Теория праздного класса
Автор | Торстейн Веблен |
---|---|
Оригинальное название | Теория праздного класса: экономическое исследование эволюции институтов |
Язык | Английский |
Жанр | Экономика и социология |
Издатель | Макмиллан |
Дата публикации | 1899 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | книга |
Страницы | 400 чел. |
ОКЛК | 17647347 |
«Теория праздного класса: экономическое исследование институтов» (1899), написанная Торстейном Вебленом , представляет собой трактат по экономике и социологии , а также критику демонстративного потребления как функции социального класса и потребительства , которые представляют собой социальную деятельность, происходящую от социальное расслоение людей и разделение труда ; социальные институты феодального периода (IX–XV вв.), сохранившиеся до нового времени . [1]
Веблен обсуждает, как стремление к богатству и обладание им влияет на поведение человека, что современные владельцы поместий , бизнесмены, владеющие средствами производства , занялись экономически непродуктивной практикой демонстративного потребления и демонстративного досуга , которые являются бесполезными видами деятельности. которые не способствуют ни экономике, ни материальному производству полезных товаров и услуг, необходимых для функционирования общества. Вместо этого именно средний класс и рабочий класс с пользой заняты в промышленно развитых , производительных профессиях, которые поддерживают все общество.
Фон
[ редактировать ]«Теория праздного класса» (1899) была опубликована в « Позолоченный век» (1870–1900), времена баронов- миллионеров Джона Д. Рокфеллера , Эндрю Карнеги и Корнелиуса Вандербильта , в конце XIX века. [1] Веблен представляет эволюционное развитие социальных и экономических институтов общества, в котором технология и промышленное искусство являются творческими силами экономического производства . Что в экономике производства товаров и услуг социальная функция экономики заключалась в удовлетворении материальных потребностей общества и получении прибыли для владельцев средств производства . С социологической точки зрения, система промышленного производства требовала от рабочих (мужчин и женщин) усердия, эффективности и сотрудничества, в то время как владельцы фабрик заботились о прибылях и публичной демонстрации богатства; таким образом, современное социально-экономическое поведение демонстративного потребления и демонстративного досуга пережило хищническое, варварское прошлое племенной стадии современного общества. [2] : 287
Социология и экономика, изложенные в «Теории праздного класса», показывают влияние Чарльза Дарвина и Карла Маркса , Адама Смита и Герберта Спенсера ; [3] таким образом, социально-экономическая теория Веблена подчеркивает социальную эволюцию и развитие как характеристики человеческих институтов. [4] В свое время Веблен критиковал современные (19-го века) экономические теории как интеллектуально статичные и гедонистические , и что экономистам следует принимать во внимание то, как люди на самом деле ведут себя в социальном и культурном плане, а не полагаться на теоретические выводы, призванные объяснить экономическое поведение. общества. [3] По сути, отчеты Веблена об американской политической экономии противоречили неоклассической экономике XVIII века (спроса и предложения), которая определяет людей как рациональных агентов , которые ищут полезности и максимального удовольствия от своей экономической деятельности; тогда как экономика Веблена определяет людей как иррациональных экономических агентов, которые игнорируют личное счастье в постоянной погоне за социальным статусом и престижем, присущими наличию места в обществе ( класс и экономический слой ). Веблен пришел к выводу, что демонстративное потребление не представляет собой социального прогресса, поскольку экономическое развитие Америки находилось под чрезмерным влиянием статичной экономики британской аристократии; следовательно, демонстративное потребление было антиамериканской деятельностью, противоречащей динамичной культуре индивидуализма страны . [4]
Первоначально опубликованная под названием «Теория праздного класса: экономическое исследование эволюции институтов» , книга возникла на основе трех статей, которые Веблен опубликовал в Американском журнале социологии между 1898 и 1899 годами: (i) «Начало собственности» (ii) ) «Варварское положение женщин» и (iii) «Инстинкт мастерства и утомительный труд». [5] В этих работах представлены основные темы экономики и социологии, которые он позже развил в таких работах, как: «Теория делового предприятия» (1904 г.), о том, насколько несовместимы погоня за прибылью и производство полезных товаров; и «Инстинкт мастерства и состояние промышленных искусств» (1914) о фундаментальном конфликте между предрасположенностью человека к полезному производству и социальными институтами, которые тратят впустую полезные продукты человеческих усилий. [6] [2] : 286–7
