Dekabrist -class submarine
![]() D-3 Krasnogvardyeyets on a Soviet stamp
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Dekabrist |
Строители |
|
Операторы | ![]() |
Предшественник | Класс Барс ( Императорский Флот России ) |
Преемник | Leninets class |
Построен | 1927-1929 |
В эксплуатации | 1928-1958 |
Планируется | 6 |
Завершенный | 6 |
Потерянный | 4 |
Ушедший на пенсию | 1 |
Сохранился | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | с дизельным/электрическим приводом ударная подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 76,00 м (249 футов 4 дюйма) |
Луч | 6,5 м (21 фут) |
Черновик | 3,80 м (12,5 футов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 295 футов (90 м) |
Дополнить | 53 офицера и экипаж |
Вооружение |
|
Класс Декабрист» « , также известный как Серия I , был первым классом подводных лодок , построенных для Советского ВМФ после Октябрьской революции 1917 года. Они были утверждены в Советской программе военно-морского кораблестроения 1926 года , что ознаменовало возрождение проектирования подводных лодок в России . Они были включены в программу советского военно-морского кораблестроения 1926 года и начали ходовые испытания в 1930 году.
Из шести построенных судов два пережили Вторую мировую войну , а одна подводная лодка этого класса сейчас является кораблем-музеем .
Проектирование и строительство
[ редактировать ]В 1923 году был сформулирован комплекс технических характеристик и критериев проектирования подводных лодок нового типа, известный как «оперативно-тактические требования». [ нужна ссылка ] но претворение этого в реальность создало проблемы. Красный Флот 1920-х годов сохранял солидный подводный флот и связанные с ним практические навыки в строительстве и обслуживании, но ему не хватало современного опыта проектирования. Ни одна новая российская подводная лодка не была запущена в производство со времен «Барс» проекта , планы которого были окончательно доработаны в 1912 году, и соответствующие специальные знания уменьшились, в то время как существовало ощущение, что новейшие зарубежные технологии подводных лодок теперь значительно более совершенны. Таким образом, в попытке получить актуальную информацию о конструкции Борис Малинин был прикомандирован к советской военно-морской миссии, которая в 1925 году отправилась в турне по верфям Западной Европы . [ 1 ] [ 2 ]
Хотя социалистическое правительство Германии убедило свой сопротивляющийся флот использовать некоторые старые разработки времен Первой мировой войны , [ 3 ] [ 4 ] Источники сходятся во мнении, что самая полезная информация была получена в Италии. Однако утверждения о том, что было приобретено, весьма противоречивы. В воспоминаниях Сергея Александровича Базилевского , более молодого конструктора, впоследствии присоединившегося к команде Малинина по проекту «Декабрист» в 1927 году, говорится, что миссия получила чертежи итальянской подводной лодки «Баллила» , но современные источники не сходятся во мнении, о какой подводной лодке имеется в виду. Некоторые авторитетные источники заявляют, что это были планы новой океанской «Балилла» подводной лодки класса , впечатляюще больших лодок (надводное водоизмещение 1450 тонн, длина 86,5 метров), заложенных в начале 1925 года. [ 2 ] [ 5 ] Другие утверждают, что это были чертежи гораздо более старой и меньшей подводной лодки с таким же названием , заложенной еще в 1913 году (надводное водоизмещение 717 тонн, длина 65 метров), которая была приобретена в букинистическом магазине в Риме. и имели небольшую реальную ценность. [ 1 ] Неразбериху усугубляют и утверждения о том, что делегация получила чертежи итальянской верфи Cantieri dell'Adriatico . [ 6 ] [ 7 ] Предположительно это отсылка к CRDA , но этот конгломерат был сформирован только в 1929-30 годах и не имел прямого отношения ни к одному из проектов Баллилы . Вероятно, с этим связано утверждение о том, что Малинин получил планы класса , Pisani построенного одним из предшественников CRDA CNT , строительные работы над которым только начинались во время визита делегации в Италию. [ 8 ] С другой стороны, может иметь значение то, что CRDA - предположительно один из его предшественников, CNT или STT - приписывают участие в основной проектной работе над глубоководной конструкцией двойного корпуса, используемой новым классом Ballila . [ 9 ]
Независимо от того, какую именно информацию получила советская делегация, она получила некоторое представление об итальянской подводной технике: наиболее очевидно, что советский флот состоял из лодок «однокорпусной» конструкции, в которых такое оборудование, как балластные цистерны, в основном размещалось внутри прочного корпуса. Итальянцы были пионерами конструкции двойного корпуса , в которой оборудование размещалось вокруг прочного корпуса снаружи, окруженное отдельным внешним обтекателем, известным как «легкий корпус», что позволяло создать более обтекаемый внешний вид и более просторный интерьер ( новый класс Балилла 1920-х годов, так был построен [ 9 ] хотя ни более старая Балилла 1913 года, [ 10 ] ни класс Пизани ); [ 9 ] кроме того, в то время как существующие советские лодки имели глубину погружения, ограниченную примерно 50 метрами, итальянцы строили более прочные корпуса, способные погружаться примерно на 100 метров (использовались на новых «Балилле» и « Пизани» ), и в то время как предыдущие российские подводные лодки имели длину корпуса длиной не более 70 метров и надводным водоизмещением ниже 700 тонн, итальянцы строили гораздо более крупные подводные лодки – новая «Баллила» была вдвое больше водоизмещения и примерно на 20% длиннее. Еще одним важным отличием было то, что существующие советские лодки заполняли балластные цистерны механически во время погружения, а итальянцы просто заливали их через забортные краны .
можно обнаружить множество параллелей с итальянской дизайнерской традицией В новом проекте «Декабристов» , особенно в конструкции корпуса и системе балласта: прочный корпус большой толщины, рассчитанный на глубину до 90 метров (и построенный с использованием высококачественных броневых листов из списанные линейные крейсера ), [ 11 ] двухкорпусная конструкция, в которой прочный корпус был заключен в отдельный «легкий корпус», а в пространстве между ними размещались цистерны главного балласта, [ 12 ] разделение внутреннего пространства подводной лодки на несколько водонепроницаемых отсеков (правда, по мере развития конструкции оригинальные сферические переборки в итальянском стиле, призванные обеспечить максимальную целостность ключевых отсеков, были заменены плоскими круглыми), [ 12 ] использование балластных цистерн итальянского типа, которые должны были ускорить время погружения, [ 13 ] и добавление резервуара для аварийного погружения в миделе корабля, который, как рассказывает Базилевский, был ошибочно истолкован как предназначенный для быстрого погружения с глубины перископа, а не непосредственно с поверхности, и уменьшен в относительных размерах по сравнению с тем, что было в итальянских чертежах, хотя это оказалось возможным. чтобы снова увеличить его масштаб, когда его предназначение будет обнаружено. [ 14 ] [ 12 ] При длине 76 метров и надводном водоизмещении около 1000 тонн они были значительно больше, чем любые предыдущие подводные лодки советского флота (или любые построенные в императорской России), хотя и не такие большие, как новые итальянские подводные лодки класса «Балилла» . Заявленная дальность полета более 7000 морских миль также была значительным улучшением, хотя и не таким впечатляющим, как у более крупного судна Balilla .
При этом очевидно, что « Декабрист» был не просто копией итальянского дизайна, а синтезом итальянских концепций и существующих советских знаний, хотя наиболее легко узнаваемыми местными чертами являются те, которые не были строго необходимы в новом дизайне. Прочный корпус был увеличен по сравнению с проверенным классом «Барс» , который считался своего рода эталоном надежности, хотя его обтекаемость кажется ненужной для лодки с двойным корпусом; [ 13 ] [ 11 ] в то время как наличие дополнительных балластных цистерн под обшивкой палубы (вероятно, предназначенных для быстрого погружения с перископной глубины) также явно было основано на этом типе, и они описываются как столь же ненужные в сочетании с системой погружения в итальянском стиле. [ 13 ] [ 12 ] Другие особенности, напоминающие старые российские конструкции, включают относительно большие балластные цистерны в носовой и кормовой части, которые теперь используются в качестве дифферентных цистерн, а также размещение батарей в герметичных отсеках в носовой части корпуса. [ 12 ] В целом отдельные компоненты либо создавались непосредственно на основе тех, что использовались в существующих российских лодках, либо разрабатывались заново. [ 15 ]
Вооружение состояло из тяжелого переднего залпа из шести торпедных аппаратов в носовой части и еще двух в корме. [ 11 ] предназначенный для 21-дюймовых торпед, которые стали стандартным международным калибром, хотя до тех пор, пока подходящее оружие не было запущено в производство, старые 18-дюймовые торпеды приходилось носить с собой, используя специальные вставки для их удержания на месте. [ 16 ] По первоначальному проекту каждая подводная лодка должна была иметь по две 4-дюймовые пушки в обтекаемых артиллерийских щитах , образующих обтекатели в передней и задней части боевой рубки , но впоследствии конфигурация была изменена, имитируя британскую подводную лодку L-класса , с единственной обращенное вперед орудие на приподнятой платформе, защищенное высоким фальшбортом, предназначенное для облегчения борьбы с орудием в условиях сильного волнения. [ 17 ] Также был принят на вооружение новый зенитный вариант орудия. [ 18 ]
Необычной особенностью конструкции, унаследованной от дореволюционных конструкций, был якорь, предназначенный для того, чтобы позволить подводной лодке упираться в морское дно во время погружения, хотя на классе «Декабрист» это вызвало тревожные инциденты на ранних испытаниях и, возможно, никогда не использовалось впоследствии. [ 19 ]
Заказ из шести лодок был разделен поровну между Балтийским и Черноморским флотами ВМФ СССР: три судна были построены на Судостроительном заводе имени Орджоникидзе в Ленинграде , а остальные три — на заводе Марти в Николаеве . Им были присвоены имена в память об исторических революционных движениях (балтийские лодки — «Декабрист» , «Народоволец» и «Красногвардеец» , в честь декабристов , «Народная воля» и « Красногвардейцы» , позже обозначенные от Д-1 до Д-3 , их черноморские аналоги — «Революционер» , «Спартаковец» и «Якобинец») . , то есть «Революционер», « Спартаковец » и « Якобинец », позже обозначенные от D4 до D-6. ). Первая лодка этого класса была заложена 5 марта 1927 года; спущен на воду 3 ноября 1928 года и вступил в строй 18 ноября 1930 года. Эта первая лодка, «Декабрист» , 15 сентября 1934 года получила обозначение Д-1. [ 20 ]
Первые испытания этого типа на верфи оказались не совсем успешными. Первые испытания Revolutioner в марте 1930 года показали, что во время погружения лодка резко кренилась набок - проблема, с которой, как знали конструкторы, также сталкивались немецкие конструкции с двойным корпусом, такие как U-139 . [ 21 ] Два месяца спустя аналогичные проблемы возникли на «Декабристе» : лодка накренилась на левый борт, а затем резко отклонилась на правый борт. Хотя не удалось прийти к согласию по точным научным причинам, приемлемое решение было найдено путем более строгого разделения балластных цистерн на левые и правые части, которые затоплялись отдельно и, таким образом, более симметрично. [ 16 ] [ 21 ] Позже Базилевский настаивал на том, что единственной реальной проблемой было асимметричное распределение веса, которое можно было исправить небольшим количеством балласта, но которое не было обнаружено в начале испытаний из-за неправильно откалиброванного инклинометра. [ 22 ] Информацию о скорости погружения получить трудно. [ нужна ссылка ] Однако сообщалось, что они были хорошими морскими лодками и на испытаниях достигли скорости 15,3 узлов (надводная) и 8,7 узлов (под водой). [ 23 ]
История обслуживания
[ редактировать ]В мае 1933 года три балтийских катера были переданы Северному флоту в Северном Ледовитом океане через Беломорско-Балтийский канал и, как говорят, показали высокие мореходные качества в полярных условиях. [ нужна ссылка ] хотя Д-1 погибла со всем своим экипажем в результате несчастного случая с водолазом 13 ноября 1940 года в Мотовском заливе .
Остальные пять находились на вооружении в начале Великой Отечественной войны , хотя еще три погибли в ходе конфликта: Д-3 был потоплен у берегов Норвегии в июне 1942 года, Д-6 -6 был затоплен в Севастополе в ноябре 1942 года. был затоплен в Севастополе в ноябре 1942 года, а Д -4 затоплен у берегов Крыма в декабре 1943 года. [ 23 ]
« Спартаковец » всюду служил в составе Черноморского флота . « Народоволец » проходил ремонт в Ленинграде в начале немецкого вторжения и, таким образом, стал частью Балтийского флота . Его самым заметным успехом стало потопление торпедой немецкого торгового судна SS Jacob Fritzen (4090 брутто-регистровых тонн ) в октябре. 1942 год. [ 24 ] «Народоволец» был переоборудован в учебный в 1950-х годах, но прослужил до 1980-х годов, а впоследствии стал кораблем-музеем и военным мемориалом .
Корабли
[ редактировать ]Число | Корабль | английский перевод | Строитель | Запущен | Заметки и судьба |
---|---|---|---|---|---|
Д-1 | Dekabrist ( ru ) Декабрист |
Участник восстания декабристов. | Ordzhonikidze Yard , Leningrad | 3 ноября 1928 г. | Погиб 13 ноября 1940 года в Мотовском заливе под Мурманском во время учебного задания. |
Д-2 | Narodovolets ( ru ) Народоволец |
A member of Narodnaya Volya | Ordzhonikidze Yard , Leningrad | 19 мая 1929 г. [ 25 ] | Затонуло немецкое торговое судно «Якобус Фритцен» . [ 24 ] Списан в 1958 году, но с 1956 по 1987 год базировался в Кронштадте и выполнял функции учебного корабля. Наконец, в 1989 году по завершении реконструкции был установлен на берегу как мемориальный музей в Санкт-Петербурге. [ 26 ] |
Д-3 | Krasnogvardyeyets ( ru ) Красногвардеец |
Красный гвардеец | Ordzhonikidze Yard , Leningrad | 12 июля 1929 г. | Потерян после 10 июня 1942 года у берегов Норвегии, возможно, из-за мин. |
Д-4 | Революционер ( ru ) Революционер |
Революционный | Marti Yard , Nikolayev | 12 марта 1929 г. | Потоплены немецкие торговые суда «Бой Федерсон» , «Санта Фе» и болгарский купеческий «Варна» . [ 27 ] Потерян у западного Крыма после 1 декабря 1943 года, возможно, из-за мин. |
Д-5 | Spartakovets ( ru ) Спартаковец |
Последователь Спартака | Marti Yard , Nikolayev | 12 октября 1929 г. | Затонул турецкое парусное судно «Койбоглу» 8 декабря 1942 года. Разбился в Севастополе после 18 января 1956 года. |
Д-6 | Yakobinets ( ru ) Якобинец |
якобинец | Marti Yard , Nikolayev | 15 ноября 1930 г. | Находясь в ремонте, уничтожен и затоплен 12 ноября 1941 года на Севастопольской верфи собственным экипажем, чтобы не допустить захвата наступающими немцами. Вырос после войны и распался. |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Будзбона и Раднием, стр. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Вествуд, с. 155
- ^ Ровер и Монаков, стр. 32-33.
- ^ Будзбона и Раднием, стр. 84-85.
