Фанте люди
Общая численность населения | |
---|---|
~4,500,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Центральный и Западный регионы , (Гана) | |
Языки | |
Религия | |
Родственные этнические группы | |
Уилл , Гуань |
Современная конфедерация Мфанцефо или Фанте («Фанти» - старое написание) представляет собой сочетание народа акан и аборигенов гуань . Народ Фанте в основном проживает в Центральной [ 1 ] и западные регионы [ 2 ] Ганы . , занимающей лесные и прибрежные территории Их земля простирается от восточной части западного региона на западе до Гомоа на востоке. Фанте можно разделить на две группы — Борбор Фанте и Эции Фанте, которые также являются аборигенами Гуань. [ 3 ] За последние полвека, [ на момент? ] Сообщества фанте были созданы в Гамбии , Либерии и даже в Анголе благодаря рыболовным экспедициям. [ нужна ссылка ] Крупнейшие города Фанте в современной Гане включают Огуаа ( Кейп-Кост ), Эдина ( Эльмина ), Агона-Сведру , Манкесим , Солтпонд , Коменда и Аномабо .
Согласно их устным традициям, интрузивная группа Борбор Фанте мигрировала из Текимана в регионе Бронг Ахафо в Гане и поселилась в Фантеланде. Первоначально они обосновались в Квамане, а затем переехали в Манкесим. Прожив некоторое время в Манкесиме, они основали в прилегающих районах государства Абора, Экумфи, Эньянмаим, Манкесим и Нкусукум. Могильник близ Манкесима, где были захоронены останки трех лидеров переселенцев (Обуруманкома, Одапагян и Осон), стал известен как Нананом Пау — самое священное место на территории Борбор Фанте. Борбор Фанте, имеющие общий язык (Фанте) и культурные особенности, населяют концентрированную территорию в пределах Фантеланда. Историческая и духовная столица Борбора Мфанцемана — Манкесим (Оман кеси му).
Государства Эции Фанте, в которые входят Эгуафо, Фету, Асебу, расположены с запада на восток. Остальные — Огуаа, Эльмина, Мори, Оцир и т. д. У большинства жителей этих штатов нет истории миграции. Согласно их устным преданиям, их предки либо спустились с небес, либо вышли из моря, рек или густых лесов. Например, Эгуафо, который в Фантеланде известен как Оман Паньин и является старейшим государством, был основан людьми, спустившимися с небес в большом медном котле под названием Айева Кесе . Народ асебу утверждает, что их предки вышли из земли, а народ сонква верит, что их предки вышли из священной рощи неподалеку.
Люди Фанте в совокупности имеют разнородное происхождение. Это Гуан и Акан. В современной Конфедерации Фанте было бы совершенно неправильно идентифицировать Фанте как группу Акан. Однако Фанте - одна из крупнейших групп в Гане. Фанте имеют большая история. Несмотря на быстрый рост Империи Ашанти и постоянные войны с Ашанти и союзными голландцами в середине 1800-х годов, Фанте всегда сохраняли свое государство по сей день и вели многочисленные войны, чтобы защитить свой северный фланг от вторжений Ашанти и нескольких других войн с голландцы и англичане. В настоящее время их насчитывается около 4,5 миллионов, а это около 13% от общей численности населения современной Ганы. Наследование и преемственность на государственных должностях как среди Эций, так и среди Борбор Фанте традиционно определяются матрилинейным происхождением - культурой, которую Эции (Гуан) Фанте переняли от Борбора (Акан) Фанте. Эта культура также распространена среди других народов Акан.
Однако самцы Фанте бойцовского возраста традиционно принадлежали к роте Асафо своего отца .
Когда португальцы прибыли в 15 веке, Фанте не позволили им отправиться вглубь страны и арендовали недвижимость для португальских торговых миссий. Но когда португальцы выступили против правил и положений Фанте, Фанте изгнали их после серии стычек и сражений. После этого прибыли голландцы, а затем и британцы. Фанте служили посредниками в торговле между внутренними районами и британскими и голландскими торговцами на побережье. Фанте стало очень богатым и процветающим государством благодаря своим отношениям с различными европейскими державами.