Более того, «Теория праздного класса» представляет собой социально-экономический трактат, возникший в результате наблюдений Веблена и его восприятия Соединенных Штатов как общества с быстро развивающимися экономическими и социальными институтами. [4] Критикам его репортажа о социологии и экономике общества потребления , которым является США, особенно не понравился сатирический тон его литературного стиля, и они заявили, что на культурные взгляды Веблена негативно повлияло его суровое детство в норвежско-американском сообществе практичных и бережливых людей. и утилитарные люди, пережившие антииммигрантские предрассудки в ходе интеграции в американское общество. [2] : 286–7 [7]
Диссертация
[ редактировать ]Концепции
[ редактировать ]В «Теории праздного класса» Веблен ввёл следующие социологические термины:
- Досуговый класс — представители высшего класса, освобожденные от производительного труда. [1]
- Денежное превосходство — праздный класс демонстрирует свое экономическое превосходство, не работая. [1]
- Денежное соревнование — экономическое стремление превзойти чужой социально-экономический статус. [8]
- Денежная борьба — приобретение и демонстрация богатства с целью получения социального статуса. [1]
- Подставной досуг — досуг жен и слуг как свидетельство богатства хозяина поместья. [1]
- Отчужденный досуг — досуг прислуги реализуется от имени хозяина поместья. [1]
Многослойное общество
[ редактировать ]Теория праздного класса установила, что экономия современного общества основана на социальной стратификации племенных политическая и феодальных обществ, а не на заслугах , социальной и экономической полезности отдельных мужчин и женщин. Примеры Веблена показывают, что многие виды экономического поведения современного общества проистекают из соответствующего поведения племенного общества, в котором мужчины и женщины практиковали разделение труда в соответствии со своей статусной группой ; люди с высоким статусом занимались охотой и войной , которые являются экономически непроизводительными занятиями, в то время как люди с низким статусом занимались сельским хозяйством и производством, которые являются экономически продуктивными занятиями. В социально стратифицированном обществе праздный класс — это члены высшего класса, освобожденные от производительного труда. [1]
(и) Род занятий
[ редактировать ]Понятия достоинства , самооценки и чести являются основой развития социального класса и типовых различий между социальными классами; таким образом, из-за социального расслоения производительный труд стал восприниматься как позорный. Следовательно, накопление богатства не придает социального статуса, в отличие от таких свидетельств богатства, как досуг. [1] В стратифицированном обществе разделение труда, свойственное варварской культуре завоеваний , господства и эксплуатации труда, включало трудоемкие занятия для побежденных людей и легкие виды труда для завоевателей, которые, таким образом, стали праздным классом . В этом социальном контексте, хотя и низкостатусные, но производительные профессии ( лудильщик , портной , торговец товарами ) имели большую экономическую ценность для общества, чем высокостатусные, непроизводительные профессии ( военное дело , духовенство , банковское дело и т. д.), для В условиях социальной сплоченности праздный класс время от времени выполнял продуктивную работу, которая носила скорее символический , чем практический характер.
Развлекательный класс демонстрировал финансовое превосходство, не работая и: [1]
- Накопление имущества и материальных ценностей
- Накопление нематериальных благ — высшее образование, фамильный герб.
- Принятие архаичных социальных навыков — манер и этикета , рыцарства и кодекса поведения.
- Наем прислуги
(ii) Экономическая полезность
[ редактировать ]Осуществляя политический контроль, праздный класс сохранял свой высокий социальный статус посредством прямого и косвенного принуждения, сохраняя за собой профессию военного и, таким образом, отказывал низшим социальным классам в оружии и военных навыках. Такое разделение труда ( экономическая полезность ) поставило низшие классы в зависимость от праздного класса, который установил, оправдал и увековечил роль праздного класса как защитника общества от естественных и сверхъестественных врагов, поскольку духовенство также принадлежало к праздному классу. класс досуга.
Современное общество психологически не вытеснило родоплеменное разделение труда, а развило разделение труда по социальному статусу и социальному слою. В средневековый период (V–XV вв.) только дворяне-землевладельцы имели право охотиться и носить оружие в качестве солдат; статус и доход были параллельны. Аналогичным образом, в современном обществе квалифицированным работникам рабочего класса выплачивается доход в виде заработной платы , который уступает доходу от заработной платы , выплачиваемому образованным менеджерам, экономическое значение которых (в качестве инженеров , продавцов , кадровых клерков ) и т. д. является косвенно производительным. ; доход и статус параллельны.
(iii) Денежное соревнование
[ редактировать ]Термин «денежное соревнование» описывает экономические усилия человека, направленные на то, чтобы превзойти социально-экономический статус богатого человека. [8] Веблен сказал, что денежная борьба за приобретение и демонстрацию богатства ради получения статуса является движущей силой развития культуры и общества. [1] Чтобы достичь, сохранить и получить более высокий социальный статус в своем социальном классе, люди с низким статусом подражают членам своего социально-экономического класса с высоким статусом, потребляя товары и услуги по завышенным ценам , которые считаются более качественными и, следовательно, более дорогими. более высокого социального класса. Стремясь к более высокому социальному статусу, люди покупают высокостатусные товары и услуги, которые они не могут себе позволить, несмотря на наличие доступных товаров, которые воспринимаются как товары более низкого качества и меньшего социального престижа и, следовательно, принадлежащие более низкому социальному классу. В обществе потребления бизнесмен был последним представителем праздного класса, варваром, который использовал свое мастерство (деловая хватка) и конкурентные навыки (маркетинг) для увеличения прибыли , манипулируя спросом и предложением среди социальных классов и их слоев. , на одни и те же продукты (товары и услуги) по разным ценам.
Современный потребительство
[ редактировать ]- Порабощение женщин . Изначально женщины были военной добычей, захваченной набегами варваров. В современном обществе безработная домохозяйка является экономическим трофеем, свидетельствующим о социально-экономическом развитии мужчины. Имея жену без самостоятельной экономической жизни (профессии, профессии, работы), мужчина может демонстрировать ее безработный статус как форму своего демонстративного досуга и как объект своего демонстративного потребления .
- Популярность спорта : американский футбол социологически выгоден для сплоченности общества; тем не менее, сам по себе спорт является экономическим побочным эффектом показного досуга, растрачивающего материальные ресурсы.
- Благочестивые обряды . Организованная религия — это тип демонстративного досуга (растраченная трата времени) и демонстративного потребления (растраченная трата ресурсов); социальная деятельность, не имеющая экономических последствий, поскольку церковь – это непродуктивное использование земли и ресурсов, а духовенство (мужчины и женщины) выполняют непроизводительную работу.
- Социальные формальности — социальные манеры — это пережитки варварского поведения, такие как уважение к тем, кто стоит выше в обществе. Сам по себе этикет не имеет большой ценности (практической или экономической), но имеет большую социальную ценность как культурный капитал , который идентифицирует, устанавливает и обеспечивает соблюдение различий места (социального слоя) внутри социального класса.
Обзор
[ редактировать ]Яркая экономика
[ редактировать ]Чтобы завоевать и сохранить уважение людей, недостаточно просто обладать богатством или властью. Богатство или власть должны быть доказаны, поскольку уважение присуждается только на основании доказательств.
Торстейн Веблен, Теория праздного класса [9]
В книге «Теория праздного класса: экономическое исследование эволюции институтов » (1899) Веблен представил, описал и объяснил концепции « демонстративного потребления » и « демонстративного досуга » в зарождающейся академической дисциплине социологии . Демонстративное потребление – это использование денег и материальных ресурсов для демонстрации более высокого социального статуса (например, серебряные столовые приборы, одежда, сшитая на заказ, слишком большой дом); заметный досуг – это использование длительного времени для достижения удовольствий (физических и интеллектуальных), таких как спорт и изобразительное искусство . Таким образом, такие физические и интеллектуальные занятия демонстрируют свободу богатых мужчин и женщин от необходимости заниматься экономически производительной деятельностью. [10]
Тезисы
[ редактировать ]- Глава I: Введение
Современное индустриальное общество развилось из варварского племенного общества, в котором существовал праздный класс, поддерживаемый подчиненным рабочим классом, занятым в экономически производительных профессиях. Люди праздного класса были освобождены от ручного труда и от занятий экономически производительными профессиями, поскольку они принадлежали к праздному классу.
- Глава II: Денежное соревнование
Возникновение праздного класса совпадает с началом собственности , первоначально основанной на браке как форме собственности — женщин и их движимого имущества — как свидетельства доблести. По существу, материальное потребление праздного класса не имеет ничего общего ни с комфортом, ни с существованием, а в большей степени связано с социальным уважением со стороны общества и, следовательно, с самоуважением .
- Глава III: Демонстративный досуг
Среди низших социальных классов репутация человека как прилежного, эффективного и продуктивного работника является высшей формой денежного соревнования с праздным классом, доступной ему в обществе. Однако среди социальных слоев праздного класса ручной труд воспринимается как признак социальной и экономической слабости; таким образом, определяющими социальными характеристиками праздного класса являются освобождение от полезной занятости и практика демонстративного досуга как непроизводительного потребления времени.
- Глава IV: Демонстративное потребление
Теоретически потребление предметов роскоши (товаров и услуг) ограничено праздным классом, поскольку у рабочего класса есть другие, более важные вещи и виды деятельности, на которые можно тратить свой ограниченный доход, свою заработную плату . Однако это не так, поскольку низшие классы потребляют дорогие алкогольные напитки и наркотики. При этом рабочий класс стремится подражать стандартам жизни и развлечений праздного класса, потому что они являются людьми, стоящими во главе социальной структуры с точки зрения репутации. В этом подражании праздному классу социальные манеры являются результатом непроизводительного потребления времени высшими социальными классами; таким образом, социальная полезность демонстративного потребления и демонстративного досуга заключается в расточительной трате времени и ресурсов.
- Глава V: Денежный уровень жизни
В обществе индустриализированного производства (товаров и услуг) привычное потребление продуктов устанавливает уровень жизни человека; поэтому обходиться без продуктов труднее, чем постоянно добавлять продукты в свой образ жизни. Более того, при достижении самосохранения (еда и кров) потребности в заметных отходах определяют экономические и промышленные улучшения общества.
- Глава VI: Денежные каноны вкуса
Для праздного класса материальный объект становится продуктом демонстративного потребления, когда он интегрируется в канон почетного расточительства, считая его либо красивым, либо достойным обладания самим собой. Следовательно, для низших классов обладание таким предметом становится упражнением в денежном соревновании с праздным классом. Таким образом, предмет искусства, изготовленный из драгоценного металла и драгоценных камней, является более популярным предметом, чем предмет искусства, изготовленный из столь же красивых, но менее дорогих материалов, поскольку высокая цена может маскироваться под красоту, апеллирующую к чувству социального престижа. владельца-потребителя.
- Глава VII: Одежда как выражение денежной культуры
В обществе потребления функция одежды заключается в том, чтобы определить ее владельца как мужчину или женщину, принадлежащую к определенному социальному классу, а не в защите от окружающей среды. Одежда также указывает на то, что средства к существованию ее владельца не зависят от экономически производительного труда, такого как сельское хозяйство и производство, деятельность которых требует защитной одежды. Более того, символическая функция одежды указывает на то, что ее владелец принадлежит к праздному классу и может позволить себе покупать новую одежду, когда мода меняется.
- Глава VIII: Промышленные льготы и консерватизм
Общество развивается посредством создания институтов (социальных, государственных, экономических и т. д.), модифицированных только в соответствии с идеями прошлого, с целью поддержания социальной стабильности. В политическом плане праздный класс сохраняет свое доминирование в обществе, сохраняя устаревшие аспекты политической экономии; таким образом, их оппозиция социально-экономическому прогрессизму до такой степени, что они считают политический консерватизм и политическую реакцию почетными чертами праздного класса.
- Глава IX: Сохранение архаических черт
Существование праздного класса влияет на поведение отдельных мужчин и женщин посредством социальных амбиций. Чтобы подняться в обществе , человек из низшего класса подражает характеристикам желаемого высшего класса; он или она приобретает привычки экономического потребления и социальных установок (архаичные черты поведения в речи, одежде и манерах). В стремлении к социальному прогрессу и соответствующему социальному престижу мужчина и женщина, избавившиеся от угрызений совести и честности, с большей легкостью поднимутся в слой праздного класса.
- Глава X: Современные остатки доблести
Будучи владельцами средств производства , праздный класс извлекает выгоду из промышленного сообщества, но не работает в нем, и не вносит материального вклада в общее благо (благосостояние общества), но потребляет товары и услуги, производимые трудящимися. занятия. Таким образом, индивидуальный успех (социальный и экономический) человека зависит от его проницательности и свирепости, которые являются чертами характера, взращиваемыми денежной культурой общества потребления.
- Глава XI: Вера в удачу
Вера в концепцию «удачи» ( Фортуна ) является одной из причин, почему люди играют в азартные игры ; аналогичным образом следует убеждение, что удача является частью достижения социально-экономического успеха, а не более вероятной причиной социальных связей, происходящих от социального класса и социального слоя человека. В социальных слоях праздного класса вера в удачу сильнее в вопросах спорта (где физическое мастерство имеет значение) из-за личной гордости и сопутствующего социального престижа; следовательно, азартные игры — это проявление демонстративного потребления и демонстративного досуга. Тем не менее, азартные игры (вера в удачу) — это социальная практика, присущая каждому социальному классу общества.
