Jump to content

Большой шлем (бомба)

(Перенаправлено от бомбы Большого шлема )

Большой шлем
Бомба с большим шлемом в RAF Woodhall Spa в Линкольншире
Тип Землетрясение бомба
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
В эксплуатации 1945
Используется Королевские ВВС
Войны Вторая мировая война
История производства
Дизайнер Барнс Уоллис
Спроектирован 1943
Производитель Виккерс , Шеффилд
Clyde Alloy/Steel Company из Шотландии, Блохэрн, Глазго
Производится 1944–1945
Нет 42 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, 99, построенный Clyde Alloy и Ao Smith Corporation of America [ 1 ]
Варианты M110 (T-14) 22 000-фунт-бомба GP (Соединенные Штаты) [ 3 ]
Спецификации
Масса 22 000 фунтов (10 000 кг)
Длина 26 футов 6 в (8,08 м)
длина Хвост 13 футов 6 дюймов (4,11 м)
Диаметр 3 фута 10 дюймов (1,17 м)

Наполнение Торпкс D1
Заполнение веса 9500 фунтов (4300 кг)
Детонация
механизм
Проникновение: Земля 40 м (130 футов); бетон 6 м (20 футов) [ 4 ]
Взрыв урожайности 6,5 длинных тонн (6,6 т) эквивалент TNT

Бомба , средняя мощность, 22 000 фунтов ( Большой шлем ) представляла собой землетрясение 22 000 фунтов (10 000 кг) землетрясения, используемой командованием RAF Bomber против немецких целей в конце второй мировой войны . Первоначально бомба была названа Tallboy большим, пока термин Tallboy не попал в прессу, и кодовое название было заменено «Большой шлем». Бомба была похожа на большую версию бомбы Tallboy , но новый дизайн и ближе к размеру, который ее изобретатель, Барнс Уоллис , предусматривал, когда разработал идею бомбы землетрясения. Это была самая большая и самая мощная обычная воздушная бомба, используемая любой стороной во время войны. [ 5 ] [ 6 ]

Бомбы средней емкости (MC) были разработаны для устранения недостатков бомб общего назначения (GP), с большим взрывом и оболочками, которые были достаточно надежны, чтобы обеспечить значительную способность проникнуть, особенно Tallboy и Grand Slam. Случай большего шлема был изготовлен из хромированного молибденового сплава и имел соотношение заряда к весу более 43 процентов.

Стандартные бомбардировщики Avro Lancaster не могли нести бомбу; Avro построил 32 Lancaster B.Mk 1 (Special) S с более мощными вариантами двигателя Merlin, более сильным ходом, без дверей бомб и за исключением многих предметов, чтобы сэкономить вес. Когда в воздухе с большим шлемом, специальный может едва маневрировать, и пилотам было рекомендовано воздерживаться от незначительных корректировок летающих элементов управления, что позволяет самолету валяться. Ланкастер, который вернулся со своей бомбой, не разрешили приземлиться в RAF Woodhall Spa, базе эскадрильи 617 ; Он должен был использовать более длинную взлетно -посадочную полосу в RAF Carnaby .

С 14 марта по 19 апреля 1945 года на Германию было сброшено 42 больших шлема. При посадке на железобетоне, бомбы имели тенденцию расстаться на ударе или преждевременно взрываться. Бомбы были разработаны, чтобы приземлиться в мягкой земле, глубоко проникать, а затем взрываться, создавая камуфлет , заставляя структуру выше. Большие шлемы и Tallboys были способны нанести ущерб, который не могли меньше бомб, ускорив коллапс устойчивости немецкого языка и избегая массовых жертв гражданского населения. Большие шлемы были самыми эффективными бомбами, используемыми союзниками до появления атомного оружия в том же году. После войны военно -воздушные силы Королевских ВВС и военно -воздушных сил Армии Соединенных Штатов использовали большие шлемы и другие бомбы для исследований.

Бомбы средней емкости

[ редактировать ]

Бомбы средней емкости (MC) были разработаны для устранения недостатков бомб общего назначения (GP), которые имели соотношение заряда к весу около 27 процентов (современные немецкие бомбы имели соотношение 50 процентов). МС-бомбы должны были иметь соотношение заряда к весу не менее 40 процентов и использовать взрывчатые вещества с большей мощностью, хотя нехватка часто приводила к тому, что у низких взрывоопасных типов. Бомбы с высокой пропускной способностью имели соотношение заряда к весу до 75 процентов. МС -бомбы имели больший эффект взрыва, чем бомбы GP, но имели оболочки, которые были достаточно надежными, чтобы обеспечить значительную способность проникнуть. [ 7 ]

Большой шлем

[ редактировать ]
Гранд -шлем

18 июля 1943 года, после набега плотин , контролера исследований и разработок в Министерстве производства самолетов (MAP) получил требование для двенадцати малых Tallboy [4000 фунтов (1800 кг)], 60 незаполненных средних (табличка) бомб и 100 Tallboy большой. Недостаток возможности привела к работе над Tallboy Laze, остановленным 30 сентября. Интерес к крупному Tallboy, переименованному в Гранд -шлем 22 ноября 1944 года, после того, как в прессе появился термин Tallboy, увеличился после лучшего понимания эффекта Tallboy, был получен инспекцией целей в Европе. Был обнаружен тем, что Tallboy слишком маленький, чтобы уничтожить бетонные здания с прямыми хитами; Только недалеко от промахов, которые открыли камуфлет под фондами, было обнаружено эффективным. В сентябре 1944 года началась немецкая ракетная бомбардировка Лондона, о которой британцы ожидали после операции Hydra (атака на исследовательский центр Peenemünde в ночь 17/18 августа 1943 г.), и Большой удар считался Оружие, которое будет использоваться на сайтах запуска V-2. [ 8 ]

Сомнения остались в министерстве воздуха ; Офицер в отделе планирования скептически относился, даже с обнаружением границ бомбы Tallboy, о том, на чем можно использовать Большой шлем и будь то в феврале -марте 1945 года, останется что -нибудь, чтобы взять бомбардировку. Самолет, адаптированный для нести Большой шлем, не мог нести никакой другой нагрузки. Воздушный коммодор Кристофер Билни ответил, что крупный Tallboy был бы более полезным, чем шахта для обслуживания, используемые на рейде плотин. В штаб -квартире командования бомбардировщиков в Хай -Уайкомбе была спора о том, сколько крупнейших мажорных, которые варьировались от 25 до 75 в месяц. Глава бомбардировщика, маршал авиации сэр Артур Харрис , подумал, что новая бомба может быть полезна против ручек подводной лодки и более крупных целей операционного арбалета (атаки против V-оружия ), но наложили бремя на министерство воздуха, чтобы решить сколько производить. В сентябре было принято решение о создании новых бомб, а 600 были заказаны в октябре; 200 из британских источников и 400 из США. Британский приказ был отменен 4 октября, оставив только американское производство, но представители RAF в США смогли убедить американцев построить пятьдесят бомбардировки к концу года, чтобы быть заполненными в Великобритании. Четыре бомбардировщика Ланкастера для испытаний были заказаны, тогда это было сокращено до одного самолета. Во время Битва за выпуклость (16 декабря 1944 г. - 25 января 1945 г.) Любое самодовольство о неизбежном прекращении войны была сбита с толку; Заказ о производстве Большого шлема был снова пересмотрен на 25 из британских источников и 200 из США. [ 8 ]