В начале 18 века была сформирована современная Конфедерация Фанте с целью утвердиться в качестве нации, которую европейские коллеги будут воспринимать всерьез, и вывести европейцев с земель Фанте. Фанты на протяжении веков уже имели очень сложную систему федерального правительства, в которой различные штаты сосуществовали в союзе. Каждое государство Фанте возглавляет Верховный вождь. Однако во время войны они всегда мобилизовали армию Союза, которой часто командовал верховный вождь Абуры. Столкнувшись с таким ожесточенным сопротивлением, португальцы, немцы, шведы и датчане спустя многие десятилетия покинули все торговые форты в Мфанцемане. Голландцы решили остаться, что привело к многочисленным войнам между Фанте и голландцами, которым не удалось их колонизировать. В 1844 году, ослабленная постоянными сражениями с ашанти и их союзниками голландцами, Конфедерация Фанте подписала договор 1844 года с британцами. Британцы покинули Кейп-Кост и перенесли столицу Голд-Коста в Аккру в ответ на движение сопротивления. Современная Конфедерация Фанте была создана в ответ на угрозу со стороны европейцев, пытающихся колонизировать обширные территории современной Ганы. Поэтому в 1844 году между Конфедерацией Фанте был подписан договор от имени Золотой Берег и британцы, позволившие Золотому Берегу получить полную независимость без войны сто лет спустя.
За этим последовало несколько войн Ашанти-Фанте из-за поисков Ашанти прямых торговых путей к побережью. Однажды Фанте помогли британцы, которым, тем не менее, удалось серьезно ослабить сильную конфедерацию Фанте, созданную между 1868 и 1872 годами, полагая, что это угроза их гегемонии на побережье. Британцы и голландцы приняли сторону в этих войнах Ашанти-Фанте: британцы поддерживали Фанте, а голландцы - Ашанти. [ 4 ]
Хотя Мфанцефо широко известны как мирные люди, во время войны они объединяются для общей защиты. Из-за войн с голландцами и их союзниками Ашанти общая численность армии Союза Фанте в 1844 году насчитывала более тридцати тысяч человек. Именно под командованием Амфо Оту, верховного вождя Абуры, они осадили свой собственный город Эльмина и ее европейский замок, в конечном итоге изгнавшие голландцев из их крепости в Эльмине.
Известные люди Фанте
[ редактировать ]Семья Фанте произвела на свет множество выдающихся и выдающихся людей в Гане, среди которых выделяются:
- Кофи Аннан (бывший генеральный секретарь ООН );
- Джейкоб Уилсон Сей (первый мультимиллионер из числа коренного населения на Золотом Берегу);
- Экоу Эшун (британский журналист и писатель);
- Сэм Джона (экс-генеральный директор AngloGold Ashanti );
- Джон Атта Миллс (бывший президент и бывший вице-президент Ганы)
- Джозеф В.С. де Графт-Джонсон (бывший вице-президент Ганы)
- Коу Нкенсен Аркаа (бывший вице-президент Ганы)
- Эбенезер Бединг Секи Хьюз (бывший спикер парламента Ганы)
- Поддержите Египта
- Квеси Амисса-Артур (бывший управляющий Банка Ганы и бывший вице-президент Ганы)
- Паа Квеси Ндуом (известный бизнесмен/предприниматель)
- Шарлотта Осей (первая женщина-комиссар по выборам Ганы)
- Гертруда Торкорноо (главный судья Ганы)
- Питер Терксон (первый ганский кардинал Римско-католической церкви)
- Джон Менса Сарбах ,
- Джеймс Квегир Эггри ,
- Джордж Экем Фергюсон
- Фрэнсис Аллотей (первый ганец, получивший степень доктора математических наук, полученную в 1966 году)
- Квеси Акванса Андам (бывший вице-канцлер Университета науки и технологий Кваме Нкрума)
- Джейн Наана Опоку Агьеманг (первая женщина, ставшая проректором государственного университета в Гане, Университет Кейп-Коста)
- Аба А. Бентил Андам , первая женщина-физик из Ганы.
- Оттоба Кугоано (аболиционист и философ естественных прав),
- Вождь Такьи (лидер восстания рабов на Ямайке),
- Паа Грант (отец-основатель УГКЦ) и
- Дж. Э. Кейсли Хейфорд
- сэр рыцарь Джозеф Пэнфорд, глава Фанте в Кофоридуа , Восточный регион, который представлял всю католическую церковь Ганы в Риме, встречался с Папой Иоанном Павлом I и за это был посвящен в рыцари;
- Джозеф Эллис и Джозеф Байни, которые оба открыли в 1897 году месторождения золота, расположенные в Обуаси в регионе Ашанти;
- Педро Алонсо Ниньо (1468–1505), черный мореплаватель, также известный как Эль Негро («Черный»), испанец африканского происхождения, который плавал с Христофором Колумбом через Атлантику в 1492 году и чей отец был моряком Фанте. от Эльмины. [ нужна ссылка ] В ранние годы он исследовал побережья Африки. Он пилотировал один из кораблей Колумба в экспедиции 1492 года и сопровождал его во время его третьего путешествия, в ходе которого был открыт Тринидад и устье реки Ориноко.