- ^ Ровер и Монаков, с. 36 и н. 48, со ссылкой на Вествуд, стр. 153-159, плюс В.И. Дмитриев Советское подводное корабль-строение (Москва, 1990), стр. 32-66, и История Отечественного Суостроения , т. 48, цит. IV, изд. И.Д. Спасский (Санкт-Петербург, 1996), с. 102-11 (неясно, дает ли какая-либо из этих ссылок дополнительную информацию, касающуюся этой идентификации, или же цитаты относятся к другой смежной информации в тексте).
- ^ Брейер, с. 185.
- ^ Rohwer and Monakov, p. 34, and n. 41, citing V.I. Dmitriev, Sovetskoe podvodnoe korable-stroenie (Moscow 1990) pp. 32-63 and V.N Burov, Otechstvennoe voennoe korabl'stroenie v tret'em stoleti svoei istorii (St Petersburg 1995) pp. 73-79.
- ^ Rohwer and Monakov, p. 36 and n. 48, specifically refer to the Giovanni Bausan of this class; presumably this is based on one of the cited sources, V.I. Dmitriev Sovetskoe podvodnoe korable-stroenie (Moscow 1990), pp. 32-66, and Istoriya Otechstvennogo Suostroeniya , vol. IV, ed. I.D. Spasskii (St Petersburg 1996), pp. 102-11.
- ^ Перейти обратно: а б с Брешия, с. 159.
- ^ Фонтенуа, с. 123
- ^ Перейти обратно: а б с Будзбона и Раднием, стр. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Будзбона и Раднием, стр. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с Вествуд, с. 156
- ^ Вествуд, стр. 156-7.
- ^ Будзбона и Раднием, стр. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Вествуд, с. 157.
- ^ Будзбона и Раднием, стр. 87, 91.
- ^ Вествуд, с. 158
- ^ [1] Архивировано 9 апреля 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Будзбона и Раднием, стр. 94.
- ^ Будзбона и Раднием, стр. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Конвей с.332
- ^ Перейти обратно: а б «Д-2/Народоволец» . uboat.net . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ Йомен. «Ваш самый полный источник информации о кораблях-музеях по всему миру!» . Museumships.us . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Народоволец Д-2, мемориальный комплекс подводных лодок» . Санкт-Петербургская энциклопедия . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ «Д-4/Революционер» . uboat.net . Проверено 11 декабря 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Военно-морской флот Маурицио Брешиа Муссолини: Справочник по Regia Marina 1930-1945 (2021) Seaforth, ISBN 978-1-84832-115-1
- Зигфрид Брейер, Развитие советских военных кораблей: 1917-1937 (1992) Конвей ISBN 0 85177 604 3
- Презмыслав Будзбона и Ян Радземский, «Начало советской военно-морской мощи», Warship 2020 , изд. Джон Джордан (2020), Osprey, стр. 82–101. ISBN 978-1-4728-4071-4
- Подводные лодки Пола Э. Фонтенуа : иллюстрированная история их воздействия (2007) ABC-CLIO, Санта-Барбара, Калифорния ISBN 978-1-85109-563-6
- Гардинер, Роберт; Шено, Роджер, ред. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Юрген Ровер и Михаил Монаков, Сталинский океанский флот: советская военно-морская стратегия и кораблестроение (2001) Фрэнк Касс, Лондон и Нью-Йорк ISBN 0-7146-4895-7
- Дж. Н. Вествуд, Российское военно-морское строительство, 1905–45 (1994) Макмиллан, Бейзингсток и Лондон ISBN 978-1-349-12460-2
- Владимир Якубов и Ричард Уорт, «Поднятие Красного Знамени» (2008) Spellmount ISBN 978-1-86227-450-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на английском языке) Steel Navy. Архивировано 16 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- (на английском языке) Информация из музеев России
- (на английском языке) Народоволец Д-2, мемориальный комплекс подводных лодок , Статья , Энциклопедия Санкт-Петербурга,
- (на русском языке) Статья на сайте Морфлота.
- (на английском языке) Веб-сайт Uboat.net