Ба (штат)
Нет -бар | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
?–316 г. до н. э. | |||||||
Капитал | Ичэн ( Ичэн ) Пинду ( 平都 ) Чжу ( 桳 ) Цзянчжоу ( 江州 ) Дяньцзян ( Дяньцзян ) Ланчжун ( Langzhong ) | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
История | |||||||
• Учредил | ? | ||||||
• Упразднено | 316 г. до н. э. | ||||||
| |||||||
Сегодня часть | Китай |
Ба ( китайский : 巴 ; пиньинь : Ба ; букв. «пиктограмма, обозначающая «змею, питающуюся слонами»», [ 1 ] Древнекитайский : *Pˤra ) — древнее государство на востоке провинции Сычуань , Китай. Его первоначальной столицей был Ичэн ( город Эньши ), Хубэй . Ба был завоеван Цинь в 316 г. до н. э. Исторический народ Бо и современный народ Туцзя отчасти ведут свое происхождение от народа Ба. [ 2 ]
Ба, часто описываемый как свободная конфедерация или собрание вождеств , состоял из нескольких свободно связанных независимых кланов, признававших короля. Кланы Ба были очень разнообразны и состояли из нескольких племен. Археологические данные показывают, что народ Ба в основном полагался на рыболовство и охоту, с низким уровнем сельского хозяйства и отсутствием ирригации . [ 3 ]
Территория
[ редактировать ]Первоначально Ба включал территорию в долине Хань и имел столицу в Ичэне, Хубэй; однако возвышение Чу подтолкнуло Ба на запад и дальше в бассейн Сычуани . Расширение Чу также вынудило Ба несколько раз переносить столицу. Согласно « Хроникам Хуаяна , » IV века н. э. Чан Цюя столицы или административные центры Ба включали Цзянчжоу ( Чунцин ), Дяньцзян ( район Хэчуань ) и Пинду ( Фэнду ) с последней столицей в Ланчжуне . В период Воюющих царств Цинь, Чу и Шу , все более могущественные государства, имели общую границу с Ба.
История
[ редактировать ]Самые ранние свидетельства человеческого поселения в этом регионе обнаружены на стоянке Хелян недалеко от Фэнду и датируются 15 000 лет назад. Стоянка неолита, найденная в Даси, датируется периодом от 5000 до 3000 г. до н.э., а стоянка позднего неолита (ок. 2000 г. до н.э.) была найдена в Чжунба в Чжунсяне . [ 4 ]
Согласно «Книге Поздней Хань» , основателем государства Ба был господин Линь ( китайский : 廪君 ). В этом рассказе изначально было пять кланов: Ба, Фань ( 樊 ), Шэнь ( 瞫 ), Сян ( 相 ) и Чжэн ( 鄭 ), и они организовали соревнование, чтобы определить, кто будет главой:
У кланов еще не было лидера, но они поклонялись призракам и духам, и поэтому они заключили договор: тот, кто сможет бросить кинжал и заставить его застрять в определенной каменной расщелине высоко на скале, станет вождем. Из всех конкурентов только сын клана Ба, Усян, смог достичь цели, и когда он это сделал, все присутствующие вздохнули с восхищением. Они снова устроили соревнование, дав каждому участнику деревенскую лодку и поклявшись: «Тот, кто удержится на плаву [в этих бурных водах], станет главным!» И снова Усян одержал победу, а все остальные лодки затонули. Поэтому они сделали его вождем, назвав его Лордом Линем.
Лорд Линь повел людей поселиться в Ичэне на территории современного юго-западного Хубэя, недалеко от Сычуани. Первым поселением Ба в Сычуани был Пейлин (также называемый Чжи), по общему мнению, место захоронения первых царей Ба. Ба поглотил другие племена, с которыми столкнулся, такие как Пу ( 濮 ), Цзун (賨 ) , Цзюй (苴 ), Гун ( 龔 ), Ну ( 奴 ), Ранг ( 獽 ), И ( 夷 ) и Дань ( 蜑 ). племен, поэтому Ба в действительности представлял собой конфедерацию разных групп. [ 7 ] Пу, например, были широко распространенным племенем, простиравшимся от Хэнани до Гуйчжоу и называемым Сотней Пу ( 百濮 ) из-за их разнообразия, а Цзюй был государством на севере центральной части Сычуани, в то время как Дань, как говорили, жили на воде. и ранги были народом из юго-восточной части штата Ба, известным своими захоронениями в скалах. [ 8 ]
Упоминания о «стране Ба» появились в династии Шан костях оракула 13 века до нашей эры, когда король Шан задумал напасть на Ба. [ 7 ] Государство Ба, возможно, помогло основателям династии Чжоу свергнуть Шан в битве при Муе в 1046 году до нашей эры. Однако первое окончательное появление Ба в письменной истории произошло в 703 году до нашей эры; Цзо Чжуань сообщает, что Ба принял участие в совместной военной операции с Чу против Дэна . Хотя Чу иногда вторгался на территорию Ба, у Ба были сложные отношения с Чу, сильные торговые и брачные узы. Чу также нанял многих наемников Ба в качестве солдат в свою армию. Эта практика иногда вызывала проблемы у Чу; в одном случае наемники Ба, нанятые Чу, восстали и осадили столицу Чу в 676 или 675 году до нашей эры.