Фамилии
[ редактировать ]Одним из социальных контекстов имен среди акан, включая фанте, является то, что они используются в качестве социальных тегов для обозначения личной и групповой идентичности. То же самое касается фамилий, происходящих от 12 кланов Нторо отцовских , которые даются детям. Каждый из 12 отцовских кланов нторо имеет свои особые фамилии. Таким образом, можно использовать свое имя, чтобы проследить его/ее отцовский клан. восходит Таким образом, дети, чья генеалогия к одному отцу по отцовской линии, могут иметь схожие фамилии. [ 5 ] Типичные фамилии включают Янках, Осам, Айду и т. д. Также произошли нововведения в результате вестернизации, образования и иностранной религии, и в результате этого явления возникли многочисленные имена. Некоторые имена Фанте были переведены буквально на английский язык и сохранились как фамилии. Поскольку фанты в силу своего проживания на побережье первыми вступили в контакт с европейцами, торговали, вступали в брак и жили с ними более 400 лет, то неизбежно, что среди фантских имен обнаруживается большая степень западного влияния по сравнению с фантскими. племена во внутренних районах. Примеры такого англизированного трансформационного имени:
- Дуа (освещенное дерево/доска) – Дерево.
- Ухо (одеяло) – звук Уха Бланксона
- Куми ба (дитя Куми) – Кумсон или Кумсон
- Квей ба (дитя Квея) - Квейсон, Квейсон, Квейсон или Кваесон
- Ястреб – Хоуксон
- Ньямеба – крестник
- цена (камень) – Rockson
Соответственно, некоторые фамилии также можно определить по суффиксу, например:
- -сын как в Яусоне
- -фул, как в Аркорфуле,
- -ней, и в Блаженном.
В остальном типологические фамилии Фанте (Акан) указывают на различные контексты. Это могут быть косвенные имена, манера рождения, теофорные, странные имена, вкрадчивые и общеизвестные имена, банды и прозвища, статус, профессиональные, профессиональные, религиозные, супружеские и западные имена. Может быть комбинация двух или более этих типологических названий.
Система именования
[ редактировать ]Фантес использует систему присвоения имени ребенку в зависимости от дня недели, в который ребенок родился: [ 6 ]
День | Мужское имя | Женское имя |
---|---|---|
Двауда (понедельник) | Код, Коджо, Джоджо/Джоджо | Адвоа/Адвоа, Лорд |
Бенада (вторник) | Танцы, Кобби, Эбо | Абена, Араба, Леди |
Среда (среда) | Здесь, здесь | Экуа, Куукуа, Эвуракуа |
Яуда (четверг) | Рывок, Экоу, Коу, Квау, Юфи | Отец, Отец |
Фида (пятница) | Кофи, Фифи | Эфуа, Эффи, Эвурафуа |
Меменда (суббота) | Кваме, Квамена, Ато | Или Эвурама, Амба |
Квесида (воскресенье) | Квеси, Сииси | Эси, Эурези/Еврази |
Детей также можно называть в соответствии с очередностью их рождения. Имена даны следующие [ 7 ]
Позиция | Мужское имя | Женское имя |
---|---|---|
Первый | Пешеходы | Пешеходы |
Второй | Ману | |
Третий | Столовая, Анса | Манса, Наана |
Четвертый | Вот и все | Манан |
Пятый | Перечисление | - |
Шестой | Это | - |
Седьмой | Эсуон | - |
Восьмой | Авотве | - |
Десятый | Bedu | Бедуин |
Близнецов также можно назвать в соответствии с очередностью их рождения. [ нужна ссылка ] Даны следующие имена: [ нужна ссылка ]
Первый близнец | Второй Твин | |
---|---|---|
<Название дня> Payin | <Название дня> Каакра |
Следующему ребенку, родившемуся сразу после рождения близнецов, можно дать имя: [ нужна ссылка ] такой как: [ нужна ссылка ]
Пример мужчины | Пример женщины |
---|---|
Коджо Тевиа или Коджо Тевиа | Экуа Тевиа или Экуа Тевиа |
Источник
[ редактировать ]Согласно устной традиции, Фанте отделились от других групп Акан на территории современного Бронг Ахафо около 1250 года нашей эры. Этот акт стал происхождение их имени - «Фа-ацев», что означает «половина того, что осталось». Фанте оставили своих собратьев Акан в Крако, нынешнем Течимане, на востоке Боно в Гане, и стали отдельной группой Акан . Народ Фанте возглавляли три великих воина, известные как Обруманкома, Одапагян и Осон (кит, орел и слон соответственно).