- Глава XII: Благочестивые обряды
Существование, функции и практика религии в социально стратифицированном обществе представляют собой форму абстрактного демонстративного потребления для членов сообщества человека и среди них, преданности системе ценностей, которая оправдывает существование его или ее социального класса. Таким образом, посещение церковных служб, участие в религиозных обрядах и уплата десятины являются формой заметного досуга.
- Глава XIII: Сохранение независтнических интересов
Духовенство и женщины, принадлежащие к праздному классу, функционируют как объекты заместительного досуга, поэтому для них морально невозможно работать и продуктивно вносить вклад в жизнь общества. Таким образом, поддержание высокого социального класса более важно для женщины из праздного класса, чем для мужчины из праздного класса. Таким образом, женщины являются величайшим индикатором социально-экономического положения мужчины в соответствующем сообществе. В обществе потребления то, как женщина проводит свое время и чем она занимается, отражает социальное положение ее мужа, ее семьи и ее социального класса.
- Глава XIV: Высшее образование как выражение денежной культуры
Образование (академическое, техническое, религиозное) представляет собой форму заметного досуга, поскольку оно не вносит прямого вклада в экономику общества. Поэтому высокостатусные, церемониальные символы книжного обучения, такие как мантия и фуражка выпускника университета, получившего образование по абстрактным предметам (естествознание, математика, философия и т. д.), пользуются большим уважением, тогда как сертификаты, низко-- статус, церемониальные символы практического обучения (технология, производство и т. д.) не пользуются таким большим уважением в той же степени, потому что современный университет является учреждением праздного класса.
Критика и критика
[ редактировать ]Литературный стиль
[ редактировать ]В «Теории праздного класса » Веблен использовал своеобразный и сатирический язык, чтобы идентифицировать, описать и объяснить потребительские нравы современного американского общества XIX века; так, о непрактичности этикета как формы показного досуга Веблен говорил:
Лучшую иллюстрацию [выразительного досуга] или, по крайней мере, более безошибочную, дает некий король Франции, который, как говорят, погиб из-за соблюдения хорошего тона. В отсутствие чиновника, чьей обязанностью было переносить место своего господина, король, не жалуясь, сидел перед огнем и позволил своей королевской персоне поджариться без возможности выздоровления. Но тем самым он спас Его Христианнейшее Величество от черной скверны. [11]
Напротив, Веблен использовал объективный язык в «Теории делового предприятия» (1904), которая анализирует в течение бизнес-цикла поведение бизнесменов . Во введении к изданию 1973 года экономист Джон Кеннет Гэлбрейт сказал, что «Теория праздного класса» Вебленом — это интеллектуальная критика американского общества . Что Веблен говорил сатирически, чтобы смягчить негативные последствия своего социально-экономического анализа социально-классовой системы США, факты, которые психологически более угрожают американскому эго и статус-кво , чем негативные последствия Карла Маркса анализов . . Что, в отличие от Маркса, который утверждал, что капитализм превосходит феодализм в обеспечении продуктов (товаров и услуг) для массового потребления, Веблен не признавал такого различия. Для него капитализм был одной из форм экономического варварства, а товары и услуги, производимые для демонстративного потребления, по своей сути бесполезны.
Во введении к изданию «Теории праздного класса» 1967 года экономист Роберт Лекачман сказал, что Веблен был мизантропом :
В детстве Веблен был известным насмешником и заядлым изобретателем злых прозвищ. Повзрослев, Веблен развил эту склонность в категорию оскорбительных высказываний и в аналогию с резкими высказываниями. В этом томе [ Теория праздного класса ] наиболее яркими категориями являются четыре: [i] демонстративное потребление, [ii] косвенное потребление, [iii] демонстративный досуг и [iv] демонстративное расточительство. Удивительно, насколько значительная часть социальной активности, высшего образования, благочестивых обрядов и потребительских товаров высшего класса, казалось, идеально вписывалась в ту или иную из этих классификаций.
- Роберт Лекачман, Введение в теорию праздного класса (изд. 1967 г.)