Цзо Чжуань описал Ба как одну из южных земель, верных Чжоу. Династия Чжоу, похоже, поддерживала тесные отношения с государством Ба, разрешив некоторым из них использовать королевскую фамилию и женившись на женах Ба. [ 9 ]
В 316 г. до н. э. Ба и Чу объединились с Цинь, чтобы вторгнуться в Шу. Однако после успешного завоевания Шу Цинь немедленно обратился против двух своих союзников и захватил последнего короля Ба. Государство Ба было упразднено и преобразовано в командование Цинь. В отличие от управления Шу, Цинь позволил элите Ба сохранить прямое правление и не вызывал крупномасштабную миграцию людей Цинь на территорию Ба. Элита Ба позже будет маргинализирована в результате политики « разделяй и властвуй» .
Культура Башу
[ редактировать ]По мере того как государство Чу расширялось на запад вверх по долинам Хань и Янцзы, оно подталкивало народ Ба на запад, в сторону Шу. В V и IV веках до нашей эры археологи Сычуани считают, что это взаимодействие помогло создать культуру Ба-Шу .
Тигр белый был важной частью мифологии Ба, причем тигр пользовался наибольшим уважением. Согласно легенде, первый король Ба, лорд Линь, после своей смерти превратился в белого тигра. [ 3 ] Артефакты из археологических памятников Ба часто используют мотивы тигра. Археологические данные также позволяют предположить, что народ Ба, возможно, практиковал человеческие жертвоприношения. [ 3 ] который, как указывает Книга Позднего Хань, был создан для духа белого тигра лорда Линя. [ 10 ]
Война играла важную роль в обществе Ба. Их воины часто использовались в качестве наемников другими государствами; они сыграли роль в разгроме Сян Юя Лю Баном (впоследствии императором Хань Гаозу ), а позднее служили династии Хань . [ 11 ]
В погребальном инвентаре Ба преобладало оружие, некоторые из которых имели характерные изогнутые лезвия. Другими отличительными особенностями культуры Башу являются захоронения гробов в форме лодок, а также для общения в бою они использовали бронзовые барабаны в стиле Ба ( 錞于 , похожие на барабаны Тонг Сон ), увенчанные фигурой тигра. Как и в других государствах древнего Китая, изготовляли красивые бронзовые дина или жертвенные треножники , иногда с надписями на них. [ 12 ]
Народ Ба был известен своими музыкальными способностями и подарил китайцам своеобразный танцевальный стиль и музыку, которые были популярны на протяжении многих столетий после того, как государство прекратило свое существование. Танец, названный Ба Юй (кит. 巴渝 , позже переименованный в Чжаову , 昭武 ), впервые приобрел известность благодаря императору Хань Гаозу, который любил военные танцы. Масштабные танцевальные представления включали в себя размахивание различным оружием под аккомпанемент барабанов и песен на языке Ба. Он оставался популярным во времена династии Тан и распространился до Средней Азии. [ 13 ]
Культура Башу разработала систему письма, символы которой не связаны с китайскими иероглифами . три надписи Ба-Шу На бронзовых изделиях были обнаружены , ни одна из которых не расшифрована . Один, по-видимому, пиктографический шрифт использовался для украшения оружия, найденного в могилах Ба в восточной части провинции Сычуань. Вторая письменность встречается как в западной, так и в восточной Сычуани, на оружии, пряжке ремня и на основании бронзового сосуда. Некоторые учёные считают этот сценарий фонетическим , указывая на сходство между некоторыми символами и символами более позднего письма И. Третья письменность (возможно, также фонетическая) известна только по надписи на крышке бронзового сосуда, найденного в могиле в Байхуатане, Чэнду . [ 14 ]
Ба в астрономии
[ редактировать ]Ба представлена звездой Эпсилон Змеи в астеризме Правая Стена , ограждение Небесного Рынка . [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сюй Шен , Шуовэнь Цзецзы , т. 15, «радикальный巴» ; цитата: (Ба: червь. Или ест как змея. Пиктограмма.), приблизительный перевод: «Ба (ба): животное. Некоторые говорят, что [это] ] змея, пожирающая слонов. Пиктограмма». Примечание: «животное» — это семантический сдвиг от «червь, насекомое, насекомое»; см. «входной червь» в Мандаринском словаре Министерства образования (《Мандаринский словарь Министерства образования》).
