Орден Солнечного Храма
Орден Солнечного Храма | |
![]() Разновидность Креста тамплиеров, используемая ОТС | |
Аббревиатура | ОТС |
---|---|
Формирование | 1984 |
Растворенный | 1997 |
Тип | |
Штаб-квартира | Саконне д'Арв (1984–1993) |
Область | |
Членство | 300–400 (основные члены) |
Основатель | Джозеф Ди Мамбро |
Великий Магистр |
|
Ключевые люди | Michel Tabachnik |
Орден Солнечного Храма ( фр . Ordre du Temple Solaire , OTS ), или просто Солнечный Храм , был новым эзотерическим религиозным движением и тайным обществом , часто описываемым как культ , печально известный массовыми смертями многих его членов в несколько инцидентов в течение 1990-х годов. OTS было нео-тамплиерским движением, утверждавшим, что оно является продолжением тамплиеров , и включало в себя смесь розенкрейцерства , теософии и Нью-Эйдж идей . Его возглавил Жозеф Ди Мамбро , а Люк Журе был представителем и заместителем командира. Она была основана в 1984 году в Женеве , Швейцария.
Ди Мамбро был французским ювелиром, эзотериком и серийным мошенником, а Журе — бельгийским гомеопатом , читавшим лекции по альтернативной медицине и связанной с ней духовности. После встречи на одной из таких лекций они сблизились, и был образован ОТС. Ди Мамбро в прошлом основал несколько эзотерических групп и ранее был связан с рядом других организаций. Группа действовала в нескольких франкоязычных странах .
После растущего юридического скандала и скандала в СМИ, в том числе расследований по поводу торговли оружием и отмывания денег во многих странах, а также конфликта внутри группы, основатели начали готовиться к тому, что они назвали «транзитом» к звезде Сириус . В 1994 году они сначала заказали убийство семьи бывших членов организации в Квебеке , а затем организовали массовое самоубийство и массовые убийства в двух коммунах в Швейцарии. В последующие годы произошло еще два массовых самоубийства бывших членов ОТС во Франции и Квебеке; Всего в ходе этих событий погибло 74 человека, квалификация которых как массовое самоубийство или массовое убийство оспаривается. ОТС явился основным фактором ужесточения борьбы с культами во Франции.
Фон
[ редактировать ]OTS была одной из многочисленных организаций нео-тамплиеров , действовавших во Франции и Швейцарии в девятнадцатом и двадцатом веках. Эти организации следовали традиции заявлять о непрерывном происхождении от линии Великих Магистров , которые утверждали, что восходят к первоначальным средневековым рыцарям-тамплиерам ; первоначальный орден тамплиеров был распущен Папой Климентом V после обвинений в колдовстве и ереси в начале четырнадцатого века. [ 1 ] [ 2 ] В 1310 году на костре были сожжены пятьдесят четыре рыцаря-тамплиера, а четыре года спустя — Великий Магистр и местный лидер. [ 3 ] Идея дальнейшего существования тамплиеров подверглась критике со стороны исследователей истории тамплиеров, а французский историк Режин Перну назвала ее «совершенно безумной». [ 1 ] [ 2 ]
и писатель Жак Брейер и бывший гроссмейстер Древнего Мистического Ордена Rosae Crucis ( лат . Antiquus Mysticusque Ordo Rosae Crucis , AMORC) Раймон Бернар учредили Обновленный Орден Храма В 1968 году французский эзотерик ОРТ), рассматриваемый некоторыми . как предшественник ОТС. ( [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Ранее Брейер инициировал возрождение групп тамплиеров во Франции в 1952 году. [ 3 ] Главный штаб ОРТ располагался в Оти его гроссмейстер Жюльен Оригас, бывший сотрудник гестапо . , где находился Оригас побудил крайне правых присоединиться к ОРТ. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Жозеф Ди Мамбро был французским ювелиром, интересовавшимся эзотерикой. После мошенничества с деловым партнером в конце 1960-х годов Ди Мамбро бежал из Франции, а затем вернулся в Пон-Сен-Эспри в 1972 году, полагая, что его прошлые действия забыты, и выступал в качестве психолога . Вскоре после этого его приговорили к шести месяцам тюремного заключения за выписку фальшивых чеков, злоупотребление доверием пациентов и выдачу себя за психиатра. [ 6 ] [ 7 ] В 1950-х годах Ди Мамбро начал практиковать спиритизм и часто посещал группу, преемницу Service d'Action Civique (SAC), основанную французским политиком Шарлем Паскуа . В конце 1960-х годов он стал членом и лидером ложи организации AMORC в Ниме , Франция. [ 8 ]
Люк Журе начал формальное изучение гомеопатии и получил квалификацию практикующего гомеопата во Франции. Он много путешествовал, изучая различные формы альтернативного и духовного исцеления. [ 9 ] В начале 1980-х годов он поселился в Аннемасе , Франция, недалеко от швейцарской границы, и начал там практиковать гомеопатию. Он продолжал широко читать лекции по целостному здоровью и паранормальным явлениям и приглашал тех, кто ему откликался, в клуб «Амента» (позже переименованный в клуб «Атланта»). [ 10 ]
Ди Мамбро основал в 1973 году Центр ( фр . подготовки нового века Centre de Préparation à l’Age Nouveau , CPAN) в Коллонж-су-Салев . [ 8 ] [ 11 ] В 1975 году базирующееся в Женеве сообщество, известное как Братство Пирамиды ( по-французски : Fraternité de la Pyramide ), или, альтернативно, Ла Пирамида, основанное Ди Мамбро, начало регулярно встречаться в доме в сельской местности Женевы для общения, дискуссий и взаимная поддержка по таким темам, как диета и духовность. [ 5 ] [ 12 ] [ 13 ] В июне 1977 года Ди Мамбро познакомился с дирижером оркестра Мишелем Табачником , который, интересуясь эзотерикой, принял участие и стал его участником. [ 5 ] [ 14 ] Ди Мамбро предложил ему взять на себя управление сообществом и структурировать его. В следующем году двое мужчин создали фонд Golden Way. [ 15 ] [ 16 ]
Золотой Путь
[ редактировать ]В 1978 году Ди Мамбро основал Фонд Golden Way ( фр . Fondation Golden Way ). [ 5 ] Основанный на вилле в Саконне-д'Арв , Швейцария, фонд стремился обсуждать проблемы загрязнения , окружающей среды и социальных связей. Целью проекта было развитие знаний об эволюции будущего качества жизни, таких как здоровый образ жизни, органическое сельское хозяйство и альтернативные методы здравоохранения. [ 13 ] Посредством конференций (с такими гостями, как Яннис Ксенакис , Алексис Вайсенберг , Никита Магалофф , Хуберт Ривз и Мишель Йонас ), исследований и телевизионных интервью фонд открылся для общественной и политической жизни. [ 14 ]
В начале 1980-х годов Жозеф Ди Мамбро и Мишель Табачник, оба интересующиеся философией , эзотерикой и духовностью , решили привнести мистическое и религиозное в фонд видение. Комната под названием «Святилище» была отведена для медитаций и ритуалов, призванных «соединиться с миром невидимого». Члены носили белые накидки с такими символами, как Крест Розы и крест тамплиеров. [ 14 ] Мишель Табачник провел несколько конференций по эзотерике. Ди Мамбро также основал общество «Амента» для распространения идей Фонда «Золотой путь» и привлечения новых членов. [ 8 ] Джозеф Ди Мамбро воспринимался членами Фонда как медиум , «заходящее» существо (существо, принимающее тело другого). [ 14 ] Журе прочитал ряд лекций, в которых защищал существование связи между духовным подходом и гомеопатией. Заметив хорошие ораторские способности и коммуникативные способности Люка Журе, Ди Мамбро решил встретиться с ним и был очарован. Он пригласил Журе присоединиться к «Золотому пути», где тот быстро поднялся по служебной лестнице. [ 5 ] В 1981 году Камиль Пиле, впоследствии казначей ОТС, перенесла сердечный приступ и встретила Журе. После этого он заинтересовался альтернативной медициной, продвигаемой Журе, и присоединился к группе. [ 8 ] [ 17 ] В том же году Ди Мамбро пригласил Оригаса посетить коммуну Golden Way; Оригас, впечатленный Журе, пригласил его на ОРТ. [ 5 ]
В июне 1981 года у 57-летнего Ди Мамбро закрутился роман с 21-летним Домиником Беллатоном. Позже он утверждал, что получил откровение от «хозяев» о том, что Беллатон произведет на свет «космического ребенка» посредством теогамии. [ 5 ] [ а ] В 1982 году Ди Мамбро объявил, что фонд ожидает «великая миссия». Он также объявил, что в общине должен родиться «ребенок-король». [ 14 ] Вскоре Ди Мамбро пришла в голову мысль, что Беллатон, молодая женщина-наркоманка, за которой охотились сутенеры, присоединившиеся к ордену по просьбе ее родителей, была суррогатной матерью «космического ребенка». Церемония в склепе ордена, организованная со спецэффектами, помогла подтвердить членам сверхъестественные силы теогамии, хотя на самом деле Доминик была любовницей Ди Мамбро и была беременна уже несколько недель. [ 18 ] В январе 1986 года Ди Мамбро официально признал ребенка своим биологическим во французском консульстве в Квебеке. [ 19 ] Их ребенок, первоначально названный Энн Беллатон, родился 22 марта 1982 года. [ 5 ] Ребенка считали «Христом нового поколения». [ 5 ] но родился женщиной, что Ди Мамбро приписывал человеческому несовершенству (вера в то, что мать ребенка была человеком, привела к несовершенному Христу). [ 19 ] Ди Мамбро утверждал, что ребенок был Аватаром, мужской душой, заключенной в женское тело. Затем ей дали женский титул Эммануэль, но к ней обращались с мужскими местоимениями. [ 19 ] В том же году Журе основал клуб «Амента» (позже переименованный в «Атланту »). [ 20 ]