Согласно традиции, Обруманкома и Одапагья умерли во время исхода, их забальзамировали и пронесли остаток пути. Осон привел людей к тому месту, которое впоследствии стало Манкесимом в 1252 году. Легенда гласит, что главный жрец Фанте, Комфо Амона, воткнул копье в землю, когда они достигли места поселения. Копье называется Акьин-Энием, что означает «перед богом». Это место стало местом встреч старейшин Фанте и главного жреца-фетиша для обсуждения важных вопросов.
Здесь был установлен первый Оманхен (король) Манкесима , а позже создатели королей стали посещать это место для консультаций. По мнению Фанте, копье невозможно снять руками смертных. Земля, которой достигли Фанте, первоначально называлась Адоакир ее нынешними жителями, которых Фанте называли «Эци-фуэ-йифо», что означает «люди с густыми волосами». Фанте завоевали этот народ и переименовали поселение в Оман-кесему, что означает большой город. Название превратилось в нынешнее имя Манкесим.
Фанте заселили эту землю как свое первое независимое королевство и похоронили Обрумаканкому и Одапагью в священной роще под названием Нана-ном-пау. Комфо Амона также посадил ветку дерева, которую он привез с родины Акан в Крако, чтобы проверить, подходит ли это место для поселения. На следующий день после того, как священник посадил ветку, люди обнаружили, что дерево начало расти. Дерево было названо Эбиса-дуа, или деревом совещаний, и сегодня его место является одним из самых важных святынь в Манкесиме. [ 8 ]
Культура
[ редактировать ]Фанте занимаются сельским хозяйством, рыболовством и животноводством. Общество Фанте является матрилинейным . [ 9 ]
Большинство Фанте придерживаются христианства или своих традиционных верований . Меньшинство исповедует суннитский ислам. [ 9 ]
Жители Фанте очень известны своей кухней. Еда играет неотъемлемую часть культуры Фанте и занимает почетное место. Их традиционная еда включает Кенкей, Банку (Эцев), которые едят с рыбой, включая Тилапию, и другими морепродуктами, свежим перцем и овощами. Многие фанте из внутренних районов также традиционно едят батат и кокосовый батат (ампези) и фуфу. Огуаа Фету Афайе (ежегодный традиционный фестиваль, отмечаемый в Кейп-Косте) на самом деле представляет собой праздник сбора урожая ямса, который ранее отмечался в Королевстве Боно и был перенесен на побережье во время исхода. Фестиваль Фету Афайе - один из самых важных фестивалей, отмечаемых этнической группой Фанте. Его отмечают как напоминание об исторической вспышке болезни, чтобы сохранить города в чистоте и предотвратить новую эпидемию, постигшую народ Фанте. [ 10 ]
Народ фанте является третьей по величине этнической группой среди народа акан, а ашанти и акуапем являются первой и второй по величине группами соответственно.
На протяжении многих лет Фантес разработал уникальную смесь кулинарных блюд, которые сейчас едят по всей Гане, включая тушеную солонину, Ганский Джоллоф, Ганский мясной пирог, Ледяной Кенки, молоко Атадве, абуду, рис Джоллоф, пену и многие другие.
Ссылки
[ редактировать ]- Ребекка Шамуэй. 2011. Фанте и трансатлантическая работорговля . Рочестер: Издательство Рочестерского университета. ISBN 978-1580463911
- ^ «Посетите Гану – Центральный регион» . Посетите Гану . Проверено 03 мая 2024 г.
- ^ «Западный регион | О Гане» . ghana.peacefmonline.com . Проверено 03 мая 2024 г.
- ^ Финн, Дж. К. «Политическая система Фанте Ганы в доколониальный период» . Африканские журналы Сабине . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ В.Т. Балмер, Массачусетс, Б.Д. История народов акан Золотого Берега : «Результат вторжения Ашанти в Фанти», стр. 101–103, The Atlantis Press, 1925.
- ^ Кофи Агьекум, «Социолингвистика личных имен акан». Архивировано 20 февраля 2021 г. в Wayback Machine , Nordic Journal of African Studies 15 (2): 206–235 (2006).
- ^ « Имена, рожденные днем» в Дагбани, Эве и Фанте» . www.ghanaweb.com . 9 ноября 2019 года . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ Агиекум, Кофи (2006). «Социолингвистика личных имен акан» . Северный журнал африканских исследований . 15 (1): 206–235 – через ResearchGate.
- ^ Аду Боахен , Происхождение Фанте: период манкесим в «Тысячелетней истории Западной Африки» , 1968, стр. 180-1820.
- ^ Перейти обратно: а б Олсон, Джеймс Стюарт; Мер, Чарльз (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 175. ИСБН 978-0-313-27918-8 .
- ^ «Фестивали» . Министерство туризма, искусства и культуры (MoTAC) Ганы . Проверено 2 августа 2023 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Вуд, Джеймс , изд. (1907). Энциклопедия Наттолла . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн. {{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь )