Jump to content

История религии в Нидерландах

(Перенаправлено из «Истории голландской религии »)

Ауде Керк в Амстердаме .

История религии в Нидерландах характеризовалась значительным разнообразием религиозной мысли и практики. С 1600 года до второй половины 20-го века север и запад приняли протестантскую Реформацию и были кальвинистами . Юго-восток был преимущественно католическим . [1] В связи с иммиграцией из арабского мира (Северная Африка и Ближний Восток) в 20 веке мусульмане и другие религиозные меньшинства были сконцентрированы в этнических кварталах городов.

С 1960-х годов Нидерланды стали одной из самых светских стран западного мира. В опросе, проведенном VU Amsterdam в декабре 2014 года , больше атеистов было зарегистрировано (25%), чем теистов впервые в истории Нидерландов (17%). Большая часть остального населения идентифицировала себя как агностик (31%) или иецист (27%). [2]

Алтарь Нехаленнии н.э. 150–250 гг.

Предыстория и раннее средневековье

[ редактировать ]

До появления христианства Нидерланды были населены кельтскими племенами на Юге, придерживавшимися кельтского многобожия , и германскими племенами на Севере, придерживавшимися германского язычества . После того, как Римская империя оккупировала более поздние южные Нидерланды, там стала важна римская мифология , а также религии Ближнего Востока, включая реликвии египетской мифологии , иудаизма , митраизма и более позднего христианства .

Древнейшие сведения о исповедании религии жителями регионов, которые сейчас являются « Нидерландами », были переданы римлянами . Вопреки тому, что предполагают древние источники, Рейн, который явно образовывал границу Римской империи, не служил границей между жилыми районами кельтов и германцев . К югу от него поселились германцы (Германи Цисренани), а многие топонимы и археологические находки указывают на присутствие кельтов севернее Рейна. Между этими «кельтско-германскими народами» и позже римскими завоевателями ( латинизация ) произошел культурный обмен. Адаптация политеистических религий и других мифов произошла среди различных племен, впитав в себя влияние германской, кельтской и более поздней римской мифологии . Такие боги, как Нехаленния , Хлудана и Сандраудига, имеют кельтское или кельто-германское происхождение; у германцев были такие боги, как Водан , Донар и Фригг / Фрейя из Скандинавии . Юпитер , Минерва и Венера были завезены римлянами. Тацит описал миф о сотворении мира Манну , первобытном человеке, от которого, как говорили, произошли все германские племена. У кельтов и германцев в Нидерландах также, скорее всего, были святыни на деревьях, по примеру древнескандинавского Иггдрасиля и саксонского Ирминсула и дуба Донара . Храмы, вероятно, строились только во время и после латинизации. Примеры сохранились в Empel и Elst .

С 4 по 6 век нашей эры произошло Великое переселение народов , в ходе которого мелкие кельто-германско-римские племена в Нидерландах постепенно были вытеснены тремя крупными германскими племенами: франками , фризами и саксами . Около 500 г. франки, первоначально проживавшие между Рейном и Соммой , приняли христианство под давлением своего короля Хлодовича . территории к югу от реки Маас контролировалась с раннего средневековья до 1559 года архидьяконом Кемпенландом Большая часть , который входил в состав епархии Тонгерен-Маастрихт-Льеж. Кафедра этой епархии, последовательно города Тонгерен , Маастрихт и Льеж , составила основу, благодаря которой эта часть Нидерландов, вероятно, была христианизирована. По традиции, первый епископ Маастрихта Серватий был похоронен в этом городе в 384 году нашей эры. Документально подтверждено, что только епископ Домициан (ок. 535 г.) проживал в Маастрихте.

В начале VI века прибыли первые (хиберно-шотландские) миссионеры. Позже их заменили англосаксонские миссионеры, которым в конечном итоге удалось обратить в христианство большую часть жителей южных Нидерландов к 8 веку.

С конца VII века миссионеры, пришедшие из Англии и Ирландии , такие как Бонифаций , Лебуин , Людгер , Плехельм , Виллехад и особенно Виллиброрд , стремились обратить в христианство жителей областей к северу от рек Маас и Рейн. Они имели разную степень успеха, о чем свидетельствуют (не всегда достоверные) описания их жизни, написанные о них. Хотя некоторые проповеди принесли успех, фризский король Радбауд отказался креститься от Вульфрама . Поскольку он был уверен, что попадет на небеса, если покается и обратится, Радбауд вместо этого выбрал загробную жизнь со своими предками, которые, по словам Вульфрама, находились в аду . После фризско-франкских войн (ок. 600–793) и саксонских войн (772–804) все Нидерланды попали под власть франкских королей-христиан. Они хотели, чтобы их люди были одновременно религиозными и политическими субъектами, поскольку короли претендовали на божественное право лидерства. Старосаксонский обет крещения описывает, как человек должен отказаться от своих старых богов (описываемых как «дьяволы») и подчиниться христианскому вероисповеданию. Троица .

В 8 веке англосаксонские миссионеры, такие как Бонифаций, продолжали усилия по христианизации земли, населенной фризами . Но Бонифаций был убит в 754 году близ Доккума фризами, потому что они думали, что он несет золото. Миссионерам постепенно удалось обратить Север в 8 веке. К началу 9 века контролируемые саксонцами северо-восточные регионы также были подчинены и христианизированы Лебуином , Плехельмом и Люгерусом . Прошло до 1000 г. н. э., прежде чем все языческие народы были обращены в христианство, а фризская и саксонская религии вымерли. Элементы этих религий были впитаны в христианскую религию , которая является синкретической. В последующие столетия католическое христианство было основной религией в Нидерландах, но в консервативных деревенских обществах, вероятно, сохранились и другие практики.

Старосаксонский обет крещения : « Forsachistu diobolae.. » (Оставить дьяволов) и « gelobistu in got alamehtigan fadaer » (верить во всемогущего бога-отца). Подпись слева в более поздней записи: « Abrinuciatio diaboli lingua Teotisca veter ». = (отречение от дьявола на древненемецком языке). Под клятвой крещения на латыни перечислены первые 20 практик Indiculus superstitionum et paganiarum .

Высокое и позднее средневековье

[ редактировать ]
Фома Кемпис , автор «Подражания Христу» (ок. 1418–1427)

Религиозная жизнь была повсеместно распространена в средневековом обществе. Важные аббатства, такие как Ролдук , Сустерен , Синт-Одиленберг и Эгмонд, имели большое влияние в сельской местности. Они были центрами обучения и грамотности. В христианских центрах Утрехта и Маастрихта были созданы могущественные капитулы. С 13 века во многих городах поселились монашеские и рыцарские ордена, такие как францисканцы , доминиканцы и рыцари Тевтонского ордена . Они также принимали участие во многих крестовых походах 12-го и 13-го веков на Святую Землю (см. Участие фризов в крестовых походах ).

Если до XII века правосудие существовало в основном в действиях кенгуру-судов , которые часто проводили судебные разбирательства с целью установления вины или невиновности человека, то в течение XII века церковные и светские власти взяли на себя больший контроль над системой правосудия. Правила церкви (в частности, Четвертого Латеранского собора в 1215 году) и монархи поддерживали порядок. В конце Средневековья Devotio Moderna (среди других Герт Гроот и Фома Кемпис ) создали духовное нововведение. В XIV и XV веках изнутри католической церкви раздались первые призывы к религиозной реформе. Герт Гроот основал « Братьев общей жизни» , влиятельный мистический орден . Влияние гуманизма (особенно через учение Эразма и Дирка Корнхерта ) изменило голландский мир. Начался переход от теоцентрического к антропоцентрическому мировоззрению.

Реформация в период раннего Нового времени

[ редактировать ]
Адриан Утрехтский ( папа Адриан VI )
Эразм в 1523 году, изображенный Гансом Гольбейном Младшим.
Хьюго Гроций
Портрет Бенедикта де Спинозы (картина неизвестного художника, ок. 1665 г.), автора «Богословско-политического трактата» (1670 г.)

Католицизм доминировал в голландской религии до начала 16 века, когда протестантская Реформация . начала развиваться [3] Лютеранство не получило особой поддержки среди голландцев, в отличие от кальвинизма, появившегося два десятилетия спустя. Оно начало свое распространение в Вестхуке и графстве Фландрия, где тайные проповеди на голландском языке, называемые хагенпрекен речь о живой изгороди »), проводились на открытом воздухе. Постепенно недовольство среди голландцев росло и вспыхнуло в 1566 году так называемым Бельденштормом , волной иконоборчества . Это быстро распространилось по всем голландским регионам и, в конечном итоге, привело к тому, что впоследствии стало голландским восстанием против католицизма и испанского контроля. В эпоху Возрождения и протестантской Реформации в северных частях независимых Нидерландов начала формироваться независимая голландская религиозная традиция.

Самым выдающимся голландским богословом был гуманист Дезидерий Эразм . Он критиковал злоупотребления внутри католической церкви и призывал к реформам, но держался на расстоянии от Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона . Он продолжал признавать власть Папы. Эразм подчеркивал средний путь, с глубоким уважением к традиционной вере, благочестию и благодати, и отвергал акцент Лютера только на вере. Поэтому Эразм всю свою жизнь оставался католиком. Что касается клерикальных злоупотреблений в Церкви, Эразм оставался приверженным реформированию Церкви изнутри. Он также придерживался католических доктрин, таких как доктрина свободы воли , которую некоторые кальвинистские реформаторы отвергли в пользу доктрины предопределения . Его средний подход разочаровал и даже разозлил ученых обоих лагерей. [4]

Менно Симонс . Меннониты . названы в его честь
Якоб Арминий , реформатский богослов и отец арминианства .
Корнелиус Отто Янсен , отец римско-католического реформаторского движения, известного как янсенизм в южных Нидерландах .

XVI и XVII века характеризовались протестантской Реформацией, которая сильно повлияла на историю Нидерландов , особенно в западных и северных районах страны. Они также имели влияние на восточноанглийские графства, с которыми поддерживали контакты посредством торговли через Северное море. Первая волна Реформации, инициированная Лютером, не дошла до Нидерландов.

Вторая волна протестантской Реформации — анабаптизм — стала очень популярной в графствах Голландии и Фрисландии . Анабаптизм был частью радикальной Реформации , ответом на коррупцию как в католической церкви , так и в расширяющемся протестантском движении . Они отказались жить по-старому и основали новые общины, что привело к жестоким преследованиям. Видным голландским анабаптистом был Менно Симонс , который положил начало меннонитской церкви . Другой анабаптист, Янтье ван Лейден, стал правителем недавно основанного города Нового Иерусалима . [ нужна ссылка ] Анабаптисты выживали на протяжении веков и были признаны Генеральными штатами Нидерландов в 1578 году . Институционализированное голландское крещение было образцом как для английских, так и для американских баптистов .

Третья волна Реформации, кальвинизм , пришла в Нидерланды в 1540-х годах. Часть как элиты, так и простолюдинов, в основном во Фландрии , переняла это влияние. Затем, контролируя Нидерланды, испанское правительство под руководством Филиппа II начало жестокие кампании преследования при поддержке инквизиции католической церкви, поскольку протестантизм рассматривался как угроза королевскому правительству. В ответ на это преследование кальвинисты восстали. Во время Бельденской бури 1566 года они устроили иконоборчество, уничтожая статуи, картины и другие религиозные изображения и артефакты в церквях. Также в 1566 году Вильгельм Безмолвный , принц Оранский , принявший кальвинизм, начал Восьмидесятилетнюю войну , чтобы освободить голландцев-кальвинистов от испанцев-католиков.