В 1983 году, после смерти Жюльена Оригаса, руководителя ОРТ, Ди Мамбро призвал Журе принять на себя руководство орденом, и в том же году он стал его новым гроссмейстером. [ 5 ] В течение года дочь Оригаса вынудила его выйти из группы из-за спора, касающегося руководства и средств, что привело к расколу , когда половина ОРТ перешла к Журе. [ 4 ] [ 21 ] Затем Журе сформировал и возглавил раскольническую группу из 30 членов ОРТ, которая открыла филиалы на Мартинике и Квебеке. [ 1 ] [ 17 ] В том же году Мишель Табачник стал президентом фонда Golden Way. [ 5 ]
Классификация
[ редактировать ]
Точное определение или классификация академиками того, каким движением был Храм Солнца, противоречива; ученые называли его по-разному, как новое эзотерическое религиозное движение , группу нео-тамплиеров , организацию розенкрейцеров , культ Судного дня или культа самоубийства , новое магическое движение, магически-эзотерическую религию или тайное общество , среди других. [ 22 ] Стивен А. Кент и Мелоди Кэмпбелл классифицировали эту группу как религию НЛО . [ 23 ] По словам Хенрика Богдана, то, как классифицируется OTS, зависит от того, «как определяются эти ярлыки и на каких аспектах OTS делается акцент». [ 22 ]
Шеннон Клюсел и Сьюзен Дж. Палмер описали OTS как нео-тамплиерское движение, находящееся под влиянием философии розенкрейцерства , теософии и Нью-Эйдж . [ 1 ] Богдан подчеркнул их статус масонского инициатического общества . [ 22 ] Массимо Интровинье классифицировал их как одно из многих движений неотамплиеров; организации, которые утверждают, что, придерживаясь ряда мифов о тайном выживании рыцарей-тамплиеров, на самом деле являются продолжением этого движения. Такие группы часто были связаны с масонскими обрядами и масонством. [ 2 ] Коронер Квебека, расследующий это дело, описал организацию как включающую в себя множество традиций, но в первую очередь вдохновленную оккультизмом из-за ее веры в псевдонаучные практики и практики, непризнанные другими религиями, которые требовали специального посвящения. [ 24 ]
Верования и практики
[ редактировать ]Многие члены ОТС были богатыми и социально успешными, в отличие от многих других культов. [ 25 ] Будучи эзотерическим движением, учения ОТС были доведены до сведения только тех, кто достаточно продвинут в организации. Члены прошли через несколько связанных движений: Клуб Амента, затем Клуб Арчедиа, а затем OICST. [ 26 ] Большинство погибших были высокопоставленными членами, а выжившие были представителями более низкого ранга, имевшими меньший доступ к идеям группы; это вызвало трудности в исследовании их убеждений учеными. [ 26 ]
В теологии OTS звезда Сириус была центральной точкой, как и «Голубая звезда», появившаяся примерно 26 000 лет назад; они полагали, что это дом «Вознесенных Мастеров» (также называемых Великим Белым Братством). [ 26 ] ОТС рассматривал Вознесенных Владык как прибывших на Землю, где они заселили Агарту (подземное духовное царство, популярное в эзотерической мысли). [ 26 ] [ 27 ] В концепции OTS Мастера были, по сути, душами, способными проявляться в физической форме; и Учителя, и люди воспринимались как души, которые просто временно обитали в их телах и в момент смерти просто переходили в другое. [ 26 ] В ОТС полагали, что продвинутые члены могут по своему желанию «детелесоваться». [ 28 ] [ 29 ]
Считалось, что и Мастера, и люди способны к реинкарнации, что является ключевым аспектом теологии OTS. [ 26 ] Члены OTS считали себя реинкарнацией первых тамплиеров, сожженных на костре вместе с гроссмейстером Жаком де Моле . [ 1 ] и даже далее, представители класса людей, возродившихся с древнейших времен, целью которых в мире было выполнение «космической миссии». [ 30 ] Ди Мамбро лично утверждал, что он был реинкарнацией, среди прочих, египетского фараона, одного из 12 учеников , Лонгина (римского солдата, который пронзил бок Иисуса во время распятия) и Вознесенного Владыки Манатана. Журе утверждал, что он был реинкарнацией Бернара Клервоского , основателя первоначального ордена тамплиеров. [ 29 ]
Одной из практик ОТС было «космическое соединение» или «космический брак». После того, как Ди Мамбро рассказал о прошлых жизнях участника, либо Ди Мамбро, либо Журе (хотя сам Журе был вынужден Ди Мамбро расстаться со своей женой из-за «космической несовместимости») [ 31 ] разлучили бы супружеские пары и поместили их вместе с другими членами. [ 32 ] [ 33 ] Ди Мамбро утверждал, что сделал это по воле «Космических Мастеров». [ 32 ] Целью этих космических пар было рождение 7 или 9 элитных «космических детей», одной из которых была его дочь Эммануэль (в другую входил сын Табачника). По словам Ди Мамбро, эти семь детей станут «совестью нового человечества», и они были воспитаны, чтобы выполнять эту роль. [ 34 ] На момент массовых самоубийств космических детей было всего пять. [ 35 ] Расставая пару, Ди Мамбро объяснял им, что их «кармический цикл» завершился; их переназначат новому партнеру, после чего вместе отправят на миссию. [ 36 ] В этих парах часто была большая разница в возрасте: Доминик Беллатон (ей 30 лет) была в паре с Патриком Вуарне, который был на 14 лет моложе, Жерри Жену был на десять лет моложе своей космической жены, брак Тьерри Югенена распался, а его жена (ей 30 лет) ) был подобран с 14-летним сыном Ди Мамбро. [ 36 ] Бруно Клаус, расставшись с женой по приказу Ди Мамбро, заявил: «Мастера решили. Я собираюсь жить с другой женщиной». [ 32 ] Бывшие члены часто жаловались, что их заставили вступить в эти космические союзы. [ 35 ]
Ритуал был важным аспектом верований OTS, который ученый Хендрик Богдан назвал его «основной деятельностью». [ 37 ] Один из этих ритуалов заключался в том, что высокопоставленные члены могли стать свидетелями проявления Мастеров в подземных залах группы, что на самом деле было голографическими шоу Антонио Дютуа. [ 26 ] Группа построила подземные святилища, спрятанные за ложными стенами и доступные только через тайные ходы: чтобы войти в них, участнику нужно было сделать ритуальное число в 22 шага. [ 27 ]
Организация
[ редактировать ]За время своего существования группа использовала множество названий, иногда сразу несколько. После смерти термин «Солнечный храм» стал использоваться как общий термин. [ 38 ] Многие аспекты организационной структуры группы менялись, как и во многих НРД. [ 37 ] «Орден Солнечного Храма» формально был лишь частью более крупной организации; многие члены «ядра» организации никогда не были действительными членами «ОТС». [ 39 ] Самым публичным лицом организации был Клуб Амента (позже Атланта), в котором Люк Журе читал лекции по вопросам, связанным с Нью-Эйдж , включая экологию , гомеопатию и натуропатию ; от клуба «Амента» вербовка осуществлялась до более секретных клубов «Архедия», которые включали в себя ритуальные элементы. [ 37 ] Третьим и, видимо, самым секретным слоем был Международный Орден Рыцарской Солнечной Традиции, или Орден Солнечного Храма. [ 37 ]
В структуре инициатического масонского общества OTS имело строгую иерархию с тремя степенями : Братья дю Парви, Шевалье де л'Альянс и Братья Суда, Рыцари Альянса и Братья прежние времена). [ 37 ] Для каждой степени обряд инициации участник проходил ; Особенности каждой церемонии различались, но в одном ритуале («Дублирование рыцаря») в качестве служителей упоминались как: священник, дьякон, ритуальный мастер, матра, капеллан, страж, церемониймейстер, страж и сопровождающие. Точное отношение этих иерархий к организации в целом неясно, причем степени, возможно, составляют еще более избирательную группу, которую некоторые источники называют Синархией Храма. [ 37 ] За пределами этих рамок находилась четвертая организация — Фонд «Золотой путь» (ранее «Ла Пирамида»), который был головной структурой клубов «Арчедия» и «Амента». [ 37 ] Члены ОТС платили ежемесячный членский взнос и жили сообща. [ 1 ]
Деятельность
[ редактировать ]В 1984 году Журе и Ди Мамбро сформировали в Женеве Международный Рыцарский Орден Солнечной Традиции ( фр . ordre International chevaleresque de Tradition Solaire , OICTS), который позже стал Орденом Солнечного Храма. [ 4 ] [ 21 ] Журе, убедительный оратор, был «лицом» этой организации, хотя фактическим лидером был Ди Мамбро. [ 21 ] [ 40 ] С тех пор наиболее активные места деятельности группы находились во франкоязычной Европе и Квебеке; из Квебека группа намеревалась распространить свое влияние на Соединенные Штаты и начала проект перевода, чтобы сделать идеи OTS доступными для англоговорящих людей. По большей части это не увенчалось успехом, поскольку в ОТС никогда не было более нескольких американских членов. [ 41 ]
В 1985 году Ди Мамбро решил создать в Канаде центр выживания на случай ядерной войны . Поместье под названием Сакре-Кер было приобретено в Сент-Анн-де-ла-Перад , Квебек , для создания органической фермы. [ 42 ] Для финансирования покупок недвижимости организация создала несколько дочерних компаний, как официальных, так и скрытых; Ди Мамбро получил прибыль, перепродав свои доли в этих покупках членам. [ 24 ] Ди Мамбро, Журе, Доминик Беллатон и Камилла Пиле купили четыре двухквартирных шале на Chemin Belisle в Морен-Хайтс, Квебек , а также, на деньги членов, несколько других домов для деятельности OTS (включая ферму в Шири, кантон Фрибур ). членом Альбертом Джакобино.
Ди Мамбро попросил Табачника составить серию сочинений, которые вдохновили бы его на повышение в рядах ордена, называемого Археями. [ 14 ] Многие концепции и принципы Ордена были вдохновлены этими писаниями, текстами посвящения третьей степени. [ 43 ] [ 44 ] Написанные между 1984 и 1989 годами, они состояли из 21 статьи, каждая объемом от 15 до 20 страниц. [ 44 ] Их считали трудными для понимания даже члены ОТС. [ 44 ]
Первые разногласия
[ редактировать ]На пике своего развития OTS насчитывала 300–400 основных членов. [ 17 ] Группа достигла пика своего членства в январе 1989 года, насчитывая 442 члена: 187 во Франции, 90 в Швейцарии, 86 в Канаде, 53 на Мартинике, 16 в США и 10 в Испании, от чего они получали более 36 000 долларов ежемесячно. выручка в целом. [ 41 ] Большинство членов ОТС мало общались с руководством и практически не знали об их насильственных планах. [ 45 ] Некоторые финансово успешные участники индивидуально пожертвовали группе суммы от сотен тысяч до миллионов долларов для финансирования «центров жизни»; однако вместо этого часть денег была использована для финансирования собственных командировочных расходов лидера и расходов на проживание членов OTS, у которых не было другой поддержки. У группы начались финансовые проблемы. [ 41 ]
В 1990-е годы Люк Журе, оставив свою профессию гомеопата и полностью посвятив себя ОТС, начал читать лекции по личностному развитию в различных компаниях, университетах и банках, в основном в Квебеке , а также в Швейцарии , Франции и Бельгии . Ди Мамбро, который смутно относился к этим лекциям как к «распространению идей и принципов ОТС среди общественности», начал саботировать лекции Журе, который в конечном итоге отказался от своей деятельности и стал полностью зависеть от Ди Мамбро. [ 46 ] Журе был отстранен от должности Великого Магистра, которая была передана Роберу Фалардо. Вернувшись в Европу, Ди Мамбро, Камиль Пиле и Александр Боржо купили землю в Салване (Вале) и построили три шале (Люк Журе жил в шале Ди Мамбро). [ 46 ] У группы была коммуна в Сент-Анн-де-ла-Перад . [ 47 ]
OTS в значительной степени избежал негативного общественного внимания со стороны антикультового движения 1980-х годов, за исключением двух строк, опубликованных во французском антикультовом буклете о Журе в 1984 году. Он и его группа были исключены из более поздних изданий 1980-х годов. [ 48 ] В 1991 году бывшая участница Роуз-Мари Клаус связалась с монреальской организацией по наблюдению за культами , Info-Secte и после этого группа подготовила письмо, предупреждающее другие организации в Канаде о группе. Муж Клауса бросил ее ради «космического брака» с другой женщиной, и она хотела вернуть деньги, которые она отдала организации; она подала в суд на группу и попыталась добиться негативного освещения OTS в прессе. [ 49 ] 10 сентября 1991 года президент Мартиникского отделения Ассоциации защиты семей и отдельных лиц (ведущей французской антикультовой группы) в письме обратился к различным канадским ассоциациям с просьбой предоставить информацию об этой группе после того, как несколько мартиниканцев покинули остров, чтобы присоединяйтесь к ним. [ 48 ] В 1992 году по приглашению французской организации по наблюдению за культами Клаус посетила Мартинику, где осудила группу. Ее заявления подхватили местные СМИ. [ 48 ] [ 50 ] [ 49 ]
В следующем году группа столкнулась с новыми проблемами. Полиция Канады, которая тогда расследовала Q-37 (загадочную группу, которая угрожала убить канадских государственных чиновников, которая, как выяснилось, никогда не существовала), полагала, что в этом могла быть замешана OTS. [ 49 ] Вскоре после того, как на места расположения группы в Квебеке были совершены обыски, двое ее членов были арестованы по обвинению в незаконном хранении оружия. Журе попросил мужчин купить три полуавтоматических пистолета с глушителями , что запрещено в Канаде, в результате чего все трое были арестованы. [ 51 ] [ 12 ] Журе и двум другим мужчинам после совершения преступления были вынесены лишь легкие приговоры (один год испытательного срока без надзора и штраф в размере 1000 долларов, предназначенный для выплаты Красному Кресту ), но впоследствии к группе проявили интерес средства массовой информации. Канадская пресса начала сообщать, используя информацию, полученную в результате полицейских прослушиваний , разговоры между членами ОТС, которые они назвали « культом конца света ». [ 50 ] [ 52 ]
Хотя Журе призывал некоторых членов ОТС научиться стрелять, в то время члены Инфо-Секты считали, что группа имеет характер выживания и что они намеревались использовать это оружие, чтобы защитить себя после апокалипсиса; Представитель Инфо-Секты публично выразил недоумение по поводу того, зачем им для этой цели нужны глушители. Даже бульварные газеты, освещавшие деятельность ОТС и публикующие мрачные истории об этой организации, не указали, что считают их способными к насилию. В марте 1993 года некоторые члены группы пытались убедить прессу в том, что ОТС безвредна и в основном занимается нравственным развитием и садоводством, и отвергли обвинения в том, что она является сектой. [ 50 ]
OTS считала себя все более преследуемой, хотя, по словам Жана-Франсуа Майера , фактической оппозиции группе было мало, а министр общественной безопасности Канады Клод Райан прямо заявил, что правительство не будет следить за членами культа после сообщений о группе. и отрицание информации о том, что группа планировала совершить террористические атаки в Канаде. [ 53 ] Руководство полагало, что растущее внимание юристов и средств массовой информации является одновременно заговором против ОТС и признаком Кали-юги , и идеи группы все больше сосредотачивались на разрушении окружающей среды и экологическом коллапсе. [ 12 ] [ 52 ]
Начиная с конца 1980-х, некоторые участники начали сомневаться в Ди Мамбро. [ 54 ] В 1990 году сын Ди Мамбро Эли обнаружил, что аппарации, появлявшиеся во время церемоний OTS, были фальшивыми, которыми управлял Тони Дютуа, который подтвердил это перед тем, как покинуть группу. Эли, который также понял, что «мастеров», представленных его отцом, не существует, затем рассказал об этом другим участникам. [ 54 ] [ 55 ] Некоторые участники объяснили фальсификацию необходимостью сохранить в группе «более слабые души», но многие другие участники, чья вера в группу ранее была подорвана скандалом с глушителем, покинули группу и потребовали возмещения пожертвованных ими денег. [ 55 ] [ 56 ] Джозеф Ди Мамбро пообещал вернуть запрошенные суммы, но несколько членов OTS быстро ушли в отставку в 1990 году, оставив только основную группу членов OTS. [ 54 ] Лидеры начали следить за членами, которые заявили, что хотят покинуть ОТС. За некоторыми шпионили, телефоны других прослушивались. Многие участники, в том числе собственный сын Ди Мамбро и многие высокопоставленные члены, ушли. [ 12 ]
У Ди Мамбро также начались проблемы с Эммануэль; хотя с рождения ее воспитывали как мессию, к 12 годам она перестала сотрудничать, отвергая свою роль в группе и проявляя интерес к типичной подростковой поп-культуре . Он также считал, что ей угрожает антихрист . [ 55 ] который, как он считал, родился у Тони и Ники Дютуа летом 1994 года. [ 55 ] [ 57 ] Ди Мамбро считал, что Антихрист был рожден для того, чтобы помешать ему достичь своей духовной цели. [ 57 ] Ди Мамбро ранее запрещал Ники рожать, но после того, как она покинула группу, у них родился сын, которого они назвали Кристофер Эммануэль. Ди Мамбро, глубоко оскорбленный сходством имен, неподчинением его инструкциям и тем, что с ним не посоветовались при выборе имени младенца, позже в 1994 году приказал убить семью. [ 55 ] [ 57 ]
Массовые убийства и самоубийства
[ редактировать ]Планирование
[ редактировать ]В записи, датированной, вероятно, весной 1994 года, Журе и Ди Мамбро обсуждали осаду Уэйко , говоря, что они «одолели нас до упора», а Ди Мамбро сказал, что «то, что мы сделаем, будет еще более впечатляющим». [ 58 ] Члены группы утверждали, что 6 января 1994 года в Сиднее произошло массовое самоубийство . По данным полиции Нового Южного Уэльса , этого не произошло. [ 59 ] [ 60 ] В другой записи, сделанной весной 1994 года, Ди Мамбро заявил: [ 61 ]
Нас отвергает весь мир. Во-первых, люди, люди больше не могут противостоять нам. А наша Земля, к счастью, нас отвергает. Как бы мы ушли [иначе]? Мы также отвергаем эту планету. Мы ждем того дня, когда сможем уйти… Жизнь для меня невыносима, невыносима, я не могу продолжать. Так что подумайте о динамике, которая заставит нас пойти куда-нибудь еще.
Учитывая масштаб проблем, стоящих перед лидерами группы, было решено, что они «перейдут» на Сириус. Для подготовки к переходу наиболее верным членам были даны конкретные задания. [ 62 ] В их число были включены конкретные виды смертей, которые были разделены на три категории:
- устранение «предателей»;
- казнь участников, согласившихся с принципом транзита, но не обязательно физической смертью («Бессмертные»);
- казнь участников, согласившихся с принципом транзита и принявших физическую смерть («Пробужденные»)
OTS назвал эти действия «транзитом», который они охарактеризовали как «ни в коем случае не самоубийство в человеческом смысле этого слова». [ 25 ] По их мнению, предателей просто убьют, в то время как «более слабым» членам «поможат» пройти транзитом, а оставшиеся члены, считающиеся достаточно сильными, убьют себя. Члены верили, что после смерти они приобретут «солнечные тела» в далеком месте в космосе (обычно это звезда Сириус , но также Юпитер или Венера ). [ 44 ] [ 63 ] [ 40 ] Лидеры группы написали четыре письма, выражающие эти взгляды, известные как «Завещание» , в которых содержались сообщения об убеждениях ордена. [ 64 ] [ 65 ] [ 40 ] Четыре письма были озаглавлены «Всем, кто еще может понять голос мудрости… Мы обращаемся к этому последнему посланию», «Роза + Крест», «Переход в будущее» и, наконец, «Любителям справедливости». [ 66 ]
По их мнению, они должны были «пройти транзитом» мимо звезды Сириус . Во время последнего заседания ордена, 24 сентября 1994 года, группа была переименована в Альянс Розы-Креста (ARC), объявил Табачник. Группа утверждала, что переименование было сделано для того, чтобы достичь «необратимого этапа возвращения к Отцу» и «V-го правления», которое приведет к отмене иерархий. [ 44 ]
Морин-Хайтс, Шири и Салван
[ редактировать ]30 сентября 1994 года Доминик Беллатон заманил Дютуа в шале Ди Мамбро в Морин-Хайтс ; Ди Мамбро приказал двум членам группы, Джерри Жену и Жоэлю Эггеру, уничтожить младенца. [ 57 ] Ребенку проткнули сердце деревянным колом, а родителей убили. Каждая из жертв получила несколько ножевых ранений; Тони получил пятьдесят ножевых ранений в спину. [ 67 ] [ 68 ] Беллатон и Эггер уехали в Швейцарию в 22:10 того же дня, а Жену и его жена Колетт убрались и подожгли шале, покончив с собой. [ 69 ] [ 70 ] Позже тела Дютуа были найдены спрятанными в чулане. [ 68 ]
вспыхнули два пожара В ночь с 4 на 5 октября 1994 года в Швейцарии : один около 23:55 на ферме «Ла Рошетт» в Шири , а другой — в трех шале «Ле Фонд дю Бан» в Сальване . Когда прибыли пожарные, они обнаружили 23 человека мертвыми в Шири и 25 в Салване. Жертвы в большинстве случаев были «одеты в белый, черный или золотой ритуальный плащ, в зависимости от достигнутой степени посвящения». [ 71 ] В Швейцарии многие жертвы были найдены в секретной подземной часовне, уставленной зеркалами. [ 72 ] [ 68 ] Журе был среди погибших в Салване. Многие тела были сожжены до неузнаваемости, а тела Журе и Ди Мамбро пришлось опознать по стоматологическим картам . [ 73 ] Среди погибших также были жена и ребенок Ди Мамбро. [ 74 ]
Утром 5 октября Ди Мамбро поручил участнику Патрику Вуарне, сыну Жана Вуарне , разослать письма Завета примерно 300 людям, в том числе средствам массовой информации, другим последователям и ряду политических и общественных деятелей, включая Шарля Паскуа и Билл Клинтон . [ 73 ] [ 75 ] Эти письма были разосланы 60 учёным (одним из которых был Жан-Франсуа Майер ). [ 40 ] [ 65 ] [ 70 ] Они были проштампованы фирмами «D.Part» и «Tran Sit Corp» и отправлены по почте с адреса «33 Golden Strasse, 8011 ZURICH». [ 76 ] [ 25 ] [ б ]
В Шейри двадцать жертв скончались от одной или нескольких пуль в голову, двое задохнулись, надев на головы полиэтиленовые пакеты, а еще один, вероятно, таким же образом, 3 октября. У двадцати двух человек был флунитразепам в крови , а у одного — теобромин . Закрытое изнутри здание на следующий день было подожжено автоматической системой зажигания. [ 77 ] [ 78 ] Тела были одеты в церемониальные одежды ордена и стояли в кругу, ноги вместе, головы наружу, у большинства полиэтиленовые пакеты на головах были завязаны ; каждый из них был убит выстрелом в голову. [ 79 ] Погибшие были разделены на три категории. Члены внутреннего круга, близкие к Журе и Ди Мамбро, называемые «Пробужденными», проглотили яд. Еще 30 «Бессмертных» были застрелены или задушены; Еще восемь человек, объявленных «предателями», были убиты. [ 67 ] [ 80 ]
Пластиковые пакеты, возможно, были символом экологической катастрофы , которая постигнет человечество после того, как члены OTS переберутся на Сириус; также возможно, что эти сумки использовались как часть ритуалов OTS, и что участники носили их добровольно, не подвергаясь принуждению. Были также доказательства того, что многие жертвы в Швейцарии перед расстрелом были накачаны наркотиками. Другие жертвы были найдены в трех лыжных шале; несколько мертвых детей лежали вместе. [ 79 ] Трагедия была обнаружена, когда офицеры бросились на места происшествия для тушения пожара, возникшего с помощью устройств дистанционного управления. В прощальных письмах, оставленных верующими, говорилось, что, по их мнению, они уходят, чтобы спастись от «лицемерия и угнетения мира сего». [ 79 ] По меньшей мере пятеро из погибших были детьми. [ 81 ]
В Салване выяснилось, что жертвам вводили (или вводили себе) яд на основе кураре , опиоидов и бензодиазепина . Затем коттеджи заперли изнутри и подожгли с помощью автоматической системы зажигания. Тела были найдены только в двух из трех коттеджей. [ 82 ] В Швейцарии среди погибших найдены мэр, журналист, госслужащий и менеджер по продажам. Записи, изъятые полицией Квебека, показали, что некоторые члены лично пожертвовали канадских долларов Ди Мамбро более 1 миллиона . Следователи пришли к выводу, что большинство погибших умерли 3-го числа. [ 68 ]
Швейцарское расследование
[ редактировать ]Руководство ОТС глубоко заботилось о наследии группы и потратило много времени на упреждающее создание «легенды» посредством как манифестов, которые они разослали по почте различным средствам массовой информации и научным источникам, так и путем уничтожения всех доказательств, которые противоречили бы их собственным. история. Этот план был сорван, так как некоторые устройства зажигания вышли из строя. В результате этой неудачи после себя осталось большое количество письменных документов Храма, некоторые из которых были обнаружены на уцелевших компьютерах группы, а также на аудио- и видеокассетах, которые могли быть просмотрены следователями. [ 83 ] Через несколько месяцев после гибели двое журналистов France 2 посетили руины шале Сальван и обнаружили в кухонном мусорном баке аудиокассеты в отличном состоянии, на которых записаны телефонные разговоры между последователями, за которыми шпионил Ди Мамбро. [ 84 ] Отрывки из записей были переданы в эфир и признаны соответствующими убеждениям и тезисам ордена. [ 85 ]
Благодаря найденным документам полиция смогла понять работу сообщества и узнать некоторых его членов, в том числе Мишеля Табачника (концерт в Дании во время массовых убийств). [ 46 ] Следственный судья Андре Пиллер в течение трех дней допрашивал его, и с него сняли обвинения в совершении массового убийства. Были допрошены и другие бывшие члены OTS, такие как Тьерри Югенен, который показал, что его вызвали в Сальван 4 октября с обещанием, что причитающиеся ему деньги будут возвращены в тот же день. Однако, почувствовав опасность, он покинул место происшествия. Далее он объяснил, что, по его мнению, план состоял в том, чтобы убить его и других, чтобы достичь числа 54 жертв, в связи с казнью 54 рыцарей Ордена Храма на костре 18 марта во время правления Филипп IV Франции . [ 70 ] [ с ] После мероприятия некоторые другие участники заявили о своей постоянной поддержке идей группы и даже пожалели, что их не выбрали для «транзита». [ 86 ] Швейцарский судья пришел к выводу, что из пятидесяти двух смертей только пятнадцать были самоубийствами. [ 63 ]
Веркор