Сравнение Большого шлема и табличка

Расширенная версия дизайна Tallboy не была осуществимой, и английская стальная корпорация Шеффилда начала работать над «большими котлами» в конце 1944 года . с композицией бомбардировки, стального сплава хрома Эксперименты - молибден , были предприняты, чтобы найти один Это могло бы противостоять шоку от воздействия. Было сделано бетонное ядро, точное до 1/10000-го дюйма, была создана внешняя плесень, покрытая песком, в которую наливали расплавленного металла. Ядро было выскочено после того, как металл охладился, но горячие места на корпусе могли привести к структурным недостаткам, разбивая бомбу, когда он ударил, без гарантии детонации его содержимого. Колочки США были сделаны сваркой электрической сопротивления , но оба типа должны были пройти стресс -тесты, чтобы отсеять неадекватные примеры. Британские оболочки были отправлены 100 миль (160 км) на специально построенных дорожных прицепах для обработки, нос на одном и хвост на другой. [ 9 ]

Носовые участки 12,1 фута (3,7 м) были заполнены, переполнив их, чтобы залить на 9200 фунтов (4200 кг) взрывчатого вещества Torpex за раз. После того, как хвостовая часть была подключена, Большой шлем был длиной 25,5 футов (7,8 м) длиной 3,10 фута (0,94 м) на самом широком диаметре и весил 22 400 фунтов (10 200 кг). [ 9 ] Как и в случае с Tallboy, плавники Большого шлема были наклонны и вызвали стабилизирующий спин , а у Большого шлема было соотношение заряда к весу 43 процента. [ 10 ] Были предоставлены четыре фьюза, один специально сделанный для Большого шлема с 11-секундной задержкой, № 53 с тридцатиминутной задержкой, № 53A с часовой задержкой и № 37, у которого была задержка 6 до 6 до 6 144 часа. Первая бомба прибыла в Вудхолл спа -салон 20 января, и пятнадцать ожидали к началу февраля. [ 9 ]

Lancaster B.Mk 1 (Special)

[ редактировать ]
Avro Lancaster B Mk I (Special) с большим шлемом, бегущий по двигателям в Woodhall Spa .

Десять оставшихся дамбастеров были отправлены для хранения в конце 1944 года, и 617 эскадрилья была увеличена с двух рейсов до трех, за счет 51 эскадрильи , эскадрилья Галифакса из 4 , которая потеряла рейс. Чтобы нести большой шлем, специально модифицированные Ланкастеры были необходимы, но они должны были быть вычтены из производства обычных ланкастеров, когда несколько 5 групповых эскадрильей также конвертировались в Lancasters из Галифакса. Вес Большого шлема означал, что только новые самолеты смогут его носить, а не преобразовать существующие и изношенные самолеты; 32 B.MK 1 (Special) S были заказаны от AVRO. Было мало соглашения о том, какое оборудование должно носить специальные предложения, и AVRO Backlid на производство, чтобы в графике не было производного Avro Lincoln , производного Lancaster. Работы начались по специальным предложениям в конце января 1945 года, и два были построены к 13 февраля, двенадцать были должны быть в течение десяти дней, 24 к концу месяца, а остальная часть в марте. [ 11 ]

PB995 был отправлен в экспериментальное учреждение самолета и вооружения (A & AEE) с PB592/G, обычным B.MK 1, построенным в 1944 году, который должен был быть изменен до B.MK 1 (Special). Некоторое оборудование не должно было быть установлено, но другие предметы были удалены, что началось с периода удалений и восстановления; Конференция 25 февраля была необходима, чтобы разобраться в путанице. Передняя и середина турелей должны были пойти вместе с H2S, его обтекатель и набор TR1196 R/T, электрические светильники, вспышки, огненные амортизаторы, некоторые из топливных баков, задняя башня броня, три огненных оси, Инструментарий и лестница экипажа. Командующий 5 групп, вице-маршал Air Ralph Cochrane приказал идентификационного друга или врага избавиться от (IFF) в пользу фиксатора бомбардировщика VHF. Несмотря на бомбардировку днем, навигационное оборудование было необходимо из-за северо-западного европейского климата; Джи и Лоран должны были перенесены вместе с высоко высокими и низкими радиоактиметрами. Огни признания и некоторые обычные оборудование для ВВ, которые должны были оставаться вместе с задними пушками и 6000 раундов боеприпасов. Двери с бомбами должны были идти, поскольку даже расширенные двери бомбы Tallboy не соответствовали бы большом шлеме, и, поскольку середина стрелка и оператора беспроводной связи были избыточными, команда была вырублена до пяти человек. [ 12 ]

Во время ношения грандиозного шлема Ланкастер не сможет принять уклончивое действие, а радар для хвостового ворота Fishpond пошел с набором H2S. Поскольку Messerschmitt Me 262 в северной Германии работали , работали в Северной Германии, была рассмотрена автоматическая башня, затягивающая оружие (также, Village Inn или Z Equipment). Задняя башня Aglt была проверена подразделением по разработке бомбардировщика и двумя эскадрильами основной силы из 1 группы , которые обнаружили, что они ограничивали вид на задний стрелок; Устройство укладки радара также не смогло различить немецких бойцов и дружелюбных бомбардировщиков. Бомбардировщики, оснащенные башней, летали, только когда не в компании других союзных самолетов. Самолет нескольких групп бомбардировщиков был оснащен передатчиками AGLT, которые лучше всего работали в качестве раннего устройства, а B.Mk.1 (Special) S были оснащены AGLT в носу. С топливной нагрузкой 5120 фунтов (2320 кг), специальное предприятие будет весить 39 750 фунтов (18 030 кг), а первая была доставлена ​​в RAF Woodhall Spa , основание из 617 эскадрильи в Линкольншир , 25 февраля. Все еще были аргументы о том, что будут нести специальные предложения, когда было обнаружено, что AVRO не смог установить наборы GEE. Было решено удалить переднюю башню и ее сопровождение; Нагревание потребовалось для заднего пистолета, а стабилизированное автоматическое зрелище бомбы имело оборудование для сброса Tallboy, но не было возможности сбросить практические бомбы, которые необходимо было включить. TR1154 . W/T должен был быть заменен на VHF R/T [ 13 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

B.MK1 (Special) в полете

[ редактировать ]

В марте колеса и шины Lancaster были заменены динамиками более тяжелого Avro Lincoln, и максимальный вес специалиста был установлен на уровне 72 000 фунтов (33 000 кг) с максимальным весом приземления 60 000 фунтов (27 000 кг), за исключением чрезвычайных ситуаций. Командующий 617 эскадрильи Джона "Джонни" Фокье приказал, чтобы, если вернуться с бомбой, специальное предложение отказалось от Вудхолла и использовать более длинную взлетно -посадочную полосу в RAF Carnaby возле побережья в Бридлингтоне в Восточном Йоркшире . [ 14 ] Центр тяжести при загрузке с высоким или большим шлемом находился в пределах конструкции самолета, при условии, что задняя башня была сохранена. Merlin 24 Двигатели [1610 л.с. (1200 кВт) при 3000 об / мин, 1510 л.с. (1130 кВт) при 3000 об / мин, +18 фунтов на кв. Дюйм (120 кПа) на 9 250 футов (2820 м)] были оснащены специальным, подгоняемым на падке. Пропеллеры лезвия. Особое внимание было уделено коже крыльев и задней фюзеляже при проверке планера, и специальное предложение взлетало только с гладких взлетно -посадочных полос и всегда с опытными пилотами. [ 15 ] Топливо должно было использоваться из внутренних резервуаров до подвесных, чтобы снять напряжения на крыльях,

Когда магазин переносится, самолет должен быть очень тщательно обработан и ограничен только мягкими маневрами. При весах, превышающих 67 000 фунтов, существует тенденция для погнута самолета, но использование элементов управления может усугубить это, и для его исправления нельзя сделать ход. [ 16 ]

Специальные предложения должны были иметь камуфляж бомбардировщиков, черная нижняя сторона, которую окрашивали в небе бледно -зеленый оттенок с верхними поверхностями, сохраняя обычную темно -зеленую и темную землю. Чтобы различить Tallboy и Grand Slam Lancasters, самолет Tallboy сохранил кодовые буквы KC, а специальные предложения были закодированы YZ. [ 15 ]

Гранд -шлем

[ редактировать ]

Кран рапер Ramsome в A & AEE может поднять Большой шлем, когда на бетонном основании, а тележка типа H была приемлемой, когда ограничена 10 миль в час (16 км/ч) с шинами на 80 фунтов на квадратный дюйм . Колыбель бомбы на троллейбусе была наклонена спереди, чтобы защитить крышу залива бомб от повреждений от хвостовых рубцов бомбы. Бомба была поднята в бухту бомбы экипажем из шести человек, которая заняла 35 минут. Шаблоны были изготовлены, чтобы помочь выравнивать бомбу в заливе, передняя часть, доказывающая ненужную и распределенную; Задний шаблон был вывешен с крыши бомб. Внутренняя часть специального бомбного залива была оправдана с помощью быстроразрелых панелей от двери бомбы, петли до нижнего пола фюзеляжа, чтобы защитить трубную работу. [ 15 ]

На вершине бомб залива были установлены металлические пластины, передняя переборка была охвачена на контуре носа Большого шлема, а еще одна обтекала была установлена ​​на задней части переборки, чтобы сгладить воздушный поток, когда бомба вышла из залива. Обычные выключатели бухты были заменены главным выключателем; Кабель высвобождения и рычаг были установлены на левой стороне кабины для чрезвычайных ситуаций. Бомба была подключена к бухту с поднятым дюбелем, торчащим с крыши бухты бомбы, и отделением Vickers с металлическими звенами, который можно отрегулировать изнутри самолета, обернутые вокруг бомбы и выпущенные вручную или вручную. Взьющиеся устройства на крыше Bomp Bay работали как на Tallboy, так и для Большого шлема. Новая бомба имела металлическую юбку с двумя частями между собственной бомбой и хвостовым устройством, чей передний край разбил от корпуса бомбы. Когда бомба упала, Slipstream может отсоединить хвостовую единицу бомбы, и A & Aee посоветовали переработать ее. [ 15 ]

Свалка бомбы в спа -салоне Woodhall была ограничена сорока высоких парков, но комната была сделана, чтобы разместить десять больших шлемов, удаляя боеприпасы , а не в использовании. В феврале A & AEE использовал PB592/G, Lancaster B.MK1, чтобы проверить загрузку Большого шлема с использованием тележки бомбы типа H, который был разработан для Tallboy и Grand Slam. Когда первая бомба была перемещена с помощью Allen Crane, ее передние колеса поднялись с земли, когда бомба была поднята, а бомба не могла быть плавно опускается, только разблокировав и заблокировав тормоз, что сбросило бомбу на 2 фута (0,61 м) каждый раз. Впоследствии громбористы использовали кран США в Бэй-Сити, а в начале 1945 года добавлено силовое устройство. [ 17 ]

Тест Большого шлема

[ редактировать ]

У A & AEE в RAF Boscombe была только одна бомба, в которой 617 эскадрильи стояли рядом с остальными, готовыми начать операции. Диапазон бомбардировки в линейке Эшли в Новом лесу имел бетонную цель около 20 футов × 20 футов (6,1 м × 6,1 м), которая была бомбнется предпочтительно с оптимальной высоты 22 000 футов (6700 м). PB955 был загружен большим шлемом, который будет летать группой капитан Ха (Бруин) Пурвис; Плохая погода привела к двум неудачным попыткам бомбить из -за того, что туман скрывал цель. По третьей попытке, PB592/G, летевший лидером эскадрильи Хедли (Хейзел) Хейзелден, сумел сбросить бомбу 13 марта. Цель экипажа была точной для расстояния, и наблюдатели увидели, как черно -белая окрашенная бомба вращалась, когда она упала, около 100 футов (30 м) в автономном режиме до правого борта. [ 18 ] После освобождения гранд -шлема ускорился до 1049 футов/с (320 м/с), около сверхзвуковых, проникающих в глубокие подземные. [ 19 ] Бомба взорвалась и оставила кратер диаметром 124 фута (38 м) и глубиной 34 фута (10 м); 617 эскадрилья была позвонена из соседнего паба и рассказала об успехе; Формальное разрешение на использование бомбы было дано 22 марта, и операции начались в тот же день. [ 18 ]

Операции Большого шлема, 1945

[ редактировать ]

Билефельд, 14 марта

[ редактировать ]

было сброшено более 3500 тонн (3600 т) К середине марта 1945 года на виадуке Bilefeld в 54 атак, а ущерб от 17 ударов в одном рейде были отремонтированы за 24 часа. [ 20 ] против одних и тех же целей, два из 617 эскадриль После неудачной попытки против виадуков в Арнсберге и Билефельде 9 марта бомбардировщики вернулись 13 марта, когда 9 эскадрильи и 617 эскадрильи отправили 19 Ланкастеров каждый IIIS (P-51CS) из 11 групп. [ 21 ] [ А ] Атака в Арнсберге 9 эскадрилья была отменена после того, как два самолета бомбили, и 617 эскадрильи повернулась от Bilefeld после 129 эскадрильи (Mustang MK IIIS) сообщила о непрерывном облаке до цели. [ 21 ] 14 марта пятнадцать Ланкастеров из 617 эскадрильи, несущих 14 Tallboys и Большой шлем, все взрывались за задержку 11 секунд, попытались снова, когда пятнадцать 9 эскадрильи Lancasters предприняли еще одну попытку против железнодорожного виадука в Арнсберге. Погода была ясна для целей с некоторым облаком вокруг Bilefeld и дымкой над обеими целями. Эскорт из 11 групп состояла из 74 группы Mustang MK IIIS и 8 (Pathfinder Force), предоставили четыре гобоя комара каждый из 105 и 109 эскадрилий, чтобы отметить цели. Москит из 627 эскадрильи присутствовал, чтобы снять атаку. [ 22 ]

Ланкастеры из 617 эскадрильи пролетели вокруг Бремена затем обнаружили, что на северной стороне Билефельда принудило PD112 с большим шлемом атаковать с юга после сброса SABS, за которым следует фотографический комар. Один из 105-х комаров эскадрильи гобоя упал четыре бомбы целевого индикатора 250 фунтов (110 кг), которые приземлились около 300 ярдов (270 м) до юго-юго-запад от цели. В 16:28 и с 11 965 футов (3647 м), что далека от идеальной высоты, Большой шлем упал с PD112 S , который подскочил на 500 футов (150 м) выше по потере веса. Через 35 секунд бомба упала на землю около 30 ярдов (27 м) коротко и взорвалась, что участок вспыхнул, когда опустились высокие парни. Пилот фотографического самолета, который записал атаку с 4:15 до 16:35, крикнул: «Вы сделали это!». Эффект Большого шлема нельзя отличать от эффекта одиннадцати высотбоев, но фотографическую разведку с помощью шпит -эскадрильи, после бомбардировщиков, а затем комар от 540 Виадук и 260 футов (79 м) южного виадука были снесены, внесенные в долину около 20 000 тонн (20 000 т) обломков. [ 23 ] [ B ]

Арнсберг, 15 марта

[ редактировать ]

15 марта, в тумане с некоторым облаком над целью, два самолета из 617 эскадрильи с большими шлемами, взрывающимися за задержку 11 секунд и 14 ланкастеров из 9 эскадрильи , несущих Tallboys, снова напали на железной дорогой в Арнсберге . Близкий истребитель сопровождения 34 Mustang MK IIIS был предоставлен 11 группой. Фотографический комар, KB433, был заложен 627 -й эскадрилья, и еще 141 бойца были в окрестностях, покрывающих рейды 4, 6 и 8 группами. [ 25 ] [ C ] Виадук длиной 425 футов (130 м), построенный из кирпича и камня с бетоном, пересекал Рур в пяти пролетах. В плохой видимости команда фотографического комара увидела, что «вся сила заставила один столкнуться с солнцем и одной бомбы, которую можно было бросить». Это был первый Большой шлем, упавший с 13 000 футов (4000 м) в 16:58 [ 25 ]

Фотографическая команда сообщила: «Второй бег на солнце, и одна или две бомбы упали. Затем индивидуальные пробежки. Второй Большой шлем был доставлен домой после нескольких бомб из -за дымка, а Ланкастер, PB996, приземлился на приземлении аварийного бомбардировщика в Раф Манстоне . Десять высоких парков были также сброшены без эффекта, и самолеты не были потеряны. [ 27 ] На обратном пути внутренний пропеллер порта NG384, превышающий скорость, не может быть пернажден, а затем протекает нефть из-за пропеллера, загоревшегося, и пилот, летный лиотетенант Фа Джонс приказал экипажу отказаться от самолета 15 миль (24 км ) к югу от цели. Четверо из команд в парашюме, но затем пожар вышел, и Джонс был насильственно на руках возле Чарлеруа. [ 25 ]

Арнсберг, 19 марта

[ редактировать ]
Эскадрилья 617 Ланкастер, бросающая бомбу Большого шлема на Виадук Арнсберга, 19 марта 1945 года.

19 марта 19 Lancasters из 617 эскадрильи, шесть с большими ударами и 13 с Tallboys, снова атаковали виадук, когда 9 эскадрильи атаковала железнодорожный мост Влото в довольно облачную погоду на высокой высоте, с тонкими пятнами ниже. Бомбардировщики сопровождались 88 Mustang IIIS из 11 групп. [ 28 ] [ D ] PD329 Y , Lancaster без бомб от 463 эскадрильи, несла два оператора из пленки RAF, сопровождаемой 617 эскадрильей. Отчет от 129 эскадрильи , часть сопровождающей силы Мустанга, называется плотно формированием бомбардировщика, но затем бомбардировщики прилетели в облако со скоростью 14 000 футов (4300 м). Эскадрилья пролетела над плотиной Мён с его заграждением, дымовая экрана и зенитный огонь. Операторы в PD329 Y были проинформированы о снятии PB966 C , летевшего по летно-лиетеранту PH Martin и образован на их правом борту с оператором в носовой башне, чтобы снять Большой удар, когда он упал, а другой на полу Фузеляж снимает вертикально. Ближе к цели, PD329 Y упал назад и вылетел на порт квартал C. PB966 [ 30 ]

Бомба не должна была быть сброшена с менее 14 000 футов (4300 м), но Мартин, пилот, не мог уговорить бомбардировщика выше 12 700 футов (3900 м). На своем пятиминутном бомбардировке Мартину пришлось летать в рамках допусков своего Bombsight, в пределах 0,5 миль в час (0,80 км/ч) воздушной скорости и +/- 10 футов (3,0 м) высоты. Спецлетки начали снимать, и когда бомба упала, PB966 C поднялся на 600 футов (на 180 м) выше. Бомба начала вращаться и спустилась на западный пролет, который распался, вместе с крышами зданий поблизости. Все, кроме одного Ланкастера первой волны, чей высокий костюм повесил трубку, бомбил. Вторая волна бомбила довольно точно, но один Большой шлем упал на 50 ярдов (46 м) в секунде из -за ошибки SABS. Два пролета моста, длиной около 100 футов (30 м), а один пирс был уничтожен, трасса на Западном берегу была вырезана, 115 футов (35 м) одной из набережных были вытеснены из линии и Вход в туннель на восточном берегу был заблокирован; Никакого ущерба не было нанесено в лагерь Красного Креста поблизости. [ 31 ] После войны на площадке были найдены оболочки Большого шлема и высокогобоя; Считалось, что Большой шлем приземлился на дороге, и только взрывчатка в задней части корпуса взорвалась; Tallboy ударил стену, расстался и похоронил себя в земле, не уходя. [ 32 ]

Арберген, 21 марта

[ редактировать ]
Гранд -шлема, взрывающаяся возле виадука Арнсберга, 1945

Двадцать ланкастеров из 617 эскадрильи, двое, несущие большие шлемы, а остальные, вылетели в хорошую погоду с небольшим облаком в Бремен, чтобы атаковать двухлетний железнодорожный мост в Арбергену, который пересек Верера недалеко от Ниенбурга . Мост был длиной 200 ярдов (180 м) с тремя стальными пролетами. Железная дорога приблизилась к реке с юго-запада вдоль набережной до 460 ярдов (420 м) от реки, где она пересекала луг на низменном стальном виадуке, покоящемся на пирсах. Бомбардировщики сопровождались двадцатью Мустангом MK IIIS 306 (польская) эскадрилья и 309 (польская) эскадрилья . Еще пять истребителей были предоставлены для сопровождения налета на дневное набег на 1 и 8 групп на нефтеперерабатывающем заводе в Бремене; Другие основные силовые самолеты атаковали цели в Мюнстере и Реин . [ 33 ]

Первый Большой шлем был сброшен с 13 000 футов (4000 м), посадив на 30 ярдов (27 м), а второй упал на 200 ярдов (180 м) от цели на север из-за резки (зенитный огонь) и проблем с прицелом Полем Высокие парни попали в середину моста, а концы были сдудены с их пирсов; Пирс на востоке рухнул на землю, и западный пирс был скручен и провисал на землю в одном месте; Часть железнодорожной дорожки, над набережной и первого пирса на западной стороне, была разбита. Один Ланкастер был сбит возле Океля и оставил кратер 33 фута (10 м) глубиной; Пять Ланкастеров были повреждены Flak и атакой ME 262 Jet Fighter. [ 34 ]

Ниенбург, 22 марта

[ редактировать ]

Двадцать ланкастеров из 617 эскадрильи, шесть несущих гранд-шлема, взрывавшихся за задержку 25–30 секунд и 14 с высокими парнями с 25–35 секундами или часовой задержкой, атаковали железнодорожные мостики в Ниенбурге, между Бременом и Ганновером , в атмосферных условиях идеально за бомбардировку. Железнодорожный мост в Бремене был атакован в то же время 9 эскадрилья с Tallboys. Бомбардировщики сопровождались 114 Mustang MK IIIS и 69 Spitfire MK IX из 11 групповых эскадрилий. [ 35 ] Ланкастеры из 617 эскадрильи в течение одной минуты бомбили, уронив пять больших шлемов и двенадцать высоких парков. Одна команда Ланкастера претендовала на мисс с большим шлемом, а другая команда получила удар,

Первая большая бомба ударила по мосту на AP, [Point Aiving] и взорвала мост вверх. Он рухнул в воде в восточной части. В центре был еще прямой удар.

- Пилотный офицер MB Flatman [ 36 ]

Было запланировано, что четвертые и восемь рядов Ланкастеров не будут бомбить на первом проезде, а лейтенант Л.С. Гудман сообщил, что во второй бомбе пробег мост находился под водой, пролеты были сломаны или сорваны с их пирсов. [ 36 ] Третья команда Ланкастера обнаружила, что их бомба не упадет, несмотря на две попытки, и мост рухнул перед третьей попыткой, оставив команду забрать его домой. Сообщалось, что четвертый Большой шлем попал в восточную часть структуры. Фотографии разведки показали, что мост был уничтожен. [ 37 ]

Бремен, 23 марта

[ редактировать ]

Еще один железнодорожный мост возле Бремена был атакован позже в тот же день двадцатью 617 эскадрилья Ланкастеров, шесть несущих гранд -шлема и 14 с Tallboys. Мост в Bad Oeynhausen подвергся нападению 9 эскадрильи. Погода была ясной и идеальной для бомбардировки, но также была хороша для зенитной защиты Бремена. Бомбардировщики сопровождались 41 Mustang MK IIIS из 11 групп с еще семью эскадрильями поблизости. [ 38 ] [ E ] В общей сложности 128 Ланкастеров приняли участие в бомбардировке из 1 группы и 5 групп, что сопровождает 617 эскадрильи при нападении на мост в Бремене. Немцы начали генерировать дымовую экрану, но были слишком поздно; Два удара наблюдались до того, как дымовая экрана и обломки заблокировали вид. Управление высотой тона на одном из двигателей Lancaster PB996 заставило самолет потерять скорость, а его бомба была сброшена на зоне сброса; Пилот PD112 решил бомбить, несмотря на то, что бомбайеры, прозрачная панель, разбита Flak. [ 39 ]

Три хита были претендованы, и один из Tallboy повесил трубку, когда бомба, которая пыталась бросить ее, выпала через 15 секунд, преодолев мост. Поздний анализ показал, что высокий бой приземлился на берег в южной части моста примерно в 100 футов (30 м) от абатмента, и шок от взрыва сдвинул его, заставив пролет упасть в реку. Высокий бой ударил по северному концу моста, ущерб быстро отремонтируется; Еще 250 ярдов (230 м) на юге, который был заполнен и заполнен новой дорогой. В конце концов немцы снесли мост, чтобы создать препятствие для союзного земли. [ 39 ] Ланкастер NG489 был сбит Флаком, а экипаж отбросил Большой шлем, чтобы восстановить контроль. Несколько других Ланкастеров пострадали от зенитного пожара, а четверо других подверглись нападению со мной 262-х, пятнадцать из которых были замечены на полете к цели. [ 40 ] [ f ]

Цвет, 27 марта

[ редактировать ]
Ущерб, нанесенный большим шлемом на подводную ручку Валентина , 27 марта 1945 года; Рисунок стоит на краю обломков

Двадцать ланкастеров из 617 эскадрильи, 13 несущих гранд -шлем, остальные, несущие Tallboys, атаковали подводные лодки Валентина в четкой видимости, сопровождаемой 90 Mustang MK IIIS из 11 групп. [ 42 ] [ G ] была замечена строительные работы С октября 1944 года в Фарге , деревня на реке Уэзер, 5 миль (8,0 км) к северу от Вегесака и в 10 миль (16 км) к северо-западу от Бремена. Здание имело 96 футов (29 м) структуры над землей и 41 фут (12 м) ниже, составляло 1 375 футов (419 м) длиной и шириной 315 футов (96 м), охватывая 1 400 000 куб. 3 ) пространства. Стены и крыша были сделаны из железобетона с арочными фермами на стенах, заполненных бетоном. [ 43 ] Крыша была толщиной около 15 футов (4,6 м) и была усилена до толщины 23 футов (7,0 м). Фард был предназначен для сборки подводных лодок типа XXI . Shipyard Bremer Schiff und Maschinenfabrik (Bremer Vulkan Vegesacac в ) Сильтинг; Руковое русло реки было дногромождено до глубины 23 футов (7,0 м), чтобы подводные участки на баржах и собирали подводные лодки. [ 44 ]

Ожидалось, что производство начнется в марте 1945 года, и полное производство будет достигнуто в августе; График сократился, но производство должно было начать в течение двух месяцев. [ 44 ] Один Ланкастер вернулся вскоре после взлета, а другой повернулся через цель с помощью движений двигателя, бросив Большой шлем в Северное море. Среды от среднего до тяжелых, столкнувшись с стайной стайки Ланкастеров, но не было бортовой оппозиции. Бомбы были сброшены примерно через минуту, и, несмотря на 1-часовую задержку, три бомбы сразу же взорвались. Два из четырнадцати попаданий по ручкам были гранд-шлемами, а один-высоким, хиты приземлялись по необыченной части крыши на западной стороне. Большие шлемы проникли на 8 футов (2,4 м) в бетон, вызывая около 1000 длинных тонн (1000 т) крыши, чтобы упасть, чтобы снести два подвижных кранах. Утолщенная часть крыши и башня-тестирование на перископ также были повреждены. Одна бомба повреждена электростанциями, бетонные смесительные помещения и укрытия на северной стороне. Морские пехотинцы, которые были в здании, сообщили позже, что существует огромный сотрясенный эффект, который сильно подавлял их моральный дух; Самолет не потерялся. [ 45 ]

Гамбург, 9 апреля

[ редактировать ]

Финкенвердера Семнадцать Ланкастеров из 617 эскадрильи были отправлены, чтобы бомбить ручки с подводной лодкой в Гамбурге , два с большими ударами, а остальные с Tallboys. [ 46 ] Ручки были внутри 500 кв. Футов (46 м. 2 )-Создание с крышей 11,5 фута (3,5 м) толщиной, усиленная стальными балками и фермами. Сорок Ланкастеров из 5 групп были бомбардирными банками для хранения масла поблизости. [ 47 ] Погода была ясна с некоторой дымкой, тонким слоем облаков цирруса над городом, но видимость была очень хорошей. Истребитель из 11 групп состоял из 120 Mustang MK III, 30 Mustang MK IV, 59 Spitfire MK IX и 24 Spitfire MK XVI, чтобы противостоять любым попыткам ME 262 Jets. [ 48 ] [ H ] Истребители Люфтваффе , в том числе Джетс, пытались перехватить образование, и было много шума, что повредило шесть Ланкастеров, прежде чем они бомбили. [ 46 ] Здания на севере и западе были поражены, а разведывательная фотография показала семь попаданий, четыре проникающих на крышу. [ 47 ]

Послевоенный отчет зафиксировал шесть хитов Tallboys, двух Больших шлемов и других Tallboys, приземленных в воде. Шесть Tallboys проникли в крышу, попали в балки и взорвались, продув отверстия через потолок и положив сотни тонн бетона в ручки. В ручках было 3000 человек, меньше, чем обычно, потому что это был День поэтов, когда немецкие работники уехали в 16:00 ; 27 человек были убиты, около шестидесяти получили серьезные ранения, и последовала паника; U-906 и U-1192 были повреждены. Около тридцати меня 262 -х появились и 467 эскадрильи RAAF, на рейде нефтяных резервуаров, ускорены и повернулись, в конечном итоге набившись позади сжимания 617 эскадрильи. Мустанги сбросили свои резервуары, а 122 эскадрилья отскочила от немецких самолетов, которые мчались. Польские эскадрильи 306, 309 и 315 напали на самолеты и заявили, что три я 262 сбили, и три повреждены; Два Ланкастера были сбиты. [ 49 ]

Хелиголанд, 19 апреля

[ редактировать ]
Карта Гелиголенда

Береговые батареи на островах Хелиголанд и Дюне в Гелиголанде , юго-восточной конечности Северного моря, были атакованы 19 апреля. Военные инсталляции на главном острове включали радиолокационную установку, покрывающую реки Эльбы и Уэзер, аэродром и прибрежный батарею с 12 дюймами (300 мм) и 6 дюйма (150 мм) оружия. Чтобы гарантировать, что союзные корабли могли войти в устья Эльбы и Уэзера, бомбардировщик предназначен для нападения на остров 1000 фунтов (450 кг) бомб, но, по крайней мере, сорок тяжелых зенитных орудий на островах, нужно было замолчать. Положения оружия имели диаметр около 60 футов (18 м), и только попадания или близкие промахи были бы эффективными. 18 апреля 969 бомбардировщиков напали на зенитное оружие, но некоторые оставались в эксплуатации. 19 апреля 20 Ланкастеров из 617 эскадрильи атаковали шестью большими шлемами и четырнадцатью Tallboys; 16 Ланкастеров из 9 эскадрильи несли Tallboys, взрываемые за задержку 25 секунд. [ 50 ]

Москит из пленки RAF сопровождал Raiders, и истребитель был предоставлен 11 группой и 12 группой , состоящей из 11 Mustang MK IIIS, 42 Spitfire MK IXS и 26 Spitfire XVIS. [ 51 ] [ я ] Оружейные выборы находились на северных и южных концах острова, и были выбраны три точки прицеливания, два для 9 эскадрильи и одна для 617 эскадрильи. Тонкое стратокумулусное облако встречалось от 3000 до 4000 футов (от 910 до 1220 м), и шесть из 9 бомбардировщиков эскадрильи должны были действовать в качестве искателей ветра, результаты передавались остальной части эскадрильи в H Minus 5. Поскольку 9 эскадрилья летала к Остров, они были удивлены, увидев, как 617 эскадрильи атакует, поднялся на 1000 футов (300 м), чтобы удержаться от пути и кружил, ожидая их истребителя. Атака от 617 эскадрильи была совершена двумя волнами против едва ли какого-либо зенитного пожара, и все бомбардировочные бомбардировки. Фотографические доказательства показали два удара по пункту А и несколько мисс, что добавило к повреждению. Еще одна атака главной силы была запланирована, но война закончилась до того, как она произошла. [ 53 ]

Последствия

[ редактировать ]

В 1991 году Алан Купер писал, что в марте 1945 года 156 дневных сущников были доставлены, 31 с большими шлемами и 40 с Tallboys. Анализ точности бомбардировки 617 эскадрильи и 9 эскадрильи на вылетах Tallboy обнаружил, что, используя различные бомбардировки и бомбардировки с высоты от 9 000 до 17 000 футов (2700 и 5200 м), 1 процент от Tallboys упали на 617 эскадров. Ошибки [определяются как отсутствие точки прицеливания более чем на 400 ярдов (370 м)] против 10 процентов высоких парков, выпавших на 9 эскадрильи. [ 54 ] В отличие от Tallboy, Большой шлем был разработан, чтобы проникнуть в бетонные крыши и был более эффективным против укреплений, чем более ранние бомбы. [ 55 ] К концу войны 41 гранд -шлем был сброшен на операции, хотя в 2004 году Стивен Флауэр написал о 42 бомбах, фигуре, которую он повторил в своей публикации 2013 года. [ 56 ] В 1947 году сэр Артур Харрис написал,

Когда был доказан успех [бомба Tallboy Bomb], Уоллис разработал еще более мощное оружие ... эта бомба 22 000 фунтов не достигла нас до весны 1945 года, когда мы использовали ее с большим эффектом против виадуков или железных дорог, ведущих к Рур и Также против нескольких приютов для подводных лодок. Если бы это было необходимо, это было бы использовано против подземных фабрик, и подготовка к атаке некоторых из них была хорошо продвинутой, когда война закончилась. [ 57 ]

В 2013 году Стивен Флауэр писал, что при падении на зданиях, укрепленных железобетоном, Большой шлем, как правило, расстался при ударе или слишком скоро уйдет. Флауэр писал, что неудивительно, что Большой шлем был ограничен, когда он был сброшен на бетон, когда он был разработан, чтобы упасть на Землю, а затем взорваться под основой зданий, создавая камуфлет для того, чтобы структура мог бы втиснуться. Гранд -шлема и бомбы Tallboy действительно нанесли ущерб, на которые были неспособны обычные бомбы, и оказали большое разрушительное влияние на средства сопротивления, доступные немцам, ограничивая разработку нового оружия, с которым можно продолжить войну. В 2013 году Стивен Флауэр писал, что бомбы землетрясения редко вызывали массовые жертвы гражданского населения и были наиболее эффективными бомбами, используемыми в войне, до появления атомных бомб позже в 1945 году. [ 58 ]

Операция фронтальная линия/проект Ruby

[ редактировать ]
Авиационная картина бункера Валентина в Бремене (2012)

Начиная с марта 1946 года, операция Front Line (British Title) / Project Ruby (название США) была планом для изучения использования бомб проникновения против железобетонных целей. Были выбраны ручки подводной лодки Валентина возле Бремена, когда были оставлены после нападения 27 марта 1945 года. Поскольку 9-х эскадрильи и 617 эскадрильи были перенесены на Дальний Восток, чтобы Тигро силе к присоединиться В полет которого C, экипажи эскадрильи 617, не отправленные за границу, были перемещены с их B.MK 1 (Specials) и их прицелами SABS. Бункер Уоттен в Пас -де -Кале , который использовался для испытаний на бомбы Королевского флота Диснея , был разбомблен большими ударами. [ 58 ]

В мае 1946 года началась операция Front Line с участия бомбардировщиков США B-29 . Tallboy и Grand Slams были сброшены на ручках Валентина и Гелиголенд; Только два удара были достигнуты из тринадцати взрывов. По сообщениям RAF и USAAF пришли к выводу, что ни одна из бомб не была эффективной против железобетона, и не предложили больше тестов в 1947 году. Испытания были возобновлены после того, как 15 эскадрильи закончили сбросить пятнадцать бомб на линку за RN. Эскадрилья опустилась до шести ланкастеров, четыре из которых были B.Mk 1 (Special) S, не способной перевозить 1650 фунтов (750 кг) бомбы. Двое других могли нести бомбу, но 15 эскадрильи переживали с Avro Lincolns, и шесть из них должны были быть изменены, чтобы нести SABS и радиолокационные альтиметры. Три ВВС ВВС-Б-29 снова участвовали, чтобы сбросить 1 650 фунтов (750 кг) бомбы с 30 000 футов (9 100 м), что было выше потолка SABS. [ 58 ]

Дисней -бомба

B-29 также должны были сбросить новые бомбы US Amazon II и Samson, оба 25 000 фунтов (11 000 кг), в эксплуатации Ruby II, впоследствии называемые проектом Harker. Фотографии, сделанные 542 эскадрильей , фотографическим разведыванием, до того, как атака Большого шлема во время войны использовалась для того, чтобы разбить цель с красными флагами и камерами, были установлены для снятия капель. 4 августа B-29s достигли шести 1650 фунтов (750 кг) бомбы от 30 000 до 35 000 футов (9 100–10 700 м), а пять Amazon II-из пятнадцати из 17 000 футов (5 200 м). С 20 сентября 15 эскадрильи Линкольнс сбросил бомбу 1650 фунтов (750 кг) и достиг семь ударов, некоторые из которых сломались на крыше. Испытания с 1000 фунтов (450 кг) получили три удара из семи. [ 58 ]

Гранд -шлема в музее RAF, Лондон

Пять бомб Большого шлема сохраняются и выставлены в Британии в музее RAF, в Лондоне , Музее Брукленда , RAF Dossiemouth , Dumfries и Aviation Museum и Galloway Aviation и Мемориальном полете Британии в RAF Coningsby . Оболочки без их хвостов можно увидеть в музее острова Келхэм в Шеффилде и Йоркширском музее воздуха в Эльвингтоне. The T-12 Cloudmaker -это американский вариант Большого шлема, и в Музее вооружения ВВС в Соединенных Штатах выставлен пример. [ 3 ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сопровождение с 118, 122, 129, 165 и 234 эскадрильи RAF, 309, 315 и 316 (польские) эскадрильи. [ 21 ]
  2. ^ Высокий бой упал с Ланкастера, когда были открыты двери его бомбардировки, одна экипаж Ланкастера бомбил дорожный перекресток 750 ярдов (690 м) от виалука по ошибке, и одна команда принесла свою бомбу домой после того, как бомба не удалась в последний момент Полем [ 24 ]
  3. ^ Эскорт были от 306, 309, 315 (польские) эскадрильи и 234 эскадрильи RAF. [ 26 ]
  4. ^ Эскорт приходили с 118, 122, 129, 165 эскадрилий (RAF), 306, 309, 316 (польский) и 234 эскадрильи RAF. [ 29 ]
  5. ^ 122 эскадрилья RAF, 306, 309 и 316 (польские) эскадрильи. [ 38 ]
  6. ^ Джон Лейк в 2002 году написал, что два Большого шлема ударили по мосту. [ 41 ]
  7. ^ Истребители с 64, 118, 122, 126, 129, 165, 234 эскадрильи RAF и 316 (польская) эскадрилья. [ 42 ]
  8. ^ 118, 122, 124, 129, 165 и 234 Squadrons RAF, 306 и 309 (польский), 310, 312 и 313 (чешский), 315 и 316 (польский), 441 и 442 RCAF, 602, 603 и 611 Rauxaf . [ 48 ]
  9. ^ Бойцы из 309 (лака), 310, 312 и 313 (чешские), 602 и 603 эскадрильи Rauxaf. [ 52 ]
  1. ^ Цветок 2004 , Приложение 4.
  2. ^ Webster & Frankland 1994 , p. 203.
  3. ^ Jump up to: а беременный Ruby 1946 , с. 11–12.
  4. ^ Полет 1946 .
  5. ^ Зеленый 1955 , с. 471.
  6. ^ Гнам, Карл (26 декабря 2018 г.). « Мать всех бомб» (Моаб) радиус блага против самых больших бомб мировой войны » . Сеть истории войны . Архивировано из оригинала 23 сентября 2023 года . Получено 2 октября 2023 года .
  7. ^ Webster & Frankland 2006 , с. 31–33.
  8. ^ Jump up to: а беременный Flower 2013 , p. 353.
  9. ^ Jump up to: а беременный в Flower 2013 , p. 363.
  10. ^ Цветок 2013 , с. 366; Webster & Frankland 2006 , с. 31–33.
  11. ^ Цветок 2013 , с. 353–355.
  12. ^ Цветок 2013 , с. 355–356.
  13. ^ Цветок 2013 , с. 357.
  14. ^ Купер 1991 , с. 146
  15. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Flower 2013 , p. 359.
  16. ^ Цветок 2013 , с. 361.
  17. ^ Цветок 2013 , с. 365
  18. ^ Jump up to: а беременный Flower 2013 , с. 366–367.
  19. ^ Webster & Frankland 1994 , с. 164, 181.
  20. ^ Купер 1991 , с. 147
  21. ^ Jump up to: а беременный в Flower 2013 , p. 369
  22. ^ Цветок 2013 , с. 369–370.
  23. ^ Flower 2013 , с. 370–372; Cooper 1991 , pp. 147–148.
  24. ^ Webster & Frankland 1994 , p. 204
  25. ^ Jump up to: а беременный в Flower 2013 , с. 372–373.
  26. ^ Цветок 2013 , с. 373.
  27. ^ Купер 1991 , с. 148.
  28. ^ Cooper 1991 , pp. 149–150; Flower 2013 , p. 373.
  29. ^ Цветок 2013 , с. 374.
  30. ^ Цветок 2013 , с. 378–379.
  31. ^ Цветок 2013 , с. 380–381.
  32. ^ Cooper 1991 , pp. 149–150; Flower 2013 , с. 380–381.
  33. ^ Цветок 2013 , с. 381–382.
  34. ^ Flower 2004 , с. 340–342; Cooper 1991 , pp. 150–151.
  35. ^ Купер 1991 , с. 151; Flower 2013 , p. 384.
  36. ^ Jump up to: а беременный Flower 2013 , p. 384.
  37. ^ Купер 1991 , с. 151.
  38. ^ Jump up to: а беременный Flower 2013 , p. 385.
  39. ^ Jump up to: а беременный Flower2013 , с. 387–388.
  40. ^ Купер 1991 , с. 152; Flower 2004 , с. 344–347.
  41. ^ Озеро 2002 , с. 62
  42. ^ Jump up to: а беременный Flower 2013 , p. 388.
  43. ^ Cooper 1991 , pp. 153–154.
  44. ^ Jump up to: а беременный Flower 2013 , с. 388–390.
  45. ^ Flower 2013 , с. 390–394; Cooper 1991 , pp. 153–154.
  46. ^ Jump up to: а беременный Cooper 1991 , p. 155
  47. ^ Jump up to: а беременный Flower 2013 , p. 398.
  48. ^ Jump up to: а беременный Flower 2013 , p. 397.
  49. ^ Цветок 2013 , с. 398–400.
  50. ^ Цветок 2004 , с. 362–364.
  51. ^ Цветок 2013 , с. 403–404.
  52. ^ Цветок 2013 , с. 404
  53. ^ Цветок 2013 , с. 403–405.
  54. ^ Купер 1991 , с. 154
  55. ^ Цветок 2004 , с. 375.
  56. ^ Webster & Frankland 1994 , p. 204; Flower 2004 , Приложение 4; Flower 2013 , p. 462.
  57. ^ Harris 2005 , p. 252
  58. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Flower 2013 , с. 418–419.

Библиография

[ редактировать ]
  • «Бомбы против бетона» . Полет . XLIX (1, ​​953). 30 мая 1946 года. Архивировано с оригинала 4 ноября 2012 года . Получено 6 апреля 2017 года .
  • Сравнительный тест эффективности больших бомб против крупных железобетонных конструкций (PDF) (отчет). AAF Proving Glound, Eglin Field, Флорида. 31 октября 1946 года. Архивировал (PDF) из оригинала 14 апреля 2017 года . Получено 12 ноября 2019 года .
  • Купер, AW (1991) [1983]. За пределами плотин в Тирпиц (Pbk. Goodall Publications, London Ed.). Лондон: Уильям Кимбер. ISBN  0-907579-15-9 .
  • Цветок, Стивен (2004). Barnes Wallis 'Bombs: Tallboy, Dambuster и Grand Slam . Страуд: Темпус. ISBN  0-7524-2987-6 .
  • Цветок, Стивен (2013) [2009]. Dambusters: эксплуатационная история бомб Барнса Уоллиса (электронная книга изд.). Страуд: Amberley Books. ISBN  978-1-4456-1828-9 .
  • Грин, Констанс Маклафлин ; Томсон, Гарри С.; Корни, Питер С. (1955). Департамент боеприпасов: планирование боеприпасов для войны . Тол. Iii. Вашингтон, округ Колумбия: Управление начальника военной истории. OCLC   18105901 .
  • Харрис, сэр Артур (2005) [1947]. Бомбардировка наступления . Барнсли: ручка и меча военная классика. п. 252. ISBN  1-84415-210-3 .
  • Озеро, Джон (2002). Ланкастерские эскадрильи 1944–45 . Оксфорд: Osprey. ISBN  1-84176-433-7 .
  • «Охранники ворот» в главных воротах RAF Scampton примерно в 1958 году » . Австралийская ассоциация оружейников. 2004. Архивировано из оригинала 18 сентября 2009 года . Получено 6 апреля 2017 года .
  • Webster, C .; Франкленд, Н. (1994) [1961]. Батлер, JRM (ред.). Стратегическое воздушное наступление против Германии 1939–1945 гг.: Победа (часть 5) . История Второй мировой войны военной серии Великобритании. Тол. III (Facs. Repr. Императорский военный музей Департамент печатных книг и Battery Press, Лондон и Нэшвилл изд.). Лондон: HMSO . ISBN  0-89839-205-5 .
  • Webster, C.; Франкленд, Н. (2006) [1961]. Батлер, JRM (ред.). Стратегическое воздушное наступление против Германии 1939–1945 гг.: Приложения и приложения . История Второй мировой войны военной серии Великобритании. Тол. IV (Facs. Repr. Военно -морская и военная пресса, Uckfield ed.). Лондон: HMSO. ISBN  978-1-84574-350-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Харин, да; Кузмина, IV; Данилова, TI (22 сентября 1972 г.). «Земные вибрации во время маскировки взрывов» . Отдел иностранных технологий, Райт-Паттерсон АФБ, штат Огайо. AD0751247. Архивировано из оригинала 21 февраля 2009 года . Получено 6 апреля 2017 года .
  • Левин А. (1992). Стратегическая бомбардировка Германии, 1940–1945 гг . Вестпорт, Коннектикут: Праегер. ISBN  0-275-94319-4 .
  • Мидлбрук, М.; Everitt, C. (2014) [1985]. Дневники командования бомбардировщика: оперативный справочник 1939–1945 гг . Лондон: викинг. ISBN  978-1-78346-360-2 .
  • Никол, Джон (2015). После наводнения: то, что сделали дамбастеры дальше . Лондон: Уильям Коллинз. ISBN  978-0-00-810031-5 .
  • Ward, C. (2008). 5 Групповой командование бомбардировщика: история эксплуатации (электронная книга изд.). Барнсли: Печка и меча авиация. ISBN  978-1-84468-737-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 31a21408ec0cdb18d7c3063158299219__1726834320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/19/31a21408ec0cdb18d7c3063158299219.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grand Slam (bomb) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)