Графства Голландия и Зеландия были завоеваны кальвинистами в 1572 году. В то время в Голландии и Зеландии многие жители уже были кальвинистами, но другие штаты все еще были почти полностью католиками. Сословия Голландии во главе с Паулюсом Байсом решили поддержать Вильгельма Молчаливого. Все церкви на кальвинистских территориях стали кальвинистскими, и большая часть населения на этих территориях обратилась в кальвинизм или была вынуждена принять его. Поскольку Нидерланды получили независимость от Испании как по политическим, так и по религиозным вопросам, они решили практиковать определенные формы толерантности по отношению к людям некоторых других религий. Он открыл свои границы для религиозных инакомыслящих (протестантов и евреев) из других стран. Например, Рене Декарт , французский католик, большую часть своей взрослой жизни прожил в Нидерландах. Когда Реформация достигла Англии, некоторые пуритане бежали от преследований в Амстердам и другие голландские города. (Евреи были изгнаны из Испании и Португалии в конце 15-го и 16-го веков, если они отказывались принять католицизм, и им был запрещен въезд в Англию.) Но в регионах, где доминировали кальвинисты, продолжались преследования, а затем и дискриминация коренных голландских католиков.

Филипп II Испанский был потомственным правителем Нидерландов. Будучи набожным католиком, Филипп считал, что обязан бороться с протестантизмом, который также угрожал его правлению. После Бельденшторма он послал войска для подавления протестантизма в Нидерландах. Испанцы завоевали южные Нидерланды (Фландрию и Брабант). Протестанты из этой области, многие из которых были преуспевающими торговцами , массово бежали в Голландию, Зеландию и Фрисландию. Крайним примером стал город Хондсхот , где население упало с 18 000 до 385 жителей. Антверпен , бывший когда-то самым могущественным городом в Нидерландах, потерял более половины своих жителей в результате этого исхода. [5]

В северных графствах, контролируемых кальвинистами, многие из оставшихся католиков были склонны перейти в протестантизм ради временной выгоды, чтобы выжить в изменившемся обществе. В начале 17 века римско-католические иезуиты начали Контрреформацию, чтобы возродить веру среди католиков. В тех регионах, где могли действовать иезуиты, голландские католики получили поддержку в своей вере, а некоторые кальвинисты вернулись в католицизм. Однако число католиков сократилось из-за нехватки священников, особенно в сельских районах Гельре , Оверэйссела , Гронингена и Фрисландии .

В то же время более крупные западные города получили приток протестантских иммигрантов из Германии , Фландрии и Франции и приобрели протестантский характер. Строгие кальвинисты преобразовали полосу земель с юго-запада (провинция Зеландия ), через Велюве , на север Нидерландов (до города Стафорст ) в течение 17-го и даже даже 18-го веков. Это остается строго кальвинистским и по сей день.

Во время Двенадцатилетнего перемирия (между 1609 и 1621 годами) в Восьмидесятилетней войне гражданская война в Нидерландах развернулась пытался по религиозному признаку. Дортский синод положить конец внутреннему богословскому конфликту внутри кальвинистской церкви между двумя течениями кальвинизма: либеральными арминианами или ремонстрантами и строгими гомаристами или контрремонстрантами. Гражданская война вспыхнула в 1610-х годах между строгими и либеральными кальвинистами. Либеральные Штаты Голландии покинули республику. Сторона строгих кальвинистов победила (принц Морис Оранский и другие провинции), а Йохан ван Ольдебарневельт , официальный глава государства графства Голландия, был казнен. Кальвинизм стал де-факто государственной религией . Только кальвинистам (а в некоторых случаях и евреям) разрешалось занимать политические посты. К другим христианским конфессиям в основном относились терпимо, хотя и подвергались дискриминации, а верующим не разрешалось исповедовать свою религию публично. Иудаизм был разрешен публично, а лютеранство — только в крупных городах. Это было разрешено только при условии, что прихожане сохранят кальвинистский стиль интерьера церкви, не имея распятия , которые до сих пор выставлялись в скандинавских лютеранских соборах.

В 1648 году Испания и Священная Римская империя признали независимость Нидерландов по Вестфальскому договору . Нидерланды включали «Семь провинций» Голландской Республики , которые были протестантскими, но также и римско-католическими . Эта Женералитская земля управлялась Генеральными штатами ; примерно в него входили нынешние провинции Северный Брабант и Лимбург . Нидерланды стали известны среди несогласных англиканцев (таких как пуритане), многих протестантов и евреев своей относительной религиозной терпимостью; он стал убежищем для преследуемых и домом для многих из этих иммигрантов.

Английские пуритане в Амстердаме сформировали так называемую «Древнюю церковь Амстердама», среди лидеров которой были богатые купцы, такие как Эдвард Беннетт (1577-до 1651), член Компании Вирджиния , а затем застройщик большой плантации в колонии. Вирджинии, начиная с середины 1620-х годов. В 17-18 веках доля иммигрантов в первом поколении из-за пределов Нидерландов среди населения Амстердама составляла почти 50%. [ нужна ссылка ] Многие евреи, особенно из Антверпена , мигрировали в Амстердам . Евреи управляли своими общинами по своим законам и образовали отдельное общество. Нидерланды принимали религиозных беженцев, в том числе пуритан из Англии (самыми известными из последних были паломники , которые в начале 17 века эмигрировали в то, что впоследствии стало колонией Массачусетского залива в Северной Америке). Протестантские гугеноты из Франции бежали в Амстердам после отмены в 1689 году Нантского эдикта и возобновления преследований и нападений со стороны католиков.

Авраам Кайпер
Религиозное разделение в Нидерландах в 1849 году. Католицизм имеет большинство в зеленых зонах. Протестантизм имеет большинство в красных районах.

В XIX веке нарастал конфликт между католиками, либеральными кальвинистами и ортодоксальными кальвинистами. Голландское решение, известное как столбизация , просуществовало до 1960-х годов.

После вторжения сил Революционной Франции в 1795 году Батавская республика на время была создана , создавшая равные права для всех религиозных групп в Нидерландах. В 1813 году Кальвинистская республика объединилась с католическими Южными Нидерландами и образовала Соединенное Королевство Нидерландов .

Союз раскололся в 1830 году после Бельгийской революции , что частично было мотивировано религиозными разногласиями между протестантами и католиками, а также политическим расколом между оранжистами (роялистами) и либералами (в основном из Брюсселя и Гента ). Положение католиков в Королевстве Нидерландов ухудшилось. Католической епископальной иерархии было запрещено, а католикам было запрещено проводить религиозные шествия во всех провинциях, кроме Северного Брабанта и Лимбурга.

Либеральная кальвинистская элита какое-то время доминировала в Нидерландах, включая национальную бюрократию и голландскую реформатскую церковь . Развивалось оппозиционное движение. под руководством преподобного Хендрика де Кока В 1834 году группа отделилась от Голландской реформатской церкви в так называемом Афшайдинге .

Примерно пятьдесят лет спустя, в 1886 году, другая группа ортодоксальных кальвинистов во главе с Авраамом Кайпером отделилась от Голландской реформатской церкви. В 1892 году они основали реформатскую церковь в Нидерландах , одну из крупнейших неокальвинистских конфессий. Кайпер также организовал ряд религиозно вдохновленных организаций. Он был вдохновлен своей концепцией сферного суверенитета , разделения церкви и государства . Он основал ортодоксальную кальвинистскую газету, профсоюз, школы, университет и политическую партию . [6]

В этот период католики начали создавать свои собственные неправительственные учреждения. В Нидерландах стали доминировать три религиозных столпа: ортодоксальный кальвинистский, католический и нейтральный. Эти субкультуры в целом не мешали друг другу. В течение 20 века также разовьется отдельная социалистическая опора. Это явление называется пилларизацией . Среди этих субкультур существовала значительная религиозная терпимость, и они сотрудничали друг с другом на уровне правительства .

Социальная дистанция росла. Люди читают разные газеты; к 1930-м годам они слушали разные радиопрограммы. Католические и протестантские дети обычно жили в разных районах и провинциях и не играли вместе. Взрослые не общались по религиозным признакам. Браки между религиозными группами стали редкостью. [7]

Евреи полностью интегрировались в голландское общество после 1795 года. Большинство евреев в 19 и 20 веках позже присоединились к социалистическому столпу, многие стали сильно секуляризованы и переняли общепринятую одежду, а не ту, которая ассоциируется с ортодоксальным иудаизмом. Они составляли значительное меньшинство, особенно в некоторых городах: одну восьмую населения Амстердама составляли евреи. [8]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В 1940 году Нидерланды были оккупированы нацистской Германией . Их силы собрали и депортировали большую часть голландской еврейской общины в концентрационные лагеря в Восточной Европе, истребив их.

В феврале 1941 года, после нацистской оккупации, в Амстердаме и прилегающих районах произошла всеобщая забастовка против первой разции — рейда по сбору евреев. Это был крупнейший акт сопротивления в Нидерландах преследованию евреев во время Второй мировой войны . Основные группы сопротивления состояли из консервативных кальвинистов, коммунистов и католиков, тогда как либералы и другие были представлены недостаточно. Важным действием движения Сопротивления было сокрытие евреев от нацистов.

В 1940 году в Нидерландах было зарегистрировано 140 000 евреев. 20 000 из них были свободны от преследований, потому что были женаты на арийцах или потому, что некоторые из их родителей, бабушек и дедушек были неевреями. Еще 20 000 евреев скрылись от немцев. Из 101 000 евреев, депортированных нацистами, после войны вернулись только 1000. [ нужна ссылка ] Процент уничтоженных голландских евреев был намного выше, чем в других странах, включая Германию.

Секуляризация

[ редактировать ]

Убеждения в Нидерландах (2015 г.), на основе углубленного интервью, проведенного Университетом Радбауд и Свободным университетом Амстердама. [9]

  Атеизм (24%)
  Иецизм (28%)
  Теизм (14%)

Религии в Нидерландах (2015 г.), на основе углубленного интервью, проведенного Университетом Радбауд и Свободным университетом Амстердама. [9]

  Никакой принадлежности (67,8%)
  Ислам (5,0%)
  Другие протестантские конфессии (4,2%)
  Другие церкви и религии (0,7%)

Религии в Нидерландах (2013 г.), на основе данных, предоставленных религиозными организациями (KASKI). [10]

  Ислам (5,0%)
  Буддизм (1,5%)
  Индуизм (1,2%)
  Другая религия, включая другие протестантские конфессии (3,3%)

До конца 20 века преобладающей религией в Нидерландах было христианство . Хотя религиозное разнообразие сохраняется, в 21 веке наблюдается снижение религиозной приверженности и практики. В 2006 году 34 процента населения Нидерландов идентифицировали себя как члены христианской церкви. В 2015 году этот показатель снизился примерно до 25 процентов (11,7% католиков, 8,6% ПКН, 4,2% других небольших протестантских конфессий). Еще 5 процентов — мусульмане (в основном иммигранты или потомки мусульманских государств), а 2 процента исповедуют индуизм или буддизм. Эти проценты основаны на результатах независимого углубленного интервью, проведенного Университетом Радбауд и Свободным университетом Амстердама . [11]

В 2015 году примерно 67,8% населения не заявили о своей религиозной принадлежности по сравнению с 61% в 2006 году, 53% в 1996 году, 43% в 1979 году и 33% в 1966 году. [12] В 2007 году Социальное и культурное планбюро (Агентство социального и культурного планирования, SCP) ожидало, что в 2020 году число неаффилированных голландцев составит 72%. [13]

Секуляризация, или упадок религиозной приверженности и практики, впервые стала заметной после 1960 года в протестантских сельских провинциях Фрисландия и Гронинген. Это стало более очевидным в Амстердаме, Роттердаме и других крупных городах на западе. Наконец, католический юг также продемонстрировал упадок в религиозной практике и верованиях. произошло религиозное возрождение Напротив, в протестантском библейском поясе Нидерландов . Кроме того, наблюдается рост индуистских и мусульманских общин в результате иммиграции и более высокого уровня рождаемости. [14] [15]

После Второй мировой войны основные религии начали приходить в упадок. С увеличением иммиграции рабочих из Северной Африки и Ближнего Востока число людей, исповедующих ислам, увеличилось. В 1960-х и 1970-х годах традиционная колоннизация начала ослабевать, и население стало менее религиозным. В 1971 году 39% населения Нидерландов были членами Римско-католической церкви; к 2014 году их доля в населении упала до 23,3% (данные церкви KASKI). Доля приверженцев основного протестантизма снизилась за тот же период с 31% до 10% (данные церкви KASKI). [16] КАСКИ (Католический социально-церковный институт / Католический социально-церковный институт [17] ) основано на информации, предоставленной католической и протестантской церквями. [18] Они сообщили о большем количестве членов церкви, чем было обнаружено в ходе независимого углубленного интервью, проведенного Университетом Радбауд и Свободным университетом Амстердама . Частично это может быть связано с методами сбора данных. По данным KASKI, общее количество членов христианских групп в Нидерландах сократилось примерно с 7 013 163 (43,22% от общей численности населения) в 2003 году до 5 730 852 (34,15% от общей численности населения) в 2013 году. [19] Еще 4,2% населения придерживаются других протестантских церквей. 32,2% голландцев идентифицируют себя как приверженцев какой-либо религии, из которых 25% придерживаются христианства и 5% - ислама. Нидерланды являются одной из наименее религиозных стран Европы :

В конце 20-го века, в соответствии с изменениями в обществе, голландцы либерализовали свою политику в отношении абортов , употребления наркотиков , эвтаназии , гомосексуализма и проституции . В результате снижения религиозной приверженности два основных направления кальвинизма, Голландская реформатская церковь и реформатские церкви в Нидерландах , вместе с небольшой лютеранской группой, начали сотрудничать. Сначала они идентифицировались как Samen op weg Kerken («Вместе в дороге, церкви»). С 2004 года они образовали Протестантскую церковь в Нидерландах — объединенную протестантскую церковь.

За тот же период доля ислама выросла с 0% до 5%. Основные исламские иммигранты прибыли из Суринама и Индонезии в результате деколонизации ; Турция и Марокко , как рабочие-мигранты; и Ирак , Иран , Босния и Афганистан как политические беженцы. В начале 21 века религиозная напряженность между коренными голландцами и мусульманами-мигрантами в некоторых регионах усилилась. Популярный политик Пим Фортейн спровоцировал споры, защищая голландскую либеральную культуру от того, что он считал «отсталой религией», - консервативного ислама. [20] Были приняты более строгие иммиграционные законы. Религиозная напряженность усилилась после того, как кинорежиссер Тео Ван Гог был убит в 2004 году Мохаммедом Буйери .

Опрос, проведенный Амстердамским университетом VU в декабре 2014 года , показал, что впервые в Нидерландах атеистов (25%) больше, чем теистов (17%). Большинство населения идентифицировано как агностики (31%) или иецисты (27%). [2]

В 21 веке подавляющее большинство населения Нидерландов верит в отделение церкви от государства , то есть в то, что религия не должна играть решающую роль в политике или государственном образовании. Религия также все меньше рассматривается как социальный связующий элемент. [11] Религия в Нидерландах обычно считается личным делом и не подлежит публичному распространению. [21]

Атеизм , иецизм , агностицизм и христианский атеизм продолжают расти; первые три получили широкое признание, а последний более или менее считается непротиворечивым. Среди тех, кто придерживается христианства, высок процент атеистов, агностиков и иецистов , поскольку принадлежность к христианской конфессии также используется в качестве способа культурной идентификации в различных частях (особенно на юге) Нидерландов. [22] Согласно исследованию 2015 года, более общий рост индивидуальной духовности закончился. В 2006 году 40 процентов респондентов считали себя духовными. Но в 2015 году этот показатель упал до 31 процента. [11]

По данным CBS в 2018 году, 53% голландцев были религиозно беспристрастными, 37% были христианами (из них 22% зарегистрированными католиками, 15% протестантами - 6% ПКН + 6% хервормд + 3% гереформерд ), 5% были мусульманами. и 5% приверженцы других религий. [23]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ см. карту. Архивировано 26 марта 2017 г. в Wayback Machine.
  2. ^ Jump up to: а б ван Бик, Марие (16 января 2015 г.). «Неверующие обгоняют верующих» . Досье Религия . дер Вердипинг Троу. Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Проверено 21 апреля 2015 г.
  3. ^ Марк, Джошуа Дж. «Реформация в Нидерландах и Восьмидесятилетняя война» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 28 апреля 2023 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
  4. ^ Манфред Хоффманн, «Вера и благочестие в мысли Эразма», Журнал шестнадцатого века (1989) 20 № 2, стр. 241–258.
  5. ^ Израиль, Джонатан Ирвин (1995) Голландская республика: ее взлет, величие и падение 1477–1806 гг . ISBN   0-19-820734-4
  6. ^ Джеймс Д. Брэтт, Авраам Кайпер: современный кальвинист, христианский демократ (2012)
  7. ^ Об упадке смешанных браков см. Erik Beekink, et al. «Изменения в выборе супруга как индикатор общества, находящегося в переходном состоянии: Вурден, 1830–1930», Исторические социальные исследования (1998) 23 № 1, стр. 231–253.
  8. ^ Йосеф Каплан, Голландское пересечение: евреи и Нидерланды в современной истории (2008)
  9. ^ Jump up to: а б Бог в Нидерландах, 1966–2015 гг., Доктор Тон Бернтс и доктор Джоантин Бергейс, Уитгеверий Тен Хаве, ISBN   978-902590524-8
  10. ^ «Деятели Римско-католической церкви» . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
  11. ^ Jump up to: а б с «Как Бог (почти) исчез из Нидерландов» . 13 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года . Проверено 19 марта 2016 г.
  12. ^ Бог в Нидерландах 1966–2015, доктор Тон Бернтс, доктор Джоантин Бергейс, Издатель: Uitgeverij Ten Have, ISBN   9789025905248
  13. ^ Управление социального и культурного планирования, Бог в Нидерландах (2006/2007)
  14. ^ Ханс Книппенберг, «Секуляризация в Нидерландах в ее исторических и географических измерениях», GeoJournal (1998) 45 № 3, стр. 209–220. онлайн. Архивировано 2 мая 2023 г. в Wayback Machine.
  15. ^ Томаш Соботка и Ферай Адигюзель, «Религиозность и пространственные демографические различия в Нидерландах» (2002) онлайн. Архивировано 15 ноября 2012 г. на Wayback Machine.
  16. ^ (на голландском языке) Религиозные изменения в Нидерландах, Управление социального и культурного планирования , сентябрь 2006 г. Архивировано 17 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
  17. ^ «Каски» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
  18. ^ «Фигуры других конфессий» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
  19. ^ «Лопенде проектен» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 года . Проверено 19 марта 2016 г.
  20. ^ (на голландском языке) Фортейн: граница закрыта для мусульман. Архивировано 3 июня 2013 г. в Wayback Machine , Фолькскрант , 9 февраля 2002 г.
  21. ^ Донк, WBHJ ван де; Джонкерс, AP; Кронджи, Дж.Дж.; Слива, RJJM (2006)
  22. ^ Х. Книппенберг, «Изменение религиозного ландшафта Европы», Het Spinhuis, Амстердам, 2005 г. ISBN   90-5589-248-3
  23. ^ «Религиозная вовлеченность; личные характеристики» (на голландском языке). Центральное статистическое бюро . 1 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 27 июля 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ed4987442dd7bfbeac0bc16a8e76a14__1704466620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/14/0ed4987442dd7bfbeac0bc16a8e76a14.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of religion in the Netherlands - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)