквис, Герман. Католическая власть в Нидерландах (1981)., 20 век.
- Блом, JCH и Э. Ламбертс, ред. История Нидерландов (2006), отрывок, 504 стр., текстовый поиск ; также полное издание онлайн
- Израиль, Джонатан. Голландская республика: ее взлет, величие и падение, 1477–1806 (1995) - крупный синтез; полное онлайн-издание ; также отрывок и текстовый поиск
- Каплан, Йосеф. Голландский перекресток: евреи и Нидерланды в современной истории (2008)
- Коссманн, Э.Х. Нидерланды, 1780–1940 (1978), подробный обзор
- Купманс, Йооп В. и Аренд Х. Хууссен-младший. Исторический словарь Нидерландов (2-е изд. 2007 г.), отрывок и текстовый поиск
- Паркер, Чарльз Х. Вера на полях: католики и католицизм в золотой век Голландии (Harvard University Press, 2008), онлайн-обзор, 331 стр.