- ^ «Определение ДНК людей Нижнего Риба» . People.com.cn (на китайском языке, 4 июля 2001 г.). Архивировано из оригинала 19 октября 2012 г. Проверено 25 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Барбара А. Уэст (2009). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издательство информационной базы. стр. 73–74. ISBN 978-0-8160-7109-8 .
- ^ Ким Хантер Гордон, Джесси Уотсон (2011). Чунцин и Три ущелья . стр. 8–11. ISBN 978-7-5022-5215-1 .
- ^ Хоу Ханьшу Оригинальный текст: Короля пока нет, поэтому мы все работаем с призраками и богами, поэтому они вместе бросают □ в каменную пещеру, и тот, кто сможет поразить цель, будет считаться королем. Зять Ба был единственным среди них, и все вздохнули. Еще он приказал всем кататься на глиняной лодке, а царем следует считать того, кто умеет плавать. Фамилия Ю — Шен, и он работает только один. Поскольку они созданы вместе, они являются королями Линя.
- ^ Ким Хантер Гордон, Джесси Уотсон (2011). Чунцин и Три ущелья . стр. 12–13. ISBN 978-7-5022-5215-1 .
- ^ Jump up to: а б Стивен Ф. Сейдж (январь 1992 г.). Древний Сычуань и объединение Китая . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 51–52. ISBN 978-0791410387 .
- ^ Терри Ф. Климан (1998). Та Чэн, Великое совершенство – религия и этническая принадлежность в тысячелетнем китайском королевстве . Издательство Гавайского университета. п. 43. ИСБН 0-8248-1800-8 .
- ^ Сейдж, Стивен Ф. (1992). Древний Сычуань и объединение Китая . СУНИ Пресс. п. 53. ИСБН 0791410374 .
- ↑ Хоу Ханьшу Оригинальный текст: Когда г-н Линь умирает, его душа становится белым тигром. Ба Ши использовал тигров, чтобы пить человеческую кровь, поэтому он использовал людей в храмах. Перевод: Когда господин Линь умер, [люди думали, что] его дух явился миру в виде белого тигра. Жители Ба верили, что тигры пьют человеческую кровь, поэтому приносили ему жертвы, используя человеческие жертвы.
- ^ Терри Ф. Климан (1998). Та Чэн, Великое совершенство – религия и этническая принадлежность в тысячелетнем китайском королевстве . Издательство Гавайского университета. стр. 44–45. ISBN 0-8248-1800-8 .
- ^ «Зарубежная археология: цивилизация Ба в провинции Сычуань в Китае». Архивировано 20 августа 2010 г. в Wayback Machine , Вильгельма Г. Сольхейма II Фонд филиппинской археологии , Бюллетень Фонда Сольхейма , Ежеквартальный бюллетень, Том I, № 1, Июль – сентябрь 2003 г. «Бронзовый штатив дин возрастом не менее 2000 лет был раскопан в провинции Сычуань. На этом месте было найдено самое большое количество реликвий, связанных с народом Ба, когда-либо раскопанных. Новости об открытии захоронения, принадлежащего древнему Народ Ба из провинции Сычуань попал в заголовки газет и журналов Китая в начале прошлого месяца».
- ^ Терри Ф. Климан (1998). Та Чэн, Великое совершенство – религия и этническая принадлежность в тысячелетнем китайском королевстве . Издательство Гавайского университета. стр. 45–46. ISBN 0-8248-1800-8 .
- ^ Сейдж, Стивен Ф. (1992). Древний Сычуань и объединение Китая . СУНИ Пресс. стр. 74–75, 244–245. ISBN 978-0-7914-1037-0 .
- ^ Информационная сеть AEEA по астрономическому образованию (на традиционном китайском языке). Национальный музей естествознания . 24 июня 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сейдж, Стивен Ф., Древний Сычуань и объединение Китая , ISBN 0-7914-1038-2 .
- Климан, Терри Ф., Великое совершенство: религия и этническая принадлежность в тысячелетнем китайском королевстве , ISBN 0-8248-1800-8 .