19 век
[ редактировать ]Успех «Теории праздного класса » (1899 г.) был обусловлен верностью, правдивостью и точностью репортажа Веблена о социально-экономическом поведении американской системы социальных классов. [12] Помимо успеха (финансового, академического, социального), который принесла ему книга, коллега-социолог сказал Веблену, что социология грубого потребительства, каталогизированная в «Теории праздного класса», сильно «трепетала голубятни Востока». Лиги Плюща особенно в академическом учреждении . [13]
В рецензии на книгу «Возможность для американской художественной литературы», состоящей из двух частей (апрель – май 1899 г.), критик Уильям Дин Хауэллс сделал трактат Веблена справочником по социологии и экономике для американской интеллигенции начала 20 века. [13] Рассматривая сначала экономику, а затем социальную сатиру в «Теории праздного класса» , Хауэллс сказал, что классовая тревога толкает американское общество к расточительному потребительству, особенно к погоне за социальным престижем . схожи Несмотря на то, что социальные классы в большинстве стратифицированных обществ , новизна американской социально-классовой системы заключалась в том, что праздный класс появился в истории США лишь недавно. [14]
Попросив романиста перевести в художественную литературу то, что сообщил социолог Веблен, Хауэллс пришел к выводу, что роман о нравах дает американской художественной литературе возможность доступно передать сатиру из «Теории праздного класса» : [15]
Было бы легко пародировать [американский праздный класс], но пародировать это было бы невыносимо, а свидетель [Веблен], сделавший это, давал бы ложные показания, в которых желательна вся правда и ничего кроме правды. Демократия, самая гордая, самая искренняя, самая пылкая, которую когда-либо знала история, развила здесь праздный класс, обладающий всеми отличительными чертами патрициата и который благодаря химии смешанных браков с европейской аристократией быстро приобретает древность. Разве это не явление, достойное самой высокой фантастики? Г-н Веблен привнес в ее изучение методы и приемы научного исследования. Переводить их в драматические термины означало бы несравненный триумф романиста, обладавшего видящим глазом и думающим умом, не говоря уже о чувствующем сердце. То, что такого не делалось до сих пор, является еще более странным, потому что в других странах художественная литература всегда имела дело с праздным классом, с аристократией ; и наш собственный праздный класс теперь предлагает не только такие же широкие возможности, как и любые другие, которыми пользовалась художественная литература в других местах, но и, достигнув максимума в английском праздном классе, приглашает американское воображение за границу на условиях беспрецедентных преимуществ.
В «Журнале политической экономии» (сентябрь 1899 г.) рецензент Джон Каммингс сказал:
В качестве вклада в общую теорию социологии « Теория праздного класса» д-ра Веблена не требует никакой другой похвалы за свою научную эффективность, кроме той, которую легко внушает случайное прочтение этой работы. Его в высшей степени оригинальный характер делает любое его сокращение чрезвычайно трудным и неадекватным, и такое сокращение здесь даже не может быть предпринято... Следующие страницы, однако, посвящены обсуждению некоторых точек зрения, в которых автору кажется, что писатель [Каммингс] провел неполный обзор фактов или позволил своей интерпретации фактов зависеть от личной неприязни. [16]
20 век
[ редактировать ]В эссе «Профессор Веблен» (1919) интеллектуал Х. Л. Менкен обратился к вопросам социальной психологии американцев, изложенным в «Теории праздного класса» (1899), задав вопрос:
Нравится ли мне принимать приличную ванну, потому что я знаю, что Джон Смит не может себе этого позволить, или потому, что мне нравится быть чистым? Бетховена Восхищаюсь ли я Пятой симфонией потому, что она непонятна конгрессменам и методистам, или потому, что я искренне люблю музыку? Предпочитаю ли я черепаху а-ля Мэриленд жареной печени, потому что пахарям приходится мириться с печенью, или потому, что черепаха по своей сути является более очаровательной дозой? [17] [18]
В эссе «Самая скучная книга месяца: доктор Торстейн Веблен получает корону смертоносного паслена» (1919), после рассмотрения содержания «Теории праздного класса », рецензент Роберт Бенчли обратился к вопросу о том, кто является читателями. кому Веблен говорит, что:
Однако Доктор совершил одну большую ошибку. При написании этой книги он предполагал существование [социального] класса, у которого гораздо больше досуга, чем когда-либо имел любой класс в мире, — ибо разве он не рассчитывал на определенное количество читателей? [19]
Во введении к изданию 1934 года экономист Стюарт Чейз сказал, что Великая депрессия (1929–1941) оправдала экономиста Веблена, потому что «Теория праздного класса» объединила «выдающихся экономистов мира». [20] В предисловии к изданию 1953 года социолог К. Райт Миллс сказал, что Веблен был «лучшим критиком Америки, которого когда-либо создавала Америка». [21] Во введении к изданию книги 1973 года экономист Джон Кеннет Гэлбрейт обратился к автору как к субъекту и сказал, что Веблен был человеком своего времени и что «Теория праздного класса» , опубликованная в 1899 году, отражает взгляды Веблена XIX века. мировоззрение . Что в своей личности и личности социолог Веблен пренебрегал своим внешним видом и имел тенденцию быть растрепанным; что он страдал от социальной нетерпимости из-за того, что был интеллектуалом и агностиком в обществе суеверных и антиинтеллектуальных людей, и поэтому был склонен к резкости с менее умными людьми. [22]
Джон Дос Пассос пишет о Веблене в своей трилогии « США» , в третьем романе (1933) «Большие деньги». Там, в качестве одного из весьма субъективных портретов исторических деятелей всей трилогии, написанных Пассосом, Веблен представляет собой биологический набросок в «Горьком напитке» примерно на 10 страницах, предположительно ссылаясь в этом названии на болиголов, который Сократ был вынужден выпить за свои предполагаемые преступления. Портрет заканчивается этими тремя заключительными строками: «но его мемориал остается / прикован к языку / острой ясной призмой его разума».
В книге «Мирские философы: жизнь, времена и идеи великих экономических мыслителей» (1953) историк экономики Роберт Хейлбронер сказал, что социально-экономические теории Веблена применимы к « позолоченному веку » (1870–1900) грубого материализма и политической коррупции. в США XIX века, но неприменимы в экономике XXI века, поскольку теория праздного класса специфична для американского общества в целом и для общества Чикаго в частности. [23] В этом духе в книге «Богатым нет покоя» (2009) журналист Дэниел Гросс сказал:
В книге Веблен, которого К. Райт Миллс назвал «лучшим критиком Америки, когда-либо созданным Америкой», анализировал привычки и нравы привилегированной группы, которая была освобождена от промышленного труда и отличалась щедрыми расходами. Его знаменитая фраза «демонстративное потребление» относилась к расходам, которые не удовлетворяют никаких других потребностей, кроме создания престижа, культурного символа, призванного запугать и произвести впечатление. В наш век изъятых яхт, недостроенных «Мак-Особняков» и разоренных выкупов заемных средств Веблен доказывает, что 110-летняя социологическая вивисекция финансового высшего класса все еще может быть актуальной . Тем не менее, хотя Веблен часто считает, что он по-прежнему на 100 процентов прав в отношении слабостей богатых, когда дело доходит до реальной теории современного праздного класса, теперь он оказывается примерно на 90 процентов неправым. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бэйн, Джонатан. 2008. « Торстейн Веблен (1857-1929) 'Заметный досуг' ». Социальная философия (весна 2008 г.) [PL 2044]. Политехнический институт Нью-Йоркского университета. Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Новая Британская энциклопедия (15-е изд.), Vol. 12.
- ^ Jump up to: а б Ритцер 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д Валовой 2009 год .
- ^ Fine 1994 , стр. 160–1.
- ^ Вернон 1974 , с. 53.
- ^ Фредриксон 1959 .
- ^ Jump up to: а б Чен, Джеймс. «Определение Торстейна Веблена» . Инвестопедия . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Veblen 1934 , p. 36
- ^ Чао и Шор 1998 , с. ?
- ^ Veblen 1934 , p. 33
- ^ Веблен 1934 , Введение Стюарта Чейза.
- ^ Jump up to: а б Хейлбронер 2000 , стр. 228.
- ^ Хауэллс 1899a .
- ^ Хауэллс 1899b .
- ^ Каммингс, Джон (1899). «Теория праздного класса». Журнал политической экономии 7 (4): 425–55. дои : 10.1086/250610 . JSTOR 1817954 . S2CID 153636752 . п. 425.
- ^ Менкен, Генри Луи. 1919. «Профессор Веблен», в «Предрассудках: первая серия» . Нью-Йорк: Кнопф. OCLC 325153 .
- ^ Менкен 1919 .
- ^ Бенчли, Роберт Чарльз. 1919 апрель. « Самая скучная книга месяца: доктор Торстейн Веблен получает корону смертоносного паслена ». Ярмарка тщеславия . Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Веблен 1934 , Введение Стюарта Чейза, стр. xii.
- ^ Веблен 1953 , Введение Райта Миллса
- ^ Веблен 1973 , Введение Джона Кеннета Гэлбрейта
- ^ Хейлбронер 2000 .
- Библиография
- Бенчли, Роберт Чарльз (апрель 1919 г.). «Самая скучная книга месяца: доктор Торстейн Веблен получает корону смертоносного паслена» . Ярмарка тщеславия . Проверено 16 апреля 2014 г.