[ редактировать ]В ночь с 15 на 16 декабря 1995 года шестнадцать человек - тринадцать взрослых и трое детей в возрасте 2, 4 и 6 лет - были сожжены в виде кругового звездообразования. [ 63 ] [ 87 ] в месте под названием «Ле Тру де л'Анфер», на изолированной поляне на массиве Веркор , недалеко от Сен-Пьер-де-Шеренн ( Изер ) во Франции . [ 86 ] [ 88 ] Рядом с ними были найдены еще два тела. [ 63 ] 23 декабря 1995 года 16 тел были обнаружены егерем. [ 89 ] [ 90 ] Записи группы, обнаруженные швейцарской полицией, предупреждали, что следующее массовое самоубийство произойдет в день солнцестояния; 1995 года зимнее солнцестояние произошло 22 декабря. [ 91 ]
Расследование, проведенное Исследовательским отделом национальной жандармерии Гренобля , который поручил техническую экспертизу Исследовательскому криминальному институту национальной жандармерии (IRCGN), показало, что 14 человек, в том числе трое детей, принимали успокоительные таблетки, надевали на головы полиэтиленовые пакеты и лежали по кругу, ноги в середине круга. Затем Жан-Пьер Ларданше и Андре Фридли поочередно выстрелили каждому участнику в голову из двух винтовок 22-го калибра . [ 92 ] После этого на тела подложили дрова, облили бензином и подожгли. Затем они оба выстрелили себе в голову из двух револьверов «Магнум» 357-го калибра и прыгнули в огонь. [ 93 ] [ 94 ] У двух женщин, матерей детей, были проломлены черепа. [ 94 ] Прокурор Гренобля возбудил расследование по факту убийства и преступного сговора с возможностью внешнего соучастия. [ 95 ] [ 96 ]
Некоторые из погибших оставили после себя записки, в которых говорили, что «увидят другой мир». [ 63 ] Следователи пришли к выводу, что из шестнадцати погибших как минимум четверо умерли не добровольно. [ 97 ] Одной из погибших была олимпийская чемпионка Эдит Бонлье , участвовавшая в скоростном спуске среди женщин на зимних Олимпийских играх 1956 года . [ 98 ]
Сен-Казимир
[ редактировать ]22 марта 1997 года в Сен-Казимире , Квебек, внезапно загорелся старый фермерский дом. [ 99 ] [ 100 ] По звонку соседа вскоре прибыли пожарные, и после того, как через час пожар утих, они смогли войти в дом. [ 100 ] В 19:35 они обнаружили четыре обгоревших тела (две пары), найденные в главной спальне на втором этаже, расположенные в виде распятия. [ 97 ] [ 100 ] [ 65 ] По комнате были разбросаны лепестки красных роз, а при обыске дома полиция обнаружила меч с выгравированным женским именем («Полина Риу») и одежду в средневековом стиле. Когда дым рассеялся, в 8:05 на первом этаже было обнаружено тело еще одной женщины. После прибытия офицеров трое подростков, детей одной из пар, вышли из сарая в саду и были найдены начальником пожарной охраны, который предположил, что они, возможно, были под воздействием наркотиков. Подростков отвезли на медицинское обследование, у них в крови были обнаружены следы бензодиазепина . [ 65 ]
Пожар был устроен намеренно; три баллона с пропаном были отсоединены от детонационного механизма и не пострадали от пожара. Среди обломков были обнаружены металлические решетки с тканью, пропитанной горючими веществами. Таймеры, использованные в механизме детонации, напоминали те, что использовались при поджоге в Морин-Хайтс. [ 65 ] Попытка сжечь дом изначально не удалась из-за механической ошибки. [ 97 ] Подростки успешно убедили родителей, что хотят жить, и им разрешили уйти. [ 97 ] [ 101 ] Как поясняется в найденной записке, участники покончили с собой, полагая, что их смерть позволит им «перейти» на другую планету, чтобы продолжить жизнь. [ 97 ]
Последствия
[ редактировать ]В 1995 году ОТС был внесен в список культов в отчете Парламентской комиссии по культам Франции . [ 102 ] Действия группировки стали важным фактором ужесточения борьбы с культами во Франции. [ 103 ] После этих смертей население Франции и Швейцарии овладело страхом перед культами. [ 86 ] Действия «Храма Солнца» побудили европейские правительства начать следить за новыми и нетрадиционными религиозными движениями, а также повлияли на американское антикультовое движение . [ 104 ]
После этого многие антикультовые активисты сравнили Журе, которого тогда считали харизматичным лидером ОТС, с Дэвидом Корешем , хотя Ди Мамбро позже был назван главным лидером группы, а Журе - ее вербовщиком. [ 40 ]
Первоначально шли споры о том, было ли это массовое самоубийство или массовое убийство. [ 81 ] [ 105 ] В конце концов расследование пришло к выводу, что Ди Мамбро и Люк Журе организовали массовое самоубийство . Следователи распорядились уничтожить это место, «чтобы не шокировать верующих и не привлекать любопытных», и это решение вызвало споры. [ 71 ]
После смерти швейцарские кантональные власти основали Межкантональный информационный центр Sur les Croyances , организацию, призванную предоставлять информацию о культах. [ 106 ]
Судебные разбирательства
[ редактировать ]23 декабря 1995 года во время программы «Журнал де 13 часов» на французском канале TF1 журналист Жиль Було упомянул, что группа выжила и объединилась под руководством Мишеля Табачника , тем самым косвенно заявив, что Табачник был вдохновителем резни в Веркоре. Позже Арно Беда приобрел фотографии, которые, как утверждается, прямо указывают на причастность Табачника к действиям ОТС. [ 107 ] [ 108 ] Эту информацию подхватили СМИ, что побудило Табачника публично опровергнуть это. Выяснилось, что в сентябре 1994 года Табачник прочитал в Авиньоне две лекции по просьбе Ди Мамбро. Эти лекции были подготовительными занятиями к массовым убийствам, которые должны были произойти в октябре того же года. Позже было сказано, что Табачник действительно принимал участие в этих конференциях, но не знал результатов массовых убийств, и что это было подстроено Ди Мамбро. [ 96 ] Позже Табачник подал в суд на Було, но безуспешно, за клевету. [ 107 ] [ 109 ]
На момент расследования, в связи со смертью двух лидеров в Салване в 1994 году, Табачник был единственным обвиняемым по делу. Следственный судья посчитал, что Табачник своими сочинениями и конференциями мог подстрекать последователей к самоубийству. Поэтому ему было предъявлено обвинение в участии в преступном сговоре с целью совершения преступления. [ 86 ] В свою защиту Табачник опубликовал «Козел отпущения». В ловушке Солнечного Храма , с предисловием Пьера Булеза . [ 110 ] Клоду Жирону, члену группы и фармацевту, в феврале 1997 года было предъявлено обвинение в преступном сговоре, поскольку его подозревали в поставках группе наркотиков, использованных при убийствах. Дело против него было прекращено в июле того же года. [ 111 ] [ 112 ] 17 ноября 1998 года следственный судья Люк Фонтен представил выводы своего расследования второй резни в Веркоре. [ 113 ]
В преддверии уголовного процесса против Мишеля Табачника семьи жертв, которые считали, что это было массовое самоубийство, подали гражданский иск. Изучив материалы экспертов, гражданский истец выявил ряд несоответствий в расследовании, в том числе тот факт, что органическая среда вокруг тел сожженных жертв была полностью неповрежденной и не имела следов огня. Гражданский истец затем потребовал проведения контрэкспертизы и поставил под сомнение теорию коллективного самоубийства. [ 86 ] По словам Алена Вуарне, сына и брата двух жертв , который с 1995 года вел параллельное частное расследование, [ 114 ] «коллективные самоубийства» членов Ордена Солнечного Храма в декабре 1995 года в регионе Веркор до сих пор до конца не объяснены. Он жаловался на отсутствие сотрудничества со стороны судебной системы, которая всегда отказывалась расследовать возможность убийства. По словам эксперта профессора Жильбера Лавуэ, проведенного по заказу г-на Вуарне, на месте происшествия был обнаружен фосфор , что указывает на использование огнемета , а это означает, что самоубийство было не самоубийством, а инсценировкой. [ 115 ] Вуарне заявил: «Мы с отцом по-прежнему убеждены, что эти шестнадцать тел обуглились до такой степени не из-за нескольких влажных ветвей». [ 114 ] По результатам экспертизы выявлено «избыток фосфора от 21% до 40%». [ 116 ]
Tabachnik's trial
[ редактировать ]
13 апреля 2001 года в музее-библиотеке Гренобля , который был преобразован по этому случаю, начался уголовный процесс над Мишелем Табачником (которого защищал Фрэнсис Шпинер ) по обвинению в «преступном сговоре». Однако сторона истцов разделилась на два лагеря: один лагерь возглавлял Ален Вуарне, который считал, что суд должен сосредоточиться не на ответственности Табачника, а на самом расследовании, которое, по их мнению, не дошло до конца в их исследовании; и другой, возглавляемый Национальным союзом ассоциаций защиты семьи и отдельных жертв сект (UNADFI), который считал, что Табачник и его произведения были причиной массовых самоубийств и что культы должны быть искоренены. [ 86 ]
На седьмой день суда несколько бывших членов ОТС выступили и дали показания. Среди данных показаний некоторые были шокированы и разгневаны сектой и совершенными действиями, в то время как другие остались верны Ди Мамбро и транзиту на Сириус. [ 86 ] На восьмой день Табачник наконец дал интервью и рассказал, что Ди Мамбро манипулировал им и обманывал его. На десятый день прокурор потребовал 5 лет лишения свободы за предполагаемую роль Табачника в обучении последователей Храма. [ 117 ] 25 июня 2001 года суд оправдал Табачника на том основании, что не было обнаружено никаких существенных доказательств «помимо гипотез» о том, что Табачник организовал убийства. [ 118 ]
Прокурор , по - прежнему обвиняя его в том, что своими произведениями он подтолкнул последователей к массовому самоубийству, обжаловал решение уголовного суда, и Табачника снова предстали перед судом на втором судебном процессе, начавшемся 24 октября 2006 года. [ 119 ] [ 120 ] Этой апелляцией истцы во главе с Аленом Виранте надеялись доказать, что расследование следователя Люка Фонтена было ошибочным, и что последователи действительно были убиты. По их просьбе профессора Жильбера Лавуэ попросили извлечь следы фосфора из эксгумированных останков жертв. В телах было обнаружено избыток фосфора. В итоге судебно-медицинские эксперты сочли, что этот анализ не привносит в дело ничего нового и не ставит под сомнение решение судьи Фонтейна. [ 117 ] Прокурор, учитывая, что Табачник не был активным членом ордена и что "его ответственность за гибель людей не установлена", не просил вынести ему приговор. В декабре 2006 года он был оправдан во второй раз. [ 121 ]
СМИ
[ редактировать ]несколько книг . По этому делу опубликовано [ 1 ] [ 122 ] Первая книга об OTS, Vie et mort de l'Ordre du Temple Solaire , написанная журналистом Рафаэлем Обером и теологом Карлом-А. Келлер , было опубликовано всего через два месяца после смерти. [ 123 ] Мемуары написали несколько бывших членов ОТС, в том числе Тьерри Югенен ( «54-й» , 1995), Рене де Вайи («Правда об Ордене Солнечного Храма» , 1995), Табачник ( «Козел отпущения: Ловушка Солнечного Храма» , 1997), Герман Делорм ( «Верь и умри в Ордене Солнечного Храма» , 1996) и Шарль Довернь ( Двадцать лет под солнцем храма , 2008). [ 1 ] [ 122 ] Многие журналисты написали книги об OTS, в том числе Арно Беда , Жиль Було и Бернар Николя, написавшие «Les Chevaliers de la mort» ; Журналист Рено Марик также написал книгу по этому делу. [ 122 ] Это также было предметом работ ученых, в том числе «Орден Солнечного храма: Храм смерти» и «Мифы о солнечном храме» . [ 1 ]
Споры
[ редактировать ]В 1998 году группу под названием « Фонд Атман» заподозрили в подготовке ритуального самоубийства в национальном парке Тейде . Полиция Испании и Германии первоначально связала группу с Орденом Солнечного Храма. [ 124 ] [ 125 ] хотя позже выяснилось, что они не связаны между собой. [ 126 ]
Помимо Алена Вуарне, другие члены семей жертв, Рене и Мугетт Ростан, а также Вилли и Гизела Шлеймер, в 2001 году и снова в 2004 году просили возобновить дело, чтобы оспорить теорию коллективного самоубийства . [ 70 ] Жан-Пьер Брар также просил возобновить дело в 2006 году. [ 127 ]
Некоторые источники, в том числе психиатр Жан-Мари Абграл , поддержали идею о том, что дело было связано с политической мафией, ссылаясь на возможные связи между Люком Журе и членами «Гладио» . [ 128 ] В 2006 году режиссер Ив Буассе также осудил след «политической мафии», который, по его утверждению, следователи не заметили. [ 129 ] Буассе снял документальный фильм Les Mystères sanglants de l'OTS , в котором изложил свою точку зрения, который транслировался по каналу France 2 в 2006 году. [ 130 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Имеется в виду концепция зачатия ребенка посредством божественного вмешательства без сексуальных отношений. [ 5 ]
- ^ Намеки на различные убеждения ОТС. «Золотая Штрассе» относится к Золотому Пути, 33 — к «33 Старшим Братьям Ордена Розенкрейцеров». Д. Парт – каламбур – «Отправиться». Цюрих - это место, где Ди Мамбро, как утверждал, встретился с «мастерами». [ 76 ]
- ↑ Утверждение Тьерри Югенена о дате казни на костре 54 рыцарей-тамплиеров неточно и путает два события: сожжение на костре 54 рыцарей 12 мая 1310 года и сожжение на костре гроссмейстера Жака де Моле и местный лидер Жоффруа де Шарне 18 марта 1314 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Клюзель и Палмер, 2020 , с. 219.
- ^ Перейти обратно: а б с Интровинье 2006 , стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б с Льюис 2005 , с. 297.
- ^ Перейти обратно: а б с Палмер 1996 , с. 305.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Клюзель и Палмер, 2020 , с. 220.
- ^ Беда, Було и Николя 1997 , стр. 37.
- ^ Льюис 2005 , с. 301.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мишо 1996 , с. 32.
- ^ Интровинье 2006 , с. 28.
- ^ Интровинье 2006 , с. 29.
- ^ Богдан 2014 , с. 288.
- ^ Перейти обратно: а б с д Богдан 2014 , с. 289.
- ^ Перейти обратно: а б Дру, Антуан; Тэнгли, Мэрион (8 февраля 2023 г.). «Серия «Братство» предлагает «свежий взгляд» на ужас Ордена Солнечного Храма . Radio Télévision Suisse (на швейцарском французском языке) . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Морат и Лемассон 2023a .
- ^ «L’Ordre du Temple Solaire» («Орден Солнечного Храма»). Ла Круа (на французском языке). 17 апреля 2001 г. ISSN 0242-6056 . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ Пуэйо, Серж (25 октября 2006 г.). «Ordre du Temple Solaire: les larmes de Tabachnik» [Орден Солнечного Храма: Слёзы Табачника]. Ле Фигаро (на французском языке). Архивировано из оригинала 9 ноября 2006 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Палмер 1996 , с. 306.
- ^ Пивуа, Марк (19 апреля 2001 г.). «De l'épéevola à l'enfant cosmique» [От летающего меча к космическому ребенку ]. Освобождение (на французском языке). Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 27 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Клюзель и Палмер, 2020 , с. 221.
- ^ Брайтберг, Жан-Моаз. «Des sectes s'auto-proclament héritières du Temple» [Секты заявляют, что являются наследниками Храма]. prevensectes.me (на французском языке). Архивировано из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 24 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Холл и Шайлер 2000 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с Богдан 2006 , с. 134.
- ^ Кэмпбелл; Кент, Стивен А. (1998). «Культы НЛО/летающих тарелок» . В Сватосе, Уильям Х. (ред.). Энциклопедия религии и общества . АльтаМира Пресс . п. 531. ИСБН 978-0-7619-8956-1 . Проверено 16 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мишо 1996 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с Холл и Шайлер 2000 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Криссайдс 2006 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 1996 , с. 311.
- ^ Палмер 1996 , стр. 315.
- ^ Перейти обратно: а б Криссайдс 2006 , с. 120.
- ^ Майер 1999 , с. 173.
- ^ Беда, Було и Николя 1997 , стр. 108–109.
- ^ Перейти обратно: а б с Льюис 2005 , с. 302.
- ^ Палмер 1996 , с. 309.
- ^ Clusel & Palmer 2020 , стр. 220–221.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер 1996 , стр. 310.
- ^ Перейти обратно: а б Клюзель и Палмер, 2020 , с. 243.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Богдан 2006 , с. 144.
- ^ Майер 2006a , с. 7.
- ^ Майер 2006b , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Палмер 1996 , с. 303.
- ^ Перейти обратно: а б с Майер 1999 , с. 177.
- ^ Тейсейра-Лессар, Филипп (4 октября 2014 г.). «Выживание в ОТС» . La Presse (на канадском французском языке) . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Леклюз, Эрик (31 октября 2006 г.). «Tabachnik épargné par le parquet» [Табачник пощажен обвинением]. L'Express (на французском языке). Рейтер . Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 25 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лабелль 2006 , с. 162.
- ^ Майер 2006b , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б с Морат и Лемассон 2023b .
- ^ «ОТС покинул место происшествия» . Ле Нувеллист (на канадском французском языке). Полет. 75, нет. 18. 19 ноября 1994. стр. 1–2 . Получено 10 декабря 2023 г. - через BAnQ digital .
- ^ Перейти обратно: а б с Майер 1999 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с Вессингер 2000 , с. 224.
- ^ Перейти обратно: а б с Майер 2006b , с. 96.
- ^ Интровинье 2006 , стр. 31–32.
- ^ Перейти обратно: а б Майер 1999 , с. 180.
- ^ Майер 2006b , стр. 98–99.
- ^ Перейти обратно: а б с Майер 1998 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уоллисс 2006 , с. 112.
- ^ Ласке, Карл (29 декабря 1995 г.). «Перерасход средств на счетах Храма Солнца. По данным швейцарской полиции, секта, которая считается чрезвычайно богатой, близка к финансовому краху» [Перерасход средств по счетам Храма Солнца. По данным швейцарской полиции, предположительно богатая секта находится на грани финансового краха]. Освобождение (на французском языке). Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года . Проверено 2 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фарнсворт, Клайд Х. (20 ноября 1994 г.). «Полиция Квебека заявляет, что ребенок стал объектом культа» . Нью-Йорк Таймс . п. 19 . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Майер 1999 , с. 172.
- ^ «Расследование смерти членов Ордена Солнечного Храма. Австралийский след» . Ле Монд (на французском языке). 12 октября 1994 года . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ «Связь Австралии со швейцарским культом Судного дня» . Канберра Таймс . 9 октября 1994 г. стр. 1–2 . Проверено 10 декабря 2023 г. - через Trove .
- ^ Вессингер 2000 , с. 225.
- ^ Мишо 1996 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вессингер 2000 , с. 219.
- ^ Богдан 2014 , с. 286.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Клюзель и Палмер, 2020 , с. 218.
- ^ Льюис 2006 , Приложение 1.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис 2006 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вессингер 2000 , с. 218.
- ^ Мишо 1996 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Прокурор С. Табачник» [Прокурор против Табачника]. Апелляционный суд Гренобля (на французском языке). 11 июля 2001 года . Проверено 25 января 2013 г. - через CESNUR .
- ^ Перейти обратно: а б Тену, Жан-Пьер (15 августа 2006 г.). «Резня в культе» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ Дэвис, Эрик (25 октября 1994 г.). «Пилоты Солнечного храма: читая последние времена с Люком Журе» . Деревенский голос . Проверено 30 сентября 2023 г. - через techgnosis.com.
- ^ Перейти обратно: а б Серрилл, Майкл С. (24 октября 1994 г.). «Остаток дня» . ВРЕМЯ . Том. 114, нет. 17. с. 42. ISSN 0040-781X . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Швейцарская полиция опознала тело лидера культа; причина смерти неизвестна» . Лос-Анджелес Таймс . 14 октября 1994 года . Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ Беда, Було и Николя 1997 , стр. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Беда, Було и Николя 1997 , с. 319.
- ^ Мишо 1996 , с. 31.
- ^ «Смерти в культе Храма Солнца в Швейцарии в 1994 году» . SWI Swissinfo . 5 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2019 г. . Проверено 13 ноября 2019 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Хаут 1995 , с. 31.
- ^ Bogdan 2014 , pp. 286–287.
- ^ Перейти обратно: а б Райдинг, Алан (7 октября 1994 г.). «Швейцарцы исследуют противоречивые признаки смерти в культах» . Нью-Йорк Таймс . п. 1 . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ Мишо 1996 , с. 10.
- ^ Майер 1999 , стр. 172–174.
- ^ Лемассон и др. 1996 , 08:45–09:38.
- ^ Лемассон и др. 1996 , 09:49–10:08.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Морат и Лемассон 2023c .
- ^ Крафт, Скотт (24 декабря 1995 г.). «Во французских Альпах найдено 16 тел; подозрение на культовый ритуал» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «L'affaire de l'Ordre du Temple Solaire Revient devant la Justice» [Дело Ордена Солнечного Храма возвращается в суд] (на французском языке). Рейтер . 19 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 27 января 2022 г. Проверено 25 января 2013 г. - через prevensectes.me.
- ^ Маслия, Денис (23 декабря 2015 г.). «Орден Солнечного Храма: двадцать лет назад апокалипсис» . Дофине освобожден (на французском языке) . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Маслия, Денис (3 августа 2017 г.). «22 года назад произошла резня Ордена Солнечного Храма» . Дофине освобожден (на французском языке) . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Уитни, Крейг Р. (24 декабря 1995 г.). «Во Франции обнаружено 16 сожженных тел; подозрение на связь с культом» . Нью-Йорк Таймс . п. 1 . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Гетнер, Жиль (29 августа 2011 г.). «Криминальные загадки: резня в Солнечном храме» . Valeurs actuelles (на французском языке) . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Деманьи, Ксавье (25 августа 2018 г.). «ВИДЕО - Криминальные истории: Орден Храма Солнца, 16 членов культа найдены мертвыми в Изере» . France Bleu (на французском языке) . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Каррера, Толита (25 октября 2006 г.). «195. Орден Солнечного Храма: эксперт рассказывает об ужасе убийства» [195. Орден Солнечного Храма: эксперт рассказывает об ужасах резни. Центр против психических манипуляций (на французском языке) . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Пивуа, Марк (28 апреля 2001 г.). « Табачник a donné le signal» du grand départ» [«Табачник дал сигнал» к большому отъезду]. Либерасьон (на французском языке) . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Везар, Фредерик (24 апреля 2001 г.). «Мишель Табачник преуменьшает свою роль ]. Le Parisien (на французском языке) . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Льюис 2005 , стр. 296–297.
- ^ Сандомир, Ричард (3 января 2017 г.). «Жан Вюарне, новатор в горнолыжном спорте, умер в возрасте 83 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ «Дело Ордена Солнечного Храма» . Наследие Sûreté du Québec (на канадском французском языке). 2020 . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Клюзель и Палмер, 2020 , с. 217.
- ^ Клюзель и Палмер 2020 , с. 237.
- ^ «Комиссия по расследованию культов». Национальное собрание (на французском языке). 22 декабря 1995 года . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ Л., Ф. (17 апреля 2001 г.). «ОТС – спусковой крючок для войны с культами» . TF1 (на французском языке). Архивировано из оригинала 26 августа 2010 года . Проверено 25 января 2013 г.
- ^ Льюис 2006 , с. 2.
- ^ Лаллеман, Ален; Гийом, Ален; Метдепеннинген, Марк (6 октября 1994 г.). « Культ уничтожен: самоубийство или массовое убийство? Люк Журе, странный персонаж, ожесточился в Квебеке, проник культ...]. Ле Суар (на французском языке). Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 года . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ Чеза, Баттист (10 августа 2000 г.). «Фрибур говорит нет информационному центру веры» . Le Temps (на швейцарском французском языке). ISSN 1423-3967 . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тейнье, Марк (17 июня 2022 г.). « Храм Солнца: невозможное расследование»: Жиль Було рассказывает о «невыразимом ужасе» на канале TMC . Le Parisien (на французском языке) . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Зибенманн, Лоран (15 июня 2022 г.). «TMC relonge au coeur de l'affaire de l'Ordre du Temple Solaire» [TMC возвращается к сути дела Ордена Солнечного Храма]. Le Matin (на швейцарском французском языке). ISSN 1018-3736 . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Вермелен, Жером (17 июня 2022 г.). « Солярный храм, l’расследование невозможно»: Жиль Було рассказывает о случае, перевернувшем его карьеру . ИНФОРМАЦИЯ О TF1 (на французском языке) . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Ру, Мари-Од (8 ноября 2007 г.). «Мишель Табачник: «Я чувствую себя немного чудотворцем» ] . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Везар, Фредерик (24 марта 2001 г.). «Элементы, которые подавляют фармацевта OTS» [Доказательства против фармацевта OTS]. Le Parisien (на французском языке) . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Бруссар, Филипп (24 декабря 1999 г.). «Расследование Храма Солнца раскрывает мир тайных обществ» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ^ Франсильон, Клод (19 ноября 1998 г.). «L'instruction du «suicide» de l'Ordre du Temple Solaire est close» [Расследование «самоубийства» Ордена Солнечного Храма закрыто]. Ле Монд (на французском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дюран, Джеки (14 августа 2003 г.). «Le retour du mystère du Temple Solaire» [Возвращение тайны солнечного храма]. Либерасьон (на французском языке). Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года . Проверено 25 января 2013 г.
- ^ «Ален Вюарне: «Правосудие — это ложный путь» » [Ален Вюарне: «Правосудие сделало неправильный поворот»]. France Soir (на французском языке). 1 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2007 г. Проверено 12 июля 2009 г.
- ^ Везар, Фредерик (20 сентября 2003 г.). «Новое экспертное заключение накануне суда». Le Parisien (на французском языке) . Проверено 25 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Морат и Лемассон 2023d .
- ^ «Дирижер очищен от культа смертей» . Новости Би-би-си . 25 июня 2001 года . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ » « Кондуктор снова на скамье подсудимых La Libre Belgique (на французском языке). 23 октября 2006 года . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Крисафис, Анжелика (25 октября 2006 г.). «Дирижер предстает перед судом по делу о культовых убийствах во Франции, Швейцарии и Канаде» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ «Дирижер очищен от культа смертей» . Новости Би-би-си . 20 декабря 2006 года . Проверено 20 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Клеман, Эрик (30 марта 1997 г.). Узнайте больше об Ордене Солнечного Храма . La Presse (на канадском французском языке). Монреаль. п. Б6 . Получено 28 июня 2024 г. - через BAnQ digital .
- ^ «A la suite du Drame du Temple Solaire» [После трагедии Солнечного Храма]. Ле Нувеллист (на швейцарском французском языке). Сион. ат. 10 декабря 1994 г. с. 3 . Проверено 18 июля 2024 г. - через e-newspaperarchives.ch .
- ^ Алвес, Хосе (9 января 1998 г.). «Une Secte Issue De L'ordre Du Temple Solaire Suicide Collectif Evite Aux Canaries» [Культ Ордена Солнечного Храма, на Канарских островах предотвращено массовое самоубийство]. Ле Суар (на французском языке) . Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ Ордас, Пабло (18 января 1998 г.). «Лидер секты Тенерифе собрала 300 миллионов от своих последователей » . El País (на европейском испанском языке). Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 года . Проверено 17 июня 2015 г.
- ^ Ричардсон 2004 , с. 157.
- ^ Палиссон, Арно (24 декабря 2006 г.). «Жан-Пьер Брар, или Искусство поступать глупо » . Раппорты с меньшинствами (на французском языке) . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Беда, Було и Николя 2000 .
- ^ «Кинорежиссер Ив Буассе осуждает дело политической мафии» . Агентство Франс-Пресс (на французском языке). 26 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2021 г. Проверено 25 января 2013 г. - через prevensectes.me.
- ^ Ф., Г. (27 января 2006 г.). «Кровавые тайны ОТС» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
- Источники
- Библиография
- Беда, Арно ; Берч, Жиль ; Николас, Бернар (1997). Орден Солнечного Храма: Расследование и разоблачения рыцарей апокалипсиса (на французском языке). Монреаль: Свобода выражения мнений. ISBN 978-2-89111-707-4 .
- Беда, Арно ; Берч, Жиль ; Николас, Бернард (2000). Орден Солнечного Храма: Секреты манипуляции (на французском языке). Фламмарион . ISBN 978-2-08-067842-3 .
- Богдан, Хенрик (2014). «Орден Солнечного Храма». В Льюисе, Джеймс Р .; Петерсен, Йеспер Аа (ред.). Спорные новые религии (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-931531-4 .
- Клюзель, Шеннон; Палмер, Сьюзен Дж. (2020). «Храм Солнца в Квебеке и «Транзит» Сен-Казимира ». В Палмере, Сьюзен Дж.; Жоффруа, Мартин; Гаро, Пол Л. (ред.). Мистическая география Квебека: католические расколы и новые религиозные движения . Исследования Пэлгрейва в области новых религий и альтернативной духовности. Чам: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 217–245. ISBN 978-3-030-33061-3 .
- Холл, Джон Р.; Шайлер, Филип Д. (2000). «Мистический Апокалипсис Солнечного Храма». Наблюдение Апокалипсиса: религиозные движения и насилие в Северной Америке, Европе и Японии . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-203-97766-8 .
- Льюис, Джеймс Р. (2005). «Транзиты» Солнечного храма: за пределами гипотезы милленаризма». В Льюисе, Джеймсе Р.; Петерсен, Йеспер Огард (ред.). Спорные новые религии (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-515682-9 .
- Льюис, Джеймс Р. , изд. (2006). Орден Солнечного Храма: Храм Смерти . Спорные новые религии. Олдершот: Эшгейт . ISBN 978-0-7546-5285-4 .
- Майер, Жан-Франсуа Р. (2006a). «Тамплиеры эпохи Водолея: Клубы Архедия (1984–1991) и Международный рыцарский орден Солнечной традиции». В Льюисе (2006) .
- Интровинье, Массимо . «Испытание огнем: Трагедия Солнечного храма». В Льюисе (2006) .
- Майер, Жан-Франсуа Р. (2006b). «Опасности Просвещения: апокалиптические надежды и тревоги в Ордене Солнечного Храма». В Льюисе (2006) .
- Уоллисс, Джон. «Кризисы харизматической власти и милленарское насилие: случай Ордена Солнечного Храма». В Льюисе (2006) .
- Криссайдс, Джордж Д. «Источники доктрины в Солнечном Храме». В Льюисе (2006) .
- Богдан, Хенрик. «Смерть как инициация: Орден Солнечного Храма и ритуалы инициации». В Льюисе (2006) .
- Лабелль, Марк. «Орден Солнечного Храма и поиски Абсолютного Солнца». В Льюисе (2006) .
- Ричардсон, Джеймс Т. , изд. (2004). Регулирование религии: тематические исследования со всего мира . Критические проблемы социальной справедливости. Нью-Йорк: Издательство Kluwer Academic/Plenum Publishers . ISBN 978-0-306-47887-1 .
- Вессингер, Кэтрин (2000). Как жестоко наступает тысячелетие: от Джонстауна до Небесных врат . Нью-Йорк: Seven Bridges Press. ISBN 978-1-889119-24-3 .
- Журналы
- Хоут, Джеймс А. (1995). «А теперь Храм Солнца» (PDF) . Бесплатный запрос . 15 (1): 31. ISSN 0272-0701 . Проверено 15 августа 2023 г.
- Майер, Жан-Франсуа (апрель 1999 г.). « Наше земное путешествие подходит к концу»: Последнее путешествие Солнечного храма». Нова Религио . 2 (2). Перевод Зиглера, Элайджа: 172–196. дои : 10.1525/номер.1999.2.2.172 . ISSN 1092-6690 .
- Палмер, Сьюзен Дж. (октябрь 1996 г.). «Чистота и опасность в Солнечном храме». Журнал современной религии . 11 (3): 303–318. дои : 10.1080/13537909608580777 . ISSN 1353-7903 .
- Отчеты
- Майер, Жан-Франсуа (13 ноября 1998 г.). Апокалиптический милленаризм на Западе: случай Солнечного храма (PDF) (Отчет). Группа анализа критических происшествий в Университете Вирджинии . Проверено 15 августа 2023 г.
- Мишо, Роджер К. (20 июня 1996 г.). Rapport d'Investigation du Coroner [Отчет о расследовании коронера] (PDF) (Отчет) (на канадском французском языке). Правительство Квебека: Бюро коронера . Проверено 6 февраля 2023 г. - через Info-Secte .
- Документальные фильмы
- Лемассон, Эрик; Жоржо, Эрик; Леду, Лайонел; Беке, Анни-Клод (21 марта 1996 г.). «Обманчивое солнце». Специальный корреспондент . Эпизод 244 (на французском языке). Франция 2 .
- Морат, Пьер; Лемассон, Эрик (8 февраля 2023 г.). «Выжившие в OTS говорят 1/4» . Братство . Эпизод 1 (на швейцарском французском языке). Радио и телевидение Швейцарии . Проверено 20 марта 2024 г.
- Морат, Пьер; Лемассон, Эрик (8 февраля 2023 г.). «Выжившие в OTS говорят 2/4» . Братство . Эпизод 2 (на швейцарском французском языке). Радио и телевидение Швейцарии . Проверено 20 марта 2024 г.
- Морат, Пьер; Лемассон, Эрик (15 февраля 2023 г.). «Выжившие в OTS говорят 3/4» . Братство . Эпизод 3 (на швейцарском французском языке). Радио и телевидение Швейцарии . Проверено 20 марта 2024 г.
- Морат, Пьер; Лемассон, Эрик (15 февраля 2023 г.). «Выжившие после OTS говорят на 4/4» . Братство . Эпизод 4 (на швейцарском французском языке). Радио и телевидение Швейцарии . Проверено 20 марта 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Орден Солнечного Храма
- Тайные общества во Франции
- Тайные общества в Канаде
- Апокалиптические группы
- Культы
- Массовые самоубийства
- Самоубийства в Швейцарии
- Смерти от ножевых ранений в Канаде
- Убийства 1994 года в Канаде
- 1994 г. в Швейцарии.
- 1994 год в Квебеке
- Преступность в Квебеке
- Тамплиеры в популярной культуре
- Резня во Франции
- Смерти от огнестрельного оружия во Франции
- Массовые расстрелы во Франции.
- Убийства-самоубийства во Франции
- Новые религиозные движения