- Чао, Анджела; Шор, Джульетта (1998). «Эмпирические тесты статусного потребления: данные женской косметики». Журнал экономической психологии . 19 (1): 107–131. дои : 10.1016/S0167-4870(97)00038-X . Версия этой статьи доступна здесь
- Каммингс, Джон (1899). «Теория праздного класса». Журнал политической экономии . 7 (4): 425–455. дои : 10.1086/250610 . JSTOR 1817954 . S2CID 153636752 .
- Прекрасно, Гэри Алан (1994). «Социальная конструкция стиля: «Теория праздного класса» Торстейна Веблена как оспариваемый текст». Социологический ежеквартальный журнал . 35 (3): 457–472. дои : 10.1111/j.1533-8525.1994.tb01739.x . JSTOR 4121221 .
- Фредриксон, Джордж М. (1959). «Торстейн Веблен: Последний викинг». Американский ежеквартальный журнал . 11 (3): 403–415. дои : 10.2307/2710392 . JSTOR 2710392 .
- Гросс, Дэниел (1 июля 2009 г.). «Нет покоя богатым» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 апреля 2014 г.
- Гамильтон, Уолтон Х. (1919). «Институциональный подход к экономической теории». Американский экономический обзор . 9 (1): 309–318.
- Хейлбронер, Роберт (2000) [1953]. Мирские философы (седьмое изд.). Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 978-0-140-29006-6 .
- Хендерсон, Дэвид Р. (2007). Краткая энциклопедия экономики, 2-е издание . Библиотека экономики и свободы .
- Хауэллс, Уильям Дин (28 апреля 1899 г.). «Возможность для американской фантастики» . Литература. Международный вестник критики . 16 : 361–362 . Проверено 16 апреля 2014 г.
- Хауэллс, Уильям Дин (5 мая 1899b). «Возможность для американской фантастики II» . Литература. Международный вестник критики . 17 . Проверено 16 апреля 2014 г.
- Джеймс, Спенсер (2009). «Оскорбительный Веблен и злобные победители: значимость праздного класса сегодня». Мичиганский социологический обзор . 23 :59–80. JSTOR 40958767 .
- Ландсбург, Стивен Э. (март 2007 г.). «Теория праздного класса: экономическая загадка» . Сланец . Проверено 18 апреля 2014 г.
- Менкен, Генри Луи (1919). Предрассудки. Первая серия . Нью-Йорк: Кнопф. OCLC 325153 .
- Раучвей, Эрик (2001). Убежище привязанностей: семья и американская политическая реформа, 1900-1920 гг . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-12146-0 .
- Ритцер, Джордж (2004). Классическая социологическая теория, 4-е издание . Дуглас Дж. Гудман. Колумбус: Образование Макгроу Хилл.
- Веблен, Торстейн (1899). Теория праздного класса: экономическое исследование институтов . Нью-Йорк: Компания Macmillan . LCCN 99001220 . ОЛ 27109424М .
- Веблен, Торстейн (1912) [1899]. Теория праздного класса: экономическое исследование институтов (новое изд.). Нью-Йорк: Компания Macmillan . LCCN 12005177 . ОЛ 7165754М .
- Веблен, Торстейн (1934) [1899]. Теория праздного класса: экономическое исследование институтов . Введение Стюарта Чейза. Нью-Йорк: Современная библиотека.
- Веблен, Торстейн (1953) [1899]. Теория праздного класса: экономическое исследование институтов, издание Mentor . Введение К. Райта Миллса. Нью-Йорк: Компания Macmillan.
- Веблен, Торстейн (1973). Теория праздного класса: экономическое исследование институтов . Введение Джон Кеннет Гэлбрейт. Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-395-14008-6 . ОСЛК 665985 .
- Веблен, Торстейн (1994) [1899]. Теория праздного класса: экономическое исследование институтов . Классика двадцатого века «Пингвин». Введение Роберта Лекачмана. Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-018795-3 . ОСЛК 31212002 .
- Вон, Джеральд Ф. (2001). «Влияние теории праздного класса Веблена на сельского социолога Фреда Роя Йодера». Журнал экономических проблем . 35 (4): 979–993. дои : 10.1080/00213624.2001.11506423 . JSTOR 4227726 . S2CID 151841412 .
- Вернон, Раймонд (1974). « Теория праздного класса Торстейна Веблена». Дедал . 103 (1): 53–57. JSTOR 20024186 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Теория досугового класса в стандартных электронных книгах
- Теория досугового класса в Project Gutenberg
- Аудиокнига в общественном достоянии «Теория досугового класса» на LibriVox
- Рецензии на «Теорию досугового класса»
- Выборочные выдержки
- В наше время. «Теория праздного класса» . Радио Би-би-си 4 . Проверено 13 февраля 2024 г.